Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития конкуренции в Республике Крым'

Некоторые аспекты развития конкуренции в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / МОНИТОРИНГ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ТОВАРНЫЙ РЫНОК / СЕГМЕНТАЦИЯ / COMPETITION / PUBLIC POLICY / MONITORING / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ADMINISTRATIVE BARRIERS / FACTORS OF COMPETITIVENESS / COMMODITY MARKET / SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горячих Мария Владимировна

Актуальность работы обусловлена важностью проблемы развития и поддержки конкуренции. Конкуренцию надо рассматривать более широко, не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но и в качестве движущей силы экономической жизни. Конкуренция как экономический процесс предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают каждого из них односторонне воздействовать на формы обращения товаров на рынке. Методика исследования заключается в мониторинге и оценке состояния конкуренции в Республике Крым. Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений – от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая снижение налоговой нагрузки, административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики. В Республике Крым проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в октябре–ноябре 2016 г. Цель мониторинга – оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Республике Крым, поиск путей повышения конкурентоспособности в Республике Крым и потенциально возможных направлений реализации проектов повышения конкурентоспособности на территории Республики Крым. Рассмотрены итоги проведенного органами статистики мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Крым. Направления дальнейших исследований предполагаются в области мониторинга количества конкурентов на различных сегментах приоритетных для Республики Крым рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of competition development in the Republic of Crimea

The significance of the study is in covering the important issue of development and support of competition. Competition needs to be considered more broadly, not only as a result of the strategy of the interaction between companies in the market, but also as a driving force of the economic life. Competition as an economic process implies such a degree of competitiveness of economic entities that their independent actions effectively limit each of them in unilaterally influencing the types of good circulation in the market. The research procedure consists in monitoring and assessing the state of competition in the Republic of Crimea. The development of competition in the economy is a multifaceted task whose solution depends on implementing an effective state policy in a wide range of areas, starting from a macroeconomic policy, creating a favorable investment climate, developing the financial and tax system, reducing administrative and infrastructure barriers, and protecting citizens' rights and national policies. Monitoring of the state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services was carried out in the Republic of Crimea in October-November 2016. The purpose of the monitoring was to assess the status and the development of the competitive environment in these markets and to search for ways of increasing the competitiveness in the Republic of Crimea and the potential directions of implementing the projects aimed at increasing the competitiveness in the Republic of Crimea. We have considered the results of the monitoring of the status and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Republic of Crimea carried out by statistical agencies. The directions of further research will be in monitoring the number of competitors in various segments of the priority markets for the Republic of Crimea.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития конкуренции в Республике Крым»

Региональная и отраслевая экономика

DOI: 10.18721/JE.10504 УДК 339.13

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

М.В. Горячих

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Республика Крым, Российская Федерация

Актуальность работы обусловлена важностью проблемы развития и поддержки конкуренции. Конкуренцию надо рассматривать более широко, не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но и в качестве движущей силы экономической жизни. Конкуренция как экономический процесс предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают каждого из них односторонне воздействовать на формы обращения товаров на рынке. Методика исследования заключается в мониторинге и оценке состояния конкуренции в Республике Крым. Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений — от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая снижение налоговой нагрузки, административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и национальной политики. В Республике Крым проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в октябре—ноябре 2016 г. Цель мониторинга — оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в Республике Крым, поиск путей повышения конкурентоспособности в Республике Крым и потенциально возможных направлений реализации проектов повышения конкурентоспособности на территории Республики Крым. Рассмотрены итоги проведенного органами статистики мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Крым. Направления дальнейших исследований предполагаются в области мониторинга количества конкурентов на различных сегментах приоритетных для Республики Крым рынков.

Ключевые слова: конкуренция; государственная политика; мониторинг; конкурентная среда; административные барьеры; факторы конкурентоспособности; товарный рынок; сегментация

Ccbirea при цитировании: Горячих М.В. Некоторые аспекты развития конкуренции в Республике Крым // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10, № 5. С. 46—54. DOI: 10.18721/JE.10504

SOME ASPECTS OF COMPETITION DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

M.V. Goryachih

Crimean Federal University, Simferopol, Crimean Republic, Russian Federation

The significance of the study is in covering the important issue of development and support of competition. Competition needs to be considered more broadly, not only as a result of the strategy of the interaction between companies in the market, but also as a

driving force of the economic life. Competition as an economic process implies such a degree of competitiveness of economic entities that their independent actions effectively limit each of them in unilaterally influencing the types of good circulation in the market. The research procedure consists in monitoring and assessing the state of competition in the Republic of Crimea. The development of competition in the economy is a multifaceted task whose solution depends on implementing an effective state policy in a wide range of areas, starting from a macroeconomic policy, creating a favorable investment climate, developing the financial and tax system, reducing administrative and infrastructure barriers, and protecting citizens' rights and national policies. Monitoring of the state and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services was carried out in the Republic of Crimea in October-November 2016. The purpose of the monitoring was to assess the status and the development of the competitive environment in these markets and to search for ways of increasing the competitiveness in the Republic of Crimea and the potential directions of implementing the projects aimed at increasing the competitiveness in the Republic of Crimea. We have considered the results of the monitoring of the status and development of the competitive environment in the markets of goods, works and services of the Republic of Crimea carried out by statistical agencies. The directions of further research will be in monitoring the number of competitors in various segments of the priority markets for the Republic of Crimea.

Keywords: competition; public policy; monitoring; competitive environment; administrative barriers; factors of competitiveness; commodity market; segmentation

Citation: M.V. Goryachih, Some aspects of competition development in the Republic of Crimea, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 10 (5) (2017) 46-54. DOI: 10.18721/JE.10504

Введение. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие «конкуренция». Неотъемлемая часть конкуренции — борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей, борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров [2]. Господство рыночных принципов хозяйствования в современном мире укрепляет доминирование понятия «конкуренция» как всеобщей универсальной характеристики современных экономических отношений [3]. Конкуренция делает поведение субъектов экономики более рациональным и дает основание для выбора тактики деятельности на рынке, являясь системообразующим элементом в рыночной экономике [8].

Понятие «конкуренция» многозначно и не может быть сведено лишь к упрощенному определению [19]. Современные представления о конкуренции характеризуются, прежде всего, сменой концепции «конкуренция» на более широкое понятие — «взаимодействие фирм на рынке». Для эффективного взаимодействия фирм на рынке одинаково важными являются конкурентный процесс (теория добросовестной кон-

куренции) и конкурентный результат (экономическая эффективность во всех ее формах). Многие дискуссионные вопросы конкуренции не находят разрешения в течение десятилетий и требуют возвращения к своему обсуждению вновь и вновь, формируя нечто наподобие перманентной платформы для обсуждения. Но у современного этапа обсуждения есть и свои особенности. Одна из таких особенностей — постановка вопроса о возможном оформлении специальной теории конкуренции в качестве относительно самостоятельной отрасли научного знания [18]. Конкуренция касается только деятельности продавцов или производителей, и понятие «конкурентоспособность» применимо именно к ним [13]. Конкуренция характеризуется стихийной формой функционирования и коммерческой тайной [15].

В [17, с. 181] выдвигается новая концепция конкурентного результата. Исход эволюции рынка — это не некая точка и не однозначно определяемая линия, а область возможных равновесий, заданная верхними и нижними границами. Отмечается важность вариабельности исходов и указаний на те варианты, при которых рыночная ситуация не будет стабильной.

Конкуренцию надо рассматривать более широко не только и не столько в качестве стратегии взаимодействия фирм на рынке, но и в качестве движущей силы экономической жизни [1, р. 93]. Конкуренция — это особая скрепляющая сила, то, что делает экономическую систему экономической системой; это некая внутренняя структура и опора экономики. Изучение проблем теории и практики конкуренции на современном этапе развития экономической науки приобретает все более широкий характер, охватывающий не только сложившиеся механизмы конкурентных отношений, но и поиск новых подходов, позволяющих их совершенствовать [7]. Конкуренция — экономическая категория, характеризующая отношения хозяйствующих субъектов. Перенос данной категории как таковой с ее целями, механизмами, следствиями на отношения между социумами, в том числе и регионами, вряд ли является правомерным. По крайней мере, это требует существенной трансформации данного понятия, адаптации его к специфике неэкономических объектов [20].

В [11] описан подход, который рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, естественную черту рыночных отношений, которая позволяет уравновесить спрос и предложение. При этом выделяется положительный фактор наличия конкуренции, а именно: в выигрыше оказываются потребители, степень удовлетворения спроса которых со стороны производителей постоянно улучшается.

Конкуренция как экономический процесс предусматривает такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на каком-либо товарном рынке.

Как показано в [12], конкурентность на товарных рынках способствует активизации инновационного производства продукции, большей адаптации ее к спросу, повышению качества, минимизации издержек производителей и эксплуатирующих продукцию потребителей, повышению возможности воздейст-

вия государства на рыночные процессы. Главной задачей государственного регулирования рыночных процессов с позиции конкурентности является ограничение монополизма на рынке. В современном экономическом пространстве хорошие перспективы в глобальной конкуренции имеют территории, которые активно формируют и укрепляют свои нематериальные активы, включая привлекательный имидж и позитивную репутацию [4].

В соответствии с вышеизложенным данная тема исследования является актуальной для формирования Крымского полуострова как территории с привлекательным деловым имиджем в пределах свободной экономической зоны Республики Крым.

Целью исследования является анализ особенностей и проблем развития конкуренции в Республике Крым.

Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики. На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства особенно выделяется отсутствие целостной государственной политики в области государственной поддержки малого и среднего бизнеса [9]. В настоящее время 130 стран мира имеют законодательство, обеспечивающее контроль за эффективным функционированием рынка и поддержанием конкурентной среды [6].

Методика исследования. Заключается в мониторинге и оценке состояния конкуренции в Республике Крым.

Развитие конкуренции в экономике является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений — от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров до защиты прав граждан и национальной политики.

Развитие конкуренции является важным и необходимым шагом к формированию здоровой экономики региона, а также к снижению цен и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка.

Одним из инструментов конкурентной политики России являются государственные программы развития инфраструктуры и отдельных отраслей [14].

В соответствии с выбранной политикой совершенствование данного инструмента должно идти по следующим направлениям.

1. Предполагается принять требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Важно, чтобы эти процедуры были публичными, а при их согласовании соблюдались разработанные критерии конкурентной направленности программ.

2. В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых программ и федеральных целевых программ, предполагается предусмотреть обязательные процедуры публикации и обсуждения их проектов, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.

3. Целесообразно провести экспертизу действующих федеральных целевых программ и рассмотреть возможность включения в них мероприятий по поддержанию, развитию или внедрению конкуренции на рынки.

Достижение высокого уровня регионального развития можно двумя путями: на основе внешней поддержки и перераспределения средств централизованных источников между территориями и на основе мобилизации внутренних ресурсов. Главным фактором активизации и мобилизации дополнительных внутренних сил, ресурсов для достижения определенных целей и является конкуренция [5].

Результаты исследования. Для того чтобы адекватно оценить состояние конкуренции в регионе, необходимо выяснить наличие и уровень административных барьеров во всех сферах регулирования экономики и их динамику, в том числе проанализировать жалобы в надзорные органы по этой проблематике и динамику их поступления, в сравнении с

предыдущим периодом. Также следует провести мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров, работ и услуг на товарных рынках Республики Крым и состоянием ценовой конкуренции. Для этого нужно выделить группы потребителей товаров, работ и услуг в соответствии с их социальным статусом (учащиеся, пенсионеры и др.). Следует проанализировать степень удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров, работ и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках республики и деятельности по содействию развитию конкуренции, размещаемой официально.

Реализация мер развития конкуренции на территории Республики Крым осуществляется в соответствии с положениями Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 1738-р от 05.09.2015 г. (далее — Стандарт) [16].

Именно поэтому целью и задачами Стандарта являются повышение уровня доверия населения и бизнеса к власти, установление диалога, разработка и реализация совместных решений, в том числе с целью дальнейшего отказа от присутствия власти в тех или иных формах и переход на здоровые рыночные отношения.

Внедрение Стандарта на территории Республики Крым позволит:

1) обеспечить реализацию системного и единообразного подхода к деятельности по развитию конкуренции на всей территории Российской Федерации с учетом специфики функционирования региональной экономики и рынков;

2) сформировать прозрачную систему работы региональных органов государственной власти в части реализации результативных и эффективных мер по развитию конкуренции в интересах конечного потребителя товаров и услуг, субъектов предпринимательской деятельности, граждан Российской Федерации и общества в целом;

3) создать стимулы и условия для развития и защиты субъектов малого и среднего

предпринимательства, устранения административных барьеров;

4) определить потенциал развития экономики региона, включая научно-технический и человеческий потенциал.

Министерство экономического развития РК продолжает активную работу по внедрению на территории Республики Крым Стандарта развития конкуренции. Содействие развитию конкуренции должно стать одним из приоритетов деятельности исполнительных органов государственной власти республики, а также органов местного самоуправления.

С этой целью между Министерством экономического развития РК и органами местного самоуправления муниципальных образований заключены соглашения о внедрении в республике Стандарта развития конкуренции, в рамках которых органы местного самоуправления будут оказывать содействие профильному министерству.

При этом участие органов местного самоуправления предусмотрено во всех основных мероприятиях стандарта, в том числе в разработке и реализации плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции, что даст возможность действовать в отношении развития конкуренции между хозяйствующими субъектами как с учетом региональной специфики в целом, так и с учетом специфики каждого муниципального образования.

Мерами по развитию конкуренции в регионах являются: во-первых, реализация или преобразование активов, находящихся в собственности субъекта РФ и (или) муниципальных образований; во-вторых, внедрение и применение конкурентных процедур отбора организаций, оказывающих услуги на рынках; в-третьих, предоставление финансовой поддержки субъектам предпринимательства.

Кроме того, должны обязательно присутствовать в экономике конкурентные механизмы распределения бюджетных средств в социальной сфере. В частности, предоставление субсидий из бюджетов на равных условиях государственным (муниципальным) и частным организациям. Финансирование должно предоставляться по итогам конкурсов, в которых на равных условиях прини-

мают участие государственные (муниципальные) и частные организации. Требуется субсидирование спроса на услуги организаций социальной сферы вне зависимости от их формы собственности. Закупки социальных услуг должны осуществляться в рамках конкурсных процедур, в которых на равных условиях принимают участие государственные (муниципальные) и частные организации (аутсорсинг).

По различным направлениям социальной сферы могут быть применены такие конкурентные механизмы субсидирования, как гранты по итогам проведения конкурсов организаций, субсидирование спроса на услуги отдыха и оздоровления детей. Для социального обслуживания населения возможна передача услуг социальной сферы на аутсорсинг (например, услуги скорой медицинской помощи в рамках проектов «Новая скорая и неотложная помощь»).

В соответствии с требованиями Стандарта уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ по содействию развитию конкуренции в регионе обязан разработать проект перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте РФ.

Что касается перечня приоритетных рынков региона, он полностью должен быть сформирован регионом самостоятельно. Именно выбор приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции в настоящее время является наиболее распространенной проблемой при внедрении Стандарта. В частности, регионы испытывают затруднения с определением «приоритетности» и географических границ рынков. С одной стороны, на первый взгляд, подход Стандарта искусственно ограничивает состав перечня рынками с географическими границами субъекта РФ. Но, с другой стороны, региональный характер Стандарта направлен именно на то, чтобы выбор рынков определялся, в первую очередь, компетенцией региональных и муниципальных органов власти, в том числе в части реализации каких-либо мер по развитию конкуренции и решению проблем по ее ограничению на этих рынках.

В Республике Крым был проведен мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг в

октябре—ноябре 2016 г [10]. Цель мониторинга — оценка состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг в республике, поиск путей повышения конкурентоспособности в Республике Крым и потенциально возможных направлений реализации проектов повышения конкурентоспособности на ее территории. Также изучались факторы конкурентоспособности Республики Крым на основе методического подхода к анализу конкурентных преимуществ в соответствии с экономической специализацией региона, приоритетами экономического развития республики, а также с учетом особенностей переходного периода ее интеграции в состав Российской Федерации.

Одними из задач мониторинга являлись оценка потребителями количества субъектов, осуществляющих деятельность на рынках товаров, работ и услуг, и определение приоритетных рынков в части развития конкуренции в Республике Крым.

Методом сбора информации для проведения исследования был выбран метод анкетирования.

В анкетировании принял участие 2791 респондент, в том числе 1553 респондента — представители потребителей товаров, работ и услуг; 1238 респондентов — представители субъектов предпринимательской деятельности. Такое исследование проводилось в Республике Крым впервые.

С момента вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на полуострове создаются разного рода условия для развития предпринимательской деятельности.

К числу основных признаков развития конкуренции в регионе относятся показатели динамики количества хозяйствующих субъектов.

В структуре хозяйствующих субъектов по видам экономической деятельности по состоянию на 01.01.2017 г. наибольшую долю занимают следующие отрасли (см. рисунок):

— оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (46,2 %);

— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (16,9 %);

— предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг (7,4 %).

Распределение субъектов хозяйствования по видам экономической деятельности Distribution of business entities by types of economic activity. 1 — оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 2 — операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 3 — предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг; 4 — прочие

По результатам опросов наиболее неразвитыми с точки зрения количества субъектов стали рынки услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, сельскохозяйственной техники, санаторно-оздоровительных услуг, услуг детского отдыха и оздоровления, туристических услуг. Интегрированная оценка удовлетворенности потребителей находилась по различным рынкам в пределах от 2,04 (рынок услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья) до 3,04 (рынок мясной продукции).

По результатам опросов наиболее проблемными с точки зрения удовлетворенности характеристиками товаров, работ и услуг стали рынки: услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, медицинских услуг, санаторно-оздоровительных услуг, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, туристических услуг, услуг детского отдыха и оздоровления, услуг дополнительного образования и сельскохозяйственной техники.

Исследование показало, что 49 % опрошенных субъектов предпринимательской деятельности зарегистрированы в последние

три года, что свидетельствует о значительном обновлении участников рынка в период с 2014 по 2016 г.

Подавляющее количество опрошенных предпринимателей относятся к категории малого бизнеса, в частности в опросе приняло участие значительное количество микропредприятий; 91,1 % опрошенных предпринимателей ориентированы на региональный рынок, в частности 41,1 % — на рынок Республики Крым и 50 % — на локальные рынки своего муниципального образования.

Подавляющее большинство предпринимателей отметили, что конкуренция является умеренно высокой (77,37 % от общего числа респондентов), и 71 % отметили, что существует четыре и более конкурентов. При этом 30 % респондентов указали, что за последнее время количество конкурентов увеличилось на четыре и более, а 27 % отметили увеличение от одного до трех. Сокращение количества конкурентов отметили только 6 % опрошенных. Большинство (90,6 %) предпринимателей диверсифицируют свои риски за счет значительного количества поставщиков.

Наиболее приоритетными, по мнению представителей субъектов предпринимательской деятельности, являются следующие направления развития:

— выращивание сельскохозяйственных культур, овощей, винограда, мясное производство и мясопродукты;

— продукты питания;

— туристические услуги и гостиницы.

Большая часть интегрированных оценок

респондентов — предпринимателей по Республике Крым, по всем параметрам оценки получения официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Крым находятся в диапазоне «удовлетворительно — хорошо». Только от 18 до 25 % респондентов оценивают официальную информацию негативно (диапазон «плохо — очень плохо»). По различным критериям от 9 до 12 % респондентов оценивают данную информацию на «отлично».

Большинство интегрированных оценок респондентов-потребителей по Республике Крым по всем параметрам оценки получения официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг Республики Крым также находятся в диапа-

зоне «удовлетворен — скорее удовлетворен» — от 64 до 70 % респондентов при оценке доступности, понятности и уровня получения информации.

В перечень самых значимых административных барьеров респонденты отнесли:

— поиск и получение в аренду нежилых помещений для ведения предпринимательской деятельности;

— высокие процентные ставки по налогам;

— низкую квалификацию персонала;

— длительные процедуры регистрации бизнеса;

— ведение бухгалтерского учета;

— лицензирование предпринимательской деятельности;

— частые проверки надзорных органов (Роспотребнадзор и т. д.).

По результатам проведенного анализа определено, что наиболее высокое качество услуг, по оценкам потребителей, предоставляется в сферах газоснабжения и электроснабжения. В сфере водоснабжения и водоочистки наблюдается самая низкая оценка потребителей.

Выводы. На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1. Существуют сложности (с точки зрения развития конкуренции) на рынках услуг психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, медицинских услуг, туристических и сана-торно-оздоровительных услуг, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуг детского отдыха и оздоровления и т. п.

2. Высокая стоимость первоначального подключения субъектов хозяйствования к услугам субъектов естественных монополий в Республике Крым создает дополнительные барьеры входа на рынок новым предпринимателям.

3. Определены приоритетные направления видов деятельности:

— выращивание сельскохозяйственных культур, мясное производство;

— продукты питания;

— туристические услуги и гостиницы.

Немаловажным фактором в работе и развитии бизнеса является изменение числа конкурентов на рынке, поскольку именно увеличение числа конкурентов стимулирует субъектов предпринимательской деятельно-

сти применять меры по повышению конкурентоспособности своих товаров с целью удержания конкурентных преимуществ на рынке.

Поэтому в дальнейшем можно проводить исследования в области мониторинга количества конкурентов на различных сегментах приоритетных для Республик Крым рынках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Hayek F. Individualism and Economic Order. Chicago, 1980. P. 93.

[2] Агафонова М.С., Кожевникова Ю.В. Конкуренция как центральное звено системы рыночного хозяйства // Современные наукоемкие технологии. 2013. №10-1. С. 135а.

[3] Бегма Ю.С. Конкуренция как форма экономических отношений в современном мире // Вестник РГГУ. Серия: экономика. Управление. Право. 2012. № 12 (92). С. 23-29.

[4] Важенина И.С., Важенин С.Г. Территориальная конкуренция в современном экономическом пространстве // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 3. С. 2—12.

[5] Грищенков А.И., Федотенков Д.Г., Падалко А.А. Проблемы управления межрегиональной конкуренцией // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 3. С. 273—278.

[6] Донских О. А., Золотаренко С.Г. и др. Круглый стол «Конкуренция и монополия» // Идеи и идеалы. 2012. № 1, т. 1. С. 3—21.

[7] Кобец Е.А. Управление конкуренцией // Известия ЮФУ. Технические науки. 2003. № 5 (34). С. 45—46.

[8] Кузнецова Н.В., Титаренко Е.А. Конкуренция в современной экономике // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме: VI Всерос. науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых / Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2013. С. 392—394.

[9] Лымарь Е.Н. Эффективность государственной поддержки малого и среднего бизнеса как участников рынков с монополистической конкуренцией // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 10 (264). Экономика. Вып. 38. С. 95—101.

[10] Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Крым, 2016. URL: http://crimea.gks.ru

[11] Обремко В.В. Конкуренция как среда функционирования торговой организации: сущность, виды, функции // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1. С. 404-409.

[12] Одесс В.И. Конкуренция — двигатель экономики рыночного типа // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 2. С. 67—69.

[13] Осипов В.В. «Золотое правило конкуренции» как основа материалистической модели конкуренции // Экономика и бизнес: теория и практика. 2015. № 8. С. 94—103.

[14] Перепечкина Е.Г. Государственная конкурентная политика России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 1 (33). С. 151—161.

[15] Петрищев М.В. Конкуренция и соревнование: сравнительный анализ // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 76—79.

[16] Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации : Распоряж. Правительства РФ № 1738-р от 05.09.2015 г. URL: http://www.consultant.ru/docu ment/cons_doc_LAW_185678/

[17] Розанова Н.М. Теории отраслевых рынков: учебник для академического бакалавриата: в 2 т. Т. 1. 2-е изд. М.: Юрайт, 2015. 411 с. (Серия «Бакалавр. Академический курс»).

[18] Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). С. 38—67.

[19] Соседов Г. А. Конкуренция и конкурентоспособность: содержание категорий в условиях смешанной экономики // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 2 (82). С. 15—22.

[20] Ходачек В.М. Конкуренция регионов как механизм социально-экономического развития: цели и результаты // Управленческое консультирование. 2012. № 2 (46). С. 140—151.

ГОРЯЧИХ Мария Владимировна. E-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 10.09.17

REFERENCES

[1] F. Hayek, Individualism and Economic Order, Chicago, 1980.

[2] M.S. Agafonova, Iu.V. Kozhevnikova, Konkurentsiia kak tsentral'noe zveno sistemy rynochnogo khoziaistva,

Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 10-1 (2013) 135a.

[3] Iu.S. Begma, Konkurentsiia kak forma ekonomicheskikh otnoshenii v sovremennom mire,

Vestnik RGGU. Seriia: ekonomika. Upravlenie. Pravo, 12 (92) (2012) 23-29.

[4] I.S. Vazhenina, S.G. Vazhenin, Territorial'naia konkurentsiia v sovremennom ekonomicheskom prostranstve, Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika, 3 (2012) 2—12.

[5] A.I. Grishchenkov, D.G. Fedotenkov, A.A. Padalko, Problemy upravleniia mezhregional'noi konkurentsiei, Vestnik Brianskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (2015) 273—278.

[6] O.A. Donskikh, S.G. Zolotarenko i dr., Kruglyi stol «Konkurentsiia i monopoliia», Idei i ideally, 1 (1) (2012) 3—21.

[7] E.A. Kobets, Upravlenie konkurentsiei, Izvestiia IuFU. Tekhnicheskie nauki, 5 (34) (2003) 45—46.

[8] N.V. Kuznetsova, E.A. Titarenko, Konkurentsiia v sovremennoi ekonomike, Transformatsiia nauchnykh paradigm i kommunikativnye praktiki v informatsionnom sotsiume: VI Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov i molodykh uchenykh. Natsional'nyi issledovatel'skii Tomskii politekhnicheskii universitet, (2013) 392—394.

[9] E.N. Lymar', Effektivnost' gosudarstvennoi podderzhki malogo i srednego biznesa kak uchastnikov rynkov s monopolisticheskoi konkurentsiei, Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika, 10 (264 (84)) (2012) 95—101.

[10] Monitoring sostoianiia i razvitiia konkurentnoi sredy na rynkakh tovarov, rabot i uslug Respubliki Krym, 2016. URL: http://crimea.gks.ru

[11] V.V. Obremko, Konkurentsiia kak sreda funktsionirovaniia torgovoi organizatsii: sushchnost', vidy, funktsii, Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava, 1 (2012) 404—409.

[12] V.I. Odess, Konkurentsiia — dvigatel' ekonomiki rynochnogo tipa, Risk: resursy, informatsiia, snabzhenie, konkurentsiia, 2 (2010) 67—69.

[13] V.V. Osipov, «Zolotoe pravilo konkurentsii» kak osnova materialisticheskoi modeli konkurentsii, Ekonomika i biznes: teoriia i praktika, 8 (2015) 94—103.

[14] E.G. Perepechkina, Gosudarstvennaia konkurentnaia politika Rossii, Kaspiiskii region: politika, ekonomika, kul'tura, 1 (33) (2013) 151—161.

[15] M.V. Petrishchev, Konkurentsiia i sorevnovanie: sravnitel'nyi analiz, Problemy sovremennoi ekonomiki, 4 (2011) 76—79.

[16] Ob utverzhdenii standarta razvitiia konkurentsii v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii : Rasporiazh. Pravitel'stva RF № 1738-r ot 05.09.2015 g. URL: http: //www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_ 1 85678/

[17] N.M. Rozanova, Teorii otraslevykh rynkov: uchebnik dlia akademicheskogo bakalavriata: v 2 t. T. 1. 2-e izd., Moscow, Iurait, 2015. 411 (Seriia «Bakalavr. Akademicheskii kurs»).

[18] Iu.B. Rubin, Diskussionnye voprosy sovremennoi teorii konkurentsii, Sovremennaia konkurentsiia, 3 (21) (2010) 38—67.

[19] G.A. Sosedov, Konkurentsiia i konkurentosposobnost': soderzhanie kategorii v usloviiakh smeshannoi ekonomiki, Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriia «Gumanitarnye nauki», 2 (82) (2010) 15—22.

[20] V.M. Khodachek, Konkurentsiia regionov kak mekhanizm sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia: tseli i rezul'taty, Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2 (46) (2012) 140—151.

GORYACHIH Mariia V. E-mail: [email protected]

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.