Таблица 2
Бюджетная и социальная эффективность субъектов ЮФО
Налоговые поступления в консолндпров анный бюджет РФ/ВРП Годовая номинальная зарплата/В РП на душу населения Годовые номинальные доходы/ВРП на душу населения Среднемесячная зарплата (в прожиточных мпнимумах)х 105/ ВРП на душу населения
Всего по субъектам РФ 0,240 0,889 0,655 0,695
Республика Адыгея 0,168 1,257 1,213 1.142
Республика Калмыкия 0,101 1,050 0,679 0.940
Республика Крым 0,159 1,601 1,091 1,354
Краснодарский край 0,154 0,955 0.943 0,741
Астраханская область 0,296 0,726 0,502 0,622
Волгоградская область 0,174 1,041 0,754 0.917
Ростовская область 0,140 1,039 0,946 0,872
г. Севастополь 0,131 1.354 1,181 1,138
Список литературы
1. Клейнер Г.Б. Производственные функции. Теория, методы, применение. — М.: Финансы и статистика. 1986. 239 с.
2. Селютин В.В. Эффективность: концепции, критерии, уровни, региональный аспект // Экология. Экономика. Информатика. Сер.: Системный анализ и моделирование экономических и экологических систем. 2021. Т. 1, № 6. С. 248-254.
3. Vaninsky A. DEA with a Perfect Object: Analytical Solutions // Communications in Mathematics and Applications. 2011. Vol. 2, N. 1. P. 1-13.
4. Shavazipour B. Ranking Efficient DMUs Using the Ideal point and Norms // Int. J. Data Envelopment Analysis. 2013. Vol. 1, N. 2. P. 75-83.
DOI 10.24412/с1-37063-2023-70-73
Тютеева А.Л.
РЫНОК ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ: МНЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий», г. Элиста
Аннотация. В статье на основе данных социологического опроса жителей республики Калмыкия проанализирована широта использования платных медицинских услуг. Также выяснены причины, влияющие на выбор жителями Калмыкии платных медицинских учреждений, и наиболее популярные виды услуг, которыми они предпочитают пользоваться. Представлены данные социологического опроса жителей республики Калмыкия.
Ключевые слова: медицинские услуги, платная медицина, Республика Калмыкия, медицинские учреждения.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь. Медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения необходимо оказывать бесплатно [2].
Главными задачами государства в данной области считаются такие пункты, как: поднятие качества и повышение доступности медицинской помощи, а также осуществление федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Для решения вышеперечисленных задач,
государство разрабатывает и финансирует различные федеральные программы, главными направлениями которых являются охрана и укрепление здоровья нации; принимает меры по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения; всячески поощряет деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека.
Однако, несмотря на поддержку правительством государственных и муниципальных учреждений, многие жители Республики Калмыкия вынуждены прибегать к платным медицинским услугам. В целях изучения причин использования и перечня наиболее востребованных видов платных медицинских услуг сотрудниками отдела экономических исследований БНУ РК «ИКИАТ» в 2022 году были подготовлены программа исследования, разработан инструментарий и проведен социологический опрос среди населения Республики Калмыкия. Всего было опрошено 418 человек по репрезентативной выборке во всех тринадцати районах республики и городе Элисте.
Согласно данным опроса 60% респондентов ответили положительно на вопрос: «Пользуетесь ли Вы и члены Вашей семьи платными медицинскими услугами?». Частота обращений респондентов за платными медицинскими услугами представлена на рис. 1. Как видим, более 60% из них пользуются такими услугами чаще двух раз в год. Среди них 36,7% опрошенных посещают платные медицинские учреждения раз в квартал, 31,0% опрошенных пользуются платными услугами раз в полгода, 23,5% - раз в год или реже. Часто пользуется услугами платной медицины наименьший процент ответивших (8,4%) (рис. 1).
13 Часто (1-2 раза в месяц)
■ Время от времени (1 раз в
квартал) □ Редко (1 раз в полгода)
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы и члены Вашей семьи пользуетесь
платными медицинскими услугами?» (в %)
В опросе также учитывалось, в каких городах и регионах респонденты пользовались платными медицинскими услугами за последний год. Было выяснено, что больше 70% положительно ответивших на вопрос: «Пользуетесь ли Вы и члены Вашей семьи платными медицинскими услугами?», обращались за платными услугами в Республике Калмыкия. Примерно 30% опрошенных также пользовались медицинскими услугами в соседних регионах. Около 15% имели возможность лечиться в мегаполисах, и меньше половины процента (0,4%) опрошенных пользовались платными медицинскими услугами за границей (совокупность ответов превышает 100%, поскольку вопрос предполагал множественные ответы).
Наибольшее число опрошенных посещает платные медицинские учреждения для того, чтобы сдать анализы, воспользоваться услугами функциональной диагностикой и стоматологии (рис. 2). Больше половины респондентов пользуются платными консультациями профильных врачей (из них 16,3% ходили к детским профильным врачам). Менее десяти процентов респондентов за последний год прибегали к оперативному вмешательству, стационарному лечению, консультациям педиатра и терапевта.
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос: «Какими платными медицинскими услугами Вы и члены Вашей семьи пользовались за последний год?» (в %)
По данным ежегодных докладов Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия «Состояние конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия» потребители региона из года в год отмечают малочисленность предприятий на рынке медицинских услуг. Также данный рынок ежегодно становится лидером по степени неудовлетворенности потребителей характеристиками продукции (товаров, работ, услуг) по критериям «качество», «уровень цен» и «возможность выбора» [1].
Среди причин использования платных медицинских услуг наиболее распространенными ответами стали неудовлетворительное качество бесплатной медицины и отсутствие узких специалистов (табл. 1). Действительно, отсутствие очередей и удобный график работы платных учреждений также являются основанием для обращения к платному медицинскому сектору.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос: «По какой причине Вы пользуетесь платными
медицинскими услугами?» (в %)
Причина использования платных медицинских услуг Процент
Неудовлетворительное качество бесплатной медицины (старое оборудование или его нехватка, устаревшие методы работы, некомпетентные специалисты, неприветливые работники н др.) 56,6
Отсутствие узких специалистов в государственных учреждениях 56,2
Удобное расположение платных учреждений 7,2
Удобный график работы платных учреждений 21,9
Отсутствие очередей 37,1
Другое 2.8
Одним из решений вышеупомянутых проблем является национальный проект «Здравоохранение» на период с 2019 по 2024 годы. В его цели входит:
1. Устранение кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
2. Обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
3. Обеспечение оптимальной доступности для населения медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
4. Оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на приём к врачу;
5. Увеличение объёма экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом [3].
В результате проведенных исследований было выяснено, что наиболее популярными услугами платной медицины являются сдача анализов, функциональная диагностика, услуги
стоматологов и специалисты узкого профиля. Основными причинами использования платных медицинских услуг были названы дефицит кадров, неудобный график работы и неудовлетворительное качество бесплатной медицины, что является частью задач Национального проекта «Здравоохранение».
Список литературы
1. Доклад «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Республики Калмыкия в 2021 году». [Электронный ресурс]. URL: https://plan.fas.gov.ru/media/ ckeditor/uploads/2022/10/31/vpakce.pdf (дата обращения 02.02.2023).
2. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/8c815f376c72a61b3df7905bb5aae9f144d2cb0d/ (дата обращения 02.02.2023).
3. Национальный проект «Здравоохранение». [Электронный ресурс]. URL: https://xn— 80aapampemcchfmo7a3c9ehj .xn—plai/projects/zdravookhranenie (дата обращения 02.02.2023).
DOI 10.24412/с1-37063-2023-73-77
Ункуров Э.Ю.
МНЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
БНУ РК «Институт комплексных исследований аридных территорий, г. Элиста
Аннотация: Данная статья посвящена изучению эффективности органов местного самоуправления в Республике Калмыкия через мнение жителей региона. В качестве эмпирической базы исследования выступили данные социологического мониторинга, который проводился среди граждан республики в 2022 году
Ключевые слова: органы местного самоуправления, мнение населения, показатели эффективности.
Местное самоуправление — одна из важнейших основ конституционного строя Российской Федерации. Его гарантии закреплены в Конституции Российской Федерации. «Местное самоуправление признано и гарантировано в Российской Федерации. Местное самоуправление в пределах своих полномочий является независимым. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», — говорится в статье 12 Основного закона [1].
Однако долгое время этому направлению не уделялось достаточного внимания со стороны государства. И только в последние несколько лет федеральные органы власти занялись реформированием органов местного самоуправления, на их развитие было направлено принятие ряда законодательных актов Правительства РФ. Цель всех законодательных реформ заключалась в изменении работы органов местного самоуправления и повышении эффективности их деятельности.
Одной из наиболее важных тенденций среди главных изменений в работе органов местного самоуправления стало стремление к прозрачности и открытости инициативам [2, с. 177]. Наряду с этим, деятельность органов местного самоуправления сталкивается с множеством сложностей и барьеров, снижающих эффективность принимаемых ими мер. Среди подобных препятствий исследователи, как правило, отмечают нехватку бюджетных средств, их неправильное распределение, дефекты в организации работы самих органов, недостаток открытости муниципалитетов к общественным инициативам, неиспользование местным самоуправлением всего спектра потенциала своих возможностей и полномочий. Эти и другие сложности порождают множество вопросов, требующих ответов, как в научных, так и в правительственных