Научная статья на тему 'Удовлетворение эмоциональных потребностей индивидуума как основа личностного развития (анализ работы психологических центров)'

Удовлетворение эмоциональных потребностей индивидуума как основа личностного развития (анализ работы психологических центров) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕЗА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / PSYCHO-SOCIAL SUPPORT / PERSONALITY DEVELOPMENT / AGE STAGES / EMOTIONAL NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Нина Леонидовна, Иванова Валентина Юрьевна, Полякова Мария Анатольевна, Скочилов Роман Владимирович

Статья посвящена проблеме поддержки личностного развития. В качестве основной выбрана технология психолого-социальной поддержки личностного развития. Выявлено, что предметом психологической поддержки должны являться эмоциональные потребности личности. Выделены ведущие эмоциональные потребности личности на различных этапах онтогенеза. В связи с представленными эмоциональными потребностями, проведен анализ психологических услуг, предлагаемых в Санкт-Петербурге

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Васильева Нина Леонидовна, Иванова Валентина Юрьевна, Полякова Мария Анатольевна, Скочилов Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Satisfying emotional needs of a person as a basis of personality development

The paper is devoted to the problem of supporting the personality development. The technology of psycho-social support of personality development is chosen. It has been found that a subject of psychological support should be emotional needs of a person. Major emotional needs at different age stages are described. In regard to these emotional needs the analysis of psychological services in St. Petersburg is made.

Текст научной работы на тему «Удовлетворение эмоциональных потребностей индивидуума как основа личностного развития (анализ работы психологических центров)»

Н. Л. Васильева, В. Ю. Иванова, М. А. Полякова, Р В. Скочилов

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИНДИВИДУУМА КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ (анализ работы психологических центров)

В процессе развития личности естественны ситуации, когда кризисы развития, нарушения в функционировании семейной системы, неблагоприятная социально-экономическая ситуация и пр. факторы, могут привести к проблемам в личностном развитии индивидуума. В эти моменты исключительно важна помощь специалистов в преодолении возникших трудностей. Однако современное российское общество предлагает в основном медицинскую помощь и программы реабилитации. Несмотря на очевидную востребованность психологической помощи в содействии личностному росту, ее доля в предоставляемых услугах незначительна и мало доступна для большинства слоев населения. Следовательно, необходимо организовывать целенаправленную психологическую поддержку личностного развития. Однако организация структурированной психологической помощи требует, прежде всего, осмысления и описания модели психологической работы на разных общественных уровнях и для разных возрастных групп.

В качестве технологии профессиональной поддержки личностного развития может выступать психологическое сопровождение. Термин «сопровождение» прочно вошел в профессиональную жизнь психологов. Наиболее известным является мнение о том, что психологическое сопровождение представляет собой систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий личностного развития [19, 38]. Однако до сих пор еще нет единства мнений специалистов в определении этого понятия. Термин «сопровождение» употребляется и для обозначения недирективной формы оказания здоровым людям психологической помощи [33], и для обозначения системы организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, направленных на создание оптимальных условий личностного развития [15], и для обозначения технологии социально-психологической помощи семье и личности как одного из видов социального патронажа [28].

Для разработки эффективной модели психолого-социального сопровождения мы провели исследование концепций психологического сопровождения личностного развития, описанных в отечественной и зарубежной литературе.

Изучение отечественных работ по сопровождению развития подтвердило, что в настоящее время в России отсутствует концепция психологического сопровождения личностного развития. При этом необходимость психологического сопровождения различных аспектов развития личности отмечается в настоящее время как программная установка в различных нормативно-правовых и концептуальных документах как на общероссийском, так и на региональном и муниципальном уровнях [24, 30]. В то же время теоретическое осмысление психологического сопровождения представлено недостаточно. Как в документации, так и в реальной практике учитываются далеко не все аспекты сопровождения.

© Н. Л. Васильева, В. Ю. Иванова, М. А. Полякова, Р. В. Скочилов, 2009

В России пока не существует единой организации (или системы организаций), которая могла бы выполнять функции психологического сопровождения. Система сопровождения достаточно разрознена, отдельные структуры мало связаны друг с другом. Тем не менее, есть попытки упорядочивания всех действующих в настоящее время центров с последующей организацией их в единое целое.

В настоящее время в систему сопровождения входят:

• психологические службы;

• психологи в образовательных учреждениях;

• службы психолого-медико-социально-правовой помощи;

• психолого-педагогические и медико-социальные центры (ППМС) для детей от 3 до 18 лет;

• психолого-педагогические и медико-социальные консилиумы (ПМПк);

• психолого-педагогические и медико-социальные комиссии (ПМПК);

• научные учреждения и подразделения высших учебных заведений.

Функции сопровождения включают в себя:

• психологическую диагностику — выявление проблем и оценку психологического состояния сопровождаемых, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей;

• психологическое просвещение — систему мероприятий, направленных на формирование психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач;

• психологическую профилактику — мероприятия, направленные на предупреждение дезадаптации, разработку профилактических программ и конкретных рекомендаций;

• психологическое консультирование — оказание личности помощи в самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, предполагает индивидуальные и групповые консультации;

• психологическую экспертизу — оценку соответствия имеющихся программ поставленным задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям сопровождаемых;

• психологическую коррекцию — активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в психическом и личностном развитии.

Большинство существующих моделей описывают сопровождение как технологию (то, «каким образом» осуществлять сопровождение). Описанные в литературе модели не предлагают конкретных параметров, сопровождение которых на каждом этапе онтогенеза привело бы к внутренне гармоничному и внешне социально адаптированному поведению. В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенностями личности или семьи, которым оказывается психологическая помощь, и той ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Это может быть стабилизация личности бойцов ОМОНа, действующих в экстремальных условиях [20], помощь детям с трудностями адаптации к школе [26], поддержка в период выбора профессии [37]. Накоплен интересный опыт социальнопсихологического сопровождения процесса семейного воспитания и образования детей раннего возраста [1], детей подросткового возраста [2] и детей с тяжелыми наследственными заболеваниями [11].

Обсуждаются проблемы развивающихся программ по улучшению здоровья пожилых людей, их долгосрочной поддержке и заботе [3, 8, 10]. Одной из широко представленных тем является сопровождение людей с особыми потребностями, направленное на соблюдение их прав, уважение человеческого достоинства и нормализацию различных аспектов их жизни [5]. Речь идет как об интеграции людей с особыми потребностями в общество, так и о развитии такой социальной среды, которая удовлетворяла бы не только общие, но и специальные (двигательные, образовательные, интеллектуальные и др.) потребности людей, имеющих ограничения в каких-либо сферах функционирования [17, 29].

Психологические программы сопровождения необходимы и таким группам общества как бедные, мигранты, лица без определенного места жительства, ВИЧ-инфицированные, наркопотребители, делинквентные подростки, которые находятся в социальной изоляции и подвержены наибольшему риску в отношении здоровья [6, 12].

Исследования показывают, что в психологическом сопровождении нуждаются также индивидуумы, не имеющие проблем с развитием и здоровьем, но испытывающие сложности, связанные с определенным кризисным этапом личностного развития, либо условно здоровые индивидуумы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (помощь семьям, имеющим ребенка; семьям во время болезни, при разводе, при усыновлении и пр. [7, 13, 16].

Мы соглашаемся с тем, что сопровождение людей, имеющих проблемы, необходимо. Однако индивидуальный подход к каждому человеку становится насущным в тот период, когда проблема уже есть. В нашей же модели сопровождения мы делаем акцент на психопрофилактической направленности сопровождения. В целях психопрофилактики важно осуществлять меры общего характера, способствующие поддержке гармоничного развития и препятствующие формированию личностной патологии на разных этапах онтогенеза. Такой подход обусловливает выделение параметров личностного развития людей, которые нуждаются в поддержке на каждом этапе онтогенезе, и делает эту задачу первоначальной, предшествующей описанию эффективной организации психолого-социального сопровождения. Наше исследование как раз и направлено на поиск параметров личностного развития, поддержка которых в каждом возрасте приведет к максимально гармоничному личностному развитию и к максимально адаптированному поведению.

Для понимания содержания сопровождения («какие именно» параметры личностного развития нуждаются в сопровождении) мы объединили теории развития личности и теорию психолого-социального сопровождения, которые никогда ранее объединены не были. В данном исследовании мы изучали и то, и другое и нашли, что психолого-социальное сопровождение личностного развития должно включать работу с эмоциональными потребностями. По нашему мнению, базовым понятием психологического сопровождения является социально-эмоциональная сфера, которая обеспечивает успешность развития всех психических структур ребенка. Вне зависимости от конкретных социокультурных особенностей и индивидуальных физиологических параметров непременным условием нормального функционирования выступает базовое отношение индивидуума к миру, позволяющее ощущать эмоциональный комфорт и уверенность в любом акте отношений с окружающими, положительно оценивать мир и себя в этом мире. Таким образом, психологическое сопровождение направлено на создание условий для удовлетворения эмоциональных потребностей индивидуума. Здесь важно обозначить, что под «эмоциональными потребностями» мы понимаем не желания индивидуума в данный конкретный момент, а потребности развития, удовлетворение которых способствует формированию гармоничной личности (например, формирование «надежной привязанности» к матери в младенчестве, возникновение образа себя как личности, отдельной от матери, в 1-2 года и т. п.).

Методологической базой для изучения процесса личностного развития на различных этапах онтогенеза послужили положения отечественной психологии развития [21], психоаналитической теории развития [35], в том числе, концепция «линий развития» Анны Фрейд.

На этой основе нами был проведен теоретический анализ процесса личностного развития на различных этапах онтогенеза, который, в соответствии с современным пониманием личностного развития, позволил утверждать, что сутью личностного развития на каждом этапе онтогенеза является удовлетворение эмоциональных потребностей.

В данном теоретическом исследовании мы выдвигаем общее начальное утверждение, которое должно стать базой для более конкретных гипотез в последующих эмпирических исследованиях: Психолого-социальное сопровождение личностного развития должно быть направлено на создание условий для удовлетворения психологических потребностей личности, в первую очередь — эмоциональных. Содержание психолого-социального сопровождения различается в зависимости от возраста и определяется психологическими потребностями развития на конкретном этапе онтогенеза.

Были выделены психологические потребности для разных возрастных групп, удовлетворение которых способствует гармоничному личностному развитию. Удовлетворение физиологических потребностей выступает как условие для реализации потребностей психологических:

• потребности в безопасности;

• в физическом и психическом здоровье;

• связанная с состоянием здоровья потребность в длительном уходе (при нормальном развитии эта потребность становится наиболее актуальной в возрасте 85 лет и старше);

• в материальном благополучие как средстве удовлетворения базовых физиологических потребностей.

Психологическими потребностями, необходимыми для гармоничного личностного развития, в младенчестве (в возрасте 0-1 год) являются:

• установление надежных и предсказуемых отношений с матерью (либо другим, заменяющим ее лицом);

• потребность в получении новых впечатлений (потребность в исследовании себя, мира отношений, окружающего мира).

В возрасте 2-3 лет для гармоничного личностного развития необходимы

• осознание себя как отдельного от матери человека;

• установление надежных отношений с отцом.

Для дошкольников важно:

• установление надежных отношений в треугольнике «я — мать — отец»;

• освоение вопросов собственного функционирования (агрессивность, сексуальность и пр.);

• формирование самоконтроля над своими импульсами и желаниями.

Дети 6-10 лет (начальная школа) нуждаются:

• в установлении отношений с детьми и взрослыми за пределами своей семьи;

• в освоении социального поведения и социальных стандартов;

• в обретении чувства собственной компетентности.

Эмоциональными потребностями подростков 11-18 лет (средняя и старшая школа) являются:

• установление отношений в группе сверстников;

• принятие своего изменившегося тела;

• установление чувства собственной идентичности.

Взрослым необходимо удовлетворение потребностей:

• в принадлежности и любви (реализация себя в личной жизни);

• в уважении и ощущении своей компетентности (реализация себя в профессиональной деятельности или хобби);

• в самоактуализации.

Для подавляющего большинства людей пожилого возраста (60-75 лет и старше) самыми актуальными психологическими потребностями, требующими удовлетворения, являются:

• потребность в компетентности, способность воздействовать на окружающую ситуацию;

• потребность в автономии и самоуважении (проблема независимости и самостоятельности в действиях, проблема уверенности в себе);

• потребность во взаимодействии и чувстве общности с другими людьми.

Нами были проведены обобщение и описание ситуации, существующей в области сопровождения личностного развития. С нашей точки зрения, психолого-социальное сопровождение личностного развития должно быть направлено на создание условий для удовлетворения эмоциональных потребностей. Мы поставили перед собой задачу проанализировать работу психологических центров и определить, насколько предлагаемые услуги связаны с удовлетворением психологических потребностей личностного развития. Смысл практического анализа состояния дел по центрам был в изучении не собственно центров и услуг, а концептуального понимания той работы, которая ведется в эти центрах. Решение этой задачи является необходимой предпосылкой следующего этапа, задачей которого будет разработка эффективной модели психолого-социального сопровождения личностного развития.

В качестве метода исследования был использован контент-анализ услуг, предлагаемых психологическими центрами г. Санкт-Петербурга, с точки зрения удовлетворения эмоциональных потребностей личностного развития. Исследовалось концептуальное понимание сущности психолого-социального сопровождения личностного развития.

Анализировались организации Санкт-Петербурга, которые работают в области психолого-социального сопровождения. Список организаций был составлен на основе изучения открытой информации: профильных изданий, справочников услуг, интернет-изданий. Были выбраны 244 государственные и негосударственные организации во всех районах г. Санкт-Петербурга, предлагающие психологические услуги (88 из них — для детей младенческого и раннего возраста, 36 — для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста, 69 — для взрослых, 11 — для пожилых людей), а также 16 кризисных психологических служб и телефонов доверия и 24 социально-психологических службы для наркопотребителей (как представляющих группу центров, предназначенных для психологической работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию) [31, 34].

В качестве показателей номинального создания условий для удовлетворения эмоциональных потребностей мы рассматривали:

• наличие в организации психолога, имеющего подготовку в области работы с соответствующей возрастной группой населения;

• наличие специалиста в области социальной работы;

• проведение группового и (или) индивидуального консультирования и (или) занятий;

• консультацию психолога перед началом занятий;

• взаимодействие между специалистами или наличие междисциплинарной команды специалистов.

Сопоставление списка эмоциональных потребностей на разных этапах онтогенеза и списка предоставляемых психологических услуг показало в частности, что службы для детей младенческого возраста, в основном, являются частью социальных структур (районных поликлиник, яслей, домов ребенка, ППМС центров). Для детей 2-3-х лет в СПб, помимо дошкольных учреждений и районных поликлиник, существует уже большое количество собственно психологических центров. Во многих центрах выявлено наличие команды специалистов (педагогов, логопедов, психологов), проводятся совместные занятия матери и ребенка, центры территориально доступны (можно найти недалеко от дома), многие из них имеют хорошую материальную базу (особенно игрушки). Однако при этом практически ни в одном таком центре перед началом занятий не проводятся консультации психолога. Не выясняется запрос матери, сложности взаимодействия мамы и ребенка могут остаться не устраненными. Выявлено также отсутствие индивидуального подхода: не проводятся индивидуальные занятия по подготовке детей для вступления в групповую работу, отдельная работа с матерями.

В целом исследование центров, предлагающих услуги по психологическому развитию детей раннего возраста, выявило:

• Отсутствие бесплатной помощи (в случае условного здоровья ребенка). Представители не всех групп населения могут воспользоваться предлагаемыми услугами.

• Большинство предлагаемых занятий ориентированы на интеллектуальное развитие ребенка. Нет психологической работы с родителями, не делается акцент на значении социально-эмоционального компонента в развитии ребенка.

• Во многих центрах нет концепции занятий, методологии, лежащей в основе работы. Отсутствие научной обоснованности и осознания целей приводит к хаотичному набору различных упражнений.

Таким образом, есть центры, есть возможности для реализации потребностей, но требуется реорганизация структуры деятельности, создание системы обучения специалистов.

Выявленный факт соответствует результатам тех немногочисленных исследований, результаты которых описаны в отечественной литературе. Так, анализ работы отечественных психологических служб для детей младенческого и раннего возраста показывает, что как в государственных учреждениях, так и в учреждениях, работающих на негосударственном рынке услуг, предлагаемых семьям, имеющим детей младенческого и раннего возраста, преобладают идеи активной педагогической стимуляции раннего развития и медицински-ориентированные формы помощи [14, 22, 27]. Психологическая помощь, ориентированная на психологические потребности и эмоциональное развитие ребенка раннего возраста (консультирование родителей, работа с диадой мать — младенец, психологические группы) предоставляется лишь в отдельных учреждениях [9, 32], а учреждения (ясли, группы кратковременного пребывания, детские больницы, санатории, дома ребенка и т. п.), в которых жизнь детей была бы организована, с учетом этих потребностей, практически отсутствуют как в государственном, так и в частном секторах [4].

Для людей пожилого возраста одним из основных и наиболее развитых видов помощи является социальная поддержка. Она оказывает существенное влияние на психологический и социальный статус пожилых людей [18, 23, 25, 36]. Учреждения, обеспечивающие общественно-воспитательные мероприятия, — это клубы, дома культуры, дома отдыха, народные университеты, объединения пенсионеров и т. п. Выявлено, что в рамках названных учреждений осуществляется реабилитационное, социокультурное, правовое, психологопедагогическое консультирование.

Собственно психологические услуги людьми старшего поколения востребованы меньше. Это связано с небольшим опытом взаимодействия с психологами, отсутствием психологического просвещения и информированности о возможностях получения такого

вида помощи. Психологическое консультирование и просвещение, психотерапевтическая помощь чаще осуществляются в государственных медико-социальных учреждениях. Наряду с этим существуют различные коммерческие и общественные организации, которые предлагают услуги для пожилых людей в области психологического и психолого-социального консультирования, психотерапии. Среди медико-социальных учреждений, оказывающих различные виды помощи пожилым людям, слабо развиты взаимодействие и обмен опытом работы. Во многих таких учреждениях и организациях не придается должного значения методологической и научной обоснованности работы.

Изучение оказания психологических услуг людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию (в частности — «потребителям наркотиков путем инъекций» (ПНПИ)), позволило увидеть, что большинство программ помощи ориентированы на наркопотребителей, находящихся на последних стадиях изменения поведения («стадия изменения» и «стадия поддержания изменения»). Существующая система оказания помощи потребителям наркотиков путем инъекций не учитывает тот факт, что подавляющее большинство потребителей наркотиков, которые нуждаются в помощи, находятся на первых стадиях формирования отношения к собственному употреблению наркотиков («стадия, предваряющая размышления», «стадия размышления», «стадия подготовки»). Им в первую очередь требуется помощь в рамках низкопороговых программ, т. е. таких, где клиенту гарантированы конфиденциальность, анонимность, дружелюбное отношение со стороны персонала, удобный для клиента график работы, а также предоставление широкого спектра консультативных, медицинских и социальных услуг. Существующая государственная система представлена только клиниками снятия абстинентного синдрома. Услуги, адресованные наркопотребителям на «стадии поддержания изменений», предоставляются в основном общественными и религиозными благотворительными организациями, а также группами само- и взаимопомощи, образованными самими наркопотребителями и ВИЧ-положительными людьми. Однако объем осуществляемых ими услуг в условиях мегаполиса является явно недостаточным. Количество организаций, предоставляющих услуги, направленные на удовлетворение потребностей в помощи наркопотребителей на «стадии предваряющей размышления» и «стадии размышления», крайне мало.

Заключение

Исследование направлено на изучение процесса психолого-социального сопровождения личностного развития на различных этапах онтогенеза, и научное обоснование эффективной модели психолого-социального сопровождения личностного развития.

На данном этапе мы изучили понятийный аппарат, используемый в области психологосоциального сопровождения, теории развития, соединили их и выяснили, что психологосоциальное сопровождение личностного развития должно опираться на удовлетворение эмоциональных потребностей.

Были выделены эмоциональные потребности, лежащие в основе личностного развития на разных этапах онтогенеза, которые могут быть объединены в единую индивидуальную линию личностного развития.

Анализ работы психологических центров показал: несмотря на то, что психологические центры в работе исходят из имеющихся представлений о том, что такое психологическое сопровождение, осуществляемая в них работа не направлена на создание условий для удовлетворения эмоциональных потребностей.

Полученные на данном этапе исследования результаты являются необходимыми элементами модели психолого-социального сопровождения личностного развития, которую мы планируем разрабатывать и в дальнейшем.

Литература

1. Barlow J., Davis H., McIntosh E., Jarrett P., Mockford C., Stewart-Brown S. Role of home visiting in improving parenting and health in families at risk of abuse and neglect: results of a multicentre randomised controlled trial and economic evaluation // Archives of Disease in Childhood. 2007. Vol. 92. P. 229-233.

2. Coren E., Barlow J., Stewart-Brown S. The effectiveness of individual and group-based parenting programmes in improving outcomes for teenage mothers and their children: a systematic review // Journal of Adolescence. 2003. Vol. 26, Iss. 1. P. 79-103.

3. Draper B. The effectiveness of old age psychiatry cervices // International Journal Geriatric Psychiatry. 2000. Vol. 15. - P. 687-703.

4. Groark C. J., Muhamedrahimov R. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V, McCall R. B. Improvement in early care in Russian orphanages and their relationship to observed behaviors // Infant Mental Health Journal. 2005, Vol. 26. P. 134-142.

5. GuralnickM. J., Hammond M. A. Sequential analysis of the social play of young children with mild developmental delays // Jornal of Early Intervention. 1999. № 22.

6. Hancock T.,MinklerM. Community Health Assessment or Healthy Community Assessment: Whose Community? Whose Health? Whose Assessment ? // Minkler M. (ed.). Community organizing and community building for health New Brunswick. New Jersey, 2005. P. 138-158.

7. McDonald G, Turner W, Dennis J. Behavioral and cognitive behavioral training interventions for assisting foster carers in the management of difficult behaviour. The Campbell Collaboration. Oslo, 2007 .

8. MinklerM. Community Organizing with the Elderly Poor in San Francisco’s Tenderloin District // Minkler M. (ed.). Community organizing and community building for health. New Brunswick; New Jersey, 2005. P. 272-289.

9. Muhamedrahimov R. J., Palmov O. I., Nikiforova N. V, Groark C.J.,McCallR. B. Institution based early intervention program // Infant Mental Health Journal. 2004. Vol. 25 (5). P. 488-501.

10. SchermerM. In search of «the good life» for demented elderly // Medicine, Health Care and Philosophy. 2003. Vol. 6. P. 35-44.

11. Sinasson V. Mental Handicap and the Human condition. New approaches from the Tavistock. London, 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Vanderplasschen W, Wolf J., Rapp R. and Broekaert E. Effectiveness of Different Models of Case Management for Substance-Abusing Populations. // Journal of Psychoactive Drugs. 2007. Vol. 39 (1). P. 81-95.

13. Алексеева А. С., Меновщиков В. Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: науч.-метод. пособие. М., 2000.

14. Аникина В. О. Психологические характеристик женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка: дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2004. 205 с.

15. Афанасьева Н. В. Комплексное сопровождение детей в учреждениях образования // Управление образованием. 2006. № 11. С. 28-36.

16. Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М, 2007.

17. Банч Г. Включающее образование. М., 2005.

18. Белоконь О. В. Современные проблемы качества жизни пожилых в России // Успехи геронтологии. 2005. Вып. 17. С. 87-101.

19. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2000. 298 с.

20. Волосников А. В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

21. Выготский А. С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6 томах, Т. 3. М., 1983.

368 с.

22. Галигузова А. Н. Мещерякова С. Ю., Царегородцева А. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 17-25.

23. ДухновскаяА. Б. Психологические аспекты качества жизни пожилых людей: метод. рекомендации. СПб, 2008.

24. Концепция демографического развития Санкт-Петербурга на период до 2015 года. URL: www.gov.spb.ru.

25. Краснова О. В. Пожилые люди в России // Психология зрелости и старения. 2003. № 3. С. 5-16.

26. Куликова Т. Г. Организация психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся первых классов с трудностями школьной адаптации // Практическая психология и логопедия. 2003. № 1-2. С. 52-53.

27. МухамедрахимовР. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб., 1999. 288 с.

28. Осухова Н. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. 2005. № 9. С. 2-16.

29. Пасторова А. Ю. Психологические эффекты совместного воспитания в дошкольном учреждении детей с обычным и особым развитием // Вест. С.-Петерб. ун-та. 2007. Сер. 6. Вып. 4.

30. Проект «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2010 года». иИЬ: www.rospsy.ru.

31. Путеводитель по медико-социальным и психологическим службам Санкт-Петербурга // БОФ «Гуманитарное действие». СПб, 2006.

32. Ранняя помощь детям с особыми потребностями и их семьям: результаты пилотного проекта в Санкт-Петербурге / под ред. Майоровой Н. П. М., 2002. С. 54-82.

33. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 1992.

34. Справочник организаций, оказывающих помощь и поддержку населению. РОО «Взгляд в будущее». СПб, 2003.

35. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998. 528 с.

36. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми. М., 2005.

37. Шавырина Г. В., Кореляков Ю. А., Митина А. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособ. для вузов. М., 2005.

38. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журн. практ. психолога. 1999. № 3. С. 101-119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.