Научная статья на тему 'УДМУРТЫ - АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ В СЕЛЕ ЯКШУР-БОДЬЯ: ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

УДМУРТЫ - АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ В СЕЛЕ ЯКШУР-БОДЬЯ: ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / УДМУРТЫ / ПРОТЕСТАНТИЗМ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

В статье рассматриваются социально-демографические характеристики и доктринальные особенности членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (ХАСД) с. Якшур-Бодья Удмуртской Республики РФ. Ранее на основании эмпирических материалов автором было выдвинуто теоретическое положение, согласно которому среди полиэтничных протестантов исследованных областей Южного, Среднего и Полярного Урала носителей финно-угорских языков можно охарактеризовать как представителей более традиционной культуры. Материалы полевых исследований, проведенных Институтом этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН в 2015 г. в с. Якшур-Бодья, позволяют скорректировать этот тезис. Ведущий подход к исследованию данной проблемы - индуктивная стратегия; используются также методы анализа и синтеза. Сбор эмпирических материалов осуществлялся методами полевой этнографии и социологии: включенным наблюдением и опросами (анкетированием и интервьюированием). Материалы статьи могут быть полезными для сотрудников государственных органов, специалистов в сфере этноконфессиональных отношений, исследователей религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UDMURTS-ADVENTISTS OF THE SEVENTH DAY IN THE VILLAGE OF YAKSHUR-BODYA: ETHNO-DEMOGRAPHIC ANALYSIS

This article discusses the socio-demographic characteristics and doctrinal characteristics of members of the Church of Seventh-day Adventist Christians (HASD) of Yakshur-Bodya rural locality of the Udmurt Republic of the Russian Federation - representatives of the Udmurt and Russian ethnic groups. Earlier, on the basis of empirical materials, the author put forward a theoretical position according to which among the multi-ethnic Protestants of the studied regions of the Southern, Middle and Polar Urals, speakers of Finno-Ugric languages can be described as representatives of a more traditional culture. Materials of fieldworks conducted by the Institute of Ethnological Research. R. G. Kuzeeva UFITs RAS in 2015 in Yakshur-Bodya rural locality, allow us to adjust this thesis. The leading approach to the study of this problem is an inductive strategy; analysis and synthesis methods are also used. The collection of empirical materials was carried out by the methods of field ethnography and sociology: included observation and surveys (questioning and interviewing). Article materials may be useful for employees of state bodies, specialists in the field of ethno-confessional relations, and religious researchers.

Текст научной работы на тему «УДМУРТЫ - АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ В СЕЛЕ ЯКШУР-БОДЬЯ: ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 274 А. Н. Кляшев

УДМУРТЫ - АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ В СЕЛЕ ЯКШУР-БОДЬЯ: ЭТНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье рассматриваются социально-демографические характеристики и доктринальные особенности членов Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (ХАСД) с. Якшур-Бодья Удмуртской Республики РФ. Ранее на основании эмпирических материалов автором было выдвинуто теоретическое положение, согласно которому среди полиэтничных протестантов исследованных областей Южного, Среднего и Полярного Урала носителей финно-угорских языков можно охарактеризовать как представителей более традиционной культуры. Материалы полевых исследований, проведенных Институтом этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН в 2015 г. в с. Якшур-Бодья, позволяют скорректировать этот тезис. Ведущий подход к исследованию данной проблемы - индуктивная стратегия; используются также методы анализа и синтеза. Сбор эмпирических материалов осуществлялся методами полевой этнографии и социологии: включенным наблюдением и опросами (анкетированием и интервьюированием). Материалы статьи могут быть полезными для сотрудников государственных органов, специалистов в сфере этноконфессиональных отношений, исследователей религии.

Ключевые слова: финно-угорские народы, удмурты, протестантизм, традиционная культура, Уральский регион.

DOI: 10.35634/2224-9443-2020-14-4-710-719

В рамках государственного задания по теме № АААА-А18-118042390021-3 «Религия и духовная жизнь в поликонфессиональном пространстве Южного Урала» Институтом этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева - обособленным структурным подразделением Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук (ИЭИ УФИЦ РАН) в 2013-2015 гг. на территории Южного, Среднего и Полярного Урала, а также в Сургутском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югре были осуществлены исследования протестантских религиозных организаций, а также их членов. Это позволило ввести в научный оборот ряд теоретических и эмпирических положений, согласно которым протестантизм в исследованных районах Уральского региона представлен совокупностью этноконфессиональных групп протестантского вероисповедания, характеризующих такими показателями, как наличие большого количества лиц с высшим или средним специальным образованием, занятостью квалифицированным умственным или физическим трудом и урбанизированностью [Кляшев 2016, 109].

Анализ эмпирических материалов позволил нам выделить в их составе протестантов -носителей финно-угорских, а также самодийских (ненцы-оленеводы) языков, для которых характерны меньший (по сравнению с общим массивом респондентов) уровень образования,

урбанизированности и занятости квалифицированным интеллектуальным и физическим трудом, а также высокая степень реализации семейных ценностей (количество состоящих в браке и многодетных верующих); протестантские церкви инициируют использование национальных, в том числе финно-угорских, языков в ходе осуществления религиозных практик [Лаэте 2013, 258-259, 261-273; Богатова 2019, 170-173]. Данные этнодемографические характеристики позволяют нам рассматривать протестантов - носителей финно-угорских (и самодийских) языков уральской языковой семьи исследованных областей Южного, Среднего и Полярного Урала и ХМАО-Югры как представителей более традиционной этноконфесси-ональной группы в составе протестантского сообщества [Кляшев 2017, 24;]. Под традиционностью в данной работе мы подразумеваем большее, чем в общей выборке по протестантам изученных регионов Урала, наличие в исследуемой группе элементов культуры, присущих традиционному обществу, в частности: многодетности, брачных отношений, большая занятость неквалифицированным трудом и более низкий уровень образования; большее количество проживающих в сельской местности.

Однако данные теоретические положения, на наш взгляд, требуют коррекции. Принадлежность живущих натуральным хозяйством (в основном охотой и собирательством угроязычных хантов) и представителей самодийской группы уральской языковой семьи -ненцев-оленеводов - к носителям традиционной культуры не вызывает сомнений [Vallikivi 2014; Klyashev 2017, 8-10], в том числе и по причине предпринимаемых протестантскими формированиями действий по возрождению национальных культур и языков у коренных народов Севера [Онищенко 2015, 48-51; Klyashev 2017, 12], удмурты, марийцы и мордва также более «традиционные по сравнению с общим массивом респондентов-протестантов [Садиков 2016; Садиков, Тулуз 2017; Садиков, 2017; Toulouze, Sadikov, Vallikivi, Niglas, Anisimov 2018, Vol. 72, 73]; в частности, у марийцев, в особенности проживающих в сельской местности, сохранилось и в настоящее время развивается язычество [Филатов 2017, 270]; у мордвы языческие обряды сохранились гораздо лучше, чем у других народов Европы [Филатов 2017, 291]; тяготение к язычеству отмечалось у финнов-ингерманландцев в XIX в. [Каранов 2015, 199-200].

Вопрос, является ли «традиционность» протестантов - носителей финно-угорских и, в более широком смысле, уральских языков, непременным их маркером, некой «константой», - или она обусловлена прежде всего их проживанием в сельских / тундровых / таежных районах, в контексте вопроса о сохранении и адаптации к новым реалиям традиционной культуры финно-угорских/уральских народов требует, на наш взгляд, ответа. Эмпирический материал, полученный ИЭИ УФИЦ РАН в 2015 г. в биэтнической общине христиан-адвентистов седьмого дня с. Якшур-Бодья Удмуртской Республики, позволит на локальном уровне населенного пункта субъекта Российской Федерации реализовать цель данного исследования: скорректировать тезис о «традиционности» протестантов - носителей финно-угорских языков. Задачи исследования - выявление и сравнительный анализ уровня образования, места жительства, профессионального состава, семейного положения и количества детей у носителей удмуртского и русского языков, являющихся членами общины христиан-адвентистов седьмого дня с. Якшур-Бодья Удмуртской Республики.

Объект исследования - члены общины ХАСД (удмурты и русские) с. Якшур-Бодья Удмуртской Республики; предмет - некоторые их социально-демографические особенности.

Методологическая основа и материалы

Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами: факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, были выявлены с использованием метода полевой этнографии - включенного наблюдения, а также методом социологии -интервьюированием. Информация о социально-демографических характеристиках членов рели-

гиозного объединения была получена методами социологии: интервьюированием и анкетированием членов протестантских религиозных объединений. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. На эмпирическом уровне исследования применялись также общенаучные методы измерения и сравнения. Принципиальным планом исследования была выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала как модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных применялись методы анализа и синтеза.

В работе проводится сопоставление двух этнических групп членов общины ХАСД в с. Якшур-Бодья (удмуртов и русских) между собой и с показателями по общей выборке протестантов исследованных регионов Урала по следующим параметрам (в соответствии с корректируемым теоретическим положением): уровень образования, степень урбанизи-рованности, профессиональный состав, семейное положение, количество детей и возрастной состав.

Исследование основано также на материалах полевых исследований, проведенных отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН в 35 протестантских религиозных объединениях трех основных направлений - консервативного, позднего и пятидесятнического, функционирующих на территории четырех субъектов Уральского региона: Республики Башкортостан и Оренбургской области (Южный Урал), Удмуртской Республики (Средний Урал) и муниципального образования городского округа Воркута Республики Коми (Полярный Урал) в 2013-2015 гг. (генеральная совокупность - 3150 чел.; выборочная совокупность - 862 чел. (27,3 %) [Кляшев, 2013; Кляшев, 2016; Кляшев, 2017].

Всего на территории Удмуртской Республики ИЭИ УФИЦ РАН в 2015 г. было выявлено 6 общин Христиан-адвентистов седьмого дня общей численностью 350 человек, расположенных в следующих населенных пунктах: Ижевск (2 общины численностью 100 и 50 чел.), Глазов (20 чел.), Сарапул (30 чел.), Воткинск (50 чел.) и с. Якшур-Бодья (100 чел.). Полевые материалы были собраны ИЭИ УФИЦ РАН в общине ХАСД, функционирующей в с. Якшур-Бодья (генеральная совокупность 100 чел.; выборка 36 чел. (36,0 %).

Был выявлен следующий этнический состав выборки: удмурты - 61,1 % (22 респондента), русские - 38,9 % (14 респондентов). Среди удмуртов, как и у всех протестантов по общей выборке Уральского региона, превалируют женщины: их 63,6 % (14 чел.); мужчин -36,4 % (8 чел.). У респондентов-русских гендерный дисбаланс выражен еще ярче: 78,6 % женщин (11 чел.), 21,4 % мужчин (3 чел.).

Результаты

Уровень образования. Исследования демонстрируют количество лиц с высшим образование у представителей ХАСД - удмуртов (31,8 %), у адвентистов-русских (30,8 %) и у респондентов из общей выборки по протестантам исследованных областей уральского региона (32,4 %) практически одинаково, составляя немного больше 30 %. Незаконченное высшее образование во всех трех группах - менее, чем у 10 % респондентов: у адвентистов-удмуртов их 9,1 %, у адвентистов-русских 7,7 %, у верующих из общей выборки 8,4 %. Респондентов со средним специальным образованием у адвентистов-удмуртов (40,9 %) и у адвентистов-русских (46,2 %) несколько больше, чем у респондентов из общей выборки (36,7 %). Таким образом, доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием среди адвентистов-удмуртов составляет 40,9 %, у адвентистов-русских - 38,5 %, среди респондентов из общей выборки -40,8 %; доля лиц с образованием выше среднего (в том числе с ученой степенью - 1,3 % респондентов из общей выборки) среди адвентистов-удмуртов составляет 81,8 %, адвентистов-русских - 84,7 %, среди респондентов из общей выборки - 78,8 %. По количеству лиц с образованием выше среднего удмурты ХАСД из с. Якшур-Бодья несколько превосходят (на 3 %) протестантов из общей выборки [таб. 1].

Таблица 1

Уровень образования

Уровень образования Церковь ХАСД (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, 2015, % от числа опрошенных, N=36) Общие данные по протестантским церквям (Уральский регион, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=862)

Удмурты Русские

Начальное - - 1,9

Неполное среднее 4,5 - 5,6

Среднее 13,6 7,7 13,4

Среднее специальное 40,9 46,2 36,7

Незаконченное высшее 9,1 7,7 8,4

Высшее 31,8 30,8 32,4

Ученая степень - - 1,3

Другое - 7,7 0,1

Затрудняюсь ответить - - 0,3

Источник: ПМА (Полевые материалы автора), экспедиции в протестантские церкви Республики Башкортостан; Удмуртской Республики; Оренбургской области; Республики Коми. 2013-2015 гг.

Профессиональный состав. Специалистов, занятых квалифицированным умственным или физическим трудом (руководителями предприятий, работниками государственного аппарата, предпринимателями, специалистами и инженерно-техническими работниками, квалифицированными рабочими, военными и служащими) среди адвентистов-удмуртов 52,3%, среди адвентистов-русских 49,9%, показатели по общей выборке протестантов Уральского региона -51,7%. По этому показателю удмурты-члены ХАСД с. Якшур-Бодья также незначительно превосходят (на 0,6%) респондентов из общей выборки [таб. 2].

Таблица 2

Профессиональный состав

Профессиональный состав Церковь ХАСД (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, 2015, % от числа опрошенных, N=36) Общие данные о протестантских церквях (Уральский регион, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=862)

Удмурты Русские

Руководители предприятия, организации - - 6,2

Работники государственного аппарата 4,8 - 1,2

Специалисты, инженерно-технические работники 9,5 7,1 10,2

Служащие 9,5 21,4 11,7

Неквалифицированные рабочие 9,5 7,1 3,4

Квалифицированные рабочие 19,0 7,1 12,7

Крестьяне 4,8 - 1,1

Предприниматели 9,5 14,3 9,2

Окончание таблицы 2

Военные - - 0,5

Учащиеся 4,8 21,4 8,1

Домохозяйки - 7,1 7,1

Пенсионеры 19,0 7,1 20,1

Безработные - - 2,0

Работающие пенсионеры 4,8 7,1 6,1

Другая группа 4,8 - 0,7

Источник: ПМА (Полевые материалы автора) - экспедиции в протестантские церкви Республики Башкортостан; Удмуртской Республики; Оренбургской области; Республики Коми.

2013-2015 гг.

Место жительства. Ожидаемо, что члены ХАСД с. Якшур-Бодья - преимущественно сельчане. Жителей села среди удмуртов ХАСД - 86,4 %; среди адвентистов-русских -85,7 %; среди респондентов из общей выборки жителей села - 12,4 %, соответственно горожан - 87,6 % [таб. 3].

Таблица 3

Место жительства

Место жительства Церковь ХАСД (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, 2015, % от числа опрошенных, N=36) Общие данные по протестантским церквям (Уральский регион, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=862)

Удмурты Русские

Город 13,6 14,3 87,6

Село 86,4 85,7 12,4

Источник: ПМА (Полевые материалы автора) экспедиции в протестантские церкви Республики Башкортостан; Удмуртской Республики; Оренбургской области и Республики Коми.

2013-2015 гг.

Семейное положение. Такая семейная ценность, как брак, у адвентистов-удмуртов реализована в большей степени, чем у адвентистов-русских и у протестантов из общей выборки по Уральскому региону. Состоящих в браке среди удмуртов ХАСД - 81,8 %, среди русских - 69,2 %, среди респондентов из общей выборки женатых (замужних) - 54,6 % [таб. 3].

Таблица 4

Семейное положение

Место жительства Церковь ХАСД (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, 2015, % от числа опрошенных, N=36) Общие данные по протестантским церквям (Уральский регион, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=862)

Удмурты Русские

Женат (замужем) 81,8 69,2 54,6

Холост (не замужем) 18,2 30,8 45,4

Источник: ПМА - Г олевые материалы автора - экспедиции в протестантские церкви Ре-

спублики Башкортостан; Удмуртской Республики; Оренбургской области; Республики Коми. 2013-2015 гг.

Количество детей. Еще одна семейная ценность - деторождение - у удмуртов-адвентистов седьмого дня тоже реализована в большей степени, чем у членов ХАСД (русских и респондентов из общей выборки). Многодетными родителями (трое и более детей) являются 40,9 % удмуртов, 21,3 % русских и 17,4 % всех протестантов уральского региона [таб. 5].

Таблица 5

Количество детей

Количество детей Церковь ХАСД (Удмуртская Республика, с. Якшур-Бодья, 2015, % от числа опрошенных, N=36) Общие данные о протестантских церквях (Уральский регион, 2013-2015, % от числа опрошенных, N=862)

Удмурты Русские

Не имею детей 18,2 28,6 27,9

1 9,0 21,4 21,0

2 31,8 28,6 33,6

3 36,4 7,1 11,6

4 4,5 7,1 3,6

5 - 7,1 1,2

6 и больше - - 1,0

Источник: ПМА - Г олевые материалы автора - экспедиции в протестантские церкви Ре-

спублики Башкортостан; Удмуртской Республики; Оренбургской области; Республики Коми. 2013-2015 гг.

Заключение

Приведенные выше результаты обработки полевых материалов демонстрируют, что по количеству лиц с высшим и незаконченном высшим образованием удмурты и русские адвентисты из с. Якшур-Бодья практически идентичны респондентам из общей выборки по Уральскому региону; по числу лиц с образованием выше среднего удмурты ХАСД из с. Якшур-Бодья несколько превосходят (на 3 %) протестантов из общей выборки; у адвентистов-русских этот показатель превышает общий на 5,9 %.

По количеству специалистов, занятых квалифицированным умственным или физическим трудом (руководители предприятий, работники государственного аппарата, предприниматели, специалисты и инженерно-технические работники, квалифицированные рабочие, военные и служащие), удмурты - члены ХАСД с. Якшур-Бодья также незначительно (на 0,6 %) превосходят респондентов из общей выборки; среди адвентистов-русских высококвалифицированных специалистов на 1,8% меньше, чем таковых среди протестантов Уральского региона.

86,4 % удмуртов и 85,7 % русских - членов ХАСД с. Якшур-Бодья -жители села; сельчан среди общей выборки по протестантов Уральского региона - 12,4 %.

Таким образом, приведенные материалы свидетельствуют, что члены ХАСД с. Якшур-Бодья обеих этнических групп - и удмурты, и русские, будучи в подавляющем большинстве жителями села, по таким показателям, как уровень образования и количество высококвалифицированных специалистов, практически ничем не отличаются от респондентов из общей выборки, среди которых 87,6 % горожан, и даже немного их превосходят.

Однако такие традиционные ценности, как брак и деторождение, у адвентистов с. Якшур-Бодья реализованы в большей степени, чем у протестантов Уральского региона. В выборке по ХАСД с. Якшур-Бодья среди респондентов-удмуртов многодетных и состоящих в браке больше, чем у русских. Так, состоящих в браке среди удмуртов-адвентистов с. Якшур-Бодья 81,8 %, среди русских - членов ХАСД - 69,2 %, среди респондентов из общей выборки женатых (за-

мужних) - 54,6 %. Многодетными родителями (у которых трое и более детей) из респондентов ХАСД являются 40,9 % удмуртов, 21,3 % русских и 17,4 % всех протестантов Уральского региона.

Приведенные выше результаты обработки полевых материалов, на наш взгляд, подтверждают тезис о большей традиционности образа жизни протестантов - носителей финно-угорских языков. Удмурты-адвентисты как в сравнении со своими односельчанами и единоверцами-русскими, так и в сравнении с респондентами из общей выборки по Уральскому региону в большей степени придерживаются традиционного образа жизни, выражающегося в данном случае в реализации брака и деторождения.

Таким образом, удмурты ХАСД с. Якшур-Бодья являются придерживающейся более традиционного образа жизни, хотя и не менее образованной этноконфессиональной группой, в значительной степени представленной высококвалифицированными специалистами и в большей степени реализовавшей семейные ценности. На наш взгляд, это связано с тем, что, как отмечали Г. А. Никитина и Р. Р. Садиков, финно-угорские народы имеют «аграрное происхождение» [Никитина 2015, 195; Садиков 2016, 252] и, по сравнению с ранее и, в следствии этого, более урбанизированными русскими, сохранили характерное для жителей села стремление к созданию крепкой семьи и многодетности [Васина, Никитина, Поздеев 2016, 169-170].

ЛИТЕРАТУРА

Богатова О. А. Этнизация религии и сакрализация этничности в Мордовии. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2019. № 3. С. 169-179.

Васина Т. А., Никитина Г. А., Поздеев И.Л. Ресурсный потенциал удмуртов в различных социо-и этнокультурных средах. УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2016. С. 169-170.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Каранов Д. П. Евангелическо-лютеранская церковь и этническая идентичность ингерманландских финнов в XIX в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 2 (33). С. 198-217.

Кляшев А. Н. Социально-демографические особенности этнических групп протестантов по материалам полевых исследований в районах Южного и Полярного Урала // Вестник Удмуртского университета. 2016. С. 101-111.

Кляшев А. Н. Социально-демографические особенности протестантов - носителей финно-угорских языков в уральском регионе // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017.

Леэте А. «Бог говорит на моем родном языке»: этническая стратегия Коми церкви // Антропологический форум. 2013. № 18. С. 256-275.

Никитина Г. А. Сельское сообщество Удмуртии в условиях реформ рубежа XX-XXI веков. Ресурсы и опыт адаптации. Ижевск, 2015.

Онищенко А. Г. Просветительская деятельность харизматических церквей среди малочисленных народов Красноярского края. // Межконфессиональная миссия. Миссия конфессий. 2015. № 2 (6). С. 45-52.

Садиков Р. Р. «Языческие» религии в Республике Башкортостан // Известия Уфимского научного центра Российской академии наук. 2016. № 2. С. 101-106.

Садиков Р. Р., Тулуз Е. Преемственность и ревитализация в обрядах общественных жертвоприношений у закамских удмуртов // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Вып. 4. С. 97-114.

Садиков Р. Р. Современная культовая практика закамских удмуртов (материалы экспедиционного исследования 2016 г.) // Финно-угроведение. 2017. № 1-2. С. 92-104.

Садиков Р. Р. Финно-угорские народы Республики Башкортостан (история, культура, демография). Уфа: ООО «Первая типография», 2016.

Филатов С. Б. Национальное движение марийского народа: между язычеством и христианством // Труды Института востоковедения РАН. 2017. № 4. С. 274-275.

Филатов С. Б. Православие мордовских народов перед языческим и протестантским вызовами // Труды Института востоковедения РАН. 2017. № 4. С. 291-302.

KlyashevA. Reindeer Herders and White-Collar Workers: A Descriptive Study of Protestant Ethnic Groups in Urals and Western Siberia. Preprints 2017, 2017110123 (doi: 10.20944/preprints201711.0123.v1).

Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part I. The collective sacrificial rituals by the Bashkortostan Udmurt: rooted in tradition // Folklore. Electronic Journal of Folklore. 2018. Vol. 72. P. 203-218.

Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part II. Collective sacrificial rituals by the bashkortostan udmurt: revitalisation and innovation // Folklore. Electronic Journal of Folklore. 2018. Vol. 73. P. 117-144.

VallikiviL. "On the Edge of Space and Time: Evangelical Missionaries in the Post-Soviet Arctic" Ethnology and Folkloristics. 2014. Vol. 8. № 2. Р. 95-120.

Поступила в редакцию 17.09.2020

Кляшев Александр Николаевич,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева - обособленное структурное подразделение Федерального государственного бюджетного научного учреждения Уфимского федерального исследовательского центра

Российской академии наук.

450077, Россия, г. Уфа, ул. Карла Маркса, 6 E-mail: ak1168@mail.ru

A. H. KnnmeB

A. N. Klyashev

UDMURTS-ADVENTISTS OF THE SEVENTH DAY IN THE VILLAGE OF YAKSHUR-BODYA: ETHNO-DEMOGRAPHIC ANALYSIS

DOI: 10.35634/2224-9443-2020-14-4-710-719

This article discusses the socio-demographic characteristics and doctrinal characteristics of members of the Church of Seventh-day Adventist Christians (HASD) of Yakshur-Bodya rural locality of the Udmurt Republic of the Russian Federation - representatives of the Udmurt and Russian ethnic groups. Earlier, on the basis of empirical materials, the author put forward a theoretical position according to which among the multi-ethnic Protestants of the studied regions of the Southern, Middle and Polar Urals, speakers of Finno-Ugric languages can be described as representatives of a more traditional culture. Materials of fieldworks conducted by the Institute of Ethnological Research. R. G. Kuzeeva UFITs RAS in 2015 in Yakshur-Bodya rural locality, allow us to adjust this thesis. The leading approach to the study of this problem is an inductive strategy; analysis and synthesis methods are also used. The collection of empirical materials was carried out by the methods of field ethnography and sociology: included observation and surveys (questioning and interviewing). Article materials may be useful for employees of state bodies, specialists in the field of ethno-confessional relations, and religious researchers.

Keywords: Finno-Ugric peoples, Udmurts, Protestantism, traditional culture, Ural region.

Citation: Yearbook of Finno-Ugric Studies, 2020, vol. 14, issue 4, pp. 710-719. In Russian.

REFERENCES

Bogatova O. A. Etnizatsiya religii i sakralizaciya etnichnosti v Mordovii [Ethnicization of religion and sacralization of ethnicity in Mordovia]. VestnikLeningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad A. S. Pushkin State University]. 2019. № 3. P. 169-179. In Russian.

Vasina T. A., Nikitina G. A., Pozdeev I. L. Resursnyi potentsial udmurtov v razlichnykh socio- i etnokul'turnykh sredah [Resource potential of Udmurts in various socio-ethnocultural environments]. UIIYAL UrO RAN. Izhevsk, 2016. P. 169-170. In Russian.

Karanov D. P. Evangelichesko-lyuteranskaya tserkov' i etnicheskaya identichnost' ingermanlandskih finnov v XIXv. [Evangelical Lutheran Church and Ethnic Identity of Ingermanland Finns in the 19th Century]. Gosudarstvo, religiya, tserkov' v Rossii i za rubezhom [State, religion, church in Russia and abroad]. 2015. № 2 (33). P. 198-217. In Russian.

Klyashev A. N. Sotsial'no-demograficheskie osobennosti etnicheskikh grupp protestantovpo materialam polevykh issledovanij v raionakh Yuzhnogo i Polyarnogo Urala [Socio-demographic characteristics of Protestant ethnic groups based on field research in the Southern and Polar Urals]. Vestnikudmurtskogo universiteta [Bulletin of the Udmurt University]. 2016 P. 101-111. In Russian.

Klyashev A. N. Sotsial'no-demograficheskie osobennosti protestantov - nositelei finno-ugorskih yazykov v ural'skom regione [Socio-demographic features of Protestants - speakers of Finno-Ugric languages in the Ural region]. Uchenye zapiskipetrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Uchenye Zapiski Petrozavodsk State University]. 2017. P. 24. In Russian.

Leete A. "Bog govorit na moem rodnom yazyke": etnicheskaya strategiya Komi tserkvi. ["God speaks my native language": the ethnic strategy of the Komi Church.]. Antropologicheskijforum [Anthropological forum]. 2013. № 18. P. 256-275. In Russian.

Nikitina G. A. Sel'skoe soobshchestvo Udmurtii v usloviyah reform rubezhaXX-XXI vekov. Resursy i opyt adaptacii [The rural community of Udmurtia in the context of reforms at the turn of the 20th - 21st centuries. Resources and adaptation experience]. Izhevsk, 2015. P. 195. In Russian.

Onishchenko A. G. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' kharizmaticheskih tserkvei sredi malochislennykh narodov Krasnoyarskogo kraya. [Educational activities of charismatic churches among the small peoples of the Krasnoyarsk Territory] Mezhkonfessional'naya missiya. Missiya konfessii [Interfaith mission. Mission of denominations.]. 2015. № 2 (6). P. 45-52. In Russian.

Sadikov R. R. "Yazycheskie" religii v Respublike Bashkortostan ["Pagan" religions in the Republic of Bashkortostan] Izvestiya Ufimskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of the Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences]. 2016, № 2. P. 101-106. In Russian.

Sadikov R. R., Tuluz E. Preemstvennost' i revitalizaciya v obryadakh obshchestvennykh zhertvoprinoshenii u zakamskikh udmurtov [Continuity and revitalization in the rites of public sacrifice at the Zakamsk Udmurts]. Ezhegodnik finno-ugorskih issledovanii [Yearbook of Finno-Ugric studies]. 2017, № 4. P. 97-114. In Russian.

Sadikov R. R. Sovremennaya kul'tovaya praktika zakamskih udmurtov (materialy ekspedicionnogo issledovaniya 2016 g.) [Modern cult practice of Zakamsk Udmurts (materials of the expeditionary study 2016)] Finno-ugrovedenie [Finno-Ugric studies]. 2017, № 1-2. P. 92-104. In Russian.

Sadikov R. R. Finno-ugorskie narody Respubliki Bashkortostan (istoriya, kul'tura, demografiya) [Finno-Ugric peoples of the Republic of Bashkortostan (history, culture, demography)]. Ufa: OOO "Pervaya tipografiya", 2016. P. 252. In Russian.

Filatov S. B. Nacional'noe dvizhenie marijskogo naroda: mezhdu yazychestvom i khristianstvom [The national movement of the Mari people: between paganism and Christianity]. Trudy instituta vostokovedeniya RAN [Transactions of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences]. 2017, № 4. P. 274-275. In Russian.

Filatov S. B. Pravoslavie mordovskih narodov pered yazycheskim i protestantskim vyzovami [Orthodoxy of the Mordovian peoples facing pagan and Protestant challenges]. Trudy instituta vostokovedeniya RAN [Transactions of the Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences]. 2017, № 4. P. 291-302.

Klyashev, A. Reindeer Herders and White-Collar Workers: A Descriptive Study of Protestant Ethnic Groups in Urals and Western Siberia. Preprints 2017, 2017110123. In English.

Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part I. The collective sacrificial rituals by the Bashkortostan Udmurt: rooted in tradition. Folklore. Electronic Journal of Folklore. (Tartu). 2018. Vol. 72. Pp. 203-218. In English.

Toulouze E., Sadikov R., Vallikivi L., Niglas L., Anisimov N. Continuity and revitalisation in sacrificial rituals by the eastern Udmurt. Part II. Collective sacrificial rituals by the bashkortostan udmurt: revitalisation and innovation. Folklore. Electronic Journal of Folklore. (Tartu). 2018. Vol. 73. Pp. 117-144. In English.

Vallikivi L. "On the Edge of Space and Time: Evangelical Missionaries in the Post-Soviet Arctic". Ethnology and Folkloristics 2014, 8, 2, 95-120. In English.

Received 17.09.2020

Klyashev Alexander Nikolaevich,

Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher, R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies -Subdivision of the Ufa Federal Research Centre of the Russian Academy of Sciences 6, Karl Marx st., Ufa, 450077, Russian Federation E-mail: ak1168@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.