Научная статья на тему 'Этноконфессиональная группа протестантов-татар (по материалам полевых исследований в районах Южного, среднего и Полярного Урала)'

Этноконфессиональная группа протестантов-татар (по материалам полевых исследований в районах Южного, среднего и Полярного Урала) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОТЕСТАНТСКИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОТЕСТАНТЫ-ТАТАРЫ / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНОСТИ / УРАЛЬСКИЙ РЕГИОН / PROTESTANT RELIGIOUS ASSOCIATIONS / TATAR PROTESTANTS / ETHNO-CONFESSIONAL GROUPS / TRANSFORMATION OF RELIGIOUSNESS / URAL REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

Объектом данного исследования являются этнические татары члены протестантских религиозных объединений Уральского региона; предметом исследования их некоторые социально-демографические особенности. Целью статьи является поиск ответа на вопрос: можно ли выделить в составе протестантов Уральского региона этнических татар как представителей этноконфессиональной группы с высоким уровнем образования и большим количеством молодежи? Исследование основано на полевых материалах, собранных методами полевой этнографии и социологии в районах Южного, Среднего и Полярного Урала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кляшев Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CONFESSIONAL GROUP OF TATAR PROTESTANTS (BY THE MATERIAL OF FIELD RESEARCHES IN SOUTH, MIDDLE AND POLAR URAL REGIONS)

The paper analyzes socio-demographic peculiarities of ethnic Tatars members of Protestant religious associations of the Ural region. The author tries to answer the question: would it be relevant to distinguish among the Ural region Protestants ethnic Tatars as representatives of the ethno-confessional group with the high educational level and a large amount of youth? The study is based on field materials gathered by the methods of field ethnography and sociology in the South, Middle and Polar Ural regions.

Текст научной работы на тему «Этноконфессиональная группа протестантов-татар (по материалам полевых исследований в районах Южного, среднего и Полярного Урала)»

Кляшев Александр Николаевич

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ПРОТЕСТАНТОВ-ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИИ В РАЙОНАХ ЮЖНОГО, СРЕДНЕГО И ПОЛЯРНОГО УРАЛА)

Объектом данного исследования являются этнические татары - члены протестантских религиозных объединений Уральского региона; предметом исследования - их некоторые социально-демографические особенности. Целью статьи является поиск ответа на вопрос: можно ли выделить в составе протестантов Уральского региона этнических татар как представителей этноконфессиональной группы с высоким уровнем образования и большим количеством молодежи? Исследование основано на полевых материалах, собранных методами полевой этнографии и социологии в районах Южного, Среднего и Полярного Урала. Адрес статьи: от№^.дгато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/6-1/1£Шт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 6(80): в 2-х ч. Ч. 1. C. 71-74. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

УДК 94

Исторические науки и археология

Объектом данного исследования являются этнические татары - члены протестантских религиозных объединений Уральского региона; предметом исследования - их некоторые социально-демографические особенности. Целью статьи является поиск ответа на вопрос: можно ли выделить в составе протестантов Уральского региона этнических татар как представителей этноконфессиональной группы с высоким уровнем образования и большим количеством молодежи? Исследование основано на полевых материалах, собранных методами полевой этнографии и социологии в районах Южного, Среднего и Полярного Урала.

Ключевые слова и фразы: протестантские религиозные организации; протестанты-татары; этноконфессио-нальные группы; трансформация религиозности; Уральский регион.

Кляшев Александр Николаевич, к.и.н.

Институт этнологических исследований имени Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук ak1168@mail. гы

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА ПРОТЕСТАНТОВ-ТАТАР (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РАЙОНАХ ЮЖНОГО, СРЕДНЕГО И ПОЛЯРНОГО УРАЛА)

Введение

Российская Федерация является полиэтничным государством, на территории которого происходит становление и развитие широкого спектра религиозных объединений. Внешние вызовы актуализируют задачи сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, оптимизации государственно-конфессиональных отношений, стабилизации межэтнической ситуации и обеспечения духовной безопасности российского общества, в целях выполнения которых необходимо комплексное исследование как самих процессов, происходящих в настоящее время в религиозном пространстве Российской Федерации, так и их участников.

Параллельно восстановлению своих позиций православием и исламом на конфессиональных полях субъектов Российской Федерации прочно заняли свое место и динамично функционируют другие религии, такие как протестантизм. На наш взгляд, задача оптимизации межэтнических отношений определяет необходимость изучения национально-ориентированных векторов функционирования протестантизма.

Результаты осуществленного в 2013-2015 гг. отделом религиоведения Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН (далее - ИЭИ УНЦ РАН) изучения протестантских религиозных объединений на территории некоторых районов Южного, Среднего и Полярного Урала (Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Городской округ Воркута Республики Коми) подтвердили полиэтничный характер протестантизма на территории Уральского региона. Так, согласно результатам машинной обработки полевых материалов, этнических русских среди протестантов исследованных регионов 63,0%, татар - 14,1%, башкир - 4,9%, удмуртов - 4,4%, украинцев - 3,1%, марийцев - 2,9%, чувашей - 2,0%, немцев - 1%, мордвы - 0,8%, ненцев - 0,6% [1, д. 2].

Фактор увеличения количества протестантов среди представителей различных этносов на территории России определяет содержание научной проблемы, промежуточные результаты исследовательских работ по решению которой рассматриваются в данной статье - отсутствие эмпирических и теоретических знаний об основных социально-демографических характеристиках представителей этнических групп, принявших протестантизм. Выявление основных социально-демографических характеристик полиэтничных носителей российского протестантизма и определение возможных общих аспектов, влияющих на религиозный выбор верующих, может способствовать более глубокому пониманию этноконфессиональных процессов (в частности, процесса трансформации конфессиональной идентичности у различных этнических групп), происходящих на территории субъектов Российской Федерации, и, соответственно, оптимизации модели государственно-конфессиональных отношений в контексте обеспечения духовной безопасности, сохранения и приумножения традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Теоретическое положение, рассматриваемое в данной статье, заключается в предположении о том, что представители татарского этноса являются высокообразованной и более «молодежной» этноконфессиональной группой в составе протестантов Уральского региона, и сформулировано в свете гипотезы, согласно которой протестантизм на территории Урала представляет собой совокупность этноконфессиональных групп, общими для которых являются такие социально-демографические характеристики, как высшее или среднее специальное образование, занятость квалифицированным умственным или физическим трудом и урбанизи-рованность. Представители различных национальностей, выбирающие протестантизм, в большинстве своем являются проживающими в городах квалифицированными специалистами с уровнем образования выше среднего. В статье рассматриваются социально-демографические характеристики протестантов-татар указанных выше районов Южного, Среднего и Полярного Урала.

Объектом данного исследования являются этнические татары, являющиеся членами протестантских религиозных объединений Урала; предметом исследования являются их некоторые социально-демографические особенности. Цель исследования - выявить, являются ли татары высокообразованной и более «молодежной» этноконфессиональной группой в составе протестантов Уральского региона. Задачи исследования - выявление уровня образования, места жительства, профессионального и возрастного состава у татар, являющихся членами протестантских религиозных объединений Уральского региона.

Методы и материалы

Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами. Факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, были выявлены с использованием метода полевой этнографии - включенного наблюдения, а также методом социологии - опросом с помощью интервьюирования. Информация о социально-демографических характеристиках членов религиозных объединений была получена методами социологии: опросами членов протестантских религиозных объединений посредством интервьюирования и анкетирования. Опросы проводились с использованием анкет закрытого и открытого типов. В качестве принципиального плана исследования выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала в качестве модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных использовались методы анализа и синтеза.

Ограниченный объем статьи не позволяет представить полный спектр выявленных социально-демографических характеристик респондентов, поэтому мы решили провести сравнение татар-протестантов с основными показателями по выборке по следующим параметрам (в соответствии с гипотезой исследования): уровню образования, месту жительства, профессионального и возрастного состава.

Исследование основано на материалах полевых исследований, проведенных отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН в протестантских религиозных объединениях, функционирующих на территории четырех субъектов Уральского региона: Республики Башкортостан и Оренбургской области (Южный Урал), Удмуртской Республики (Средний Урал) и Муниципального образования городского округа Воркута Республики Коми (Полярный Урал) в 2013-2015 гг.

Опросы проводились в 35 общинах религиозных объединений протестантов классического, позднего и пятидесятнического направлений, генеральная совокупность 3150 чел., выборка 862 чел. (27,3%). На территории Республики Башкортостан опросы проводились в 26 религиозных объединениях протестантов классического (лютеране Евангелическо-Лютеранской Церкви - ЕЛЦ (немецкой традиции)), позднего (баптисты Российского Союза Евангельских христиан-баптистов - РЦ ЕХБ и христиан-адвентистов седьмого дня - ХАСД) и пятидесятнического (пятидесятники Российской Церкви христиан веры евангельской Республики Башкортостан (далее - РЦ ХВЕ РБ), Российского объединенного союза христиан веры евангельской - РОСХВЕ и Ассоциации христианских церквей - АХЦ «Союз Христиан») направлений, генеральная совокупность 1194 чел., выборка 538 чел. (45,0%). На территории Оренбургской области опросы проводились в 4 религиозных объединениях протестантов позднего (РЦ ЕХБ и ХАСД) и пятидесятнического направлений (Российская Церковь «Слово Жизни» христиан веры евангельской Оренбургской области РЦ ХВЕ), генеральная совокупность 680 чел., выборка 167 чел. (24,5%). На территории Удмуртской Республики опросы проводились в двух религиозных объединениях позднего (ХАСД) и пятидесятнического направлений (Местная религиозная организация Церковь «Дело Веры» христиан веры евангельской пятидесятников г. Ижевска - МРО ХВЕП «Дело Веры»), генеральная совокупность 500 чел., выборка 115 чел. (23,0%). На территории Муниципального образования городского округа Воркута Республики Коми опросы проводились в трех религиозных объединениях протестантов пятидесятнического направления, генеральная совокупность 130 чел., выборка 42 чел. (32,0%).

Этнодемографические характеристики протестантов уральского региона - татар - приводятся в сравнении с общими показателями по выборке. Татары составляют 14,1% всех респондентов в выборке, 86,7% из них проживают в Республике Башкортостан, 5,7% - в Республике Удмуртия и также 5,7% - в Оренбургской области, 1,6% - в Воркутинском городском округе Республики Коми.

Уровень образования

Результаты исследования демонстрируют, что среди носителей трех основных направлений протестантизма (классического, позднего и пятидесятнического) на территории исследованных районов Южного, Среднего и Полярного Урала (Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Городской округ Воркута Республики Коми) 42,1% респондентов имеют высшее, незаконченное высшее образование и ученую степень, 78,8% имеют образование выше среднего (в том числе среднее специальное). Для протестантов-татар эти показатели отличаются в сторону увеличения (по сравнению с общими) доли лиц с высшим и незаконченным высшим образованием (48,7%). Респондентов с образованием выше среднего также больше, чем в общей выборке, их 83,4%.

Сравнение данных ИЭИ УНЦ РАН с материалами Всероссийского исследования религиозности населения 2004 г. (Институт социально-политических исследований РАН, 2004 г., рук. - д. соц. н. В. В. Локосов, исп. - д. соц. н. Ю. Ю. Синелина, в данном исследовании, в отличие от других, осуществленных в 2006 г. и 2011 г., был выявлен также уровень образования православных и мусульман) демонстрирует, что количество лиц с высшим и незаконченным высшим образованием у протестантов на территории исследованных районов Урала (40,8%) выше, чем у православных (28,0%) и мусульман (14,0%); татары-протестанты (47,9%) превосходят по этому показателю православных, мусульман и самих протестантов из общей выборки, а также показатели населения РФ по результатам Всероссийской переписи населения 2010 г. В то же время у респондентов из общей выборки и у татар-протестантов количество опрошенных со средним специальным образованием ниже, чем у православных и мусульман.

Исследование ИСПИ РАН проходило в четырнадцати субъектах РФ, выборка - 1794 респондента; результаты по православным на 2004 г. следующие: высшее и незаконченное высшее образование у 28,0% опрошенных, среднее специальное - у 37,0%, соответственно, образование выше среднего имеют 65,0% респондентов. У мусульман высшее и незаконченное высшее образование у 14,0% опрошенных, среднее специальное - у 38,0%, соответственно, образование выше среднего имеют 52,0% респондентов [3]. Показатели количества лиц среди протестантов с высшим и незаконченным высшим образованием и с образованием выше среднего превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ: так, в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., высшее образование имеют 22,8% респондентов, неполное высшее образование - 4,58%, ученую степень - 0,6%, среднее специальное образование - 31,22%, среднее - 18,24%. Соответственно, количество лиц с высшим, незаконченным высшим образованием и ученой степенью составляет 27,98%, количество лиц с образованием выше среднего - 59,2% (население РФ на 2010 г. 142946788 чел., генеральная совокупность (мужчины и женщины в возрасте 15 лет и более) 121153927 чел., выборка 117639476 чел. (97,09%)) [2].

Таким образом, приведенные выше результаты исследований подтверждают ту часть гипотезы, согласно которой протестантизм привлекателен для лиц, среди которых доля людей с уровнем образования выше полного среднего (78,8%) больше, чем в целом среди россиян (59,2%); разница составляет 19,6 процентных пунктов.

Однако среди самих носителей протестантизма исследованных районов Уральского региона выделяется эт-ноконфессиональная группа татар-протестантов, имеющих более высокий (по сравнению с общими показателями у протестантов, а также у православных, мусульман и по РФ) уровень высшего и незаконченного высшего образования и более низкий - среднего специального (исключая общие показатели по РФ). По количеству лиц с образованием выше среднего протестанты-татары также демонстрируют самые высокие показатели - 83,4%.

Профессиональный состав

Материалы исследований демонстрируют, что специалистами, занятыми квалифицированным умственным или физическим трудом (в частности, руководители предприятия, работники государственного аппарата, специалисты и инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие, предприниматели и военные), являются 51,7% протестантов исследованных районов Южного, Среднего и Полярного Урала. Среди татар-протестантов квалифицированными специалистами является большее, по сравнению с общими показателями по протестантам Уральского региона, количество респондентов - 55,1% [1, д. 2].

Место жительства

Показатели количества горожан среди протестантов превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ: так, в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., численность городского населения на территории РФ составляет 73,7%, сельского - 26,3% (население РФ на 2010 г. 142946788 чел., генеральная совокупность (мужчины и женщины, городское и сельское население) 142856536 чел., городское население (мужчины и женщины) - выборка 105313773 чел. (73,7%), сельское население (мужчины и женщины) - выборка 37542763 (26,3%)) [4]. У протестантов исследованных районов городских жителей 87,6%, соответственно, сельских - 12,4%, что свидетельствует о том, что протестантизм выбирает наиболее урбанизированная часть населения РФ. Протестанты-татары по уровню урбанизированности практически не отличаются от общей выборки по протестантам Урала: горожан среди них 87,5%, жителей села - 12,5% [1, д. 2].

Возрастной состав

Согласно результатам исследования, татары-протестанты исследованных районов Уральского региона являются этноконфессиональной группой с большим, по сравнению с общей выборкой по протестантам, количеством молодых респондентов. Так, если в общей группе количество респондентов возрастом до 45 лет составляет 51,5%, то у татар протестантов таких лиц 68,6%. Соответственно, количество лиц возрастом старше 45 лет в общей выборке составляет 48,5%, у татар-протестантов - 31,4%. Эти данные коррелируют с показателями по профессиональному составу: учащихся в общей выборке 8,1%, у татар-протестантов - 11,7%, пенсионеров и работающих пенсионеров в общей группе респондентов 26,2%, у татар-протестантов - 15% [Там же].

Выводы

Приведенные выше данные, на наш взгляд, подтверждают гипотезу, в соответствии с которой протестантизм исследованных районов Уральского региона представляет собой совокупность этноконфессиональных групп протестантского вероисповедания, общими для которых являются такие социально-демографические характеристики, как высшее или среднее специальное образование, занятость квалифицированным умственным или физическим трудом и урбанизированность. Исходя из этого, можно предположить, что и количество специалистов, занятых квалифицированным умственным или физическим трудом, среди протестантов больше общероссийского. Однако сами протестанты неоднородны - среди них можно выделить этнокон-фессиональную группу татар, для которой характерны следующие показатели: более высокий, по сравнению с общим массивом респондентов, уровень образования (83,4% респондентов с образованием выше среднего у татар-протестантов, 78,8% - у респондентов из общей выборки), большее количество молодежи, в том числе учащейся (68,6% лиц возрастом не старше 45 лет у татар-протестантов, 51,5% респондентов не старше 45 лет из общей выборки), несколько больший процент лиц, занятых квалифицированным умственным и физическим трудом (55,1% - татары-протестанты, 51,7% - общий массив опрошенных). Количество горожан среди татар-протестантов (87,5%) практически такое же, как и среди протестантов исследованных районов Уральского региона (87,6%), и больше, чем у жителей РФ (73,7%) [Там же].

Принятие протестантизма этническими татарами, рассматриваемыми этнологической наукой как носители ислама, на наш взгляд, можно объяснить утерей этноконфессиональных традиций, связанных с получением высшего, незаконченного высшего и среднего специального образования и проживанием в городе, и, как следствие, открытостью к иным мировоззренческим системам, а также интеллектуализмом протестантизма, удовлетворяющим экзистенциальные поиски национальных интеллигенций.

Список источников

1. Архив Института этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук. Ф. 79. Оп. 6.

2. Всероссийская перепись населения 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 15.03.2017).

3. Синелина Ю. Ю. Динамика процесса воцерковления православных // Социологические исследования. 2006. № 11. С. 89-97.

4. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. М.: ИИЦ «Статистика России», 2012. 183 с.

ETHNO-CONFESSIONAL GROUP OF TATAR PROTESTANTS (BY THE MATERIAL OF FIELD RESEARCHES IN SOUTH, MIDDLE AND POLAR URAL REGIONS)

Klyashev Aleksandr Nikolaevich, Ph. D. in History R. G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies of Ufa Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

ak1168@mail. ru

The paper analyzes socio-demographic peculiarities of ethnic Tatars - members of Protestant religious associations of the Ural region. The author tries to answer the question: would it be relevant to distinguish among the Ural region Protestants ethnic Tatars as representatives of the ethno-confessional group with the high educational level and a large amount of youth? The study is based on field materials gathered by the methods of field ethnography and sociology in the South, Middle and Polar Ural regions.

Key words and phrases: Protestant religious associations; Tatar Protestants; ethno-confessional groups; transformation of religiousness; Ural region.

УДК 94(47).084+351.811 Исторические науки и археология

В статье речь идет о реализации второй реформы органов ВЧК на Западном Урале. Структурной составляющей этой реформы было создание политических бюро при уездных управлениях милиции. Данная проблема недостаточно рассмотрена в историографии на региональном уровне. Новые уездные структуры безопасности получили двойное подчинение - милиции и губернским ЧК, что в большей степени было выгодно НКВД. В целом, к 1921 г. органы безопасности приобрели достаточно четкую и единообразную структуру.

Ключевые слова и фразы: государственная безопасность; Гражданская война; ЧК; Западный Урал; советские органы государственной безопасности.

Кобелева Екатерина Аркадьевна, к.и.н., доцент

Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д. Н. Прянишникова kobelewa. ek@yandex. т

СОЗДАНИЕ УЕЗДНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ БЮРО НА ЗАПАДНОМ УРАЛЕ (НАЧАЛО 1920 Г.)

Происходящие в России значительные социально-политические изменения приводят к переосмыслению оценок и концепций важнейших моментов в историческом развитии. Одним из таких переломных событий является Гражданская война. Несмотря на почти век, прошедший с тех пор, до сегодняшнего дня споры идут не только между исследователями, но и публицистами, политиками, обычными гражданами. Их интересуют деятельность и исторические личности «красных» и «белых», предлагаемые ими пути развития России. Важной проблемой является и формирование органов безопасности как необходимой подсистемы советской государственности. Структурное становление этих органов прошло сложный и длительный путь.

В начале 1920 г. была проведена вторая реформа органов ВЧК. Важной структурной составляющей реформы было изменение уездного уровня органов безопасности. В историографии же значительно более известна первая реформа - упразднение уездных ЧК в начале 1919 г.

Для руководителей милиции и ЧК была ясной необходимость более тесного взаимодействия для решения аналогичных задач. 16 января 1919 г. президиум ВЧК утвердил проект распоряжения об организации политических бюро при уездных управлениях милиции. Подобные структуры стали учреждаться в Московской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.