УДК 322
ПРОТЕСТАНТЫ-НОСИТЕЛИ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКОВ НА ТЕРРИТОРИИ УРАЛА И ЗАПАДНОЙ СИБИРИ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
© А.Н. Кляшев,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник,
Институт этнологических исследований
им. Р.Г. Кузеева,
Уфимский научный центр РАН,
ул. Карла Маркса, 6,
450077, г. Уфа, Российская Федерация,
эл. почта: [email protected]
Целью данной статьи является поиск ответа на вопрос - можно ли выделить протестантов - носителей финно-угорских языков как представителей отдельных этноконфессиональных групп в составе протестантов Уральского региона; задача - определение и анализ социально-демографических особенностей носителей финно-угорских языков, являющихся членами протестантских религиозных объединений районов Южного, Среднего и Полярного Урала, в частности, уровня образования, профессионального состава, места проживания и количества детей. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является индуктивная стратегия, также используются методы анализа и синтеза. Сбор эмпирических материалов осуществлялся методами полевой этнографии и социологии: включенным наблюдением и опросами (анкетированием и интервьюированием). Результаты исследований подтверждают гипотезу, согласно которой носителями протестантизма на территории Уральского региона являются представители различных этносов, общими для которых в большинстве случаев являются такие социально-демографические характеристики, как высшее или среднее специальное образование, занятость квалифицированным умственным или физическим трудом и урбанизиро-ванность. Однако среди носителей протестантизма можно выделить этноконфессиональные группы, различающиеся по своим этно-демо-графическим характеристикам, в частности, протестантов-носителей финно-угорских языков, отличающиеся большей традиционностью своей культуры: более низким уровнем образования и урбанизиро-ванности, а также большей степенью реализации таких традиционных ценностей, как брак и деторождение. Материалы статьи могут быть полезными для сотрудников государственных органов, специалистов в сфере этноконфессиональных отношений, исследователей религии.
Ключевые слова: протестантские религиозные организации, носители финно-угорских языков, этноконфессиональ-ные группы, Уральский регион
© A.N. Klyashev
FIELDWORK-BASED RESEARCH OF FINNO-UGRIC-SPEAKING PROTESTANTS IN THE URALS AND WESTERN SIBERIA
The aim of this article is to answer the question whether the Finno-Ugric-speaking Protestants can be considered as separate ethno-religious groups among Protestants of the Ural Region. The objectives are to study and analyze the socio-demographic characteristics of the Finno-Ugric-speaking Protestants of the South, Middle and Polar Urals with the focus on their level of education, occupational structure, place of residence and number of children. The leading approach to the study of this problem is an inductive strategy, analysis and synthesis being also used. The fieldworks were carried out using the methods of field ethnography and sociology, i.e. observation and surveys (questionnaires and interviews). The research results support the hypothesis that Protestants of the Urals are the representatives of different ethnic groups sharing common socio-demographic characteristics such as higher or specialized secondary education, employment in qualified intellectual or physical labour and urbanization. However, there are a number of ethno-religious groups among Protestants with significantly different ethnic and demographic characteristics. The Finno-Ugric-speaking Protestants represent a more traditional culture and are characterized by a lower level of education and urbanization, as well as greater orientation toward such traditional values as marriage and childbearing. The results of this article can be useful for government officials, experts in the area of ethno-confessional relations and religion researchers.
BECTHMKAKAAEMMMHAyKPB/
/ 2017, tom 22, № 1 (85) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 111111111111^9
R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies,
Ufa Scientific Centre,
Russian Academy of Sciences,
6, ulitsa Karla Marksa,
450077, Ufa, Russian Federation,
e-mail: [email protected]
Key words: Protestant religious organizations, Finno-Ugric peoples, ethno-religious groups, Ural Region
Введение. В настоящее время различные аспекты функционирования конфессий на территории Российской Федерации в сферах государственной политики [5; 6], образования [7], внутриконфессиональных [8; 9] и этноконфессиональных отношений [10] актуализируются как на федеральном, так и на региональном уровнях [1; 2; 3; 4]. Параллельно восстановлению своих позиций православием и исламом на конфессиональных полях субъектов Российской Федерации прочно занял свое место протестантизм. Так, по данным официальной статистики, на 1 января 2014 г. православие и ислам являются ведущими конфессиями на территории Республики Башкортостан, их объединения составляют 82% от общего количества религиозных организаций (около 61% — ислам, около 21% — православие); протестантские формирования занимают третье место — их приблизительно 12% [11, с. 5].
Результаты проведенного в 2013—2015 гг. отделом религиоведения Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН (ИЭИ УНЦ РАН) исследования протестантских религиозных объединений на территории некоторых районов Южного, Среднего и Полярного Урала (Республика Башкортостан, Оренбургская область, Удмуртская Республика, Городской округ Воркута Республики Коми) подтвердили полиэтничный характер протестантизма на территории Уральского региона. Так, согласно результатам исследования, этнических русских среди протестантов исследованных регионов 63,0%, татар — 14,1%, башкир — 4,9%, удмуртов — 4,4%, украинцев — 3,1%, марийцев — 2,9%, чувашей — 2,0%, немцев — 1%, мордвы — 0,8%, ненцев — 0,6%.
Содержание научной проблемы, промежуточные результаты исследовательских работ по решению которой рассматриваются в данной статье — отсутствие эмпирических и теоретических знаний об основных соци-
^............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
ально-демографических характеристиках представителей этнических групп, принявших протестантизм.
Гипотеза. Теоретическое положение, рассматриваемое в данной статье, заключается в предположении о том, что протестанты-носители финно-угорских языков являются более традиционной этноконфес-сиональной группой в составе протестантов Уральского региона, и сформулировано в свете гипотезы, основанной на результатах предшествующих исследований [12], согласно которой протестантизм отвечает религиозным потребностям представителей различных этносов, общими для которых являются такие социально-демографические характеристики, как высшее или среднее специальное образование, занятость квалифицированным умственным или физическим трудом и урбанизированность.
Республика Башкортостан представляет собой многонациональный субъект Российской Федерациии. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 г., русские составляют 36,1% населения РБ, башкиры — 29,5%, татары — 25,4% [13]. Исследования протестантских формирований, осуществленные отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН, свидетельствуют, что этнических русских среди протестантов РБ 58,0%, татар — 19,5%, башкир — 7,6%, марийцев - 4,5% [14].
Результаты исследования продемонстрировали, что марийцы — носители протестантизма на территории Республики Башкортостан — это менее урбанизированная и более «многодетная», по сравнению с общим массивом респондентов — протестантов РБ, этноконфессиональная группа, имеющая при этом более низкий уровень образования и меньший процент лиц, занятых квалифицированным трудом [15]. Эти особенности позволяют рассматривать их как носителей более традиционной культуры, принявшей протестантизм [16].
2017, том 22, № 1 (85) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Объектом данного исследования являются носители финно-угорских языков (и, в более широком смысле, уральских языков — в выборку входят также ненцы), являющиеся членами протестантских религиозных объединений районов Южного, Среднего и Полярного Урала; предметом — их некоторые социально-демографические особенности. Цель исследования — выявить, являются ли социально-демографические особенности протестантов-носителей финно-угорских языков частным случаем для Республики Башкортостан, либо общими для всех протестантов Уральского региона, представляющих эту языковую группу; задачи — выявление уровня образования, места жительства, профессионального состава, семейного положения и количества детей у носителей финно-угорских языков, являющихся членами протестантских религиозных объединений Уральского региона.
Методологическая основа и материалы. Сбор эмпирического материала осуществлялся различными методами. Факторы, касающиеся функционирования протестантских религиозных объединений, а также информация о социально-демографических характеристиках членов религиозных объединений были выявлены с использованием метода полевой этнографии — включенного наблюдения, а также методами социологии — интервьюированием и анкетированием. На эмпирическом уровне исследования применялись также общенаучные методы измерения и сравнения.
В качестве принципиального плана исследования выбрана индуктивная стратегия, предполагающая обобщение эмпирического материала в качестве модели объяснения исследуемого феномена; в целях теоретического обобщения эмпирических данных использовались методы анализа и синтеза.
Сравнение этнических групп носителей протестантизма с основными показателями по выборке производится по следующим параметрам (в соответствии с гипотезой исследования): уровню образования, степени урбанизированности, профессиональному составу, семейному положению и количеству детей. Исследование основано на мате-
риалах полевых исследований, проведенных отделом религиоведения ИЭИ УНЦ РАН в протестантских религиозных объединениях, функционирующих на территории четырех субъектов Южного, Среднего и Полярного Урала в 2013—2015 гг.
Опросы проводились в 35 общинах религиозных объединений протестантов классического, позднего и пятидесятнического направлений, генеральная совокупность 3150 чел., выборка 862 чел. (27,3%), а на территории Республики Башкортостан — в 26 религиозных объединениях протестантов классического [лютеране Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛЦ; немецкой традиции)], позднего [баптисты Российского Союза Евангельских христиан-баптистов (РЦ ЕХБ)] и христиан-адвентистов седьмого дня (ХАСД) и пятидесятнического [пятидесятники Российской Церкви Христиан веры евангельской Республики Башкортостан (РЦ ХВЕ РБ)], Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (РОСХВЕ) и Ассоциации христианских церквей (АХЦ «Союз Христиан») направлений, генеральная совокупность 1194 чел., выборка 538 чел. (45,0%); на территории Оренбургской области — в 4 религиозных объединениях протестантов позднего (РЦ ЕХБ и ХАСД) и пятидесятнического направлений (Российская Церковь «Слово Жизни» Христиан веры евангельской Оренбургской области (РЦ ХВЕ), генеральная совокупность 680 чел., выборка 167 чел. (24,5%); на территории Удмуртской Республики — в 2 религиозных объединениях позднего (ХАСД) и пятидесятнического направлений (Местная религиозная организация Церковь «Дело Веры» Христиан веры евангельской пятидесятников г. Ижевска (МРО ХВЕП «Дело Веры»), генеральная совокупность 500 чел., выборка 115 чел. (23,0%); на территории Муниципального образования городского округа Воркута Республики Коми — в 3 религиозных объединениях протестантов пятидесятнического направления, генеральная совокупность 130 чел., выборка 42 чел. (32,0%).
Этнодемографические характеристики протестантов уральского региона — носителей финно-угорских языков (удмуртов,
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/ 2017, том 22, № 1 (85) 11111111111111111111111111111111111111111111111111111
марийцев, мордвы и представителей родственной самодийской группы — ненцев) приводятся в сравнении с общими показателями по выборке. Свыше 90% марийцев и 80% мордвы в выборке проживают в Республике Башкортостан, более 90% удмуртов — в Республике Удмуртия.
Результаты. Уровень образования. Результаты исследования демонстрируют, что среди носителей трех основных направлений протестантизма (классического, позднего и пятидесятнического) на территории исследованных районов Уральского региона 32,4% респондентов имеют высшее образование, 8,4% — незаконченное высшее образование (40,8% — высшее и незаконченное высшее образование), 1,3% — ученую степень, 36,7% — среднее специальное образование, т.е. 78,8% имеют образование выше среднего (среднее специальное, незаконченное высшее, высшее образование и ученую степень). Для удмуртов эти показатели отличаются в сторону снижения (по сравнению с общими) доли лиц с высшим и незаконченным высшим образованием (26,4%), у 39,5% — среднее специальное образование. Респондентов с образованием выше среднего также меньше (65,9%), чем в общей выборке. У марийцев процент лиц с высшим образованием ниже, чем в общей выборке (16,0%); 52,0% имеют среднее специальное образование, 68,0% — образование выше среднего. У мордвы респондентов с высшим образования составляют 14,3%, со средним специальным образованием — 57,1%, с образованием выше среднего — 71,4%. У ненцев респонденты с образованием выше среднего отсутствуют.
Сравнение данных ИЭИ УНЦ РАН с материалами Всероссийского исследования религиозности населения 2004 г. (Институт социально-политических исследований РАН, 2004 г., рук. — д.с.н. В.В. Локосов, исп. — д.с.н. Ю.Ю. Синелина; исследование проходило в четырнадцати субъектах РФ, выборка — 1794 респондента [17, с. 89—97]; в данном исследовании, в отличие от других, осуществленных в 2006 и 2011 гг., выявлен уровень образования православных и мусульман) демонстрирует, что количество
.............ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
зуааааааааашнш
лиц с высшим и незаконченным высшим образованием у протестантов на территории исследованных районов Урала выше, чем у православных (28,0%) и мусульман (14,0%). Показатели количества лиц среди протестантов с высшим, незаконченным высшим образованием и с образованием выше среднего превышают аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ: так, в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., высшее образование имеют 22,8% респондентов, неполное высшее образование — 4,58%, ученую степень
— 0,6%, среднее специальное образование 31,22%, среднее - 18,24% [население РФ на 2010 г. 142946788 чел., генеральная совокупность (мужчины и женщины в возрасте 15 лет и более) 121153927 чел., выборка 117639476 чел. (97,09%)] [18].
Профессиональный состав. Материалы исследований демонстрируют, что специалистами, занятыми квалифицированным умственным или физическим трудом (в частности, руководители предприятия, работники государственных структур, специалисты и инженерно-технические работники, служащие, квалифицированные рабочие, предприниматели и военные) являются 51,7% протестантов исследованных районов Урала. Среди удмуртов квалифицированными специалистами являются 45,9% респондентов, среди марийцев — 40,0%, среди мордвы — 28,6% (служащие), среди ненцев-оленеводов
— 20,0% (предприниматели). Приведенные данные свидетельствуют о большей традиционности представителей культуры этих этно-конфессиональных групп.
Место жительства. Количество горожан среди протестантов выше среднего, что превышает аналогичные показатели среди россиян в целом по РФ: так, в соответствии с данными Всероссийской переписи населения 2010 г., численность городского населения на территории РФ составляет 73,7%, сельского — 26,3% [18]. У протестантов исследованных районов Урала городских жителей 87,6%, соответственно сельских 12,4%, что свидетельствует о том, что протестантизм выбирает наиболее урбанизированная часть населения РФ. Однако среди самих
2017, том 22, № 1 (85) 1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
протестантов существуют этноконфессио-нальные группы с большим [по сравнению с данными по общей выборке протестантов (за исключением мордвы) по сравнению с данными по РФ] количеством сельских жителей, являющиеся носителями уральских языков — финно-угорских: удмурты (50,0%), марийцы (32,0%), мордва (14,3%) и самодийских (ненцы-оленеводы, среди которых 100% живут в тундре).
Количество детей. Результаты исследований показывают, что многодетными родителями (у которых трое и более детей) среди протестантов из общей выборки являются 17,4% респондентов, бездетными — 27,9%. Косвенные данные позволяют заключить, что если количество бездетных семей у протестантов практически не отличаются от количества бездетных семей по России, то количество многодетных родителей у протестантов исследуемых регионов больше, чем в целом по РФ. Результаты Всероссийской переписи населения 2010 г. выявили, что бездетные супружеские пары составляют 30,5% от населения страны, многодетные семейные ячейки с тремя и более детьми моложе 18 лет составляют 2,47% от семейных ячеек, имеющих детей моложе 18 лет, которые составляют 42,5% от населения России. Всего семейных ячеек, имеющих детей, в РФ 69,5% (включая родителей-одиночек). В частных домохозяйствах проживает 99% всего населения России. Количество домо-хозяйств, состоящих из пяти и более человек, проживающих вместе (включая детей, либо родителей, прочих родственников, неродственников) по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. составил 4,0%. Исходя из этих данных, можно предположительно определить количество многодетных семей России (имеющих трех и более детей) как примерно 5,0% от всего населения [18].
Протестанты-носители финно-угорских языков реализовали в своей жизни такую традиционную ценность, как деторождение, в большей мере, чем опрошенные протестанты из общей выборки — количе-
ство бездетных у них меньше показателя по общей группе, а количество многодетных (за исключением мордвы) — больше; у ненцев количество бездетных и многодетных респондентов больше, чем в общей группе. Так, среди протестантов-удмуртов многодетных — 28,9%, бездетных — 21,1%; среди марийцев 24,0% и 12,0%; среди мордвы 14,3% и 14,3%; среди ненцев 40,0% и 60,0% соответственно.
Выводы. Приведенные в статье материалы, на наш взгляд, подтверждают гипотезу, согласно которой у протестантов Уральского региона, выбравших в качестве вероисповедания протестантизм, уровень образования и уровень урбанизированности в целом выше, чем по РФ. Исходя из этого, можно предположить, что и количество специалистов, занятых квалифицированным трудом, как и количество многодетных родителей, среди протестантов больше общероссийского. Однако сами протестанты не однородны — согласно результатам исследований, в их составе выделяются этноконфессиональ-ные группы (протестанты-носители финно-угорских и самодийских (ненцы-оленеводы) языков), для которых характерны следующие социально-демографические показатели: меньший (по сравнению с общим массивом респондентов) уровень урба-низированности, образования и занятости квалифицированным интеллектуальным и (в меньшей степени) физическим трудом и более высокая степень реализации семейных ценностей (деторождение). Не исключено, что традиционность культуры протестантов-носителей финно-угорских языков является их особенностью и за пределами Уральского региона. Так, материалы, собранные в ходе экспедиционного выезда в д. Русскинская (Сургутский район ХМАО-Югра) в 2015 г., демонстрируют, что из 200 членов местной церкви пятидесятников 190 являются хантами и проживают в тайге на стойбищах (примерно 60 стойбищ), занимаясь традиционными промыслами: оленеводством, охотой и рыболовством [14].
/
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/ 2017, том 22, № 1 (85) 11111111111111111111111111111111111111111111111111111ВД
Л И Т Е РАТУ РА
1. Государственно-церковные отношения в России. Курс лекций. Ч.1, 2 / отв. ред. Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук. М.: РАГС, 1995. 170 с.
2. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГАС, 1999. 263 с.
3. Юнусова А.Б. Национальная политика и эт-ноконфессиональные процессы в Башкортостане в контексте «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2010 года» // Матер. Всеросс. науч.-практ. конференции, г Уфа, 10 нояб. 2011. С.20-27.
4. Юнусова А.Б. Современные религиоведческие исследования в Башкирии (по материалам Института этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра РАН (2009-2013 гг.) // Матер. III Международной науч.-практ. конференции «Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований», North Charleston, 13-14 марта 2014. Т. 1. С. 18-39.
5. Мухаметзянова-Дуггал Р.М. Модель государственной политики в современной России // Вестн. Моск. гос. ун-та. Серия «История и политические науки». 2011. № 2. C. 220-225.
6. Мухаметзянова-Дуггал Р.М., Кляшев А.Н. Религиозные меньшинства России: теоретико-правовой и социальный аспекты // Вестн. Башкирского гос. ун-та. 2010. № 3. С. 776-881.
7. Надыршин Т. М. Основы религиозных культур и светской этики в городской школе (по материалам г. Уфы) // X Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов, г. Москва, 2-5 июля 2013. М.: ИЭА РАН, 2013. С. 287.
8. Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / отв. ред.: М.П. Мчедлов; ред. кол.: М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Культурная революция, 2009. 400 с.
9. Хабибуллина З.Р. Социальный портрет мусульманского духовенства Башкортостана в начале XXI века / ред. кол.: В.А. Тишков и др. //
IX Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов, г Петрозаводск, 4-8 июля 2011. С. 148.
10. Кляшев А.Н. Неопротестантские религиозные объединения Республики Башкортостан // Изв. УНЦ РАН. 2011. № 2. С. 56-63.
11. Религиозные объединения Республики Башкортостан. Справочник. Уфа: Изд-во Уфимский полиграфкомбинат, 2014. 168 с.
12. Кляшев А. Н. Протестантизм Республики Башкортостан: социальная реакция на вызовы современности. Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2013. 248 с.
13. Всероссийская перепись населения. [Электронный ресурс] // официальный сайт. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm.
14. ПМА - Полевые материалы автора - экспедиции в протестантские религиозные объединения Республики Башкортостан; Оренбургской области; Республики Коми; Ханты-мансийского автономного округа - Югры Тюменской области. 2013-2015 гг.
15. Кляшев А. Н. Новые протестанты в Республике Башкортостан: этнический состав // Этносы и национальные меньшинства России: матер. науч.-практ. конференции в рамках Культурного Форума, г. Уфа, 27 апр. 2015. С. 49-57.
16. Захаров А. В. Традиционная культура в современном обществе // Социологические исследования. 2004. № 7. С. 105-115.
17. Синелина Ю. Ю. Динамика процесса во-церковления православных // Социологические исследования. 2006.№ 11. С. 89-97.
18. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года: официальное издание / Федеральная служба гос. статистики; ред. кол.: М.А. Дианов и др. М.: Статистика России, 2012. С. 45, 54.
REFERENCES
1. Gosudarstvenno-tserkovnye otnosheniya v Rossii [Church-state relations in Russia]. Lecture course. Pt. 1, 2, F.G. Ovsienko, N.A. Trofimchuk (eds.). Moscow, RAGS, 1995. 170 p. (In Russian).
2. Mirovoy opyt gosudarstvenno-tserkovnykh otnosheniy [World experience of state-church relations]. Moscow, RAGAS, 1999. 263 p. (In Russian).
3. Yunusova A.B. Natsionalnaya politika i etnokonfessionalnye protsessy v Bashkortostane v kontekste "Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2010 goda" [National policy and ethno-religious processes in the Republic of
Bashkortostan in the context of the "Russian National Security Strategy until 2010"]. Proceedings of All-Russian Science and Research Conference, November 10, 2011. Ufa, 2011, pp. 20-27 (In Russian).
4. Yunusova A.B. Sovremennye religiovedcheskie issledovaniya v Bashkirii (po materialam Instituta etnologicheskikh issledovaniy im. R.G. Kuzeeva Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN (2009-2013 gg.) [Recent religious studies in Bashkiria (based on the materials provided by the Institute of Ethnological Studies named after R.G. Kuzeev, Ufa Scientific Centre, RAS (2009-2013)]. Proceedings of the 3rd International Science and Research Conference
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/ 2017, том 22, № 1 (85) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
"Current Trends of Basic and Applied Research" (North Charleston, USA, March 13-14, 2014)]. North Charleston, 2014, vol. 1, pp. 18-39 (In Russian).
5. Mukhametzyanova-Duggal R.M. Model gosudarstvennoy politiki v sovremennoy Rossii [The model of public policy in modern Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta - The Moscow University Herald. Ser. Historical and Political Sciences, 2011, no. 2, pp. 220-225 (In Russian).
6. Mukhametzyanova-Duggal R.M., Klyashev A.N. Religioznye menshinstva Rossii: teoretiko-pravovoy i sotsialnyy aspekty [Religious minorities of Russia: Theoretical, legal and social aspects]. Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of the Bashkir State University, 2010, no. 3, pp. 776-881 (In Russian).
7. Nadyrshin T.M. Osnovy religioznykh kultur i svetskoy etiki v gorodskoy shkole (po materialam g. Ufa) [Fundamentals of religious cultures and secular ethics in urban schools (based on the data of the city of Ufa)]. Proceedings of the 10th Congress of Ethnographers and Anthropologists of Russia. Moscow, (July 2-5, 2013). Moscow, 2013, p. 287 (In Russian).
8. Vera. Etnos. Natsiya. Religioznyy komponent etnicheskogo soznaniya [Faith. Ethnos. Nation. The religious component of ethnic consciousness]. M.P. Mchedlov, Yu.A. Gavrilov, V.V. Gorbunov (eds.). 2nd amended edition. Moscow, Kulturnaya revolutsiya, 2009. 400 p. (In Russian).
9. Khabibullina Z.R. Sotsialnyy portret musulmanskogo dukhovenstva Bashkortostana v nachale XXI veka [The social portrait of Muslim clerics of Bashkortostan at the beginning of the 21st century]. 9th Congress of Ethnographers and Anthropologists of Russia (Petrozavodsk, July 4-8, 2011). V.A. Tishkov et al. (eds.). Petrozavodsk, 2011, p. 148 (In Russian).
10. Klyashev A.N. Neoprotestantskie religioznye obyedineniya Respubliki Bashkortostan [NeoProtestant religious organizations of the Republic of Bashkortostan]. Izvestiya Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN - Bulletin of the Ufa Scientific Centre RAS. Ufa, 2011, no. 2, pp. 56-63 (In Russian).
11. Religioznye obyedineniya Respubliki Bashkortostan [The religious associations of the Republic of Bashkortostan]. Reference book. Ufa, Ufimskiy poligrafkombinat, 2014. 168 p. (In Russian).
12. Klyashev A.N. Protestantizm Respubliki Bashkortostan: sotsialnaya reaktsiya na vyzovy sovremennosti [Protestantism of the Republic of Bashkortostan: Social response toward the challenges of contemporaneity]. Ufa, Zdravookhranenie Bashkortostana, 2013. 248 p. (In Russian).
13. Vserossiyskaya perepis naseleniya [Official website of the 2010 Russian Census] Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm (In Russian).
14. Polevye materialy avtora - ekspeditsii v protestantskie religioznye obyedineniya Respubliki Bashkortostan; Orenburgskoy oblasti; Respubliki Komi; Khanty-Mansiyskogo avtonomnogo okruga
- Yugry Tyumenskoy oblasti [Author's fieldwork materials - expeditions to the Protestant religious organizations of the Republic of Bashkortostan; the Orenburg Oblast; the Komi Republic; the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra of the Tyumen Oblast]. 2013-2015 (In Russian).
15. Klyashev A.N. Novye protestanty v Respublike Bashkortostan: etnicheskiy sostav [New Protestants in the Republic of Bashkortostan: Ethnic composition]. Ethnic groups and national minorities in Russia. Proceedings of the Conference within the framework of the Cultural Forum. Ufa, 2015, pp. 4957 (In Russian).
16. Zakharov A.V. Traditsionnaya kultura v sovremennom obshchestve [Traditional culture in the modern society]. Sotsiologicheskie issledovaniya
- Sociological Research, 2004, no. 7, pp. 105-115 (In Russian).
17. Sinelina Yu.Yu. Dinamika protsessa votserkovleniya pravoslavnykh [The dynamics of the churched Orthodox process]. Sotsiologicheskie issledovaniya - Sociological Research, 2006, no. 11, pp. 89-97 (In Russian).
18. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Sotsialno-demograficheskiy portret Rossii: po itogam Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda [Russian Federal State Statistics Service. Socio-demographic portrait of Russia: Based on the results of the 2010 Russian census]. Official edition. Federal State Statistics Service. M.A. Dianov et al. (eds.). Moscow, Statistika Rossii, 2012, pp. 45, 54 (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /
/ 2017, том 22, № 1 (85) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllННППННВД