Научная статья на тему 'Удержание конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики'

Удержание конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИЯТИЕ / КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОГО БИЗНЕСА / МОТИВАЦИОННОЕ КОЛЬЦО / МАРКЕТИНГОВО-РЕСУРСНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / РЕСУРСНАЯ ДЕКОМПЕНСАЦИЯ / МАРКЕТИНГОВАЯ МИМИКРИЯ / ПОКУПАТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ / МОДЕЛЬ УДЕРЖАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ / ДОСТИЖЕНИЕ КОНСЕНСУСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин М.Б., Федин С.В.

Обозначены некоторые аспекты проявления кризисных явлений в российской экономике и порождаемые ими проблемы в производственной сфере. Обоснована необходимость совершенствования маркетингового поведения предприятий для обретения ими конкурентных преимуществ на нестабильном рынке. Обоснована взаимосвязь адаптационных возможностей предприятия в условиях кризисной экономики с его ресурсными составляющими разной принадлежности и ориентации. Дана характеристика составляющим успешного бизнеса в контексте реинжиниринга бизнес-процессов. Определено место маркетингового поведения предприятия в построении эффективных бизнес-коммуникаций с рыночными агентами и потребителями. Разработана модель удержания конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики посредством его маркетингово-ресурсной адаптации к требованиям рынка и необходимости повышения покупательской ценности производимого продукта. Предложено разрешать маркетингово-ресурсные противоречия в маркетинговом коммуникационном поле субъекта посредством достижения консенсуса между взаимодействующими сторонами в отношении получения ими взаимных выгод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин М.Б., Федин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETITIVE POSITIONS RELENTION BY AN ENTERPRISE IN CONDITIONS OF ECONOMY CRISIS

Some aspects of manifestation of the crisis phenomena in the Russian economy and the problems generated by them in the industrial sector were indicated. The necessity of improving the marketing behavior of enterprises to gain their competitive advantage in the volatile market was substantiated. The relationship adaptive capabilities of the enterprise in the conditions of crisis economy, with its resource components of different accessories and orientation was substantiated. The components characteristic of a successful business in the context of business process reengineering was given. The place of the marketing behavior of the enterprise in effective business communications formation with market agents and consumers was determined. The model of competitive positions retention in a crisis economy was worked out through its marketing and resources to adapt to market demands and the need to increase the purchasing value of the product produced. It was proposed to allow marketing and resource conflicts in the marketing communications field subject by reaching a consensus between the interacting parties with respect to obtaining their mutual benefits

Текст научной работы на тему «Удержание конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики»

5. Грядов С.И. Эффективность производства в фермерских хозяйствах // АПК: экономика, управление. 2010. № 6. С. 55-61.

6. Каппушева Т. Л. Малый бизнес как фактор обеспечения конкурентоспособности: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т.Л. Каппушева. Майкоп: АГУ. 2012. 22 с.

7. Курнякова Т.А. Малое предпринимательство в сельском хозяйстве: стат. сб. Краснодар: Краснодарстат. 2015. 137 с.

8. Петриков А.В. Малый агробизнес требует большей поддержки // Экономика сельского хозяйства России. 2007. №-8. С. 17-21.

9. Сальников В.В. Организационно -экономические факторы развития малых сельхозпредприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / В.В. Сальников. - Краснодар: КубГАУ. 2008. 23 с.

10. Ткач А., Романченко Н. Кооперация в агропромышленном комплексе // Экономика и управление. 2014. № 3. С. 30-36.

11. Толмачев А.В., Тубалец А.А. Малые формы хозяйствования аграрной экономики. Краснодар: Изд-во КубГАУ. 2015. 235 с.

12. Чатинян Н.В. Развитие малых форм хозяйствования в аграрном производ-стве: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Пенза: ПГУ. 2007. 24 с.

13. Чаянов А.В. Организация крестьянского хозяйства: избр. тр. М.: Экономика. 1989. 492 с.

14. Чернов А.А. Экономический механизм

развития субъектов малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М.: ВНИИЭСХ. 2012. 24 с.

15. Castle E., Becker M., Nelson A. Farm business management. The Decision-Making Process. 3-th ed. Ney York: Macmillan Publishing Company, 1987, рр: 401.

16. Dabson, B. Supporting rural entrepreneurship. Federal Reserve Bank of Kansas City Proceeding Rural Conferences, May, 2004, pp. 35-47.

17. Lisovskaya, R. N. Abilities increasing of small production in agriculture. Conduct of modern science. Materials of the X International scientific and practical conference. Vol. 6, Economic science. - Sheffield, England: Science and Education, 2014, pp. 20-23.

18. McElwee, G. Farmers as entrepreneurs: Development competitive skill. Journal of Developmental Entrepreneurship, 2006, 11(3), pp. 187206.

19. Sklyarov, I.Y., Sklyarova , Y.M. Development of small forms of entrepreneur-ship and agricultural production in Russian village [Electronic resource]. Middle East: Journal of Scientific Research, 2013, 17 (4), pp. 424-428. Access mode: http://www.idosi. /17(4).pdf.

20. Tubalets, A., Lisovskaya, R. The role of small rural farming. Science in the modern information society: Scientific-practical conference. Vol. 2, North Charleston. USA: Great Space, 2015, pp. 203-207.

УДЕРЖАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЕМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОЙ ЭКОНОМИКИ

Щепакин М.Б.

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Федин С.В.

магистрант кафедры маркетинга и управления предприятием ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»

Краснодар

COMPETITIVE POSITIONS RELENTION BY AN ENTERPRISE IN CONDITIONS OF ECONOMY CRISIS

Shchepakin М.В., doctor of economics, professor, head of the department marketing and business management, Kuban state technological university

Fedin S. V., student of the department marketing and business management, Kuban state technological university, Krasnodar

АННОТАЦИЯ

Обозначены некоторые аспекты проявления кризисных явлений в российской экономике и порождаемые ими проблемы в производственной сфере. Обоснована необходимость совершенствования маркетингового поведения предприятий для обретения ими конкурентных преимуществ на нестабильном рынке. Обоснована взаимосвязь адаптационных возможностей предприятия в условиях кризисной экономики с его ресурсными составляющими разной принадлежности и ориентации. Дана характеристика составляющим успешного бизнеса в контексте реинжиниринга бизнес-процессов. Определено место маркетингового поведения предприятия в построении эффективных бизнес-коммуникаций с рыночными агентами и потребителями. Разработана модель удержания конкурентных позиций предприятием в условиях кризисной экономики посредством его маркетингово-ресурсной адаптации к требованиям рынка и необходимости повышения покупательской ценности производимого продукта. Предложено разрешать маркетингово-ре-сурсные противоречия в маркетинговом коммуникационном поле субъекта посредством достижения консенсуса между взаимодействующими сторонами в отношении получения ими взаимных выгод.

ABSTRACT

Some aspects of manifestation of the crisis phenomena in the Russian economy and the problems generated by them in the industrial sector were indicated. The necessity of improving the marketing behavior of enterprises to gain their competitive advantage in the volatile market was substantiated. The relationship adaptive capabilities of the enterprise in the conditions of crisis economy, with its resource components of different accessories and orientation was substantiated. The components characteristic of a successful business in the context of business process reengineering was given. The place of the marketing behavior of the enterprise in effective business communications formation with market agents and consumers was determined. The model of competitive positions retention in a crisis economy was worked out through its marketing and resources to adapt to market demands and the need to increase the purchasing value of the product produced. It was proposed to allow marketing and resource conflicts in the marketing communications field subject by reaching a consensus between the interacting parties with respect to obtaining their mutual benefits

Ключевые слова: российская экономика, предприятие, кризисные явления, составляющие успешного бизнеса, мотивационное кольцо, маркетингово-ресурсная адаптация, реинжиниринг бизнес-процессов, ресурсная декомпенсация, маркетинговая мимикрия, покупательская ценность, модель удержания конкурентных позиций, достижение консенсуса

Keywords: Russian economy, enterprise, crisis, successful business components, motivation ring, marketing-resource adaptation, reengineering of business processes, resource decompensation, marketing mimicry, purchasing value, model of competitive position retention, reach of consensus.

Экономическая ситуация в России в последние два года не самая лучшая: имеет место снижение цен на нефть, продолжают действовать санкции со стороны стран Запада, не приостановлено ослабление курса рубля, лишь незначительно замедлился рост инфляции. Всё это негативным образом сказывается на национальной экономике. По мнению экспертов, потребительская активность россиян в ближайшие полгода заметно сократилась. Многим компаниям в связи с падением продаж приходиться адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям, меняя свои приоритеты и ориентиры во взаимодействии с потребителями и партнерами. Экономический спад в России еще не закончился, и активность в ряде ключевых отраслей снизилась за последние пять месяцев (как сообщило Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) страны). В настоящее время с учетом сезонных колебаний темпы роста основных секторов экономики страны остаются отрицательными. По мнению агентства АКРА спад в России может продлиться до начала 2017 года, а темпы роста, вероятнее всего будут ограничены менее чем 1,5 процентами. Даже в случае роста цен на нефть, как говорится в прогнозе, ВВП России может упасть на 1,5 процента в 2016 году и на 0,1 процента в следующем году, прежде чем ВВП вернется к росту на 0,5% в 2018 году и на 0,7% в 2019 году (http://www.ereport.ru/news.php). Проблемы экономического кризиса переместились с макроуровня национальной экономики на уровень субъектов хозяйствования (предприятий) и стали проблемами многих участников рынка, в том числе потребителей товаров широкого потребления. Премьер-министр России Дмитрий Медведев опубликовал статью о причинах и результатах экономического кризиса в России, в которой он излагает ситуацию и варианты решения экономических проблем. Russia Beynd The Headlines (RBTH) - источник мнений, аналитики, комментариев и новостей по проблемам политической, культурной, деловой, научной и общественной жизни России представила 10

ключевых моментов статьи Д. Медведева (http ://www. ereport.ru/news/1609252157. htm). Одним из этих моментов является надежда на прирост инвестиций, которые помогут вывести Россию на путь устойчивого роста. Им указывается на то, что требуется существенное увеличение масштаба инвестиций с нынешних 20% до 22-24% от ВВП. Это позволит предприятиям осуществлять преобразования во всех составляющих их деятельности: технико-технологических, производственных, маркетинговых, инновационных, логистических и др. Предприятия должны быть ориентированы на разработку мер по удержанию ими своих конкурентных позиций, которые стимулировали бы персонал и топ-менеджеров на активизацию предпринимательской активности субъектов и поощряли бы превращение сбережений в инвестиции на инновационной основе. Есть иная точка зрения, которая базируется на утверждении, что богатство создается производительным трудом и только в реальном секторе экономики [1, с. 6; 2]. Дело в том, что все предлагаемые рецепты базируются на «извращенном понимании рынка и фальшивом ВВП» (на неолиберальном подходе к измерению ВВП). Перерождение капитализма ведет к бегству капитала за большей прибылью из реальных секторов экономики в сферу обращения (связанную со спекуляциями и махинациями). А это ведет к падению темпов роста экономики. Сегодня только 5% рыночных операций отражают реальное движение товаров и услуг, а 95 % - это спекуляции ( в том числе валютой) [1]. По данным Росстата и международной статистики структура экономик разных стран такова: а) доля промышленности - США (20,8%), Германия (30,2%), Россия (35,8%), Китай (42,7%); б) доля сферы услуг - США (77,6%), Германия (69,1%), Россия (59,8%), Китай (48,4%) [1, с. 7]. При этом явная инерция России в инновационном обновлении технологического парка очевидна, и ведет она к нарастающему экономическому отставанию от стран Запада. По данным Росстата и Минэконо-

мразвития, производственные мощности по выпуску технологического оборудовании в машиностроительной отрасли страны резко сократились за последние десятилетия. Так, например, выпуск деревообрабатывающих станков уменьшился с 1991 г. по 2013 г. в 25 раз, по производству металлорежущих станков - в 12 раз, выпуску тракторов - в 8 раз и т.д. С 2010 г. по 2014 г. объем производства металлорежущих станков сократился на 6,5 %, деревообрабатывающих - на 9,8 %, кузнечно-прессо-вых машин - на 31,4% [3, с.19]. Станкостроение является основой промышленного производства и экономики любой страны. Именно в сферу машиностроительного производства следует направлять инвестиционные ресурсы, а затем расширять масштабы финансового лизинга при установке нового оборудования. Но инвестиции могут появиться тогда, когда предприятие развивает свое маркетинговое коммуникационное пространство и эффективно управляет коммуникационными отношениями с различными их участниками (внутри субъекта и во внешнем маркетинговом окружении) и учитывает условия меняющихся требований рыночного окружения и его внутренней среды. Последняя затрагивает всю совокупность взаимоотношений работников внутри субъекта и собственно субъекта в целом с внешними агентами. Реальная практика хозяйствования свидетельствует о наличии многообразных и многофункциональных по характеру и формам воплощения пересекающихся взаимоотношений между многими работниками предприятия и внешними структурами. Они должны выстраиваться в процессе создания потребительских и иных ценностей в том или ином маркетинговом пространстве на новой методической и инструментарной основе [4-13]. Рынок предъявляет жесткие требования к маркетинговому поведению субъектов, поскольку отсутствие у менеджмента и собственников бизнеса способности и навыков стратегического мышления, опыта стратегического планирования взаимодействий между различными рыночными агентами при сохраняющейся волатильности социально-экономической и политической среды в текущих условиях «делают поведение предприятий реактивным, непредсказуемым, нацеленным на краткосрочные (а то и своекорыстные) цели» [14, с. 9]. Серьезным отрицательным образом сказывается на экономике страны следование России рекомендациям западных экономических институтов и влияние обученных на Западе неолибералов (таково высказывание бывшего зам. министра финансов США Пола Грей Ро-бертса) [1, с. 7].

Глобализация существенно усилила конкуренцию и усложнила выбор предприятиями решений по их маркетингово-ресурсной адаптации к требованиям нестабильной рыночной среды. Неэффективное функционирование предприятий порождает ряд проблем, связанных с неконкурентоспособностью многих видов продукции, разбалансировкой интересов взаимодействующих сторон в их маркетинговом пространстве, несовершенством техноло-

гий и бизнес-процессов, недостаточной мотивацией работников на инновационные преобразования, нерациональным и социально несправедливым использованием ресурсов [15] и др. Уменьшение почти на 50% объема валового внутреннего продукта за последние 10 лет привели страну к произ-водственно-инвестиционому спаду и породили «инерцию роста» и лишили предприятия инерции развития технологического прогресса [14, с. 8].

Проблемы институционального характера, связанные с коммуникационной деятельностью предприятий и построением межгрупповых отношений между субъектами разных сфер деятельности (между собственниками, инвесторами, менеджерами, работниками, потребителями, поставщиками ресурсов, органами власти и т.п.) создали сложности в удержании и укреплении предприятиями своих конкурентных позиций. Следует отметить, что теми же проблемами озабочены и вступающие во взаимодействие с предприятием рыночные субъекты, несмотря ни на их миссию, ни на их ресурсный потенциал, ни на качество производимой и предлагаемой ими продукции, ни на характер их маркетинговых инициатив при построении внутрипроизводственных и рыночных отношений с потребителями и иными участниками рынка. Главным становится успех, который может быть достигнут предприятием, независимо от того, какими средствами и инструментами он обеспечен, какими моральными или материальными издержками сопровождается процесс удержания им своего конкурентного положения. Для предприятия, являющегося собственностью предпринимателя или же иного собственника (делегировавшего функции оперативного управления топ-менеджерам), приоритетным чаще всего становится сам результат его функционирования, а не то внутреннее состояние среды, в которой формируются доминанты его внутрикорпоративного и маркетингового поведения. Не всегда работает понимание того, что бизнес в рамках рыночной системы основан на маркетинге. И если государство самоустраняется от своего воздействия на бизнес, тогда происходят непредсказуемые «прорывы», деформирующие структуру экономики отдельных территорий и страны в целом.

Следует понимать, что предпосылки для получения желаемых результатов деятельности субъектами рынка изначально формируются внутри них самих и создаются усилиями персонала и того че-ловекоцентричного ресурса [16, 17], который принимает на себя роль ведущего звена во всех инновационных начинаниях и преобразованиях, сопровождающих развитие внешних коммуникаций и вовлечение в реинжиниринг бизнес-процессов заинтересованных в этом тех или иных игроков рынка. Маркетинг - «это не чья-то отдельная, а общая ответственность» (Джэк Уэлч, генеральный директор General Electric (GE) с 1981 г. по 2001 г.). И именно это понимание дает основание считать маркетинг тем стержнем деятельности предприятий, на котором держится способность бизнеса достигать коммерческого успеха.

Предприятия, ориентированные на адаптацию к требованиям рынка, вынуждены рассматривать себя в контексте оценки своих возможностей, имеющих вполне конкретное наполнение в содержательном и технико-технологическом плане [18]. Реальный успех бизнеса может обеспечиваться в том случае, если он умело и грамотно опирается внутри и вне предприятия на совокупность следующих составляющих: а) на общую базу знаний; б) на способности составляющих предприятия, включаемые для достижения целей предприятия; в) на внешне ориентированную культуру; г) на трудовой ресурс, аккумулирующий способности и инициативы в интересах предприятия и в своих собственных интересах; д) на организационную культуру как сферу жизнедеятельности субъекта, катализирующую деятельность персонала различных уровней управления; г) на конфигурацию как инструмент реагирования на изменение потребностей покупателей и условий рынка, определяемых в том числе и мотивированностью разных его агентов на участие в совершенствовании бизнес-процессов предприятия. Рассмотрим эти составляющие в содержательном плане:

а) общая база знаний - совокупность знаний, охватывающих сведения о различных аспектах и областях взаимодействия различных участников рынка, обеспечивающих аккумулирование и распределение информации (в том числе идей) о рынке по субъектам в контексте их интересов в различных аспектах их текущей и намечаемой к воплощению бизнес-деятельности. В этой базе накапливаются знания: а) о технологических и технических новинках в разных областях науки и техники; б) о предлагаемых рынку инновационных продуктах (услугах); в) об отношениях производителей и потребителей; производителей и иных рыночных и нерыночных агентов социально-экономической системы (СЭС); г) об отношениях государства, бизнеса и населения; д) о межуровневых отношениях органов государственной, муниципальной и иной власти; е) об отношениях между собой различных субъектов социохозяйственной системы и др. [19, с. 19]. Общая база знаний аккумулирует различные точки зрения и идеи о рынке.

В общей базе знаний формируется информация о стратегиях предприятий по завоеванию ими конкурентных преимуществ и тактиках поведения персонала по удовлетворению потребностей рынка и потребителей. Общая база знаний содержит информацию о достижениях в развитии информационных технологий и прогрессивных методов (приемов) инновационных преобразований во всех составляющих рыночных отношений и деятельности субъектов различных сфер жизнедеятельности общества. Постоянное наполнение базы знаний различной информацией необходимо для того, чтобы предприятию можно было бы вырабатывать видение для непрерывных изменений как способа существования бизнеса, а не как что-то исключительное. Ориентация на рынок - это ориентация на завоева-

ние выгодной конкурентной позиции и на формирование источников надежного преимущества в условиях быстрых технологических изменений и агрессивного копирования любых новшеств конкурентами. Ошибочные представления предприятия о рынке толкают его в ловушки, которые ставят под угрозу существование бизнеса.

Общая база знаний, построенная на современных и перспективных информационных технологиях, может дать позитивный результат субъекту в завоевании выгодного конкурентного положения в том случае, если усилия его персонала будут сосредоточены на вполне конкретном компоненте его маркетинговой деятельности, а именно, на маркетинговом фокусе предприятия. Нами предлагается использовать понятие «маркетинговый фокус предприятия» для установления тех звеньев деятельности субъекта, которые определяют успех бизнеса. Маркетинговый фокус предприятия представляет собой компонент (элемент, звено, субъект, процесс) маркетинговой деятельности, принимающий на себя роль ее ведущей составляющей, с одной стороны, аккумулирующей интересы многих взаимодействующих сторон, а с другой, - создающей предпосылки для завоевания предприятием желаемых конкурентных позиций посредством интерференции маркетинговых воздействий рыночных агентов в процессе гармонизации их рыночных отношений в условиях ресурсных ограничений, конкретного состояния маркетингового пространства в определенный рассматриваемый период времени. Интерференция в маркетинге - процесс наложения маркетинговых усилий (воздействий) или мотиваций двух и более участников рынка, имеющих колебательный и периодически повторяющийся характер действий (движений), связанных с выбором (поиском) этими субъектами рациональных решений по функционированию и развитию своего бизнеса [8, с. 404]. В маркетинговом фокусе предприятия может оказаться новая технология производства продукта, инновационное решение по созданию принципиально новой бизнес-модели, включающей ценностное предложение, цепочку создания стоимости, механизм извлечения прибыли и собственно клиента, определяющего потребительский сегмент, на который должен быть нацелен бизнес [20, с. 19-20]. В содержательном плане такая бизнес-модель может быть дополнена составляющими, которые отражают взаимосвязи основных игроков рынка, вовлекаемых субъектом в реальные производственно-коммерческие, финансово-инвестиционные, маркетингово-комму-никационные и иные отношения в границах конкретных маркетинговых пространств, создаваемых инициаторами реинжиниринга бизнес-процессов;

б) способности составляющих предприятия. Они характеризуют способность субъекта чувствовать рынок и устанавливать с ним связи, а также способность к прогностическому стратегическому мышлению, относящемуся как к субъекту в целом, так и к персоналу в лице его топ-менеджмента [20,

с. 18]. Способность субъекта чувствовать рынок означает следующее:

- его стремление сохранить свои позиции на завоеванных им рынках;

- его стремление приспособиться к изменениям, которые несут в себе угрозы потери лояльных к нему потребителей;

- его стремление преодолевать угрозы со стороны рынка в отношении завоеванных им маркетинговых позиций и приобретенных преимуществ; речь идет о ситуациях, хорошо ему знакомых и им ранее просчитанных под имеющийся маркетинговый потенциал и ресурсные возможности субъекта;

- его стремление адаптироваться к потребностям и интересам рыночных агентов, изъявляющих желание вступать во взаимодействие с субъектом и строить с ним взаимовыгодные отношения в контексте формируемых маркетинговых задач;

- его способность строить свое маркетинговое поведение исходя из реалий рыночной среды и имеющихся ограничений, связанных с изменениями рыночной конъюнктуры и ухудшением ресурсных возможностей рынка и субъекта, с нестабильностью мотивационных ориентиров субъекта [21] и его персонала в кризисных условиях экономики, а также со стремлением субъекта сохранить свой имидж (свое «лицо»). Ощущение рынка субъектом должно сопровождаться его желанием не идти на прямые нарушения российского законодательства в разных аспектах его проявления, независимо от обстоятельств, определяющих выбор им того или иного сценария поведения;

- его способность адаптироваться к давлению извне и мимикрировать в маркетинговой деятельности, не нарушая ни социальных, ни этических, ни нравственных, ни моральных норм цивилизованного общества [22,15];

- его способность повышать отдачу от инвестиций в рынок за счет воспитания лояльного покупателя, реагирующего на информирование, на стимулирование интереса и желания совершить пробную покупку и, наконец, за счет формирования желаемого уровня лояльности; последний создается посредством целенаправленных маркетинговых инвестиций в выявленный предприятием рациональный (с его точки зрения) целевой сегмент;

- его способность видеть тот спектр изменений рынка, который требует инновационных преобразований, инвестиционных вложений и коммуникационных действий.

Способность к установлению отношений с рынком формирует потенциал для обретения субъектом конкурентных преимуществ, заложенный в интеграции взаимодействий участников отношений в различных аспектах их проявления, в ориентации на удовлетворение групповых нужд и удовлетворение индивидуальных потребностей клиентов, а также в имеющихся специфических знаниях и навыках, которые накапливаются в базах данных, схемах (моделях) управления различными видами деятельности и процедурах [19, с. 156]. Этот потенциал в свою очередь проявляет себя через трансакционную способность субъекта, через

способность к партнерству на основе сотрудничества, через способность создавать и развивать отношения, увеличивающие потребительскую ценность [23]. Следует отметить, что без способности эффективно коммуницировать со всеми участниками рынка, проявляющими интерес к сотрудничеству, не представляется возможным формировать нужный вектор потенциальных конкурентных преимуществ. Важным в этой способности является настройка субъекта на изменения [24-27], затрагивающие внутренние организационные процессы, отражающие влияние инфраструктурного фактора и основанные на деятельности групп. Последние несут в себе спектр взаимоувязанных, но вместе с тем не всегда сбалансированных между собой отношений функциональных подразделений;

в) внешне ориентированная культура - совокупность тех составляющих образа субъекта, которые отражают его доминирующие убеждения, ценности и типы поведения, направленные на повышение покупательской ценности производимой продукции, а также на непрерывный поиск новых источников преимуществ, способных отражать компетентность его персонала создавать ту обстановку и те условия, которые отвечают требованиям целевых участников взаимодействия. Внешне ориентированная культура является стержнем, отображающим мотивационный вектор маркетингового поведения субъекта при всех обстоятельствах рыночного окружения и рыночного давления. Понимание культуры может идти посредством применения ментальных моделей, являющихся частью этой культуры, проявляющей себя в них в наиболее наглядной форме [28, 29]. В моделях используются слова, которые применяются для описания покупателей, и формулируются предположения о том, как работают рынки. Это понимание строится на неоднозначной и фрагментарной информации о рыночных тенденциях и условиях функционирования взаимодействующих между собой сторон, позволяющих понять смысл происходящего для выработки рациональных маркетинговых решений. Рыночный тип культуры делает акцент на конкурентоспособности, достижении выгоды, продуктивности в разных ее проявлениях, а также на рыночных механизмах. Различные типы организационных культур имеют разные механизмы обработки и использования информации об изменяющейся рыночной среде [30]. Это необходимо принимать во внимание при выработке решений по реинжинирингу бизнес-процессов;

г) организационная культура. Выступает той составляющей деятельности хозяйствующего субъекта, которая принимает на себя восприятие любых изменений в условиях развивающегося мира в рамках информационного пространства, затрагивающего: а) управленческие аспекты действий персонала; б) технологические составляющие инновационных процессов в обеспечении научно -технического прогресса; в) культурологические константы, отражающие целостность социально-экономического «организма» бизнес-структуры,

настраиваемого на единение семиотической, семантической, организационной, мотивационной и коммуникационной доминант его функционирования и развития [31, с. 27]. Организационная культура отображает наличие внутри бизнес-структуры устойчивых форм социальных отношений и индивидуального поведения. Она является сложной композицией важных предположений (не поддающихся порой формулированию), формируемой как «собственный продукт» внутреннего состояния бизнес-структуры, формализуемый через набор устойчивых комплексов ролевых отношений, определяющих в итоге маркетинговое поведение субъекта в целом.

Организационная культура способствует идентификации субъекта в социокультурном аспекте и содействует построению «цепочек взаимодействия», закрепляющих, с одной стороны, его организационное культурное поле и коммуникационное пространство, дискриминирующее сущностное различие одних предпринимательских структур от других, а с другой, - создающих предпосылки для создания адекватной ее сущности цепочки создания стоимости (в том числе покупательской ценности продукции).

Деформация организационной культуры как инструмента существования бизнеса ведет к глубоким противоречиям внутри бизнес-единиц и существенно снижает эффективность внутренних и внешних организационных коммуникаций. Деформация организационной культуры - это, прежде всего, отказ от социальных и нравственных принципов построения внутренних взаимоотношений, отказ следовать и действовать в соответствии с совестью и потребностью уважительного отношения к партнерам, контактным аудиториям, коллегам по работе, персоналу нижних ступеней управления в угоду ментальности чисто рыночных отношений в человеческом и профессиональном общении. Жесткая внутренняя состязательность персонала при отсутствии единого мотивационного вектора уничтожает проявления начал добропорядочности и нравственности в системе внутренних отношений и создает не заполняющийся «вакуум» в соционрав-ственном пространстве субъекта;

д) конфигурация представляет собой соотношение разных составляющих субъекта, которое позволяет динамично реагировать на малейшие требования потребителей, клиентов и партнеров в процессе изменения их потребностей и желаний, а также предугадывать потребности рынка для своевременного реагирования на заявляемые им вызовы со стороны многих участников рыночного пространства (государства, органов власти, бизнеса, структур социальной сферы, индивидов и т.п.)

Конфигурация включает совокупность возможностей, реализация которых позволяет обеспечивать создание покупательской ценности на всех этапах ее формирования и проявления (от проекта разработки продукта до выполнения заказа и обеспечения обслуживания во время потребления то-

вара). Конфигурация задает требования организационной структуре субъекта, вынуждая ее адаптироваться в условиях изменений разного характера (как внутри предприятия, так и вне него). Тем самым формируется адаптирующаяся организационная культура для каждого значимого временного периода, отображающая изменившиеся обстоятельства существования бизнеса.

В свою очередь конфигурация маркетингового поведения субъекта должна строиться с учетом способностей. Конфигурация обозначает соотношение различных составляющих предприятия (индивидуализированных и групповых), которая видоизменяется под воздействием внешнего окружения и потребностей потребителей и иных рыночных участников взаимодействия с ним. Она является характеристикой субъекта (предприятия), которая подлежит изменению в интересах удержания им своих конкурентных позиций. Конфигурация «закрепляет» адаптирующуюся к требованиям рынка организационную структуру, отражающую, с одной стороны, традиционные представления, связанные с построением организационных, управленческих и функциональных звеньев, а с другой, -совокупность видов деятельности, подверженных необходимости их изменения и инновационного обновления (перестройки) в трансформирующейся рыночной среде, подверженной влиянию различных факторов. Последние предусматривают включение в хозяйственный оборот субъекта «определенных групп ресурсов» в том или ином режиме его функционирования [14, с. 173]. Ресурсообеспече-ние деятельности предприятия в условиях нестабильного рынка и усложнения рыночных отношений всегда связано с ресурсной декомпенсацией, положительно или отрицательной сказываемой на функционировании бизнеса.

Совокупность имеющихся у предприятия составляющих в виде общей базы знаний, способностей его элементов (звеньев, подразделений и т.п.), внешне ориентированной культуры, собственно организационной культуры, а также в виде трудового и информационного ресурсов образуют вполне конкретную конфигурацию, адекватную состоянию рынка, требованиям целевых контактных аудиторий, инновационным вызовам [32] со стороны партнеров, конкурентов и глобализованного мира. Она, трансформируясь через рост компетентности к требованиям целевых участников взаимодействия, определяет преобразуемые бизнес-процессы и возможности бизнеса строить свое поведение в направлении удержания им конкурентных позиций посредством реализации формируемых и наращиваемых конкурентных преимуществ.

Следует отметить тот факт, что изменение конъюнктуры и тенденций развития рынка в последние годы привело к тому, что акцент сместился с роста на эффективность работы. Независимые бизнес-единицы, принимавшие на себя ранее роль инструмента роста, перешли к стратегии укрепления и роста конкурентных преимуществ [33, с. 441].

А они могут быть обеспечены тогда, когда осуществляется координация стратегий бизнес-единиц посредством усиления взаимосвязей между ними по инициативе одной или нескольких бизнес-структур. Покупатели (в том числе и потребители), постоянно находящиеся под давлением, с одной стороны, общих знаний производителя (инициатора маркетинговых воздействий) о проблемах рынка и возможностях их эффективного решения, а с другой, - экономических рычагов разных уровней регулирования и управления бизнесом, выступают в качестве одной из сил, участвующих в координации взаимодействий между различными участниками (акторами) рыночных отношений.

Потребитель не стоит в стороне тех процессов, которые координируются усилиями многих мотивированных на взаимодействие сторон. Они определяют вектор и доминанту этих усилий, определяют требования к ресурсным и иным возможностям бизнес-единиц строить сбалансированные по интересам взаимодействия в обозначенном пространственном и временном горизонте. Потребители определяют зоны и границы маркетингово-ресурсной адаптации субъектов к рынку. Конкуренты ограничивают диапазоны мар-кетингово-ресурсной адаптации каждого из субъектов в силу действия фактора «компетентность к требованиям целевых участников взаимодействия». Одни рыночные агенты обладают такой компетентностью, а другие, - думают, что обладают ею, допуская серьезные ошибки в построении коммуникационных воздействий на участников рыночного окружения в разных функциональных сферах их деятельности. Именно потребители и конкуренты, действующие разно направленно на маркетинговое поведение инициатора коммуникационных обращений (сигналов), задают тональность в их маркетингово-ресурсной мимикрии к рынку. Последняя может порождать позитивные и негативные тенденции в развитии рынка, сказывающиеся на его устойчивости и характере реинжиниринга бизнес-процессов у взаимодействующих рыночных агентов. А этот характер определяется форматами, процедурами, действиями субъекта и его персонала при выработке решений по маркетинговой мимикрии в условиях нестабильной (или кризисной) рыночной среды и падения платежеспособного спроса потребителей на товары и услуги.

Маркетинговое поведение субъектов, принимающих маркетинговую мимикрию как форму их существования на нестабильном конкурентном рынке, становится предметом выбора ее собственником или же топ-менеджерами. Принимая во внимание, что биссектриса маркетингового поведения дистанцирует разные формы его воплощения по фактору «ориентация на интересы потребителя», субъект или придерживается в своих действиях принципов маркетинга или отказывается от них в пользу собственной выгоды, получаемой как законными способами, так и противоречащими законодательству и интересам потребителей [22, с. 1092]. Присутствует в маркетинговом поведении бизнес-структур как положительный, так и отрицательный

аспект их адаптации к требованиям цивилизованного рынка и целевых сегментов.

Взаимодействие бизнес-единицы с целевыми аудиториями, ориентированными на взаимодействие, порождает наращивание и активизацию модуляционных маркетинговых коммуникационных воздействий. Модуляция этих воздействий выступает катализатором в развитии и активизации коммуникационного компонента предприятия (субъекта), формирующего свое собственное маркетинговое коммуникационное поле (МКП) [34]. Коммуникационный компонент, в свою очередь, определяет интерференцию маркетинговых воздействий разных бизнес-единиц, инициируемых ими в результате усиления у них способности чувствовать рынок и своих партнеров. Нестабильный рынок изменяет философию маркетинговых коммуникаций в направлении декомпозиции интегрированных усилий субъектов по воздействию на потенциальных партнеров. Интерференция маркетинговых воздействий в МКП инициатора в построении взаимосвязей между бизнес-единицами аккумулирует интересы сторон в их едином моти-вационном поле, обретающем при постановке конкретных целей (задач), инициируемых субъектом в виде маркетинговых предложений (проектов), характер мотивационного кольца. Последнее обращено в сторону всех участников рынка, втягиваемых инициатором маркетинговых воздействий в конструктивное взаимодействие с обозначением ролей и места каждого из участников в интегрированном маркетинговом цикле построения субъектом цепочки создания стоимости.

Особую значимость в удержании конкурентных позиций предприятием на нестабильном рынке отводится интернализации (или интериоризации) инновационной деятельности субъекта хозяйствования, в рамках которой осуществляется построение процессов (организационных, функциональных, коммуникационных и др.) взаимодействия персонала как внутри предприятия, так и вне него. Эти процессы предполагают: а) изменение состояния бизнес-единицы посредством выстраивания этапности осуществления действий персонала в отношении инноваций (от восприятия и осмысления новых идей и явлений, их идентификации, институ-ализации, познания, материализации, бенчмар-кинга до импринтинга) в границах какого-либо временного периода; б) изменение поведения вовлекаемых в его инновационную деятельность внешних субъектов посредством их адаптации к требованиям целевых клиентов при их разработке, их производстве, их реализации и продвижении на рынок в интересах получения ими взаимных выгод и социализации продуктов инновационной деятельности. Интернализация инновационной деятельности предполагает актуализацию мотивационной составляющей в цепи реализации инновационного цикла субъекта, ориентированной на построение рациональной цепочки создания стоимости, на удовлетворение взаимных ожиданий при формировании рыночных отношений различных сторон, органически соединяющихся с подсистемой интересов

субъектов и с подсистемой их намерений (интенци-ональной подсистемой) [14, с. 177-178].

Реинжиниринг бизнес-процессов возникает в ходе маркетингово-ресурсной адаптации субъекта к требованиям рынка. Конкурентные преимущества формируются субъектом по результатам осуществления множества отдельных видов деятельности, предусматривающих следующие процессы:

а) разработка инновационных технологических решений;

б) производство продукции в режимах ресурсных ограничений и имеющихся возможностей;

в) организация маркетинговой деятельности во всем спектре осуществляемых и планируемых процессов;

г) доставка продукции до потребителя;

д) сопровождение и стимулирование продвижения товаров на рынок;

е) обработка заказов с их информационно-программным обеспечением;

ж) обслуживание каждого производимого продукта;

и) организация внешней и внутренней логистики; к) управление материально-техническим обеспечением;

л) управление коммуникативными воздействиями с дифференциацией используемых инструментов; м) управление трудовыми ресурсами (в том числе персоналом);

н) осуществление специализированных видов деятельности (в том числе контроля в процессных составляющих субъекта);

о) управление инфраструктурными преобразованиями, затрагивающими сферы действия имеющихся и потенциальных партнеров; п) введение ресурсного дефлектора [35, с. 1167] как инструмента разрешения мотивационно-ресурсных противоречий в формируемом субъектом маркетинговом коммуникационном пространстве посредством ресурсной декомпенсации в тех или иных маркетинговых проектах при совершенствовании цепочки создания стоимости.

Формирование конкурентных преимуществ у субъекта в процессе инициируемых им воздействий на потенциальных клиентов и партнеров должно осуществляться в контексте построения им цепочки создания стоимости. Последняя предполагает установление взаимосвязей между ее отдельными составляющими и создание ценности в разном ее отображении.

Каждое предприятие обладает индивидуальностью, собственными моделями поведения (предпринимательского, организационного и др.), своим стилем, формами воздействия на сознание работников и уровнем коммуникационной проницаемости воздействий на целевые группы взаимодействующих с ним участников отношений [36, с. 87-96; 37, 38]. Возникает необходимость диагностирования управленческих ролей для уяснения возможностей обеспечить внутренние преобразования в интересах накапливания потенциала конкурентных преимуществ [39]. Мотивационная роль менеджмента,

трансформируемая в мотивационный компонент (give powerful) как элемент корпоративного маркетинга [40] определяет поведенческие реакции персонала различных уровней управления при разработке и принятии любых изменений, в том числе и организационных. Роли менеджмента связаны с изменчивостью организационных структур, а также изменениями, сопровождающими преобразования в различных функциональных областях (производственной, технологической, снабженческой, сбытовой, коммуникационной, материально-технической, организационной и др.), определяющих издержки по всей производственной и маркетинговой цепи создания стоимости. Выполнение этих ролей объясняет развитие организационных культур и коммуникационных пространств, в которые втягиваются во взаимодействие различные рыночные и иные субъекты [5, 41]. Предпринимательская дезинтеграция связей с внешней средой ведет к внутренней дезинтеграции, снижается гибкость, и вместе с ней ослабляются адаптационные возможности предприятия. Старение предпринимательских структур чаще всего связано с потерей гибкости и усилением контроля со стороны их организационно-управленческих звеньев, а также с увеличением издержек. Эффективная предпринимательская деятельность субъекта (его рациональное поведение) может достигаться, если учитывается соотношение управленческих функций, характер возникающих проблем в процессе обозначаемых изменений, и достигается баланс изменений и действий субъекта в формируемом им трансформирующемся маркетинговом коммуникационном поле (МКП) под воздействием изменяющихся внутренних состояний элементов и меняющихся требований субъектов внешнего рыночного окружения.

Нами предлагается модель управления конкурентной позицией предприятия на нестабильном рынке, учитывающая приведенные выше доводы и формализующая в конкретном воплощении модель формирования конкурентных преимуществ инициатором воздействий в создаваемом им маркетинговом коммуникационном поле (рисунок 1). В этой модели реинжиниринг бизнес-процессов зависит, с одной стороны, от выбранных предприятием решений по маркетинговой мимикрии, а с другой, - от возможностей предприятия осуществить требуемые маркетинговые инъекции в те или иные составляющие производственного и организационного циклов предприятия. Задаваемая покупательская ценность продукта будет определять объемы и характер маркетинговых инъекций и содержание преобразований в бизнес-процессах предприятия. Коммуникационный компонент предприятии ориентирован на ослабление маркетингово-ресурс-ной ограниченности предприятия и способствует нужной адаптации его к требованиям потребителей, участников взаимодействия и рынка в целом. Инновационный фактор актуализирует поведение предприятия в направлении создания нужного мо-тивационного климата в интересах повышения компетентности работников и бизнеса в целом к

требованиям целевых участников взаимодействия [42]. Модуляция коммуникационных воздействий затрагивает всю сферу отношений предприятия со

всеми рыночными агентами, втягиваемыми им в маркетинговое коммуникационное поле.

ресурсный компонент предприятия

ресурсная декомпенсация

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Л 1 Л |

маркетинговые маркетинговая

инъекции мимикрия

* *

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

покупательская ценность продукции Л

>

модуляция коммуникационных воз-

действий

ЭФФЕКТИВНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рисунок 1 - Модель управления конкурентной позицией предприятияна нестабильном рынке

Желаемый результат в виде мультипликативного эффекта от взаимодействия совокупности составляющих модели может формироваться в нужном объеме тогда, когда маркетинговое поведение субъекта и его персонала ориентировано на проницаемость действия мотивационного и коммуникационного факторов как инструментов давления на бизнес во всех аспектах его усилий на самосохранение и поддержание конкурентоспособной деловой активности. Можно сделать следующие выводы:

а) рациональная интеграция составляющих бизнес-структур выступает мерилом того потенциала, который может быть реализован наилучшим образом в конкретной маркетинговой среде усилиями многих участников (персонала бизнес-структуры, партнеров, различных рыночных агентов, государства, органов власти, организаций социальной сферы и др.), подкрепляемыми стимулами, выгодами и интересами самого бизнеса, его работников и заинтересованных сторон в реализации сбалансированных и гармонизированных рыночных отношений. Эти отношения формируются с учетом ресурсных ограничений и иных возможностей участников взаимодействия в условиях реального состояния внешнего окружения и внутреннего состояния бизнес-сферы;

б) коммуникационное, организационное, технико-технологическое совершенствование на основе инновационных преобразований, а также изменение маркетингового поведения элементов (звеньев) бизнес-структур (предприятий) и социально-экономической среды национальной экономики - объективная реальность, подтверждающая потребность общества (в том числе потребителей и целевых аудиторий) соответствовать требованиям развивающегося рынка и принципам цивилизованных рыночных отношений. Она должна подкрепляться ресурсами, возможностями и мотивами, способными обеспечить это изменение рациональным образом во благо сторон, реализующих эти преобразования;

в) модель удержания конкурентных позиций предприятием на нестабильном рынке определяет процессы его маркетингово-ресурсной адаптации к требованиям целевых аудиторий посредством соотнесения его маркетингового поведения с ресурсными, мотивационными, коммуникационными и иными возможностями и включения маркетинговой мимикрии, инновационных преобразований, маркетинговых инъекций в составляющие цепочки создания стоимости в границах создаваемого им маркетингового коммуникационного поля и конкретного временного горизонта. Создаваемая покупательская ценность - продукт отношений, выстраиваемых между бизнес-структурой и различными рыночными агентами (акторами, партнерами, государством, контролирующими и надзорными органами, структурами власти разных уровней, инвесторами, разработчиками идей и новшеств, потребителями, организациями социальной сферы и др.), формализующая «на выходе» мульти-

пликативный эффект, распределяемый на взаимовыгодных условиях между разными участниками взаимодействия. Получаемая ценность наполняется нужными характеристиками тогда, когда мотивации взаимодействующих сторон согласованы таким образом, что любые преобразования бизнес-процессов в различных звеньях деятельности предприятия ведут к достижению сбалансированности интересов общества, бизнеса, персонала и потребителей.

Литература

1. Валовой Д. Государству нужно придержать рынок, иначе он развалит страну // Союзное вече. 2016. № 44. С. 6-7.

2. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический подход к преодолению системного кризиса в России // Философские исследования. - 2000. - № 3. - С. 63-78.

3. Сиренко В. Девальвация экономических знаний правящего класса // Аргументы недели. 2016. № 35(526). С. 18-19.

4. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие теории коммуникаций в контексте современного маркетинга // Сборник научных трудов Краснодарского филиала РГТЭУ. Вып. 3. Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2007. С. 339-349.

5. Хандамова Э.Ф. Организационные коммуникации в системе стратегического производственного менеджмента // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 2-1(75). С. 92-98.

6. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия высших учебных заведений «Пищевая технология». 1996. № 5-6. С. 9-12.

7. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3(56). С. 894-899.

8. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т.16. № 2.3. С. 400-408.

9. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Томилко Ю.В. Управление инновационной деятельностью хозяйствующего субъекта в развивающемся маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. 2015. № 9(ч.2)(62-2). С. 998-1004.

10. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. К формированию системы управления конкурентоспособностью производственных предприятий в меняющейся рыночной среде / В сб. «Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: Материалы междунар. научно-практ.

конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепа-кина. Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013. С.184-193.

11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Коммуникационный резонатор - инструмент формирования и развития маркетингового коммуникационного поля субъектов взаимодействия // Экономика и предпринимательство. 2015. № 3 (56). С. 973-976.

12. Щепакин М.Б., Фицурина М.С., Третьяков Р.М. Инструментарное обеспечение инновационного управления предприятием на принципах маркетинга // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. Краснодар: КубГАУ, 2012. № 05(79). Режим доступа: Шр://д .kubagro.ru/2012/05/pdf/58.pdf

13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модель реализации инновационного цикла в развивающемся рыночном пространстве локальной социально-экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6(ч.1) (59-1). С. 105-109.

14. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008. - 568 с.

15. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12 (ч.3)(65-3). С. 238-245.

16. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель выбора конкурентоспособного варианта эффективного функционирования и развития производственного предприятия // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.3(17). С. 412-423.

17. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. Модель активизации человекоцентричного ресурса в условиях маркетинговой адаптации предприятия // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2015. № 1(211). С. 205-213.

18. Щепакин М.Б., Фойгель М.А. Адаптивный маркетинг на предприятии // Маркетинг. - 1997. -№ 1. - С. 39-42.

19. Дэй Дж. С. Организация, ориентированная на рынок: как понять, привлечь и удержать ценных клиентов / Джордж С. Дэй; перс англ. В.И. Кузина; под ред. и предисл. проф. И.В. Андреевой. М.: Эксмо, 2008. 304 с.

20. Гассман О. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов / Оливер Гассман, Каролин Франкенбергер, Микаэла Шик; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016. 432 с.

21. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Материалы междунар. научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века". Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. С. 131-144.

22. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как инструмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1(ч.1)(66-1). С. 1090-1097.

23. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.1(17). С. 196-204.

24. Щепакин М.Б. Управление поведением хозяйствующего субъекта в условиях изменений различного характера // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 3.2 (17). С. 308-318.

25. Щепакин М.Б. Модель управления поведением хозяйствующего субъекта в изменяющемся маркетинговом пространстве // Wschodnioeuropejs-kie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) | EKONOMIA. 2016. № 6. C. 110-116.

26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Адаптационное управление маркетинговым поведением субъекта в условиях нестабильного рынка // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) | EKONOMIA. 2016. № 6. C. 117-124.

27. Щепакин М.Б. Управление маркетинговым поведением хозяйствующего субъекта в условиях кризисных явлений в экономике // Wschodni-oeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) | EKONOMIA. 2016. № 8. C. 173-180.

28. Hamel G., Prahalad C. Strategic Intent // Yar-vard Business Review. 1989. May-June.

29. Walsh J. Managerial and Organizational Cognition: Notes from a Trip Down Vevory Lane // Organizational Science. 1995. № 6. May-June. P. 280-321.

30. Deshpande R., Farley J.U., Webster F.E. Corporate Culture, Customer Orientation, and Innovative-ness in Japanese Firms: A Quadrad Analysis // Journal of Marketing. 1993. № 53. January. P.3-15; Factors Affecting Organizational Perfomance: A Five-Country Comparison // Marketing Science Institute Report. 1997. Bay. P. 97-108.

31. Хандамова Э.Ф. Концептуальные аспекты организационной культуры в развивающемся рыночном пространстве // Научно-технические ведомости СПбГПУ: экономические науки. 2007. № 4(52). С. 26-32.

32. Щепакин М.Б. Инновационность и эффективность потребления в условиях рынка // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 2000. № 2. С. 81-86.

33. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / Майкл Портер; пер. с англ. 4-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2016. 716 с.

34. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модуляция маркетинговых воздействий субъекта хозяйствования на участников маркетингового коммуникационного пространства // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4(ч.2) (57-2). С.912-915.

35. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствующих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и

предпринимательство. 2015. № 6(ч.3)(59-3). С. 1163-1168.

36. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Фицурина М.С. Маркетинговое управление и формирование эффективных коммуникаций в условиях развивающегося рынка. 2-е изд. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2008. 233 с.

37. Щепакин М.Б. Стили инновационного поведения в предпринимательстве // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия «Общественные науки». 1997. № 3(99). С. 61-65.

38. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия. Автореф. докт. дисс......... экон. наук.

Краснодар, 2013.

39. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций / Ицхак Калдерон Адизес; пер. с англ. В. Кузина. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 512 с.

40. Miller D. and Friesen P.H. Structural Change and Performance: Quantum Versus Piecemeal-Incremental Approaches // Academy of Management Journal. 25, 4, 1982a: 867-892.

41. Хандамова Э.Ф. Концептуальные аспекты организационной культуры в развивающемся рыночном пространстве // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена: Общественные и гуманитарные науки (философия, языкознание, литературоведение, культурология, экономика, право, история, социология, педагогика, психология): Научный журнал. СПб., 2007. № 9(50). С. 241-247.

42. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал - системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. № 2(16). С. 87-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.