Научная статья на тему 'УЧёТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧёТА ПО ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ'

УЧёТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧёТА ПО ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуляев Н. С., Стеблецова О. В.

Формирование учетной политики управленческого учета остается актуальным всегда, поскольку не находит отражение в нормативных актах. Но особое значение они приобретают при раскрытии инновационно-инвестиционных процессов в животноводстве. Инновационно-инвестиционная деятельность в животноводстве предопределена реализацией ПНП «Развитие АПК». В статье представлены основные положения учетной политики по управленческому учету инновационно-инвестиционной деятельности в животноводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧёТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧёТА ПО ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ»

УДК [657.1.012:636+ 330.322.2:001.895:636](470.319)

Н.С. Гуляев, кандидат экономических наук О.В. Стеблецова, старший преподаватель ФГОУ ВПО Орел ГАУ

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ПО ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЖИВОТНОВОДСТВЕ

Формирование учетной политики управленческого учета остается актуальным всегда, поскольку не находит отражение в нормативных актах. Но особое значение они приобретают при раскрытии инновационноинвестиционных процессов в животноводстве. Инновационно-инвестиционная деятельность в животноводстве предопределена реализацией ПНП «Развитие АПК». В статье представлены основные положения учетной политики по управленческому учету инновационно-инвестиционно деятельности в животноводстве.

Развитию агропромышленного производства способствует активизация инвестиционно деятельности. Рост инвестици в

сельскохозяйственное производство в 2007 году к уровню предыдущего года составил около 5,5 млрд. рублей или почти 62 раза.

Приоритетны национальны проект «Развитие АПК» открыл возможности для увеличения объема инвестици в агропромышленны комплекс, развитию его потенциала и конкурентоспособности.

На реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК» за 2006 - 2007 год в Орловской области привлечено 12,8 млрд. руб., в том числе 671,2 млн. руб. - из федерального бюджета, 106,7 млн. руб. - из регионального бюджета,

направлено кредитных ресурсов на сумму около 12 млрд. руб.

По направлению «Ускоренное развитие животноводства» в Орловско области заключено 25 восьмилетних кредитных договоров на сумму 6,73 млрд. рублей и 56 пятилетних договоров на 1,7 млрд. руб. Объем краткосрочных однолетних кредитов составил около 2,8 млрд. руб. За 2006-2007 гг. сельскохозя ственными организациями получено субсидий 577,4 млн. руб. из федерального бюджета и 46,4 млн. руб. из регионального бюджета.

Структура использования 8-летних кредитных ресурсов по направлению "Ускоренное развитие животноводства", *Л. --------------------------

(Строительство комплексов КРС

■ Строительство свиноводческих комплексов

□ Строительство птицеводческих комплексов

Рис. 1. Структура использования кредитных ресурсов по направлению ПНП «Ускоренное развитие животноводства»

В структуре инвестици по видам деятельности (по крупным и средним предприятиям) доля сельского хозяйства снизилась на 3,2% и составила 25 %.

В производственном секторе экономики объем инвестици в основно капитал за отчетны период составил около 9,3 млн. рублей, что в 1,6 раза выше уровня 2006 года. Наиболее активная инвестиционная деятельность отмечена в АПК - 5470,8 млн. руб. (в 1,7 раза к уровню 2006 года и в 5,7 раза к уровню 2005 года).

В соответствии с Федерально адресно инвестиционно программо в 2007 году было профинансировано 1052,5 млн. руб. на

государственные инвестиции, из них на объекты сельского хозя ства - 136,8 млн. руб.

В Орловской области в настоящее время большое внимание уделяется разработке, коммерциализации инноваций в различных сферах экономики, внедрению нанотехнологий. Более 60 предприятий и организаций по состоянию на 1 января 2007 года используют в своей производственной деятельности передовые технологии и инновационные разработки. В общем числе инновационно-активных организаций 33 %

составляют предприятия, приобретавшие новые технологии. [3]

Действие технико-экономических факторов на повышение эффективности производства в сельском хозяйстве, включая отрасли и сферы агропромышленного комплекса, сейчас поставлено в узкие рамки, обусловленные сужением ресурсной базы и общей кризисной ситуацией в экономике страны. Безусловный приоритет в развитии

агропромышленного производства принадлежит капиталосберегающим факторам, к которым, , прежде всего,, относится экономический механизм управления инновационно-инвестиционными процессами.

Целенаправленное использование экономического механизма позволит добиться повышения количественных и качественных показателей в более короткие сроки, используя тот же производственный потенциал, но на активной инновационной основе.

Под влиянием кризисных явлений последних лет инновационный процесс в сельском хозяйстве замедлился, но находится в тесной взаимосвязи с производством, распространением знаний и информации, приобретая значение важного фактора производства, от использования которого зависит экономический рост сельскохозяйственного

производства.

Инновационная деятельность в АПК получает дальнейшее развитие как закономерное явление

современной жизни, в первую очередь в передовых хозяйствах и агропромышленных объединениях, повышая их инвестиционную привлекательность. Так в процессе формирования агрохолдингов получила развитие инвестиционная деятельность, направленная на повышение уровня НТП, применение новых

технологических процессов в производстве с

использованием зарубежного оборудования.

Основные направления инновационно-

инвестиционно деятельности в животноводстве представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные направления инновационно-инвестиционной деятельности в животноводстве

Направление Характеристика инновационно-инвестиционной деятельности Уровень риска

Замещение материально -технической базы Определяется по номенклатуре объектов и их параметрам. Зависит от качества объекта инвестирования

Обновление и развитие материально-технической базы Вложения основываются на анализе рыночной конъюнктуры, прогнозе перспектив производства основных видов продукции животноводства. Зависит от объективности оценки конъюнктуры рынка продукции, учета основных тенденций на нем.

Расширение объемов производственной деятельности в отрасли животноводства Анализируют конкурентоспособность животноводческой продукции на рынке, основные тенденций и возможности увеличения объемов ее производства для нужд региона. Зависит от уровня качества продукции, темпов изменения конъюнктуры рынка.

Освоение новых видов деятельности Необходим объективный бизнес-план и план маркетинга по производству новых видов животноводческой продукции в увязке с традиционными видами. Зависит от уровня стабильности рынка сбыта, конкурентоспособности предприятия.

Участие в комплексных инновационно-инвестиционных проектах Анализ качества самого проекта и состава участников его реализации. Связан с долгосрочностью инвестиций и отложенным получением прибыли.

Важныт направлением, способствующим повышению эффективности инновационноинвестиционной деятельности в животноводстве, является наличие оперативной, достоверной и точной информации, которая на современном этапе превращается в ведущи й экономический ресурс.

Необходимость выделения инновационноинвестиционной деятельности в качестве объекта учета обусловлена существованием различных уровней управления (макро- и микроуровней). На микро- уровне значительное место в системе управления инновациями и инвестициями должно отводиться управленческому учету.

Для решения основных макроэкономических задач инновационного развития животноводства в условиях конкурентно борьбы в обязанности

менеджеров предприяти АПК по инновациям

вменяют анализ микро- и макроэкономическо среды, изучение технических, организационных,

маркетинговых новшеств, существующих на рынке и т.д. Исходя из этого, формируется их информационные потребности. Они определяют

необходимость становления и развития

управленческого учета инновационно-

инвестиционно деятельности в системе бухгалтерского учета.

Инновационно-инвестиционная деятельность в животноводстве представлена следующими ее видами:

- осуществление нового строительства, а также реконструкции, расширение и техническое перевооружение действующих ферм, комплексов, машин и оборудования;

- приобретение оборудования, транспортных средств, скота и других отдельных объектов;

- приобретение и создание активов нематериального характера (патентов, селекционных достижений, научно-исследовательских работ и др.);

- выполнение научно-технических, опытноконструкторских и технологических работ.

Учетная политика для целей управленческого учета представляет собо совокупность способов ведения управленческого учета и составления внутрихозя ственно отчетности. [1]

К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозя ственно деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Учетную политику целесообразно формировать после анализа финансово-экономического состояния, проведенного с целью определения целесообразности применения тех или иных вариантов (положени ) учетно политики, поскольку от принятых правил ведения учета, закрепленных в учетно политике, напрямую зависит расчет сумм, перечисляемых в бюджет и внебюджетные фонды, налогов и сборов, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателе . Наибольши эффект оптимизации учетно политики достигается на этапе маркетинговых исследовани по видам реализуемо продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков технологических схем и создания новых структур.

Учетная политика для целе управленческого учета также должна содержать разделы, раскрывающие организационны , технически и методологически аспекты.

В частности к организационным аспектам можно отнести:

1) Выбор формы учета.

2) Организация и формирование структуры службы управленческого учета.

3) Определение содержания

внутрипроизводственного учета и контроля.

К техническим аспектам следует отнести:

1) Разработка рабочего плана счетов. Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина России №94-н от 30.10.2000., и Планом счетов бухгалтерского учета организаци АПК, утвержденного Приказом Минсельхоза России №654 от 13.06.2001., предусмотрена возможность формирования затрат и расходов (применение счетов 20-29 и 30-39) [2].

2) Система внутренне (сегментарно )

отчетности.

К методологическим аспектам для управленческого учета следует отнести:

1) выбор вариантов учета основных средств;

По основным средствам основными элементами учетной политики являются:

- выбор способов начисления амортизации по основным средствам;

- определение сроков полезного использования объектов;

- определение объектов основных средств, стоимость которых не погашается;

- определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

2) определение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции.

Затраты по ремонту основных средств могут быть отнесены на себестоимость продукции тремя способами:

1) фактические затраты по ремонту основных средств списывают на счета учета затрат производства или обращения (с кредита счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.);

2) создают резервный фонд на ремонт основных средств с последующим списанием на него фактических затрат по ремонту основных средств;

3) фактические затраты по ремонту основных средств вначале учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов», а затем равномерно списывают с этого счета на издержки производства и обращения.

3) выбор способа погашения стоимости нематериальных активов.

По нематериальным активам элементами учетной политики являются:

• способы начисления амортизации по

отдельным группам нематериальных активов;

• сроки полезного использования

нематериальных активов.

4) выбор способа оценки приобретенных материально-производственных запасов.

По материально-производственным запасам основным элементом учетной политики является

выбор способа (метода) оценки израсходованных материально-производственных запасов. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и Налоговым кодексом израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.)

разрешается отражать в учете, используя следующие методы оценки запасов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по однородным видам материальных ресурсов или по отдельным видам ресурсов;

• по себестоимости первых по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ФИФО).

5) выбор вариантов учета затрат на производство и выпуск продукции. При этом элементами учетной политики могут быть:

- определение перечня центров затрат;

- установление контролируемых расходов по каждому центру затрат;

- выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат;

- выбор способа группировки и списания затрат;

- выбор перечня стате калькуляции;

- выбор способа оценки незавершенного производства;

- выбор способа оценки готово и отгруженно продукции;

- выбор трансфертных цен;

- выбор варианта сводного учета затрат на производство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов;

- выбор способа распределения косвенных расходов между отдельными объектами учета и калькулирования;

- выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Определение перечня центров затрат зависит от организационных, технологических и ряда других особенностей организации, а также задач

управленческого учета.

Установление контролируемых расходов по каждому центру затрат зависит от уровня управления затратами (первого, второго и последующих уровней) и времени осуществления расходов. Уровни

управления затратами зависят от организационноуправленческой структуры предприятия.

Выбор ответственных за расходы по каждому центру затрат зависит от принято системы

управления затратами и уровня соответствующих центров затрат.

Выбор способа группировки расходов и списания расходов на производство. В настоящее время в учетной практике России применяются два основных способа группировки и списания расходов на производство:

• деление расходов на основные и накладные и исчисление полной производственной себестоимости продукции;

• деление расходов на переменные, условнопеременные и постоянные и исчисление неполной производственной себестоимости продукции.

Наряду с указанными двумя способами в управленческом учете можно использовать третий способ - деление затрат на переменные и постоянные и исчисление себестоимости на основе переменных затрат (вариант системы «директ-костинг»).

Выбор перечня статей калькуляции. При обосновании выбора перечня статей калькуляции необходимо принять во внимание отраслевые особенности организации, ее организационную структуру, необходимость обеспечения сопоставимости статей

калькуляции в планировании и учете и ряд других особенностей.

Выбор способа оценки незавершенного производства. незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в учете и балансе:

• по нормативной или плановой себестоимости;

• по прямым статьям расходов;

• по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При оценке незавершенного производства по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов намного упрощается внедрение позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор способа оценки готовой и отгруженной продукции. От выбора способа оценки готовой продукции зависит организация учета затрат на ее производство. Готовая продукция и товары отгруженные могут отражаться в учете и балансе:

• по полной фактической производственной

себестоимости (если в учете не используется счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и

общехозяйственные расходы списываются на счета 20, 23, 29);

• по неполной фактической производственной себестоимости (если в учете не используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счет 90);

• по неполной фактической производственной себестоимости на основе переменных затрат (если в учете не используется счет 40 и часть расходов со счета 25, а также расходы со счета 26 списываются на счет 90);

• по полной нормативной или плановой

себестоимости (если в учете используется счет 40 и со счета 26 расходы списываются на счета 20, 23, 29);.

• по неполной нормативной или плановой

себестоимости продукции (когда используется счет 40 и общехозяйственные расходы списываются на счет 90);

• по неполной нормативной или плановой

себестоимости на основе переменных затрат (если используется счет 40 и часть расходов со счета 25, а также расходы со счета 26 списываются на счет 90).

Выбранный способ оценки готовой и отгруженной продукции и незавершенного производства оказывает влияние на трудоемкость учета и калькулирования себестоимости продукции, на размер себестоимости произведенной и реализованной продукции, на величину показателей финансового состояния организации и, в свою очередь, предопределяет выбор метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Выбор трансфертных цен. трансфертные цены устанавливаются:

• на уровне рыночных цен;

• на основе фактических затрат;

• договорные трансфертные цены.

Выбор варианта сводного учета затрат на производство. В животноводстве применяется попроцессный метод учета затрат. Его особенностью

является несовпадение объектов учета и объектов калькуляции. При попроцессном методе

производственные затраты собираются на протяжении всего процесса производства по отношению к определенным видам продукции.

Определение порядка и сроков погашения расходов будущих периодов. Порядок и сроки погашения расходов будущих периодов зависят , прежде всего, от вида этих расходов. Например, расходы на подготовку и освоение производства списываются на текущие затраты в течение нескольких лет.

Выбор способов распределения косвенных

расходов между отдельными объектами учета и калькулирования. Способы распределения косвенных расходов зависят, прежде всего, от их вида. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы, например, распределяются между объектами учета и калькулирования чаще всего пропорционально плановым (нормативным) затратам указанных косвенных расходов по объектам. Коммерческие косвенные расходы распределяются по видам продукции (работ, услуг), как правило,

пропорционально их производственной

себестоимости.

Выбор способов распределения косвенных

расходов зависит от технологических,

организационных и ряда других особенностей организаций и должен быть направлен на обеспечение более точного исчисления себестоимости отдельных видов продукции, работ, услуг.

Выбор методов учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В организациях применяют нормативны , позаказны , попередельный, попроцессный (простой) и «директ-костинг» методы учета затрат и калькулирования фактическо себестоимости продукции. При этом следует принимать во внимание технологические, организационные, отраслевые и другие особенности производства продукции.

Таким образом, все перечисленные выше положения учетно политики необходимо рассматривать в аспекте применения для инновационно-инвестиционно деятельности в отрасли животноводства, и в соответствии с выбранными объектами учета инноваци и инвестици в животноводстве разработать соответствующую учетную политику для это сферы функционирования предприятия.

Литература

1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика

организации» (Приказ Минфина РФ №106н от 6 октября 2008 г.).

2. Методические рекомендации по

применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозя ственно деятельности организаци агропромышленного комплекса (Приказ

Министерства сельского хозя ства РФ №654 от 13 июня 2001 г.).

3. http://www.adm.orel.ru/index.php?head=20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.