Научная статья на тему 'УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ'

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОГЕОМЕТРИЯ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евдокимова Марина Германовна

В данной статье рассматривается вопрос о психологической динамике общения с учётом разных социотипов личности. Применение математических тестов в выявлении основных качеств личности и поведения обучающихся позволяет будущим сотрудникам полиции правильно интерпретировать намерения, внешние и внутренние взаимосвязи в межличностном общении говорящих. Умение взаимодействовать в решении общих вопросов - эта одна из задач успешного моделирования речевого поведения в деловом общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING INTO ACCOUNT PERSONALITY FEATURES AND BEHAVIOR IN BUSINESS COMMUNICATION TRAINING

This article deals with the question of the psychological dynamics of communication, taking into account different sociotypes of the individual. The use of mathematical tests in identifying the basic personality characteristics and behaviuor of students allows future police officers to interpret correctly the intentions, external and internal relationships in the interpersonal communication of speakers. One of the tasks of successful modeling of speech behavior in business communication is the ability to interact in solving common issues.

Текст научной работы на тему «УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ»

традиционной культуры Китая, демонстрация ценностей различных эпох китайской традиционной культуры и органическое объединение идеологической работы в университетах с традиционным культурным образованием поможет консолидировать идеологическую работу в университетах. В то же время китайские университеты не могут не задействовать в процессе идеологического образования и реалии других культур, которые также заслуживают внимания и толерантного к ним отношения, что является необходимым условием развития современного мира. Данный факт требует от руководства идеологической работы в университетах умения грамотного сочетания и последующего воплощения идей укрепления национального духа в университетской среде, с одной стороны, и духа времени, отвечающего сегодняшним культурным реалиям.

Поэтому с приходом новой эпохи идеологическая работа в университетах также подверглась реформированию. Китайская культура является инклюзивной. В процессе постепенного развития она не только сохраняет собственные характеристики и национальные особенности, но и ищет точки соприкосновения с другими передовыми культурами. На стыке истории и реальности, в процессе реализации диалога между Востоком и Западом и достигается эффективная интеграция социалистической культуры (с китайскими особенностями) и идеологической работы в университетах [5].

В качестве системы высшего образования университеты охватывают множество групп, таких как группы руководителей, учителей, студентов, и группы управления. Различные группы университетов играют различные роли в идеологической работе. Поэтому грамотное построение идеологической работы в университетах напрямую зависит от усилий всех сторон: руководства партийного комитета, эффективности выполнения обязанностей ректора, общего осознания политического уровня идеологической работы и т.д. На эффективность реализации идеологической работы в университетах также оказывает влияние усиление эффективности управления, прояснение разделения труда и укрепление идеологической работы на уровне управления. Уровень управления - это та магистраль, которая играет ключевую роль в соединении всех субъектов идеологического образования, вертикаль, объединяющая верхние (руководящие) и нижние (непосредственно исполняющие) организации, участвующие в планировании и реализации мероприятий идеологической работы. Обновление идеологических концепций руководителей будет способствовать дальнейшему расширению образовательных идей и эффективному развитию идеологической работы, и, наконец, осуществит трансформацию идеологических образовательных концепций в реальные модели поведения субъектов образования.

Кроме того, положительное влияние на эффективность реализации идеологической работы вуза оказывает всестороннее задействование потенциала широкой группы преподавателей и студентов и укрепление позиций идеологической работы по привитию ценностей и норм. Консолидация второй из названных деятельности должна начинаться с учёта особенностей повседневной жизни преподавателей и студентов, среды обучения и общей ситуации времени. Именно анализ данных обстоятельств позволит создать насколько это возможно благоприятные условия для реализации идеологической работы в коллективе преподавателей и студентов, а затем обновить идеологические концепции, внедрить идеологические образовательные модели поведения и продвигать идеологическую работу в университетах в целом.

Выводы. Построение идеологической работы в университетах - это, несомненно, долгосрочный проект. С наступлением новой эры консолидация идеологической работы в университетах в области идеологии, теории, культуры и организации также будет продолжать развиваться и углубляться. Поэтому изучение дальнейшего развития руководительского пути идеологической работы в университетах и продвижение инноваций в сфере идеологического образования в университетах - это вопросы, которые нам срочно необходимо решить с целью дальнейших исследований в данной области.

Литература:

1. Чэнь Сянда. Об отстаивании руководящей позиции марксистской мысли // Марксизм и реальность. - 2011.

2. Ван Пин, Хэ Чэнли. Исследование марксистского теоретического образования молодых учителей и студентов в китайских университетах // Northeast Normal University Press. - 2005.

3. Чжао Линьбинь. Интерпретация марксизма в Китае // Tongji University Press. - 2008.

4. Хуан Цзяньцзюнь, Чжоу Чжоу. Проблемы и меры противодействия идеологической работе в колледжах и университетах // Исследования марксизма. - 2017.

5. Чжэн Юнтин, Линь Бохай. Придерживайтесь лидерства и дискурса идеологической работы в колледжах и университетах // Идеологическое и теоретическое образование. - 2015.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Евдокимова Марина Германовна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)

УЧЁТ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПОВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о психологической динамике общения с учётом разных социотипов личности. Применение математических тестов в выявлении основных качеств личности и поведения обучающихся позволяет будущим сотрудникам полиции правильно интерпретировать намерения, внешние и внутренние взаимосвязи в межличностном общении говорящих. Умение взаимодействовать в решении общих вопросов - эта одна из задач успешного моделирования речевого поведения в деловом общении.

Ключевые слова: особенности личности, поведение, психогеометрия, типология личности, деловое общение, диалоговые технологии.

Annotation. This article deals with the question of the psychological dynamics of communication, taking into account different sociotypes of the individual. The use of mathematical tests in identifying the basic personality characteristics and behaviuor of students allows future police officers to interpret correctly the intentions, external

and internal relationships in the interpersonal communication of speakers. One of the tasks of successful modeling of speech behavior in business communication is the ability to interact in solving common issues.

Keywords: personality characteristics, behaviour, psychological geometry, personality typology, business communication, dialogue technologies.

Введение. Процесс становления личности протекает не изолированно, а в обществе, соответственно происходит формирование «общественного человека» через призму межличностного общения. Однако сохранить свою неповторимость даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформирован как личность. «Быть личностью - значит, иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор...» [1, с. 53]. Представители акмеологического учения полагают, что самосовершенствование не достигается простым увеличением объёма знаний или тем более тренировкой мышц памяти. Человек развивается не количественно, а качественно.Самосовершенствование выступает как процесс реализации стремлений личности, исходя из заданного социального запроса общества, условий исторической формации, собственного опята и статуса, и даже уровня и характера его нравственного самосознания. Роль поведения будущего сотрудника правоохранительных органов как социально-активной личности трудно переоценить. Как считает Келих В.Р. «сотрудник сам формирует о себе мнение, своей роли в обществе, отношение к правоохранительным органам, вступая в коммуникативные взаимоотношения» [4, с. 3.]. Исходя из специфики общения с общественностью будущий сотрудник должен иметь достаточно большой спектр ролевых позиций с кем ему придётся общаться: с осуждёнными лицами, подогреваемыми, свидетелями, пострадавшими. Реализуя свою деятельность в служебном коллективе, он также должен уметь осуществлять обмен информацией, запрос и координирование полученных фактов, проявляя формы этикета: терпимость, уважение, дипломатичность, деликатность, а также умение вести переговоры и разрешать причины конфликтов беседы. Психология делового общения складывается не только из норм и правил этикета межличностной коммуникации, но и поведенческих реакций человека, которые не поддаются регистрации, но исследованию как объективных реакций на созданную ситуацию.

Изложение основного материала статьи. Предопределение роли, которые исполняют сотрудники правоохранительных органов, изначально заложено природой отдельно взятой личности. Однако коммуникативные отношения возникают при совокупности коммуникативных свойств личности и поведенческих подкреплений в виде стимула на ситуацию.

Анализом поведения человека в общении занимался американский психолог Джон Уотсон, основоположник теории бихевиоризма (от английского слова behavior - «поведение»). Подход к изучению поведения в деловом общении сопровождался внешними наблюдениями за реакциями и стимулами, оказывающими воздействие на проявление этих реакций. Подкрепление этих стимулов, как было выявлено, характеризовалось как положительными стимулами (одобрение, похвала, поддержание разговора, установление продолжительных контактов и другие), так и отрицательными стимулами (неодобрение, отказ, критическое замечание и другие).

Таким образом, с позиции бихевиоризма это совокупность реакций личности на условия социальной среды, в которой ему приходится адаптироваться. Это расположенность индивида к определённому реагированию с учётом его навыков вести диалог (Келих В.Р. называет этот феномен коммуникативной подготовленности к общению), «сознательно регулируемые инстинкты, социализированные эмоции» - всё, что способствует приспособлению коммуниканта к той или иной среде. Вследствие чего было выдвинута поведенческая схема S-R («стимул» - «реакция»), иными словами Закон эффекта Торндайка [4, с. 27-28]. Но, если исходить из того, что личность - это организованная совокупность навыков, которые в результате разного рода подкреплений изменяются и совершенствуются, то на эти изменения оказывают влияние индивидуальные особенности индивида: его физиологические, наследственные, возрастные, статусные, когнитивные, гендерные - психофизиологические и психолингвистические процессы. В связи с этой позиции в бихевиоризме психолог ввёл ещё одну составляющую в поведенческую схему: S - I - R.

Поведенческая деятельность взаимодействия сотрудника правоохранительных органов с общественностью иногда выходит за рамки этой схемы, так как зачастую он сам является стимулом для открытой беседы с гражданами. Коммуникативные и личностные качества сотрудника определяют его коммуникативную компетентность. Однако, чтобы установить социальный контакт с разыми слоями общества и решать коммуникативные задачи, следует понимать ролевые позиции всех сторон диалога. Характер взаимодействия в общении любого индивида зависит не только от его знаний о разновидностях и формах общения, но и навыков вести беседу, вступления в диалог, обмена и получения необходимой информации от собеседника. Для этого необходимо понимать психологию общения как больших, так и малых групп.

Будущий офицер полиции получает фундаментальные знания сначала в учебной группе, параллельно в научном студенческом сообществе, далее в трудовом коллективе. Знания о делении общества на подгруппы будут также непрерывно повышаться на протяжении всей своей профессиональной деятельности, как и осмысление себя как личности, причастной к отдельно взятой подгруппе.

Не углубляясь в количество методик, предпочтение которым было предъявлено за последние 10 лет по психологии деловому общению, прикладной психолингвистике речевого общения или нейрофизиологическому аспекту, направленному на изучение типологии личности в общении, рассмотрим лишь некоторые современные подходы, необходимые для понимания речевого поведения личности в общении. «Как личность воспринимает окружающих в кругу своего общения, будь это общение на родном языке или иноязычное общение?».

Самым распространённым и практичным инструментом, применяемым в типологии делового межличностного общения, является математический метод. Огромный вклад в этот метод внёс известный американский психолог по управленческим кадрам Сьюзан Деллингер. Метод психогеометрической типологии широко применялся в таких крупных компаниях по подбору кадров как Electronics, Chevrole Motors и других и снискал популярность в других странах.

Психогеометрия используется как анализ психических типов личности (по Карлу Юнгу) на основе геометрических фигур, позволяющих наблюдать речевое поведение собеседника, определять тип личности и

характерные особенности, свойственные этому типу, а также проектировать для каждого типа личности формат общения.

С целью распознания присущих характеристик личности курсантов с точки зрения геометрических форм личности» и, учитывая валидность теста, был проведён тест в группе (26 человек) по специальности «Правоохранительная деятельность».

Согласно условиям теста каждому предлагалось расставить геометрические фигуры по своему усмотрению, где первая фигуры ассоциировалась с утверждением «Это - я!», далее - по убыванию, расставлялись фигуры, представляющие меньшие симпатии. Последняя фигура означала наименьшую симпатию по отношению к предыдущим. Авторы теста Козача В.В., Гарбер Е.И. объясняли показатели выбора следующим образом:

- первая фигура отражала личностные свойства человека на данный момент, в большей степени, приобретённые и актуальные на первые пять-шесть лет;

- вторая фигура - базовая, с унаследованными качествами;

- третья фигура говорила о том, что желает видеть респондент в других людях, - четвёртая фигура представляет некое «слепое пятно», то, что мы не понимаем в поведении других людей;

- пятая указывает на «конфликт». Однако в ранжировании фигур не было поставлено цели, что ест «плохие» или «хорошие» фигуры. Главное, правильно их расставить [3].

Результаты тестирования показали, что «восемь» человек выбрали первую фигуру «круг», которая раскрывает эти личности как доброжелательных людей, заинтересованных в благополучии как межличностных отношений всего коллектива в целом, так и по отношению к ним окружающих. «Четыре» респондента на первое место поставили «треугольник», характеризующий их как лидеров организаторов, ориентированных на свой собственный успех и достижение хороших результатов одногруппников. «Пять» остановились в первую очередь на «квадрате» и «зигзаге». «Квадрат» расставляет приоритеты на исполнительности личности как труженика, «зигзаг» раскрывает творческий потенциал и возможности о выполнение конкретно поставленной задачи. «Прямоугольником» заинтересовались два курсанта в виду положения фигуры «стоя», ощущая себя «прямолинейным и настойчивым». Однако авторы теста полагают, что эта фигура с неопределёнными, незакреплёнными качествами, маневрирующая между решениями задач на поставленную цель [4, с. 15-16]. Иными словами, «переходная форма от одной фигуры к другой» непоследовательная, с низкой самооценкой. Если перед каждой фигурой поставить коммуникативную задачу, то можно добиться определённых результатов. В частности, при изучении темы «Расследование преступления» группе была поставлена задача, - раскрыть преступление "The Case of the Artists's accident". Действия по раскрытию преступления были распределены следующим образом:

Группа было поделена на 4 подгруппы (выбор количественного наполнения и желании войти в состав подгруппы был выполнен самими обучающимися).

В каждой подгруппе были четыре основные фигуры «треугольник», «зигзаг», «круг», «квадрат». Представители «прямоугольника» вошли в одну подгруппу.

Сторонники «зигзага» отвечали за структуру и наделение ролями участников игры («преступник», «оперативник», «следователь», «эксперт-криминалист», «мед.эксперт», «присяжные»). Представители «треугольника» были, в основном следователями, собирали сведения у всех специалистов по данному делу, «круги» являлись связующим звеном, как коммуникаторы: либо это были оперативники, работающие сообща, либо это были присяжные, которые могли задать вопросы обвиняемому или свидетелю, либо это были преступниками, полагая, что они хорошо разбираются в приступной психологии и могут уйти от ответственности. «Квадраты» и «прямоугольники» выполняли поручение следователя (это были либо эксперты криминалисты, либо медэксперты и даже свидетель в одной подгруппе). В целом, занятие было необычное, учитывая, что коммуникация проходила в непринуждённой обстановке и на английском языке. Но не во всех группах складывались устойчивые отношения, наблюдалась разрозненность в суждении и влияние не в полной мере владением коммуникативных клише на английском языке.

Не понятным оставался вопрос, каким образом все эти фигуры могли между собой взаимодействовать даже в малых группах.

Из практики мы видим, что выбор фигур для определения собственного типа личности (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг) не достаточен, особенно, если речь идёт о речевом поведении каждой личности в малых группах.

Как практика показывает, любое общение в формальной и неформальной группе можно считать удовлетворительным, если учитываются определённые признаки, характеризующие взаимовыгодные межличностные отношения всех участников этого процесса:

- общая цель и задачи, поставленные перед учебной подгруппой (здесь и далее будет идти речь о делении учебной группы на малые группы);

- наличие социальных ролей и, соответственно модель речевого поведения;

- сопричастность к общему делу;

- взаимозависимость (если будет идти речь об иноязычном общении, то эта зависимость будет рассматриваться на психолингвистическом уровне, так как подбор речевых клише будет складываться не только в выборе языковых средств, но учёте интенции говорящих);

- формат общения (вопросно-ответный диалог, запрос или уточнение информации и так далее);

- форма диалоговых технологий (диалог, дискуссия, дебаты, диспут и другие);

- границы общения (учитывается время и пространство высказывания);

- наличие внутренней организации.

Однако из этого перечня ни все признаки могут быть задействованы в речевом процессе, это зависит от общих задач и цели учебного процесса, но в целом этот список признаков можно продолжить по этой же причине.

Наравне с психогеометрическими исследованиями стали широко использовать на практике математическое моделирование типа личности, как адекватный инструмент научного анализа такого сложного объекта, как личность человека. В данной статье мы не будет углубляться в неврологическую и вегетативные системы, которые также являются областью для изучения межличностных отношений, и представляют важную информацию в части доминирования и подчинения, дружелюбия и агрессивности индивидов в социальных группах.

Для повышения эффективности работы в малых группах, далее в коллективе целом, был использован цифровой тест, составителями которого являются В. Мигель и А. Овчаров. Испытуемым предлагалось выбрать из каждой пары описаний личности одну цифру, таких пар было четыре (1-2, 3-4, 5-6, 7-8). При завершении тестирования у респондентов должно остаться четыре цифры, по которым можно было определить тип личности (всего 16 типов личности) [6, с. 197-198]. Согласно проведенному тестированию было получено четыре социотипа «Максим», два - «Наполеона», три - «Жуковых», два - «Штирлица», один

- «Робеспьер», четыре - «Гамлета», два - «Есенина», два - «Драйзера», два - «Джека», один - «Габен», один

- «Достоевский», два - «Бальзака».

В раннем исследовании, где группа была проанализирована по психогеометрическому тесту и поделена хаотично на четыре подгруппы, можно предположить, что подгруппы были достаточно велики для решения одной задачи. Рационально формирование любой группы, даже из двух-трёх человек базируется на совместимости личностей на разных уровнях. Предпочтительнее - это объединение четырёх типов личности в единую группу (по А. Аугустинавичюте), способствующую максимальному и реализации психологических качеств друг друга, создающие наиболее благоприятные условия для совместной деятельности, которая как считает автор этого «квартета» отличается высокой продуктивностью [5, с. 98].

Группе из 26 человек также было предложено разделиться на минигруппы (не более шести человек в одной минигруппе). В результате группа была поделена на шесть минигрупп по принципу, кому комфортно работать с лидером группы:

1 минигруппа: Жуков (лидер - «треугольник») - Максим, Гамлет, Есенин, отношения которых складывались в рамках одной квадры «бетта» (по А. Аугустинавичюте) по схожести интертипных отношений. Между Жуковым и Максимом наблюдаются «зеркальные» отношения, активный обмен информацией, с поучением партнёра; между Жуковым и Гамлетом - «активация», благоприятные; между Жуковым и Есениным - «дуальные», полное дополнение; между Максимом и Гамлетом - «дуальные»; между Максимом и Есениным - «активация»; между Гамлетом и Есениным - «зеркальные» отношения.

2 минигруппа: Наполеон (лидер - «круг») - Гамлет, Джек, Бальзак, Драйзер по квадре «гамма» и неплохие отношения у всех из минигруппы с Гамлетом из квадры «бетта». Отношения также благополучно складывались по принципу полного взаимного дополнения. Между Наполеоном и Гамлетом складывались отношения «передатчик», то есть покровительственные, между Наполеоном и Джеком - «активация»; между Наполеоном и Бальзаком - «дуальные»; между Наполеоном и Драйзером - «зеркальные»; между Бальзаком и Джеком - «зеркальные» отношения.

3 минигруппа: Жуков (лидер - «треугольник») - Есенин, Максим, Гамлет, отношения которых складывались в рамках квадры «бетта». Между Жуковым и Есениным наблюдаются «дуальные» отношения; между Жуковым и Максимом - «зеркальные»; между Жуковым и Гамлетом - «активация»; между Максимом и Гамлетом - «дуальные»; между Максимом и Есениным - «активация»; между Гамлетом и Есениным -«зеркальные» отношения.

4 минигруппа: Драйзер (лидер - «треугольник») - Бальзак, Наполеон, Джек по квадре «гамма». Между Драйзером и Бальзаком мы видим отношения «активация»; между Драйзером и Наполеоном - «зеркальные», между Драйзером и Джеком - «дуальные»; между Наполеоном и Джеком - «активация»; между Джеком и Бальзаком - «зеркальные».

5 минигруппа: Штирлиц (лидер - «зигзаг») - Достоевский, Штирлиц, Габен, отношения которых проявляются в квадре «дельта». Между Штирлицем и Достоевский можно наблюдать «тождественные», формальные отношения; между Штирлицем и Штирлицем - «дуальные», полное дополнение; между Штирлицем и Габеном - «зеркальные»; между Достоевским и Габеном - «активация» отношения.

6 минигруппа: Максим (лидер - «треугольник») - Жуков, Гамлет, Робеспьер, Максим по квадре «бетта» в сочетании с квадрой «альфа», где отношения с Дон Кихотом остаются совместимыми для совместного решения поставленных задач. Между Максимом и Жуковым проявляется продуктивность в учебной деятельности как «зеркальные», активный обмен информацией; между Максимом и Гамлетом - «дуальные»; между Максимом и Робеспьером - «родственные», плодотворные в делах, но расходящиеся в интересах; между Максимом и Максимом - «тождественные», формальные; между Жуковым и Робеспьером -«ревизуемые», один подчиняется другому; между Жуковым и Гамлетом - «активация»; между Гамлетом и Робеспьером - «полудуальные», хорошие, но без эффективной помощи друг другу [5, с. 97].

Из сложившихся минигрупп 2 и 6 мы видим как «примкнули» к ним два индивида (Гамлет выбрал вторую минигруппу и Робеспьер - шестую минигруппу), при этом личностные взаимоотношения хоть и имеют спорное толкование, но конфликта в решении вопросов нет. Интересен тот факт, что этими индивидами стали «прямоугольники», которые не смогли чётко определить фронт своих интересов, но базовой фигурой для них были «круг» - общительность, коммуникабельность, что, можно предположить, объяснило их речевое поведение, примкнув к другой квадре.

В таких минигруппах приемлемо использовать диалоговые технологии как дискуссия, дебаты. В частности, дискуссия «по кругу», когда минигруппа вытягивает билет с проблемным вопросом и на этот надо дать четыре аргумента, все другие минигруппы должны сформулировать антитез или тезисно поддержать мнение ведущей минигруппы. Поскольку роли уже распределены из первого тестирования, очевидно, что в каждой минигруппе есть организатор, генератор идей, писарь и дипломат.

Как мы видим проведение цифрового текста способствовало пониманию личностных качеств каждого испытуемого, более того подтвердило простоту применения психогеометрическтого текста и разъяснило принцип формирования совместимой группы по типологии личности и межличностным отношениям.

Выводы. Какое бы понимание мы не вкладывали в понятие общение, но общественная личность развивается именно через общение. А.А. Леонтьев полагает, что не ситуация предопределяет процесс контакта изолированных личностей в общении, важно чтобы в общении прослеживалась «внутренняя организация и внутренняя эволюция общества» [2, с. 25].

В данной статье представлены лишь некоторые попытки определения динамики общения внутри подгруппы и минигруппы (состоящей выраженных представителей определённой квадры). Любая общность может определяться наделением социальных ролей. Формальные знания о каждой личности или собственные наблюдения от мотивов и целей, до намерений между коммуникантом и реципиентов важно не только для межличностного взаимодействия в общении, но и для выполнения профессионального долга будущих сотрудников правоохранительных органов, - разбираться в психологии речевого поведения любого человека.

Личностные качества формируются не ради получения обратной связи для получения информации, а во благо уметь участвовать в любых видах общения, применяя различные диалоговые технологии. Литература:

1. Кваша Б.Ф., Олейников В.С., Щеглов А.В. Акмеология: методологический аспект, Учебное пособие. / Под ред. В.С. Олейникова. СПб: СПбГУ, СПб Академия МВД России, 1998. - 107 с.

2. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. Издание 2. Стереотипное / Под. ред. А.С. Маркосян. Д.А. Леонтьева, Ю.А. Сорокина. М.: Смысл, 2019. - 271 с.

3. Психогеометрическое тестирование (теоретический и практический аспекты) - Авторы Козача В.В., Гарбер Е.И. - Самара, 2002.

4. Психология делового общения / С.И. Самыгин [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 222 с.

5. Соловьёва Е.С., Окладников В.И. Типология личности. - Иркутск. 1997. -104 с.

6. Филатова Е.С. Соционика для всех: наука общения, понимания и согласия / Е.С. Филатова. -Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 283 с.

Педагогика

УДК 371

аспирант Еловикова Наталья Дмитриевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); аспирант Холманских Татьяна Дмитриевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск); аспирант Черпалюк Елена Дмитриевна

Шадринский государственный педагогический университет (г. Шадринск)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, САМООРГАНИЗАЦИИ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается понятие педагогического сопровождения. Применение новых технологий в образовательном пространстве формирует индивидуально-личностный потенциал старшеклассника и ответственность за совершаемый им выбор, что способствует его самоопределению и самосовершенствованию. Приобретаемый под руководством педагога творческий опыт, в результате творческой деятельности развивает креативность, умение творчески мыслить и учит сотрудничеству. Самоорганизация побуждает осуществлять контроль и анализ своих действий, а самоопределение обосновывает мотив выбора будущей профессии. Актуальностью педагогического сопровождения является комплекс мер, направленных на развитие интеллектуально-творческой самостоятельности обучающихся, самоорганизации учебной деятельности и формирования профессионального самоопределения старшеклассников.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, интеллектуально-творческая самостоятельность, самоорганизация, профессиональное самоопределение.

Annotation. The article considers the concept of pedagogical accompaniment. The application of new technologies in the educational space creates the individual-personal potential of the high school student and responsibility for his choice, which contributes to his self-determination and self-improvement. Creative activity is seen as a productive form of activity aimed at mastering creative experience in cooperation with the teacher, self-organization encourages monitoring and analysis of its activities, and self-determination substantiates the motive for choosing a future profession. The topicality of pedagogical support is a set of measures aimed at developing the intellectual-creative independence of students, self-organization of educational activities and formation of professional self-determination of high school students.

Keywords: pedagogical support, intellectual-creative independence, self-organization, professional self-determination.

Введение. В современных условиях система образования должна сформировать способность у школьников к креативной деятельности, личностную ответственность за собственную жизнедеятельность, гибкость и быструю приспособляемость к постоянно меняющимся социокультурным условиям. Особенно ярко это показали события последнего года, когда весь мир охватила пандемия и людям пришлось выживать в новых условиях, искать более эффективные стратегии, которые позволили бы функционировать в условиях изоляции, принимать самостоятельные решения [3].

Всё это детерминировало необходимость применения в образовательной практике разнообразных инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. По мере появления новых технологий, внедряемых в образовательное пространство, происходит переосмысливание учебной стратегии, способствующей разработке инновационных методов обучения в общеобразовательной школе, в том числе следующих технологий. которые активно применяются в профессиональном обучении:

- проектно-исследовательской деятельности;

- дистанционного обучения;

- развивающего и проблемного обучения;

- оценивания портфолио;

- разноуровневого обучения;

- модернизации;

- профессионально-ориентированного обучения;

- интеллект-карт;

- информационные технологии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение в сотрудничестве;

- игровые педагогические методы;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.