Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ студенческого коллектива'

Социально-психологический анализ студенческого коллектива Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1363
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Ключевые слова
учебная группа / студенческий коллектив / тип личности / психотипы / межличностные отношения / интертипные отношения / психологический настрой группы. / study group / student group / personality type / psycho-types / interpersonal relations / intertype re- lationships / psychological on-line group. 64

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Ирина Альбертовна

В статье приводятся результаты исследования внутренней структуры студенческого коллектива на базе социометрического и соционического подходов. Представлен типологический состав группы. На основе характера интертипных отношений выявлены комфортные, нейтральные и напряженные отношения, а также доминирующий психологический настрой коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергеева Ирина Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF STUDENT COLLECTIVE

The article presents the results of the study of the internal structure of the student team on the basis of sociometric and socionic approaches. The typological composition of the group is presented. Based on the nature of intertype relationships, comfortable, neutral and tensions, as well as the dominant psychological mood of the team, are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ студенческого коллектива»

64_TECHNICAL SCIENCE / <<Ш1ШадиМ"^©ЦГМа1>>#1Щ17)),2(0]9

Сергеева Ирина Альбертовна Кандидат биологических наук, доцент Иркутский государственный университет путей сообщения,

Иркутск, Российская Федерация DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10378 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Sergeeva Irina Albertovna

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor Irkutsk State University of Communications, Irkutsk, Russian Federation

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF STUDENT COLLECTIVE

Аннотация.

В статье приводятся результаты исследования внутренней структуры студенческого коллектива на базе социометрического и соционического подходов. Представлен типологический состав группы. На основе характера интертипных отношений выявлены комфортные, нейтральные и напряженные отношения, а также доминирующий психологический настрой коллектива.

Abstract

The article presents the results of the study of the internal structure of the student team on the basis of soci-ometric and socionic approaches. The typological composition of the group is presented. Based on the nature of intertype relationships, comfortable, neutral and tensions, as well as the dominant psychological mood ofthe team, are revealed.

Ключевые слова: учебная группа, студенческий коллектив, тип личности, психотипы, межличностные отношения, интертипные отношения, психологический настрой группы.

Keywords: study group, student group, personality type, psycho-types, interpersonal relations, intertype relationships, psychological on-line group.

Учебная группа занимает важное место в жизни каждого обучающегося. От того, насколько тесно взаимодействуют студенты в группе, мобилизуют свой интеллектуальный потенциал, зависит их эффективность и результативность деятельности.

Студенческий коллектив представляет собой вид малой групп - объединение, осознающих свою принадлежность к данной группе, объединенных общей целью. В каждом студенческом коллективе формируется сложная система организационных и межличностных отношений, создается особый микроклимат группы. В результате совместной деятельности возникает личное общение, формируются эмоциональные отношения между индивидами [1].

Внутри формальной группы возникают неформальные объединения - микрогруппы, в которых участники объединяются на основе совместных интересов, ценностей, мотивов, темперамента, характера. Оптимальное сочетание всех личностных качеств участников группы, согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания составляет основу совместимости и обеспечивает эффективность деятельности [2].

С целью изучения внутренней структуры группы в психологии широко применяется методика Дж. Морено «Социометрия», позволяющая оценить характер межличностных отношений на основе симпатий и антипатий участников группы. Однако при изучении внутренней структуры коллектива важно учитывать и психотип личности, по-

скольку он существенно влияет на характер функционирования группы [3, 4]. В этом плане хорошо зарекомендовала себя методика «Соционический анализ коллектива» [3].

В данной работе представлены результаты исследования внутренней структуры одной из студенческих групп Иркутского государственного университета путей сообщения с позиции социометрического и соционического подходов.

В работе были использованы методики «Соционический анализ коллектива» (В.В. Гуленко) и «Социометрия» (Дж. Морено), а также «Цифровой тест» (В. Мегедь и А. Овчаров), позволяющий определить психотип личности студентов.

Тест В. Мегедь и А. Овчарова построен на принципе альтернативности суждений по биполярным шкалам:

- мышление (логика) - чувство (эмоции/ этика);

- сенсорика - интуиция;

- экстраверсия - интроверсия;

- рациональность - иррациональность.

Мышление и чувство принадлежит к противоположным способам формирования мнения и принятия решения. Мышление (логическое последовательное мышление) определяет взгляд на объективную реальность, для него важны общие принципы и объективный анализ. Чувство (эмоции) фокусирует внимание на ценности предметов и явлений, их значимости, включает взгляды на то, что хорошо или плохо, противостоит логическим критериям, измеряет и определяет человеческие отношения.

<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#1Щ17)),2(0]9 / TECHNICAL SCIENCE

65

Ощущение и интуиция отличаются по способу сбора информации. Ощущение (сенсорные и соматические ощущения) опирается на непосредственный чувственный опыт, на восприятие деталей посредством зрения, осязания, обоняния. Интуиция постигает мир в терминах возможностей, прошлого опыта и будущих целей, а также бессознательных процессов, опираясь на воображение и ассоциативные процессы.

Типологический состав I

Логика и этика относятся к рациональным функциям, сенсорика и интуиция - к иррациональным. Названия рациональных типов начинаются с названия логики и этики, а названия иррациональных - с сенсорики и интуиции. По итогам тестирования испытуемых можно отнести к одному из 16 типов, описанных А.Аугустинавичуте [3].

В таблице 1 представлен типологический состав студенческой группы (табл. 1).

Таблица 1

№ Психотип № Психотип

1 ЛСИ Максим Горький 13 ИЭИ Есенин

2 ИЭИ Есенин 14 СЛИ Габен

3 СЭЭ Наполеон 15 ИЛИ Бальзак

4 ЛИЭ Дон Кихот 16 ЭИИ Достоевский

5 ЛСЭ Штирлиц 17 ЭИЭ Гексли

6 СЭЭ Наполеон 18 ЛИИ Робеспьер

7 ЭСИ Драйзер 19 ЭИЭ Гексли

8 СЛИ Жуков 20 ЭСЭ Гюго

9 ЛСЭ Штирлиц 21 ИЭИ Есенин

10 ИЛЭ Дон Кихот 22 ЛИИ Робеспьер

11 ИЭИ Есенин 23 ЛИИ Робеспьер

12 ЛСИ Максим Горький 24 СЛИ Габен

Из 16 психосоциотипов (целостного социона) в группе присутствует большая часть типов (13 чел.), представители всех четырех квадр (табл.2). Этот факт свидетельствует о том, что группа способна решать разноплановые задачи.

Таблица 2

_Количественный состав психосоциотипов_

Психотип Псевдоним Количество человек

Интуитивно-логический экстраверт ИЛЭ Дон Кихот 2

Сенсорно-этический интроверт СЭИ Дюма 0

Этико-сенсорный экстраверт ЭСЭ Гюго 1

Логико-интуитивный интроверт ЛИИ Робеспьер 3

Этико-интуитивный экстраверт ЭИЭ Гамлет 0

Логико-сенсорный интроверт ЛСИ Максим 2

Сенсорно-логический экстраверт ЛСЭ Жуков 1

Интуитивно-этический интроверт ИЭИ Есенин 4

Сенсорно-этический экстраверт СЭЭ Наполеон 2

Интуитивно-логический интроверт ИЛИ Бальзак 1

Логико-интуитивный интроверт ЛИЭ Джек 0

Этико-сенсорный интроверт ЭСИ Драйзер 1

Логико-сенсорный экстраверт ЛСЭ Штирлиц 2

Этико-интуитивный интроверт ЭИИ Достоевский 1

Интуитивно-этический экстраверт ЭИЭ Гексли 2

Сенсорно-логический интроверт СЛИ Габен 2

В группе больше интровертированных типов (14 чел.), чем экстравертированных (10 чел.). Преобладают этики (13 чел.) над логиками (11 чел.) и интуиты (13 чел.) над сенсориками (11 чел.), иррациональные типы (14 чел.) над рациональными (10 чел.). В целом интегральный тип коллектива можно отнести к ИЭИ (Есенин).

Студенты - будущие инженеры готовятся к решению различного типа задач: производственно-технологических, организационно-управленческих, проектно-конструкторских и научно-исследовательских. В связи с этим важно было выявить установку испытуемых на вид деятельности. Данный показатель определяется пересечением двух юнговских шкал (рис. 1):

66

TECHNICAL SCIENCE / <<Ш1ШМУМ~^©иГМа1>#«17)),2(0]9

Сенсорика

УПРАВЛЕНЦ

Логика

САИЕНТИСТЫ

СОЦИАЛЫ

Этика

ГУМАНИТАРИИ

Интуиция

Рис. 1.Установка на вид деятельности

Как видно из таблицы 3, в группе преобладает установка на производственно-управленческую (7) и гуманитарную (7) сферы деятельности, что, в целом, соответствует специфике обучения студентов. В меньшей степени студенты ориентированы на социальную сферу.

Таблица 3.

_Установка на вид деятельности_

Установка на сферы деятельности

Управленцы/прак- Кол- Социалы Гуманитарии Кол- Сайентисты Кол-

тики во во во

Штирлиц 2 Гюго 1 Гамлет 0 Джек 0

Жуков 1 Наполеон 2 Есенин 2 Дон-Кихот 2

Габен 2 Дюма 0 Гексли 4 Бальзак 1

Максим Горький 2 Драйзер 1 Достоевский 1 Робеспьер 3

7 4 7 6

Для исследования внутренней структуры группы и характера связей между студентами была использована таблица интертипных отношений [2]. Составление социоматрицы позволило выявить количество комфортных, нейтральных и напряженных отношений в студенческом коллективе (рис.2). К комфортным отношениям относятся: тождества (Т), дуальные (Д), активации (Ак), зеркальные (Зе), полудуальные (Пд); к нейтральным - отношения заказа (З), зеркальные (Зе), деловые (Де), миражные (М), полной противоположности (погашения) (Пп), квазитождество (квт), родственные (Ро); к напряженным - отношения ревизии (Ре), конфликтные (К) и суперэго (Сэ).

Из рисунка 3 видно, что в исследуемой группе преобладают нейтральные отношения, относительно комфортные.

120 100 30 60 АО 20 о

Когьм(|с>рт ньвСг IHírii трч^л ь Hhit НЛпрнжемныС

I

Рис. 2. Количество комфортных, нейтральных и напряженных отношений в группе

Социометрический анализ группы, проведенный по методике Дж. Морено, показал, что в группе помимо официального руководителя - старосты СЛЭ (Ж.), есть три неформальных лидера: один деловой -ЛСЭ (Б.) и два эмоциональных - СЭЭ (Д.) и ИЭЭ (С.) (табл. 4).

<<ШУШетУМ-ШУГМа1>>#]Щ17)),2(0]9 / TECHNICAL SCIENCE 67

Таблица 4.

Результаты социометрического исследования группы

Статус Социотип

Социометрические «звезды» (5 и более выборов) Б.(ЛСЭ), Д.(СЭЭ), Ж.(СЛЭ), С.(ИЭЭ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предпочитаемые (3-4 выбора) А.(ЛСИ), Е.(ЭСИ), М.(ЛСИ), М.(СЛИ), П.(ИЭЭ), П.(ЛИИ), С.(ЭСЭ), Ф.(ЛИИ), Ч.(ЛИИ)

Нейтральные (2-1 выбора) Б.(ИЭИ), Б.(СЭЭ), Б.(ИЛЭ), И.(ЛСЭ), К.(ИЛЭ), К.(ИЭИ), М.(ИЭИ), Н.(ИЛИ), П.(ЭИИ), Т.(ИЭИ)

Аутсайдеры (0 выборов) П.(СЛИ)

Один из эмоциональных лидеров (СЭЭ) тесно взаимодействует с руководителя группы (СЛЭ), конкуренции не наблюдается, поскольку лидеры преследуют разные цели и способны учиться друг от друга. Между другими лидерами наблюдаются отношения мирного сосуществования (один логик, другой - этик).

Для решения учебно-воспитательных задач важно знать психологический настрой коллектива.

Психологический настрой

В.В. Гуленко выделяет четыре типа психологического климата коллектива: рабочая команда, исследовательский коллектив, теплая компания и воспитательный коллектив, построенные на основе определенных интертипных отношений [3]. Результаты наших исследований представлены в таблице 5. Как видим, в студенческой группе преобладает психологический настрой «теплая компания» (79 баллов).

Таблица 5.

Настрой коллектива Интертипные отношения Баллы

Рабочая команда Де+Пд+(З+Р):2 48,5

Исследовательский коллектив Т+Зе+Пп+Квт 60,0

Теплая компания Д+Ак+К+Сэ 79,0

Воспитательный коллектив Ро+М+(З+Р):2 63,5

«Теплая компания» отличается демократичностью. Дуальные отношения (Д) и отношения активации (Ак) позволяют участникам группы чувствовать себя комфортно, расслабленно, устанавливать неформальные отношения; конфликтные отношения (К) тренируют у студентов «выживаемость», являются источником развития; отношения супер-эго (Сэ) восстанавливают равновесие между микрогруппами благодаря «дипломатической игре» и переговорам.

На втором месте по значимости стоят воспитательные отношения (63,5 балла). Воспитательный коллектив является благоприятным для личностного роста и самосовершенствования. Частично подходит для познавательных целей. Родственные отношения (Ро) сплачивают в экстремальной ситуации; миражные отношения (М), в целом, позволяют создавать атмосферу оптимизма, несмотря на повышенную тревожность из-за негативных эмоций некоторых членов группы. Отношения заказа (З) - дают возможность чувствовать свою значимость в деловых вопросах, отношения ревизии (Р) - критически относится к окружающим, особенно тем, кто разрушает этическую атмосферу отношений.

В группе отмечается направленность и на исследовательскую деятельность (60 баллов). В исследовательском коллективе ведущим является познавательно-интеллектуальный фактор. Отношения тождества (Т) создают демократичность, зеркальные (Зе) - позволяют анализировать ситуацию со всех сторон, полной противоположности (Пп) - дают возможность сопоставить различные точки зрения, квазитождества (Квт) - подталкивают к активной деятельности.

В меньшей степени данную группу можно охарактеризовать как рабочую команду (48,5 баллов).

В рабочей команде деловые (Д) и полудуальные отношения (Пд), складывающиеся между участниками группы, позволяют осознавать цели, идти на компромиссы при напряженных отношениях; отношения заказа (З) и ревизии (Р) - держат в тонусе, поддерживают группу в рабочем напряжении.

В целом исследуемый коллектив можно охарактеризовать как коллектив приспособительных отношений, участники которого с готовностью идут на компромисс ради хорошей эмоциональной атмосферы. Коллектив умеет контактировать с окружающими, извлекая пользу из своих связей. Обычно такой коллектив занят поиском людей авторитетных, способных оказать поддержку. В целом атмосфера в коллективе оптимистическая, хотя порой бывает напряженной.

Для достижения образовательных целей рекомендуется исследуемый студенческий коллектив поддерживать в высоком рабочем тонусе, создавать атмосферу соревнования и творчества.

Список литературы:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 432с.

2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 2003. - 207 с.

3. Гуленко В.В. Менеджмен слаженной команды. Соционика для руководителя. М.,2003.-284с.

4. Соционика для профессионалов. Социони-ческие технологии в педагогике и управлении персоналом . Под ред. Т.Н. Прокофьевой. - М.: «Алмаз» , 2008. - 323 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.