Научная статья на тему 'Периодическая ПСИ-таблица'

Периодическая ПСИ-таблица Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
386
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОМОРФИЗМ / МАТРИЦА КОМПЛЕМЕНТАРНОСТИ / ПСИХОТИПЫ / ПСИ-ТАБЛИЦА / ИНТЕРТИПНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКСТРАВЕРТЫ / ИНТРОВЕРТЫ / ISOMORPHISM / COMPLEMENTARITY MATRIX / PSYCHOTYPES / PSI-TABLE / INTERTYPE RELATIONSHIP / EXTRAVERTS / INTROVERTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бахтияров Камиль Ибрагимович

Показан изоморфизм математических моделей психотипов и генокода, матрицы которых построены на основе матрицы комплементарности. Наглядно продемонстрирована асимметрия социальной ревизии и заказа как базовых интертипных отношений, учет которых позволяет урегулировать многие межличностные конфликты в служебной и семейной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIC PSI-TABLE

The author shows the isomorphism of psychotype mathematical models and a genetic code the matrices of which are based on a complementarity matrix. The paper demonstrated clearly the asymmetry of social control and order as base intertype relations allowing to resolve numerous interpersonal conflicts in work and family life.

Текст научной работы на тему «Периодическая ПСИ-таблица»

УДК 378:159.923

Памяти профессора Н.Ф. Тельнова посвящается

К.И. Бахтияров, доктор филос. наук

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПСИ-ТАБЛИЦА

Профессор Николай Федорович Тельнов умер в декабре 2005 года, но только спустя год после его смерти автор понял изоморфизм математических моделей психотипов и генокода. Легкий ключ облегчает усвоение, а красивое решение зажигает сердца, ибо «подлинныйученик — это не только сосуд, который надо наполнить, но и факел, который нужно зажечь».

Генетика и особенности личности оказываются связанными между собой. Психотип во многом определяется генокодом. Закон единства и борьбы противоположностей лежит в основе их моделей. Это — противоположность между консерватизмом (женская воронка v — сохранение, устремленность в прошлое) и авантюризмом (мужской пик л — поиск, устремленность в будущее). Символы экстремумов фактически являются фрейдовыми костылями. Противоположность между консерватизмом V и авантюризмом A наглядно проявляется в хромосоме 19, где замена двух цистинов на два аргинина (в позициях 472 и 334 в тексте гена ApoE е4 длиной в 897 «букв») приводит к увеличению риска заболевания болезнью Альцгеймера в 2 раза, а в сочетании с травмой головы в 10 раз.

Генетический код позволяет заглянуть в Кухню Природы, познавая принципы становления нового. Автор статьи опирается на идею структурирования по типу матрицы комплементарности (Matrix of Complementary), имеющей естественное расположение э лементов комплементарных пар [1—3].

Только в декабре 2006 года автор понял, как построить математическую модель 16 психологических типов и увлекся этой тематикой. Исходным импульсом для его модели послужила таблица на обложке книги О. Крегера и Дж. Тьюсона [4].

F

Этика

S n A N

Сенсорика SF. Социалы NF. Гуманитарии Интуиция

V u

ST. Практики NT. Исследователи

T

Логика

Рис. 1. Систематизация Е.С. Филатовой — Н.Ф. Тельнова

Однако эта матрица его не удовлетворила. Не было изоморфизма с его таблицей генетического кода. ВОИСТИНУ, НЕТ ПРОРОКА В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ. Ведь именно систематизация Е.С. Филатовой — Н.Ф. Тельнова с 4 блоками оказалась наиболее удачной [5, 6] (рис. 1).

Схема основана на двух парах противоположных факторов: S—N (Sensation—Intuition) и T—F (Thinking-Feeling). В основу классификации психологических типов положено дихотомическое деление. Вопрос о структурном изоморфизме психических, физиологических и природных феноменов рассматривался еще в античности. Начиная с Гиппократа выделяли четыре темперамента, аналогичные агрегатным состояниям вещества.

В рис. 2 легко распознается матрица компле-ментарности с четырьмя первоэлементами.

Освежающий вдох свежего дыхания, обжигающий огонь страсти, живительная вода мудрости и, наконец, леденящий холод могильных памятников — таковы фазы жизненного цикла.

Матрица состоит из четырех блоков психотипов, каждый из которых является ею в миниатюре, действуя как фрактальный умножитель. Добавляя третью пару противоположных факторов на E—I (Extravertion-Introvertion), можно получить психологические типы К. Юнга. Он считал основным деление на экстраверсию и интро-версию (E I) и рассматривал его в сочетании с S N и F T. Юнг вводит и четвертую дихотомию — «рационализм-иррационализм», а Майерс и Майерс Бригс заменяют ее на производную J—P (Judging-Perceiving) — комбинацию «рационализма-иррационализма» с экстраверсией-интроверсией (под предлогом ее якобы большей внешней проявленности). Р.А. Степанов, анализируя четвертую дихотомию, обосновал необходимость ее замены на пару противоположностей O—А (Mobile-Stabile), Динамик — Статик [5], обосновывая первичность этой дихотомии и вторичность дихотомии «рациональность-иррациональность».

n A

V u

Медиа Артисты

Власть Ученые

♦ пар пиара У Огонь страсти

♦ Лёд власти ♦ вода науки

:) весна ^ Лето

• Зима .(осень

Рис. 2. Матрица комплементарности

Тогда выделятся 4 первичных дихотомии: Е—1, 8—N F—T,

0—А. Динамик делает встречные шаги (в прямом и переносном смысле), а для статика характерна согнутость фигуры и угловатость движений [6]. Доминанты А, V образуют блок аристократов, которые четко делят всех на «своих» и «чужих». Для противостоящего им блока демократов п, и отсутствуют авторитеты (особенно у иррационалов).

Каждый блок может быть подразделен на психовиды, что порождает таблицу с шахматным порядком для ИНТРОВЕРТОВ (Б) и экстравертов (м). Итак, получаем основную матрицу (табл. 1).

Рационалы тяготеют к стандартизации, интроверты замкнуты. Если рационал все планирует, то иррационал действует спонтанно.

Для рационалов характерно совпадение: ИНТРОВЕРТ = статик, а экстраверт = динамик. Рациональные экстраверты динамики (Гюго, Гамлет, Джек, Штирлиц) страдают излишним консерватизмом. Рациональные интроверты статики (ДРАЙЗЕР, МАКСИМ, ДОСТОЕВСКИЙ, РОБЕСПЬЕР) имеют склонность к формализму. Согнутость и угловатость движений — характерные внешние признаки статика Дон Кихота — смягчаются для ир-рационала встречной открытостью экстраверта. Это — творческий тип искателя. Его полная противоположность из блока ученых — БАЛЬЗАК. Он менее инициативен и является скорее критиком, у него как иррационала плавность движений динамика ожесточается замкнутостью интроверта.

Приведенные персонажи — это своего рода фотороботы, которые носят характер псевдонимов, принятых в сленге социоников. Они были предложены Аушрой Аугустинавичюте, которая открыла отношения социальной ревизии и заказа как базовых интертипных отношений и показала асимметрию этих отношений.

А. Аугустинавичюте выявила группу из 14 «интертипных отношений», причем 2 из них являются асимметричными и образуют циклические структуры одностороннего движения информации, названные «кольцами социального заказа» и «кольцами социальной ревизии».

Учет базовых интертипных отношений позволил построить периодическую ПСИ-таблицу, в которой прослеживается четкая классификация в терминах рационалов-иррационалов и ста-тиков-динамиков. Это — шахмат-

Таблица 1

Основная матрица

Статик Динамик Статик Динамик

ирр Наполеон ДЮМА Гексли ЕСЕНИН

рац ДРАЙЗЕР Гюго ДОСТОЕВСКИЙ Гамлет

ирр Жуков ГАБЕН Дон Кихот БАЛЬЗАК

рац МАКСИМ Штирлиц РОБЕСПЬЕР Джек

ная доска с клетками экстравертов-ИНТРОВЕР-ТОВ (черные клетки, большие буквы) (табл. 2).

Блоки по любым линиям (по сплошным или по пунктирным) вниз дают пары параллельных линий ревизии. Например, в частности для 1-й линии позитивной 8-ревизии (рис. 3).

Кольца социальной ревизии пронизывают все четыре блока. Два кольца идут в одном направлении, два других — навстречу. 8-ревизия образует кольцо с вращением по часовой стрелке, что соответствует известному знаку свастики [7]. Примером может служить кольцо негативистов: БАЛЬЗАК давит на Штирлица, Штирлиц на ДЮМА, ДЮМА на Гамлета, Гамлет на БАЛЬЗАКА. 2-ревизия характеризует кольцо с вращением против часовой стрелки Чередование ИНТРОВЕРТ (Б, черная клетка) экстраверт (м, белая клетка) характерно для циклов ревизии. Приведем пазлы 8- и 2-ревизии (рис. 3).

Коллектив с ревизуемостью дисциплинирован, его участники избегают генерировать идеи. Данный

Таблица 2

Периодическая ПСИ-таблица

рац

ирр

рац

ирр

Статик Динамик Статик Динамик

мАКс^ —? Штир —? РОБЕС Ъ ^Д++сек^

+? +?

Напол ДЮм^ ^-^ексл ЕСЕН

—? "\+! —?

ДРАЙЗ ^ГЮго ДОСТ-Я^ Гамл

^о''’ ^Жуков +? ГАБ +? Дон

Статик

Динамик

Статик

Динамик

Статик

Динамик

рац

ирр

рац

ирр

+МАКС!. —Штир ? -РОБЕС? +Джек!

+Напол? -ДЮМ! —Гексл! +ЕСЕН?

+ДОСТ! +Дон? 1 -я линия позитивной 8-ревизии,

—Гамл? —БАЛЬЗ! 2-я линия негативной 8-ревизии,

-ДРАЙЗ? —Жуков! 3-я линия негативной 2-ревизии,

+Гюго! +ГАБ? 4-я линия позитивной 2-ревизии.

Рис. 3. Пазлы 8- и 2-ревизии

тип хорош для армейских коллективов. Например, рациональный экстраверт Штирлиц давит на иррационального интроверта ДЮМА (случай негативной 8-ревизии).

В табл. 3 клетки заказа прочитываются по всем линиям вверх.

Кольца деклатимного (?) заказа образуют спирали, которые показаны стрелками (рис. 4).

Например, Бальзак передает заказ Достоевскому, Достоевский — Дюма, Дюма — Максу, Макс — Бальзаку (табл. 4).

Кольца квестимного (?) заказа образуют дополнительные спирали, которые показаны стрелками (рис. 5).

Например, Штирлиц передает заказ Дон-Кихоту, Дон-Кихот — Гамлету, Гамлет — Наполеону, Наполеон — Штирлицу (табл. 5).

Социальная ревизии является отношением контроля, где в качестве опорного признака Г.Р. Рейнина рассматривается пара позитивность (+) — негативность (—). Ревизные отношения всегда очень тяжелые, причем нажим происходит от ревизора к подревизному. Обычно ревизор недооценивает способности своего подконтрольного, который со своей стороны недостаточно ценит проявляемую заботу.

Социальный заказ как отношение передачи информации (от передатчика к приемнику) является более благоприятным, чем ревизия. В качестве опорного признака для него рассматривается пара квестимность (?) — деклатимность (!). Коллектив заказного типа склонен к традиционному долгу, дискуссии в нем мало эффективны. Напри-

/ +МАКС!. +Напол? /+ДОСЦ ^ +Дон?

* -Штир ? ^ -ДЮМ!* Гамл? ^ БАЛЬЗ!

у -РОБЕС? / -Гексл! w -ДРАЙЗ? » -Жуков!

^ +Джек! * +ЕСЕН? ^ +Гюго! * +ГАБ?

Рис. 4. Кольца деклатимного заказа

v +МАКС!. / +Напол? w +ДОСТ! ✓ +Дон?

^ -Штир ? * -ДЮМ! ^ -Гамл? * -БАЛЬЗ!

, -РОБЕС? -Гексл! у-ДРАЙЗ? ^ -Жуков!

* +Джек! ^ +ЕСЕН? * +Гюго! ^ +ГАБ?

Рис. 5. Кольца квестимного заказа

мер, консервативный рационал Штирлиц является заказчиком для творческого иррационала ДонКихота. Дополнительные спирали будут кольцами деклатимного (!) заказа.

Наиболее комфортными являются отношения дуалов — недаром говорят: крайности сходятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наглядно просматривается асимметрия социальной ревизии и заказа как базовых интертипных отношений. Опыт невольного участия автора статьи в асимметричных отношениях позволяет заключить, что знание психотипов дает возможность понять тех, кто является подзаказным (я, например, по отношению к своему зятю), а также тех, кто находится в положении подревизного (внучка ДЮМА по отношению к своему отцу Штирлицу).

Матрица генкода и матрица психотипов — обе построены на основе матрицы комплементарно-сти. Ей противостоит логический квадрат, который является искусственной логической конструкцией. Г. Харди в «Курсе чистой математики» подчеркивает недоказательный характер геометрических интерпретаций и старается избегать чертежей. Напротив, автор известного учебника Г.М. Фихтенгольц утверждает: «Курс математического анализа не должен представляться учащемуся лишь длинной цепью «определений» и «теорем», но должен служить руководством к действию» [8]. Компьютерам пока недоступно творческое мышление, привлекающее внимание своей поразительной эффективностью благодаря парадоксальным метафорам. Нужно приложить все усилия для решения этой задачи, превратив одномерного человекоподобного робота (single-minded, one-dimentional man), который, перебирая кирпичи, не дает никакого указания о способе кладки — в личность, обладающую метафорическим языком. Логические диаграммы Л. Кэрролла явились существенным прорывом и его популярная книга «Логическая

Таблица 3

Заказ

Статик Динамик Статик Динамик Статик Динамик

pац —? +!

мАКс^ Штир РOБЕ€., ^Джек МАКС ^,Штир

Hpp +? —!

Напол ДЮМ^ ^-Гексл ЕСЕН ,-Напол ДЮМ

pац —? '''''—? +!

ДРАЙЗ ^Гюго дOCт^ ,^'Гамл дрАйз^ Гюго

Hpp +? —!

^Жуков ГАБ н о Д \ БАЛЪЗ^ Жуков гАб^

Таблица 4

Пример передачи заказа

Статик Динамик Статик Динамик Статик Динамик

pац мАКс^

иpp ^Д;-5м^

pац ""доСт^

иpp ^еАЛьз^

игра» открывается посвящением «Моему другу — маленькой девочке», напоминая детям и взрослым о жизнерадостной и находчивой Алисе. Ю.И. Манин считает, что логический квадрат заковывает милую девочку в тяжелые латы Белого Рыцаря и призывает «увидеть в математике воспитателя образного мышления» [9]. Абсолютизация памятника замораживает движение, так как пьедестал мешает двигаться. «Не надо заводить архива, над рукописями трястись» (Б. Пастернак).

Люди подчас понятия не имеют о том генетическом «наследстве», которое они получили. Осознание того, что типажи характера являются врожденными, позволяет разуму найти решение проблемы. Многолетняя педагогическая практика автора показывает, как важно учитывать психотип каждого учащегося. Эти знания следовало бы преподавать уже в школе. В жизни они важнее биологии. Без учета человеческого фактора трудно представить себе подбор профессионального коллектива. Многие межличностные конфликты в служебной и семейной жизни находят свое разрешение. Следует привести девиз Франка Милтнера и Вернера Сифеза: «Понимание самого себя и умение общаться с окружающими — залог жизненного успеха», который был взят в качестве эпиграфа к последней книге профессора Н.Ф. Тельнова [10].

Список литературы

1. Бахтияров, К.И. Матрица комплементарности для метагенетики / К.И. Бахтияров // Шестые Смирновские

Таблица 5

Пример передачи заказа

чтения по логике: материалы конференции 17—19 июня 2009 года, Москва. — М.: МГУ, 2009. — С. 154-156.

2. Бахтияров, К.И. Квадрат противоположностей и матрица комплементарности / К.И. Бахтияров // По-лигнозис. — 2009. — № 4. — С. 53-59.

3. Александров, А.А. Психогенетика / А.А. Александров. — СПб.: Питер, 2008. — С. 85.

4. Крегер, О. Типы людей: 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим / О. Крегер, Дж. Тьюсон. — М.: АСТ, Астрель, 2006. — 348 с.

10. Бахтияров, К.И. Роль гуманитарных трудов профессора Н.Ф. Тельнова в естествознании / К.И. Бахтияров // Международный научный журнал. — 2008. — № 4. — С. 80.

5. Степанов, Р.А. История четвертой дихотомии / Р.А. Степанов // Соционика, психология и межличностные отношения. — 2001. — С. 20-33.

6. Кривошеев, Е.М. Соционика глазами психолога / Е.М. Кривошеев. — М.: ИГ Черная белка, 2005. — С. 95.

7. Якубовская, Т.С. Соционика: как разбираться в себе и в других / Т.С. Якубовская. — М.: АСТ, Астрель, 2005. — С. 139-143.

8. Фихтенгольц, Г.М. Основы математического анализа. Т. 1 / Г.М. Фихтенгольц. — М.: Физматгиз, 1960. — С. 11.

11. Манин, Ю.И. Математика как метафора / Ю.И. Манин. — М.: МЦНМО, 2008. — С. 138.

Статик Динамик Статик Динамик Статик Динамик

рац ,,Штир

ирр ,-Напол

рац ,^'Гамл

ирр ,-''Дон

УДК 378.046.4

Т.М. Ткачёва, канд. физ.-мат. наук

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)

ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ МАДИ

«Один из ключевых принципов развития профессионального образования — его непрерывность. Сегодня наша страна в разы отстает от стран Организации экономического сотрудничества и развития по охвату взрослого населения непрерывным образованием. Также необходимы дополнительные программы переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества». (Из выступления Президента РФ Дмитрия Медведева на совместном заседании Государственного Сове-

та и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года, Москва, Кремль)

Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами модернизации в высшем образовании. Происходящие социально-экономические преобразования, развитие информационно-коммуникационных технологий, усиление внимания к потребностям каждого члена общества определяют направление модернизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.