Научная статья на тему 'Учёт и анализ социально-экономических процессов: взгляд через призму деятельности кафедры статистики СПбГУЭФ'

Учёт и анализ социально-экономических процессов: взгляд через призму деятельности кафедры статистики СПбГУЭФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
266
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / INDUSTRIAL STATISTICS / SCIENTIFIC SCHOOL / DEMOGRAPHICAL REPRODUCTION / SOCIAL STATISTICS / STATISTICAL INDICATORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елисеева Ирина Ильинична, Капралова Елена Борисовна

Статья посвящена истории развития исследований и преподавания на старейшей в ФИНЭКе кафедре статистики. Авторы подчеркивают тесную связь между научно-исследовательскими работами и актуальными проблемами государственного управления и экономики на протяжении всей истории кафедры, в частности рассматриваются изменения в областях: промышленной статистики, статистики строительства, измерения теневой экономики, демографического воспроизводства, структуры и функций семьи. Особое внимание уделяется вопросам преподавания статистики и эконометрики в университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting and analysis of socio-economic processes: a view from StPSUEF Department of Statistics and Econometrics

The article is devoted to the history of research and teaching in the Department of Statistics the oldest one in FINEC. The authors emphasized the close connections between research projects and actual problems of state management and economy during the whole history, in particularly: the impacts in the industrial statistics, statistics of construction, the measurement of the hidden economy, demographic reproduction, structure and functions of family. The special attention is paid to the education process: the teaching of statistics and econometrics.

Текст научной работы на тему «Учёт и анализ социально-экономических процессов: взгляд через призму деятельности кафедры статистики СПбГУЭФ»

И. И. ЕЛИСЕЕВА

Ирина Ильинична ЕЛИСЕЕВА - член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой статистики и эконометрики СПбГУЭФ.

Автор более 250 научных и учебно-методических работ. Является директором Социологического института РАН, членом Президиума Санкт-Петербургского Научного центра РАН и Научно-методического совета Росстата.

Сфера научных интересов - социальная статистика и демография, история статистики, измерение теневой экономики.

Е. Б. КАПРАЛОВА

Елена Борисовна КАПРАЛОВА - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры статистики и эконометрики СПбГУЭФ.

Окончила ЛФЭИ им Н.А. Вознесенского в 1974 г. Автор более 100 научных и учебно-методических работ.

Сфера научных интересов - история статистики, финансовая статистика, инновационная деятельность, измерение теневой экономики, банковская статистика, система национальных счетов.

УЧЁТ И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ СТАТИСТИКИ СПбГУЭФ

Кафедра статистики - одна из старейших в университете, ровесница вуза. Она была создана на базе расформированных экономического факультета Ленинградского политехнического института и Ленинградского института народного хозяйства им. Ф. Энгельса.

Естественно, что первоочередной задачей профессорско-преподавательского состава кафедры является передача знаний и подготовка специалистов. Однако высшая школа всегда была включена в решение научно-практических задач. И эта миссия работников вузов - быть, с одной стороны преподавателем, а с другой - ученым, осознавалась в полной мере руководителями кафедры и ее коллективом на всех этапах развития. Первым заведующим кафедрой был профессор В.В. Никольский, проработавший в этой должности всего один учебный год. Его заслуга в том, что он привел сюда «политехников» и продолжил тот стиль работы, который был создан видным ученым, А.А. Чупровым (1876-1926 гг.), возглавлявшем кафедру статистики в Политехническом институте Петра Великого, из которой он вышел.

ГРНТИ 06.35.33

© И. И. Елисеева, Е. Б. Капралова, 2010

Затем кафедру возглавила профессор В.А. Лоссиевская. Она занимала эту должность в 1931-1937 гг. В.А. Лоссиевская принадлежала к другой научной школе - школе профессора А.А.Кауфмана, преподававшего статистику на Высших женских Бестужевских курсах и в Университете. Она много сделала для увековечивания памяти своего учителя. В то же время, готовя к печати пятое (посмертное) издание его учебника по теории статистики, она ввела в книгу А.А. Кауфмана разделы, посвященные балансу народного хозяйства. Таким образом, ею был сделан решительный шаг в сторону экономической статистики, которая в то время еще не выросла в самостоятельную дисциплину. Надо сказать, что В.А. Лоссиевская старалась уловить, куда дуют «политические ветры». Возможно это стремление было продиктовано инстинктом самосохранения: будучи дочерью священника она не могла не чувствовать потенциальной опасности и, вероятно, старалась опередить события.

Ее нападки на центрографическую школу, созданную ленинградскими географами с целью разработки принципов и методов экономического районирования, повергала в трепет лидеров этого направления - В.Э. Дена, Е.Е. Святловского и их соратников. Она обвиняла их в формализме, приверженности методам буржуазной науки. Не менее рьяно она выступала против «последователей буржуазной статистики». Но внутренний надлом дал себя знать и она «свела счеты с жизнью», выбросившись из окна в 1937 г.

Заведование кафедрой принял А.И. Ротштейн, которому достался трудный и длительный период с 1937 по 1972 гг. Это - целая эпоха в истории кафедры. За эти годы на кафедре сложился стиль работы, который позволяет говорить о наличии научной школы с традициями в научно-исследовательской работе, в методике преподавания, в стремлении познать и понять историю статистики. Работа с реальными данными, которая в процессе преподавания обычно переводится на язык исследовательской деятельности, тесная связь с проблемами развития экономики, ориентация на запросы практической деятельности, творческий подход, основанный на знаниях, поиск новых методов статистического измерения и анализа составляют особенность научной школы кафедры.

Основу традиции заложил заслуженный деятель науки РСФСР, д.э.н., профессор А.И. Ротштейн. Её суть можно передать словами: «Быть всегда со своей страной». Сорок пять лет заведуя кафедрой, А.И. Ротштейн руководил, прежде всего, научной работой коллектива. До сих пор на кафедре работают его ученики. А.И. Ротштейн внес значительный вклад в создание новой отрасли статистической науки - промышленной статистики, выступая как один из основоположников статистики промышленности, наряду с такими учеными как С.Г. Струмилин, Д.В. Савинский, В.Е. Варзар, Я.Б. Кваша и др. Основная фундаментальная работа А.И. Ротштейна «Основы статистики социалистической промышленности СССР» (в двух томах) была опубликована в 1932-1934 гг. Затем в 1936 г. вышла первая часть монографии «Проблемы промышленной статистики», в 1938 г. - вторая, а в 1947 г. - третья часть этой работы.

Эти труды отвечали потребностям индустриализации страны, развития крупной промышленности, необходимости разработки методов оценки результатов деятельности промышленного предприятия, а также измерения производительности труда. Активно участвовал А.И. Ротштейн и члены кафедры в обсуждении проблем Косыгинской реформы. В этот период, в 19651967 гг. многие экономисты обрушились с критикой на такой показатель как «валовая продукция» (ВП), который не ориентирован на отражение потребительских свойств продукции, включает в себя незавершенное производство, что создает угрозу получения высокого значения показателя при незначительном выходе продукции. Показателю ВП противопоставляли показатель «товарной продукции» (ТП), а затем показатель «нормативной стоимости обработки» (НСО) - как отражение вновь созданной стоимости. А.И. Ротштейн мудро подчеркивал необходимость наличия системы показателей, измеряющих результаты производства в силу того, что каждый из них ориентирован на решение своей определенной задачи.

В этом ему много помогал Л.М. Каплан - признанный специалист в области статистики строительства. За его работу, посвященную обоснованию роли и выявлению проблем измерения товарной продукции в капитальном строительстве, он был удостоен степени доктора экономических наук. Диссертация Л.М. Каплана помогла в борьбе с незавершенным строительством, с распылением средств по множеству объектов, в которых мог быть освоен лишь так называемый «нулевой цикл», т. е. вырыты котлованы, забиты сваи и всё. В таком состоянии объекты могли находиться довольно длительное время, отражая саму суть затратной экономики, не ориентированной на окончательный результат.

В 1960-е годы стали широко обсуждаться проблемы потребления, ставились задачи изучения спроса (которые, заметим, не могли быть решены в условиях фиксированных цен), да и структура экономики не могла отменить удовлетворения потребительского спроса. К 1960-му году доля производства средств производства (группа А) в общем объеме промышленного производства составила 72,5 %. Товары потребительской сферы получали меньше инвестиций, для их производства применялись устаревшие технологии. Соответственно, качество потребительских товаров было низким. Актуализация проблемы так называемых товаров народного потребления привлекла внимание к теории потребительской стоимости. На эту тему А.И. Ротштейном был прочитан блестящий доклад в рамках празднования его 80-летия.

Выпускники первых послевоенных лет и 1950-х гг., которые позднее сами стали сотрудниками кафедры - В.П. Понкратова, О.Г. Грачева-Дивеева, Д.П. Бобровская, Л.Я. Липина , В. И. Земцовская, Т.Н.Розанова - вспоминают не только свои впечатления и отзывы сокурсников о лекциях А.И. Рот-штейна, но и работу студенческого научного кружка, которым он руководил. Особая научная атмосфера отличала теоретические семинары, проводившиеся на кафедре под руководством А. И. Ротштейна, на которых обсуждались актуальные вопросы различных областей статистической науки и практики. В работе семинара участвовали ведущие преподаватели других кафедр

ЛФЭИ (А.М. Александров, В.М. Штипельман и др.) и других экономических вузов и факультетов Ленинграда.

С именем А.И. Ротштейна во многом связано расширение круга читаемых статистических дисциплин. Атмосфера творчества отличала и заседания кафедры, которые всегда были четко спланированы. На этих заседаниях обычно возникали развернутые дискуссии по актуальным проблемам экономической жизни в науке и преподавании. Интересны отзывы выпускников тех лет о преподавании статистических дисциплин, когда, несмотря на трудности, объективно вызванные последствиями эвакуации, практические занятия были обеспечены фактическими данными переписей и специальных обследований. На кафедре долго сохранялось деление на две секции: первая была ориентирована на разработку статистической методологии, вторая - на развитие методологии экономической статистики и отраслевых статистик. Такая организационная структура не ограничивала тематику научно-исследовательской и педагогической работы преподавателей. Соединение этих двух направлений приводило к прекрасным результатам в работе доц. В.П. Пон-кратовой, доц. Т.С. Кадибур., проф. С.В. Курышевой.

В 1960-1980 гг. много внимания уделялось вопросам формирования системы показателей экономической статистики, особенно показателям национального дохода и потребления (доц. В.П. Понкратова), показателям межотраслевого баланса народного хозяйства (доц. Щирина А.Н.), показателям статистики промышленности, особенно статистики научно-технического прогресса (доц. Т.Н. Розанова), статистике капитального строительства (доц. Т.С. Кадибур), статистике сельского хозяйства (доц. Л.Я. Липина), проблемам построения топливно-энергетического баланса (доц. Н.М. Обручкова), системе показателей механизации труда (доц. Л.А. Шафранская), ритмичности промышленного производства (доц. В.П. Силинский).

Поиск источников различных направлений в формировании и развитии статистики как отрасли знания вызвал интерес к истории статистики. В советские годы недооценивали, а часто и не понимали роли истории в развитии науки. Это обедняло, прежде всего, саму науку, лишало ее перспективы. Создание учебной дисциплины «История статистики» для студентов статистического отделения связано с именем Б.Г. Плошко. История статистики рассматривалась в его работах с позиций системы взглядов, которая долгое время составляла особенность ленинградской статистической школы. В её основе лежит положение об однородности данных, а значит - о выделении социально-экономических типов. Предмет статистики трактуется как совокупность, которая наряду с общим качеством включает единицы, имеющие качественные особенности и принадлежащие к частным совокупностям. Эта трактовка предмета статистики распространялась не только на пространственные данные, но и на временные ряды, анализ которых включал исследование однородности развития во времени (так называемая «периодизация динамических рядов»). Такой подход логически приводил к построению систем обобщающих показателей динамики для каждого этапа и к специфичности эволюторных кривых (трендов) по этапам.

К сожалению, широкое распространение результаты работы Б.Г. Плош-ко получили только после его кончины (1986). В 1990 г. благодаря усилиям проф. И.И. Елисеевой и поддержке издательства «Финансы и статистика» (Москва) удалось издать учебное пособие «История статистики». В последующих работах, продолжающих исследования по истории статистики, получили отражение вклад «русского зарубежья» в развитие статистических методов обобщения и анализа, влияние идей зарубежных ученых на развитие статистики в России; значение идей Луки Пачоли для развития теории принятия решений; статистическая школа А.А. Чупрова; статистика в трудах В.И. Ковалевского, уроки Ю.Э. Янсона, жизнь и деятельность А.В. Чаянова; становление российской правительственной статистики.

За короткое время управления кафедрой профессором Б.Г. Плошко (1972-1974) в обществе возникла идея создания комплексных планов социально-экономического развития. Это направление, связанное с территориальным планированием, требовало больших статистических материалов и перспективных расчетов. С такого рода работами прекрасно справлялся коллектив кафедры.

1960-1970-е годы были временем возрождения и развития демографии. Материалы трех послевоенных переписей населения СССР (1959, 1970, 1979) составили основу для широкого обсуждения различных проблем воспроизводства населения, взаимосвязей между демографическими процессами и социально-экономическим развитием страны. С 1975 года руководителем кафедры стала д.э.н., проф. Э.К. Васильева. Пожалуй, основной особенностью этого периода можно считать выход кафедры на общесоюзное научное пространство. Э.К. Васильевой при поддержке издательства «Финансы и статистика», а впоследствии и издательства «Мысль» была создана серия «Популярная демография». В редколлегию серии входили как преподаватели кафедры (М.А. Шустова, И.И. Елисеева, В.И. Лаптев) так и ученые-демографы Латвийского государственного университета и Ленинградского государственного университета. Ученым секретарем серии стал М.А. Клупт. Именно в этот период сформировался его талант научного редактора и автора.

О большом интересе сотрудников кафедры к проблемам народонаселения свидетельствуют темы исследований, выполненных на кафедре в эти годы: диссертация М.А. Шустовой «Методологические проблемы прогнозирования и статистического анализа семейной структуры населения» (1975); комплекс работ И.И. Елисеевой, Т.С. Кадибур, В.Л. Ружже, посвященных межпоколенным связям в крупном городе (1972-1983). В эти годы вышли монографии Э.К. Васильевой «Социально-экономическая структура населения СССР» (1978), «Социально-профессиональный уровень городской молодежи» (1973), «Семья и ее функции» (1975). Исследования И.И. Елисеевой, Т.С. Кадибур, В.Л. Ружже нашли обобщение в работе «Структура и функции семейных групп» (1983). Важной вехой стали оригинальные работы М.А. Клупта «Время в жизни человека: демографический аспект» (1985), «Перепись населения - летопись жизни» (1988), «Экономическое измерение демографической динамики» (1990).

С начала 1990-х годов произошла смена руководства кафедрой - её руководителем стала И.И. Елисеева. Это событие в жизни кафедры совпало с глубокими изменениями в российской экономике, с началом перехода к рынку. Соответственно, изменилась роль статистической методологии в изучении социально-экономических явлений, место статистики в управлении экономикой, в отношении общества к информации и, прежде всего, к официальным статистическим данным. В это время нашли свое подтверждение основные принципы научной школы кафедры статистики: проявился упреждающий характер ее философии. Основное внимание уделялось качественным особенностям изучаемого объекта, а отсюда - выделению типов явлений, отражению взаимосвязей и структурных изменений, периодизации динамики для выявления закономерностей с учетом особых этапов социально-экономического развития и др. Резко возрос круг институциональных единиц, что усложнило проблемы сбора данных. Разгосударствление экономики обусловило то, что многие негосударственные предприятия не сдавали статистической отчетности, и эти пробелы восполнялись путем досчётов. Важно было оценить степень смещения, которая возникала в этих случаях.

Социальная дифференциация населения поставила перед статистикой новые задачи измерения среднедушевых денежных доходов и поиск закономерностей распределения населения России по этому признаку. Решению этой задачи много сил было отдано доцентами О.Н. Кашиной и Б.А. Михайловым. Известно, что в переходных экономиках доходы населения часто показываются не полностью. Этому способствуют распространение вторичной занятости, неразвитость бизнес-среды, финансовых институтов. Поэтому доходы обычно оцениваются статистиками через расходы населения. Коллективом кафедры статистики было выполнено несколько социально значимых проектов, посвященных проблемам бедности, выявлению профиля бедности, степени доверия к институтам социальной защиты населения, определению типов домохозяйств, отличающихся уровнем и структурой потребления. Особое внимание обращалось на оценку депривации населения как в отношении продуктов питания, так и в отношении предметов первой необходимости.

Участие кафедры в двух крупных международных проектах, выполненных в 1997 и 2001 годах, посвященным проблемам уровня жизни, позволило выявить динамику в структуре потребления населения, смещения де-приваций в сторону товаров длительного пользования (а не продуктов питания, как это было в 1997 году) и сделать заключение о росте благосостояния россиян. Большое социальное звучание и включенность в международные сопоставления были заложены в двух проектах, выполненных кафедрой в 1995 и 1998 годах, под общим названием «Семья после развода». В первом из них опрашивались мужчины, прошедшие хотя бы один раз через развод, во втором - женщины. На основе результатов этих исследований была выявлена асимметрия информации о бывшем члене брачной пары со стороны мужчин и женщин. Были изучены связи бывших супругов с их общими детьми, участие отца и матери в их воспитании. Характерно, что, несмотря на распро-

страненность проживания с родственниками старшего поколения, влияние старших родственников не прослеживалось в списке основных причин развода. Результаты этого исследования были использованы в международных исследованиях, проведенных профессором П. Фести и другими коллегами из Национального института демографических исследований Франции (INED).

В период 1997-2001 гг. коллектив кафедры участвовал в большом международном проекте «Население и милиция в крупном городе», выполняемом при поддержке Фонда Форда, силами не только СПбГУЭФ, но и Центра девиантологии Социологического института РАН и некоммерческой организацией «Гражданский контроль». Выполнение проекта было основано на проведении массовых опросов в течение ряда лет - первоначально только в Санкт-Петербурге, а затем и в других городах России. Цель проекта состояла в выявлении степени доверия населения к милиции и правоохранительным органам в целом, оценки латентности преступлений, совершенных против личности и личного имущества граждан.

Новые задачи были поставлены перед коллективом кафедры при переходе структуры управления в России на трехуровневую систему. Кафедрой были разработаны принципы муниципальной статистики, обоснована необходимость отражения в ее показателях особенностей условий работы муниципалитета и задач муниципального управления. Разгосударствление экономики, ослабление механизмов контроля привели к расширению теневой экономической деятельности. С 1997 года группа исследователей кафедры активно включилась в изучение масштабов и структуры теневой экономической деятельности, оценки перспектив развития. Удалось сформировать исследовательскую методику, получившую всеобщее признание и многократно апробированную как на региональных, так и на отраслевых данных. В последние годы исследования теневой экономики переросли в изучение связей теневой деятельности с коррупцией. Был построен баланс межотраслевых (межсекторальных) потоков коррупционных платежей. Результаты этого исследования получили поддержку Фонда ИНДЭМ, были доложены на Российском экономическом конгрессе в декабре 2009 года.

Новые проблемы, связанные с потребностями регионального управления, составляют одну из важных областей научной деятельности коллектива кафедры. Это касается разработки методологии, оценки динамики промышленного производства в регионе через индекс промышленного производства (ИПП). Значения этого показателя за ряд лет выявили неустойчивость и слабую коррелированность с другими региональными показателями, такими как ВРП, объемом отгруженной продукции и т. д. Дополнительные трудности возникли в связи с переходом официальной статистики в 2005 году на новый классификатор - ОКВЭД, соответствующий международным классификаторам. Проведенное группой преподавателей исследование позволило выявить те позиции, которые вызывали неустойчивость ИПП, необходимость дефлятирования и значимость выбора базового года.

Проблемы сокрытия налогов побудили ФНС развернуть серию выездных проверок юридических лиц. Соответственно, возникла потребность раз-

работки научной методики диагностики объектов, подлежащих выездной проверке. Решение этой проблемы имеет отраслевую специфику, что нашло отражение в модификациях этой методики по таким сферам деятельности как торговля, машиностроение, кредитные организации, которые выступили в качестве объекта крупной научно-исследовательской работы, в которую были включены преподаватели кафедры.

Тесная связь с практической деятельностью определяет не только круг научных интересов сотрудников кафедры, но также новые, перспективные области развития статистической теории: бизнес-статистики, эконометрики и др. С 1995 года кафедра - одна из первых в России (вслед за МГУ) - начала преподавание курса «Эконометрика». Сначала это делалось в экспериментальном порядке, а затем на всех специальностях и формах обучения. Предпосылки создания курса «Эконометрика» были созданы исследованиями в этой области и подготовкой учебных пособий «Измерение связи» (И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур, С.В. Курышева, 1975), «Оценки статистических гипотез» (И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур, 1977), «Комплексное использование индексного и регрессионного методов анализа» (И.И. Елисеева, 1981). Разработка курса «Эконометрика» отвечала потребности в подготовке экономистов, особенно в части количественных методов.

В начале 1990-х годов на кафедре сложилась инициативная группа из опытных ученых (профессора С.В. Курышева, М.М. Юзбашев) и молодых преподавателей (Т.В. Костеева, Н.М. Гордеенко, Ю.В. Нерадовская), члены которой активно взялись за изучение западного опыта и разработку программы курса «Эконометрика». В начале 1996-1997 учебного года курс эконометрики был прочитан на так называемом экспериментальном потоке. Вскоре эконометрика была включена в учебный план всех специальностей, и преподаватели кафедры принялись за освоение новой дисциплины. В ноябре 1998 г. коллектив кафедры выступил с предложением о переименовании кафедры: назвать кафедру «Кафедра статистики и эконометрики». Итак, на шестьдесят восьмом году своего существования кафедра получила имя, узаконившее ее право на развитие преподавания эконометрики в рамках нашего университета.

Осенью 1998 года на базе Финэка была проведена Всероссийская школа по эконометрике, в организации которой участвовала Российская экономическая школа (РЭШ, Москва). Занятия вели преподаватели РЭШ П.К. Катышев и А.А. Пересецкий, а также профессора Тилбургского университета (Голландия). Для обучения в Школе были приглашены преподаватели из Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, Тверского государственного университета, Нижегородского государственного университета и других вузов России. Тем самым Финэк был заявлен в качестве Центра эконометрического образования. К этому времени уже был издан отечественный учебник по эконометрике, подготовленный Я. Магнусом, П. Катышевым и А. Пересецким, «Эконометрика. Начальный курс» (М.: Дело, 1977).

В качестве альтернативы в 2001 году в издательстве «Финансы и статистика» вышел в свет учебник «Эконометрика», подготовленный преподавателями нашей кафедры, который стал пользоваться исключительной популярностью, прежде всего благодаря тому, что одновременно, в 2001 г., тем же издательством был издан «Практикум по эконометрике» (2-е изд., перераб. и доп. - 2004 год. Авторский коллектив издания: И.И. Елисеева, С.В. Курышева, Н.М. Гордеенко, Е.Б. Капралова, Б.А. Михайлов и др. Под ред. И.И. Елисеевой). К тому времени эконометрику стали вводить в преподавание и в других экономических вузах России, и получилось так, что обучение велось в основном по этому учебнику и практикуму. Практикум был оценен как лучшее учебное пособие по эконометрике, поскольку в него вошли решения типовых задач по всем основным темам и было показано их решение на персональном компьютере с применением эконометрического пакета «Econometric Views», который мы получили в подарок от Тилбургского университета (Голландия).

В самом начале учебного 2001 года на базе нашего университета прошла ставшая уже традиционной 3-я Школа-семинар по эконометрике из серии «Эконометрика 2». Организатор школы-семинара, Российская экономическая школа, предложил очень актуальную тему - «Эконометрика финансовых рынков». Преподаватели Т. Нейман (г. Тилбург, Голландия), А.А. Пере-сецкий и ассистент С.В. Головань (Москва) провели ряд лекционных и практических занятий в компьютерной лаборатории нашего университета. Интерес к подобным семинарам был довольно высок - об этом свидетельствует широкая география участников: Минск, Ростов, Нижний Новгород, Тверь, Каунас, Воронеж, Владивосток. Этот семинар привлек внимание не только преподавателей, но и студентов нашего вуза, которые посещали лекции в качестве свободных слушателей.

Подобные семинары позволили расширить круг научных интересов и повысить профессиональный уровень наших преподавателей. Ведь, помимо новых знаний, педагоги перенимали опыт и технологию проведения занятий у своих московских и западных коллег. Проведение семинаров, освоение эконометрики как учебной дисциплины стало возможно благодаря содействию и поддержке со стороны руководства СПбГУЭФ, прежде всего, ректора университета профессора Л.С. Тарасевича, проректора по учебной работе К.Х. Нинциева.

Неоднозначное в то время отношение к эконометрике в российских вузах (и даже в Финэке) было связано не только с тем, что ее освоение предполагает немалые усилия со стороны студента, но и с той сложной структурой, которую имеет эта наука, включающая три базовых составляющих: экономическую теорию; экономические измерения (социально-экономическую статистику); математико-статистический инструментарий.

Как известно, первое развернутое определение эконометрики было дано Рангаром Фришем во вступительной статье первого номера журнала «Эконометрика» в 1933 г.: «Эконометрика - это ни в коем случае не то же самое, что мы называем общей экономической теорией, хотя значительная

часть этой теории носит определенно количественный характер. Также эконометрика не должна восприниматься как синоним применения математики в экономике. Опыт показывает, что и статистика, и математика, взятые по отдельности, являются необходимыми, но не достаточными для действительного понимания количественных отношений в современной экономической жизни. Именно объединение всех трех частей дает мощный эффект. Именно это объединение всех трех частей дает мощный эффект. И именно это объединение и составляет эконометрику» (цит. по [1 ,с. 1]).

Преподаватели кафедры постоянно совершенствуют курс эконометрики. Этому способствуют тесные контакты с коллегами из Потсдамского университета - профессором Г. Штрое и доктором К. Бартелсом. В сотрудничестве с ними было подготовлено второе издание учебника «Эконометрика» (2005) и второе издание «Практикума по эконометрике» (2006).

К этому добавим, что эконометрика не могла бы развиваться без создания электронной вычислительной техники и персональных компьютеров. В свое время, ещё в 1946 г., Т. Купманс писал, что один исследователь, имеющий в своем распоряжении одно-два механических вычислительных устройства, тратит на решение системы из восьми уравнений от двух до трех месяцев. Внедрение электронной техники значительно ускорило эту работу. Подготовленный сотрудниками нашей кафедры «Практикум по эконометрике» включает указания по реализации типовых задач на компьютере с помощью пакетов прикладных программ (ППП) Excel, Statgraphics или Statistica. В настоящее время эконометрика вошла в федеральную компоненту экономического образования.

В последние десятилетия все чаще наивысшие достижения в экономической науке связываются с присуждением Нобелевской премии (точнее, премии памяти А. Нобеля, учрежденной банком Швеции). Свидетельством всемирного признания эконометрики является присуждение пяти Нобелевских премий по экономике эконометристам: Р. Фришу и Я. Тимбергену - за разработку математических методов анализа экономических процессов (премия 1980 года), Л. Клейну - за создание эконометрических моделей и их применение к анализу экономических колебаний и экономической политике (премия 1989 г.), Т. Хаавелмо - за прояснение вероятностных основ эконометрики и анализ одновременных экономических структур (премия 2000 г.), Дж. Хекману - за развитие теории и методов анализа селективных выборок и Д. Макфадену - за развитие теории и методов анализа моделей дискретного выбора (премия 2003 г.), Р. Энглу - за создание метода волатильности и К. Грэнджеру за разработку метода коинтеграции и его использование в макроэкономическом анализе. Премии последующих лет также существенно связаны с достижениями в области эконометрики.

За годы существования кафедры сложился стиль работы, который обеспечивает поддержку и внедрение новых образовательных технологий и форм подготовки специалистов. Междисциплинарный характер статистики, мировоззренческое и философское значение статистической формы закономерностей массовых процессов является основой формирования системного

знания. Преподаватели и аспиранты кафедры участвуют в Доме Ученых в заседаниях научной секции социально-экономических проблем и статистики, которые проводятся ежемесячно. Сотрудники кафедры являются постоянными участниками ежегодного Петербургского экономического форума, научной конференции профессорско-преподавательского состава СПбГУЭФ, конференций, проходящих в Санкт-Петербургском Научном центре РАН. Кафедра включена в систему международных контактов. Особенно тесное сотрудничество связывает коллектив нашей кафедры с кафедрой статистики и эконометрики Потсдамского университета (Германия) и с Вроцлавским Экономическим университетом (Польша).

С первых лет существования кафедры неотъемлемой составляющей была общественная работа, деятельность по распространению знаний, воспитательная работа со студентами. Наши выпускники, стали не только сотрудниками кафедры, но и участниками организации учебного процесса, развития статистического образования и статистической практики. И.И. Елисеева возглавляет Социологический институт РАН, является членом Президиума Санкт-Петербургского научного центра РАН, членом научно-методического Совета Росстата, членом экспертного совета по экономике ВАК Минобрнау-ки России, председателем диссертационного совета при СПбГУЭФ, председателем Совета по социально-экономическим проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН, членом Международного статистического института, членом Европейского общества истории экономической мысли, членом Международной социологической ассоциации, а также членом редколлегий нескольких экономических журналов и главным редактором журнала «Финансы и бизнес». Профессор, д.э.н. М.А. Клупт - декан факультета ре-гионоведения, информатики, туризма и математических методов СПбГУЭФ, член Общественного совета по демографической политике при Правительстве Санкт-Петербурга; доцент, к.э.н. И.И. Егорова - проректор по учебной работе СПбГУЭФ; профессора Э.К. Васильева и С.В. Курышева удостоены звания почетного профессора СПбГУЭФ; доцентом А.Н. Щириной создана научная школа в области макроэкономической статистики; доцент, к.э.н. Е.Б. Капралова - зам. декана вечернего факультета, ученый секретарь совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук и кандидата экономических наук (специальность - бухгалтерский учет, статистика), член экспертной комиссии по рецензированию учебной литература, издаваемой в СПбГУЭФ; ст. препод., к.э.н. Н.В. Шкурко - зам. декана факультета статистики, бухгалтерского учета и экономического анализа; доцент, д.э.н. Н.В. Бурова - зам. директора Европейского центра образования, эксперт по качеству образования.

Каждые два года кафедра проводит международные научно-практические конференции, которые всегда нацелены на общероссийские актуальные проблемы. Это - «Научные школы и результаты в российской статистике» (2006), «Статистика в диалоге общества и власти» (2008), «Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы» (2010). В жизни кафедры большую роль играют докторанты, аспиранты и соискатели, много внимания уде-

ляется работе магистратуры. Деятельность кафедры во многом укрепляется поддержкой базовых кафедр, созданных в Петростате и в Социологическом институте РАН.

Вся история кафедры статистики свидетельствует о наличии устойчивых традиций и уважении к учителям, включенности в формирование статистического мировоззрения и популяризации роли статистики в жизни общества, о работе, направленной на повышение значимости статистики в управлении и стратегическом планировании. С развитием общества задачи статистики постоянно усложняются, и кафедра достойно отвечает на вызовы времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берндт Э. Р. Практика эконометрики: классика и современность. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.