Научная статья на тему 'Актуальные проблемы современной статистической науки и практики'

Актуальные проблемы современной статистической науки и практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3831
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ УЧЕТ / ПРИКЛАДНАЯ СТАТИСТИКА / ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИСТОРИЯ СТАТИСТИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STATISTICS / THE STATE STATISTICAL ACCOUNT / THE APPLIED STATISTICS / THE GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCE / STATISTICS HISTORY / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Т. Ю.

Проблемы современной статистики связаны с недостаточным пониманием значимости ее методов и приемов для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях государственного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of modern statistics are connected with insufficient understanding of the importance of its methods and receptions for acceptance of well-founded administrative decisions at various levels of the government.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы современной статистической науки и практики»

дискуссия

журнал научных публикаций

Т. Ю. Ковалева, канд. экон. наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Отвечая на вопрос о том, что такое статистика: точная наука или искусство? В. И. Ленин говорил: «Смотря по тому, в чьих руках находится... В руках рабоче-крестьянского правительства — это серьезная и точная наука, позволяющая определить бездну разрушений, причиненных нам капиталистами и помещиками, и помогать нашему неизбежному движению вперед, нашим победам. В руках же эксплуататорских классов статистика может быть искусством — скрывать огромные барыши имущих классов и нищету трудящихся масс или, например, надвигающийся экономический кризис и ужасающую безработицу. Но это уже лжестатистика»1.

Полемику о правоте или ошибках коммунистов открывать не хотелось бы, но нельзя не заметить, что их главный идеолог В. И. Ленин всегда указывал, и с этим в здравом уме нельзя не согласиться, на познавательную и доказательную силу статистики, называл ее одним из самых могущественных орудий социального познания.

Несколько позже известный отечественный экономист академик С. Г. Струми-лин говорил, что «хозяйственная статистика, теряющая в новых условиях ограниченной планом рыночной стихии свою прежнюю специальность — выявления стихийных социально-экономических закономерностей, становится средством контроля плановых заданий в масштабах народнохозяйственного целого и, пользуясь свойственными ей методами, служит

нам наиболее ценным орудием экономического анализа технико-экономических связей и закономерностей планового хозяйства. При этом оперативный учет и бухгалтерия обогащаются методами статистических расчленений и группировок, охватываемых ими совокупностей признаков, а статистика заимствует у бухгалтерии приемы балансовых построений»2.

Целью выполнения учетно-статисти-ческих работ в условиях командно-административной системы являлась демонстрация преимуществ плановой экономики, другими словами, статистический учет создавался как часть системы общественного контроля за целесообразностью и эффективностью хозяйственного планирования.

Глобальные исторические процессы и ошибки в управлении, разрушили социалистическую утопию в том виде, в котором она была создана в нашей стране. Однако и преобразования последних 20 лет не привели к стабильности в обществе и росту эффективности экономики, таким образом, вопрос о стратегии конкурентного существования России в постиндустриальном мире и месте государственного статистического учета и методов статистики в управлении ею по-прежнему остается открытым.

Традиционно преподавание дисциплины статистика в учебных заведениях

Статистический учет создавался как часть системы общественного контроля за целесообразностью и эффективностью хозяйственного планирования.

дискуссия

журнал научных публикаций

начинается с рассказов об интереснейшей истории этой науки, и блестящих умах завороженных красотой и гармонией цифрового описания особенностей социально-экономических явлений и процессов, а также о неоднозначности толкования ее предмета.

Относительно естествознания в конце XIX в. Ф. Энгельс писал: «Если до конца прошлого столетия естествознание было преимущественно собирающей наукой, наукой о законченных предметах, то в нашем веке оно стало, в сущности, упорядочивающей наукой, наукой о процессах, о происхождении и развитии этих предметов и о связи, соединяющей, эти процессы природы в одно великое целое»3. В принципе, это высказывание может быть с полным правом отнесено и к эволюции статистической науки.

Начиная с отдельных видов статистических работ выполняемых еще на заре цивилизации, и от описательной статистики, в которой цифры использовались как фрагмент орнамента собираемой мозаики, словесного описания достопримечательностей государства. И школу политических арифметиков, которые, обобщая и анализируя факты, стремились через цифровое отражение дать характеристику состояния, показать закономерности развития общественных явлений и процессов. И потому школа политических арифметиков считается родоначальницей современной исследовательской статистики.

Далее в первой половине XIX в., как результат достижения достаточно высокого уровня развития цивилизации, возникло статистико-математическое направление. Наиболее просвещенные умы того времени посвятили себя процессу поиска новых философских оснований статистики как науки не только собирающей и упорядочивающей. Начало этим трудам положил А. Кетле, который поставил перед собой задачу исследовать законы, управляющие человеческим обществом, сделав попытку сформулировать основополагающие принципы статистического решения этой задачи.

«Прежде всего, мы должны оставить в стороне человека, взятого в отдельности, и рассматривать его только как часть рода человеческого. Отвлекаясь от его индивидуальности, мы исключим все случайное, индивидуальные особенности, которые оказывают на массы весьма малое и даже никакого влияния, сгладятся сами собой и дадут возможность делать общие выводы»4. С высоты сегодняшнего дня, для нас очевидным является то, что в этой цитате содержится мысль о том, что предметом статистического изучения должны служить массовые явления и то, что методологической основой их изучение, является принцип, который позже был назван законом больших чисел. Таким образом, общая методологическая концепция А. Кетле, выдвинувшая в качестве объекта статистического изучения массовые явления, стала основополагающей в теории статистической науки.

В середине XIX века Г. Рюмелин разделил исследовательскую статистику на методологическую и прикладную часть. Затем сфера применения статистических методов постоянно расширялась: исследование преступности привело к возникновению криминальной статистики, исследование моральных явлений привели к появлению моральной статистики — возникла психометрика, в физике — статистическая механика,

«дискуссия

журнал научных публикаций

в социологии — социометрика, в истории — клиометрика.

Исследования на основе сопоставимых статистических данных в области экономики и политики, явились основой глобальных политико-экономических исследований, включающих и демографические и экологические аспекты. Экономические исследования, выполняемые с помощью количественных методов, получили название «Эконометрика»5.

Таким образом, краткий обзор истории статистики как науки показывает, что она сложилась в результате движения от практических потребностей управления жизнью общества к их теоретическому осмыслению на основе результатов системных учетно-статистических работ.

Сегодня, очевидно, что статистика как никакая другая дисциплина представляет собой единство теории и практики, так как, с одной стороны, это общественная наука со своим предметом исследования и устоявшейся методологией, с другой, это отрасль практической деятельности людей. Такая раздвоенность приводит к некоторым расхождениям во взглядах наших современников на статистику.

Часть ведущих специалистов в этой области знаний выделяют, прежде всего, ее научность, например, д-р экон. наук, проф. О. Э. Башина определяет статистику, как особую науку — отрасль знаний, изучающую явления в жизни общества с их количественной стороны6.

Д-р экон. наук, проф. М. Р. Ефимова резюмирует: статистика — это наука, характеризующая количественную сторону качественно определенных массовых явлений в конкретных условиях места и времени7.

В учебнике для студентов средних профессиональных учебных заведений под редакцией д-р экон. наук, проф. В. С. Мхи-таряна дается следующее интересное определение: «Статистика — это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфических закономерностей, которые действуют в конкретных массовых условиях»8.

Даже у одного автора можно найти несколько взглядов на статистику, например, д-р экон. наук, проф. И. И. Елисеева в одном

издании определяет статистику как отрасль знаний, объединяющую принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления9.

В другом учебнике под ее же редакцией говорится о том, что статистика — это область научных знаний об особенностях статистического метода, а также о том, что статистика наука методологическая10.

И она же в следующем издании указывает, что статистика может быть определена как собирание, представление, анализ и интерпретация числовых данных11.

На доминировании практической стороны строит свое определение академик В. М. Гусаров, по его мнению: «Статистика осуществляет сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации, характеризующей развитие экономики страны, культуры и уровня жизни населения»12.

Таким образом, оценку состояния современной статистики невозможно проводить без уточнения проблемы какой ее части теоретической или практической являются предметом рассмотрения, а также, очевидна, необходимость поиска баланса между этими составляющими.

К решению этой задачи и ранее обращались видные отечественные экономисты. Выступая на совещании статистиков в 1954 г. академик С. Г. Струмилин отмечал, что статистическая практика в тот период развивалась в отрыве от статистической теории. «И хотя в распоряжении практиков в течение многих лет находился целый институт для теоретического воспитания новых статистических кадров, в этом институте, студенты не располагали ни одним апробированным учебником по теории статистики»13.

Сегодня на сайте известного Интернет-магазина представлено 297 наименований книг по общей теории и математической статистике, а также 59 учебников и учебных пособий по социально-экономической (прикладной) статистике14.

Таким образом, если ранее в соответствие с существовавшей идеологией и необходимостью использования сплошного учета наибольший упор делался на развитие статистической практики — государственного статистического учета, то сегодня, как показывает анализ рынка книжной продукции, ситуация обратная, а именно, домини-

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций ^

рование теоретического раздела статистической науки, что, на мой взгляд, является, следствием ряда причин. С одной стороны, универсальный характер статистических методов позволяет их широко использовать в исследовании различных явлений и процессов. С другой стороны, неизбежным следствием разрушения социалистической системы хозяйствования явился кризис существовавшей тогда системы государственного статистического учета. Зачем нужна статистика в условиях рыночной экономики? Кому нужны данные, которые органы государственной статистики собирают и агрегируют? Все это привело к снижению интереса к прикладным аспектам статистической науки.

Потребовались годы для осознания того, что эффективно управлять государством, его структурами в условиях рынка без соответствующего информационно-аналитического обеспечения невозможно. На сегодняшний день одна из функций государственного статистического учета заключается в обеспечении качественной обратной связи между системой государственного управления и гражданами нашей страны.

Другими словами, Федеральная служба государственной статистики (Росстат), являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет деятельность по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических, и других процессах в РФ15.

Кроме того, развитие современных рыночных отношений привело к появлению новых сфер применения статистической методологии, таких как: маркетинговые и социологические исследования, системы государственного и общественного контроля качества товаров и услуг, аудиторская деятельность и т.д. Дефицит учебных пособий, содержащих результаты обобщения практики применения статистических методов для исследования отдельных сторон рыночной экономики и жизни современного общества, на мой взгляд, отражает выжидательную позицию научного сообщества статистиков, связанную с коротким временным промежутком и наличием формирующихся, а значит, не совсем устойчивых трендов развития нашей страны в постсоветский период.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Изучение теории статистики, направленно на формирование и развитие статистического мировоззрения, осознание универсального характера статистических методов и возможности их использования в анализе различных процессов и явлений. Другими словами, знания, умения, навыки, получаемые при изучении теоретических разделов статистической науки, являются важнейшей профессиональной компетенцией современного человека, что отражено в ФГОС ВПО 3-го поколения по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

2. При изучении возможностей использования статистических методов для решения практических задач в отдельных отраслях экономики и сферах жизни общества, на мой взгляд, было бы разумным называть этот раздел «Прикладная статистика» с последующей видовой детализацией, например, «Финансовая статистика», можно и более подробно, например, «Статистика страхования», «Банковская статистика». В этом случае, профессиональная компетентность выпускника будет не абстрактным понятием, а очевидно обоснована спецификой изученной им дисциплины.

3. Принятие оптимального решения является основной предпосылкой обеспечения конкурентоспособности и устойчивого развития в изменяющихся условиях рынка, как отдельного экономического субъекта, так и государства в целом. Современное управление коммерческой организацией нельзя представить без системы управленческого учета и анализа, направленной на улучшение информационного обеспечения процесса принятия решения, и позволяющей оценивать эффективность его реализации. Государственный (официальный) статистический учет призван выполнять аналогичную функцию в сфере государственного управления. Поэтому с целью повышения эффективности вузовской подготовки компетентных работников в сфере государственного и муниципального управления ввести в учебный план дисциплину «Система государственного статистического учета и анализа».

«дискуссия

журнал научных публикаций

Отказавшись от плановой экономики, наша страна вновь столкнулась не только со стихией рынка, но и с мировыми кризисами и глобальными проблемами, размах которых не возможно было себе представить в начале ХХ века. При этом очевидно, что современное государство, стремящееся к построению постиндустриального (информационного) общества на основе инновационной экономики, может развиваться, только используя инструменты стратегического долгосрочного планирования, и это уже не планирование расширенного воспроизводства на основе простого экстраполирования на будущее сложившихся в прошлом тенденций.

Основная задача государственного статистического учета в этих условиях заключается в релевантном отражении происходящих изменений, сборе данных позволяющих выявлять возникающие и отслеживать сложившиеся тенденции развития социально-экономических явлений и процессов, оценивать соответствие продекларированных целей получаемым результатам и эффективность реализации государственных программ.

Кроме того, одним из важнейших моментов совершенствования отечественной статистики должно стать повышение прозрачности и открытости методологии исчисления статистических показателей, определение форм и методов для организации более широкого доступа заинтересованных пользователей к официальным статистическим данным, так как идеологические запреты, существовавшие в прошлом, сегодня отсутствуют.

Таким образом, современная статистика должна быть не только фиксировать сложившуюся ситуацию, но на основе различных систем показателей позволять осуществлять планирование и оценку эффективности работы систем государственного и муниципального управления, не только соответствующим государственным структурам, но и всем заинтересованным пользователям (ученым, предпринимателям и т. д.).

Проблемы современной статистики связаны с недостаточным пониманием значимости ее методов и приемов для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях государственного управления. В условиях командно-

административной системы наибольшее внимание уделялось развитию статистической практики, сегодня в условиях рыночной экономики владение статистическими методами является важнейшей профессиональной компетенцией образованного человека, при этом внимание к практике государственного статистического учета несколько снижено, что не позволяет эффективно использовать преимущества стратегического планирования и управления, ориентированного на результат. ^

1. Бакланов Г.И. Чем занимается статистика? М.: Издательство «Статистика», 1974 г. С. 10.

2. Струмилин С.Г. Статистика и экономика. М.: Изд-во «Наука», 1979. С. 7.

3. Дружинин Н.К. Развитие основных идей статистической науки.— М.: Статистика, 1979. С. 31.

4. Там же. С. 34

5. Статистистика: учеб. / И.И. Елисеева, А.В. Изотов, Е.Б. Капралова [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой.-М.: КНОРУС, 2006.

6. Общая теория статистики: статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: учебник / Под ред. О.Э. Башиной, А.А. С. 5.

7. Статистика: учеб. пособие / Под ред. проф. М.Р. Ефимовой.- М.: ИНФРА-М, 2004. С. 10.

8. Статистика: учеб. для студ. сред. проф. учеб заведений / [В.С. Мхитарян, ТА. Дубова, В.Г. Минашкин и др.]; под ред. В.С. Мхитаряна. 6-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 6.

9. Статистика: учебник / Под ред. проф. И.И. Елисеевой - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. С. 5

10. Статистистика: учеб. / И.И. Елисеева, А.В. Изотов, Е.Б. Капралова [и др.]; под ред. И.И. Елисеевой.- М.: КНОРУС, 2006. С. 5.

11. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: учебник.- 3-е изд. / Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 1998. С. 5.

12. Гусаров В.М. Статистика: учеб. пособие для вузов / В.М. Гусаров.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 3.

13. Струмилин С.Г. Статистика и экономика. М.: Изд-во «Наука», 1979. С. 7.

14. www.ozon.ru

15. Положение о Федеральной службе государственной статистики от 02.06.2008 № 420 (ред. от 28.01.2011) «О Федеральной службе государственной статистики»: СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.