Научная статья на тему '«Статистические методы в гуманитарных и экономических науках»: итоги международной конференции'

«Статистические методы в гуманитарных и экономических науках»: итоги международной конференции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
993
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / СТАТИСТИЧЕСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ СТАТИСТИКИ / SCIENTIFIC-PRACTICAL CONFERENCE / STATISTICAL HIGHER EDUCATION / STATISTICAL METHODS / STATISTICAL LITERACY / TEACHING STATISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурова Наталия Викторовна

В статье обобщаются итоги международной научно-практической конференции «Статистические методы в гуманитарных и экономических науках» (28-29 января 20'6 г., Санкт-Петербург). Рассмотрена тематика и содержание ряда научных сообщений. Приведены аргументы и направления развития в целях повышения роли статистики и статистических методов научного познания в современном мире, значения статистических дисциплин в преподавании экономистам и гуманитариям в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL METHODS IN THE HUMANITIES AND ECONOMIC SCIENCES": THE RESULTS OF INTERNATIONAL CONFERENCE

The article presents the results of the international conference "Statistical methods in the humanities and economic sciences" (January 28-29, 2016, St. Petersburg). Considered the themes and contents of a number of scientific reports. Arguments and direction of development in order to enhance the role of statistics and statistical methods of scientific knowledge in the modern world, the value of statistical disciplines in teaching economists and the humanities in higher education.

Текст научной работы на тему ««Статистические методы в гуманитарных и экономических науках»: итоги международной конференции»

Бурова Н.В.

«СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ГУМАНИТАРНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУКАХ»: ИТОГИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Аннотация. В статье обобщаются итоги международной научно-практической конференции «Статистические методы в гуманитарных и экономических науках» (28-29 января 2016 г., Санкт-Петербург). Рассмотрена тематика и содержание ряда научных сообщений. Приведены аргументы и направления развития в целях повышения роли статистики и статистических методов научного познания в современном мире, значения статистических дисциплин в преподавании экономистам и гуманитариям в высших учебных заведениях.

Ключевые слова. Научно-практическая конференция; статистическое высшее образование; статистические методы; статистическая грамотность; преподавание статистики.

Burova N.V.

"STATISTICAL METHODS IN THE HUMANITIES AND ECONOMIC SCIENCES": THE RESULTS OF INTERNATIONAL CONFERENCE

Abstract. The article presents the results of the international conference "Statistical methods in the humanities and economic sciences" (January 28-29, 2016, St. Petersburg). Considered the themes and contents of a number of scientific reports. Arguments and direction of development in order to enhance the role of statistics and statistical methods of scientific knowledge in the modern world, the value of statistical disciplines in teaching economists and the humanities in higher education.

Keywords. Scientific-practical conference; statistical higher education; statistical methods; statistical literacy; teaching statistics.

4 4 4

28-29 января 2016 г. в стенах Санкт-Петербургского государственного экономического университета вновь встретились представители статистической общественности России и ряда стран - Казахстана, Беларуси, Болгарии, Польши, Словении, Китая. Международные статистические научно-практические конференции в СПбГЭУ проводятся каждые 2 года, начиная с 2004 г. Эта конференция стала седьмой. Конференция была инициирована член-корр. РАН, зав. кафедрой статистики и эконометрики СПбГЭУ И.И. Елисеевой в сотрудничестве с Социологическим институтом РАН и Петростатом. Целью конференции, заявленной оргкомитетом, стало привлечение внимания к роли статистики в современном мире, ее значению в подготовке экономистов и гуманитариев, а также, стремление развивать и повышать статистическую грамотность государственных служащих и населения. В оргкомитет посту-

ГРНТИ 06.01.11 © Бурова Н.В., 2016

Наталия Викторовна Бурова - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры статистики и эконометрики, директор Международного института экономики и политики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 812 310-45-81. E-mail: [email protected].

пили 163 научных сообщения от 219 научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, практических работников. Все они нашли отражение в сборнике материалов [1], изданном при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Торжественное открытие конференции состоялось 28 января 2016 г. в актовом зале СПбГЭУ, на кан. Грибоедова, 32, в красивейшем здании бывшего Ассигнационного банка России, созданном в конце XIX арх. Д. Кваренги по указу Екатерины II. В своем приветственном слове к участникам конференции проректор СПбГЭУ по научной работе проф. А.Е. Карлик отметил, что наличие устойчивых традиций делает Санкт-Петербург и экономический университет значимым центром экономико-математического и статистического образования. Обсуждение новых вызовов, которые стали особенно очевидны в свете мирового финансового кризиса, переросшего в глобальный экономический кризис, и потребностей в достоверной и всесторонней статистической информации в рамках работы конференции делает ее содержание весьма актуальным и концептуально значимым. А.Е. Карлик высказал удовлетворение тем, что в работе конференции принимают участие представители территориальных органов государственной статистики что, в свою очередь, свидетельствует о ее высоком статусе и научно-практической направленности. В заключение своего выступления проректор СПбГЭУ пожелал участникам конференции плодотворной работы, интересных научных дискуссий и разработки совместных предложений по развитию государственной статистики России, привлечению внимания к статистическому образованию и статистической грамотности молодежи.

С приветствием к участникам конференции также обратились Г.К. Оксенойт, заместитель руководителя Росстата, И.Ю. Ганус, первый зам. председателя Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга, М.В. Буев, декан экономического факультета Европейского университета в Санкт-Петербурге, А. Господарович, ректор Вроцлавского экономического университета, А.Н. Пономаренко, председатель Правления Российской ассоциации статистиков, В.Г. Шубаева, декан факультета экономики и финансов СПбГЭУ. В рамках пленарных заседаний, состоявшихся 28 и 29 января, были заслушаны доклады, посвященные как проблематике современных научных исследований с применением статистических методов анализа, прикладным аспектам осуществления статистической деятельности, так и вопросам содержания и преподавания статистических дисциплин в высших учебных заведениях.

В докладе зам. руководителя Росстата Г.К. Оксенойта «Основные направления развития российской государственной статистики» были рассмотрены современные вызовы для статистической системы, среди которых: непрерывные изменения и появление новых явлений в жизни общества; рост спроса на статистическую информацию от всех категорий пользователей; «революция данных», то есть лавинообразный рост объемов информации, появление новых (альтернативных) источников статистической информации; расширение круга производителей статистической информации, усиление конкуренции на рынке статистических услуг. Доклад Г.К. Оксенойта, наряду с обсуждением актуальных прикладных вопросов государственной статистики, таких как учет ненаблюдаемой деятельности в валовой добавленной стоимости отдельных видов экономической деятельности или определение вклада малого бизнеса в ВВП, содержал массу программных стратегических направлений деятельности Росстата, к которым относится разработка показателей мониторинга устойчивого развития РФ на период до 2030 г. Социальная ориентация российской статистики на период до 2030 г. нацелена, в частности, на развитие таких направлений как статистика благосостояния человека; статистика устойчивого развития; статистика прогресса общества.

Профессор Экономического университета г. Варны (Болгария), Д. Радилов в докладе «Статистическая информация и знания в глобальном мире» остановился на тех вызовах, которые встают перед статистической информацией: «Увеличение масштабов экономической деятельности в количественных и пространственных измерениях; рост объема статистических данных (big data), возрастание их сложности и отсутствие структурированности; недостаточность источников первичной статистической информации и необходимость глобальных коммуникаций; различия в учетных, статистических и прочих стандартах; использование различных технологий извлечения, передачи, сохранения и обработки данных и др.». Осуществив рассуждение о том, что статистические знания создаются в официальной и академической статистике, проф. Д. Радилов отметил: «Академическая статистика развивается в высшей школе и базируется главным образом на методах математической статистики. Эти методы введены К. Пирсоном (K. Pearson) и Ф. Галтоном (F. Galton). Инновационные аналитические ин-

струменты, разрабатываемые в академической статистике, необходимы для повышения качества статистической информации и раскрытия новых знаний в ней».

Сообщение доц. кафедры статистики и эконометрики СПбГЭУ Ю.В. Нерадовской «Статистические знания экономистов через призму требований государственных стандартов» вызвало большой интерес у вузовской общественности, поскольку было посвящено вопросам совершенствования российских образовательных стандартов по направлению «Экономика» (2009, 2010 и 2015 гг.) и статистической составляющей в них. Говоря о ныне действующем ФГОС «Экономика» (поколение 3+), автор отметила: «В неявной форме необходимость изучения тех или иных статистических дисциплин задается формулировками задач, которые способны решать выпускники, и компетенций, которыми они должны обладать. Например, бакалавр по направлению «Экономика» должен быть готов к «построению стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализу и интерпретации полученных результатов». Таким образом, задачи формирования учебных планов, а также наполнения дисциплин конкретными дидактическими единицами полностью переданы в ведение высших учебных заведений... С одной стороны, создана возможность для научного и педагогического творчества, формирования «собственного лица» учебного заведения. С другой стороны, имеется опасность проявления субъективизма, уступок амбициям представителей отдельных направлений в ущерб общепрофессиональным знаниям».

Совместный доклад зам. директора ЦЭМИ РАН проф. С.А. Айвазяна, зав. лабораторией ЦЭМИ РАН М.Ю. Афанасьева «О влиянии науки и бизнеса на результаты инновационной активности региона» был посвящен рассмотрению результатов поиска количественных характеристик, это подтверждающих или опровергающих. В качестве результатов инновационной активности субъектов РФ рассматриваются выданные патенты и новые разработанные производственные технологии. Авторами обосновывается «наличие зависимости между результатами инновационной активности региона и количеством потенциальных связей между организациями (последнее, иными словами, есть пространство инноваций региона), создающими новые знания, и инновационно активными предприятиями», а также «ряд свойств эффективности регионального пространства инноваций и эластичности результата инновационной активности по размеру пространства инноваций». Проверка выдвинутых гипотез и обоснованных свойств для субъектов РФ и штатов США позволила авторам сделать выводы о том, что «способ оценки размера пространства инноваций для субъектов РФ (с учетом количества высших учебных заведений, или с учетом количества организаций, выполняющих научные исследования) и для штатов США (с учетом высокотехнологичных компаний, или общего числа компаний) не оказывает значимого влияния на оценки эластичности и их динамику», а также о том, что «по эффективности использования пространства инноваций большинство субъектов РФ не уступают штатам США».

Проф. Е.В. Зарова, директор образовательно-научного центра «Статистика и математика» РЭУ им. Г.В. Плеханова представила результаты совместного исследования с зам. руководителя Росстата К.Э. Лайкам на тему «Алгоритмы верификации данных обследований населения в целях совершенствования методологии расчета среднемесячной заработной платы наемных работников». Авторами, в целях устранения эффекта смещения выборки, проанализирован массив данных о наемных работниках, занятых у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, и обоснованы предложения о сборе информации по «структурированным панелям», таким как: структура наемных работников по видам экономической деятельности (по кодам разделов ОКВЭД); структура наемных работников по классам занятий (по кодам ОКЗ); половозрастная структура наемных работников. Такие процедуры верификации призваны способствовать повышению объективности показателей средней заработной платы наемных работников в субъектах РФ.

Выступление ректора Вроцлавского экономического университета (Польша) А. Господаровича было посвящено «Финансовым исключениям в Польше». Докладчик рассмотрел причины и условия финансовых исключений, то есть отсутствия доступа конкретного лица (физического, в первую очередь) к необходимым финансовым услугам (в основном, безналичным). Причинами финансовых исключений могут быть: низкие доход или образование; отсутствие работы; пенсионный возраст и культ наличных денег; опасение перед новыми технологиями и отсутствие доверия к финансовым учреждениям; др. Поскольку в Польше финансовые исключения имеют место, разрабатываются меры борьбы с этим явлением путем реализации программы продвижения безналичных расчетов, а в

Европейской статистической комиссии занимаются разработкой показателей, позволяющих оценить это явление.

Проф. А. Блейк (Словения), руководитель Комиссии по статистическому образованию Международного статистического института (КГ) задался вопросом: «Как нужно преподавать статистику современному студенту». Отдав должное положению статистике в обществе как набору методов и механизму, способствующему решению проблем, стоящих перед государством, и оказывающему помощь в принятии управленческих решений, проф. А. Блейк отметил, что тезис о статистике как науке о неопределенности верен, однако, при этом, статистика обладает потенциалом (вос)производить статистические вычисления и исследования в разумные сроки, особенно, с учетом развивающегося программного обеспечения. Интересное сравнение сделал проф. А. Блейк, говоря о «больших данных». Вопрос применения «больших данных» в статистике А. Блейк сравнил с подростковым сексом: почти каждый говорит о нем, никто не знает, как с ним обращаться, каждый думает, что другие делают «это» и поэтому тоже утверждает, что занимается «этим». На самом деле, «большие данные» - сложные и неструктурированные, собираемые для других целей, необъективные, дешевые, в открытом доступе, поэтому и вопросы их использования в статистике очень неоднозначны. Можно ли на вопрос продвинутого студента о том, что статистика + маркетинг + «большие данные» в сумме дадут науку о данных, ответить утвердительно? Проф. А. Блейк считает, что не в полной мере.

Директор Международного института экономики и политики СПбГЭУ проф. Н.В. Бурова, говоря о «Статистическом образовании и популяризации профессии статистика: на примере Франции», выделила возможные образовательные траектории французской системы высшего образования, остановившись на особенностях реализации и престижности академического и прикладного бакалавриата и магистратуры в области статистики, о 20-ти тысячной армии профессиональных статистиков, распределенной практически поровну между государственным и частным секторами французской экономики. Важными элементами популяризации статистики, по мнению Н.В. Буровой, являются специальные статистические издания (такие как «Экономика и статистика» и четыре электронных журнала, издаваемых французским обществом статистики), а также набор тематических видеороликов на сайте Национального института статистики и экономических исследований Франции (Г^ЕЕ), объясняющих, например, что такое перепись населения или для чего и как рассчитывается валовой внутренний продукт страны. Создание совместных сетевых программ по статистике в рамках ЕврАзЭС, изучение возможности создания электронного журнала в рамках Российской ассоциации статистиков, создание познавательных видеороликов на сайте Росстата - таковы возможные траектории развития и популяризации статистики в России.

«Интегральная оценка кадрового потенциала вуза как элемента совершенствования образовательной деятельности» - такова тема сообщения зав. кафедрой статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева проф. Ю.В. Сажина Анализ имеющихся подходов к системе показателей оценки кадрового потенциала вуза позволил сделать вывод, что разработанные системы описывают данную категорию недостаточно полно, учитывая лишь отдельные ее составляющие. Для преодоления указанного недостатка предложена система показателей, включающая в себя блоки: «кадровый состав»; «воспроизводство научных и научно-педагогических кадров» и «результативность научно-исследовательской и учебно-методической деятельности кадрового состава» и предложена методика построения комплексного показателя, включающая следующую последовательность шагов: формирование базы статистических показателей (предлагается использовать статистические показатели, используемые при аккредитации); формирование вектора весовых коэффициентов показателей (значения экспертных оценок, полученных в результате опроса преподавателей); расчет коэффициента выполнения нормативного значения; расчёт значения комплексного показателя кадрового потенциала.

Проф. кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита СПбГЭУ В.Я. Соколов рассмотрел проблемные вопросы ограничений на использование данных бухгалтерии в статистике в докладе «Бухгалтерский учет как поставщик статистической информации». В частности, на примере сравнения таких этапов статистического исследования как наблюдение, группировка и сводка и методов бухгалтерского учета, проф. В.Я. Соколов последовательно приводит элементы и причины несоответствий в создаваемых документах. «Различие бухгалтерии и статистики как общественных институтов выражается в различном стиле и оперативности работы: для бухгалтеров главным является сбор и поддер-

жание доказательной базы, тогда как для статистики ее репрезентативность, сравнимость и оперативность, статистиков удивляет как это бухгалтеры никогда не торопятся, и это не удивительно: статистиков накажут за несвоевременное предоставление информации, а бухгалтеров - за отсутствие оправдательных документов, которые вечно запаздывают». Вот почему для повышения точности и достоверности статистических показателей необходим подробный сравнительный анализ методологии их исчисления в бухгалтерии и статистике.

Сообщение доц. департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ Е.С. Завариной «Традиционные приемы и методы статистики в повышении статистической грамотности населения и чиновников» можно отнести к лейтмотивным сообщениям на конференции, поскольку вопросы преподавания статистики экономистам и гуманитариям предполагают формирование статистической грамотности. Отметив, что «статистическая грамотность - это понимание, что такое статистика, умение ею пользоваться и интерпретировать результаты статистических расчетов и исследований», а также, что «статистическая грамотность - это умение собрать информацию по массовым явлениям, умение сочетать различные массивы информации по одним и тем же вопросам», автор приводит ряд аргументов в пользу необходимости формирования статистических компетенций как у студентов, так и у слушателей программ профессиональной переподготовки как непременную основу для аналитической и исследовательской работы.

Декан гуманитарного факультета СПбГЭУ проф. М.А. Клупт рассмотрел основные тенденции «Демографического развития Европы в начале ХХ1 века». По его мнению, определяющий фактор демографического развития Европы - это центр-периферийные отношения (когда население европейского ядра, без учета Германии, выросло с 1990 г. на 32 млн чел. или на 14%, при снижении численности населения на периферии зарубежной Европы на 17 млн чел.). Изменяются обычные представления о рождаемости: мнение о том, что рождаемость повсеместно находится в обратной пропорции к благосостоянию, популярное еще недавно даже у специалистов, более не соответствует действительности: «Если во Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландах и северных странах значения суммарного коэффициента рождаемости составляли от 1,7 до 2,0, то в Германии, Австрии и Италии -около 1,4». Тезис о том, что «способность европейской геодемографической системы к саморегулированию ограничена» подтверждается событиями 2015 г., когда «попытки переложить часть забот по приему беженцев на периферийные страны ЕС встречают политическое сопротивление; одним из его проявлений стала победа на парламентских выборах в Польше правых консерваторов, критиковавших прежние власти за намерение открыть беженцам въезд в страну. Британское правительство в преддверии предстоящего в 2017 г. референдума по вопросу выхода из Евросоюза требует большей самостоятельности в вопросах миграционной политики». География миграционных связей России меняется: уменьшение сальдо миграции с центральноазиатскими странами было почти компенсировано двукратным ростом миграционного сальдо с Украиной.

Выступление Н.Ч. Бокун, доц. кафедры статистики Белорусского государственного экономического университета на тему «Оценка качества жизни населения в глобальном мире: проблемы и подходы» содержало анализ расширительной концепции, согласно которой «качество жизни рассматривается на макро-, мезо-, микроуровнях; охватывает совокупность количественных и качественных характеристик, отражающих уровень развития общества, степень удовлетворения рациональных потребностей, условия жизни населения». Поскольку теневые доходы и репродуктивное здоровье влияют на качество жизни, автор предлагает построение интегральных индексов качества жизни с учетом оценок теневых доходов и репродуктивного здоровья, а также обосновывает важность проведения системы выборочных обследований домашних хозяйств с целью изучения качества жизни отдельных социально-демографических групп, наиболее подверженных риску бедности: многодетные семьи, матери-одиночки, студенты.

«Формированию системы статистических показателей пенсионной системы Российской Федерации» было посвящено сообщение руководителя департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ, проф. В.С. Мхитаряна и доц. Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления С.С. Михайловой. При организации статистических работ в части информационного обеспечения пенсионной системы важно определить перечень показателей, отражающих в полной мере ее состояние и развитие; обеспечить своевременный сбор, обработку и предоставление с использованием информационных технологий. Авторы доклада предложили 4 группы показателей для

включения в систему, описывающую пенсионную систему РФ и их апробирование при многомерной классификации субъектов РФ: «Первая группа показателей играет регулирующую роль в организации пенсионной системы государства. От степени обоснованности значений параметров зависит устойчивость пенсионной системы в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторая и третья группы показателей характеризуют образование финансовых потоков пенсионной системы, которые должны находиться в балансе... Четвертую группу образуют показатели пенсионного обеспечения населения..., характеризующие охват населения пенсионным обеспечением, уровень пенсионного обеспечения, показатели социально-экономического положения пенсионеров».

Авторский коллектив из Новосибирского государственного университета экономики и управления (НИНХ) (зав. кафедрой статистики проф. В.В. Глинский, доц. Л.К. Серга и проф. С.А. Смирнов) представили сообщение на тему «К вопросу об оценке экономического роста Арктической зоны Российской Федерации». Авторы отметили, что «арктическая зона РФ сформирована на основе определенных критериев, поэтому ее можно рассматривать как пороговый пространственный социально-экономический объект». Построение модели такой сложной социально-экономической системы, как Арктическая зона РФ, по мнению авторов доклада, возможно на основе концепции исследования нестабильных совокупностей, мониторинга и комплексного статистического исследования, методологии конструирования образа будущего этой территории с помощью форсайта, который выступает не только как технология и методология исследования, но и как социальная технология и режим управления развитием. При построении модели экономического развития Арктической зоны РФ необходимо учитывать полноту видения данного объекта стратегирования.

«Участию России в формировании новой системы глобального партнерства в области статистики» было посвящено сообщение председателя Российской ассоциации статистиков проф. А.Н. Понома-ренко. Ключевыми моментами выступления проф. А.Н. Пономаренко стали вопросы стратегического развития российской статистики через вовлечение во всемирное статистическое сообщество посредством участия в создании глобальной информационной системы, одним из элементов которой, по мнению автора, «должны стать статистические данные, с помощью которых возможно отслеживать процесс достижения различными странами одобренных Генеральной ассамблеей ООН целей устойчивого развития». В данной ситуации для России критически важно принять активное участие в формировании новой системы уже на стадии обсуждения ее целей, параметров и перспектив развития. «Важным шагом в данном направлении, - как отметил А.Н. Пономаренко, - могла бы стать организация в России Всемирного статистического конгресса». Всемирные статистические конгрессы (ВСК) проводятся каждые 2 года. К настоящему моменту проведено 60 ВСК. В России уже проводился Всемирный статистический конгресс в 1897 г. в Санкт-Петербурге. Как отметил А.Н. Пономаренко, «страны конкурируют между собой за право принимать ВСК, потому что данное событие де-факто означает признание международным сообществом достаточно высокого уровня развития национальной статистики». Российская ассоциация статистиков, созданная в 2014 г. для содействия развитию статистической науки и практики; подготовки статистических кадров, международного сотрудничества в области статистики и связей со статистической общественностью зарубежных стран, интеграции российских статистиков в мировое научное и профессиональное сообщество, принимает активное участие в продвижении идеи проведения в России Региональной конференции КГ (Международного статистического института) в 2017 г. и Всемирного статистического конгресса в 2021 г.

Доклад зав. лабораторией анализа эффективности инвестиционных проектов ЦЭМИ РАН проф. В.Н. Лившица «Четверть века нестационарности российской экономики» вызвал большой интерес у собравшейся аудитории. Проф. В.Н. Лившиц, рассмотрев динамику макроэкономических, социальных и финансовых показателей РФ за 1991-2014 гг., назвал российскую экономику нестационарной, поскольку она имеет принципиальные отличия от экономики развитых стран с рыночной экономикой. Обоснование своих выводов докладчик подкрепил сравнительным анализом характеристик, свойственных стационарным и нестационарным экономикам: динамика макропоказателей, фискальные системы, риски, рынки, инфляция, кредитно-денежная система.

Сообщение руководителя Петростата доц. О.Н. Никифорова «Новые технологии в информационно-статистическом обеспечении органов власти в регионах Северо-Западного федерального округа» было заслушано с большим интересом. В настоящее время Росстат переходит на представление официальной статистической информации по запросам граждан и организаций в

электронном виде в автоматическом режиме через Единый портал государственных услуг, используя в качестве источника официальной статистической информации Единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС). Разработанное для этих целей программное обеспечение позволит в автоматическом режиме предоставлять официальную статистическую информацию в ответ на заявление пользователя, содержащее уточняющие запрос параметры. В целях определения степени удовлетворенности органов государственной власти субъектов РФ СЗФО официальной статистической информацией, аппарат полномочного представителя Президента РФ совместно с Петростатом в октябре 2015 г. провел опрос глав субъектов федерации округа. Его результаты показали, что органы власти всех субъектов РФ СЗФО регулярно используют официальную статистическую информацию, и, в первую очередь, электронные версии публикаций и базы данных Росстата на сайте www.gks.ru и статистические ресурсы ЕМИСС на сайте www.fedstat.ru.

Зав. кафедрой математической статистики, эконометрики и актуарных расчетов РГЭУ (РИНХ) проф. Л.И. Ниворожкина совместно с асс. Чеченского государственного университета Э.У. Ярасхано-вой представили результаты эмпирического анализа на тему: «Воздействие неучитываемых доходов домохозяйств на уровень и структуру неравенства». Ответ на вопрос о том, какой реальный объём денежных средств находится в текущем обороте домохозяйств, какова в нем доля скрытых доходов, весьма важен для корректировки социально-экономической политики государства. Проведенная авторами процедура декомпозиции индексов неравенства путем разложения коэффициента Джини позволила оценить уровень неравенства по группам домохозяйств с расходами выше и ниже располагаемых ресурсов и, тем самым, выявить их вклад в процесс сглаживания неравенства. Осуществленная декомпозиция выявила, что значительная доля недекларируемых текущих доходов домохозяйств откладывается в виде сбережений или используется на непотребительские расходы, а также тот факт, что недекларируемые доходы имеют достаточно неоднородную структуру, и направления расходования этих средств достаточно разнообразны.

Совместный доклад зав. кафедрой статистики Финансового университета при Правительстве РФ проф. В.Н. Салина и проф. Е.И. Ларионовой «Статистический анализ показателей деятельности банковского сектора РФ» был посвящен анализу банковской статистики и специфике отечественной банковской системы. Особое внимание в докладе было уделено вопросам кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в региональном разрезе.

Во второй день работы конференции, 29 января, была организована работа секционных заседаний: «Статистика и бухгалтерский учет для экономистов»; «Экономико-математические методы»; «Статистика социально-экономических процессов»; «Проблемы преподавания статистических дисциплин и статистическая грамотность». Наряду с материалами профессорско-преподавательского состава и практиков, были представлены доклады молодых ученых, аспирантов, магистрантов.

В рамках работы конференции прошло расширенное заседание Правления Российской ассоциации статистиков, были приняты резолюции и решения по итогам работы конференции, призванные привлечь внимание Министерства образования и науки РФ к статистическому образованию экономистов и гуманитариев. «Мы считаем необходимым совершенствование российской государственной статистики, внедрения международных стандартов, расширения международного сотрудничества с целью выработки единого понятийного и измерительного аппарата», - прозвучало в программных документах конференции. Конференция подтвердила существующее профессиональное единство статистиков-ученых и статистиков-практиков, которое окрепло благодаря созданной в 2014 году Российской ассоциации статистиков. Как всегда, организаторы конференции постарались насытить ее не только научными событиями, но и обширной культурной программой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистические методы в гуманитарных и экономических науках: Материалы международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 28-29 января 2016 г.). СПб.: Нестор-История, 2016. 364 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.