Научная статья на тему 'Учреждения органов по делам молодежи: концептуализация социальных практик'

Учреждения органов по делам молодежи: концептуализация социальных практик Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛО-ДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ. / AN INFRASTRUCTURE OF THE STATE YOUTH POLICY / REGIONAL AND MUNICIPAL AUTHORITIES OF BODIES ON YOUTH AFFAIRS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Глухова Марина Федоровна

В статье представ-лена авторская концепция развития учреждений органов по делам молодежи, которая рассматривается в качестве ориенти-ра, определяющего особенности организации и функциониро-вания инфраструктуры государственной молодежной политики.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the author's con-cept of development of establishments of bodies on affairs of youth which is considered as a reference point defining features of the organization and functioning of an infrastructure of the state youth policy is presented

Текст научной работы на тему «Учреждения органов по делам молодежи: концептуализация социальных практик»

М.Ф. ГЛУХОВА кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления социальными процессами Московского городского университета управления Правительства Москвы*

УЧРЕЖДЕНИЯ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ: КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК

Своеобразие современного состояния инфраструктуры молодежной политики обусловлено ее организацией и функционированием в виде специфичной социальной системы, предназначенной для социализации юношей и девушек, решения проблем молодежной группы российского социума в рамках государственных мер и общественных инициатив.

Определение инфраструктуры молодежной политики в роли современной социальной системы, целостность которой обеспечивается теснотой взаимосвязи, характером взаимодействия входящих в ее состав элементов, раскрывает специфику интеграции сети региональных и муниципальных учреждений, различие которых проявляется в практиках работы в молодежной среде. В рассматриваемом контексте инфраструктура объединяет вариативные социальные практики учреждений по работе с молодежью и придает им общие черты.

Разнообразие учреждений обусловлено выбором того или иного направления профессиональной деятельности, проявляющегося в комплексе форм, средств, условий работы с молодежью. Присутствие общих качеств позволяет учреждениям транслировать сходные функции в связи с реализацией целей и задач по преобразованию молодежной группы российского социума, обусловленных федеральными приоритетами и региональными установками молодежной политики.

Концепция развития учреждений органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации (Концепция), представляя организационно-функциональный ориентир, включает понятия, принципы, параметры и показа-

* Глухова Марина Федоровна, e-mail: marfg@migm.ru.

тели, опираясь на которые региональные и муниципальные учреждения могут строить на типовой основе работу в молодежной среде, сохраняя при этом разнообразие социальных практик, интегрированных в состав инфраструктуры молодежной политики.

Концепция определяет не только процессуальные характеристики и результирующие показатели деятельности учреждений органов по делам молодежи. Целевая ее направленность связана с созданием условий, обеспечивающих развитие элементов инфраструктуры, по отношению к которым осуществляются социально-управленческие функции, интегрирующие их в институциональный состав государственной молодежной политики субъектов Российской Федерации.

Потребность в разработке Концепции обусловлена формированием сети учреждений как комплекса взаимосвязанных социальных организаций, образующих инфраструктуру молодежной политики в связи с общей направленностью на актуализацию мер и мероприятий для социализации юношей и девушек, а также социальной адаптации и интеграции молодых людей в трансформирующемся российском обществе. Не менее востребованным становится расстановка приоритетов, определяющих развитие сети учреждений в рамках интенсивного наращивания профессиональных ресурсов по всем направлениям организации работы с молодежью при одновременном уточнении общих типовых параметров организации и функционирования учреждений, характеризующих их единство как элементов инфраструктуры молодежной политики.

Актуальность разработки Концепции связана с ориентацией молодежной политики на модернизацию сети учреждений молодёжной сферы, что согласуется с установками Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1 и выражается в следующих положениях:

1 См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 47, ст. 5489.

- выбор направлений, соответствующих потребностям молодых людей в связи с особенностями их социального развития или организацией собственной жизнедеятельности (вместо необходимости срочного решения социальных проблем юношей и девушек);

- использование средств поддержки и/ или сопровождения молодежи с опорой на субъектность юношей и девушек (в комплексе с помогающими мерами в русле социозащитных практик);

- многофункциональность работы в молодежной среде в связи с многоас-пектностью сфер жизнедеятельности молодых людей в современном обществе (вместо узкопрофильной деятельности учреждений);

- качество результатов работы в молодежной среде в виде ведущего показателя эффективности профессиональной деятельности учреждения (вместо количественных показателей вовлеченности молодых людей в мероприятия и программы).

Этапы разработки Концепции состоят из способов, средств выявления и констатации аспектов, обусловливающих особенности развития учреждений инфраструктуры молодежной политики. На ориентационном этапе изучалось и анализировалось состояние сети учреждений по работе с молодежью в российских регионах, что позволило выявить наиболее проблемные области в организационном и функциональном обеспечении инфраструктуры молодежной политики. В ходе основного этапа было определено содержание понятий, образующих область организации работы с молодежью, уточнены нормативные правовые основания для выбора концептуальных установок, а также сформировано структурное и содержательное наполнение Концепции. Внедренческий этап предполагал взаимодействие с федеральными и региональными органами по делам молодежи в целях определения возможных путей для апробации основных положений Концепции.

В реализации положений Концепции принимают участие социальные субъекты, профессиональная сфера которых связана с деятельностью учреждений по работе с молодежью или непосредственно с молодежной группой ре-

гионального социума. В основу реализации Концепции положена трехуровневая система взаимодействия государственных и государственно-общественных структур, осуществляющих работу с молодежью на федеральном, региональном и местном (муниципальном) уровнях, на каждом из которых определяются, конкретизируются и реализуются цели, а также решаются соответствующие специфические задачи и имеется достаточное ресурсное обеспечение: на федеральном - основными ориентирами становятся общероссийские ценности и приоритеты; на региональном - учитывается состояние молодежной среды и особенности социально-экономического и социально-культурного развития субъекта Российской Федерации; на местном - происходит поддержка молодых людей с учетом специфических особенностей местных условий района, округа, поселения.

Содержание Концепции раскрывается при помощи комплекса основных терминов и понятий, сформированного в контексте следующих базовых понятий: молодежь и особенности ее социального развития; инфраструктура молодежной политики; учреждения по работе с молодежью; организация работы с молодежью; управление молодежной политикой и инфраструктурой молодежной сферы.

В первом разделе Концепции проводится краткий анализ состояния инфраструктуры региональной молодежной политики и дается обоснование развития учреждений органов по делам молодежи.

Изучение специфики современного состояния социальных практик работы в молодежной среде показывает, что в сфере реализации молодежной политики представлены противоречия, сложившиеся в результате инициативного развития учреждений в субъектах Российской Федерации:

- стратегическая линия на увеличение числа региональных и муниципальных учреждений по работе с молодежью сопровождается их слабой ориентированностью на потребности юношей и девушек в саморазвитии, самореализации в связи с особенностями жизнедеятельности молодых людей в региональных социально-экономических и социокультурных условиях;

- наращивание темпов в виде значительного количества направлений, числа услуг и охваченных ими юношей и девушек сопряжено с недостатком внимания к вопросам качества профессиональной деятельности и оценки результативности работы в молодежной среде.

Противоречия позволяют констатировать, что учреждения, находящиеся в режиме саморазвития, в большей степени ориентированы на экстенсивный путь развития, чем на интенсивное наращивание конструктивных аспектов в работе с молодежью.

Изменить сложившуюся ситуацию возможно при помощи концептуальных направлений развития сети учреждений, которые позволят осуществлять профессиональную деятельность по общим или типовым параметрам в русле тенденций и приоритетов становления инфраструктуры молодежной политики; обеспечат сохранение видового, содержательного, технологического и ресурсного своеобразия социальных организаций, отражающих потребности юношей и девушек в связи с дифференцированным состоянием и различным положением молодых людей в современном социуме.

Во втором разделе Концепции характеризуется нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений органов по делам молодежи инфраструктуры молодежной политики.

Федеральный уровень представлен документами, определяющими развитие молодежной политики как самостоятельного направления деятельности российского государства в связи с определением и реализацией системы приоритетов и мер, направленных на «создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи» с учетом ее вклада в социально-экономическое и социально-культурное развитие страны1.

Региональный уровень обеспечивается комплексом нормативных правовых документов, в которых определяются базовые основы и направления реа-

1См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года № 1760-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (ч. III), ст. 5622; 2008, № 11 (ч. II), ст. 1059.

лизации молодежной политики, а также ресурсные возможности субъекта Российской Федерации по созданию условий для организации и функционирования учреждений по работе с молодежью1.

В третьем разделе Концепции формулируются цель, задачи, а также обосновываются принципы развития учреждений органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации.

Основной целью развития учреждений органов по делам молодежи является создание комплексных условий, при которых работа с молодежью будет представлять многофункциональную деятельность, ориентированную на взаимодействие с молодежью и достижение результатов, проявляющихся в повышении качества жизни молодежи по наиболее востребованным вопросам жизнедеятельности юношей и девушек в современном обществе.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

- развивать сеть учреждений, деятельность которых направлена на реализацию направлений, востребованных в молодежной среде;

- обеспечивать поддержку профильности, комплексности и инновацион-ности в виде оснований, определяющих выбор типологий учреждений по работе с молодежью;

- способствовать внедрению в практику работы с молодежью средств, методов, обусловленных проявлениями субъектности молодых людей в системе социальных отношений;

- обеспечивать внедрение в практики работы с молодежью различных технологий, алгоритмов, методик, учитывающих показатели востребованности услуг со стороны разных групп и категорий молодых людей;

- оказывать содействие ресурсному обеспечению учреждений в связи с необходимостью усиления материально-технического оснащения и информационного сопровождения профессиональной деятельности;

1 См.: Информационно-аналитические материалы по итогам Года молодежи в Российской Федерации: Комитет по делам молодежи Федерального Собрания Российской Федерации. М., 2010, с. 20-29.

- стимулировать профессиональное саморазвитие специалистов по работе с молодежью в соответствии с направлениями, профилями, стратегиями развития учреждения.

Принципами, обеспечивающими развитие учреждений органов по делам молодежи, являются установки, раскрывающие общие и специфичные подходы к организации работы с молодежью в связи со спецификой современного этапа становления молодежной политики.

Приоритетность означает целенаправленность учреждений на выбор и организацию работы по аспектам, которые отвечают состоянию молодежной среды и потребностям юношей и девушек в связи с их дифференцированностью и расслоенностью по показателям и характеристикам социального развития.

Субъектная ориентированность проявляется в восприятии молодых людей в трех субъектных позициях: субъектов собственной жизнедеятельности, субъектов самостоятельного решения проблем по всем вопросам жизнедеятельности в социуме, субъектов деятельности учреждений по работе с молодежью.

Инвестиционная направленность выражается в социальном кредитовании молодежи в процессе социализации в виде условных материализованных специальных государственных мер поддержки инициатив молодых людей, талантливых юношей и девушек, оказания услуг по профориентации и трудоустройству, обучения молодых родителей и т. д.

Доступность реализуется в обеспечении равного доступа молодежи к услугам учреждений, а также в расширении возможностей для получения широкого комплекса поддерживающих мер юношами и девушками, испытывающими трудности в процессе жизнедеятельности.

Эффективность работы с молодежью представляет качественную характеристику деятельности учреждений, которая отражает измеряемую на основе специфических показателей степень соответствия поставленных целей и достигнутых результатов деятельности по решению проблем, имеющих место в молодежной среде.

Согласованность действий на разных уровнях реализации молодежной политики формирует общую стратегическую линию и организационные подходы к функционированию инфраструктуры как системы государственных и муниципальных учреждений органов по делам молодежи, выполняющих полифункциональную деятельность в целях социальной адаптации юношей и девушек, их интеграции в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, муниципального образования.

К установкам, раскрывающим специфичные подходы к организации работы с разными группами и категориями молодежи в связи с видом или профилем конкретного учреждения, относятся адресность, участие, дифференциро-ванность, поддержка, соучастие и содействие, ориентация молодых людей на самообеспечение и др.

В четвертом разделе Концепции раскрываются основные направления развития учреждений органов по делам молодежи в субъектах Российской Федерации.

В области организационного обеспечения деятельности учреждений органов по делам молодежи основными механизмами являются:

- создание учреждений органов по делам молодежи разных типов;

- размещение учреждений органов по делам молодежи в соответствии с территориальными нормативами;

- реализация разных способов взаимодействия специалистов учреждений с молодежью, проживающей на территории республики, края, области, города, района, округа, поселения и др.;

- установление и развитие сетевого взаимодействия специалистов учреждений инфраструктуры молодежной политики, учреждений социальной сферы и других субъектов и агентов социализации молодежи.

Учреждение создается по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, его деятельность осуществляется на основе Типового положения об учреждениях органов по делам молодежи, а также устава или положения, в котором обозначены вопросы организации, функционирова-

ния и управления данной структурной единицей инфраструктуры молодежной политики.

Инфраструктура молодежной политики включает сеть учреждений, организующих работу в молодежной среде, их можно объединить в следующие типы: территориальный, структурный, ресурсный, нормативный, инновационный, субъектный, вариативный, профильный, комплексный.

Учреждения органов по делам молодежи размещаются на территории субъекта Российской Федерации, следуя нормативам минимального обеспечения молодых людей региональными и муниципальными социальными структурами по работе с молодежью. Нормативная потребность рассчитывается исходя из таких показателей, как средние характеристики каждого вида учреждений (пропускная способность) и количество обслуживаемой молодежи (в % соотношении к числу молодых людей, проживающих в российском регионе). В нормативах могут присутствовать другие признаки, отражающие институциональные характеристики инфраструктуры молодежной политики.

Молодежь является объектом и субъектом профессиональной деятельности, что выражается в следующих типах взаимодействия молодых людей со специалистами по работе с молодежью:

- молодежь как объект деятельности в процессе реализации государственных мер в виде социальной помощи или поддержки при решении проблем жизнедеятельности;

- молодежь как объект и субъект деятельности при организации поддержки основных сфер жизнедеятельности;

- молодежь как субъект деятельности при реализации содействия, соучастия, сопровождения по наиболее востребованным вопросам жизнедеятельности молодежи в социуме.

Учреждения органов по делам молодежи устанавливают деловые контакты и развивают взаимодействие с учреждениями инфраструктуры молодежной политики разных типов и видов, структурами и организациями социальной сферы (здравоохранение, социальная защита населения, физическая культура и

спорт, образование, культура, др.), детскими и молодежными общественными организациями, негосударственными некоммерческими объединениями, бизнес-структурами и др.

Содержанием сетевого взаимодействия являются вопросы организации и реализации работы с молодежью по следующим аспектам: профессиональное и дополнительное образование; трудоустройство, карьера и материальное обеспечение; здоровье и здоровый образ жизни; семья и воспитание детей; проблемы личной жизни и особенности самореализации; спорт и досуг; коммуникации и общественные инициативы и др.

В области функционального обеспечения деятельности учреждений инфраструктуры молодежной политики используются следующие виды работ:

- оказание юношам и девушкам комплекса услуг по направлениям деятельности учреждений;

- разработка и реализация технологий, обеспечивающих поддержку, сопровождение, оказание помощи молодым людям в связи с особенностями их социальной адаптации и интеграции в современном обществе;

- изучение проблем молодых людей, их потребностей в связи с особенностями жизнедеятельности;

- анализ эффективности реализации направлений, форм, методов помощи, поддержки, содействия молодежи.

В учреждениях органов по делам молодежи юношам и девушкам оказываются следующие виды услуг по основным направлениям профессиональной деятельности в молодежной среде: профориентационные, информационно-просветительские, консультационные, культурно-досуговые, профилактические, спортивно-оздоровительные, услуги по поддержке общественных инициатив молодежи. Механизмы оказания услуг:

- получателями услуг являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, проживающие на территории муниципального образования или российского региона;

- оказываемые молодежи услуги имеют видовые, содержательные, временные, количественные и качественные характеристики;

- перечень государственных или муниципальных услуг определяется потребностями молодых людей в связи с особенностями социализации, а также характером и остротой проблем, имеющихся в молодежной среде;

- государственные услуги предоставляются на бесплатной основе в рамках реализуемых на территории субъекта Российской Федерации мер государственной молодежной политики (отдельные виды услуг могут предоставляться на платной основе);

- порядок оказания услуг и требования к результатам их выполнения соответствуют единым стандартам, принятым на региональном или муниципальном уровнях реализации молодежной политики.

Потребителями услуг учреждений могут быть разные группы и категории молодежи, в том числе дифференцированные по следующим основаниям:

- разновозрастные группы молодежи (младшая, средняя и старшая);

- молодежь, занимающая определенное социальное положение в структуре регионального социума (учащиеся, студенты, выпускники профессиональных учреждений, безработная молодежь, юноши и девушки, освободившиеся из мест заключения, т. д.);

- молодежь, различающаяся по гендерному признаку, состоянию здоровья, характеру семейной социализации, принадлежности к молодежным субкультурам, отношению к общественным организациям.

Технологии, реализуемые в молодежной среде, включают алгоритмы профессиональных действий специалистов при работе с молодежью:

- общие технологии - социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальная экспертиза, социальный контроль и др.;

- конкретные технологии - по категориям и группам молодежи: поддержка молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помощь молодым семьям, содействия в трудоустройстве молодых людей с инвалидно-

стью, сопровождение в постинтернатный период выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.;

- специальные технологии, направленные на поддержку основных сфер жизнедеятельности молодежи: профориентации и трудоустройства; организации социально-досуговой деятельности; формирования здорового образа жизни молодых людей; социально-педагогической работы с молодежью, находящейся в трудной жизненной ситуации, и др.

Проведение социологических исследований для получения данных по следующим вопросам:

- о состоянии молодежной группы регионального социума и о проблемах, имеющихся у молодежи, дифференцированной на подгруппы по различным основаниям;

- о потребностях, которые определяют направления работы с молодежью в учреждениях органов по делам молодежи;

- о молодежи, относящейся к группе риска или находящейся в трудной жизненной ситуации или входящей в целевую группу «уязвимая в социальном плане молодежь», а также о проблемах, имеющихся у данных групп молодых людей;

- об эффективности работы в молодежной среде и др.

Оценка эффективности работы учреждений в молодежной среде предполагает следующую организационную и технологическую оснащенность профессиональной деятельности:

- разработку показателей оценки эффективности деятельности учреждения, отделений, профилей или направлений работы с молодежью;

- подготовку методического инструментария для оценки эффективности данных видов деятельности (опросники, анкеты, др.);

- использование в работе методов и алгоритмов осуществления оценочной деятельности (анализ документации, экспертный опрос, анкетирование молодежи, рейтинговая оценка оказываемых услуг, анализ проведенных мероприятий и др.);

- учет в профессиональной деятельности специалистов учреждения полученных данных о результатах работы в молодежной среде;

- участие учреждений в проектной, конкурсной, экспериментальной деятельности.

Представляется, что в результате реализации направлений Концепции у всех акторов, задействованных в преобразовательных процессах, будут происходить изменения. Сеть учреждений по работе с молодежью будет интегрирована в инфраструктуру молодежной политики. Инфраструктура будет характеризоваться укреплением взаимосвязей между образующими ее структуру элементами (региональными и муниципальными учреждениями) и усилением организационного и функционального обеспечения при одновременном развитии компонентного состава (нормативного правового, организационного, содержательно-технологического и ресурсного). Органы по делам молодежи будут развивать внутренние (учреждения, органы по делам молодежи и молодежь) и внешние сетевые взаимодействия (учреждения и ведомства социальной сферы, молодежные организации, негосударственные некоммерческие учреждения по работе с молодежью) при одновременном усилении и централизации управленческого ресурса инфраструктурой на всех уровнях реализации молодежной политики.

Глухова М.Ф. Учреждения органов по делам молодежи: концептуализация социальных практик. В статье представлена авторская концепция развития учреждений органов по делам молодежи, которая рассматривается в качестве ориентира, определяющего особенности организации и функционирования инфраструктуры государственной молодежной политики.

Ключевые слова: инфраструктура государственной молодежной политики, региональные и муниципальные учреждения органов по делам молодежи.

Glukhova M.F. Establishments of bodies on youth affairs: conceptualization of social practices. In article the author's concept of development of establishments of bodies on affairs of youth which is considered as a reference point defining features of the organization and functioning of an infrastructure of the state youth policy is presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: an infrastructure of the state youth policy, regional and municipal authorities of bodies on youth affairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.