КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 8 • август 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Учреждения дополнительного профессионального образования в современных условиях, их особенности и классификация
Ахметшин А.А.1
1 Частное образовательное учреждение «Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве», Уфа, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В статье рассмотрены особенности и роль учреждений дополнительного профессионального образования (ДПО) в современных условиях развития экономики. Предложена классификация всего большого разнообразия и множества учебных заведений в сфере ДПО, оказывающих образовательные услуги по многочисленным программам обучения, с использованием морфологического анализа (морфологического ящика) с целью возможности получения полного описания и представления о конкретном учреждении ДПО при дальнейшей разработке стратегии управления развитием организации для поддержания и повышения ее жизнеспособности. Представлена авторская таблица с основными признаками классификации и их значениями (видами учреждения ДПО) для каждого признака, что позволяет определить и охарактеризовать множество учреждений ДПО, описать любое учреждение ДПО набором сочетаний одного из значений каждого классификационного признака и создать на ее основе систему кодирования.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: дополнительное профессиональное образование (ДПО), учреждение ДПО, образовательные услуги, морфологический анализ, морфологический ящик, классификация учреждений ДПО, система кодирования учреждений ДПО.
Institutions of additional professional education in modern conditions, their features and classification
Akhmetshin A.A.1
1 Bashkir Inter-industry Institute of Labor Protection, Ecology and Safety, Russia
введение
В современном мире быстрыми темпами развиваются и изменяются технологии и методы производства и оказания услуг. Данное обстоятельство требует от работников и руководителей предприятий постоянного получения и освоения новых актуальных знаний и практических навыков. Поэтому в настоящее время трудоспособные граждане стремятся получать образование, повышать свою квалификацию, проходить профессиональную переподготовку в течение всей трудовой
деятельности. Данный уровень образования обеспечивается системой дополнительного профессионального образования (ДПО).
знания нужны всегда!
В настоящее время в России в системе ДПО работает множество организаций по многим направлениям, которые имеют различные формы собственности. Организации ДПО предоставляют услуги по повышению квалификации, профессиональной переподготовке, обучению и стажировке.
Основные тенденции развития отрасли ДПО в будущем связаны с ростом спроса на образовательные услуги с дистанционной формой обучения, с появлением профессиональных стандартов и их требованиями к образованию, с темпами развития общества и технологий. В частности, влияние на потребность некоторых направлений подготовки в сфере ДПО оказывает внедрение автоматизации и роботизации технологических процессов на производственных предприятиях, что часто приводит к сокращению численности обслуживающего персонала и, соответственно, уменьшению затрат на его обучение.
На сегодняшний день для рынка образовательных услуг в сфере ДПО по направлениям деятельности частного образовательного учреждения (ЧОУ) «Межотраслевой институт» характерна монополистическая конкуренция, для которой, как известно характерно наличие множества продавцов и покупателей, но не большего, чем при
ABSTRACT:_
In article the features and a role of institutions of the additional professional education (APE) in modern conditions of economic development are considered. Classification of all wide variety and a set of educational institutions in area of APE, providing educational services in numerous programs of training with use of the morphological analysis (a morphological box) for the purpose of a possibility of receiving a complete description and idea of a concrete APE institution is offered at further developing of organization development management strategy for maintenance and increase its viability. The table with the main signs of classification and their values (types of APE institution) for each sign is constructed, which allows to define and characterize a set of APE institutions, to describe any APE institution by a set of combinations of one of values of each classification sign and to create the system of coding on its basis.
KEYWORDS: additional professional education (APE), APE institution, educational services, morphological analysis, morphological box, classification of APE institutions, system of coding APE institutions
JEL Classification: I20, I21, I29 Received: 15.02.2018 / published: 31.08.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Akhmetshin A.A. ([email protected])
CITATION:_
Akhmetshin A.A. (2018) Uchrezhdeniya dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyakh, ikh osobennosti i klassifikatsiya [Institutions of additional professional education in modern conditions, their features and classification]. Kreativnaya ekonomika. 12. (8). - 1 191-1200. doi: 10.18334/ce.12.8.39260
совершенной конкуренции; невысокие барьеры для вступления в отрасль, имеют место такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий; необходимость производства монополистически конкурентной фирмой разнородной, дифференцированной продукции, отличающейся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты, чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде; совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка; преимущественно неценовая конкуренция крайне незначительно может влиять на общий уровень цен, рекламирование продукции важно для развития [6]. По самым востребованным программам подготовки свои услуги на рынке ДПО предлагают сотни, а некоторым и больше 1000 организаций. Например, на данный момент в России зарегистрировано 2915 [8] организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.
Целевые сегменты рынка ДПО можно выделить разделением потребителей на группы по определенным признакам. В нашем случае такими признаками могут быть:
• географический, то есть местонахождение потребителей услуг;
• объем и периодичность требуемых услуг;
• демографический: возраст, уровень образования, занятость и род занятий.
Потребителями (покупателями или заказчиками) образовательных услуг в сфере
ДПО являются физические лица, коммерческие и некоммерческие организации. В зависимости от региона и отраслей производства в нем могут преобладать потребности в образовательных услугах в сфере ДПО по определенным направлениям. К данным городам можно, например, отнести такие моногорода в Республике Башкортостан, как Нефтекамск, Белорецк, Учалы и др.
Для предприятий - заказчиков образовательных услуг в сфере ДПО как для работодателей обучение работников приводит к адаптации сотрудников к изменяющимся условиям труда; более быстрому внедрению нового оборудования и технологий на производстве; улучшению качества и продуктивности труда; повышению безопасности и снижению травматизма, количества несчастных случаев на производстве; созданию квалифицированного кадрового состава. Заказчики - физические лица при получении ДПО получают возможность повышения своего профессионального уровня в связи с появлением новой техники, внедрением современных технологий, изменением действующего законодательства, что требует специальной подготовки работников в отдельной сфере; увеличения своей востребованности на рынке труда с учетом приобретенных компетенций; улучшения карьерных перспектив и т.д.
ОБ АВТОРЕ:_
Ахметшин АйратАдикович, методист (aaa0bmipk.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ахметшин А.А. Учреждения дополнительного профессионального образования в современных условиях, их особенности и классификация // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 8. - С. 1 191-1200. сЫ: 10.18334/се.12.8.39260
Большое разнообразие и множество учебных заведений в сфере ДПО, оказывающих образовательные услуги по многочисленным программам обучения, вызывает необходимость их классифицирования.
Цель классификации учреждений ДПО состоит, прежде всего, в выделении отдельного вида учебных заведений ДПО с тем, чтобы для каждого из них разрабатывать и подбирать наиболее подходящие подходы к стратегическому управлению, управлению эффективностью и жизнеспособностью в долгосрочной перспективе в условиях современной конъюнктуры рынка.
Одним из ключевых аспектов при классификации учреждений ДПО является выбор системы классификации, т. е. «совокупности правил и результата распределения объектов заданного множества на подмножества в соответствии с признаками» [1]. «Классификационные методы позволяют свести многообразие фактов к сравнительно небольшому числу образований (классов, типов, форм, видов, групп и т. д.), разработать систему соответствующих понятий и терминов, обнаружить регулярности, устойчивые признаки и отношения, в конечном счете - эмпирические закономерности, подвести итоги предшествующих исследований и предсказать существование ранее неизвестных объектов или их свойств, вскрыть новые связи и зависимости между уже известными объектами» [3].
из множества выбираем лучшее
В наибольшей степени подходящей системой классификации, соответствующей вышеперечисленным подходам к классификационным методам, по нашему мнению, является система на основе технологий морфологического анализа объектов. «Морфологический анализ (морфологический ящик) - метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта» [9]. Основой при морфологическом анализе является построение таблицы, содержащей основные параметры и элементы из состава объекта и возможные варианты реализации этих элементов [5].
«Морфологический метод в современной проработке является довольно универсальным и может быть использован практически в любой сфере деятельности и применительно к любому объекту, независимо от его природы» [4]. В интернете не удалось обнаружить работы по классификации учреждений ДПО с использованием морфологического анализа (морфологического ящика), что говорит о ценности этого метода в данном исследовании. Вкратце его суть сводится к следующему:
«1) выясняется цель задачи - анализ системы, поиск возможных вариантов ее функционирования;
2) выделяют узловые точки (оси, отдельные части задачи), которые характеризуют разрабатываемую систему с позиции ранее сформулированной цели. Это могут быть частные функции подсистем, принципы их работы, их форма, расположение, характеристики и свойства (состояние вещества и энергии, вид совершаемого движения,
физические, химические, биологические, психологические, потребительские свойства и т. д.);
3) для каждой узловой точки предлагаются варианты решений: либо исходя из личного опыта (зависит от эрудиции), либо беря их из справочников и банков (баз) данных (то есть на каждую ось нанизываются возможные решения, по аналогии со счетами);
4) проводят полный перебор всех вариантов решений (каждый раз берут по одному варианту для каждой оси) с проверкой комбинаций на соответствие условиям задачи, на несовместимость отдельных вариантов в предлагаемой их общей группе, на реализуемость и иные условия» [2] (Катвуа, 0).
Применительно к ДПО наиболее существенными признаками с точки зрения ведения хозяйственной деятельности и обеспечения финансовыми и материальными ресурсами учреждений ДПО являются:
• организационно-правовая форма;
• ведомственная принадлежность;
• форма собственности;
• учредители;
• схема финансирования текущей деятельности.
Каждый из вышеперечисленных признаков имеет ряд вариантов реализации (табл.). В соответствии с первым признаком учреждения ДПО разделяются на государственные, муниципальные, частные, автономные некоммерческие организации и другие. Организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта отражает способ закрепления и использования им имущества и вытекающие из этого его правовое положение и цели деятельности [7]. Одними из основных целей государственных и муниципальных учреждений ДПО являются повышение квалификации и профессиональная переподготовка государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных предприятий, учреждений и т. д. Основной целью частных и автономных некоммерческих организаций является образовательная деятельность по дополнительным профессиональным программам. К типу «Другие» мы отнесли учреждения ДПО, не имеющие собственной организационно-правовой формы и не являющиеся самостоятельными организациями.
По второму признаку различаются следующие учреждения ДПО: корпоративные, при вузах, независимые, другие. Корпоративные учреждения ДПО создаются в основном крупными и средними предприятиями для обучения в первую очередь своих сотрудников, могут быть отдельными юридическими лицами или подразделением компании. Учреждения ДПО при вузах являются, как правило, отдельными факультетами и институтами в их составе. Независимые учреждения ДПО не являются частью какого-либо предприятия, организации, вуза и не принадлежат государству. К другим относятся учебные заведения ДПО при государственных и муниципальных учреждениях, органах управления, общественных, религиозных организациях и пр.
Таблица
Классификации учреждений ДПО
Шифр и наименование признака классификации Шифр и наименование значений признаков классификации (видов учреждений ДПО)
1. Организационно-правовая форма 1.1. Государственные 1.2. Муниципальные 1.3. Частные 1.4.Автономные некоммерческие организации 1.5. Другое
2. Ведомственная принадлежность 2.1. Корпоративная 2.2. При вузах 2.3. Независимые 2.4. Д ругое
3. Форма собственности 3.1. Государственные 3.2. Муниципальные 3.3. Частные 3.4. Общественные 3.5. Религиозные
4. Учредители 4.1. Государство 4.2. Муниципалитет 4.3. Физические лица 4.4. Юридические лица 4.5. Смешанные
5. Схема финансирования текущей деятельности 5.1. Государственное 5.2. Самостоятельное 5.3. Корпоративное 5.4. Смешанное
6. Поиск клиентов, учащихся 6.1. Государственный заказ 6.2. Корпоративный заказ 6.3. Самостоятельный 6.4. Комбинированный
7. Схема оказания образовательных услуг 7.1. В соответствии с требованиями законодательства, заказчиков и т. д. 7.2. Фиктивная
8. Лицензирование 8.1. Федеральными государственными органами Рособрнадзора 8.2. Региональными государственными органами Рособр-надзора
9. Уникальность 9.1. Да 9.2. Нет
10. Филиалы 10.1. Есть 10.2. Нет
11. Инфраструктура (помещения, материально-техническая база, учебные мастерские, пункт оказания медицинской помощи (мед. кабинет), общежития для учащихся, автотранспорт, автопарковки, пункт общественного питания, библиотека и др.) 11.1. Есть все 11.2. Нет 11.3. Есть отдельные элементы
12. Наличие штатного профессорско-преподавательского состава 12.1. Да 12.2. Нет
13. Наличие штатного профессорско-преподавательского состава с учеными степенями и званиями 13.1. Да 13.2. Нет
Окончание таблю
1 2
14. Помещения для осуществления деятельности 14.1. В собственности 14.2. Арендуемые 14.3. В хозяйственном ведении 14.4. Комбинированные
15. Системы менеджмента качества (СМК), экологического менеджмента (СЭМ), менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ) и клиенто-ориентиро-ванного подхода (КОП) 15.1. Есть всё 15.2. Нет 15.3. Есть отдельные элементы
Источник: составлено автором
Согласно третьему признаку, учреждения ДПО разделяются на государственные, муниципальные, частные, общественные, религиозные. Этот признак характеризует имущественные права в отношении собственности и степень финансовой самостоятельности учреждений ДПО. Государственные и муниципальные учреждения ДПО находятся в ведении государственных (федеральных и региональных) и муниципальных органов управления, организаций; общественные - в ведении некоммерческих общественных организаций; религиозные - в подчинении религиозных организаций, являющихся их собственниками. Частные учреждения ДПО являются в этом отношении самостоятельными организациями.
Исходя из четвертого признака, отражающего учредительство ДПО, выделяют в качестве учредителей государство, муниципалитет, физические лица, юридические лица и их различные сочетания. Учредители выступают создателями, основателями организации, вносят ресурсы для ее становления, участвуют в ее управлении или найме руководителей, контроле деятельности и т. д. Государство и муниципалитет могут быть учредителями учреждения ДПО в лице органов государственной (федеральной и региональной) и муниципальной власти. Также в числе учредителей могут быть одно или несколько физических или юридических лиц. При смешанном варианте учредителями могут быть одновременно физические и юридические лица.
В пятом признаке, отражающем схему финансирования текущей деятельности, выделяются следующие его значения: государственное, самостоятельное, корпоративное, смешанное схемы финансирования. Государственное финансирование подразумевает формы оказания государственной поддержки в виде субсидий, предоставления имущества, помещений в пользование и т. д. Самостоятельное финансирование означает самоокупаемость, то есть все затраты по оказанию образовательных услуг покрываются за счет собственных средств учреждения ДПО. Корпоративное финансирование осуществляется по отношению к корпоративным учреждениям ДПО со стороны создавших их предприятий и проявляется в виде финансовой помощи, мате-
риально-технического оснащения и пр. Смешанное финансирование предполагает комбинацию из нескольких вышеперечисленных вариантов.
Важным признаком для учреждений ДПО в современных условиях являются способы поиска клиентов, учащихся, то есть потребителей образовательных услуг. Согласно этому признаку, различают: государственный заказ, корпоративный заказ, самостоятельный поиск и комбинированный вариант. При государственном заказе учреждения ДПО получают задание и финансирование на обучение граждан от органов государственной (федеральной и региональной) и муниципальной власти. При корпоративных заказах предприятия отправляют сотрудников в свои корпоративные учебные заведения для обучения. Самостоятельный поиск означает нахождение и удержание заказчиков образовательных услуг собственными силами учреждения ДПО. Комбинированный способ предполагает сочетание нескольких вышеперечисленных вариантов одновременно.
В настоящее время на рынке образовательных услуг в сфере ДПО необходимо отличать организации по признаку, учитывающему схему работы учреждения ДПО по отношению к действительности оказываемых образовательных услуг и соответствию требований законодательства. Согласно этому признаку, существуют учреждения ДПО, оказывающие образовательные услуги в соответствии с требованиями законодательства, заказчиков и т. д. и с фиктивным подходом к образовательной деятельности.
Образовательная деятельность в сфере ДПО является лицензируемой и предполагает соответствие учреждения ДПО и процессов оказания образовательных услуг ряду требований законодательства. По данному признаку лицензирование учреждений ДПО осуществляется: федеральными государственными органами Рособрнадзора, региональными государственными органами Рособрнадзора.
Одним из признаков, влияющих на конкурентоспособность учреждения ДПО, является уникальность его самого с позиции оказываемых образовательных услуг и методов их продвижения. Примером уникальности могут служить подготовка космонавтов в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина» и всероссийские конкурсы профессионального мастерства, проводимые ЧОУ «Межотраслевой институт» по направлениям реализуемых образовательных программ ДПО.
Признаком устойчивости и динамики развития учреждения ДПО может являться наличие у него филиалов, их количество, изменение их числа за определенный промежуток времени, возможность их быстрого создания, ликвидации или переноса в другие места в зависимости от ситуации на рынке образовательных услуг в сфере ДПО.
Существенным признаком, характеризующим учреждение ДПО, является наличие или отсутствие инфраструктуры для ведения образовательной деятельности, условий для оказания образовательных услуг: помещения, материально-техническая база, учебные мастерские, пункт оказания медицинской помощи (мед. кабинет), общежития для учащихся, автотранспорт, автопарковки, пункт общественного питания, библиотека и др. В соответствии с этим признаком учреждения ДПО имеют всю необходимую инфраструктуру, только ее отдельные элементы или она вообще отсутствует.
Большое значение в учреждении ДПО придается штатному профессорско-преподавательскому составу (ППС), в том числе с учеными степенями и званиями. Эти признаки влияют на способность качественного оказания образовательных услуг учреждением ДПО. Данные признаки имеют значения «да» и «нет».
Значимым признаком учреждения ДПО при ведении образовательной деятельности является статус используемых помещений. Они могут находиться в собственности, быть арендуемыми, в хозяйственном ведении и комбинированными, то есть использоваться помещения с разными статусами.
Последний признак характеризует наличие у учреждения ДПО системы менеджмента качества (СМК), экологического менеджмента (СЭМ), менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗиОБТ) и клиентоориентирован-ного подхода (КОП).
Реально функционирующая СМК позволяет повысить качество оказываемых образовательных услуг, что является одним из важных факторов для заказчиков. Благодаря этому у организации поддерживается хороший имидж, узнаваемость на рынке ДПО среди клиентов и государственных контролирующих органов.
СЭМ может способствовать уменьшению или оптимальному потреблению ресурсов: электроэнергии, отопления, воды и т. д. Совместно с концепцией бережливого производства, предполагающей постоянное улучшение и непрерывное устранение потерь, эффективность использования видится значительно выше. С учетом ежегодного роста тарифов и в случае увеличения количества помещений, офисов, филиалов размер возможного снижения данных издержек будет только расти.
СМОЗиОБТ дает возможность снижения риска получения заболевания и травм на рабочем месте, что отражается на снижении количества отпусков по болезни сотрудников. К тому же положительное воздействие на мотивацию работников оказывает удовлетворенность условиями и организацией труда. Данные факты не влекут прямого влияния на экономические показатели деятельности организации и проявляются косвенным образом.
Применение КОП помогает организации получать более высокие доходы за счет глубокого понимания, постоянного сотрудничества, эффективного удовлетворения и предвидения в будущем потребностей клиентов.
Учреждения ДПО могут иметь все перечисленные системы менеджмента, а некоторые из них и вовсе ни одной.
заключение
Использование системы классификации на основе морфологического анализа позволяет определить и охарактеризовать множество учреждений ДПО, охватываемых данной классификацией. Каждое такое учреждение ДПО описывается комбинацией одного из значений каждого признака. Это многообразие определяется произведением числа значений признаков классификации по каждому признаку и в нашем случае составит
18432000 (5х4х5х5х4х4х2х2х2х2х3х2х2х4х3=18432000). Однако это не говорит о том, что все учреждения ДПО, то есть комбинации из этой классификации реализуемы.
Применение данной системы классификации позволяет описать любое учреждение ДПО набором сочетаний одного из значений каждого классификационного признака и создать на ее основе систему кодирования. Для примера полное описание ЧОУ «Межотраслевой институт» будет иметь следующий вид: 1.3-2.3-3.3-4.3-5.2-6.3-7.1-8.29.1-10.1-11.3-12.1-13.1-14.4-15.3. Далее, имея полное описание и представление о конкретном учреждении ДПО, можно разрабатывать стратегию управления развитием организации для поддержания и повышения ее жизнеспособности.
ИСТОЧНИКИ:
1. Информационное обеспечение АИСБУЭА Studfiles.net URL: https://studfiles.net/ preview/5615494( дата обращения: 05.12.2017 ).
2. Карева В.П. Морфологический анализ как инструмент развития творческих способно-
стей студентов ПОО на учебных занятиях по менеджменту. E-koncept.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2016/56343.htm (дата обращения: 23.01.2018).
3. Классификация систем Studopedia.org/ URL: http://studopedia.org/2-135997.html (дата
обращения: 05.12.2017).
4. Метод морфологического анализа и синтеза. Economy-ru. [Электронный ресурс]. URL: http://economy-ru.com/upravlencheskie-resheniya_999/metod-morfologicheskogo-analiza-66017.html (дата обращения: 05.12.2017).
5. Морфологический анализ. Inventech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.
inventech.ru/pub/methods/morph (дата обращения: 05.12.2017).
6. Монополистическая конкуренция Dic.academic.ru URL: https://dic.academic.ru/dic.
nsf/ruwiki/214930 (дата обращения: 20.12.2017).
7. Организационно-правовая форма Dic.academic.ru URL: https://dic.academic.ru/dic.
nsf/ruwiki/136230 (дата обращения: 12.12.2017).
8. Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Обучение работодателей и работников вопросам охраны труда. Akot.rosmintrud. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://akot.rosmintrud.ru/ot/organizations (дата обращения: 14.05.2017).
9. Что такое морфологический анализ. Inventech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.inventech.ru/lib/glossary/morphan (дата обращения: 05.12.2017).
REFERENCES:
Kareva V.P. Morfologicheskiy analiz kak instrument razvitiya tvorcheskikh sposobnostey studentov POO na uchebnyh zanyatiyakh po menedzhmentu [Morphological analysis as a tool for the development of creative abilities in the classroom management] E-koncept.ru. (in Russian). Retrieved January 23, 2018, from https://e-koncept.ru/2016/56343.htm