#
25. Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и всемирной истории // Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. - Т. 2. - М., 1990.
26. Соловьев В. С. Три свиданья // Соловьев В. PRO ET CONTRA. - СПб., 2000.
27. Киреевский И. В. Опал // Киреевский И. В., Киреевский П. В. Полн. собр. соч.: В 4 т. - Т. 2. -Калуга, 2006.
28. Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И. В. Критика и эстетика. - М., 1979.
29. РГАЛИ. - Ф. 236. - Оп. 1. - Ед. хр. 18.
30. Блок А. Душа писателя // Блок А. Собр. соч. в 6 т. - Л., 1982. - Т. 4.
31. Федоров Н. Ф. Сочинения: В 4 т. - М., 1997.
32. Иванов В. И. Мысли о символизме // Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
33. Ильин И. А. О России и русской душе // Ильин И. А. Соч.: В 10 т. - Т. 6. - Кн. III. - М., 1997.
34. Киреевский И. В. Письмо А. Хомякову от 15 июля 1840 г. // Киреевский И. В. Критика и эстетика. -М., 1979.
35. Премудрость и благодать Божия в судьбах мира и человека. - Пг., 1916.
36. Хомяков А. С. Полн. собр. соч.: В 8 т. - Т. 8. -М.,1904.
37. Киреевский И. В. Письмо от 6 июля 1833 или 1834 года // Киреевский И. В., Киреевский П. В. ПСС: В 4 т. - Т. 3. - Калуга, 2006.
УЧРЕЖДЕНИЕ РАЙОННЫХ ОХРАННЫХ ОТДЕЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ в.
SETTING UP DISTRICT SECRET POLITICAL POLICE DEPARTMENTS AS PART OF THE PROCESS OF RUSSIA MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS REFORMS IN EARLY 20th CENTURY
Н. А. Карпова
Статья посвящена проблеме реорганизации полицейского аппарата России в начале ХХ в. Внимание направлено на историю учреждения районных охранных отделений, в рамках организационных преобразований Министерства внутренних дел. Появление нового структурного подразделения отчасти способствовало созданию единого института политического розыска в империи. Это, безусловно, отразилось на повышении эффективности в выполнении поставленных перед Департаментом полиции задач, направленных на предотвращение революционных настроений и действий антиправительственного характера. Деятельность районных охранных отделений заслуживает более детального рассмотрения и научного осмысления как с исторической, так и с прикладной точки зрения.
Ключевые слова: районное охранное отделение, реформирование системы МВД, Департамент полиции, политический сыск, Межведомственная комиссия по подготовке реформы МВД.
N. A. Karpova
The article examines the issue of reorganizing Russia police structure in early 20th century. The author focuses her attention on the history of setting up district secret political police departments as part of the process of organizational reform of the Ministry of Internal Affairs. Its appearance in the MIA structure partly prompted the appearance of a unified institute of political investigation in the empire. This undoubtedly led to increased efficiency of achieving the goals of the Police Department which were aimed at preventing revolutionary moods and anti-government actions. District secret political police departments work is worth a more detailed research and scholarly interest from both points of view of their history and application.
Keywords: district secret political police department, Ministry of Internal Affairs reform, Police Department, Political Detection Institute, Joint committee on MIA reform preparation.
Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической и политической жизни российского общества, всегда отражаются на структуре и задачах, стоящих перед правоохранительными органами. Все более возрастающие требования обще-
ства к деятельности системы Министерства внутренних дел в условиях построения демократического правового государства диктуют насущную необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных
Ф
посягательств. Действующее в настоящее время законодательство в сфере организации и деятельности органов внутренних дел не в полной мере отвечает современным требованиям и, конечно, нуждается в обновлении.
В июле 2010 г. Президент России Д. А. Медведев подписал ряд законов, направленных на повышение эффективности деятельности МВД, о чем он сообщил в ходе встречи с министром внутренних дел Р. Г. Нургалиевым. Новые изменения нацелены прежде всего на регламентацию и четкое выполнение своих функциональных обязанностей сотрудниками министерства. Это только один из шагов, направленных на решение задачи по реформированию МВД и придания работе министерства большей эффективности и ответственности перед страной и перед людьми [1].
В связи с поставленными на высшем государственном уровне задачами немаловажное значение приобретают исторические исследования. История нашей страны не раз доказывала, что достичь должных результатов в утверждении демократических и гуманистических начал без учета опыта предыдущих поколений просто невозможно. Поэтому необходимо знать и учитывать в полном объеме накопленный исторический опыт не только зарубежных государств, но и, в первую очередь, отечественный. Следует отметить, что некоторые документы, издаваемые в России в дореволюционный период, могут и должны использоваться в правотворческой деятельности в процессе реформирования Министерства внутренних дел сегодня.
Необходимость в реформировании системы правоохранительных органов наступает всегда не сразу. В начале ХХ в. нуждалось в значительных структурных преобразованиях Министерство внутренних дел.
Большое влияние на формирование полицейской системы Российской империи в этот период оказывали социально-экономические и политические процессы. Радикальные изменения, происходившие практически во всех сферах жизни российского общества, непосредственно отражались на структуре и задачах Министерства внутренних дел. Необходимость организационных изменений полиции вызывалась не просто ее общими недостатками, а принципиальными изменениями, произошедшими в стране после 1861 г. [2, с. 16-17].
К началу ХХ в. обстановка в России стала очень напряженной. Рост общественного движения, вызванный усилением финансового влияния буржуазии и обострением разногласий между рабочими и предпринимателями, требовал от власти хотя бы частичного изменения внутриполитического курса. Вся ответственность за это легла на Министерство внутренних дел. Причем нужно было сделать так, чтобы все проводимые изменения ничего фактически не меняли. Задача осложнялась еще и тем, что в глазах образованного общества МВД становится олицетворением консерватизма. Любые предпринимаемые им меры встречаются в штыки не только левыми, но и центром и даже правыми. Отсутствие реального плана реформ и отставание от требований времени лишь ослож-
няли обстановку в стране. Все руководители ведомства в меру своих способностей и понимания ситуации старались ее стабилизировать [3, с. 11-12].
2 февраля 1902 года Л. А. Ратаев, возглавлявший Особый отдел Департамента полиции МВД, на имя директора Департамента А. А. Лопухина написал докладную «Записку о революционном движении в Империи», которую можно было бы назвать «предложениями по реформированию общей и политической полиции в связи с растущим революционным движением». Л. А. Ратаев указывал на то, что «существует масса полиций - общая, земская, сыскная, секретная, политическая, железнодорожная. Все они в лучшем случае друг другу только мешают, а подчас и противодействуют, и нет ответственного лица, которое бы их объединяло, руководило их действиями и направляло к общей цели» [4, с. 66]. Ознакомившись с докладной запиской, А. А. Лопухин наложил на нее резолюцию: «Возвратить в Особый отдел», и дальнейшего развития она не получила [4, с. 67].
Уже спустя три года массовые забастовки, беспорядки и восстания в армии и на флоте, а также последовавшая затем революция 1905 г. вскрыли неэффективность системы государственного управления Российской империи. Так называемая «масса полиции» не справлялась с набирающим обороты революционным движением. Революция обнажила весь спектр проблем и противоречий, копившихся годами. Стала очевидной необходимость принципиальных реформ всего государственного механизма, важнейшей частью которого являлась в том числе и полиция. Система политического розыска нуждалась в структуре, которая могла бы объединить и направить деятельность всех ее низовых учреждений к одной цели -борьбе с антиправительственными организациями.
А. А. Лопухин, видя все разнообразие полицейского аппарата, выделял в нем виды, типы и группы, в зависимости от стоящих перед подразделениями задач, места их службы и способов организации. «Полиция в России делится на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную». Также он называет сыскную, фабричную, железнодорожную, портовую, речную, горную, волостную, сельскую, мызную и полевую полицию, которая «по способу организации» может быть подразделена на пять типов: военную, гражданскую, смешанную, коммунальную и вотчинную [5, с. 10].
Сразу же после подавления революции начинается поиск путей усовершенствования и усиления полиции. Необходимость проведения реформы полиции признавалась многими. В 1906-1907 гг. последовал целый ряд реорганизаций. Данный период оказался поворотным и самым насыщенным «как в деле проведения внутренних реорганизаций в системе Департамента полиции, так и политического сыска в целом» [6]. Именно в это время усиливается сеть охранных отделений, создается специальная комиссия по пересмотру структуры и функций полиции, внесены необходимые коррективы в деятельность делопроизводств и Особого отдела [7, с. 158].
Наряду с охранными отделениями в некоторых городах, «отдаленных от центра, там, где в этот период наблюдается рост "боевых" настроений среди населения», создаются более мелкие подразделения - охранные пункты. Их особенностью являлось то, что «они создавались циркулярами с большой легкостью и также быстро ликвидировались» [4, с. 121].
Одновременно с созданием охранных пунктов и усиления сети охранных отделений в системе политического розыска Министерства внутренних дел учреждаются совершенно новые структурные подразделения - районные охранные отделения (РОО). Директор Департамента полиции М. И. Трусевич подготовил на имя министра внутренних дел и шефа жандармов П. А. Столыпина докладную записку «О реорганизации политического розыска в связи с усилением революционного движения в России». В записке предлагалось «существенно изменить постановку политического расследования сообразно революционной фракции» [7, с. 158], создать несколько центральных разыскных органов и провести изменения в организации Особого отдела. Также были поставлены вопросы о кадрах, внутренней агентуре, наружном наблюдении и намечена программа, которая в дальнейшем станет проводиться в жизнь при непосредственной поддержке П. А. Столыпина.
М. И. Трусевич вступил в должность директора Департамента полиции в июне 1906 г. Это был один из самых трудных периодов за все существование Департамента. В своих воспоминаниях бывший товарищ министра внутренних дел, заведующий полицией, генерал П. Г. Курлов писал: «Разразившаяся смута и усилившееся революционное движение показали не только недостаточность численного состава, но и малую подготовленность наличных разыскных чинов к выпавшей на их долю усиленной работе. Офицеры Корпуса жандармов... привыкли работать по определенным шаблонам.» [8]. Для устранения малой подготовленности офицеров Губернского жандармского управления, на которых лежал розыск по политическим делам, М. И. Трусевич предложил образовать районные охранные отделения. Начальники РОО должны были не только руководить политическим сыском в рамках нескольких губерний входивших в их район, но и обучать жандармских офицеров.
Районные охранные отделения были учреждены в соответствии с положением от 14 декабря 1906 г. Их формирование проходило в рамках столыпинских реформ по общей структурной реорганизации политического розыска и совершенствования правоохранительной деятельности в целом. Главной целью реформирования полиции являлось устранение недостатков в ее организации, а именно: отсутствие единства, малочисленность состава и его количественное несоответствие плотности населения, низкая материальная обеспеченность чинов полиции, отсутствие полицейского устава и перегруженность обязанностями, не соответствующими прямому назначению службы [9, с. 25].
По инициативе П. А. Столыпина при МВД была создана специальная Межведомственная комиссия для под-
готовки реформы под председательством товарища министра, впоследствии министра внутренних дел А. А. Макарова. Комиссия рассмотрела несколько проектов по реформированию полиции, в том числе - члена Совета МВД В. Э. Фриша и директора Департамента полиции М. И. Трусевича.
В состав комиссии вошли высокопоставленные и наиболее авторитетные представители различных министерств и ведомств: государственный секретарь, сенатор, тайный советник А. А. Макаров; сенатор А. А. Глищанский; товарищ министра внутренних дел, командир Отдельного корпуса жандармов (ОКЖ), генерал-лейтенант П. Г. Курлов; директор Департамента полиции, тайный советник Н. П. Зуев; начальник штаба ОКЖ, генерал-лейтенант Д. К. Гершельман; помощник начальника штаба ОКЖ, генерал-майор И. П. Залесский; член Совета министра внутренних дел, в должности шталмейстера, действительный статский советник барон В. Э. Фриш; член Совета министра внутренних дел, действительный статский советник барон А. М. Нолькен; член Совета министра внутренних дел, действительный статский советник Н. Ч. Зайончков-ский; вице-директор Департамента полиции, статский советник С. П. Белецкий; Санкт-Петербургский градоначальник, генерал-майор Д. В. Драчевский; член Совета главного управления по делам печати, действительный статский советник Э. Н. Берендтс; директор первого департамента юстиции, действительный статский советник П. Н. Милютин; помощник статс-секретаря Государственного Совета, статский советник Н. А. Елачич и начальник отделения главного штаба, полковник Е. Ф. Эльснер [10, с. 12].
Свои меры по институциональному преобразованию полиции предлагал и П. А. Столыпин. «Исходя из того положения, - писал об этом в своих воспоминаниях генерал П. Г. Курлов, - что полиция исполняет массу функций, не имеющих ничего общего с ее прямым назначением, был выдвинут первый принцип об освобождении ее от этих обязанностей, чтобы дать ей возможность заняться своим прямым делом. Вторым принципом было улучшение материального быта полицейских чинов, в связи с необходимым увеличением штатов, поднятие образовательного ценза и уничтожение полной зависимости полиции от личного усмотрения местного начальства. Третьим - объединение полиции и Отдельного корпуса жандармов, как в центральных, так и в местных учреждениях. Четвертым - согласование действий офицеров Отдельного корпуса жандармов с деятельностью чинов судебного ведомства по производству дознаний о политических преступлениях» [8].
Стоит отметить, что в качестве выводов по окончании работы комиссии также звучала отрицательная оценка и одновременного действия различных полицейских организаций в рамках одного государства. Анализируя отзывы начальников некоторых иностранных «полицейских установлений», комиссия констатировала, что в ряде государств пестрота полицейского устройства служила значительным препятствием для ее успешной деятельности. Данное обстоятельство было связано
$
как с отсутствием единства направления деятельности полиции в той или иной местности, так и с разнообразием форм ее организации [10, с. 12].
По результатам проведенной комиссией работы был выработан общий проект «О преобразовании полиции в Империи». Одобренный Советом министров, он в сентябре 1913 г. в качестве законопроекта был направлен в Государственную думу. Проект состоял из трех разделов -постановления, касающиеся организации полиции; постановления, определяющие права и обязанности полиции; Устав полицейский. Однако дальнейшее прохождение законопроекта в Думе наткнулось на серьезные трудности, и он находился там на рассмотрении до 23 октября 1916 г., когда было принято постановление Совета министров «Об усилении полиции в 50 губерниях Империи и об улучшении служебного и материального положения полицейских чинов».
Широко задуманная реформа полиции была не осуществлена. Тем не менее правительство принимало некоторые меры по усовершенствованию структуры и аппарата полиции, в частности, организационные изменения затронули сферу политического сыска. Признание необходимости «существенно изменить постановку политического расследования и создать в империи несколько центральных разыскных учреждений», а также предоставление им возможности сосредоточить в своих руках данные агентурного и наружного наблюдения по крупным административным районам и руководство работой местных учреждений [11, с. 108] являлось первым шагом на пути институционального реформирования не только Департамента полиции, но и системы Министерства внутренних дел в целом. На районные охранные отделения была возложена задача объединения всех функционирующих в пределах района местных органов политического сыска. Создание этого учреждения позволило частично перенести тяжести разыскной работы на низовой уровень, что сыграло немаловажную роль в эффективности принятия оперативных решений и их дальнейшей реализации.
Однако только создания районных охранных отделений в условиях революционной ситуации было недостаточно. После провала политики П. А. Столыпина правящие круги охладели к реформе полиции и, в конечном счете, «работа Комиссии свелась не столько к поискам более современных способов и форм организации полицейской службы, сколько к борьбе различных группировок» внутри ведомства [4, с. 365].
Комиссия А. А. Макарова проработала десять лет, однако результат ее деятельности оказался почти нулевым. Основные причины краха проведения реформы полиции в России в начале ХХ в. заключались, во-
первых, в ослаблении «реформаторского импульса» правительства, особенно после гибели П. А. Столыпина; во-вторых, в искусственном торможении проекта полицейской реформы в Государственной думе, незаинтересованность в ней представителей местной администрации, а также позиция определенных кругов общественности, считавших, что подобной реформе должно предшествовать принятие законов, гарантирующих права и свободы личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Реформирование МВД РФ // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mvd.ru/about/100036/8080 (дата обращения 05.05.2010).
2. Фомичев А. Ю. Проекты реформ российской полиции в конце XIX - начале ХХ века: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1999.
3. Министерство внутренних дел (1902-2002). Исторический очерк. - М.: Объединенная редакция МВД России, 2004.
4. Перегудова З. И. Политический сыск России (1880-1917). - М.: РОССПЭН, 2000.
5. Лопухин А. А. Из итогов служебного опыта. Настоящее и будущее Российской Империи. - М., 1907.
6. Перегудова З. И. Департамент полиции // Фонд изучения наследия П. А. Столыпина. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stolypin.ru/entciklopedia_s58. html (дата обращения 03.08.2011).
7. Старков Б. А. Охотники на шпионов. Контрразведка Российской империи 1903-1914 гг. -СПб.: Питер, 2006.
8. Курлов П. Г. Гибель императорской России: Воспоминания. - М.: Захаров, 2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.belousenko. com/books/memoirs/kurlov_russia.htm (дата обращения 03.08.2011).
9. Закиматова А. Ю. Правовое регулирование службы в органах полиции Российской империи: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01.
- СПб., 2006.
10. Краткая объяснительная записка к заключению Межведомственной комиссии под председательством сенатора А. А. Макарова по преобразованию полиции в империи. - СПб., 1911.
11. Циркуляр от 8 января 1907 г. № 207 // ГА РФ.
- Ф. 102. - Оп. 260. -Д. 17.