Научная статья на тему 'Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков накануне первой русской революции'

Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков накануне первой русской революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
214
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / МЕНЬШЕВИКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / РОССИЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ / CONSTITUENT ASSEMBLY / THE MENSHEVIKS / POLITICAL DISCOURSE / THE RUSSIAN SOCIAL-DEMOCRATIC LABOUR PARTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стегнюшин А. А.

Определяются истоки появления идеи Учредительного собрания в политическом дискурсе меньшевиков. Раскрывается понимание и первые интерпретации идеи Учредительного собрания меньшевиками. Устанавливаются факторы, влияющие на появление различных интерпретаций, и факторы, определяющие ключевой подход к пониманию идеи Учредительного собрания меньшевиками в 1903/04 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constituent Assembly in the Political Discourse of Mensheviks Before the First Russian Revolution

Define the origins of the idea of the Constituent Assembly in the political discourse of the Mensheviks. Reveals understanding and the first interpretation the ideas of the Constituent Assembly the Mensheviks. Set the factors influencing the emergence of different interpretations, and the factors that determine a key approach to understanding the ideas of the Constituent Assembly the Mensheviks in 1903-1904 year.

Текст научной работы на тему «Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков накануне первой русской революции»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 57-63. УДК 94 (47)

DOI 10.25513/2312-1300.2018.1.57-63

А. А. Стегнюшин

УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ МЕНЬШЕВИКОВ НАКАНУНЕ ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Определяются истоки появления идеи Учредительного собрания в политическом дискурсе меньшевиков. Раскрывается понимание и первые интерпретации идеи Учредительного собрания меньшевиками. Устанавливаются факторы, влияющие на появление различных интерпретаций, и факторы, определяющие ключевой подход к пониманию идеи Учредительного собрания меньшевиками в 1903/04 г.

Ключевые слова: Учредительное собрание; меньшевики; политический дискурс; Российская социал-демократическая рабочая партия.

A. A. Stegniushin

CONSTITUENT ASSEMBLY IN THE POLITICAL DISCOURSE OF MENSHEVIKS BEFORE THE FIRST RUSSIAN REVOLUTION

Define the origins of the idea of the Constituent Assembly in the political discourse of the Menshe-viks. Reveals understanding and the first interpretation the ideas of the Constituent Assembly the Men-sheviks. Set the factors influencing the emergence of different interpretations, and the factors that determine a key approach to understanding the ideas of the Constituent Assembly the Mensheviks in 19031904 year.

Keywords: Constituent Assembly; the Mensheviks; political discourse; the Russian social-democratic labour party.

Идея Учредительного собрания в 1917 г. была одной из самых популярных. Учредительное собрание воспринималось как демократическая альтернатива сначала абсолютизму, а позже новому большевистскому режиму. Но к 1917 г. идея Учредительного собрания была не новой, она возникла и развивалась в определённых социально-политических условиях. Поэтому большинство партий различной политической направленности в начале XX в. вкладывало в понимание этой идеи своё истолкование, зависящее от множества факторов.

Помимо партийных отличий, непрерывно изменялись интерпретации идеи и внутри одной партии или её течений. Появление идеи Учредительного собрания в рядах меньшевизма, её развитие, интерпретации

© Стегнюшин А. А., 2018

и определяющие их факторы не были темой специального исследования в отечественной и зарубежной историографии. К тому же процесс появления и существования идеи Учредительного собрания в теории и политической практике меньшевиков традиционно рассматривается как процесс поступательного развития этой идеи. Но насколько это было целостное развитие и чем обусловлены переходы от одного понимания идеи к другому? Ответы на эти вопросы помогут создать более целостную картину принятия меньшевиками важных политических решений в революционных процессах начала XX в. В данной статье мы попытаемся определить, откуда и в каком виде пришла идея Учредительного собрания в политический дискурс меньшевиков, происходило ли

развитие и изменение интерпретаций этой идеи до 1905 г. и какие факторы могли на это повлиять. Под меньшевиками в настоящем исследовании понимаются члены меньшевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на момент 1903/04 г.

Идея Учредительного собрания неоднократно была предметом исследований в отечественной и зарубежной историографии. Большой вклад в изучение истории зарождения, развития и воплощения в жизнь идеи Учредительного собрания в России внесли О. Н. Знаменский [1], Л. Г. Протасов [2], М. В. Вишняк [3]. Они определили, что действительный смысл идеи Учредительного собрания, ставший в России общеупотребительным к началу XX в., заключается в том, что это не столько представительный орган, сколько символ борьбы с абсолютизмом, символ борьбы за верховенство закона, за конституцию и права граждан. Такое понимание идеи Учредительного собрания появилось во времена Великой французской революции конца XVIII в., в России впервые отражено в программных документах декабризма [Там же].

Откуда идея Учредительного собрания появилась в политическом дискурсе меньшевиков и в каком истолковании впервые встречается? Первое представление об Учредительном собрании в политическом дискурсе меньшевиков исходило из общего представления об идее, сформированного в конце XIX в. в политической среде. Истоки этого представления мы находим в народнических и первых социал-демократических организациях. Начало обращения к идеи Учредительного собрания положил анархист, народник М. А. Бакунин [4], употребив этот термин во многом неосознанно, обозначая, что в любые собрания, будь то учредительные или законодательные, рабочие больше не пошлют буржуа. В этом упоминании идея Учредительного собрания не несёт никакого конкретного истолкования, но М. А. Бакунин невольно заставляет обратить внимание на эту идею другие политические силы.

Как политическое требование идея Учредительного собрания оформляется уже в течение следующих десяти лет. Первое обдуманное использование идеи Учредитель-

ного собрания как политического требования мы находим в работах И. И. Петрункевича, на тот момент одного из самых активных земских деятелей. В брошюре «Ближайшие задачи земства», изданной в начале 1879 г., обращаясь к требованию Учредительного собрания, И. И. Петрункевич определял некоторые важные характеристики своего истолкования этой идеи. Учредительное собрание он понимал как «Совет представителей народа» [5, с. 434], который может правильно решить требования, выдвигаемые земствами. По его мнению, только Учредительное собрание является гарантом правильного решения главного требования земств, выработки конституции страны: «Поэтому мы не должны быть фигурантами в конституционной комедии, а, отвергнув всякую конституцию, данную сверху, будем настаивать на созыве Учредительного собрания» [Там же]. Учредительное собрание в истолковании И. И. Петрункевича - это символ борьбы за конституцию и права человека.

Новый толчок распространения идея Учредительного собрания получила с образованием «Народной воли» осенью 1879 г. С начала своего существования в «Народной воле» пытались разъяснить относительно широкому кругу читателей необходимость обращения к идее Учредительного собрания, в то же время закладывая ключевые подходы к её пониманию.

В процессе объяснения значимости Учредительного собрания народовольцы определяли новый подход к пониманию этой идеи. По их мнению, Учредительное собрание в России должно произвести полный экономический и государственный переворот, так как «в таком собрании обязательно окажется 90 % крестьян от партии» [6, с. 81]. В рассуждениях народовольцев был обозначен новый источник созыва Учредительного собрания, теперь это необязательно правительство: «Предположим, в самом деле, что наше правительство от каких бы то ни было причин... принуждено ликвидировать свои дела. Составляется самостоятельно или по приглашению правительства Учредительное собрание, снабжённое приговорами своих избирателей» [Там же]. Народовольцы видят в Учредительном собрании в первую очередь символ борьбы с существующей властью

в отличие от И. И. Петрункевича, который определял Учредительное собрание только как гарант борьбы за права человека.

Как символ борьбы с властью Учредительное собрание в истолковании «Народной воли» получило дальнейшее распространение и звучало уже более чётко и ярко. Об этом нам говорит Программа Исполнительного комитета, опубликованная в 3-м номере Социально-революционного обозрения «Народной воли» от 1 января 1880 г.: «Таким образом, наша цель: отнять власть у существующего правительства и передать её в руки Учредительному собранию, которое должно пересмотреть все наши государственные и общественные учреждения и перестроить их согласно инструкциям избирателей» [7, с. 164]. Помимо чёткого обозначения, что созыв Учредительного собрания приравнивается к ликвидации существующей власти, в программе «Народной воли» эта идея получила ещё одну важную характеристику. Выборы в Учредительное собрание должны быть осуществлены путём прямого, равного и тайного голосования. С этого времени идея Учредительного собрания неотделима от требования демократических выборов.

Но не только террористическое крыло «Земли и Воли» принимало такое понимание идеи Учредительного собрания. Г. В. Плеханов, один из лидеров «Чёрного передела», «Освобождения труда», а затем и меньшевистского крыла РСДРП в 80-х гг. XIX в., обозначал, что «Освобождение труда» не является противником захвата власти и передачи её в руки Учредительного собрания. Соглашался Г. В. Плеханов и с необходимостью созыва Учредительного собрания путём прямой, равной и тайной подачи голосов. Естественно, что пути достижения этого результата кардинально отличались от идей народовольцев. Но понимание идеи Учредительного собрания как символа борьбы с властью воспринималось одинаково.

Члены «Освобождения труда», считая Учредительное собрание символом борьбы с властью, не спешили, в отличие от радикального крыла, заявлять это требование. Программа социал-демократической группы «Освобождение труда» [8], созданная в 1884 г., не содержит упоминаний о необходимости созыва Учредительного собрания.

Возможно, это происходит потому, что вокруг идеи Учредительного собрания оставался ряд спорных вопросов, таких как может ли быть государство инициатором созыва Учредительного собрания, каков должен быть будущий состав, сколько должно быть прав у Учредительного собрания и не должно ли оно служить только для осуществления переворота.

Не стоит считать, что все социал-демократические силы конца XIX в. воспринимали Учредительное собрание исключительно как символ борьбы с властью. В качестве примера можно использовать проект и объяснение программы социал-демократической партии, написанной В. И. Лениным в период тюремного заключения в 1895/96 г. Опубликован этот проект был только в 1924 г., поэтому широкого распространения в конце XIX в. не получил. В проекте программы В. И. Лениным были сформулированы требования социал-демократической партии, под первым пунктом которых значилось: «Созвание Земского собора из представителей всех граждан для выработки конституции» [9, с. 4]. В конце XIX в. народники, а затем и первые социал-демократические группы и кружки зачастую использовали понятия «Земский собор», «Народное собрание» и «Учредительное собрание» как равнозначные. Поэтому нет сомнения, что в проекте программы социал-демократической партии, написанном В. И. Лениным, речь идёт именно об Учредительном собрании. В. И. Ленин в проекте воспринимал его как символ борьбы за конституцию и права граждан. Под вторым пунктом указывались основы избирательного закона, который был определён через всеобщее, равное избирательное право [Там же].

Меньшевики долгое время оставались фракцией РСДРП, поэтому официальные партийные документы наиболее точно отражают общее видение меньшевиками идеи Учредительного собрания. Общее понимание идеи Учредительного собрания в РСДРП являлось основой для построения собственного представления об этой идее меньшевиками.

Создание РСДРП было провозглашено на I съезде партии в марте 1898 г. Съезд по своей сути был учредительным. Итогом I съезда РСДРП были принятие манифеста

партии, подготовленного П. Б. Струве, и печать решений съезда. Поэтому в первых партийных документах упоминаний об Учредительном собрании нет.

Первое партийное обращение к идее Учредительного собрания связано с работой II съезда РСДРП, проходившего в 1903 г. Это первый партийный съезд, где основное внимание было уделено разработке программы партии, была принята программа-максимум и программа-минимум. К тому же именно на этом съезде разногласия внутри партии вылились в формирование двух фракций: меньшевиков и большевиков. В программе-минимум выдвигалось требование созыва Учредительного собрания. Л. Г. Протасов замечает, что именно социал-демократы первыми из всех политических партий в России внесли в свою программу лозунг Учредительного собрания [2, с. 7]. Лозунг Учредительного собрания был характерен и для эсеров, «Союза освобождения», РСДРП ещё до

1903 г., но оформить этот лозунг в партийных документах первыми смогли члены партии РСДРП. Эсеры сделали это лишь в мае

1904 г. в опубликованном проекте программы. Кадеты ещё позже, потому как сформировались как партия лишь в 1905 г.

В какой интерпретации возникает и какие смыслы получает идея Учредительного собрания в программе-минимум РСДРП? Учредительное собрание здесь выступает как символ борьбы с властью, символ борьбы с абсолютизмом. Этот смысл воспринят членами РСДРП не только из трудов народников, но и непосредственно от Г. В. Плеханова, который был одним из самых активных членов партии при выработке программ. Об Учредительном собрании речь идёт в последнем пункте проекта программы-мини-мум РСДРП. Партия убеждена в том, что «полное, последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных преобразований достижимо лишь путём низвержения самодержавия и созыва Учредительного собрания, свободно избранного всем народом» [10, с. 723].

Помимо символа борьбы с властью, Учредительное собрание получило значение символа победы революции. Подтверждения этому мы находим в обсуждении последнего пункта программы. Первым предложил вне-

сти поправку в этот пункт К. М. Тахтарев. Он предложил, чтобы после слов «низвержения самодержавия» читали «и заменой его народовластием» [10, с. 254]. Мотивировал он это тем, что не созыв Учредительного собрания, а лишь народовластие обеспечит победу революции. В ответ Ю. О. Мартов предложил считать поправку излишней, так как «все положения программы будут проведены обязательно лишь при условии Учредительного собрания» [Там же]. Поправка, предложенная К. М. Тахтаревым, не была принята съездом. Таким образом, Ю. О. Мартов, а затем и большинство социал-демократов на съезде чётко определили, что для них Учредительное собрание - это символ борьбы с властью и символ победы революции, а значит, с этого времени созыв Учредительного собрания стал первоочередной задачей партии.

Понимание идеи Учредительного собрания в политическом дискурсе меньшевиков в целом соответствует общим партийным представлениям, но в процессе агитации и популяризации этой идеи меньшевиками она приобретает новые характерные черты. В политическом дискурсе меньшевиков вокруг идеи Учредительного собрания начинают формироваться представления о том, что именно оно, Учредительное собрание, приведёт к решению всех главных проблем в стране. Н. И. Иорданский, работавший тогда под псевдонимом Н. Негорев, в статье «Перед голодом», опубликованной 25 июня 1904 г. в 68-м номере газеты «Искра» [11], повествует о тех трудностях, с которыми сталкивается население страны из-за Русско-японской войны. В первую очередь это голод, вызванный недостатком рабочих рук, выделением части бюджета губерний на военные расходы, неурожаем. Но все эти проблемы обрисованы лишь для того, чтобы показать реальную необходимость созыва Учредительного собрания, что именно оно может решить эти проблемы.

Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков постепенно становится не только средством свержения власти, борьбы с абсолютизмом, но и средством заключения мира, только благодаря Учредительному собранию можно прекратить Русско-японскую войну. Об этом говорит Ю. О. Мартов в статье «Петербургская вес-

на», опубликованной 20 сентября 1904 г. в 74-м номере газеты «Искра»: «Мир и свобода или в переводе на язык политических требований: немедленная приостановка военных действий и созыв всенародного Учредительного собрания для ликвидации настоящего государственного порядка и для заключенья мира» [12, с. 153]. Так, постепенно Учредительное собрание становится ключом от всех проблем в политическом дискурсе меньшевиков.

Вместе с всё более чётким обозначением того, что Учредительное собрание - это средство борьбы с абсолютизмом и гарант победы революции, меньшевики не забывали и о том, что Учредительное собрание воспринималось ими и как гарант конституции, прав и свобод человека. Такое понимание идеи Учредительного собрания позволило им задуматься о переориентации земства в сторону революции. Меньшевики считали, что главным требованием земств будет конституция [13, с. 70]. Поэтому они заявляли: «Наша задача состоит в том, чтобы противопоставить этим требованиям наше требование избранного всенародным голосованием на основе всеобщей, тайной, равной и прямой подачи голосов Учредительного собрания, которое уже и выработает конституцию страны» [Там же].

Но ситуация была гораздо сложнее. Меньшевики очень скоро поняли, что земства не являются самостоятельной политической силой, силой, независимой от правительства, и определили, что открытую борьбу за Учредительное собрание они не поддержат. Ю. О. Мартов в 1904 г. на страницах 80-го номера газеты «Искра» так оценивал ситуацию: «Но нескольких явных признаков бесхарактерности буржуазной оппозиции было достаточно для того, чтобы бюрократия сообразила, что, по существу дела, она имеет перед собой в лице земцев челобитчиков, а не людей, властно требующих и готовых постоять за свои требования» [14, с. 210].

Формирование представления об Учредительном собрании в политическом дискурсе меньшевиков происходило на фоне увеличения популярности этой идеи в рядах других политических сил. В конце 1904 г. у политических партий в России сформировались разные представления об Учредительном со-

брании. Представители «Союза 17 октября» видели будущее России в переходе к конституционной монархии с сохранением сильной власти монарха. Отсюда, по их мнению, ненужность Учредительного собрания и непринятие этой идеи. Кадеты воспринимали идею Учредительного собрания как реформаторскую, полагали, что созыв Учредительного собрания возможен монархическим правительством. На этом фоне меньшевики выработали собственное представление об идее Учредительного собрания.

Одно из мнений Запада о шансах русской революции и созыве Учредительного собрания представлено в книге немецкого журналиста, либерала, на несколько месяцев посещавшего Россию, Гуго Ганца «Перед катастрофой». Л. Д. Троцкий, на тот момент являвшийся меньшевиком, написал статью «Перед катастрофой» [15], которая была опубликована 5 октября 1904 г. в 75-м номере газеты «Искра». Эта статья появилась как ответ на представления Г. Ганца. Л. Д. Троцкий описывает путь, предлагаемый Г. Ган-цом, по которому сначала страна должна потерпеть полное военное и политическое поражение, после которого наступит финансовый крах, та самая катастрофа. После этого краха созыв Учредительного собрания виделся естественным процессом, который невозможно было запустить, не разрушая все прежние устои до основания. Меньшевики никогда не были согласны с такой оценкой. Свержение власти - вот к чему они стремились. Ни с военным, ни с тем более экономическим крахом они Учредительное собрание не ассоциировали. Л. Д. Троцкий объяснял: «Если бы Г. Ганц приехал на несколько месяцев раньше или позже, он бы вынес другие впечатления на счёт шансов и возможностей революции» [Там же, с. 169].

Подводя итоги, нужно сказать, что в политическом дискурсе меньшевистского крыла РСДРП к концу 1904 г. сформировалось собственное представление об идее Учредительного собрания. Источником этого представления послужили обращения к идее Учредительного собрания народническими и первыми социал-демократическими организациями конца XIX в. Эти наработки были восприняты не только через печатные труды, но и непосредственно от Г. В. Плеханова -

одного из лидеров «Чёрного передела», «Освобождения труда», а затем и меньшевиков.

Учредительное собрание в политическом дискурсе РСДРП, а значит, и меньшевиков впервые появилось в программе-мини-мум, разработанной на II съезде партии. В программе-минимум идея Учредительного собрания - это прежде всего символ борьбы с властью, символ борьбы с абсолютизмом и гарант победы революции. Сформировано представление о том, что Учредительное собрание должно быть избрано на основе всеобщей, тайной, равной и прямой подачи голосов. В дальнейшем такой демократический избирательный закон всегда подразумевался при обращении к идее Учредительного собрания, даже если напрямую об этом не говорилось.

В процессе решения актуальных партийных задач Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков приобрело новые смыслы. Для активной пропаганды и агитации Учредительного собрания как символа борьбы с властью меньшевикам было недостаточно. К осени 1904 г. Учредительное собрание приобрело значение средства заключения мира. Такой подход должен был сделать идею Учредительного собрания более популярной. Постепенно в политическом дискурсе меньшевиков Учредительное собрание становится не только гарантом заключения мира, но и ключом к решению всех острых проблем в государстве.

В конце 1904 г. у меньшевиков возникла идея переориентации земства в сторону революции. Они были убеждены, что главным требованием земств останется выработка конституции. И в этом случае им понадобилось другое видение идеи Учредительного собрания. В попытках влияния на земства для меньшевиков Учредительное собрание становится в первую очередь символом борьбы за конституцию и права человека. Но как только становится ясно, что земства не являются самостоятельной политической силой и открытую борьбу не поддержат, идее Учредительного собрания возвращается смысл символа борьбы за власть и свержения самодержавия.

Таким образом, представление об Учредительном собрании в политическом дискурсе меньшевиков не выглядит целостным.

Идея Учредительного собрания, возникнувшая в политическом дискурсе меньшевиков как символ борьбы с самодержавием, в зависимости от политической обстановки и актуальных проблем для партии, приобрела новые смыслы, при этом старые смыслы не уходили, а происходило приращение. В нужный для меньшевиков момент тот или иной смысл становился ключевым, отодвигая остальные на второй план. Идея Учредительного собрания в теории и политическом дискурсе меньшевиков к концу 1904 г. не являлась стратегической, а имела тактических характер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Знаменский О. Н. Всероссийское Учредительное собрание. История созыва и политического крушения. - Л., 1976. - 365 с.

2. Протасов Л. Г. Всероссийское учредительное собрание: история рождения и гибели. - М., 1997. - 368 с.

3. Вишняк М. В. Всероссийское Учредительное собрание. - М., 2010. - 448 с.

4. Бакунин М. А. Политика интернационала // Избранные сочинения. - Т. 4. - Пг. ; М., 1920. - С. 2-5.

5. Петрункевич И. И. Ближайшие задачи земства // Юбилейный земский сборник. 1864-1914 / под ред. Б. Б. Веселовского, З. Г. Френкеля. - СПб., 1914. - С. 429-436.

6. Народная воля. Социально-революционное обозрение. - 1879. - № 2 // Литература социально-революционной партии «Народной воли». - Женева, 1905. - С. 75-150.

7. Народная воля. Социально-революционное обозрение. - 1880. - № 3 // Литература социально-революционной партии «Народной воли». - Женева, 1905. - С. 151-224.

8. Программа социал-демократической группы «Освобождение труда» // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения : в 5 т. -Т. 1. - М., 1956. - С. 371-376.

9. Ленин В. И. Проект и объяснение программы социал-демократической партии // Первый съезд РСДРП. Март 1898 г. Документы и материалы. - М., 1958. - С. 3-23.

10. Второй съезд РСДРП. Июль - август 1903 г. Протоколы. - М., 1959. - 850 с.

11. Негорев Н. Перед голодом // «Искра» за два года : сборник статей из «Искры». - Ч. 1. -СПб., 1906. - С. 111-117.

12. Мартов Л. Петербургская весна // «Искра» за два года : сборник статей из «Искры». - Ч. 1. -СПб., 1906. - С. 147-153.

13. Письмо редакции «Искры» к партийным организациям о плане участия РСДРП в кампании по поводу 40-летия введения в России судебных уставов. Ноябрь 1904 г. // Меньшевики. Документы и материалы. 1903-1917 гг. - М., 1996. - С. 69-77.

14. Мартов Л. Земская дерзость и пролетарская бестактность // «Искра» за два года : сборник статей из «Искры». - Ч. 1. - СПб., 1906. -С. 210-216.

15. Троцкий Л. Перед катастрофой // «Искра» за два года : сборник статей из «Искры». - Ч. 1. -СПб., 1906. - С. 163-169.

Информация о статье

Дата поступления 26 сентября 2017 г.

Article info

Received

September 26, 2017

Дата принятия в печать 1 февраля 2018 г.

Сведения об авторе

Стегнюшин Антон Александрович - аспирант, старший преподаватель кафедры отечественной истории Омского государственного педагогического университета (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644099, Россия, Омск, ул. Партизанская, 4а E-mail: [email protected]

Accepted February 1, 2018

About the author

Stegniushin Anton Aleksandrovich - Graduate Student, senior lecturer of the Department of Russian History of Omsk State Pedagogical University (Omsk, Russia)

Postal address: 4a, Partizanskaya ul., Omsk, 644099, Russia

E-mail: [email protected]

Для цитирования

Стегнюшин А. А. Учредительное собрание в политическом дискурсе меньшевиков накануне первой русской революции // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2018. № 1 (17). С. 57-63. DOI: 10.25513/23121300.2018.1.57-63.

For citations

Stegniushin A. A. Constituent Assembly in the Political Discourse of Mensheviks Before the First Russian Revolution. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2018, no. 1 (17), pp. 57-63. DOI: 10.25513/2312-1300.2018.1.5763 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.