Научная статья на тему 'Учительство светских школ Зауралья'

Учительство светских школ Зауралья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКИЙ КОРПУС / ЦЕРКОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ / СВЕТСКИЕ УЧИТЕЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ / СВЕТСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ПОВЫШЕННОГО ТИПА / ЗЕМСКИЕ ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / THE TEACHING STAFF / CLERGY TEACHERS / SECULAR TEACHERS / EDUCATION QUALIFICATION / SECULAR EDUCATION SYSTEM / SCHOOLS OF HIGHER TYPE / RURAL SELF-ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булыгина Маргарита Викторовна

Рассматривается становление учительского корпуса светских школ Зауралья, дается его характеристика, прослеживаются количественные и качественные изменения, образовательный ценз и пути повышения квалификации, приводятся данные по отдельным персоналиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Teachery of Secular Schools of the Urals

This article is about a creation of the Ural secular teaching staff. It includes its characteristics, quantity and quality changes, education qualification and methods of skills improvement. You can find data on several persons.

Текст научной работы на тему «Учительство светских школ Зауралья»

УДК 371.124(470.58)

М. В. Булыгина

УЧИТЕЛЬСТВО СВЕТСКИХ ШКОЛ ЗАУРАЛЬЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учительский корпус; церковные учителя; светские учителя; образовательный ценз; светская система образования; учебные заведения повышенного типа; земские органы самоуправления.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается становление учительского корпуса светских школ Зауралья, дается его характеристика, прослеживаются количественные и качественные изменения, образовательный ценз и пути повышения квалификации, приводятся данные по отдельным персоналиям.

M. V. Bulygina

THE TEACHERY OF SECULAR SCHOOLS OF THE URALS

KEY WORDS: The Teaching staff; Clergy Teachers; Secular Teachers; Education Qualification; Secular education system; Schools of higher type; Rural self-administration.

ABSTRACT. This article is about a creation of the Ural secular teaching staff. It includes its characteristics, quantity and quality changes, education qualification and methods of skills improvement. You can find data on several persons.

На становление светской системы образования в Зауралье повлияли образовательные реформы центра. Первыми на Урале появились светские профессиональные учебные заведения, созданные по примеру европейской части России, за ними последовали учебные заведения повышенного типа. В то же время массовая начальная школа до 90-х гг. XIX в. оставалась в руках церкви.

Начало светскому образованию в крае было положено созданием в 1789 г. в г. Шадринске малого народного училища, затем в 1817 г. уездный Курган получил такое же учебное заведение. С 40— 50-х гг. XIX в. известны светские начальные школы Далматовского, Шад-ринского и Курганского уездов. С учреж-

дением в 1864 г. правительством земских учреждений, народное образование было отнесено к их компетенции. С этого времени начинается рост числа светских школ на территории Шадринского и Далматовского уездов, а в истории регионального образования выделяется особый период — земский [8], охватывающий период с 1867 г. (год образования в Шадринске земского самоуправления) по 1917 г. Уездные и городские земства собирали средства с сельских обществ и жителей городов и тратили значительные суммы на нужды образования, восполняя недостаточное государственное финансирование.

Контингент учителей в светских учебных заведениях Зауралья был неод-

нородным: преподаванием занимались как действующие, так и бывшие священнослужители, церковные сторожа, отставные военные и штатские, ссыльные и переселенцы, молодые учительницы и т. д. В Курганском уезде известен случай, когда в маленькой сельской школе учительствовала девочка 13-ти лет. Многие из учителей имели только домашнее образование или не имели его вообще [7].

Сначала преобладали учителя, окончившие конфессиональные учебные заведения, или учителя-священники разных рангов. По мнению Н. Ф. Бунакова, они были «истинными руководителями в сфере образования», но «не обладали ни временем, ни умением для плодотворного ведения дела» [5, с. 25]. Затем, с ростом числа светских школ и повышением требований к качеству преподавания, наметилась тенденция к замещению преподавателей-священников светскими. Шадринское земство с первого года своей деятельности взяло ориентир на светское образование и потребовало от учителей заключения договора, который содержал основные профессиональные требования и определял образовательный ценз. Большая часть священников не соответствовала указанным требованиям и покинула светские школы. В 1885 г. земство рапортовало о полной замене церковных учителей светскими, среди церковнослужителей в школе оставались только учителя Закона Божьего.

В других регионах Зауралья, где не было создано земских органов самоуправления, также начался процесс привлечения к преподаванию светских учителей и учительниц, так как церковь уже не могла обеспечить каждую школу учи-телем-священником, а с увеличением срока обучения дополнительно потребовались учителя-предметники. По этой же причине в светских учебных заведениях всех типов появились женщины-учителя. В основном это были учительницы, закончившие те же учебные заведения, где и готовились работать. Но в

целом по региону укомплектовать все учебные заведения учительскими кадрами не представлялось возможным, так как отсутствовали учебные заведения, готовящие учителей.

Недостаток числа учителей усугублялся низким качеством их подготовки. Шадринское земство одним из первых попыталось решить и эту проблему, организовывая местные учительские курсы или направляя учителей в образовательные центры страны. Следующим шагом в повышении квалификации учительского корпуса стало проведение съездов, на которых обсуждались вопросы методики обучения, проводились показательные уроки, устраивались выставки новинок педагогической литературы. Такие съезды известны в России с 60-х гг. XIX в. Вслед за Пермью и Тобольском 3-дневный учительский съезд провели в Шадринске в 1874 г. Участники обсуждали широкий круг вопросов: повышение квалификации учителей, улучшение методов преподавания, целенаправленный отбор молодежи для педагогической деятельности и т. д. Съезд прошел успешно, и городская управа поддержала ходатайство шадринских учителей о проведении следующего съезда под руководством одного из известных педагогов.

Такой съезд состоялся в июле 1883 г. под руководством известного педагога, последователя К. Д. Ушинского Н. Ф. Бунакова. В город прибыло 144 народных учителя из Челябинска, Екатеринбурга, Камышлова, Ирбита и т. д. Большинство учителей представляли Шадринск и Шадринский уезд. В задачи 2-го съезда входило не только повышение теоретико-практического уровня учителей, но и обсуждение задач школы, ее связи с народом, нравственное влияние учителя на учеников, вовлечение в школы девочек и т. д. Во временно организованной школе с учениками 1—3 классов провели и обсудили 76 уроков. Опытные педагоги учили методике обучения грамоте, объ-

яснительному чтению, педагогическим приемам по обучению арифметике, использованию наглядных пособий и т. д. Съезд сыграл значительную роль в повышении квалификации учительских кадров и подъеме престижности профессии учителя в регионе. Участники наметили дальнейшую программу по повышению квалификации учителей, в частности, ратовали за привлечение к преподаванию женщин. С трибуны съезда отмечали, что «...учительницы с любовью занимаются делом, родители охотно отдают своих детей в училища, дети хорошо относятся к учительницам. Девочки не боятся идти в школу, руководимую учительницами, и количество мальчиков не уменьшается. Совместные школы выгодные, а женщины более способные к преподаванию, они более мягкие и терпеливые» [6]. Участники ходатайствовали также о проведении ежегодных учительских съездов, «чтобы учителя и учительницы обменивались опытом, решали разнообразные вопросы», «читать учителям курс педагогики, курс гигиены и школьной гигиены; знакомить учителей в педагогических приемах с лучшими педагогическими сочинениями и читать курсы педагогики» [4]. Тем не менее, основным путем повышения квалификации учителей, особенно сельских, оставалось самообразование, для чего старались выписывать учебно-методическую и педагогическую литературу. Только в 1914 г. в регионе открыли первую учительскую семинарию в г. Шадринске.

Деятельность Шадринского земства по повышению образовательного ценза учителей достигла такого размаха, что в 90-х гг. уровень образования учителей уезда осмелились сравнить с Московской губернией, где насчитывалось 18% учителей со средним образованием и 54% учительниц с высшим и средним образованием, в г. Шадринске учителей со средним образованием — 33%, учительниц со средним образованием — 68% (данные на 1888 г.) [5].

Однако в целом по региону образовательный ценз учителей был невысок. Например, уже к 1917 г. уровень квалификации учителей одного из инспекторских районов Тобольской губернии, куда входил Курганский округ, представлял собой такую картину: в школах работало всего 11 учителей со специальной подготовкой и образованием, полученным в учительских семинариях и на педагогических курсах; 10 учителей со средним и начальным образованием, окончивших духовные семинарии и выдержавшие экзамен на звание учителя. Несколько выше был образовательный ценз учительниц— 40 из них имели специальную подготовку и образование, полученные в педагогических классах женских гимназий или на педагогических курсах. Самое большое число учителей (77) составляли учителя со средним и начальным образованием [1].

Наиболее квалифицированные учителя и руководители учебных заведений присылались или приглашались в Зауралье из других регионов России. Руководители гимназий и реальных училищ, как правило, оканчивали учебные заведения в крупных образовательных центрах.

Количество учителей и учительниц значительно увеличилось в первое десятилетие XX в. с открытием при Курганских и Шадринских гимназиях педагогических классов и в результате создания системы экстерната. Окончившие гимназии и желающие работать учителями подавали прошение в педагогический совет учебного заведения с просьбой проводить занятия в приготовительном классе прогимназии. После пробных контрольных уроков выдавалось свидетельство на звание сельской учительницы. Его можно было получить и после стажировки в училище в должности кандидата. Еще одним путем к учительской профессии стала система экстерната. Окончившие средние учебные заведения экзаменовались по сокращенным прави-

лам, которые предусматривали выявление знаний по частным методикам. Лица, не имевшие среднего образования, экзаменовались по полной программе. Экзамен начинался с проверки знаний по Закону Божию, затем по русскому языку, арифметике, истории, географии, методике обучения. После экзаменов по указанию инспектора в одном из приходских училищ надо было провести пробные уроки по русскому языку и арифметике. По окончании всех испытаний педагогический совет городского училища давал свое заключение и направлял на утверждение в губернию. Экстерны получали свидетельства на звание учителя народного училища.

Все перечисленные меры привели к тому, что в начале XX в. в школах региона стало появляться все больше квалифицированных учителей. Самым квалифицированным учительским составом обладали школы повышенного типа: в Курганской женской гимназии из 20 преподавателей было 2 выпускника институтов (Московского и Тифлиского), врач гимназии окончил Харьковский университет, работало 4 выпускницы высших женских курсов или частных учебных заведений Москвы, Петрограда, Риги, часть учителей обучалась в Казанской художественной школе, в Екатеринбургском епархиальном училище, Курганской и Омской женских гимназиях. Не уступали им по профессиональной квалификации учителя Курганской мужской гимназии, где 5 человек являлись выпускниками российских университетов, 4 имели институтские дипломы [9].

Немало квалифицированных учителей насчитывалось в Шадринских школах повышенного типа. Самый высококвалифицированный педагогический коллектив в Зауралье имело реальное училище с 12 учителями, окончившими университеты — 85,7% от общего числа преподавателей. Здесь преподавали выпускники Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского и

Харьковского университетов, учителя немецкого и французского языков имели свидетельства об окончании Московского Николаевского института, учитель пения был выпускником регентских классов при Казанском отделении Императорского Русского музыкального общества, преподаватель графических искусств обучался в Московском Строгановском училище [Там же]. Педагогами Шадринской Алексеевской гимназии были преимущественно женщины: начальница Н. К. Лонгинова — выпускница Пермской женской гимназии, часть преподавательниц имела звание домашней учительницы, которое можно было получить в результате основательной подготовки по предмету. С 1911 г. в гимназии преподавала даже подданная Швейцарии — учительница французского языка Х. О. Клер, окончившая класс французского языка высшей школы для девиц в Женеве.

Учебные заведения рангом пониже не имели такого квалифицированного учительского состава. В школах г. Далматово к 1917 г. в высшем начальном училище — лучшем учебном заведении города — работало 3 выпускницы женских гимназий, одна — Екатеринбургского епархиального училища, учитель рисования окончил училище барона Штиглица. Единственным человеком с высшим образованием был врач — выпускник медицинского факультета Харьковского университета.

Учителя иностранного языка занимали особое положение среди учителей-предметников. Первоначально языки в Зауралье преподавали большей частью иностранцы, только с начала XX в. в школах стали появляться российские подданные. Они принадлежали чаще всего к высшим сословиям, языки изучали с детства в семье или с частными учителями, совершенствовали уровень знаний в крупных образовательных центрах или за границей. Большинство имело звание домашних наставников или учителей иностранного языка.

В Курганской мужской гимназии неординарной личностью был надворный советник Эрик Густавович Бук, уроженец Лифляндской губернии, получивший образование в Юрьевской гимназии и имевший звание домашнего учителя немецкого языка. Помимо немецкого, которым владел в совершенстве, он знал французский, английский, эстонский, латинский и греческий языки. Имея приличное вознаграждение, в 1911 и 1912 гг. он посетил Германию, где изучал учебно-воспитательный процесс в немецких училищах и совершенствовался в языке и методике его преподавания. В 1908 г. заграничный отпуск получила учитель французского языка Курганской женской гимназии Энгельфельд.

Наиболее известной учительницей, преподававшей иностранные языки в г. Шадринске, была Христина Ониси-мовна Клер. Хотя ее жалованье было не так уж велико (1 100 р. в год), она сделала французский язык одним из самых популярных предметов в женской гимназии. Во многом учительница была для девочек образцом. Кроме нее языки преподавали: учительница французского

языка Фридман Нина Оскаровна, домашняя наставница; учительница немецкого языка Куцнер Анна Богумилов-на, имеющая звание учительницы немецкого языка для женских гимназий; учительницы немецкого языка Сурикова Надежда Лазаревна, домашняя наставница, и Мария Емельяновна Кононенко. Их вознаграждение зависело от количества уроков и учеников в классе. Преподавание новых языков в 1—4 классах стоило 35 р. за час, в 5—7 классах уже 50 р. Учителя иностранного языка имели вознаграждение от 1 200 до 2 000 р. в год. В реальном мужском училище языки преподавали: учительница французского языка Агнесса Николаевна Петрова, выпускница Московского Николаевского института; учительница немецкого языка Елена Брониславовна Ревковская со званием домашней учительницы [2].

Урок иностранного языка в училище стоил дороже — 65 р., и вознаграждение учителей соответственно было выше. Кроме того, учителям иностранного языка разрешалось преподавать в нескольких учебных заведениях и давать частные уроки.

Не только учителя иностранного языка имели возможность совершенствовать свои знания за рубежом. Например, начальница Шадринской Алексеевской гимназии Н. К. Лонгинова выезжала за границу четыре раза: она не только совершенствовала владение языками (она знала английский, немецкий, французский, эсперанто), но и знакомилась с культурой и педагогическими идеями таких европейских стран, как Австрия, Англия, Бельгия, Германия, Италия, Франция, Швейцария. Учителя Курганских гимназий Саковская, А. Трифонова, учитель математики и физики Г. Ф. Флем-мер, Дуплицкая, Мельникова также получили разрешение попечителя ЗападноСибирского учебного округа на заграничные отпуска.

Суммы, получаемые за учительскую деятельность, складывались из жалованья, доплат за выслугу лет и квалификацию, выплаты «квартирных» денег. В Курганском уезде существовали доплаты за Сибирскую службу, в Пермской губернии — система поощрений от земства за успешную деятельность, на покупку книг, командировки, лечение (в том числе и за границей). Таким образом, вознаграждение рядового учителя в 5—8 раз превышало зарплату рабочих, а вознаграждение опытных учителей делало их людьми весьма состоятельными. К l9l7 г. вознаграждение учителей достигало уже 5 ООО р. в год.

Надо отметить, что проблема нехватки учителей в нашем регионе положительно сказалась на расширении женского образования и привлечении для преподавания женщин. Уже в последней четверти XIX в. в Шадринске городская управа предложила «преимущественно

увеличить число женских школ, так как именно они (женщины) влияют на начальное воспитание ребенка». Среди аргументов приводилось, что «Америка своим высоким положением обязана именно тому, что в ней много оборудованных школ для женщин, благотворно влияющих на народ» [3].

Попытки привлечения женщин в сферу преподавания оказались успешными и неоднократно на всех уровнях высказывались веские доводы в пользу дальнейшего обучения девочек и получения ими профессии учительницы: «...одним из главных условий успешности преподавания является сама личность преподавателя и то, насколько он предан своему делу. .А если женщина видит в каком-либо занятии конечную цель своей жизни, то она вся отдается ему» [3]. До открытия педагогических классов в женских гимназиях наиболее способных учениц на средства земства посылали для дальнейшего обучения в Екатеринбургскую гимназию, увеличивали число домашних наставниц.

К концу XIX в. в школах появились женщины-руководители: первой из них стала учительница Ольховского начального училища А. М. Буторина, ставшая вдохновителем и организатором земских школок грамоты в Шадринском уезде. В начале XIX в. их число заметно увеличилось: долгое время во главе самой крупной в регионе Шадринской Алексеевской гимназии стояла видный педагог и общественный деятель Н. К. Лонгино-ва, начальницей Курганской женской гимназии была М. М. Волкова. Хотя неофициальным руководителем называется председатель педагогического совета Г. М. Флеммер, ответственность за учебно-воспитательную работу лежала на ее плечах [8, с. 126]. Далматовским высшим начальным училищем и мужскими классами заведовала Н. Н. Голубева, женскими классами — учительница О. М. Оранская. Кривским сельским училищем в течение 20 лет заведовала А. П. Карпинская. Бла-

годаря ее усилиям училище стало лучшим в уезде, имело попечительский совет, богатую библиотеку (только педагогической литературы насчитывалось 100 томов). Она успешно внедряла в практику идеи К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Н. Ф. Бунакова, Н. А. Корфа. Таким образом, женщины-учительницы в Зауралье играли значительную роль в педагогическом процессе, среди них было немало влиятельных педагогов и воспитательниц.

За успешную педагогическую деятельность учителей поощряли не только материально, но и отмечали государственными наградами. Это были ордена и медали самых разных достоинств. Большое число зауральских педагогов было награждено к 300-летию дома Романовых: по данным 1916 г. 71, 4% учителей Курганской женской гимназии имели медали разных достоинств. Награждали целые учебные заведения: за высокие достижения в учебно-воспитательном процессе училищу присваивали имя Романовского, таковым, например, стало Кривское высшее начальное училище Шадринско-го уезда.

Учитель в Зауралье был человеком уважаемым, чем выше был статус учебного заведения, тем более высокое положение он занимал в обществе. Но были и отрицательные явления в жизни и деятельности учителей. Например, общепринятая строгая регламентация педагогической деятельности. Учитель был лишен многих прав и свобод: о политических действиях и взглядах учителей, их нравственном поведении доносили начальству, заподозренные в распространении социалистических идей учителя увольнялись с должности с запрещением всякой деятельности. В 8о-х гг. XIX в. преподавателям Пермской губернии запрещалось без разрешения жениться или даже отлучаться из населенного пункта. На руки учителю как ссыльному выдавалось разовое удостоверение — «вид» на право выезда [10, с. 21].

Документальных подтверждений отстранения от должности по политическим мотивам учителей школ Зауралья нами не найдено. Наоборот, в условиях становления системы образования и хронической нехватки кадров многим учителям сходило с рук не только халатное отношение к своим обязанностям, но и непочтительное поведение по отношению к начальству. (Известен случай поношения первым шад-ринским учителем городского головы, за которым не последовало наказания.) Но подавление свободы творчества учителя наблюдалось постоянно: все воспитательно-педагогические инициативы в учебных заведениях зависели от одобрения вышестоящими органами. Учителю запрещалось говорить учащимся что-то сверх утвержденной Министерством народного просвещения программы или сообщать «непроверенные» теории, применять новые формы, методы. приемы обучения. Попечитель Оренбургского учебного округа Даль приказом от 1881 г. отменил запрет вмешиваться в ход урока директору или инспектору.

Значительно лояльнее относились к учителям земские органы управления образованием, но и они вынуждены были придерживаться официальной политики правительства, пресекавшей несанкционированные попытки педагогического творчества. Это можно объяснить той социальной ролью, которую выполнял учитель в обществе, — от него требовалось «укреплять в порученных их наблюдению питомцах чувство преданности престолу и уважение к религии» [10, с. 21].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В изменившихся политико-экономических условиях изменились требования к учительскому корпусу, что привело к укомплектованию школ, особенно повышенного типа высококвалифицированными учителями, среди которых немало было людей мыслящих, оказавших значительное влияние на процесс становления и совершенствования школьного дела в регионе. Для многих учителей Зауралья были присущи такие качества, как сподвижничество, бескорыстность, верность служения делу. Многие из них внесли значительный вклад в воспитательно-образовательный процесс: открывали новые учебные заведения и укрепляли их учебно-материальную базу, организовывали воспитательные мероприятия, вводили и совершенствовали преподавание дополнительных предметов, пропагандировали гуманное отношение к ученикам. Наряду с учите-лями-мужчинами плодотворно трудились в региональной системе образования учительницы, которые снискали любовь учеников и завоевали авторитет среди коллег-мужчин. Женщины занимали в Зауральских школах руководящие посты. Учителя Зауралья стремились повышать свой профессиональный уровень, участвуя в педагогических курсах и съездах или путем самообразования. К периоду революции 1917 г. значительно выросший учительский корпус светских школ Зауралья можно охарактеризовать как сформировавшийся, создавший свои традиции и представлявший собой общественную значимость.

1. Государственный архив Курганской области (ГАКО). — Ф. 1173. — Оп. 1. — Д. 1О. — Л. 5. об.

2. Государственный архив в г. Шадринске (ГАШ). — Ф. 473. — Оп. 1. — Д. 1756. Сведения к годо-

вому отчету о реальном училище. l9ll г.

3. ГАШ. — Ф. 492. — Оп. 1. — Д. 1872. — Л. 18О. об.

4. ГАШ. — Ф. 492. — Оп. 1. — Д. 1872. — Л. 181—189. об.

5. ГАШ. — Ф. 492. — Оп. 1. — Д. 1884. об.

6. ЖУРНАЛЫ III очередного Шадринского уездного земского собрания. 1872. — Ирбит, 1873.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 98

7. ИСТОРИЯ Курганской области (1861—1917) : в 6 т. — Т. 2. Гл. 3 : Народное образование. — Курган : Зауралье, 1996.

8. МИХАЩЕНКО, А. Л. Становление и развитие образования в Российской провинции в 1719— 1917 годах (на материале южно-зауральского региона Западной Сибири) : монография / А. Л. Михащенко ; КГУ. — Курган, 2004.

9. МИХАЩЕНКО, А. Л. Учительство средних школ Южного Зауралья : досоветский период / А. Л. Михащенко / / Образование и наука. — 2006. — №3.

10. ПРОКОШЕВ, В. В. Развитие начального образования в Коми-Пермяцком крае во второй половине XIX в. / В. В. Прокошев / / Развитие общего и профессионального образования на Урале. — Пермь, 1981.

Получено 07.10.08 © Булыгина М. В., 2 008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.