Научная статья на тему 'Квалификация, должности и оценка труда педагогов средней школы Южного Зауралья: досоветский период'

Квалификация, должности и оценка труда педагогов средней школы Южного Зауралья: досоветский период Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Квалификация, должности и оценка труда педагогов средней школы Южного Зауралья: досоветский период»

С.Я. Левит, С.В. Лезова. - М.: Республика, 1995. - 464с.

4. Волков Г.Н. Три лика культуры. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 335с.

5. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика

педагогической герменевтики: Дис. ...д -ра пед.наук. - Тюмень, 2001. - 306с.

6. Карлов Н.В. Путь познания, или дорогу осилит идущий// Вопросы

философии. - 1996. - №5. - С. 3-21.

7. Кучер И.В. Социокультурные факторы эффективности высшего

технического образования. - Дис. ...канд. социол. наук. -Тюмень, 2002. - 168с.

8. Филатов В.П. Образы науки в русской культуре//Вопросы филосо-

фии. - 1990. - №5. - С. 34 - 46.

9. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосыл-

ки ценностного выбора. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 208с.

Михащенко

Анатолий

Лаврентьевич

почетный работник высшего профессионального образования, канд.пед. наук, доц.

КВАЛИФИКАЦИЯ, ДОЛЖНОСТИ И ОЦЕНКА ТРУДА ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ: ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В становлении и развитии общего среднего и низшего профессионального образования в южно-зауральской провинции важную роль играла одна из составляющих -педагогические кадры. Исследование уровня квалификации преподавателей, их должностных обязанностей, состояния заработной платы и наличия поощрений в совокупности дадут представление о личной удовлетворенности педагогов своей деятельностью и о материальном положении наставников образовательных учреждений.

Исследование и освещение данного вопроса сопряжено с трудностью, обусловленной разнотипной информацией о педагогических кадрах. Наиболее полные сведения имеются об учителях и преподавателях курганской женской гимназии, меньше документов о работниках курганской мужской гимназии, о преподавателях других учебных заведений имеются лишь краткие упоминания. И тем не менее даже неполные данные дают представление о квалификации, занимаемых должностях и оценке труда преподавателей общеобразовательных средних и низших профессиональных учебных заведений южно-зауральской провинции.

Курганской Александровской женской гимназией руководила Волкова Мария Михайловна, окончившая Омскую женскую гимназию с серебряной медалью со званием домашней наставницы. По воспоминаниям учительницы А.М. Поляковой это была обаятельная деловая женщина, всегда аккуратно и со вкусом одетая, с высокой прической, достойная представительница дореволюционной интеллигенции. Начальница Волкова оставила значительный след в становлении женского образования Южного Зауралья и в создании новой школы в советский период. В Кургане живет легенда о том, что бывшая начальница женской гимназии давала уроки математики будущему маршалу Г К. Жукову, который ос-

танавливался в 20-х гг. у своего друга проездом в Москву для поступления в военную академию [24, с.11].

В женскую гимназию Волкову пригласили на должность учительницы арифметики и геометрии в младшие классы, а с 29 ноября 1903 г ее назначили начальницей с предоставлением квартиры в учебном заведении.

Среди массы дел предметом особой заботы Волковой было формирование родительского комитета и контроль за его деятельностью. Орган родительской общественности оказывал содействие учебному заведению в решении воспитательных и хозяйственных задач, одной из которых являлась организация питания учениц. В декабре 1908 г Волкова разработала анкету для родителей и представила ее на рассмотрение комитета. Респондентам предстояло ответить на пять вопросов с целью выяснения реальной картины состояния питания учениц: 1. Что Вы даете детям, отправляя их на учебу, деньги или завтрак? 2. Что они берут с собой на завтрак? 3. Сколько денег даете на завтрак? 4. Не лучше ли кормить детей в гимназии? 5. Какую сумму Вы могли бы вносить ежедневно в общий завтрак своих дочерей? В сентябре 1913 г. начальница уведомила председателя педагогического совета гимназии о проведенных ею двух собраний родителей и опекунов для создания на 1913/ 14 уч. год родительского комитета.

В 1906 г. годовой оклад Волковой составлял 900 руб., к которому велась доплата за каждые пять проработанных лет и, в частности, в 1917 г. четыре прибавки за стаж составили 800 руб. [14].

Вторым неофициальным руководителем гимназии считался председатель педагогического совета Флеммер Георгий Михайлович, человек лютеранского вероисповедания, имел чин коллежского секретаря, а затем был представлен к производству в члены титулярного советника со старшинством с 1 июля 1907 года. Флеммер преподавал математику и физику, отвечал за состояние учебно-воспитательного процесса, педагогические кадры, за контингент учащихся. Его полномочия распространялись и на личную жизнь членов педагогического коллектива, о чем свидетельствует прошение учительницы русского языка З.П. Хворостовой. В просьбе на имя господина председателя педагогического совета она писала: "Честь имею покорнейше просить Ваше Высокоблагородие выдать мне разрешение на вступление в брак с имеющим звание учителя из казаков Артемием Гигановым" [3].

Между попечителем Западно-Сибирского учебного округа, находящимся в г. Томске, и председателем педагогического совета Курганской женской гимназии поддерживалась постоянная почтовая связь, в ходе которой шла циркулярная и отчетная информация, ходатайства о назначении сибирских прибавок к жалованью, представления к наградам и др. Так, например, в сентябре 1903 г. попечитель извещал Флеммера о политической неблагонадежности Королева и Логинова, выпускников Казанского и Юрьевского университетов, "кой не должны быть допущены к педагогической деятельности в учебных заведениях МНП" [2]. В декабре 1910 г. председатель педсовета получил из Томска подобное письмо с предупреждением о политической неблагонадежности Ветрова, бывшего преподавателя Бобруйской частной мужской гимназии [4]. В октябре 1913 г. попечитель ЗападноСибирского учебного округа посетил Александровскую женскую гимназию и присутствовал на уроке немецкого языка во втором классе у учительницы П.Г. Руф, о чем он сообщил Флеммеру. Проверяющий отметил умелые приемы, живость урока, значительные успехи некоторых учениц, но при этом обратил особое внимание на "проявля-

ющееся неумественное нервное возбуждение, так как при неудачных ответах Руф с трудом сдерживалася" [12].

На заседании педагогического совета Курганской женской гимназии, состоявшемся 7 августа 1919 г. под председательством Флеммера, рассматривалось два вопроса: об эвакуации физического кабинета и библиотеки, о сдаче процентных бумаг в городскую управу Председатель информировал о том, что вызвавший его генерал-майор Лазарев приказал произвести упаковку имущества в течении восьми-девяти дней для эвакуации его на восток. В противном случае он, Флеммер, будет предан суду прифронтовой полосы за невыполнение приказа начальника эвакуации. Однако стремительное наступление красных сорвало планы генерала Лазарева, бежавшего из Кургана и бросившего физический кабинет и библиотеку, о чем Флеммер доложил на педсовете, состоявшемся 13 августа 1919 года. Последний педагогический совет Флеммер провел в декабре 1919 г., а с января 1920 г на базе женской гимназии открылась советская трудовая школа 2-й ступени [4].

Оплата труда преподавателей женской гимназии зависела от квалификации, должности, количества проводимых уроков, дополнительных выплат на столовые и квартирные расходы, от выслуги лет в сибирских условиях. Анализ формулярных списков о службе преподавателей [Госуд. архив Кург. обл. ф.63, оп.1, д.53,лл.1-225] и списков личного состава Курганской Александровской женской гимназии [ГАКО,ф.63,оп.1,д.Ю3,лл.1-42] позволили обобщить информацию о педагогических кадрах данного учебного заведения.

Из 20 преподавателей все имели среднюю и низшую квалификацию, из них двое окончили Московский и Тифлисский институты; четверо - высшие женские курсы и частные учебные заведения в Москве, Петрограде и Риге; другие обучались в Казанской художественной школе, духовной семинарии и Мариинской женской школе в Тобольске, в Екатеринбургском епархиальном училище, Курганской и Омской женских гимназиях; врач был выпускником Харьковского университета.

Годовая заработная плата педагогических работников в 1914/15 уч. году составляла от 720 до 1500 руб., максимальная в 2430 руб. была у коллежского асессора Г.М. Флеммера, выпускника Тифлисского учительского института, занимавшего должность председателя педагогического совета и дававшего уроки математики и физики. Его доход складывался из 600 руб. за должность председателя, 900 руб. - за 12 недельных уроков математики, 780 руб. - за 12 сверхурочных часов, 150 руб. - за сибирскую службу.

Начальница М.М. Волкова, окончившая Омскую женскую гимназию со званием домашней наставницы, получала 1300 руб., из которых 1000 руб. составляло жалованье и 300 руб. - оплата за делопроизводство в попечительном совете. Законоучитель протоиерей И.А. Редь-кин имел годовой доход в 1300 руб., из них 480 руб. составляло жалованье за 12 недельных уроков, 240 руб. -за 4 дополнительных урока [22, с.208]. Учительница арифметики в младших классах Т.С. Меньшикова, имевшая звание домашней наставницы, имела 1320 руб., которые складывались из жалованья за 12 уроков (480 руб.), сверхурочных (240 руб.), из доплаты за должность секретаря педагогического совета (300 руб.) и из доплаты в 300 руб. за должность библиотекаря.

Самая минимальная зарплата была у учительницы истории и географии в младших классах Ф.И. Редькиной, имевшей квалификацию домашней учительницы и звание кандидата экономических наук второго разряда (пос-

ле окончания Московского коммерческого института по экономическому отделению). Она получала 480 руб. жалованья за 12 уроков и 240 руб. за 6 сверхурочных занятий, не имея никаких доплат. Шесть надзирательниц, получивших звание домашних наставниц после окончания Курганской женской гимназии и оставшихся в ней работать, получали по 600 руб. в год. Коллежский советник Н.С. Коган, окончивший Харьковский университет и работавший в должности врача, имел жалованье в 300 руб. в год [22, с.209, 212].

О величине заработной платы и материальном положении можно судить по существовавшим в тот период ценам. В 1913 г. на Рождественской ярмарке в Кургане пуд пшеничной муки стоил 1 руб., гречневой крупы - 1 руб. 6 коп., пуд сливочного масла - 15 руб., мяса - 4 руб. 80 коп., дойную корову можно было приобрести за 80-100 руб. Заработная плата рабочего железной дороги составляла 350 руб. в год, фабричного - 240 рублей [20,с.151].

Кроме протарифицированной нагрузки и в связи с ней заработной платы преподавателям гимназии южнозауральской провинции и классным надзирателям через пять лет работы делали надбавку за сибирскую службу. Она зависела от уровня образования и общего трудового стажа. Сумма одного такого пособия могла быть 60, 90, 150, 200 руб. и выше. Так, в 1917 г. учителя Курганской женской гимназии Гиганова, Лукиянова и Флеммер за двадцатилетний стаж работы в Западной Сибири получили по 800 руб., Грязнухина, Комарских и Шарипова за десятилетний - по 180 руб. [5].

Таблица 1

Отчисления преподавателей Курганской Александровской женской гимназии в пенсионный фонд Государственного Казначейства за 2-е полугодие 1906 г. [13]

Должность и фамилия Годовой % вы- Удержано за 2 пол.

оклад чета 1906г.

Начальница гимназии Волкова 900 3 13-50

Учительница русского яз. 560 2 5-60

Хворостова

Учительница арифметики 480 2 4-80

Уставщикова

Учительница истории и географии 480 2 4-80

Новицкая

Учитель французского яз. 960 3 14-40

Энгельфельд

Учительница приготовит. класса Трифонова 600 3 9-00

Учительница приготовит. 600 3 9-00

класса Лукиянова

Учитель истории и

географии, словесности Боборы- 1740 4 34-80

кин

Учитель математики Флеммер 1560 4 31-20

Классная надзирательница 420 2 4-20

Саковская

Классная надзирательница Ялы- 420 2 2-80

мова

Врем. исп. должн. кл. надзир. 420 2 4-20

Тимофеева

Итого: 9140 138-30

Из заработной платы педагогов делались различные удержания, как обязательные взносы, так и добровольные сборы на нужды Российского государства. Все преподаватели гимназии каждое полугодие вносили от двух до четырех процентов от годового оклада в эмеритальную кассу специального пенсионного фонда.

При отчислениях в пенсионный фонд, как это видно из таблицы 1, существовал дифференцированный под-

ход - чем больше годовой доход, тем выше процент отчислений.

Преподавателям гимназии и профессиональных учебных заведения предлагали делать пожертвования в пользу раненых и осиротевших православных славян и их союзников, на устройство в Кургане приюта для детей воинов, павших в войне. Зауральцы делали отчисления на сооружение в Санкт-Петербурге памятников Ломоносову и Лермонтову, на открытие народного дома писателя Аксакова. По подписному листу собирались пожертвования на сооружение памятника бывшему председателю совета министров Столыпину, на строительство храма в память 300-летия Дома Романовых, на военные нужды. В июне 1916 г председатель Романовского Комитета прислал благодарственное письмо начальнице Курганской женской гимназии, в котором говорилось: "Его Императорское Величество покровительствующее Романовский Комитет считает приятным долгом выразить Вам Милостивая государыня от имени Комитета, горячую Благодарность за должные пожертвования на дело призрения детей воинов, павших на поле брани". Председатель Комитета, статс-секретарь [1].

Педагогическая деятельность преподавателей оценивалась не только в рублях, но и в государственных наградах, которые правительство не лимитировало. В сообщении попечителя Западно-Сибирского учебного округа, например, указывалось, что учительница Курганской Александровской женской гимназии Александра Пантелеева согласно представлению Министерства народного просвещения "за труды по народному образованию ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалована ко дню Св. Пасхи 1911г., серебряною медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Александровской ленте". В другой официальной бумаге можно прочитать о предоставлении к ордену Св. Станислава 2-й степени коллежского советника Николая Когана "за безвозмездную, полезную и усердную службу в должности врача Курганской женской гимназии" [9].

По данным 1916 г. в Курганской женской гимназии было 71,4% награжденных орденами и медалями разных достоинств, а в числе неотмеченных были преподаватели, начавшие работать в учебном заведений в 1912 -1915 гг. Среди удостоенных наградами особо отличались преподаватель математики Г.М. Флеммер, награжденный орденами Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 3-й степени, медалями "За труды по переписи населения 1897г." и в память 300-летия царствования Дома Романовых; законоучитель И.А. Редькин, имевший ордена Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й степени, знак на Владимирской ленте, медаль к 300-летию Дома Романовых, а также наградные церковные атрибуты - наперсный крест, камиловку, скуфью и набедренник; врач Н.С. Коган, награжденный орденами Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 3-й степени, медалями в памяти царствования Императора Александра III и к 300-летию Дома Романовых; учительницы младших классов З.П. Гиганова и Т.И. Лукиянова, отмеченные золотыми и серебряными медалями "За усердие" и к 300-летию царствования Дома Романовых; начальница М.М. Волкова, отмеченная золотой медалью "За усердие" и памятными медалями. Остальные педагоги имели серебряные медали "За усердие" и юбилейные награды [22, с. 208-210].

В ходе исследования выяснилось, что щедрая раздача наград работникам образования была обусловлена их стоимостью, то есть каждый получивший орден или медаль был обязан заплатить определенную сумму. Так, в 1912 г. отмеченный орденом Св. Анны 2-й степени пере-

числял в кассу Министерства Императорского двора 36 руб., 3-й степени - 20 руб., орденом Св. Станислава 3-й степени - 15, что составляло около половины месячного заработка преподавателя. Сбор за золотую медаль "За усердие" составлял 30 руб., за серебряную - 7 руб. 50 коп, которые следовало вносить в местное казначейство [7].

Историческая, историко - педагогическая литература, энциклопедии и справочники замалчивали этот нюанс наградного процесса. Мы отразили его в диссертационном исследовании и ряде публикаций, тем самым восполнили пробел в информации данного исторического факта.

Заработная плата преподавателей женской гимназии была в два-три раза выше жалованья учителей городских училищ, и поэтому работники средних учебных заведений России могли позволить себе даже длительные поездки за границу для знакомства с опытом педагогической работы, для отдыха и лечения. В 1908 г. заграничный отпуск получили учительница французского языка Энгельфельд и классная надзирательница Саковс-кая. В апреле 1909 г попечитель Западно-Сибирского учебного округа в своем послании информировал председателя педагогического совета о разрешении МНП заграничного отпуска учительнице приготовительного класса Курганской Александровской женской гимназии Антонине Трифоновой с 15 июня по 1 августа с сохранением содержания [8].

В 1911 г. двухмесячный отпуск за границу был предоставлен учителю математики и физики Г.Ф. Флеммеру; в 1913 г. с 1 июня по 7 августа в заграничных отпусках были учителя Дуплицкая и Мельникова [10]. В декабре 1915 г. в Петрограде состоялся съезд по экспериментальной психологии, на котором в числе делегатов присутствовала А.П. Николаевская, преподавательница истории и географии Курганской гимназии [11].

Высокая профессиональная квалификация была у преподавателей Курганской мужской гимназии, где пять человек являлись выпускниками российских университетов, четверо имело институтские дипломы. Директор Леонтий Иванович Дирдовский, статский советник, получил образование в г. Нежине, окончив историко - филологический институт князя Безбородко. В 1916 г. его труд оценивался в 4166 руб. в год /оплата других также будет приводиться по состоянию на 1916 г., из которых 1800 руб. составляло жалованье, 1800 руб. - столовые средства, 480 руб. - выплата за сибирскую службу, 75 руб. - за проведение одного урока в неделю. Педагогическая деятельность Дирдовского была отмечена орденами Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й степени и Св. Станислава 2-й степени [25, с.101].

В должности учителя словесности работал Георгий Касьянович Анфилов, получивший квалификацию в Санкт - Петербургском университете на отделении истории историко-филологического факультета. Он преподавал русский язык и латынь, но ему больше нравилась история, и поэтому осенью 1915 г. Анфилов вновь посетил alma mater и прошел испытание на звание учителя среднего учебного заведения по истории. С января 1916 г. Г.К. Анфилов был утвержден в должности учителя истории Курганской мужской гимназии.

Учителем природоведения и географии работал его брат Олег Касьянович Анфилов, выпускник Санкт-Петербургского университета, физико-математического факультета по группе географии, окончивший вуз с дипломом I-й степени со званием учителя гимназии по естествознанию и географии. Его заработок составлял 2152 руб., из которых 1300 руб. - жалованье за 12 уроков, 225

руб. - оплата за три дополнительных урока, 600 руб. - за должность классного наставника.

В марте 1915 г. Анфилов был командирован в Москву на съезд преподавателей географии, где обсуждались вопросы, связанные с переходом на новые программы. В отчетном докладе он отметил, что присутствовало свыше 1100 человек, которые испытывали неудобства из-за тяжелых условий занятий, так как Московский университет выделил недостаточно помещений для делегатов. На съезде было заслушано 46 докладов, предложено в число обязательных предметов ввести почвоведение, этнографию и экономическую географию, признано необходимым развивать у учащихся любовь к труду и самодеятельность [17].

В должности учителя истории работал коллежский асессор Михаил Константинович Сажин, окончивший юридический факультет Томского университета с дипломом 1-й степени и получивший звание учителя гимназии по истории. Его доход составлял 2900 руб. в год, из них 1300 руб. - жалованье за уроки, 1200 руб. - за должность классного наставника в двух классах, 400 руб. - за сибирскую службу. В октябре 1917 г. Курганская городская дума постановила командировать Сажина на Сибирский съезд в Томск для "выяснения общеполитических вопросов, продовольственных и охраны безопасности граждан" [18]. Деятельность учителя истории была отмечена орденом Св. Станислава 3-й степени и медалью в память 100-летнего юбилея Отечественной воины.

Неординарной личностью в Курганской мужской гимназии был надворный советник Эрик Густавович Бук, уроженец Лифляндской губернии, получивший образование в Юрьевской гимназии со званием домашнего учителя немецкого языка. Он знал в совершенстве немецкий язык, владел английским, французским и эстонским языками, знал латинский и греческий [19]. В учебном заведении с первого класса Бук преподавал немецкий язык и со второго - французский, а также был в должности библиотекаря. За свою деятельность учитель получал 2705 руб. в год, из которых 1200 руб. составляло жалованье, 825 руб. - доплата за 11 дополнительных уроков, 400 руб. - за сибирскую службу, 180 руб. - за библиотеку [25, с.103].

Среди других педагогов Бук отличался особой добросовестностью и старательностью, аналитико-критичес-ким отношением к собственной преподавательской деятельности, считая недостаточными полученные им знания. В 1911, 1912 гг. с целью совершенствования языка и методов преподавания Бук посетил Германию, где, по его словам, "сколько мог старался знакомиться с учебно-воспитательным делом в немецких училищах" [15].

Педагогическая деятельность учителя иностранного языка Э.Г. Бука была отмечена орденом Св. Станислава 3-й степени. При советской власти он работал в сельскохозяйственном техникуме, а с 1933 г. преподавал в сельскохозяйственном институте г. Омска.

В должности помощника классных наставников трудился Тихон Викторович Пальвелев, имеющий документ об окончании Екатеринославской духовной семинарии со званием учителя начальных училищ. Кроме своих прямых обязанностей ему поручили вести уроки гимнастики и осуществлять внешкольный надзор, включавший проверку квартир учеников, присутствие их на спектаклях, концертах и биоскопах, на что Пальвельеву ежегодно выделялось по 50 руб. Он был самым низкооплачиваемым светским учителем гимназии, получая 750 руб. в год, из которых 300 руб. составляло жалованье, 360 руб. -столовые деньги, 150 руб. - квартирные [25, с.104].

В июле 1914 г. Пальвелева как бывшего члена Ека-

терининского Общества "Сокол", побывавшего в Праге, отправили на временные педагогические курсы при Управлении Московского учебного округа, проходившие при гимназии имени Медведниковых. На теоретических и практических занятиях изучали и осваивали анатомию, гигиену и физиологию человека, спортивные и подвижные игры, шведскую и сокольскую гимнастику, легкую атлетику и др. После официальных занятий Пальвелев брал частные уроки профессионального фехтования [16]. Педагогическая карьера работника мужской гимназии внезапно прекратилась, так как по возращению в Курган Пальвелева призвали из запаса на действительную службу, а в 1918 г. он вступил в белую армию.

Проанализировав послужные характеристики всего педагогического коллектива Курганской мужской гимназии и осветив лишь состояние некоторых педагогических персоналий, можно констатировать следующее: 1. Среди преподавателей были выпускники Санкт - Петербургского, Казанского, Томского и Харьковского университетов; получившие дипломы Петроградского (Павловского) и Нежинского имени Безбородко институтов; окончившие Тобольскую духовную семинарию и Казанскую духовную школу. 2. Годовые вклады составляли от 750 до 2900 руб., которые были выше чем в Александровской женской гимназии.

Исследование показало, что самый высококвалифицированный педагогический коллектив имело Шадринс-кое реальное училище, где должности преподавателей занимали 12 выпускников (85,7%) Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, Юрьевского и Харьковского университетов; преподаватели немецкого и французского языка имели свидетельства об окончании Московского Николаевского института; учитель пения был выпускником регентских классов при Казанском отделении Императорского Русского музыкального общества; преподаватель графических искусств обучался в Московском Строгановском училище [23, с. 76].

Среди педагогического коллектива Шадринской Алексеевской женской гимназии особо выделялась Лонги-нова Надежда Константиновна, начальница учебного заведения. Она родилась в семье дворян 25 января 1866 г на Верхне-Уральском заводе, Пермской губернии. Отец был горным инженером, мать домохозяйкой, приготовившей дочь к поступлению в 3 класс Мариинской женской гимназии. После ее окончания Лонгинова работала в школах Соликамского уезда, смотрительницей при Пермской Мариинской гимназии, смотрительницей в Шадринс-ком женском училище, учительницей русского языка и литературы в воскресной школе Москвы, в Пермской Александровской прогимназии, с 1906 по 1919 гг. возглавляла Шадринскую женскую гимназию.

Учительница много занималась повышением профессиональных знаний, самообразованием. В 1907 г. Лонгинова училась в Петербурге на летних общеобразовательных курсах для учителей средней школы, в 1913-приняла участие в работе съезда по экспериментальной педагогике, в 1917 г. - участвовала в переработке программ по арифметике на Шадринском учительском съезде. Она изучала труды К.Д. Ушинского, книги по педагогике, дидактике, по детской психологии, методические сборники, интересовалась приложениями к журналу "Школа и жизнь"; овладела английским, немецким и французским языками, знала эсперанто [26].

Пермское губернское ведомство, как отметил В.Чар-нолуский в книге " Земство и народное образование", явилось инициатором развития познавательных экскурсий учителей и вопрос об их проведении "стал получать

более или менее правильную организацию". Открывшиеся возможности, стремление к познанию педагогики, культуры, жизни и быта народов побудили Лонгинову к заграничным путешествиям, совершенным в 1905, 1908, 1909 и 1911 г., в ходе которых она посетила Австрию, Англию, Бельгию, Германию, Италию, Францию и Швейцарию [27].

Начальница гимназии формировала и у своих воспитанниц потребность к знакомству с отдаленной реальной действительностью. С этой целью Лонгинова организовала путешествия по России, принимая в них активное участие. В отчете гимназии за 1912/13 уч. год она писала о летней экскурсии 21 ученицы по маршруту Шад-ринск-Екатеринбург-Пермь-Вятка-Вологда-Киев-Воро-неж-Пенза-Самара-Челябинск-Екатеринбург-Шадринск. Экскурсионную поездку сопровождали Лонгинова, классная надзирательница Пашкевич и делопроизводитель гимназии Бухрякова [21, с.177].

В шадринской учительской семинарии на постоянных должностях числилось пять человек: А.В. Борисов, П.В. Карагичев, Г.Н. Рождественский, В.И. Хламов, Г.Т. Снегерев. Директор учебного заведения Н.Я. Емельянов преподавал историю и географию, за что, а также за руководство семинарией имел месячное жалованье 166 руб.; преподаватели других основных предметов получали по 125 руб.; учителя графических искусств, рисования, пения и гимнастики зарабатывали от 10 до 13 руб. в месяц. Специалисты неосновных предметов не состояли в штате семинарии и их работа оплачивалась из расчета 1 руб. за час занятий. Это были совместители, работавшие в ряде учебных заведений Шадринска, а также дававшие частные уроки [28].

Таким образом, педагоги гимназии южно-зауральской провинции отличались высоким уровнем квалификации, полученным в ряде университетов и институтов; оплата их труда в 5-6 раз превышала оклады рабочих; многие были отмечены орденами и медалями Российской империи. Материальная обеспеченность, включающая кроме жалованья выплату специальных средств на питание, денег на оплату квартиры и " сибирские" надбавки, позволяла преподавателям совершать длительные заграничные поездки с различными целями.

Список литературы

1.Государственный архив Курганской области (ГАКО). Ф.и-63.Оп.2.Д.47.Л.24.

2.ГАКО.Ф.и-63. Оп.1.Д.33.Л.226.

3.ГАКО Ф.и-63.Оп. 1.Д.36.Л.40.

4.ГАКО Ф.и-63.Оп.2.Д.48.Л.91 об.

5.ГАКО Ф.и-63.Оп.2.Д.47.Л.130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.83.Л.4.

7.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.856.Л.42.

8.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.85.Л.48.

9.ГАКО Ф.и-63.Оп. 1.Д.86.Л.66, 85.

10.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.88.Л.102.

11.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.91.Л.21.

12.ГАКО Ф.и-63.Оп. 1.Д.856.Л.52 об.

13.ГАКО Ф.и-63.Оп.1.Д.976.Л.15.

14.ГАКО Ф.и-63. Оп.2.Д.47.Л.130.

15.ГАКО Ф.152.Оп.1.Д.2.Л.14.

16.АКО Ф.152.Оп. 1.Д.3.Л.49 об.

17.ГАКО Ф.152.Оп.1.Д.4.Л.69.

18.ГАКО Ф.152.Оп.1.Д.8.Л.34.

19.ГАКО Ф.р-2287. Оп.1.Д.12.Л.1

20.Емельянов Н.Ф. Город Курган.1782-1917: Соц.-эконом.история.-Курган: Изд-во КГПИ, 1992.-256 с.

21.Журналы 44-го очередного и 60-61-го чрезвычайных уездных земских собраний Шадринского уездного земства.-Шадринск: тип.

К.Е. Доронина, 1913 .- 937 с.

22.Курганская Александровская женская гимназия/Памятная записка Западно-Сибирского учебного округа на 1916 годы.- Томск, 1916.-С.207-213.

23. Отчет о состоянии Шадринского реального училища за 1913/14

уч.год//Доклады Шадринской уездной земской Управы земскому

собранию...- Шадринск: тип И.М. Петрова, 1915.- С.70-81.

24.Постовалова У.И. Очерки по истории народного образования Зауралья.-Курган: Гармония, 1995.-96 с.

25.Тобольская губерния. Курганская мужская гимназия// Памятная книжка Западно-Сибирского учебного округа за 1916 год.-Томск: Печатня С.П. Яковлева, 1916.- С.101-104.

26.Шадринский филиал Государственного архива Курганской области (ШФ ГАКО) Ф.Р.-72.об 1.Д.480.Л.67.

27.ШФ ГАКО Ф.Р.-72 об 1.Д.480.Л.68.

28.ШФ ГАКО Ф.599.об 2.Д.10.Л.90, 101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.