Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ'

УЧИТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОСТЯЗАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЧЕСТНОСТЬ / ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Завершинская Людмила Александровна

Автор статьи, основываясь на собственном опыте участия в профессиональных учительских олимпиадах «ПРОФИ» (НИУ ВШЭ - Пермь) и «Хранители русского языка» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»), размышляет над проблемой недостаточно активного участия педагогического сообщества Калининградской области в подобного рода профессиональных состязаниях, являющихся новой формой повышения квалификации. Сравнивая организацию той и другой олимпиад, автор обращает внимание на сильные и слабые стороны этих профессиональных состязаний, проявившиеся в организации подготовки участников к олимпиаде на разных ее этапах, выборе и определении уровня сложности заданий, соблюдении на этапах проведения олимпиад академической честности, методике разбора заданий, анализа ответов после окончания каждого этапа и работы над ошибками, допущенными в процессе выполнения заданий, в обеспечении возможности поддержания связи с организаторами в период проведения олимпиады и апелляционной процедуры после ее завершения. Автор статьи убеждена, что участие в профессиональных олимпиадах благотворно сказывается на участниках этих состязаний: дает учителю возможность сравнить уровень своей предметной и методической подготовки с уровнем подготовки коллег, повысить квалификацию, получить стимул к дальнейшему профессиональному развитию. Кроме того, статья, обращенная прежде всего к школьному учителю, подводит к мысли о том, что ему, учителю, будет полезно испытать в процессе интеллектуальных состязаний с коллегами эмоции, похожие на те, какие испытывают его ученики, участвующие в предметных олимпиадах разных уровней, и научиться справляться с этими эмоциями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Завершинская Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHERS CONTEST: AN INSIDE LOOK

Based on the experience of participating in teachers contests: "PROFI" of Perm High school of Economics and "Keepers of the Russian Language" of the Academy of the Ministry of Education of Russia, the author of the article reflects on the problem of insufficiently active participation of the Kaliningrad Region teachers’ community in this kind of professional competitions, which are a new form of advanced training. Comparing the organization of two contests, the author draws attention to the strengths and weaknesses of these professional competitions in the organization of participants preparation for the contest at its various stages, the choice and determination of the level of difficulty of the tasks, compliance with the academic honesty at the stages of the contest, the analysis of the tasks and answers after each stage, the analysis of the mistakes made while performing the tasks, the possibility to maintain contact with the contest organizers during its conduct, and the appeal procedure after finishing it. The author is convinced that the participation in professional contests is beneficial for the participants by giving teachers the opportunity to compare their level of capacity in the subject teaching and methodology with their colleagues experience, by improving their qualifications and obtaining an incentive for further professional development. Furthermore, the article firstly concerning the school teachers, invokes the idea that it is worth of experiencing during the teachers intellectual contests the emotions similar to those felt by their pupils in the subject contests of various levels and of learning how to deal with such emotions.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬСКАЯ ОЛИМПИАДА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ»

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИЙ Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд

ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ изнутри // Научно-методический электронный жур-

нал «Калининградский вестник образования». — Нау4н0-ме-годическии 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https://

электронный журнал koirojournaL.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

Завершинская Людмила Александровна | ludmila.zaver@yandex.ru

Учитель русского языка и литературы МАОУ г. Калининграда СОШ № 24 Калининград, Россия

Учительская олимпиада: взгляд изнутри

Аннотация. Автор статьи, основываясь на собственном опыте участия в профессиональных учительских олимпиадах «ПРОФИ» (НИУ ВШЭ - Пермь) и «Хранители русского языка» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»), размышляет над проблемой недостаточно активного участия педагогического сообщества Калининградской области в подобного рода профессиональных состязаниях, являющихся новой формой повышения квалификации. Сравнивая организацию той и другой олимпиад, автор обращает внимание на сильные и слабые стороны этих профессиональных состязаний, проявившиеся в организации подготовки участников к олимпиаде на разных ее этапах, выборе и определении уровня сложности заданий, соблюдении на этапах проведения олимпиад академической честности, методике разбора заданий, анализа ответов после окончания каждого этапа и работы над ошибками, допущенными в процессе выполнения заданий, в обеспечении возможности поддержания связи с организаторами в период проведения олимпиады и апелляционной процедуры после ее завершения. Автор статьи убеждена, что участие в профессиональных олимпиадах благотворно

сказывается на участниках этих состязаний: дает учителю возможность сравнить уровень своей предметной и методической подготовки с уровнем подготовки коллег, повысить квалификацию, получить стимул к дальнейшему профессиональному развитию. Кроме того, статья, обращенная прежде всего к школьному учителю, подводит к мысли о том, что ему, учителю, будет полезно испытать в процессе интеллектуальных состязаний с коллегами эмоции, похожие на те, какие испытывают его ученики, участвующие в предметных олимпиадах разных уровней, и научиться справляться с этими эмоциями.

Ключевые слова: учительская олимпиада, интеллектуальное профессиональное состязание, повышение квалификации, академическая честность, опыт.

Не проиграв, не победить!

Эльдар Рязанов [Цит. по: 12]

Писать в научно-методический журнал статью об опыте личного участия в учительских олимпиадах, сохраняя строго научный стиль, — дело непростое. Конечно, сложно спорить с тем, что «наука всегда стремится к исключению

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

персонального опыта, к объективности» [Цит. по: 4], как об этом сказано в одном из правил научного стиля письма в рубрике «В помощь автору» научно-методического электронного журнала «Калининградский вестник образования». Однако именно в процессе анализа этого самого персонального опыта и рождаются научные, методические и прочие идеи, объективность и жизненность которых проверяется затем в широкой практике. Идея, рожденная опытом нашего участия в профессиональных олимпиадах, проста: школьному учителю участвовать в них надо.

Так, «Любой конкурс — это всегда волнение, творческий азарт и вдохновение. Он дарит новый опыт, новые идеи, желание меняться и расти!» [Цит. по: 8]. Это утверждение, почерпнутое с сайта международной учительской олимпиады «ПРОФИ», которую уже пятнадцать лет проводит НИУ ВШЭ — Пермь, отражает эмоциональную атмосферу любого состязания, в том числе интеллектуального. Только окунуться в эту атмосферу рискнет не каждый школьный учитель. И чаще всего для многих из нас страх поражения и связанных с ним негативных эмоций становится камнем преткновения, не позволяющим решительно сделать первый шаг в направлении интеллектуального профессионального испытания.

В начале осени 2019 года администрацией МАОУ г. Калининграда СОШ № 24 была доведена до педагогического коллектива информация об олимпиаде

«ПРОФИ», которую направил в школы Калининградский областной институт развития образования. В первом, дистанционном, туре олимпиады приняли участие три представителя нашего коллектива: молодые учителя обществозна-ния и английского языка, уже имевшие опыт участия в этом профессиональном состязании, и впервые — автор этой статьи.

Важно, чтобы там, куда ты робко вступаешь, тебя встретили доброжелательно и ободрили. На сайте Международной олимпиады учителей-предметников «ПРОФИ» тебя встречают вопросом «Зачем участвовать в Олимпиаде?» и приводят 16 причин, объясняющих, для чего тебе это нужно. Вот некоторые из них:

- «Объективная экспертиза уровня предметных компетенций учителя.

- Подкрепление авторитета учителя независимой оценкой знаний.

- Возможность бесплатного повышения квалификации.

- Удостоверение о повышении квалификации.

- Ходатайство об объявлении благодарности и поощрении.

- Рост мотивации к постоянному совершенствованию в области предметных знаний.

- Формирование устойчивости к стрессу во время сдачи профессионального экзамена.

- Сертификат о вхождении в рейтинг "ТОП-50 учителей РФ и СНГ".

- Незабываемый опыт интеллектуальных состязаний» [Цит. по: 3].

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

На главной странице сайта «Профессиональные олимпиады учителей» ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (эти олимпиады проводятся с 2021 года, а олимпиада «Хранители русского языка» — с 2022 года) мы видим лишь названия предметных олимпиад с их логотипами: «ДНК науки» (интеллектуальное соревнование учителей естественных наук — химии, физики, биологии), ПРО-1Т (интеллектуальное соревнование учителей самого молодого предмета в школе — информатики), «Команда большой страны» (интеллектуальное соревнование школьных педагогических команд) и «Хранители русского языка» (интеллектуальное соревнование учителей русского языка) [7]. Понятно, организаторы всероссийских олимпиад для учителей пока только примеряются к такому формату повышения квалификации школьных педагогов, обретают опыт их организации. Думается, что слова ободрения и поддержки, адресованные еще колеблющемуся, еще не решившему окончательно, участвовать или не участвовать в интеллектуальном состязании, учителю стали бы хорошим стимулом сделать следующий шаг — зарегистрироваться на первый тур предметной олимпиады.

От школьного учителя многие и многого требуют и ждут. Вышестоящие инстанции, школьная администрация, родители учеников, сами ученики. Учитель, понимая это, старается соответствовать этим ожиданиям, хотя дается ему это нелегко по многим причинам. Заметить же и отметить педагогическую удачу, выросшее мастерство учителя, его самоотверженный труд

торопятся, на наш взгляд, не многие. Может быть, поэтому школьный учитель, забывая о том, что без него нет школы как таковой, так неуверен в себе. Может быть, поэтому отворачивается от информации о грядущем профессиональном состязании, хотя понимает, что в его участии могут быть заинтересованы и администрация школы, и, не исключаем, вышестоящие органы образования.

В 2018 году в заключительном очном этапе Международной олимпиады учителей-предметников «ПРОФИ» по русскому языку приняли участие четыре учителя из Калининградской области (причем один из них стал призером олимпиады, заняв одно из первых мест в международном рейтинге словесников-русистов), в 2019 году — три учителя пришли в 40-ю гимназию, чтобы принять участие в заключительном этапе олимпиады, в 2020-м, пандемийном, когда заключительный этап проходил в онлайн-фор-мате, — семь калининградских учителей русского языка состязались в финале со своими коллегами из других регионов, а в 2022 году — только один учитель. Страх не оправдать чьи-то ожидания — вот, на наш взгляд, причина того, что калининградские учителя русского языка в массе своей отказываются участвовать в интеллектуальных профессиональных состязаниях.

Во Всероссийской олимпиаде «Хранители русского языка» в 2022 году в первом дистанционном туре приняли участие только 8 калининградских учителей, причем один из них оказался учителем

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

химии. Для сравнения: в Краснодарском крае 547 учителей приняли участие в этом этапе профессиональной олимпиады по русскому языку, в Иркутской области — 146, в Воронежской — 134 [6].

В Год педагога и наставника, каким был объявлен 2023 год, да и не только в этот год, следовало бы, на наш взгляд, приложить максимум усилий, административных, творческих, душевных, чтобы начать взращивать в школьном учителе уверенность в себе. Именно в этом состоянии, по нашему глубокому убеждению, школьный педагог может работать творчески и соответствовать всякого рода ожиданиям. Хочется надеяться, что размышления об этой новой форме повышения квалификации человека, принявшего участие и в той, и в другой профессиональных олимпиадах, прибавит уверенности не только учителям-русистам, но и остальным нашим коллегам.

Во-первых, обе олимпиады относительно анонимны. О наших успехах в этих интеллектуальных состязаниях узнают все, о наших неудачах — только самые любопытные из тех, кто включится в олимпиаду и создаст свой личный кабинет на сайтах Международной олимпиады для учителей-предметников «ПРОФИ» и «Цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования»1.

Во-вторых, чем бы ни закончилась для нас олимпиада, мы приобретаем опыт.

Одна из наших коллег, впервые принявшая участие в олимпиаде «ПРОФИ» (а в МАОУ г. Калининграда СОШ № 24 ежегодно участвуют в этом профессиональном состязании 3-4 учителя), анализируя свою работу на заключительном этапе, именно приобретенный опыт посчитала главным результатом своего участия в олимпиаде. И с этим нельзя не согласиться. Включившись в подготовку к предстоящему интеллектуальному состязанию, учителю прежде всего стоит обратить пристальное внимание на форму и содержание заданий прошлых лет, если олимпиада проводится не впервые и если такая возможность имеется; выполнить и проанализировать демонстрационный тест при его наличии на сайте олимпиады; изучить условия проведения каждого тура. А после отборочных испытаний углубиться в те тонкости предмета, на изучение которых нацеливают нас и в процессе разбора заданий первого тура, и во время проведения вебинаров по подготовке участников олимпиады к заключительному этапу составители олимпиадных заданий. Вступать в олимпиаду во второй раз даже при условии изменения каких-то ее форматов уже легче.

Любая олимпиада начинается с отборочного этапа. В обоих профессиональных состязаниях учителей — это дистанционные этапы. Задания в первом, отборочном, туре можно выполнять, сидя перед экраном домашнего компьютера, после

1 Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования доступна по ссылке: https://education.apkpro.ru .

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

регистрации на сайте олимпиады в отведенное для этого организаторами время. Для учителей русского языка организаторы олимпиады «ПРОФИ» отводят примерно три недели в сентябре-октябре. Временной промежуток для выполнения заданий на дистанционном этапе у организаторов олимпиады «Хранители русского языка» в 2022 году составлял две недели, а в 2023 увеличен до трех — с 2 по 23 октября.

В олимпиаде «ПРОФИ» по всем предметам, кроме информатики, отводится на выполнение заданий на первом этапе 90 минут — 1,5 часа. За это время участнику отборочного тура надо ответить на 30 вопросов, выбирая из предложенных вариантов ответов один или несколько верных. До 2022 года включительно в этом туре олимпиады по русскому языку в тестовых заданиях требовалось выбрать только один верный ответ, но с 2023 года требования стали строже. Регламент жесткий, требующий от участника психологической и интеллектуальной собранности. Да и задания не простые. Так, 40 % от общего их количества — базового уровня сложности, типичные для школьной программы с известными методами их решения. Еще 40 % — повышенного уровня сложности, ориентированные на профильный уровень преподавания того или иного предмета в школе, требующие глубоких знаний и понимания всех разделов учебной дисциплины. А 20 % заданий — это задания высокого уровня сложности, выходящие за рамки школьной программы. Информацию об этом можно почерпнуть после создания

личного кабинета на сайте олимпиады «ПРОФИ» в разделе «Нормативные документы» в Положении об олимпиаде НИУ ВШЭ — Пермь для учителей-предметников на период с 2022 года по 2023 [10]. Разумеется, при работе на первом этапе участник может заглянуть в словарь, проверить свои предположения, обратившись к интернет-источникам. Но поскольку при выполнении заданий отборочного тура участник олимпиады находится в жестких временных рамках, на это почти не остается времени.

Организаторы всероссийской профессиональной олимпиады «Хранители русского языка» на дистанционный отборочный этап отводят 240 минут — 4 астрономических часа. В 2022 году участнику первого тура предлагалось выполнить 16 заданий. Уровень сложности этих заданий в положении об олимпиаде не оговаривался. В пункте 6-м «Описание курса» дистанционного этапа, как и в пункте 6-м «Описание курса» регионального этапа, сделано было лишь общее замечание: «Представленные материалы ориентированы на знание школьной программы» [Цит. по: 5]. Обнаружить это замечание учителю, намеревающемуся принять участие в олимпиаде нынешнего года, сейчас можно лишь в описании курса дистанционного этапа и только после регистрации на сайте и создания личного кабинета. Судя по Положению о проведении всероссийских профессиональных олимпиад для учителей, преподавателей в 2023 году [9], уровень сложности заданий, с которыми встретятся участники олимпиады осенью

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

нынешнего года, тоже не оговаривается.

Орфографических заданий в 2022 году на дистанционном этапе олимпиады «Хранители русского языка» не было, было шесть заданий на знание тонкостей морфологии, два — пунктуационных, столько же связанных с синтаксисом словосочетания и предложения и по одному заданию на выявление грамматических ошибок, на определение способа словообразования, на знание определений средств художественной выразительности, на знание характерных признаков текста, на умение сравнить количество звуков и букв в словах и грамотно ставить в словах ударения. За четыре часа можно было не просто выполнить эти 16 заданий, но и в деталях изучить некоторые темы, все же выходящие за рамки школьной программы. Однако автор этой статьи умудрилась-таки допустить 4 ошибки. Одни — по невниманию, другие — из-за того, что не удосужилась за отведенное время углубиться, например, в морфологические тонкости, связанные с употреблением отвлеченных существительных в конкретном значении, или не определилась с тем, какие слова не имеют начальной формы (школьный термин, оспариваемый некоторыми учеными-лингвистами).

В международной олимпиаде «ПРОФИ-2022» после дистанционного отборочного тура не только можно было посмотреть свои ошибки, как в олимпиаде «Хранители русского языка», но и увидеть все верные ответы. Кроме того, после объяснения составителями заданий ошибок,

допущенных участниками на отборочном этапе, необходимо было сделать работу над этими ошибками, решив задачи такого же плана, но другого варианта. До сих пор на сайте олимпиады «ПРОФИ» для участников олимпиады открыт доступ к разбору заданий дистанционного этапа. А демонстрационный вариант, который можно проделать неоднократно, так же, как и задания прошлых лет, выложены на сайте олимпиады, что позволяет учителю выявить свои слабые места и целенаправленно организовать подготовку к предстоящей олимпиаде.

На сайте же «Профессиональные олимпиады учителей» ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» можно посмотреть лишь разбор заданий регионального этапа олимпиады «Хранители русского языка», ссылка на разбор финального этапа нерабочая, ссылки на разбор заданий дистанционного этапа вообще нет. Хотя и здесь участник прошлогодней олимпиады в своем личном кабинете сможет увидеть задания всех трех этапов с указанием, какие из них выполнены неверно, и проанализировать свои ошибки.

Учительская олимпиада «ПРОФИ» после отборочного этапа сразу выводит участников на финальное состязание, установив предельный балл, позволяющий участнику первого этапа пройти во второй. Так было до 2022 года и для учителей русского языка. До того же 2022 года участие в олимпиаде было бесплатным. В 2021 году олимпиада для учителей-русистов не проводилась. А через

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

год учителям русского языка, желающим принять участие в олимпиаде, было предложено после предварительного опроса об их финансовых возможностях сделать так называемый организационный взнос в размере 500 рублей. После отборочного этапа оргкомитет олимпиады допустил до участия в финале всех словесников, оплативших участие в олимпиаде, вне зависимости от балла, набранного ими в отборочном этапе. Возможно, потому, что по сравнению с 2019 и 2020 годами количество участников уменьшилось: в 2019 году в отборочном этапе олимпиады «ПРОФИ» по русскому языку приняли участие 1 998 учителей, в 2020 — 2 190, а в 2022 — только 667. В 2022 году до финального состязания допущены были все участники отборочного тура, но рискнул включиться в него только 301 учитель русского языка (в 2019 году финалистов было 366, в 2020 — 307).

Организаторами олимпиады «Хранители русского языка» предусмотрен и региональный этап, на который приглашаются победители и призеры — участники дистанционного этапа, набравшие не менее 41 % от максимального количества баллов. В 2022 году региональный этап олимпиады в Калининградской области проводился 18 ноября на базе Калининградского областного института развития образования (в 2023 году он будет проходить с 1 по 2 ноября). На этом этапе на выполнение тестовых заданий также отводится 240 минут. Каждый из участников регионального этапа(в состязании

принимали участие 6 учителей) выполнял 20 тестовых заданий, разработанных и одобренных ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России». Из них семь тестовых заданий были посвящены методике обучения русскому языку, пять — практической грамматике, три — общему языкознанию, по два задания — анализу текста и синтаксису простого предложения и одно — средствам художественной выразительности текста. Так что коллегам, которые соберутся принять участие в олимпиаде «Хранители русского языка» в 2023 году, следует освежить в памяти основные положения методики преподавания этого предмета. Из двадцати заданий только три были с множественным выбором, два — на установление соответствий между примерами и их характеристиками, в остальных предполагался лишь один правильный ответ.

На наш взгляд, времени для выполнения заданий олимпиады «Хранители русского языка» отводится слишком много. Все участники регионального этапа Калининградской области работу закончили гораздо раньше. Думается, организаторам олимпиады надо либо увеличить количество заданий регионального этапа, либо усложнить их, либо сократить время их выполнения.

Судя по впечатлениям коллег из других регионов Российской Федерации, особенно тех их них, кто принимает участие и в олимпиаде «ПРОФИ», у многих учителей русского языка вызвала недоумение возможность пользоваться Интернетом при выполнении заданий регионального

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

этапа. Несмотря на то, что в Положении о проведении всероссийских профессиональных олимпиад для учителей в 2022 году было указано: «Запрещено... пользоваться мобильными и другими техническими устройствами при проведении Олимпиады, за исключением возникновения внештатных ситуаций, требующих быстрого реагирования» [Цит. по: Там же] (запрещение актуально и для олимпиад 2023 года), разрешение использовать Интернет на региональном этапе для поиска ответов на задания, видимо, было дано организаторами олимпиады. В Калининградской области мы исключили такую возможность во имя «соблюдения академической честности» [Цит. по: Там же], но из бесед с коллегами на финальном этапе выяснилось, что такое разрешение, судя по всему, было и участники олимпиады в других регионах им пользовались. До сих пор непонятно, почему не ликвидирован зазор между тем, что запрещено в документе, и тем, что разрешено в реальности.

В финал олимпиады, организованной ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвеще-ния России», выходит только победитель — участник, набравший наибольшее количество баллов. В олимпиаде «Хранители русского языка» — один учитель русского языка от каждого региона. Если окажется, что участников регионального этапа, набравших одинаковое максимальное количество баллов, несколько, как это произошло в 2022 году, например, в Воронежской области, назначается дополнительное испытание. Призеры и победители дистанционного

этапа олимпиады получают сертификаты, подтверждающие их статус.

Надо отметить, что формат проведения заключительного этапа олимпиад (а это в любом случае стрессовая ситуация), четкая организация этого этапа — одно из условий, которое может либо вдохновить учителя на участие в олимпиаде в следующем сезоне, либо заставит поставить крест на этом деле.

Финальный тур олимпиады «ПРОФИ», в отличие от дистанционного, первого, долгое время проводился очно. Организовывались несколько площадок в разных городах страны, куда съезжались в назначенный выходной день учителя, преподающие тот или иной предмет, и в присутствии наблюдателей, под видеонаблюдением выполняли тестовые задания. В Калининградской области, насколько нам известно, такие площадки организовывались в разные годы на базах Калининградского областного института развития образования и МАОУ гимназии № 40 им. Ю. А. Гагарина. В 2020 году формат заключительного тура в связи с пандемией был изменен: работа на финальном этапе проводилась участниками олимпиады в условиях прокторинга на домашних или школьных компьютерах. Прокторинг — «процедура контроля за ходом дистанционного испытания (в английском языке proctor — это наблюдатель на экзаменах в вузе)» [Цит. по: 2]. То есть после идентификации участника олимпиады задания заключительного этапа выполнялись под веб-камерой.

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

В течение примерно полутора часов (временные рамки для участников олимпиады по русскому языку), отведенных на выполнение заданий, шла запись изображения участника олимпиады, его рабочего места, экрана компьютера и звука в помещении, в котором находился учитель. Еще задолго до заключительного этапа на одном из вебинаров участников олимпиады «ПРОФИ» познакомили с программами, с помощью которых можно сделать такую запись. Кроме того, можно было заранее скачать подробную пошаговую инструкцию, в которой объяснялось, что делает участник до начала выполнения олимпиадных заданий, во время их выполнения и по окончании работы. Помимо этого, участники олимпиады в преддверии финала осенью прошлого года должны были выполнить тест «Цифровые компетенции учителя, необходимые для участия в олимпиаде 2022».

После выполнения заданий заключительного этапа, на выполнение которых по всем предметам, кроме информатики, отводились 100 минут, эта запись участия в олимпиаде сохранялась в облачном хранилище, а ссылка на нее отправлялась в оргкомитет олимпиады. В этом же формате проводились заключительные этапы олимпиады и в последующие годы.

Примерно через час после окончания олимпиады «ПРОФИ» члены предметно-методической комиссии проводят онлайн-процедуру публичного разбора олимпиадных заданий и отвечают

на вопросы участников, которые могут видеть правильные ответы и комментарии к ним. Сразу после этого проходит церемония подведения предварительных итогов. Окончательные итоги размещаются на сайте олимпиады после проверки видеозаписей участников. Случаются и дисквалификации.

На наш взгляд, такой формат проведения заключительного этапа олимпиады удобнее очного: учителю из сельской школы или небольшого города нет необходимости тратить время на то, чтобы к назначенному часу прибыть, например, в областной центр и выполнить под той же камерой наблюдения тестовую олим-пиадную работу. Хотя есть и такие, кто предпочел бы очный формат. Видимо, на то у них имеются свои причины: отсутствие видеокамеры, нестабильное интернет-соединение или что-то иное.

Финал учительской олимпиады «Хранители русского языка» в 2022 году проходил в городе Москве в декабре (в 2023 году его проведение тоже намечено на конец года — с 6 по 9 декабря и, судя по всему, тоже в столице). В финал вышли 83 учителя. В Москву смогли приехать и принять участие в заключительном состязании 74 словесника из разных регионов Российской Федерации. С 14 по 16 декабря помимо торжественных моментов открытия и закрытия олимпиады для участников финального этапа были проведены мастер-классы по музейной педагогике, технологиям формирования креативного мышления обучающихся, анализу художественного

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

текста, организации современного урока и перспективам развития экзаменационных моделей.

Само финальное состязание состояло из двух частей. В первый день была запланирована экскурсия в Центр славянской письменности «Слово» — ВДНХ и работа на экспозиции в течение двух часов. Затем в продолжение еще двух часов участники олимпиады должны были разработать музейный урок уже на другой площадке — в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Московской области «Академия социального управления» — и представить его в течение 5-6 минут вместе с презентацией экспертам. Однако из-за разного рода проблем с передвижением по Москве время пребывания в музее и время подготовки презентации для выступления были сокращены вдвое. Цейтнот не лучшим образом сказался на эмоциональном состоянии участников олимпиады. Но в целом большинство справилось с этой стрессовой ситуацией.

Во второй день олимпиады участникам было предложено конкурсное задание на 60 минут — «Блиц-турнир». Так же, как и на предыдущих этапах, оно было тестовым. Сидя перед экранами компьютеров, участники олимпиады выполняли 40 заданий с одним вариантом ответа. Задания, на наш взгляд, не были сложными: по одному на определение происхождения слова, грамматические нормы употребления существительных, способы словообразования, производящие основы причастий, различение

омонимичных корней, узнавание метафор, знание правил переноса; три задания были связаны с постановкой ударения в словах, столько же — с определением морфологических признаков существительного и глагола и еще три

- проверяли пунктуационную грамотность участника олимпиады; по четыре задания — на определение лексического значения слова и идентификацию частей речи; в шести заданиях проверялось знание литературных норм употребления глаголов и существительных в предложениях и синтаксических норм построения предложения. Последние 10 заданий, вызвавших недоумение у участников олимпиады, были шарадами. Из десяти шарад участникам удалось разгадать восемь. А вот одна из неразгаданных:

«Первое случается, когда что-то ломается. Второе — в букварях. А целое — в морях» [Цит. по: 1].

Участники финала, мы ожидали самых трудных лингвистических задач, а получили. шарады. Возможно, составители заданий были и правы, но для всех это было большой неожиданностью. Еще большей неожиданностью стал пункт 5 «Описания курса» блиц-турнира, гласившего:

«Во время выполнения заданий можно:

- пользоваться Интернетом;

- выходить из аудитории.»

Тем более, что об этом разрешении некоторые участники узнали только вечером в гостинице, открыв почтовую программу

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

на ноутбуке. Такое разрешение, на наш взгляд, не согласуется с требованием Положения о соблюдении академической честности. Разумеется, если у организаторов олимпиады «Хранители русского языка» были весомые причины разрешить участникам этого интеллектуального состязания в течение часа искать в Интернете ответы на заданные вопросы, эту информацию следовало бы довести до всех заинтересованных лиц не накануне блиц-турнира и не посредством почтовой программы. А поскольку это было сделано именно так, часть участников блиц-турнира Интернетом воспользовалась, а другая — нет. На наш взгляд, участник олимпиады должен быть заблаговременно проинформирован о том, на чем основываются организаторы олимпиады, когда запрещают пользоваться мобильными телефонами, давая разрешение выполнять олимпиадные задания с использованием Интернета, и как это разрешение согласуется с Положением о проведении всероссийских олимпиад для учителей.

Не обошлось и без ошибок у составителей заданий этого блиц-турнира. Технических и не только. Мы с коллегами обсудили их в группе, созданной во время проведения олимпиады на одной из электронных платформ, и довели свои соображения до организаторов олимпиады, которые обещали учесть наши замечания и пожелания в будущем.

Апелляция — один из этапов олимпиадных состязаний. Организаторы обеих олимпиад ни на каком из этапов не

принимают апелляций. Об этом заявлено в Положении о проведении всероссийских профессиональных олимпиад для учителей, преподавателей в 2023 году [9] так же, как и в минувшем 2022, и в «Положении об олимпиаде НИУ ВШЭ — Пермь для учителей-предметников на период с 2022 года по 2023» [10]. При всем при том организаторы олимпиады «ПРОФИ» внимательно относятся к отзывам участников, если те сообщают об ошибке при подсчете баллов или о некорректной формулировке задания. Все решается доброжелательно и оперативно. И это, на наш взгляд, способствует созданию благожелательной атмосферы, столь важной для участников олимпиады.

И еще об одном. На финальном этапе олимпиады «Хранители русского языка» одна из коллег сказала, что больше ни за что не станет участвовать в этой олимпиаде, потому что администрация гимназии, в которой она трудится, ждет от нее высоких результатов — стать победителем или в крайнем случае призером. Такой прессинг, по нашему убеждению, не на пользу участнику олимпиады. В этой ситуации учителю можно только посочувствовать. Надо отдать должное администрации МАОУ г. Калининграда СОШ № 24, которая и провожала на финальные состязания учителя доброжелательно и встречала так же, не обременяя его ко всему прочему грузом ответственности за результат. Ученики, конечно, интересовались, какое место занял их учитель, но поскольку организаторы олимпиады «Хранители русского языка» таких рейтингов не составляют, ответить ребятам

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

было нечего, кроме того, что у их учителя были достойные соперники. А нам, участникам финального этапа олимпиады, хотелось бы получить хотя бы в личном сообщении информацию о том, какое место удалось нам занять из оставшихся после объявления четырех призеров и одного победителя 69 возможных. Не исключаем, что организаторы всероссийской профессиональной олимпиады для педагогических работников это учтут, как учитывают это организаторы учительской олимпиады «ПРОФИ», отправляя по результатам финального тура сертификаты с указанием занятого учителем места.

В толковом словаре у многозначного слова «состязание», обозначающего в современном языке соревнование, стремление «добиться лучших результатов по сравнению с кем-л., превзойти кого-л. в каком-л. отношении» [Цит. по: 13, с. 202], приведен такой пример: «Состязание в выдержке» [Цит. по: Там же. С. 210]. На наш взгляд, профессиональные учительские олимпиады — это еще и тренировка выдержки, умения не только мобилизовать перед состязанием любого этапа свой интеллектуальный потенциал, но и собрать в кулак волю, не позволить негативным эмоциям овладеть собой. Судя по всему, это тоже «достигается упражнением».

Участие в профессиональных олимпиадах помимо общения с коллегами из других школ и регионов дает богатый материал для размышления и совершенствования своей педагогической деятельности.

Так, на занятиях курса по выбору «Основы искусства речи» мы с восьмиклассниками с целью совершенствования своих устных монологов прослушали и обсудили выступления нескольких призеров всероссийских профессиональных олимпиад. Благо эти записи можно найти на сайте «Профессиональные олимпиады для учителей» в разделе «Трансляции». Было чему поучиться и учителю, и ученикам.

В рассказе Викентия Викентьевича Вересаева «Состязание» есть такой диалог между двумя художниками — Дваж-ды-Венчанным, учителем, и бывшим его учеником, Единорогом:

— . Думаешь выступить на состязании?

— Да, учитель. Знаю, что придется бороться с тобою, но такая борьба не может быть тебе обидна. Знаю, что трудна будет борьба, но не художник тот, кто бы испугался ее [Цит. по: 11, с. 159].

Каждый год мы отправляем наших учеников на олимпиады. И они идут. В большинстве своем не трусят. Кто-то становится победителем или призером, кто-то

— только участником и, наверное, разочаровывается на первых порах после обнародования результатов. Но если человек не опускает руки после этого, если ищет и находит причину поражения в себе, то непременно становится на путь самосовершенствования. В неофициальном олимпийском девизе «Главное

— не победа, а участие» видится именно это: участие в состязании, где планка поднята высоко, заставляет «меняться

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo104/

и расти». И тут вересаевский Единорог

прав: не художник тот, кто испугался

трудной борьбы.

Список литературы

1. Булдакова, Т. В. Конкурсно-развлекательная программа, посвященная Новому году [Электронный ресурс] / Т. В. Булдакова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». — URL: https://urok.1sept.ru/articles/647711 (дата обращения: 04.06.2023).

2. Григорьев, В. Списать не дам: что такое онлайн-прокторинг и как он работает [Электронный ресурс] / В. Григорьев, С. Новикова // РБК. — URL: https:// trends.rbc.ru/trends/education/5fa01f e49a794782c65b74f9 (дата обращения: 21.03.2023).

3. Международная олимпиада учителей-предметников «ПРОФИ» [Сайт]. — URL: https://olimphse.ru/ (дата обращения: 04.06.2023).

4. Научный стиль [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — URL: https:// koirojournal.ru/help-to-authors/ science-style/ (дата обращения: 04.06.2023).

5. Олимпиада для учителей русского языка «Хранители русского языка». Дистанционный этап [Электронный ресурс] // Цифровая экосистема ДПО. — URL: https://education.apkpro. ru/courses/610/ (дата обращения: 04.06.2023).

6. Олимпиада «Хранители русского языка». Список участников, набравших более 31 % от максимального

количества баллов [Электронный ресурс] // Олимпиады и конкурсы для учителей. — URL: https://quick. apkpro.ru/q/FJB96nAo (дата обращения: 04.06.2023).

7. Олимпиады и конкурсы для учителей [Сайт]. — URL: https://konkurs.apkpro. ru/ (дата обращения: 04.06.2023).

8. Определены победители «ПРОФИ-2020 по русскому языку и информатике [Электронный ресурс] // Международная олимпиада учителей-предметников «ПРОФИ». — URL: https://olimphse.ru/news/180848/ (дата обращения: 04.06.2023).

9. Положение о проведении всероссийских профессиональных олимпиад для учителей, преподавателей в 2023 году [Электронный ресурс] // Олимпиады и конкурсы для учителей. — URL: https://konkurs.apkpro.ru/polozh enieoprovedeniivserossiyskikhprofessi onalnykholimpiad/ (дата обращения: 04.05.2023).

10. Положение об олимпиаде НИУ ВШЭ — Пермь для учителей-предметников на период с 2022 года по 2023 (утверждено приказом НИУ ВШЭ — Пермь от 30.09.2022 года № 8.2.6.210/000000) [Электронный ресурс]. — URL: https://olimphse.ru/upload/med ialibrary/8fe/8fe9e54784e5bb614ed2 76c8334d492b.pdf (дата обращения: 04.06.2023).

11. Происхождение мастера: Повести и рассказы / сост. В. Е. Ковский, Л. А. Скворцова. — М.: Московский рабочий, 1985. — 572 с.

12. Рязанов, Э. А. Внутренний монолог [Электронный ресурс] /

УДК 371.14

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Завершинская Л. А. Учительская олимпиада: взгляд изнутри // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2023. — № 2 (18) / июль. — С. 42-55. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo104/

Э. А. Рязанов // Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова. — URL: http://www. lib.ru/POEZIQ/RYAZANOW/monoloq. txt (дата обращения: 04.06.2023).

13. Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 4. С-Я / под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Русский язык, 1988. — 794 с.

Ludmila A. Zavershinskaya

General Secondary School № 24 Kaliningrad, Russia

Teachers contest: an inside look

Abstract. Based on the experience of participating in teachers contests: "PROFI" of Perm High school of Economics and "Keepers of the Russian Language" of the Academy of the Ministry of Education of Russia, the author of the article reflects on the problem of insufficiently active participation of the Kaliningrad Region teachers' community in this kind of professional competitions, which are a new form of advanced training. Comparing the organization of two contests, the author draws attention to the strengths and weaknesses of these professional competitions in the organization of participants

Статья поступила в редакцию 05.06.2023; одобрена после рецензирования 15.06.2023; принята к публикации 16.06.2023.

preparation for the contest at its various stages, the choice and determination of the level of difficulty of the tasks, compliance with the academic honesty at the stages of the contest, the analysis of the tasks and answers after each stage, the analysis of the mistakes made while performing the tasks, the possibility to maintain contact with the contest organizers during its conduct, and the appeal procedure after finishing it. The author is convinced that the participation in professional contests is beneficial for the participants by giving teachers the opportunity to compare their level of capacity in the subject teaching and methodology with their colleagues experience, by improving their qualifications and obtaining an incentive for further professional development. Furthermore, the article firstly concerning the school teachers, invokes the idea that it is worth of experiencing during the teachers intellectual contests the emotions similar to those felt by their pupils in the subject contests of various levels and of learning how to deal with such emotions.

Keywords: teachers contest, intellectual professional competition, advanced training, academic honesty, experience.

The article was submitted 05.06.2023; approved after reviewing 15.06.2023; accepted for publication 16.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.