Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежов Павел Юрьевич, Новикова Ольга Васильевна

В статье описан опыт организации личностно-развивающей среды занятия с учебной группой студентов-первокурсников Уральского государственного педагогического университета в рамках дисциплины «Практикум по самоорганизации и саморазвитию». Образовательная среда занятия «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности» проектировалась и организовывалась по трем компонентам: организационно-технологическому, пространственно-предметному и социальному. Сделано предположение, что организация такой среды выступает фактором развития личностного потенциала будущего учителя. До и после занятия была проведена диагностика показателей личностного потенциала студентов с помощью специально разработанного опросника «Изучение личностного потенциала студента». Обработка данных осуществлялась по Т-критерию Вилкоксона. Зафиксированы значимые сдвиги по трем показателям личностного потенциала студентов - будущих учителей (самоопределение, реализация, сохранение). Как показали результаты, студенты увидели роль социального ресурса в самоопределении и целедостижении, отметили значимость выстраивания коммуникации в новых сообществах и важность самоценности и положительного отношения к себе. Такая позиция повлияла на общую удовлетворенность собой. Немаловажно, что после занятия эмоциональное состояние молодых людей существенно улучшилось. Положительные отзывы о занятии подчеркнули значимость организации и проектирования личностно-развивающей образовательной среды в обучении студентов - будущих учителей. Данную статью можно рассматривать как методический ресурс для работы с будущими педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ежов Павел Юрьевич, Новикова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PERSONALITY-DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE LESSON AS A FACTOR OF THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY POTENTIAL OF THE FUTURE TEACHER

The article describes the experience of organizing the personality-developing environment for a class with a study group of the first-year students of Ural State Pedagogical University within the framework of the discipline "Workshop on self-organization and self-development". The educational environment of the class named "Psychology of self-presentation in the professional activity" was designed and organized according to its three components: organizational and technological, spatial and objective and social ones. It is suggested that the organization of such an environment is a factor in the development of the personality potential of future teachers. Before and after the lesson, the students’ personality potential indicators were diagnosed with the help of specially designed questionnaire "Student’s personality potential studying". The data was processed according to the Wilcoxon T-test. Significant shifts were recorded in 3 components of students’ personality potential (self-determination, realization, preservation). As the results showed, students saw the role of a social resource in self-determination and goal achievement. They noted the importance of building communication in new communities, self-worth and a positive attitude towards themselves. This position has affected the general self-satisfaction. It is important that after the class their emotional state improved significantly. Positive feedback about the class allowed to emphasize the importance of the organization a personality-developing educational environment in future teachers’ education. This article can be considered as a methodological resource for working with future teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЗАНЯТИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ»

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo101/

Ежов Павел Юрьевич | pavelezhov96@mail.ru

Кандидат педагогических наук

Доцент кафедры общей психологии и конфликтологии Уральский государственный педагогический университет Екатеринбург, Россия

Новикова Ольга Васильевна | more20063@yandex.ru

Старший преподаватель кафедры общей психологии и конфликтологии Уральский государственный педагогический университет Екатеринбург, Россия

Организация личностно-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя

Аннотация. В статье описан опыт организации личностно-развивающей среды занятия с учебной группой студентов-первокурсников Уральского государственного педагогического университета в рамках дисциплины «Практикум по самоорганизации и саморазвитию». Образовательная среда занятия «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности» проектировалась и организовывалась по трем компонентам: организационно-технологическому, пространственно-предметному и социальному. Сделано предположение, что организация такой среды выступает фактором развития личностного потенциала будущего учителя. До и после занятия была проведена диагностика показателей личностного потенциала студентов

с помощью специально разработанного опросника «Изучениеличностного потенциала студента». Обработка данных осуществлялась по Т-критерию Вилкоксона. Зафиксированы значимые сдвиги по трем показателям личностного потенциала студентов — будущих учителей (самоопределение, реализация, сохранение). Как показали результаты, студенты увидели роль социального ресурса в самоопределении и целедостижении, отметили значимость выстраивания коммуникации в новых сообществах и важность самоценности и положительного отношения к себе. Такая позиция повлияла на общую удовлетворенность собой. Немаловажно, что после занятия эмоциональное состояние молодых людей существенно улучшилось. Положительные

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo101/

отзывы о занятии подчеркнули значимость организации и проектирования личностно-развивающей образовательной среды в обучении студентов — будущих учителей. Данную статью можно рассматривать как методический ресурс для работы с будущими педагогами.

Ключевые слова: личностный потенциал, личностно-развивающая образовательная среда, организационно-технологический компонент, пространственно-предметный компонент, социальный компонент, самоорганизация, саморазвитие.

Согласно концепции Д. А. Леонтьева, можно выделить три вектора развития личности. Первый вектор включает созревание в соответствии с заложенной в каждом из нас биологической программой, итогом которого является зрелый и хорошо функционирующий организм. Второй вектор направлен на развитие способности эффективно существовать и действовать в обществе. Третий вектор включает развитие личностной саморегуляции (до совершеннолетия), способности создавать и проживать собственную жизнь (после совершеннолетия). Подразумевается, что человек будет использовать свои личностные ресурсы, ведь без должного применения они могут «лежать мертвым грузом» и не стать для него достоинством. Составляющие третьего вектора являются сутью развития личностного потенциала [3, с. 11]. Способность использовать способности является мета-предметной, необходимой для успешной и комфортной деятельности человека

настоящего и будущего. Поэтому развитие личностного потенциала может стоять в числе приоритетов содержания современного образования.

Так, Д. А. Леонтьев указывает на то, что работать с человеком в контексте развития личностного потенциала нужно не только посредством жестких практик, подразумевающих достижение запланированного результата заранее известным путем, но и с применением мягких практик, рассчитанных на создание богатой среды возможностей и деятельности, благоприятной для процессов самоорганизации обучающихся [4, с. 27]. В настоящее время проводятся исследования, связанные с уточнением понятия личностного потенциала (Л. С. Полякова, Е. В. Суворова, Ю. В. Южакова), моделированием его структуры (Е. М. Едиха-нова), поиском способов его формирования и развития [1, 4, 6].

Образовательная среда может способствовать развитию личностного потенциала, если целенаправленно ее создавать (организовывать) с учетом данного вектора развития человека. Исследователь В. А. Ясвин понимает образовательную среду как пространственно и / или событийно ограниченную совокупность возможностей для развития личности, возникающих при ее взаимодействии со своим социальным и пространственно-предметным окружением [7, с. 336]. Сравнивая методологические подходы к исследованию образовательной среды, он подчеркнул, что «в качестве агента взаимоотношений с образовательной

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/

средой рассматривается развивающаяся личность» [Цит. по: Там же. С. 29] и «среда понимается как совокупность условий, обстоятельств, событий, факторов и влияний на развивающуюся личность, а также развивающих личность возможностей, которым придается особое педагогическое значение» [Цит. по: Там же]. Также было отмечено, что «в структуре образовательной среды выделяются пространственно-предметный, информационный, организационный, технологический и социальный компоненты. Социальному компоненту среды отводится наиболее значимая роль в формировании и развитии личности» [Цит. по: Там же. С. 336]. Хотелось бы отметить и то, что «в определенном типе среды, обладающем специфическими характеристиками, преимущественно формируется определенный тип личности» и «образовательная среда может быть описана через систему параметров, характеризующих различные аспекты ее организации и функционирования» [Цит. по: Там же. С. 30]. Структурно-содержательный анализ воспитывающей среды Я. Корчака и В. А. Ясвина позволил использовать на занятиях культурно-созидательный потенциал четырех типов среды: «догматической», «идейной», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры» [Там же. С. 74]. В разработке и организации занятия со студентами использовали возможности четырех типов воспитательных сред Я. Корчака. Догматическая среда направляет и показывает то, что должен знать студент. Карьерная среда способствует построению плана достижения поставленной учебной цели, выработке

целеустремленности. Творческая среда дает возможность воплотить задуманное, актуализировать способности и применить их в выполнении намеченных задач. Среда безмятежного потребления дает возможность как снять напряжение, накопившееся в течение занятия, так и помечтать перед творческим проектом. Теоретические и практические материалы В. А. Ясвина послужили основой для создания личностно-развивающей образовательной среды в рамках занятий со студентами. Мы предположили, что занятия со студентами могут выступать как личностно-развивающая образовательная среда, в которой созданы все возможности для удовлетворения потребностей и переживания событий, сконструированных преподавателем в определенном социальном контексте.

Цель нашей работы — изучение роли организации личностно-развивающей образовательной среды занятия «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности» в развитии личностного потенциала будущих учителей.

Подготовка к занятию

Для создания богатой развивающей среды было пересмотрено содержание дисциплины «Практикум по самоорганизации и саморазвитию», реализуемой кафедрой общей психологии и конфликтологии Уральского государственного педагогического университета для студентов-бакалавров педагогического направления в первый семестр первого курса. Содержание дисциплины

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/

было разделено на четыре тематических блока: «Психология личностного потенциала», «Психология эмоционального интеллекта», «Психология организации времени и деятельности», «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности». Каждый блок был разработан и проводился преподавателями, специализирующимися на определенной тематике. Для каждого блока записывалась видеолекция. На контактную практическую работу с преподавателем отводилось 6 часов, которые реализовы-вались за один день.

Среда преподавания дисциплины была спроектирована и организована с учетом возможностей для удовлетворения личностных потребностей студента в процессе обучения и на основе требований к эффективности организационно-технологического, социального и пространственно-предметного компонентов среды, проективных критериев, систематизированных В. А. Ясвиным [Там же]. Пространственно-предметный компонент среды можно было охарактеризовать как мобильный и персонализированный. Среда конструировалась под задачи с учетом потребностей студентов. Важно отметить, что для проведения занятий были предоставлены современные аудитории Технопарка универсальных педагогических компетенций университета, предоставляющие возможность удобной трансформации образовательного пространства, просмотра мультимедийных материалов, что является показателем высокоорганизованной пространственно-предметной среды.

Организационно-технологический компонент — это прежде всего методы и приемы, которые были использованы на занятии. Огромное внимание в ходе всего занятия было уделено интерактивной и игровой технологиям, событийному подходу. Данные технологии способствовали максимальной активности студентов. Более подробно данный компонент описан в разделе «Ход занятия».

Социальный компонент в организации личностно-развивающей среды играл ведущую роль. Это прежде всего взаимодействие, основанное на принятии, открытости и конструктивности. Студентам предоставили возможность раскрыться при выполнении заданий, проявить уникальность, сделать самостоятельный выбор. Немаловажным было умение слушать и поддерживать выступления одногруппников.

На начальном и заключительном этапах практического занятия запланировали замеры с целью выявления сдвигов в показателях личностного потенциала студентов — будущих учителей. Для этого был разработан инструмент исследования (опросник «Изучение личностного потенциала студента»), удобный, понятный для студентов, простой в заполнении, требующий минимального времени проведения диагностики. В основе его содержания лежат идеи Д. А. Леонтьева и членов его исследовательской команды [2, 3]. Опросник состоит из десяти утверждений для оценки сдвигов по трем составляющим личностного потенциала (самоопределение,

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo101/

реализация, сохранение) и двух дополнительных вопросов, связанных с оценкой эмоционального состояния. Предполагалось, что в конце занятия студенты также дадут обратную связь, а именно ответят на вопросы «Какой личный опыт я приобрел в плане увеличения моего личностного потенциала?», «Что я считаю важным?», напишут краткий вывод и оценят занятие по 5-балльной шкале по трем составляющим: «интересность», «полезность», «доступность».

Гипотезой пилотажного исследования стало предположение, что организация личностно-развивающей образовательной среды занятия способствует развитию личностного потенциала будущих учителей. Исследование было проведено на одном из блоков практикума, на занятии «Психология самопрезентации в профессиональной деятельности». Статистические данные обработаны с помощью Т-критерия Вилкоксона с использованием компьютерной программы SPSS, проанализированы ответы студентов.

Ход занятия

В начале занятия студентам было предложено заполнить опросник «Изучение личностного потенциала студента», а именно оценить по 5-балльной системе 12 утверждений, направленных на выявление показателей их личностного потенциала и эмоционального состояния. После диагностики студенты приступили к выполнению заданий. На занятии присутствовала одна академическая группа в количестве 21 студента.

Занятие было разделено на несколько этапов. Каждый из этапов предполагал возможность выбора индивидуального задания, презентации результата, работы в команде, поиска информации и рефлексии. Студенты увидели в работе над самопрезентацией возможность глубже изучить себя, свои возможности и ограничения и на основе проведенного анализа начать трансформацию слабых и развитие сильных сторон. Также им было предложено обсудить основные положения психологии самопрезентации в профессиональной деятельности; значение первого впечатления для продуктивного сотрудничества; различия понятий «имидж» и «репутация»; психологические установки при самопрезентации (высокая самооценка, позитивное отношение к жизни, вера в добро, сопричастность происходящему, психологическая гибкость, восприимчивость к новому); позиции во взаимоотношениях, выделенные Э. Берном.

Особое внимание уделялось пониманию и принятию себя, а также построению своей публичной идентичности. Была подробно проанализирована технология «Презентация в лифте» (Elevator Pitch) [5], разобраны типичные ошибки самопрезентации. В качестве примера студентам было показано несколько минутных видеопрезентаций преподавателя, использованных в разных конкурсах профессионального мастерства; сделаны акценты на темпоритме, структуре самопрезентации, важности приведения фактических данных и раскрытия внутренних ценностей, значении юмора и рассказа о мечте.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2023/07juL2023/kvo101/

В завершение практической части занятия студентам было предложено разработать самопрезентацию и выступить в течение одной минуты перед учебной группой, после чего выделить сильные стороны своего представления. Во время презентаций была создана атмосфера позитивной эмоциональной поддержки выступающих.

В финале занятия студенты выполняли задание в мини-группах — описывали полученный опыт. Такая форма обратной связи, с одной стороны, позволила сократить время обсуждения результатов занятия. С другой стороны, даже в таком укороченном формате обратная связь от студентов стала важной для повторного заполнения опросника «Изучение личностного потенциала студента» (приложение 1). Дополнительно опрашиваемым было предложено оценить занятие по трем шкалам: «интересность», «полезность» и «доступность».

Результаты и выводы

Результаты опроса были обработаны с помощью Т-критерия Вилкоксона с использованием компьютерной программы SPSS. При этом мы обратили внимание на высокозначимые сдвиги при р < 0,01 и среднезначимые сдвиги при р < 0,05. Получился высокозначимый сдвиг (p < 0,007) по третьему утверждению «На общественном мероприятии я буду стремиться познакомиться с незнакомыми людьми». Среднезначимый сдвиг (р < 0,046) — по пятому («При достижении

цели очень важно одобрение значимых для меня людей») и по десятому («Я удовлетворен своим физическим и психическим здоровьем»).

Третье утверждение мы отнесли к составляющей самоопределения в условиях неопределенности. Результаты показывают, что студенты увидели больший потенциал и необходимость в установлении контактов для достижения профессиональных целей. Существенного повышения готовности брать на себя ответственность при совершении выбора и принятии ошибок как опыта у студентов не обнаружилось.

Пятое утверждение было отнесено к потенциалу реализации, активизирующемуся при целеполагании, целедости-жении, трансформировании цели. Студенты увидели большую возможность в использовании социального ресурса при целедостижении. Однако удовлетворенность этим процессом и готовность к пересмотру цели и даже отказу от нее при утрате актуальности увеличились незначительно.

Десятое утверждение (р < 0,025) соответствовало потенциалу сохранения, реагирующему на угрозу, давление. У студентов отмечено повышение удовлетворенности своим физическим и психическим здоровьем. Обнаружено незначительное увеличение готовности увидеть возможность выбора в сложных ситуациях, принять трудности и проблемы, пойти на осознанный риск.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/

Оказался высокозначимым сдвиг (р < 0,007) по эмоциональному состоянию. Усилилось субъективное ощущение энергии и приятности чувств. Это можно объяснить эффектом от применения техник деятельностного типа (проблемное и игровое обучение, театрализация), соглашения, позитивного подкрепления творческой деятельности студентов, органичным сочетанием индивидуальной и групповой работы. Многие студенты испытали удовольствие от работы над самопрезентацией: «Самопрезентация — интересно и увлекательно», «Занятие было просто супер! Я заряжена энергией, очень много интересного». Некоторые студенты написали о том, что смогли преодолеть страх публичных выступлений: «Я переборола свое стеснение и рассказала о себе своим однокурсникам», «Занятие помогло раскрепоститься», «О себе рассказывать труднее, чем о других».

Полученные данные обсуждались с коллегами по кафедре, ведущими специалистами в области изучения личностного потенциала и проектирования лич-ностно-развивающей образовательной среды. Ценным является то, что к рассмотрению данных эксперимента подключилась В. К. Маркова, ведущий научный сотрудник лаборатории развития личностного потенциала в образовании научно-исследовательского института урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета.

Несмотря на то, что исследование проведено на одной академической группе,

одном разделе дисциплины, имеет упрощенный диагностический инструментарий, пилотный характер, можно все же сделать определенные выводы, опираясь на полученные результаты.

1. Требуется детализированное описание формы и содержания занятий в рамках реализуемой дисциплины, позволяющее проанализировать, какие факторы создаваемой образовательной среды коррелируют с отдельными компонентами личностного потенциала.

2. Чтобы углубленно изучить организацию личностно-развивающей образовательной среды как фактор развития личностного потенциала будущего учителя, необходимо провести работу над коррекцией диагностического инструмента, пройти экспертную оценку опросника и провести исследование в нескольких академических группах при освоении студентами всего объема дисциплины «Практикум по самоорганизации и саморазвитию», учесть возможность измерения показателей в контрольной группе.

3. Представленный в статье материал можно использовать как методический ресурс на занятиях со студентами — будущими педагогами.

Список литературы

1. Едиханова, Ю. М. Особенности самосознания как фактор развития личностного потенциала подростков и юношей / Ю. М. Едиханова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 63-4. — С. 281-284.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/

2. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.

3. Леонтьев, Д. А. Три мишени: личностный потенциал — зачем, что и как? / Д. А. Леонтьев // Образовательная политика. — 2019. — № 3 (79). — С. 10-16.

4. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — 680 с.

5. Питч как искусство презентации проекта [Электронный ресурс] // Корпоративный университет РДШ. — URL: https://rdsh.education/bloq/ event/pitchinq-iskusstvo-prezentacii-svoeqo-proekta/ (дата обращения: 02.11.2022).

6. Суворова, Е. В. Модель развития профессионально-личностного потенциала студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. В. Суворова, Л. С. Полякова, Ю. В. Южакова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 1. — URL: https://mir-nauki. com/PDF/91PDMN119.pdf (дата обращения: 02.11.2022).

7. Ясвин, В. А. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление / В. А. Ясвин. — М.: Народное образование, 2019. — 448 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Опросник «Изучение личностного потенциала студента»

Опросник состоит из десяти вопросов для оценки сдвигов по трем составляющим личностного потенциала. Утверждения оцениваются в начале и конце занятия

по пятибалльной шкале Лайкерта: 1 — совершенно не согласен, 2 — частично не согласен, 3 — трудно сказать, согласен или не согласен, 4 — частично согласен, 5 — полностью согласен.

1. Мне нравится, что при осуществлении выбора ответственность за его последствия ложится на меня.

2. Я понимаю, что любые, даже самые серьезные ошибки в жизни — это бесценный опыт и потенциал для моего развития.

3. На общественном мероприятии я буду стремиться знакомиться с незнакомыми мне людьми.

4. При достижении важной цели большое значение для меня имеет не только результат, но и процесс ее достижения. Важны интерес, веселье и удовлетворение от активности, положительные эмоции.

5. При достижении цели очень важно одобрение значимых для меня людей.

6. Если цель для меня теряет былую актуальность или я понимаю, что для ее достижения необходимо вложить очень много сил и ресурсов, я пересмотрю цель, и, возможно, откажусь от нее.

7. Даже в самых сложных ситуациях я понимаю, что у меня всегда есть выбор, как поступить.

8. Я стремлюсь к тому, что очень важно для меня, принимая трудности и проблемы как должное.

9. В своей жизни я довольно легко принимаю осознанный риск.

10.Я удовлетворен своим физическим и психическим здоровьем.

УДК 371.13

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-методический электронный журнал

Ежов П. Ю., Новикова О. В. Организация личност-но-развивающей образовательной среды занятия как фактор развития личностного потенциала будущего учителя // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2023. - № 2 (18) / июль. - С. 3-11. - URL: https:// koirojoumal.ru/realises/g2023/07jul2023/kvo101/

Еще две шкалы из методики «Квадрат настроения» «Оцените свое эмоциональное состояние: «Энергия» (1 — низкая, ..., 5 — высокая), «Чувство» (1 — неприятно, ..., 5 — приятно).

Pavel Yu. Ezhov

Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russia

Olga V. Novikova

Ural State Pedagogical University Ekaterinburg, Russia

Organization of the personality-developing educational environment of the lesson as a factor of the development of the personality potential of the future teacher

Abstract. The article describes the experience of organizing the personality-developing environment for a class with a study group of the first-year students of Ural State Pedagogical University within the framework of the discipline "Workshop on self-organization and self-development". The educational environment of the class named "Psychology of self-presentation in the professional activity" was designed and organized according to its three components: organizational and technological, spatial and objective and social ones.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 14.06.2023.

It is suggested that the organization of such an environment is a factor in the development of the personality potential of future teachers. Before and after the lesson, the students' personality potential indicators were diagnosed with the help of specially designed questionnaire "Student's personality potential studying". The data was processed according to the Wilcoxon T-test. Significant shifts were recorded in 3 components of students' personality potential (self-determination, realization, preservation). As the results showed, students saw the role of a social resource in self-determination and goal achievement. They noted the importance of building communication in new communities, self-worth and a positive attitude towards themselves. This position has affected the general self-satisfaction. It is important that after the class their emotional state improved significantly. Positive feedback about the class allowed to emphasize the importance of the organization a personality-developing educational environment in future teachers' education. This article can be considered as a methodological resource for working with future teachers.

Keywords: personality potential, personality-developing educational environment, organizational and technological component, spatial and objective component, social component, self-organization, self-development.

The article was submitted 06.04.2023; approved after reviewing 20.05.2023; accepted for publication 14.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.