Научная статья на тему 'Учитель в cоциокультурных представлениях Востока и Запада'

Учитель в cоциокультурных представлениях Востока и Запада Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова учитель / педагог / статус учителя / культурологическая ориентация / образование / духовная культура. / Keywords teacher / teacher status / cultural orientation / education / spiritual culture.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ойбек Уралович Хушбоков

Цель статьи – расмотреть философские аспекты социокультурного феномена учителя относительно духовной жизнидеятельности. Проблема изучения феномена «учительства» является очень важным аспектом в рамках развития социума. Соответственно, нужно определить место этого феномена в социокультурной реальности. Особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура учителя и ее ядро – ценностные ориентации. Миссия учителя велика, при этом степень личностной зрелости учителя определяют его социокультурные качества. Однако в каждый культуре учитель имеет свои особенности, связанные с историческими, культурными и социальными факторами. В статье исследовано содержание понятия «учитель» на основе изучения трудов ученых-педагогов в приложении к современным реалиям в обществе и образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher in sociocultural ides of the East and West

The article explores aspects of the sociocultural phenomenon of a teacher regarding spiritual life. The problem of stydying the sociocultural phenomenon of the Teacher is naturally not exhausted by the research conducted, the purpose of which was to determine the status and significance of this phenomenon in the culture and society of the East and West. The teacher as a phenomenon can be considered at all levels of social reality as a concretization «of the positions of the «other» in society and culture – the «significant other» (everyday life, invidual reality) and the «generalized other» (collective, social reality). As a result of the study, the author revealed that the sociocultural phenomenon of the teacher is a very important element of the sociocultural discourse of the East and West. However, in every culture the teacher has his own characteristics associated with historical, cultural and social factors.

Текст научной работы на тему «Учитель в cоциокультурных представлениях Востока и Запада»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 37.048.1 DOI 10.24412/2412-8139-2024-2-25-30

Учитель в социокультурных представлениях Востока и Запада

Ойбек Уралович Хушбоков

Аспирант

Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева Саранск, Россия [email protected] ORCID 0009-0003-4871-3384 SPIN-код: 6574-1580

Краткое сообщение Поступило в редакцию 04.12.2023 Поступило после рецензирования 25.02.2024

Аннотация

Цель статьи - расмотреть философские аспекты социокультурного феномена учителя относительно духовной жизнидеятельности. Проблема изучения феномена «учительства» является очень важным аспектом в рамках развития социума. Соответственно, нужно определить место этого феномена в социокультурной реальности. Особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура учителя и ее ядро - ценностные ориентации. Миссия учителя велика, при этом степень личностной зрелости учителя определяют его социокультурные качества. Однако в каждый культуре учитель имеет свои особенности, связанные с историческими, культурными и социальными факторами. В статье исследовано содержание понятия «учитель» на основе изучения трудов ученых-педагогов в приложении к современным реалиям в обществе и образовании.

Ключевые слова

учитель, педагог, статус учителя, культурологическая ориентация, образование, духовная культура.

© Хушбоков О.У., 2024.

Введение

Учитель издревле был почитаем и уважаем в народе - за ум, знания, мастерство, талант, интеллект и, конечно же, за уровень его духовной культуры. Освоение знаний, образование играют решающую роль в достижении «благосостояния» народов. В условиях строительства демократического правового государства, развития гражданского социума становится более важным аспектом педагогическая деятельность, роль учителя в качестве трудового деятеля. С самого начала человечества люди всегда испытывали желание обучать других индивидов, передавать свой опыт следующим поколениям, самостоятельно обогащаться знаниями. Те, кто обладал глубокими знаниями, пользовался уважением, становились наставниками для молодежи. Авторитет выдающихся наставников способствовали признанию и уважению к профессии педагога.

Так, например, древнегреческий мудрец Эпикур, чтобы успешно преподавать философию, много писал о болезнях души, отмечая, что недуги не похожи один на другой, его наставления отличаются большим разнообразием (Канто-Спербер, 2008).

В действительности педагог выполняет важную роль в обществе, выступая в качестве связующего звена между социумом и молодым поколением. Он не только передает знания, но и формирует у подрастающего поколения научный подход к деятельности, национальную идентичность, гражданскую позицию, способствуя развитию социума на принципах демократии и правового государства; воспитанию ценностей, норм, принципов, связанных с этическими, моральными аспектами жизни.

Педагог Я.А. Коменский, живший в XVII веке, отмечал, что учитель занимает высокую, чрезвычайно ответственную должность, которая не предусматривает никаких аналогов. Знаменитый чешский гуманист и общественный деятель, он стал пионером в области педагогики, развивая ее как самостоятельную науку. Он стремился собрать «мудрость мира», поделиться ею со своим народом. Коменский написал множество учебников. В текущий период многие понятия, такие как «урок», «класс», «каникулы», «обучение», связаны с его вкладом в школьное образование. Коменский представил учителя в новом свете, придавая этой профессии общую уникальность. Он сравнивал его с садовником, нежно заботящимся о росте растений, с архитектором, «мудро заполняющим все уголки ума» знаниями, с полководцем, энергично ведущим борьбу против варваров.

Многие учителя и педагоги прошлого были благотворителями в просвещении. Так, швейцарский педагог И.Г. Песталоцци направлял все свои доходы на строительство детских домов. Всю свою жизнь он посвятил заботе о сиротах, стремясь превратить детство в царство радости и творчества. И сегодня его могилу украшает памятник со словами: «Все для других, ничего для себя».

Материалы и методы исследования

Для решения сложных проблем, с которыми мы сталкиваемся в сфере образования, необходимо применять комплексный и многогранный подход. Одним из ключевых компонентов этого подхода является предоставление широких возможностей для профессионального развития самих учителей, позволяющих им приобретать и эффективно применять современные знания и методики в своих классах. Повышая образовательные и профессиональные стандарты современных учителей, мы сможем вооружить их необходимыми инструментами и навыками для удовлетворения растущих потребностей учащихся в нынешнем быстро меняющемся мире.

В центре таких усилий стоит насущная задача обеспечить педагогов знаниями, необходимыми для эффективного учебного процесса. Поскольку информационный ландшафт продолжает расширяться в геометрической прогрессии, учителям крайне важно быть в курсе последних событий в различных дисциплинах. Участвуя в непрерывном обучении и профессиональном росте, педагоги могут создать среду, которая будет способствовать развитию любознательности, критического мышления и жажды знаний у их учеников. Благодаря этому процессу современные учителя становятся проводниками свободного мышления, развивающими критическое мышление у учащихся, давая им возможность исследовать идеи, оспаривать предположения и транслировать свой собственный взгляд на мир.

Более того, роль учителей выходит за рамки простой передачи информации. Они способны формировать умы молодых людей не только в интеллектуальном, но и в морально-этическом плане. В разнообразном и взаимосвязанном глобальном обществе учителям важно помочь учащимся сформировать всестороннее мировоззрение, способствующее инклюзивности, эмпатии и уважению к другим.

Кроме того, воспитывая чувство национального самосознания, учителя могут привить своим ученикам глубокое уважение к их собственному культурному наследию, одновременно воспитывая в них понимание культур и взглядов других людей. Миссия учителя в демократическом обществе высока и включает в себя формирование молодых умов, развитие интеллектуальных способностей и воспитание хорошо информированных и критически настроенных граждан. Учителя служат катализатором роста молодых людей, помогая им полностью реализовать свой потенциал и стать активными участниками демократического процесса. Обеспечивая качественное образование и прививая чувство социальной ответственности, учителя играют важнейшую роль в формировании будущего общества.

Результаты и обсуждение

Изучая роль духовных авторитетов, мы можем наблюдать различные проявления и конфигурации на Востоке и Западе, что способствует уникальной динамике, окружающей феномен учителя в каждом культурном контексте. Во многих европейских системах образования к учителям предъявляются самые высокие требования.

К примеру, каждому учителю в Англии необходимо получить Статус квалифицированного учителя (Qualified Teacher Status) для того, чтобы работать в школах. Такой подход - с сертифицированием государственных служащих в образовании -позволяет заниматься контролем деятельности учреждений, а также поддержанием высоких стандартов преподавания. Именно поэтому британское образование сейчас, несомненно, находится на высоком уровне.

При этом английские и шотландские исследователи уделяют особое внимание коммуникативной ориентированности педагога, поскольку для него важно достигать взаимопонимания со своими подопечными, понимать чувства и эмоции учеников. Так, например, Дж. Робсон и Б. Бэйли утверждают, что учитель должен обладать не только знаниями предмета, но и педагогическим искусством, способностью обучать (Есипов, 2012). Педагоги выделяют следующие функции учителей:

1) учитель-руководитель: организует коммуникацию, вовлекая в нее;

2) учитель-наблюдатель: распознает поведение и реакцию учащихся, влияя на успех коммуникативного воздействия;

3) учитель-диагност: выделяет сильные и слабые стороны учащихся, используя их в дальнейшей работе;

4) учитель-наставник: помощь в правильной постановке целей ученика в соответствии с учебным планом;

5) учитель-организатор: правильно организует учебный процесс;

6) учитель-инициатор: подбирает подходящие материалы, составляет учебный план и план урока;

7) учитель-методист: уделяет внимание педагогическому аспекту;

8) учитель-мотиватор: поддержание интереса учеников в обучении;

9) учитель-консультант: помогает учащимся в решении личных, социальных, эмоциональных проблем;

10) учитель-эксперт: оценивает результаты работы учеников и прогресс в обучении исходя из коммуникативного аспекта педагогической работы.

Выделенные функции учителя иллюстрируют то, что в представлении британцев хороший учитель является не просто человеком, который передает знания и выполняет учебный план, но обязательно и тот, кто сумеет внести воспитательный вклад, выявит потенциал ученика, научит эффективно участвовать в коммуникации и социализироваться.

Таким образом, выявление социального феномена учителя играет большую роль в понимании, кем является учитель для британцев, какое место он занимает в британской культуре.

Педагогическая профессия относится к группе профессий, которые называются социальными профессиями. Среди социальных профессий обычно выделяются те, в которых предметом деятельности является другой человек, например, педагогика, социальная работа, медицина, психология и другие. В педагогической профессии центром внимания является ученик или студент, и вся работа педагога направлена на его обучение и развитие. Для этого педагог должен обладать специальными знаниями и умениями, а также эмпатией и умением понимать индивидуальные потребности учеников. Поэтому профессия педагога требует высокой профессиональной и личностной квалификации. Педагоги должны обладать рядом духовных качеств, которые позволяют им успешно выполнять свою работу и оказывать положительное влияние на развитие и воспитание учеников, среди них можно отметить такие как:

- эмпатия - способность поставить себя на место ученика и понимать его эмоциональное состояние.

- терпение - способность сохранять хладнокровие в сложных ситуациях и проявлять терпение к ученикам, особенно к тем, которые испытывают трудности в обучении.

- самоконтроль - способность контролировать свои эмоции и реакции, чтобы не воздействовать на учеников негативно.

- духовность - обладание той самой культурой, с которой связана учебная дисциплина, а также экологической культуры, уважения к окружающей среде и другим аспектам здорового образа жизни.

Здесь можно напомнить об опыте Пифагорейской школы, основанной философом и математиком Пифагором, который делал акцент не только на приобретении знаний своими учениками, но и на воспитании у них нравственного характера и стремления к мудрости. Таким образом, учение древнейшей Пифагорейской школы выходило за рамки математики и охватывало широкий круг вопросов, включая философию, музыку, этику и метафизику. Пифагорейцы верили во взаимосвязь всех знаний, подчеркивая гармоничную интеграцию различных дисциплин. Также в школе поощрялся аскетический образ жизни, основанный на самодисциплине, стремлении к самосознанию, самоконтролю и этическому поведению. В пифагорейской школе ученики должны были участвовать в процессе самопреобразования и нравственного развития. Этот целостный подход к образованию напоминал акцент на воспитании характера, характерный для восточных традиций.

По аналогии с восточными традициями пифагорейская школа придавала большое значение и роли самого учителя как наставника и проводника в получении учениками знаний. Отношения пифагорейцев учителей и учеников отличались благоговением, уважением и глубоким чувством приверженности, а сам Пифагор, подобно уважаемым китайским и индийским учителям, почитался не только за свои интеллектуальные способности, но и за нравственные добродетели и духовные прозрения.

Заключение

Таким образом, вышеозначенные понятия исследовались и формулировались по-разному на протяжении всей истории, что отражает сложную и многогранную природу человеческого понимания и поиска глубокого смысла и цели учительства. В этой связи именно культура для личности педагога является сегодня не просто интеллектуальным украшением, а определяющим качеством, имеющим огромную силу воздействия на учеников (Высшее образование в России, 2004).

Между тем ограничение области познания с упором на материальный мир в практике образовательных процессов в стране в последнее время привело к изменению акцентов, приоритетов в человеческом познании. Вместо метафизических, духовных аспектов внимание людей сосредоточилось на практически полезных предметах, материальной сфере в целом. Такую угрозу - тотальной моральной регрессии человеческого общества из-за упора на материальные и технологические ценности - в своих трудах одним из первых обозначил великий философ современности Э. Кант. Ученый одним из первых осознал опасность, связанную с научным совершенствованием и, одновременно, ограничением понимания текущего бытия.

Как исследователь данной проблемы Кант стремился к проектированию «свободной среды», где человек мог бы осознать свою принадлежность к интеллигибельному миру, открывающемуся через опыт морального поступка, понимая, что без грамотного ограничения научного развития может возникнуть феномен безраздельного технократического рационализма. Однако именно такие процессы можно наблюдать в наиболее развитых странах в текущий период. И осознание этих проблем, о которых предупреждал философ, должно дать человечеству возможность достичь равновесия между наукой и духовными потребностями. Именно такой подход не противоречит истинной сути образования, которое не ограничивается простым приобретением полезных умений и направлено на формирование индивидуальности, активной гражданской позиции, предполагающей взаимодействие человека с социумом.

В этой связи необходимо признать, что без культуры общения и диалога в современном образовательном процессе невозможно достичь последовательного прогресса, развития общества в перспективе. Эти ценности, основанные на взаимном уважении, способности не только высказывать свои мысли, но и умении внимательно слушать и понять собеседника, являются фундаментом классических восточных, западных образовательных систем.

«Проблема учителя - первая и важнейшая проблема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы просвещения, всей судьбы народной культуры: с нее нужно начинать и ею нужно кончать. Учитель - это первое», - писал в своих трудах выдающийся русский и советский психолог, педагог и философ М.М. Рубинштейн (Рубинштейн, 1927). В свою очередь отметим, что культура для личности педагога является сегодня не просто интеллектуальным украшением, а определяющим качеством, имеющим огромную силу воздействия на ученика.

Однако текущие темпы научного развития несут угрозу потери обозначенных ценностей, и данный, культурологический, аспект можно считать одной из основных проблем образования и просвещения в нынешний период. Поэтому важной задачей в текущий момент можно назвать формирование, развитие навыков коммуникации, как и у студентов, так и у педагогов. На сегодняшний день государство уделяет много внимания образовательной сфере, ее трансформации и возвращения ей статуса эффективного народного просвещения. Ее решению были также посвящены и мероприятия, разработанные в правительстве в связи с учреждением Года педагога и наставника в прошлом, 2023 году (Указ Президента Российской Федерации, 2022). Миссией года стало признание особого статуса работников педагогической сферы, в том числе выполняющих наставническую деятельность, и в целом повышение престижа профессии учителя в стране.

Список литературы

1. Есипов М.А. Формирование учителя коммуникативной культуры в британской системе образования // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 28.

2. Канто-Спербер М. Греческая философия. М.: Греко-латинский кабинет, 2008. 490 с.

3. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. М.; Л.: Московское акционерное изд-во, 1927. 173 с.

4. Указ Президента Российской Федерации «О проведении в России Года педагога и наставника» № 401 от 27 июня 2022 года.

References

1. Esipov M.A. Formation of a teacher of communicative culture in the British education system // Izvestiya PGPU named after V.G. Belinsky. 2012. № 28. (In Russ).

2. Kanto-Sperber M. Greek philosophy. M.: Greek-Latin cabinet, 2008. 490 p. (In

Russ).

3. Rubinstein M.M. The problem of the teacher. M.; L.: Moscow joint-stock publishing house, 1927. 173 p. (In Russ).

4. Decree of the President of the Russian Federation «On holding the Year of Teacher and Mentor in Russia» № 401 dated June 27, 2022. (In Russ).

Teacher in sociocultural ides of the East and West

Oybek U. Khushbakov

Graduate student

M.E. Evseviev Mordovian State Pedagogical University

Saransk, Russia

[email protected]

ORCID 0009-0003-4871-3384

SPIN-KOA: 6574-1580

Short Report

Received 04.12.2023 Revised 25.02.2023 Accepted 03.06.2024

Abstract

The article explores aspects of the sociocultural phenomenon of a teacher regarding spiritual life. The problem of stydying the sociocultural phenomenon of the Teacher is naturally not exhausted by the research conducted, the purpose of which was to determine the status and significance of this phenomenon in the culture and society of the East and West. The teacher as a phenomenon can be considered at all levels of social reality as a concretization «of the positions of the «other» in society and culture - the «significant other» (everyday life, invidual reality) and the «generalized other» (collective, social reality). As a result of the study, the author revealed that the sociocultural phenomenon of the teacher is a very important element of the sociocultural discourse of the East and West. However, in every culture the teacher has his own characteristics associated with historical, cultural and social factors.

Keywords

teacher, teacher status, cultural orientation, education, spiritual culture.

© XywSoKoe O.y., 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.