Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОКА И ЗАПАДА'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / педагог / статус учителя / культурологическая ориентация / образование / духовная культура. / teacher / teacher status / cultural orientation / education / spiritual culture.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы —

В статье исследованы аспекты социокультурного феномена учителя относительно духовной жизни. Проблема изучения социокультурного феномена Учителя естественно не исчерпывается проведенным исследованием, цель которого состояла в определении статуса и значение данного феномена в культуре и обществе Востока и Запада. Учитель как феномен может быть рассмотрен на всех уровнях социальной реальности как конкретизация позиций «другого» в социуме и культуре – «значимый другой» (повседневность, индивидуальная реальность) и «обобщенный другой» (коллективная, социальная реальность). В результате проведенного исследования автором выявлено, что социокультурный феномен учителя является очень важным элементом социокультурного дискурса Востока и Запада. Однако в каждой культуре учитель имеет свои особенности, связанные с историческими, культурными и социальными факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF TEACHERS OF SPIRITUAL LIFE OF THE EAST AND WEST

The article explores aspects of the sociocultural phenomenon of a teacher regarding spiritual life. The problem of stydying the sociocultural phenomenon of the Teacher is naturally not exhausted by the research conducted, the purpose of which was to determine the status and significance of this phenomenon in the culture and society of the East and West. The teacher as a phenomenon can be considered at all levels of social reality as a concretization “of the positions of the “other” in society and culture – the “significant other” (everyday life, invidual reality) and the “generalized other” (collective, social reality). As a result of the study, the author revealed that the sociocultural phenomenon of the teacher is a very important element of the sociocultural discourse of the East and West. However, in every culture the teacher has his own characteristics associated with historical, cultural and social factors.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОКА И ЗАПАДА»

Хушбоков О. У. старший преподаватель Термезский государственный педагогический институт

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН УЧИТЕЛЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ВОСТОКА И ЗАПАДА

Аннотация. В статье исследованы аспекты социокультурного феномена учителя относительно духовной жизни. Проблема изучения социокультурного феномена Учителя естественно не исчерпывается проведенным исследованием, цель которого состояла в определении статуса и значение данного феномена в культуре и обществе Востока и Запада. Учитель как феномен может быть рассмотрен на всех уровнях социальной реальности как конкретизация позиций «другого» в социуме и культуре - «значимый другой» (повседневность, индивидуальная реальность) и «обобщенный другой» (коллективная, социальная реальность). В результате проведенного исследования автором выявлено, что социокультурный феномен учителя является очень важным элементом социокультурного дискурса Востока и Запада. Однако в каждой культуре учитель имеет свои особенности, связанные с историческими, культурными и социальными факторами.

Ключевые слова: учитель, педагог, статус учителя, культурологическая ориентация, образование, духовная культура.

Khushbokov O. U.

lecturer TerSPI

SOCIOCULTURAL PHENOMENON OF TEACHERS OF SPIRITUAL

LIFE OF THE EAST AND WEST

Abstract. The article explores aspects of the sociocultural phenomenon of a teacher regarding spiritual life. The problem of stydying the sociocultural phenomenon of the Teacher is naturally not exhausted by the research conducted, the purpose of which was to determine the status and significance of this phenomenon in the culture and society of the East and West. The teacher as a phenomenon can be considered at all levels of social reality as a concretization "of the positions of the "other" in society and culture - the "significant other" (everyday life, invidual reality) and the "generalized other" (collective, social reality). As a result of the study, the author revealed that the sociocultural phenomenon of the teacher is a very important element of the sociocultural discourse of the East and West. However, in every culture the teacher has his own characteristics associated with historical, cultural and social factors.

Key words: teacher, teacher status, cultural orientation, education, spiritual culture.

Учитель издревле был почитаем и уважаем в народе - за ум, знания, мастерство, талант, интеллект и, конечно же, за уровень его духовной культуры.

Освоение знаний, образование играют решающую роль в достижении «благосостояния» народов. В условиях строительства демократического правового государства, развития гражданского социума становится более важным аспектом педагогическая деятельность, роль учителя в качестве трудового деятеля. С самого начала человечества люди всегда испытывали желание обучать других индивидов, передавать свой опыт следующим поколениям, самостоятельно обогащаться знаниями. Те, кто обладал глубокими знаниями, пользовался уважением, становились наставниками для молодежи. Авторитет выдающихся наставников способствовали признанию и уважению к профессии педагога.

Чтобы успешно преподавать философию, Эпикер много писал; и так как болезни души не похожи одна на другую, его наставления отличаются разнообразием [1, с.523].

Профессия «учитель» предполагает обучение детей до восемнадцати лет, их социальное совершенствование в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Роль педагога в формировании ребенка простирается на множество аспектов, включая знания, навыки, привычки, ценности и убеждения. Например, философ Платон рассуждал о том, если обувщик будет плохим мастером, то это несильно отразится на государстве, однако если воспитатель не справится со своими обязательствами, это «отразится на будущем социума, благополучии граждан».

Великий узбекский мыслитель Алишер Навои отмечал весомую социальную ценность труда педагогов еще в пятнадцатом веке. Он полагал, что деятельность учителя - довольно трудна, предусматривает весомую ответственность. Ведь в этом случае один человек, несмотря на свои слабости, принимает на себя ответственность за обучение, воспитание целой группы детей. Труд учителя не может быть оценен материальными ценностями. Учитель не только вкладывает знания, но и формирует позиции молодого поколения, что делает его труд бесценным.

Педагог выполняет важную роль в обществе, выступая в качестве связующего звена между социумом, молодым поколением. Он не только передает знания, но и формирует у подрастающего поколения научный подход к деятельности, национальную идентичность, гражданскую позицию, способствуя развитию социума на принципах демократии и правового государства; воспитанию ценностей, норм, принципов, связанных с этическими, моральными аспектами жизни. Педагог Ян Амос

Коменский, живший в семнадцатом столетии, отмечал, что учитель занимает высокую, чрезвычайно ответственную должность, которая не предусматривает никаких аналогов.

Специалист из Чехии стал пионером в области педагогики, развивая ее как самостоятельную науку. Он стремился собрать «мудрость мира», поделиться ею со своим народом. Коменский написал множество учебников. В текущий период многие понятия, такие как "урок", "класс", "каникулы", "обучение", связаны с его вкладом в школьное образование. При этом учителя могут не быть осведомлены о вкладе рассматриваемого деятеля.

Коменский представил учителя в новом свете, придавая этой профессии общую уникальность. Он сравнивал его с садовником, нежно

заботящимся о росте растений, с архитектором, «мудро заполняющим все уголки ума» знаниями, с полководцем, энергично ведущим борьбу против варваров.

Учёный Востока Абу Наср Фараби в десятом веке выделял важность роли учителя в формировании нравственных принципов, практических навыков у молодых людей; развитии творческих начал. В его взгляде на учителей отражалось понимание их ответственности в рамках формировании ценностных ориентиров будущего поколения. Согласно его позиции, педагоги должны выполнять свою профессиональную роль с должным вниманием и ответственностью.

Согласно учению восточного Аристотеля, обязанности учителя напоминают обязанности мудрого руководителя. Как и лидер, наставник должен обладать исключительной способностью запоминать все увиденное и услышанное, иметь проницательный и глубокий интеллект, общаться на понятном языке, не только обладать жаждой знаний, но и передавать мудрость своим последователям, отказаться от алкоголя, ценить истину, презирая ложь и тех, кто ею занимается, выступать за честность и справедливое отношение к ученикам.

Абу Али Ибн Сино рассматривал наставника как смелого, прямолинейного и сердечного человека. Наставник должен вникать в характер каждого ученика, исследовать его психику, определять склонности человека, помогать ему в выборе будущего призвания. Мударрис должен обладать способностью передавать свои знания другим, обосновывать достоверность своих утверждений для шогирдов, помогать им в усвоении, запоминании и применении полученных знаний, как говорил Мирзо Улугбек. Ведя неустанные дискуссии о влиянии наставников на учеников, Улугбек подчеркивает наличие мударрисов среди шогирдов.

Выдающийся ученый выдвигает ряд требований к учителям: общаясь с детьми, учитель должен проявлять сдержанность. Они должны уделять особое внимание тому, как ученики применяют на практике полученные знания. "В процессе обучения, - считает ученый, - необходимо использовать

разнообразные методы и формы взаимодействия с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, и прививать им страстное желание учиться". Идеями учителя следует быть "доступными для всех учеников. Их слова должны сопровождаться мимикой и жестами, которые делают обучение более понятным и вызывают эмоциональный отклик у детей".

В своих беседах с учащимися медресе Улугбек внушал им глубокое почтение к своим мударрисам. Воплощение такого почитания можно наблюдать в личности самого ученого, который с большим восхищением и любовью относился к своему первому учителю Кази-Заде Руми. После кончины своего наставника Улугбек достойно похоронил его в специально построенном мавзолее в ансамбле Шахи-Зинда, предназначенном исключительно для потомков Тимуридов.

Швейцарский педагог Песталоцци направлял все свои доходы на строительство детских домов. Он посвятил свою жизнь заботе о сиротах, стремясь превратить детство в царство радости и творчества. Его могилу украшает памятник со словами: "Все для других, ничего для себя".

Использованные источники:

1. Моники Канто-Спербер, Греческая философия/Греко-латинский кабинет/Москва-2008/с.523

2. Высшее образование в России/Научно-педагогический журнал министерства образования и науки Российской Федерации/29 сентября-2 октября/Москва. 2004/с.61

3. Teach in the UK // Teachaway [Электронный ресурс]. 2021. URL: https://www.teachaway.com/teach-uk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.