Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧИТЕЛЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ'

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧИТЕЛЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ОСОБЕННОСТИ / ФИЛОСОФИЯ / АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хушбоков О.У.

В статье особенности учителя представлена как система ценностных ориентаций. Рассматриваются экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности педагога. Особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура педагога и ее ядро - ценностные ориентации. Культура учителя выполняет роль пускового механизма в процессе его творческого саморазвития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND MODERN PHILOSOPHICAL VIEWS OF THE TEACHER & NEW CHALLENGES

In the article, the features of a teacher are presented as a system of value orientations. The existential, moral, political, aesthetic and artistic values of the teacher are considered. A special role in solving the problems of education is played by the professional culture of the teacher and its core - value orientations. The teacher's culture plays the role of a trigger mechanism in the process of his creative self-development

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧИТЕЛЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ»

УДК 371.15

Хушбоков О.У.

старший преподаватель Термезский государственный педагогический институт (г. Термез, Узбекистан)

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧИТЕЛЯ И НОВЫЕ ВЫЗОВЫ

Аннотация: в статье особенности учителя представлена как система ценностных ориентаций. Рассматриваются экзистенциальные, нравственные, политические, эстетические и художественные ценности педагога. Особую роль в решении проблем образования играет профессиональная культура педагога и ее ядро — ценностные ориентации. Культура учителя выполняет роль пускового механизма в процессе его творческого саморазвития.

Ключевые слова: учитель, особенности, философия, античная философия.

Изучение концепта «учитель» представляет интерес для различных областей знания: педагогики, психологии, социологии, философии, культурологии, лингвокультурологии, антропологии и лингвистики.

В античной философии нашли отражение мысли о воспитании, организации обучения, значении образования для развития человека. Так, древнегреческий философ, ученый и энциклопедист Демокрит (460-370 до н. э.) предложил развернутую теорию познания. В познании он выделял две разновидности знания: чувственное и рассудочное, причем, по мнению Демокрита, чувственный опыт лежит в основе рассудочного познания. Впервые в истории педагогической мысли Демокрит высказал императив о необходимости сообразовывать воспитание и развитие с внутренней природой ребенка (принцип природосообразности), которую он назвал «микрокосмом». Философ обосновывал важность семейного воспитания как значимого этапа в

135

развитии ребенка, в котором пример родителей играет решающую роль. В обучении Демокрит выделял упражнение, основанное на сознательном интересе к изучаемому предмету.

Один из родоначальников диалектики, древнегреческий философ Сократ (470-399 до н. э.), определял цель воспитания не как овладение совокупностью давно установленных моральных норм и нравственных правил, а как развитие мыслительных способностей человека. По мнению Сократа, каждый человек должен постичь такие истины, как верность, честность, правдивость, честь, дружба, мудрость.

Достижение цели воспитания возможно через диалог, спор, беседу. Как учитель Сократ смог подняться на вершину педагогического мастерства, доведя до совершенства технологию нового по тем временам метода - диалога с учеником, или сократической беседы. Он впервые стал использовать в процессе обучения абстрактные понятия и индуктивные доказательства, заложил основы продуктивных методов обучения. В начале диалога задача педагога состояла в том, чтобы дать ученику увидеть проблему там, где он ее ранее не видел. Следующая часть сократической беседы называлась майев-тикой (от греч. mаiеutiке - повивальное искусство, в переносном значении - облегчение нахождения истины), когда педагог с помощью наводящих вопросов учил ребенка извлекать истину (ср.: «В споре рождается истина»). Наконец, в финале диалога формулировалось общее понятие или определение. Сократические беседы произвели революцию не только в обучении и воспитании, но и оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской и общественной мысли.

Ученик Сократа, философ Платон (427-347 до н. э.) основал Афинскую философскую школу - Академию и проповедовал там всестороннее образование. Педагогические идеи Платона неразрывно связаны с его философским учением об особом интеллектуальном мире - мире идей. По мысли философа, цель воспитания состоит в развитии знания, постигающего гармонию между реальностью и творческой идеей, заложенной в человеке. Исходя из этого

сущность познания заключается в «припоминании» вечных и неизменных высших идей, которые изнутри влияют на формирование человека. Платон считал, что воспитание, направленное на гармоничное развитие духовных и физических сил, должно начинаться в 7-летнем возрасте и заканчиваться в 1617 лет. Юноша в возрасте от 16 до 20 лет должен посвятить себя военной подготовке, и только одаренные и достигшие выдающихся успехов в обучении молодые люди 20-30 лет должны заниматься изучением наук. Философ полагал, что в идеальном обществе государством должен управлять руководитель образования. Каждый человек обязан посвятить себя тому делу, к которому у него есть природные способности и склонности. Весьма прогрессивными были взгляды Платона на образование женщины, которое, по мысли философа, должно выстраиваться в той же логике и с тем же содержанием, как и образование мужчины.

Крупнейший философ Античности, основатель Ликея Аристотель (384322 до н. э.) с 343 по 340 г. до н. э. был учителем и духовным наставником Александра Македонского. Главной задачей общего образования философ считал сообщение ученикам фундаментальных неспециализированных знаний. Аристотель продолжил исследование проблемы факторов, влияющих на развитие человека, и выделил три их основные группы: внешние (окружающий мир), внутренние (силы, развивающие задатки) и целенаправленное воспитание. Цель воспитания состоит в развитии души, которая, по Аристотелю, имеет три вида: растительная (питание, размножение), животная (ощущения, желания) и разумная (мышление, познание). Таким образом, сама природа души требует всестороннего развития, проходящего в единстве нравственного, физического, эстетического и умственного воспитания.

Впервые в истории педагогики Аристотель предложил возрастную периодизацию воспитания, выделил три периода и определил для каждого из них цели, содержание и методы воспитания. От рождения до 7 лет воспитание должно осуществляться в семье, далее мальчики должны воспитываться в школе,

причем их образование должно стать заботой государства. С 7 до 14 лет дети постигают грамматику, гимнастику, музыку, рисование, с 15 лет до 21 года -литературу, историю, философию, математику, астрономию.

Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на развитие педагогических взглядов в эпоху Античности и Средневековья, повлияли на эволюцию образования в целом.

В древнеримской философии взгляды на воспитание и образование нашли отражение в трудах Марка Фабия Квинтилиана (42-118 гг., в некоторых источниках 35-90 гг.), который, будучи практикующим педагогом и юристом, выстроил стройную методику обучения ораторскому искусству. По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования ритора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. Педагогические взгляды М.Ф. Квинтилиана оказали большое влияние на развитие теории и практики образования в эпоху Возрождения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Греческая философия. - Т.1/Под ред. М. Канто-Спребер. - М.,2006

2. Древнегреческая литературная критика. - М., 1971.

3. Хушбоков О. У. УЧИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ //ВЕСТНИК НАУКИ Учредители: Индивидуальный предприниматель Рассказова Любовь Федоровна. - 2023. - Т. 3. - №. 1. - С. 216-218.

4. Хушбоков О. У. ОСОБЕННОСТИ УЧИТЕЛЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ //Вестник науки. - 2022. - Т. 2. - №. 9 (54). - С. 19-27.

5. Хушбоков О. У. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА //Вестник науки. - 2020. - Т. 2. - №. 11 (32). -С. 45-50.

Khushbokov O.U.

senior lecturer Termez State Pedagogical Institute (Termez, Uzbekistan)

HISTORICAL AND MODERN PHILOSOPHICAL VIEWS OF THE TEACHER & NEW CHALLENGES

Abstract: in the article, the features of a teacher are presented as a system of value orientations. The existential, moral, political, aesthetic and artistic values of the teacher are considered. A special role in solving the problems of education is played by the professional culture of the teacher and its core — value orientations. The teacher's culture plays the role of a trigger mechanism in the process of his creative self-development.

Keywords: teacher, features, philosophy, ancient philosophy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.