Научная статья на тему 'Учитель танцев - это деятель искусства или образования?'

Учитель танцев - это деятель искусства или образования? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель танцев - это деятель искусства или образования?»

рамки» и сопротивляться искушению бегства от свободы по причине той мучительной неопределенности, которую она приносит вместе с новыми и неизведанными радостями.

Литература

1. Бауман, 3. Индивидуализированное общество: пер. с англ / 3. Бауман. — М., 2002.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М., 1999.

3. Зинченко, В. П. Психологические основы педагогики: учеб. пособие / В. П. Зинченко. - М., 2002.

4. Ильинский, И. М. Образовательная революция / И. М. Ильинский. - М., 2002.

5. Иноземцев, В. JI. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции / В. Л. Иноземцев. - М., 1999.

6. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ / М. Кастельс. — М., 2000.

7. Огурцов, А. П. Постмодернистский образ человека и педагогика / А. П. Огурцов // Человек. - 2001. - № 3,4.

8. Beck, U. Risk Society. Toward aNew Modernity /U. Beck. - L.: Sage Publications, 1992.

9. Castoriadis, C. Gesellschaft als imaginaere Institution. Entwurf einer politischen Philosophie /С. Castoriadis.-Frankfurt am Main, 1984.

10. Debray, R. Teachers, writers, celebrities / R. Debray. — L., 1981. - P. 143.

УДК 377+ 793.3

Н. В. Соковикова

УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ - ЭТО ДЕЯТЕЛЬ ИСКУССТВА ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ?

На основании положения коллегии Министерства культуры РСФСР о реорганизации детских музыкальных и художественных школ, детских школ искусств от 1985 г. начала развиваться сеть дополнительного образования: в г. Новосибирске и области открывается более 150 учреждений дополнительного образования, в каждом из которых создаются хореографические отделения. Кроме того, в образовательных школах города и области вводится факультатив по уроку танцев. Но под открывшиеся вакансии не было подведено кадровое обеспечение, так как ни в Новосибирске, ни в примыкающих областях от Владивостока до Перми не готовили и не готовят учителей танцев. Так что вакансии заполняют специалисты, в дипломе которых значится «артист балета» или «руководитель хореографических центров», т. е. люди, не владеющие классическим психолого-педагогическим образованием.

Обратим внимание на тот факт, что идея дополнительного образования и решение о его внедрении исходили еще от Министерства культуры несуще-

ствующего ныне РСФСР, на практике же она исполнялось в основном в учреждениях Министерства образования. А ведь, казалось бы, где, как ни в самом «образовании», можно и нужно бы налаживать учебный процесс, приглашая квалифицированных педагогов, вводя предметно-цикловой принцип обучения?

Прошло двадцать лет. Но в Новосибирске и Новосибирской области преподавание танцев под громким названием «хореография» продолжается старым методом, ведется людьми, в дипломе которых значится «руководитель коллектива» или «артист балета», и выпущенный в НГПУ единственный экспериментальный курс педагогов-психологов со специализацией «хореограф», из которых двое работают в хореографическом училище двое - в колледже культуры, один - в театральном институте и они же оставлены в НГПУ, проблемы не решает.

Попытаемся разобраться, для чего было принято решение о реорганизации детских музыкальных школ и школ искусств в СССР, для чего авторитетными педагогами были написаны программы по пяти хореографическим дисциплинам на шесть лет обучения, и почему сегодня в Новосибирске многих директоров учреждений дополнительного образования устраивает отсутствие квалифицированных учителей танцев. Откроем министерскую программу и, внимательно знакомясь с целями учреждений дополнительного образования, процитируем: «В целях совершенствования системы эстетического образования подрастающего поколения, дальнейшего развития начального профессионального образования в области искусства коллегией МК РСФСР принято постановление о новых типах школ детского внешкольного эстетического образования (детских школ искусств, хореографических школ и других). Начальное профессиональное образование, эстетическое воспитание средствами хореографии - таковы цели, поставленные перед хореографическими школами и хореографическими отделениями школ искусств. Выпускники хореографических отделений должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями с развитым художественным вкусом».

Из этого вытекает, что поставлена задача формирования восприятия высокоэстетичной, «аристократической» культуры, а не популярно-массовой, которую внедряли пролеткультовцы на заре советской власти. И это не вкусовые понятия, ибо документ является производным идеологии и общей гуманитарной культуры, провозглашаемой на государственном уровне. Обратим внимание на выделенное курсивом «начальное профессиональное образование в области искусства», соответственно — танца или балета, так как речь идёт о хореографическом искусстве. Таким образом, если речь зашла о начальном профессиональном образовании, значит, оно должно являться первой ступенью к среднему профессиональному образованию, т. е. навыки и умения, полученные детьми в системе начального профессионального образования, не должны противоречить основным понятиям профессионализма, принятым в системе среднего профобразования, которое готовит прежде всего исполнителей.

Для этой цели, естественно, должен быть отрегулирован педагогический процесс как организованная и целенаправленная деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников), с целью формирова-

ния начальных знаний в области хореографии. Эти знания заключаются не только в практических танцевальных навыках, т. е. для получении удовольствия от собственной танцевальной деятельности и развития определенных способностей, связанных с занятиями танцем, но, в большей степени, в умении воспроизводить художественные эстетические ценности и оказывать психическое воздействие на зрителя с целью формирования более широкой базы совершенствования морально-политических, психологических и физических качеств личности в конкретной педагогической действительности.

И как ни парадоксально звучит, но после столь многих реформ в начале XXI в. в России все еще остро стоит проблема отсутствия специалистов-хореографов именно в области педагогики, а институты культуры по старинке с избытком продолжают выпускать «массовиков». Так как в настоящее время почти все хореографические структуры переданы в ведение отделов образования, то подготовка детей (именно подготовка, а не обучение) ведется для отчетов на конкурсах и фестивалях, для чего делаются два-три концертных номера, к тому же с не всегда детской тематикой, зачастую продиктованной вульгарным вкусом самодеятельного постановщика. Да и сами занятия строятся по принципу «натаскивания» на программу, без принципов системного обучения, которые включают в себя понятие школа,

Учитель танца, никогда не стоявший у «станка», не получивший системного образования, а протанцевавший в кружке три-пять модных в его время танцев, во-первых, всегда будет старомоден, во-вторых, ограничен в танцевальном творчестве, в-третьих, не владея педагогическими навыками, он способен только к ремесленнической передаче не танцевальных навыков, а всего лишь ограниченного количества танцевальных текстов. Так же и артист балета. Хотя, разумеется, его системное исполнительское образование и багаж танцевального материала не идет ни в какое сравнение с любителем. Но знания танцевального материала артистами балета специфичны и зависят не только от занимаемого положения в театре (танцует ли он герцога или носит его оружие, танцует лебедей или крестьянские танцы), но и от уровня профессионализма балетного руководства, балетмейстерского и педагогического состава, репертуарной политики театра в тот период, на который пришлась его активная творческая деятельность, ибо артист помнит «ногами», а пе «головой» — его навыки физиологочньт, на уровне рефлексов, зачастую не проанализированных им самим. Например, в настоящее время репертуар театров или ансамблей танца перегружен так называемой «современной хореографией», эклектичную лексику которой невозможно подвести ни под какой программный предмет, и танцовщик-исполнитель со школой классического или народного танца не может выстроить причинноследственную зависимость между обучением и воспитанием, а соответственно, системно и прогностически организовать свою деятельность в качестве педагога. Бывший артист, умения которого фрагментарны, пытается передать ребенку «школу» методом примитивного подражания, что, во-первых, не всегда соответствует содержанию учебных дисциплин, а во-вторых, это невозможно освоить ребенку, так как опыт учителя, его физическая форма очень часто ничего общего не имеют с детской физической и психической развитостью.

Учитель -лицо, имеющее профессиональное педагогическое образование и осуществляющее учебный процесс в соответствии с его специальностью и специализацией с соответствующим содержанием образования, учебными планами и программами. Такой учитель в системе дополнительного образования, как правило, отсутствует, его подменяет танцовщик, художественный руководитель, любитель танцев - любой желающий, не имеющий педагогического образования.

Анализируя педагогическую действительность по обучению искусству танца в ДШИ, ДМШ и ХШ (на примере Центрального района), мы наблюдаем нарушение причинно-следственных связей в самом учебном процессе -между методами и получаемыми результатами, между степенью сложности учебного материала и способностями усвоения, между педагогическими приемами и качеством умений и т. д.

Содержание хореографического образования определено Министерством культуры. Это классический, народный, историко-бытовой танец, история хореографического искусства, ритмика и мастерство актера. Для этих дисциплин составлены великолепные программы на шесть лет обучения, определяющие содержание, объем, порядок изучения и преподавания, а также требования к знаниям, умениям и навыкам в области данного предмета в соответствии с учебником и другими учебными пособиями.

Но почему эти нормативные документы не являются обязательными для многах хореографических отделений? Может быть, проблема заключена в отсутствии учебников? Их действительно нет, и не только для новых школ дополнительного образования, но и по танцевальным дисциплинам для хореографических училищ. Этому существует такое оправдание: так как системе высшего педагогического хореографического образования не более 55 (!) лет, то и создание вузовских учебников по танцевальным дисциплинам пришлось на первые 25 лет существования высшей хореографической школы -с 1954 по 1980 г., и с тех пор заказов от Минкульта СССР не возобновлялось.

Но сегодня, когда система дополнительного образования передана под крышу Министерства образования, забота об организации педагогического процесса должна перейти именно в это ведомство.

Научные исследования, знакомство с кадровым составом, учебной документацией, тестирование педагогов хореографического училища, колледжа культуры, артистов балета и выпускников колледжа культуры, занимающих педагогические должности в системе дополнительного и специального образования, проводимые выпускниками ФППД НГПУ, показали ужасающее отсутствие знаний в области педагогики, методологии, дидактики, психологии, а зачастую и содержания самих хореографических дисциплин, которые обозначены в учебных планах ДШИ и ДМШ. Занятия ведутся жестко, нервно, на фоне стрессовых ситуаций и повышенной тревожности. Результаты исследования обсуждались на Международном конгрессе СГО ЦКЕЗСО в Новосибирске «История танца Сибири - проблемы педагогики хореографии» и опубликованы в научном сборнике. Актуальность их вызвала бурные дискуссии и понимание проблемы, которая выходит за рамки города Новосибирска и области: город, имеющий давние традиции в подготовке специалистов со средним исполнительским образованием в области хореог-

рафии, находится в сложной ситуации по укомплектованности учреждений культуры и искусства и дополнительного образования специалистами в области педагогики и психологии хореографии. Очевидно, что для сферы дополнительного образования это серьезная кадровая проблема. В сложившейся давней традиции повышать профессиональный уровень выпускники средних учебных заведений г. Новосибирска вынуждены покидать город в поисках высших учебных заведений, способных удовлетворить профессиональные потребности и амбиции. Как правило, такие люди, нашедшие себя в специальности и получившие высшее образование в Москве или Санкт-Петербурге, в Новосибирск не возвращаются.

Таким образом, отсутствие квалифицированных педагогов и учебников по хореографическим дисциплинам для ДШИ, ДМШ, ХШ не позволяет эффективно решать педагогические задачи и соответственно добиваться конкретных результатов обучения, сформулированных в целях хореографического образования детей в учреждениях дополнительного образования.

В сложившейся ситуации неукомплектованности учреждений дополнительного образования специалистами с классическим психолого-педагоги-ческим образованием направлены заявки в Министерство образования РФ открыть на базе Новосибирского государственного педагогического университета специальность «педагогика и психология танца», квалификация «учитель танцев» с присвоением ей шифра государственного образовательного стандарта.

Специалист-хореограф, подготовленный на базе НГПУ, должен уметь:

- производить отбор учащихся для занятий определённым танцем исходя из способностей ребенка;

- развивать и улучшать природу ребенка — его танцевальные способности;

- моделировать процесс формирования творческой личности исходя из реальных возможностей индивидуума;

- знать содержание учебных дисциплин;

- в совершенстве владеть методиками народного, классического, историко-бытового и других предлагаемых программой обучения танцев, а также педагогическими приемами и принципами обучения;

- владеть основами композиции и музыкальной драматургии для постановки детских концертных номеров;

- свободно ориентироваться в знании музыкальной литературы;

- уметь читать с листа хореографические тексты.

Учебный план рассчитан на обучение в течение 9 семестров (четыре года и шесть месяцев) в форме очного образования - всего 7350 часов, из которых 3930 аудиторных. За время обучения студенты сдают 40 экзаменов, 53 зачёта, 3 контрольные и 3 курсовые работы. Учебная нагрузка 48-52 часа в неделю без учёта факультативных дисциплин.

В учебном плане предусмотрена обязательная производственная практика 33 недели, которая проводится в ДШИ, ХШИ, ДМШ и хореографических училищах.

Содержание учебного плана ориентировано на решение задач, связанных с усилением общекультурной, общепедагогической, общепсихологической подготовки, развитием общего профессионального и методологического мышления, конкретных знаний умений и навыков.

В число факультативных дисциплин и спецкурсов входят:

- историческое наследие по детскому танцу;

- детский дуэтный и бальный танцы;

- психология развития творческих, креативных и физических способностей ребёнка;

- музыкально- танцевальная литература для детей;

- ритмика;

- основы композиции детского танца.

Документ об образовании выдается при условии успешной сдачи всех отмеченных в учебном плане зачетов и экзаменов, а также защиты дипломного проекта но специальности. Дипломный проект состоит из двух частей: теоретическая часть; письменное обоснование практической и экспериментальной работы. На выполнение дипломной работы отводится 5 недель.

Аттестация студентов в процессе обучения ориентирована преимущественно на оценку продуктивного результата.

Результатом образования является конкретная практическая работа по подготовке ученика или группы учеников по программе младших классов или дошкольного развивающего обучения.

Деятельность специалиста должна быть направлена на развитие, обучение и воспитание учащихся как субъектов образовательного процесса. Сферами его деятельности являются преподавательская, научно-методическая, организационно-управленческая, социально-педагогическая и культурнопросветительская.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.