Научная статья на тему 'Учитель музыки в современной школе и проблема его методологической подготовки'

Учитель музыки в современной школе и проблема его методологической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
738
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учитель музыки в современной школе и проблема его методологической подготовки»

могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Распевки. Обычно для распевок беру несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен, попевок, которые дети поют с различных звуков. Одновременно они могут прохлопать ритмический рисунок. Для развития ритмического чувства можно использовать различные музыкальные инструменты. Начинать надо с простейших мелодий на одном звуке. Например: «Андрей - воробей». В начале используется одна прибаутка, т. е. слова и мелодия, а затем уже ребята передают ритмический рисунок этой прибаутки.

11. Ритмопластика. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, - психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела. Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение. Упражнения на ритмопластику проводятся в основном во время танцев и драматизаций, а танцевальную импровизацию можно совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное -пользу для здоровья и их эмоционального благополучия. Музыка не только способствует общему развитию, но и обладает целебными свойствами. Семья может и должна быть первой ступенью музыкального воспитания. Помогите детям полюбить музыку, и она сделает вашу жизнь яркой, интересной, не оставит в трудную минуту.

С.В. Морено

Учитель музыки в современной школе и проблема его методологической подготовки

Изменения в обществе в 90-е гг. ХХ в. сказались на развитии системы образования.

На современном этапе перед образованием, как специфической сферой социальной жизни, трактующимся как синтез индивидуальной познавательной деятельности, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации ставится задача - создать внешние и внутренние

216

условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры. Ее выполнение требует от образовательного процесса, с одной стороны, социализации, т. е. становления и развития индивида, личности в обществе, охватывающей все уровни жизненных проявлений, самоутверждения его в системе общественных связей; с другой стороны - процесса индивидуализации, т. е. организации и самоорганизации индивидом своей жизни в обществе, подразумевающего признание не только уникальности и неповторимости каждого человека, но и свободы личности в качестве высшей ценности.

Образование личности (понятие «образование» не идентично понятию «обучение», а включает в себя обучение, воспитание и развитие) начинается до школы, протекает в школе и вне школы. В современном обществе главная миссия школы - создание максимально благоприятных условий для самообразования и самореализации личности. Школа - важный, но не единственный вкладчик в результат образования личности. Она совместно с дополнительным образованием создает широкий культурный фон, неограниченные возможности развития одаренности детей, их самоопределения и самореализации.

Педагогу важно осознать главенство духовного над материальным и понять, что качество образования определяется его мировоззренческой направленностью и усилением воспитывающей функции обучения. Новые гуманистические ориентиры и принятые новые позиции должны стать важным условием нового видения профессии педагога музыки. Особое внимание обращается на создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развитие видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;

совершенствование личностно-деятельного характера

образовательного процесса, способствующего развитию

стремления индивида к познанию и творчеству, профессиональному самоопределению и самореализации. Образование в области искусства - процесс непрерывный, не имеющий фиксированных сроков завершения, последовательно переходящий из одного этапа в другой.

Первый этап музыкального образования - это урок музыки в общеобразовательной школе, где возможно наиболее полное разрешение задач комплексного художественного воспитания и образования: развития эмоциональной отзывчивости на музыку, образно-слуховых представлений, видов слуха, творческих способностей. Очень важно, чтобы на всех занятиях присутствовал комплексный подход. Он предполагает единство воздействия на

217

чувства, сознание и поведение детей; т. е. на все стороны личности (эмоциональную, интеллектуальную и действенно-практическую). Учитывая специфические особенности урока музыки, заключающиеся в том, что наряду с музыкально-образовательными требованиями к учащимся предъявляются и художественноисполнительские требования, учителю необходимо на всех стадиях обучения и воспитания знать, на каком уровне мышления находится учащийся, так как от этого зависит степень усвоения материала. Ведь момент обучения начинается только тогда, когда ребенок сам пытается разрешить поставленные проблемы, а постановка той или иной проблемы возможна только, принимая в расчет стадию интеллектуального развития учащегося. В построении занятий преподаватель должен четко представлять целесообразность и соответствие той или иной последовательности в реализации основных задач (формировании интереса к музыке и активного уровня восприятия). Ребенок, участвуя на уроках музыки в различных видах деятельности, активизирует свой ум; стремясь индивидуально решить поставленную задачу, привыкает к самостоятельному художественному высказыванию, приобретает веру в свои творческие силы. От учителя требуется сделать все для раскрытия потенциала ребенка, данного ему природой.

Становление нового педагогического мышления проявляется в согласовании целей и действий преподавателя с интересами, замыслами учеников, в активном включении в совместную деятельность. Для творческой реализации замысла педагога необходимы следующие условия: культура общения с ребенком, эмоциональность, передающая настрой и убежденность педагога учащимся.

Остается актуальной идея В.А. Сухомлинского о том, что каждый воспитатель должен в совершенстве овладеть «парной педагогикой» искусством и мастерством влиять на личность. В учебной деятельности взаимодействие педагогов и учащихся выступает как особый тип связи и отношений, характеризующих процессы их взаимного влияния и изменения; процесс личностного и деятельного «обмена», в результате которого происходит взаимное преобразование и обогащение; особая форма их деятельности, предполагающая объединение усилий в воздействии на общий предмет деятельности. Такое творческое взаимодействие между педагогом и учеником способствует их взаимному развитию. Преподаватель должен постоянно давать понять ребенку, что он рядом с ним во имя максимального использования личностного потенциала последнего, для преодоления недостатков, данных ему от рождения. Это не что иное, как субъект-субъектная педагогика. Она представляет собой тип связи, отношений, характеризующих

218

процессы взаимного влияния и изменения как ученика, так и преподавателя. Это процесс творческого и личностного обмена, который предполагает объединение усилий обоих в воздействии на общий предмет деятельности, в результате чего происходит взаимное обогащение и преобразование ребенка и педагога.

Педагогическое творчество становится фактором развития профессиональной деятельности преподавателей. Как указывает

В.А. Кан-Калик в работе «Можно ли научить творчеству?»: «При всей индивидуальной неповторимости каждого учителя педагогическое творчество - это нормативная деятельность, она характеризуется целым рядом параметров, которые в самом прямом смысле имеют нормативный характер». Педагогическое творчество включает углубленный анализ педагогических фактов и явлений, изучение сложившихся ситуаций с выделением причин их возникновения в соответствии с задачами обучения; все это ведет к формированию педагогических целей, отбору и оценке средств и способов решения вычлененных задач, прогнозированию результатов, корректировке их, планированию и последующей реализации педагогических взаимодействий, их оценке. Кроме того, творческий характер педагогической деятельности проявляется в отношении к делу, в отношении к материалу, изучаемому учащимися, к самим ученикам. Общая культура, заинтересованность в научном знании, направленность на созидание нового, оригинального, четкая организация труда - все это характеризует творчески работающего преподавателя. На это обращают внимание в своих трудах такие ученые и методисты, как Д.Б. Богоявленский, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик,

В.В. Краевский, Ю.Л. Львов, Н.Д Никандров, Я.А. Пономарев, М.М. Поташник. В их исследованиях заложены основы теории и методики педагогического творчества и отмечается, что научить творчеству можно, необходимо только приоткрыть творческие механизмы педагогической деятельности, сделать их осознанными, а следовательно, более управляемыми. Появлению творческого акта можно содействовать. Таким образом, с одной стороны творчество - это личностный процесс, для осуществления которого необходима активность, самостоятельность, свобода, индивидуальная неповторимость преподавателя, с другой

стороны - это высший уровень развития педагогических знаний, умений применять знания в разнообразных условиях, использовать опыт в новых ситуациях на основе профессионального

самоанализа. Исходя из этого необходимо строить новую практику обучения и воспитания.

219

Педагогическое творчество и педагогическое мастерство представляют собой синтез теоретических и практических умений, которые объединяют в себе различные аспекты профессиональной деятельности: технологический, операционный, нравственный. В нынешних условиях требуется основательная методологическая подготовка будущего учителя музыки, включающая в себя осознание содержания методологической культуры преподавателя, т. е. способность оперировать знаниями (прежде всего категориями диалектики, а также понятиями, отражающими основы музыкальнопедагогической теории и практики) в процессе восприятия и осмысления проблем преподавания музыки и деятельности, направленной на их решение. Э.Б. Абдуллин в работе «Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования» отмечает, что «важнейшей функцией методологических знаний учителя музыки является то, что они создают условия для диалектического, системного подхода к познанию музыкально-педагогической действительности, к выявлению в ней актуальных, профессионально-значимых проблем. В отличие от методических знаний они помогают учителю музыки проникнуть в сущность той или иной изучаемой проблемы, познать ее природу в смежных науках и на этой основе в дальнейшем находить собственно-практические пути ее разрешения». Все стороны методологической подготовки должны конкретизироваться с позиции специфики музыкально-педагогической деятельности,

рассматриваться сквозь призму возможностей музыки в духовном становлении человека. В ходе занятий данной дисциплиной у студента, будущего учителя музыки, должно развиться профессиональное мышление на методологическом уровне, профессиональное лично-творческое отношение к методологическому анализу проблем музыкальной педагогики.

Знания, полученные при изучении дисциплины «Методология музыкального образования» необходимы для развития интеллектуального потенциала, профессионального мышления педагога-музыканта; помогают проникнуть в сущность изучаемой проблемы, познать ее природу и на этой основе находить собственно-практические пути ее решения. В современных условиях необходима данная глубокая и всесторонняя подготовка будущих учителей музыки не только для общеобразовательной школы, но и для учреждений дополнительного образования.

220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.