Научная статья на тему 'УЧИТЕЛЬ МАРИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА П.А. АПАКАЕВА'

УЧИТЕЛЬ МАРИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА П.А. АПАКАЕВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история педагогики и образования / историко-педагогический подход / этнопедагогика народа мари / просветительство / биографический метод / методика преподавания марийского языка / history of pedagogy and education / historical and pedagogical approach / ethnopedagogy of the Mari people / enlightenment / biographical method / methods of teaching the Mari language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко Елена Валентиновна, Курочкина Людмила Валентиновна, Мальцева Елена Валентиновна

В статье анализируется научно-педагогическое наследие доктора педагогических наук, профессора, одного из видных деятелей марийской культуры и образования, автора более четырехсот научных публикаций, тридцати учебников и учебно-методических пособий по истории педагогики, методике преподавания марийского языка и литературы Петра Андреевича Апакаева. Целью исследования является выявление и общая характеристика основных направлений научно-исследовательской и педагогической деятельности П.А. Апакаева. Основными методами исследования являются теоретический анализ, биографический метод, библиографический метод, сравнительно-исторический анализ. Представлена краткая биография выдающегося марийского ученого-педагога, проанализированы его основные научные труды, дана оценка его вклада в исследование истории марийского образования и этнопедагогики народа мари. Анализ трудов позволяет утверждать, что основными направлениями научно-педагогической деятельности П.А. Апакаева являются исследования в области истории становления и развития национальной системы образования в Марийском крае, этнопедагогики, методики преподавания марийского языка и литературы. В статье рассматриваются особенности применения П.А. Апакаевым биографического метода в исследованиях по истории образования Марийского края. Определен вклад П.А. Апакаева в разработку концепции этнопедагогической подготовки педагогов и методических аспектов ее применения в практической подготовке современного учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER OF MARI TEACHERS: THROUGH THE PAGES OF THE BIOGRAPHY OF PROFESSOR P.A. APAKAEV

The article analyzes the scientific and pedagogical heritage of the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, one of the prominent figures of Mari culture and education, the author of more than four hundred scientific publications, thirty textbooks and teaching aids on the history of pedagogy, methods of teaching the Mari language and literature Petr Andreevich Apakaev. The purpose of the study is to identify and to generally characterize the main directions of research and pedagogical activity of P.A. Apakaev. The main research methods are theoretical analysis, biographical method, bibliographic method, comparative historical analysis. A brief biography of the outstanding Mari scientist-teacher is presented, his main scientific works are analyzed, his contribution to the study of the history of Mari education and the ethno-pedagogy of the Mari people is evaluated. The analysis of the works allows us to assert that the main directions of scientific and pedagogical activity of P.A. Apakaev are research in the field of the history of the formation and development of the national education system in the Mari Region, ethno-pedagogy, methods of teaching the Mari language and literature. The article discusses the features of P.A. Apakaev's application of the biographical method in research on the history of education of the Mari Region. The contribution of P.A. Apakaev to the development of the concept of ethno-pedagogical training of teachers and methodological aspects of its application in the practical training of a modern teacher is determined.

Текст научной работы на тему «УЧИТЕЛЬ МАРИЙСКИХ УЧИТЕЛЕЙ: ПО СТРАНИЦАМ БИОГРАФИИ ПРОФЕССОРА П.А. АПАКАЕВА»

УДК 37.011.31 (470.343)

DOI: 10.30914/2411 -3522-2021 -7-4-336-342

Учитель марийских учителей: по страницам биографии профессора

П. А. Апакаева

Е. В. Кондратенко, Л. В. Курочкина, Е. В. Мальцева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. В статье анализируется научно-педагогическое наследие доктора педагогических наук, профессора, одного из видных деятелей марийской культуры и образования, автора более четырехсот научных публикаций, тридцати учебников и учебно-методических пособий по истории педагогики, методике преподавания марийского языка и литературы - Петра Андреевича Апакаева. Целью исследования является выявление и общая характеристика основных направлений научно-исследовательской и педагогической деятельности П. А. Апакаева. Основными методами исследования являются теоретический анализ, биографический метод, библиографический метод, сравнительно-исторический анализ. Представлена краткая биография выдающегося марийского ученого-педагога, проанализированы его основные научные труды, дана оценка его вклада в исследование истории марийского образования и этнопедагогики народа мари. Анализ трудов позволяет утверждать, что основными направлениями научно-педагогической деятельности П. А. Апакаева являются исследования в области истории становления и развития национальной системы образования в Марийском крае, этнопедагогики, методики преподавания марийского языка и литературы. В статье рассматриваются особенности применения П. А. Апакаевым биографического метода в исследованиях по истории образования Марийского края. Определен вклад П. А. Апакаева в разработку концепции этнопедагогической подготовки педагогов и методических аспектов ее применения в практической подготовке современного учителя.

Ключевые слова: история педагогики и образования, историко-педагогический подход, этнопедагогика народа мари, просветительство, биографический метод, методика преподавания марийского языка

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Кондратенко Е. В., Курочкина Л. В., Мальцева Е. В. Учитель марийских учителей: по страницам биографии профессора П. А. Апакаева // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 4. С. 336-342. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-336-342

Teacher of Mari teachers: through the pages of the biography

of Professor P. A. Apakaev E. V. Kondratenko, L. V. КигооЬк'та, E. V. Maltseva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. The article analyzes the scientific and pedagogical heritage of the Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, one of the prominent figures of Mari culture and education, the author of more than four hundred scientific publications, thirty textbooks and teaching aids on the history of pedagogy, methods of teaching the Mari language and literature - Petr Andreevich Apakaev. The purpose of the study is to identify and to generally characterize the main directions of research and pedagogical activity of P. A. Apakaev. The main research methods are theoretical analysis, biographical method, bibliographic method, comparative historical analysis. A brief biography of the outstanding Mari scientist-teacher is presented, his main scientific works are analyzed, his contribution to the study of the history of Mari education and the ethnopedagogy of the Mari people is evaluated. The analysis of the works allows us to assert that the main directions of scientific and pedagogical activity of P. A. Apakaev are research in the field of the history of the formation and development of the national education system in the Mari Region, ethnopedagogy, methods of teaching the Mari language and literature. The article discusses the features of P. A. Apakaev's application of the biographical method in research on the history of education of the Mari Region. The contribution of P. A. Apakaev to the development of the concept of ethnopedagogical training of teachers and methodological aspects of its application in the practical training of a modern teacher is determined.

Keywords: history of pedagogy and education, historical and pedagogical approach, ethnopedagogy of the Mari people, enlightenment, biographical method, methods of teaching the Mari language

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Kondratenko E. V., Kurochkina L. V., Maltseva E. V. Teacher of Mari teachers: through the pages of the biography of Professor P. A. Apakaev. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 4, pp. 336-342. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-4-336-342

Одна из ярких страниц в исследованиях истории образования, просветительства в Марийском крае и этнопедагогики народа мари связана с именем видного и талантливого деятеля науки, культуры и образования Республики Марий Эл, доктора педагогических наук, профессора Петра Андреевича Апакаева (1936-2020) - автора более 400 научных публикаций, 30 учебников и учебно-методических пособий по истории педагогики, методике преподавания марийского языка и литературы.

Биография Петра Андреевича Апакаева, как и у многих представителей его поколения, тесно переплетена с историей эпохи, служит ее отражением [10; 11]. Родившись в предвоенное десятилетие в крестьянской семье в многонациональной деревне Старый Орьебаш Башкортостана, П. А. Апакаев ребенком перенес все тяготы военного лихолетья: в 1943 году умерла мать, и, пока отец находился на трудовом фронте, все заботы о младшем брате Толе принял на себя семилетний Петр. До возвращения отца мальчики жили самостоятельно.

После окончания начальной школы в родной деревне он продолжил обучение в Амзибашев-ской семилетней школе, а в 1951 г. поступил в Краснокамское педагогическое училище, которое через четыре года окончил, получив диплом с отличием. После службы в армии Петр Андреевич начал свою педагогическую деятельность в качестве учителя русского языка и литературы в Амзибашевской семилетней школе. В 1957 году он стал студентом историко-филологического факультета Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской и с головой окунулся в студенческую жизнь, которая позволила молодому педагогу не только полностью раскрыться и реализовать себя в учебе, творчестве, вожатской деятельности, но и открыла новые грани его личности как будущего ученого-исследователя.

Темой его первой курсовой работы стало литературное исследование автобиографической повести «Андрей Толкын» марийского просветителя, писателя, этнографа и переводчика Яныша Ялкай-на (1906-1938). На наш взгляд, интерес молодого педагога к творческому наследию и просветительской деятельности Я. Ялкайна был неслучаен и во многом был продиктован сходством личностного становления и профессионального развития известного марийского писателя-прозаика и начинающего студента-исследователя. Сходство заключалось в следующем: Януш Ялкайн, так же как и П. А. Апакаев, был уроженцем Башкортостана, окончил педагогический техникум и историко-филологический факультет, сочетал активную просветительскую, исследовательскую и литературную деятельность. Автор десятков художественных произведений и статей по марийскому фольклору и этнографии, литературный критик Я. Ялкайн выступал еще и как талантливый переводчик, благодаря которому марийский читатель на родном языке впервые познакомился с произведениями А. С. Пушкина, М. Горького, А. Гайдара и других. Размышления о судьбе и творческом наследии репрессированного по ложному обвинению в 1937 году марийского писателя не оставляли П. А. Апакаева долгие годы, стали предметом глубоких научных исследований: через десять лет после дипломной работы «Я. Ялкайн: произведения, воспоминания, документы» П. А. Апакаевым была защищена кандидатская диссертация «Взаимосвязь урочной и внеурочной работы по родной литературе в марийской школе (на примере изучения жизни и творчества Яныша Ялкайна» (1972). Следует отметить, что всего в научно-педагогическом наследии Петра Андреевича обнаруживается более 30 публикаций, посвященных жизни и творчеству Я. Ялкайна. Вклад П. А. Апакаева в сохранение памяти и наследия выдающегося марийского писателя и просветителя было высоко оценен правительством Республики Башкортостан - в 2003 году

ему было присвоено звание лауреата премии им. Я. Ялкайна [5; 8].

По окончании педагогического института П. А. Апакаев по распределению был направлен в Республиканскую художественно-музыкальную школу-интернат № 1 г. Йошкар-Олы учителем марийского языка и марийской литературы и воспитателем. Именно здесь впервые раскрылся его педагогический талант: молодой учитель сумел найти путь к сердцу каждого воспитанника, прежде всего через гуманное отношение к ребенку, проявление неподдельного внимания к его личности, его интересам и склонностям, умение увлечь живой беседой и интересным делом. Под руководством молодого учителя обучающиеся увлеченно занимались в школьном литературно-художественно-музыкальном кружке «Элнет»; пионерский отряд им. Я. Ялкайна, который возглавлял вожатый Петр Апакаев, стал победителем Всероссийского конкурса «Турнир смекалистых», объявленного газетой «Пионерская правда», и был награжден путевкой в «Артек».

В этот же период имя П. А. Апакаева впервые появилось на страницах республиканских изданий: «Марийская правда», «Марий коммуна», «Молодой коммунист», «Рвезе коммунист», «Ямделий», которые публиковали статьи молодого автора о современных методах и формах организации обучения и воспитания, значении коллективного воспитания и роли педагога в становлении личности ученика, биографические заметки о выдающихся просветителях марийского народа.

Вопросы воспитания всегда занимали особое место в научно-педагогической деятельности П. А. Апакаева. Цели и ценности, содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся, его взаимосвязь с национальными традициями воспитания, опыт применения в современной школе наиболее эффективных методов и приемов воспитания подробно проанализированы и методологически обоснованы в статьях ученого: «Воспитывать новое поколение в духе доброты», «Растим молодые таланты», «Все - за одного, один - за всех (1963), «Воспитание словом: творческая лаборатория учителя» и «Ребенок воспитывается в коллективе» (1964), «Мы участвуем в турнире» и «Дружные и любознательные» (1965), «Помогаем растить таланты» (1967), «Учитель и класс» (1969), «На нас смотрит ребенок» (1976), «Школа и семья» (1978), «Воспитание словом» и «Подрастающее поколение - наше будущее»

(1979), «Ребенка воспитывает окружающий мир» (1984), «Как воспитать настоящего человека?» (1987), «Культура как результат обучения и воспитания» (1990), «В поисках новых путей в обучении и воспитании» (1994), «Пусть не гаснет огонь души: размышления об этических правилах воспитания молодого поколения (1995).

Работая непосредственно с детьми, развивая их пытливый ум и формируя личности обучающихся, П. А. Апакаев одновременно оттачивал мастерство в применении методов обучения родному языку и литературе, воспитании активного юного гражданина республики и страны, занимался исследовательской работой [12; 13; 14]. В 1969 году молодому педагогу было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы Марийской АССР».

В 1969 году П. А. Апакаев стал одним из авторов учебника марийского языка для 5-6-х классов (совместно с К. В. Градобаевым и Е. М. Ивановой). Как учитель-словесник, он занимался разработкой практических методик преподавания родного языка и литературы, был соавтором неоднократно переиздававшихся учебников марийского языка, автором и соавтором программ по марийскому языку и литературе, соавтором методических пособий для учителей, преподающих марийский язык и марийскую литературу, учебников-хрестоматий «Марийская литература», книги для внеклассного чтения в 7-м классе «Родная земля». Особенно продуктивным в этом направлении научно-методической деятельности оказался период 1972-1977 гг., когда после успешной защиты кандидатской диссертации П. А. Апакаев работал старшим научным сотрудником НИИ национальных школ Министерства просвещения РСФСР. Впоследствии он неоднократно возвращался к проблемам марийской национальной школы, методики преподавания марийского языка и марийской литературы, был одним из авторов «Государственной концепции марийского образовательного учреждения» (1996) [4].

Центральное место в научном наследии П. А. Апакаева занимают работы, посвященные исследованию истории становления и развития национальной системы образования в Марийском крае [1; 2]1,2. Так, в монографии «Образование и просветительское движение в Марийском

1 Апакаев П. А. Историко-педагогические очерки о демократизации образования в Марийском крае. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1998. 96 с.

2 Апакаев П. А. Просветители Марийского края. Йошкар-Ола: Марийское кн. изд., 1990. 179 с.

крае» П. А. Апакаев дает глубокий анализ системы национального образования, начиная с открытия первых школ в середине XVIII века, подробно раскрывает роль марийских педагогов-просветителей в становлении и развитии народного просвещения и образования в Марийском крае, анализирует проблемы интеграции теории педагогики и этнопедагогики, демократизации школьного образования и воспитания [1].

Содержание монографии строится на позициях системного, культурологического, аксиологического, регионального и биографического подходов, характерных для современных историко-педагогических исследований и «основано на поиске целостных и взаимосвязанных характеристик изучаемых историко-педагогических фактов и явлений, позволяющих в процессе научного исследования соответствовать характеристикам целостности, структурности и иерархичности» [9].

Отличительной особенностью биографического метода, широко применяемого в историко-педагогических исследованиях П. А. Апакаева, является способность ученого сквозь призму жизни и творчества выдающихся марийских просветителей и педагогов увидеть дух времени, установить взаимосвязь исторического контекста эпохи и жизнедеятельности личности. Именно в таком русле представлены биографические портреты национальных просветителей в статьях П. А. Апакаева «Талант педагога и писателя: к 100-летию П. Г. Григорьева», «Светлая доброта педагога: В. М. Васильеву - 100 лет» (1983), «Г. Г. Кармазин на ниве народного просвещения» (1984), «Талантливому педагогу и поэту М. С. Герасимову-Микаю 100 лет со дня рождения», «Учитель учителей» (О народном учителе СССР П. Е. Емельянове) (1985), «Педагогическая деятельность С. Чавайна» (1986), «Просветители Марийского края» (1990), «Из истории национального просвещения» (1994), «Просветительская и организаторская деятельность Л. Я. Мендиярова (2007). В книге «Просветители Горномарийского края» (2011) он не только раскрывает этапы развития просвещения и образования Горномарийского района Республики Марий Эл, но и представляет целую галерею портретов педагогов-просветителей Горномарийского района (Л. Р. Анисимова, П. Г. Григорьев, Л. Я. Мен-диаров, И. Т. Митюк); ученых, внесших большой вклад в науку (доктор исторических наук В. Ф. Абрамов, доктор филологических наук,

профессор Л. П. Васикова, доктор исторических наук, профессор К. Н. Сануков) [2].

Другим значимым направлением в научной деятельности выдающегося марийского ученого являются исследования в области этнографии и этнопедагогики финно-угорских народов. В работах «Первые марийские буквари и вопросы народного образования» (1977), «Язык - душа народа» (1989), «Фольклорные традиции в современной марийской народной педагогике» (1991), «Идеи народной педагогики в эпическом творчестве финно-угорских народов» (1993), «Песни восточных мари: свод марийского фольклора» (1994), «Протяжные песни восточных мари» (1995), «Некоторые вопросы народной педагогики» (1986), «Отражение семейной педагогики в марийском фольклоре» (1986), «Структура народной педагогики по материалам фольклора» (1989), «Эпическое творчество финно-угорских народов и народная педагогика» (2008) излагаются методологические основы национального воспитания, рассмотренные через призму культуры и традиций финно-угорских народов, анализируется взаимосвязь педагогических и социальных процессов с культурными традициями народа мари, исследуются общие особенности и закономерности народного воспитания.

Системное изложение и методологическое обоснование результатов исследований в области истории педагогики Марийского края и эт-нопедагогики народа мари было представлено П. А. Апакаевым в диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук «Историко-педагогические и этнопедагогиче-ские основы демократизации образования в Марийском крае», успешно защищенной в 1998 году в диссертационном совете Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Обосновывая актуальность темы своего исследования, П. А. Апакаев подчеркивал, что «историко-педагогический подход к национальной школе, теоретический, логический, сравнительно-исторический и критический анализ проблем ее демократизации способствуют тому, чтобы успешно разрабатывать и совершенствовать современную систему образования и воспитания подрастающего поколения» [1]. В 19862018 годы П. А. Апакаев успешно совмещал научную и преподавательскую деятельность, являясь сначала доцентом, а потом профессором Марийского государственного педагогического института

им. Н. К. Крупской (с 2008 г. - Марийского государственного университета), активно работал в двух диссертационных советах по защите докторских и кандидатских диссертаций - при Марийском государственном университете и Чувашском государственном университете им. И. Я. Яковлева, был научным руководителем кандидатских исследований в области общей педагогики, истории педагогики и образования, научным консультантом докторских исследований, оппонентом докторских и кандидатских диссертаций, рецензентом монографий, тесно сотрудничая с учеными Москвы, Санкт-Петербурга, Башкортостана, Татарстана, Мордовии и других регионов.

Как преподавателя и заведующего кафедрой педагогики начального образования (1986-2001), Петра Андреевича Апакаева отличали высокая методическая культура, интеллигентность, научная эрудиция, глубокие знания методологических основ и содержания образования и воспитания, закономерностей развития педагогических систем, готовность делиться со своими учениками и коллегами результатами научных изысканий и педагогическим опытом. В этот период им активно разрабатывались теоретические положения концепции этнопедагогической подготовки педагогов и методические аспекты применения их в практической подготовке современного учителя.

В диссертационных исследованиях научной школы профессора П. А. Апакаева нашли развитие и продолжение основные концептуальные положения его педагогических воззрений о взаимосвязи нравственного воспитания и марийских народных традиций (И. Ш. Александрова, 2003), об общем и особенном в развитии системы образования Ма-

рийского края в ХХ веке (О. Б. Земцова, 2004; Е. П. Береснева, 2007); о влиянии просветительских идей на развитие национального образования народа мари во второй половине XIX - начале XX вв. (С. А. Катькова, 2004; М. П. Гареева, 2011), о концептуальных основах создания учебников для современной марийской национальной школы (В. Т. Михайлов, 2005) [3; 6; 7]1.

Кроме научно-педагогической деятельности, Петр Андреевич до последних дней своей жизни занимался литературным творчеством: он известен как автор рассказов, очерков, стихов, повестей «Полмезе кугыжаншын» («Царство строптивых», 1983), «Авий, каласе» («Скажи, мама», 1989), «У реки, у Оръи» (2011), обладающих большим воспитательным потенциалом для формирования у подрастающего поколения системы общечеловеческих ценностей, гуманизма, уважения к культуре и традициям своего народа, истокам мудрости народной педагогики. Неслучайно многие его произведения были переведены с марийского языка на русский, башкирский, удмуртский языки.

Талантливый педагог и ученый, подлинный гуманист, методист и исследователь, наставник и просветитель, верный сын своего народа, истинный хранитель его культуры и традиций -таким остался в памяти многих поколений студентов - будущих педагогов и коллег профессор Петр Андреевич Апакаев.

1 Михайлов В. Т. Крупный ученый, талантливый организатор науки и образования Апакаев П. А.: библиогр. указатель / Научная библиотека им. Р. Д. Пановой МарГУ. Йошкар-Ола, 2011. С. 5-10.

1. Апакаев П. А. Образование и просветительское движение в Марийском крае (историко-педагогические очерки). Йошкар-Ола, 2002. 352 с.

2. Апакаев П. А. Просветители Горномарийского края: научное издание. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2011. 216 с.

3. Береснева Е. П. Исторические и социально-экономические предпосылки становления и развития профессионально-технического образования в Марийской АССР в 1940-1960 годы // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 25-34.

4. Бушков Р. А. Первые иллюстрированные марийские буквари // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2017. Т. 3 № 4 (12). С. 9-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-illyustrirovannye-mariyskie-bukvari (дата обращения: 01.11.2021).

5. Даминдарова Ф. В. Осмысление нравственных традиций народа в трудах просветителей Урало-Поволжья // Вестник ЧелГУ. 2009. № 29 (167). С. 128-133. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-nravstvennyh-traditsiy-naroda-v-trudah-prosvetiteley-uralo-povolzhya (дата обращения: 01.11.2021).

6. Иванова О. В. В память Оксаны Земцовой // Запад - Восток. 2018. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-pamyat-oksany-zemtsovoy (дата обращения: 01.11.2021).

7. Михайлов В. Т. Марийская национальная учебная книга: история эволюции // Проблемы современного образования. 2013. № 5. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mariyskaya-na1sionalnaya-uchebnaya-kniga-istoriya-evolyu1sii (дата обращения: 01.11.2021).

8. Павлова А. Н. Историография проблемы разработки системы Н. И. Ильминского и ее реализации в школьном образовании нерусских народов Востока России // Вестник ЧГУ 2006. № 3. С. 29-44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiya-problemy-razrabotki-sistemy-n-i-ilminskogo-i-ee-realizatsii-v-shkolnom-obrazovanii-nerusskih-narodov-vostoka-rossii (дата обращения: 01.11.2021).

9. Просветова Т. С. Специфика методологии историко-педагогических исследований // Вестник ВГУ Серия: Проблемы высшего образования. 2018. № 3. С. 188-193. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35604229 (дата обращения: 01.11.2021).

10. Стариков С. В., Туманова Н. Е. Подготовка кадров технической интеллигенции Марийской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Вестник Марийского государственного университета. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-tehnicheskoy-intelligentsii-mariyskoy-assr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945 (дата обращения: 01.11.2021).

11. Таймасов Л. А. Миссионерско-просветительские идеи Н. И. Ильминского // Вестник РУК. 2013. № 3 (13). С. 133-136. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/missinersko-prosvetitelskie-idei-n-i-ilminskogo (дата обращения: 01.11.2021).

12. Cahyana U., Rahmawati Y., Paristiowati M., Sasmoko, Ahman, Ferdianto J., Dudung A. Ethnopedagogy integration to mobile learning for improving student learning achievement in remote areas // Universal Journal of Educational Research. 2020. No. 8 (5). Pp. 1687-1697. DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080505

13. Fahrutdinova G. Z. Ethno-pedagogical factor of polycultural training // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. No. 6. Pp. 1185-1193. DOI: https://doi.org/ 10.12973/ijese.2016.388a

14. Slobodova Novakova K., Sirotova M., Urban M., Boghana J. Using the elements of traditional culture in the teaching process from the perspective of ethnopedagogy and ethnology // Journal of Education Culture and Society. 2021. Vol. 12. No. 2, Pp.495-504. DOI: https://doi.org/10.15503/jecs2021.2.495.504

Статья поступила в редакцию 26.08.2021; одобрена после рецензирования 17.09.2021; принята к публикации 11.10.2021. Об авторах

Кондратенко Елена Валентиновна

кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), inped@marsu.ru

Курочкина Людмила Валентиновна

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), curochkinaludmila@yandex.ru

Мальцева Елена Валентиновна

кандидат педагогических, доцент, доцент кафедры педагогики начального и общего образования, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), Elena686809@mail.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Apakaev P. A. Obrazovanie i prosvetitel'skoe dvizhenie v Mariiskom krae (istoriko-pedagogicheskie ocherki) [Education and the enlightenment movement in the Mari Region (historical and pedagogical essays)]. Yoshkar-Ola, 2002, 352 p. (In Russ.).

2. Apakaev P. A. Prosvetiteli Gornomariiskogo kraya: nauchnoe izdanie [The enlighteners of the Mountain Mari region: a scientific publication]. Yoshkar-Ola, Mari State University, 2011, 216 p. (In Russ.).

3. Beresneva E. P. Istoricheskie i sotsial'no-ekonomicheskie predposylki stanovleniya i razvitiya professional'no-tekhnicheskogo obrazovaniya v Mariiskoi ASSR v 1940-1960 gody [Historical and socio-economic prerequisites for the formation and development of vocational education in the Mari ASSR in 1940-1960]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 25-34. (In Russ.).

4. Bushkov R. A. Pervye illyustrirovannye mariiskie bukvari [First illustrated Mari spelling-books]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nauki. Yuridicheskie nauki» = Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2017, vol. 3, no. 4 (12), pp. 9-13. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/pervye-illyustrirovannye-mariyskie-bukvari (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

5. Damindarova F. V. Osmyslenie nravstvennykh traditsii naroda v trudakh prosvetitelei Uralo-Povolzh'ya [Comprehension of the moral traditions of the people in the works of the educators of the Ural-Volga region]. Vestnik ChelGU = Bulletin of Chelyabinsk

State University, 2009, no. 29 (167), pp. 128-133. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osmyslenie-nravstvennyh-traditsiy-naroda-v-trudah-prosvetiteley-uralo-povolzhya (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

6. Ivanova O. V. V pamyat' Oksany Zemtsovoi [In Memoriam of Oxana Zemtsova]. "Zapad-Vostok". Nauchno-prakticheskii ezhegodnik = West - East. Scientific and practical yearbook, 2018, no. 11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/v-pamyat-oksany-zemtsovoy (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

7. Mikhailov V. T. Mariiskaya natsional'naya uchebnaya kniga: istoriya evolyutsii [National Mari textbook: history of evolution]. Problemy sovremennogo obrazovaniya = Problems of Modern Education, 2013, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/mariyskaya-natsionalnaya-uchebnaya-kniga-istoriya-evolyutsii (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

8. Pavlova A. N. Istoriografiya problemy razrabotki sistemy N. I. Il'minskogo i ee realizatsii v shkol'nom obrazovanii nerusskikh narodov Vostoka Rossii [Historiography of the problem of the development of N. I. Ilminsky's system and its implementation in school education of non-Russian peoples of the East of Russia]. Vestnik Chuvashskogo Universiteta = Vestnik ChSU, 2006, no. 3, pp. 29-44. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriografiya-problemy-razrabotki-sistemy-n-i-ilminskogo-i-ee-realizatsii-v-shkolnom-obrazovanii-nerusskih-narodov-vostoka-rossii (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

9. Prosvetova T.S. Spetsifika metodologii istoriko-pedagogicheskikh issledovanii [Methodological peculiarities of conducting research in the field of historical and pedagogical studies]. Vestnik VGU. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya = Proceedings of Voronezh State University. Series: Problems of higher education, 2018, no. 3, pp. 188-193. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35604229 (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

10. Starikov S. V., Tumanova N. E. Podgotovka kadrov tekhnicheskoi intelligentsii Mariiskoi ASSR v gody Velikoi Otech-estvennoi voiny (1941-1945) [Training of technical intelligentsia of the Mari ASSR during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2009, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-kadrov-tehnicheskoy-intelligentsii-mariyskoy-assr-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny-1941-1945 (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

11. Taymasov L. A. Missionersko-prosvetitel'skie idei N. I. Il'minskogo [Missinersko-raising ideas of N.I. Il'minsky]. Vestnik RUK = Bulletin of the Russian University of Cooperation, 2013, no. 3 (13), pp. 133-136. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/missinersko-prosvetitelskie-idei-n-i-ilminskogo (accessed 01.11.2021). (In Russ.).

12. Cahyana U., Rahmawati Y., Paristiowati M., Sasmoko, Ahman, Ferdianto J., Dudung A. Ethnopedagogy integration to mobile learning for improving student learning achievement in remote areas. Universal Journal of Educational Research, 2020, no. 8 (5), pp. 1687-1697. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.13189/ujer.2020.080505

13. Fahrutdinova G. Z. Ethno-pedagogical factor of polycultural training. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 6, pp. 1185-1193. (In Eng.). DOI: https://doi.org/ 10.12973/ijese.2016.388a

14. Slobodova Novakova K., Sirotova M., Urban M., Boghana J. Using the elements of traditional culture in the teaching process from the perspective of ethnopedagogy and ethnology. Journal of Education Culture and Society, 2021, vol. 12, no. 2, pp. 495504. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1553/jecs2021.2.495.504

The article was submitted 26.08.2021; approved after reviewing 17.09.2021; accepted for publication 11.10.2021.

About the authors

Elena V. Kondratenko

Ph. D. (Pedagogy), Professor, Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), inped@marsu.ru

Lyudmila V. Kurochkina

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and General Education,

Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), curochkinaludmila@yandex.ru

Elena V. Maltseva

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary

and General Education, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

Elena686809@mail.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.