Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ'

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
естественно-научное образование / высшее профессиональное образование / этапы становления / развитие научно-методических школ / преподаватели-естественники / Республика Марий Эл / Марийский государственный университет / natural science education / higher vocational education / stages of formation / development of scientific and methodological schools / natural science teachers / Republic of Mari El / Mari State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскресенская Ольга Леонидовна, Алябышева Елена Александровна

Статья посвящена изучению истории становления естественно-научного вузовского образования (биологического, химического, экологического) в Республике Марий Эл. Показаны основные этапы становления естественно-научного образования. Основное внимание сосредоточено на организации новых структурных подразделений и их профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Также описывается вклад преподавателей-естественников в развитие естественно-научного образования в вузе. Целью статьи является изучение истории развития естественно-научного образования в Республике Марий Эл за 1933−2021 годы. Статья написана на основе принципа историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Актуальность исследования связана с недостатком работ, рассматривающих содержание и стратегические ориентиры развития естественно-научного образования в разные исторические периоды в отдельных регионах Российской Федерации. В работе показаны основные исторические этапы развития естественно-научного образования в Марийском педагогическом институте и Марийском государственном университете. Сделан вывод о том, что начиная с 1933 года (МГПИ им. Н. К. Крупской) по настоящее время (МарГУ) происходит развитие естественно-научного образования, включая биологическое, экологическое и химическое. Можно выделить три этапа в истории становления естественно-научного образования в вузе: первый этап – 1933−1970 гг., второй этап – 1971−2014 гг., третий этап – с 2017 г. и по настоящее время. Для естественно-научного вузовского образования в Республике Марий Эл характерен фундаментальный подход к преподаванию предметов, создание и активное функционирование научных, естественно-научных школ, подготовка квалифицированных выпускников и повышение квалификации вузовских преподавателей и школьных учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF FORMATION OF NATURAL SCIENCE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF MARI EL

The article is devoted to the study of the history of the formation of natural science university education (biological, chemical, environmental) in the Republic of Mari El. The main stages of the formation of natural science education are shown. The main focus is on the organization of new structural units and their faculty and educational and auxiliary staff. The contribution of natural science teachers to the development of natural science education at the university is also described. The purpose of the article is to study the history of the development of natural science education in the Republic of Mari El in 1933−2021. The article is written on the basis of the principle of historicism and objectivity using methods of analysis, comparison, description. The relevance of the study is due to the lack of works that consider the content and strategic guidelines for the development of natural science education in different historical periods in certain regions of the Russian Federation. The work shows the main historical stages of the development of natural science education at the Mari Pedagogical Institute and the Mari State University. It was concluded that, from 1933 (MSPI named after N. K. Krupskaya) to the present (MarSU), natural science education, including biological, ecological and chemical, has been developing. Three stages in the history of the formation of natural science education at the university can be distinguished: the first stage – from 1933 to 1970, the second stage – from 1971 to 2014, the third stage − from 2017 to the present. Natural science university education in the Republic of Mari El is characterized by a fundamental approach to teaching subjects, the creation and active functioning of scientific natural science schools, the training of qualified graduates and advanced training of university teachers and school teachers.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ»

Т. 7. № 3. 2021

Vol. 7, no. 3, 2021

Исторические науки history

УДК 930.24

DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-3-209-216

История становления естественно-научного образования в Республике Марий Эл

О. Л. Воскресенская, Е. А. Алябышева

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена изучению истории становления естественно-научного вузовского образования (биологического, химического, экологического) в Республике Марий Эл. Показаны основные этапы становления естественно-научного образования. Основное внимание сосредоточено на организации новых структурных подразделений и их профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Также описывается вклад преподавателей-естественников в развитие естественно-научного образования в вузе. Целью статьи является изучение истории развития естественно-научного образования в Республике Марий Эл за 1933-2021 годы. Статья написана на основе принципа историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Актуальность исследования связана с недостатком работ, рассматривающих содержание и стратегические ориентиры развития естественнонаучного образования в разные исторические периоды в отдельных регионах Российской Федерации. В работе показаны основные исторические этапы развития естественно-научного образования в Марийском педагогическом институте и Марийском государственном университете. Сделан вывод о том, что начиная с 1933 года (МГПИ им. Н. К. Крупской) по настоящее время (МарГУ) происходит развитие естественно-научного образования, включая биологическое, экологическое и химическое. Можно выделить три этапа в истории становления естественно-научного образования в вузе: первый этап - 1933-1970 гг., второй этап - 1971-2014 гг., третий этап - с 2017 г. и по настоящее время. Для естественно-научного вузовского образования в Республике Марий Эл характерен фундаментальный подход к преподаванию предметов, создание и активное функционирование научных, естественно-научных школ, подготовка квалифицированных выпускников и повышение квалификации вузовских преподавателей и школьных учителей.

Ключевые слова: естественно-научное образование, высшее профессиональное образование, этапы становления, развитие научно-методических школ, преподаватели-естественники, Республика Марий Эл, Марийский государственный университет

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Воскресенская О. Л., Алябышева Е. А. История становления естественно-научного образования в Республике Марий Эл // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 3. С. 209-216. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-209-216

History of formation of natural science education in the Republic of Mari El

O. L. Voskresenskaya, E. A. Alyabysheva

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of the history of the formation of natural science university education (biological, chemical, environmental) in the Republic of Mari El. The main stages of the formation of natural science education are shown. The main focus is on the organization of new structural units and their

faculty and educational and auxiliary staff. The contribution of natural science teachers to the development of natural science education at the university is also described. The purpose of the article is to study the history of the development of natural science education in the Republic of Mari El in 1933-2021. The article is written on the basis of the principle of historicism and objectivity using methods of analysis, comparison, description. The relevance of the study is due to the lack of works that consider the content and strategic guidelines for the development of natural science education in different historical periods in certain regions of the Russian Federation. The work shows the main historical stages of the development of natural science education at the Mari Pedagogical Institute and the Mari State University. It was concluded that, from 1933 (MSPI named after N. K. Krupskaya) to the present (MarSU), natural science education, including biological, ecological and chemical, has been developing. Three stages in the history of the formation of natural science education at the university can be distinguished: the first stage - from 1933 to 1970, the second stage - from 1971 to 2014, the third stage - from 2017 to the present. Natural science university education in the Republic of Mari El is characterized by a fundamental approach to teaching subjects, the creation and active functioning of scientific natural science schools, the training of qualified graduates and advanced training of university teachers and school teachers.

Keywords: natural science education, higher vocational education, stages of formation, development of scientific and methodological schools, natural science teachers, Republic of Mari El, Mari State University

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Voskresenskaya O. L., Alyabysheva E. A. History of formation of natural science education in the Republic of Mari El. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 3, pp. 209-216. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-209-216

Естественные науки выделены в числе приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности университетов. В настоящее время естественно-научное образование рассматривается как фундамент ценностного отношения к окружающему миру и основа научного мировоззрения [8; 10]. Естественно-научное образование способствует социальной адаптации молодежи к жизни в быстроменяющихся условиях социально-экономического развития как отдельного региона, так страны в целом [2; 5; 6; 7].

Марийский государственный университет на протяжении более 88 лет обеспечивает высокий уровень подготовки высококвалифицированных кадров в области естественных наук и близких наукоемких направлений, обеспечивающих конкурентоспособность российских предприятий и организаций на глобальных рынках и развитие новых направлений подготовки в области естественных наук, отсутствующих в регионе.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостатком теоретических исследований, в которых была бы системно представлена обобщенная картина развития естественно-научного образования в Республике Марий Эл, что препятствует научному осмыслению и актуализации накопленного историко-педагогического опыта

реформирования естественно-научного образования на различных этапах его становления, целесообразность и эффективность которого были бы исторически подтверждены1 [3; 4].

Целью исследования является изучение истории развития естественно-научного образования в Республике Марий Эл за 1933-2021 годы.

Университетское образование в области биологии, химии, экологии и смежных наук в Республике Марий Эл ведет историю с 1933 года2. В разные периоды развития нашей страны и республики оно было направлено на обеспечение народнохозяйственного комплекса страны специалистами, готовыми к выполнению нестандартных задач, возникающих при создании и освоении новой техники и технологий.

История естественно-научного образования в Республике Марий Эл тесно связана с историей Марийского педагогического института им. Н. К. Крупской, который был создан на основе Постановления Совета Народных Комиссаров РСФСР № 588 от 22 мая 1931 года [9].

1 Воскресенская О. Л., Алябышева Е. А. Становление специальности «Биоэкология» в Марийском государственном университете: учеб. пособие / Марийский гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2007. 156 с.

2 Марийский государственный университет: Энциклопедия Республики Марий Эл / под ред. Н. И. Сараева. Йошкар-Ола, 2009. С. 512-513.

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 3, 2021

Марийский облисполком, опираясь на это постановление, принял решение 1 октября 1931 года открыть в г. Йошкар-Оле институт на базе Марийского отделения Восточно-педагогического института г. Казани с количеством студентов 120 человек. Директором был назначен И. Е. Романов.

Новый вуз первоначально назывался Агропе-динститутом. В 1933 году Агропединститут был преобразован в Педагогический институт, и ему было присвоено имя Н. К. Крупской.

На базе педагогического института в 1933 году был организован факультет естествознания и его деканом стал Н. Н. Миткин.

В 1933 году в Марийском педагогическом институте им. Н. К. Крупской была создана кафедра ботаники, которой в разные годы руководили доценты К. И. Хамитов, А. А. Степанова, М. П. Травкин, Ю. А. Злобин, Н. Л. Мило-радова, Е. М. Видякина.

В 1935 году состоялся первый выпуск студентов, 20 человек закончили факультет естествознания.

Первыми преподавателями факультета естествознания были: профессор П. Г. Кок, доцент П. Г. Ефремов, ассистент А. В. Тарасова, методист И. В. Дубровин, лаборант Н. С. Егошин.

К 1937 году с введением второй очереди здания Педагогического института на ул. Комсомольской факультет естествознания пополнился высококвалифицированными педагогическими кадрами: кандидатами наук В. И. Лесиным, П. Е. Мельником, Б. И. Михантьевым и профессором из г. Москвы В. А. Овсянниковым.

Появилась возможность организовать три самостоятельные кафедры: химии, ботаники и зоологии.

В состав кафедры химии входили: зав. кафедрой В. И. Лесин, доцент А. А. Тарасова, преподаватели А. А. Алимбек и П. Д. Можей, ассистенты Г. И. Соломина и А. К. Шаймарданова.

9 марта 1971 года было принято Постановление Совета Министров СССР об открытии Марийского государственного университета, а 15 апреля 1971 года был издан приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР об организации Марийского государственного университета [1; 11].

19 апреля 1971 года был издан приказ Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР об организации Марийского государственного университета.

В январе 1972 года совместным приказом Министерства просвещения РСФСР и Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР факультет естествознания МГПИ им. Н. К. Крупской был переведен как биолого-химический факультет в только что образованный Марийский государственный университет.

1 сентября 1972 года - дата начала учебных занятий в университете. В нем было 4 факультета: физико-математический, историко-филологический, сельскохозяйственный и биолого-химический (последний был создан на базе факультета естествознания Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, переданного вместе с его контингентом студентов, преподавательским составом и материальной базой); 4 межфакультетских и 10 специальных кафедр. В это время деканом биолого-химического факультета был Л. И. Шабалин.

Тогда в структуре биолого-химического факультета были открыты три кафедры: анатомии и физиологии (зав. кафедрой, кандидат биологических наук, доцент П. Г. Ефремов), ботаники (зав. кафедрой кандидат биологических наук, доцент Ю. Н. Шкляев) и химии (зав. кафедрой кандидат химических наук, доцент В. И. Лесин).

Уже в 1972 году произошло разделение кафедры анатомии и физиологии на две самостоятельные кафедры: кафедра анатомии и физиологии человека и животных, которую возглавил доктор биологических наук, профессор Г. Л. Билич, и кафедра зоологии, заведовал которой П. Г. Ефремов1.

На кафедре анатомии и физиологии человека и животных была открыта первая в истории университета проблемная научно-исследовательская лаборатория (ПНИЛ № 1), научными руководителями которой стали профессора Г. Л. Билич и В. Э. Колла (первый ректор Марийского государственного университета)2.

Через два года, в 1974 году кафедра ботаники была разделена на две кафедры. Кафедру ботаники возглавила доктор биологических наук, профессор

1 Ефремов Петр Григорьевич: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Н. А. Левенштейн; науч. ред. В. В. Изы-кин. Йошкар-Ола, 2008. 40 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 15).

2 Колла Виктор Эдуардович: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова; науч. ред. В. П. Ившин, Р. А. Панова. Йошкар-Ола, 2005. 56 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 3).

A. А. Горшкова, а заведующим кафедрой физиологии растений был назначен доктор биологических наук, профессор В. С. Николаевский.

В 1975 году на две кафедры разделилась кафедра химии. Кафедру общей химии возглавил кандидат химических наук, доцент В. А. Кузнецов, а кафедру органической и биологической химии - кандидат химических наук, доцент

B. П. Ившин (будущий ректор Марийского государственного университета)1, 2.

В это время на факультете работали: Н. В. Абрамов, О. П. Ведерникова, Е. М. Ведякина, Л. Н. Вейцман3, Л. Г. Волкова, М. Б. Данилов,

C. П. Домрачева, А. А. Камаева, Г. И. Кириллов, А. Я. Кожевникова, Л. С. Кохановская, М. М. Кош -паева4, А. С. Сергеев, С. Я. Файзулина, С. Б. Чеми-кисова, А. П. Чеснокова, Э. В. Шесткова и другие.

Биолого-химический факультет изначально проводил подготовку студентов по двум специальностям «биология» и «химия» с присвоением квалификаций «химик. Преподаватель химии» и «биолог. Преподаватель биологии и химии».

В дальнейшем были пролицензированы специальности «биоэкология» и «биология с дополнительной специальностью география» с присвоением квалификаций «биолог-эколог» и «учитель биологии и географии»5 [3].

С 2011 года был проведен первый прием студентов на специальность «фундаментальная и прикладная химия» (квалификация «специалист химии»). С 2012 года в связи с переходом на двухуровневую подготовку были открыты направления подготовки бакалавриата и магистратуры «химия» с присвоением квалификации

1 Ившин Виктор Павлович: биобиблиогр. указатель / науч. б-ка им. Р. А. Пановой МарГУ; сост. Т. В. Архипова; науч. ред., отв. за вып В. В. Изыкин. Йошкар-Ола, 2011. 63 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ Вып. 52).

2 Ившин Виктор Павлович: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова; ред. Р. А. Панова. Йошкар-Ола, 2005. 44 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 2).

3 Вейцман Лев Натанович : биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова; науч. ред. Р. А. Панова. Йошкар-Ола, 2005. 40 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 1).

4 Кошпаева Мария Матвеевна: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Н. А. Левенштейн; ред. В. В. Изыкин. Йошкар-Ола, 2008. 36 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 24).

5 Воскресенская О. Л., Алябышева Е. А. Становление

специальности «Биоэкология» в Марийском государствен-

ном университете: учеб. пособие / Марийский гос. ун-т.,

Йошкар-Ола, 2007. 156 с.

«бакалавр химии» и «магистр химии» и «биология» с присвоением квалификации «бакалавр биологии» и «магистр биологии», а в 2013 г. был открыт бакалавриат по педагогическому образованию.

На протяжении двадцати лет, с 1971 по1991 гг., в структуре биолого-химического факультета появились и функционировали следующие кафедры: кафедра биологии растений (зав. кафедрой профессор Н. В. Абрамов6, канд. биол. наук, доцент Ю. Г. Суетина), кафедра зоологии (зав. кафедрой др с.-х. наук, профессор В. А. Забиякин), кафедра биохимии и молекулярной биологии (зав. кафедрой д-р биол. наук, профессор В. Н. Самарцев, канд. биол. наук, доцент Г. П. Дробот), кафедра биологии человека (зав. кафедрой канд. биол. наук, доцент И. П. Зелди), кафедра общей химии (зав. кафедрой канд. хим. наук, профессор Т. В. Попова7), кафедра органической химии (зав. кафедрой д-р хим. наук, профессор В. П. Ившин), кафедра экологии (зав. кафедрой д-р биол. наук, профессор О. Л. Вос-кресенская8).

Значительный вклад в становление биолого-химического факультета МарГУ внесли, к великому сожалению, ныне покойные Н. В. Абрамов (почетный профессор МарГУ), Л. А. Абрамова, М. П. Алмакаев, А. Л. Беседин, В. В. Васильев, Л. Н. Вейцман (почетный профессор МарГУ), Н. В. Глотов (почетный профессор МарГУ), Н. П. Грошева (заместитель декана БХФ), П. Г. Ефремов, И. П. Зелди, Г. И. Казаринова,

A. А. Камаева (заместитель декана БХФ), А. Я. Ко -жевникова, М. М. Кошпаева, В. В. Кротков, Л. М. Кувшинова, В. И. Лесин, И. А. Лобанова,

B. С. Мартынов, А. И. Нестеров, Т. А. Подковы-рина, П. Ф. Полевщиков, Н. А. Помряскинская, А. С. Сергеев, А. А. Степанова, Ф. А. Тагиров, А. В. Тарасова, С. Я. Файзуллина, А. П. Чеснокова, Л. И. Шабалин (возглавлял факультет в течение 15 лет), Ю. Н. Шкляев и многие другие.

6 Абрамов Николай Васильевич: биобиблиографический указатель / НБ МарГУ; сост. Н. А. Левенштейн, науч. ред. и отв. за вып. В. В. Изыкин. Йошкар-Ола, 2010. 71 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 45).

7 Попова Татьяна Владимировна: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Л. И. Громова; ред. В. В. Изыкин. Йошкар-Ола, 2006. 56 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 8).

8 Воскресенская Ольга Леонидовна: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова; науч. ред. И. О. Безденежных. Йошкар-Ола, 2014. 64 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 74).

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 3, 2021

Развитие и становление факультета происходило благодаря вдохновенному труду наших ветеранов: Р. М. Алексеевой, Н. Н. Алексеевой, Х. Ф. Балдаева, О. П. Ведерниковой, К. П. Гав-риловой, Р. И. Гаврилова, Т. Е. Гриничевой, С. П. Домрачевой, Л. А. Жуковой1, Т. Н. Ивши-ной, Н. П. Ихонькиной, Л. Б. Киселевой, М. С. Комелина, В. А. Корнеева, Л. К. Красновой, В. А. Матвеева, А. И. Мошкина, Т. К. Пи-гулевской, Т. В. Поповой, М. П. Рехлицкой, Н. И. Семахиной, З. А. Сухаревой, Г. В. Сыро-ватской, В. С. Тимошенко, М. А. Шаталовой, И. В. Шестаковой, К. Н. Ярыгиной и других.

С первых лет основания университета на биолого-химическом факультете трудился М. Г. Гри -горьев2 (декан биолого-химического факультета, возглавлявший факультет в течение 22 лет).

Неоценимое участие в становлении факультета, как одного из ведущих подразделений Марийского государственного университета, приняли: С. В. Аль Ансари, Е. А. Алябышева, М. В. Бекмансуров, Е. В. Бекмансурова, И. М. Божьеволина, И. П. Все-володова, Г. В. Вохминцева, О. Л. Воскресенская, Т. П. Гажеева, Г. П. Дробот, В. И. Дробот, В. А. За-биякин, Е. С. Закамская, Н. В. Илюшечкина, Г. О. Османова, Т. В. Петухова, Т. А. Плотникова, Е. А. Пузаткина, В. Н. Самарцев, Е. В. Сарбаева, Е. А. Скочилова, Л. Г. Смирнова, Л. А. Степанова, Ю. Г. Суетина, В. С. Трубачева, Ф. Ф. Шарнина, Н. В. Щеглова и другие.

Биолого-химический факультет хорошо известен в Республике Марий Эл и за ее пределами основательной и качественной подготовкой студентов, которые своими знаниями, своей профессиональной увлеченностью прославляют Марийский государственный университет.

Среди выпускников факультета 9 докторов наук и более 200 кандидатов наук, заслуженные деятели науки РМЭ, отличники народного просвещения, заслуженные работники образования РМЭ.

В 2013 году с приходом нового ректора, М. Н. Швецова, была поставлена задача: в связи с тем что в Республике Марий Эл не хватает врачей и провизоров открыть медицинские и фарма-

1 Жукова Людмила Алексеевна: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова; ред. В. В. Изыкин. Йошкар-Ола, 2006. 72 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 6).

2 Григорьев Михаил Гурьевич: биобиблиогр. указатель / НБ МарГУ; сост. Т. В. Архипова. Йошкар-Ола, 2005. 16 с. (Материалы к биобиблиографии ученых МарГУ. Вып. 3).

цевтические специальности в Марийском государственном университете. В этом же году были пролицензированы специальности «лечебное дело» и «фармация».

В 2014 году биолого-химический факультет в связи с открытием медицинской и фармацевтической специальностей был переименован в институт медицины и естественных наук (ИМиЕН).

В 2014 году был проведен первый прием студентов на специальность 31.05.01 «Лечебное дело» (квалификация «врач-лечебник»), а в 2015 г. - на специальность 33.05.01 «Фармация» (квалификация «провизор»).

Кроме медицинских специальностей развивалось и естественно-научное направление, так, было открыто направление подготовки бакалавриата и магистратуры «Экология и природопользование» (квалификации «бакалавр», «магистр»).

В структуре института (ИМиЕН) в 2015 году, помимо уже действующих кафедр биологии (зав. кафедрой д-р с.-х. наук, профессор В. А. За-биякин), химии (зав. кафедрой канд. хим. наук, доцент Т. В. Петухова), экологии (зав. кафедрой д-р биол. наук, профессор О. Л. Воскресенская), биохимии, клеточной биологии и микробиологии (канд. биол. наук, доцент Г. П. Дробот), появились новые кафедры: кафедра терапии (на базе госпиталя ветеранов войн, зав. кафедрой канд. мед. наук, доцент А. В. Смирнов) и кафедра фундаментальной медицины (зав. кафедрой д-р мед. наук, профессор А. Л. Азин).

Благодаря успешной деятельности международного отдела и лично проректора по международной деятельности, ученого секретаря Ученого совета МарГУ И. П. Петровой к нам в университет стали приезжать иностранные студенты. Особенно их интересовали медицинские и фармацевтические специальности. Сначала это были студенты из стран ближнего зарубежья (Таджикистан, Узбекистан), а в 2016 году в Республику Марий Эл приехали студенты из Индии. Суммарное количество студентов на специальности «лечебное дело» стало более одной тысячи человек.

В 2017 году Марийский государственный университет стал опорным вузом, одним из разделов деятельности которого стал проект «Университет как центр развития и экспорта образования в области медицины и фармации». В результате реализации этого проекта (2017-2021) снизился кадровый дефицит специалистов сферы здраво-

охранения Республики Марий Эл, увеличился кадровый потенциал для системы медицинского образования; сформировалась англоязычная об-ра-зова-тельная среда в МарГУ как точка роста и конкурентоспособности вуза в условиях глобализации образования; активизировалась академическая мобильность студентов и преподавателей; был создан симуляционно-аттестационный центр, который оснащен симуляционным и вспомогательным оборудованием для подготовки студентов, проведения первичной аккредитации и повышения квалификации специалистов в области медицины и фармации; были активизированы электронные образовательные технологии в процессе реализации меди-цинских и фармацевтических специальностей в вузе с использованием возможностей единого образовательного пространства мирового сообщества.

В 2017 году институт медицины и естественных наук, в связи с выделением медицинского факультета в самостоятельное структурное подразделение, был переименован в институт естественных наук и фармации (ИЕНиФ).

В настоящее время на базе института естественных наук и фармации осуществляется многоуровневая подготовка кадров по следующим образовательным программам: бакалаврские программы - 06.03.01 «Биология», 04.03.01 «Химия», 05.03.06 «Экология и природопользование», по этим же направлениям три магистерские программы и две программы специалитета: 04.05.01 «Фундаментальная и прикладная химия» и 33.05.01 «Фармация».

Кроме того, ведется подготовка кадров высшей квалификации по направлению «Биологические науки» (профили: «биофизика», «биохимия», «ботаника», «экология»). Научными руководителями аспирантов являются: д-р биол. наук К. Н. Бе-лослудцев, д-р биол. наук, профессор О. Л. Воскресенская, д-р биол. наук, профессор В. Н. Самарцев, д-р биол. наук Г. О. Ос-манова, канд. биол. наук М. В. Дубинин, канд. биол. наук, доц. Е. А. Пузаткина, канд. биол. наук, доц. Ю. Г. Суетина.

ИЕНиФ активно сотрудничает с ведущими вузами и научными центрами России: Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургским, Казанским, Томским, Пущинским государственными университетами, институтами РАН (ИФР, ИОНХ, ИОХ, ИФХИЭ, ИФАВ, ИТЭБ, ИБК и др.). Активно развивается сотрудничество с учебными и научными зарубежными центрами Швеции, Германии, Финляндии, США.

В структуре ИЕНиФ функционируют научно-исследовательская лаборатория молекулярной биоэнергетики, молекулярной генетики им. Н. В. Глотова, зоологический музей, популя-ционно-онтогенетический музей и онтогенетический гербарий, гербарий YOLA им. Н. В. Абрамова, аптекарский огород и учебная база в поселке Шушеры, химическая лаборатория, которая является площадкой регионального этапа чемпионата WorldSküls (Молодые профессионалы) по компетенции «Лаборант химического анализа».

В настоящее время в Марийском государственном университете успешно функционирует центр аккредитации и симуляционного обучения, представляющий собой многопрофильное подразделение, созданное в целях симуляционного обучения студентов специальностей «лечебное дело», «педиатрия» и «фармация», а также аккредитации врачебного персонала.

В стенах БХФ ^ ИМиЕН ^ ИЕНиФ выросли и работают замечательные ученые, талантливые преподаватели. Большинство сотрудников института естественных наук и фармации - его выпускники.

Многолетние традиции - залог настоящего успеха. Это прежде всего фундаментальный подход к преподаванию предметов, научные школы, доброжелательное отношение профессорско-препо-давательского состава и атмосфера студенческого товарищества.

Таким образом, естественно-научное образование, история которого насчитывает 88 лет, в настоящее время находится в стадии зрелости в составе Марийского государственного университета.

1. Айплатов Г. Н. Марийскому государственному университету - 25 лет // Марийский археографический вестник. Йошкар-Ола, 1997. № 7. С. 7-13.

2.Афонина Р. Н. Основные аспекты совершенствования и естественнонаучного образования в гуманитарном вузе // Электронный научно-образовательный журнал. Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19 [10]. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=30459884& (дата обращения 22.04.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Vestnik of the Mari State University Chapter "History. Law". Vol. 7, no. 3, 2021

3. Баранова А. Н., Огородников Е. В., Воскресенская О. Л. Мониторинг состояния экологического образования учащихся средствами компьютерных технологий: монография. Йошкар-Ола, 2006. 122 с.

4. Божьеволина И. М. Эколого-педагогическая подготовка студентов в условиях классического университета: монография. Йошкар-Ола, 2007. 186 с.

5. Бусыгин А. Г., Левина С. В., Александрова А. А. Естественнонаучное образование в высшей педагогической школе: поиск новых подходов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 69. С. 16-21. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/ izvestia_hum/2019/2019_6_16_21.pdf (дата обращения 20.04.2021).

6. Колычева З. И., Суртаева Н. Н., Марголина Ж. Б. Естественнонаучное образование в России: проблемы развития // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 38-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/nestestvemonauchnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-razvitiya (дата обращения: 21.04.2021).

7. Одинцова Н. И. Формирование естественнонаучной картины мира у студентов и школьников // Физика в школе. 2018. № 2. С. 100-103. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32577434 (дата обращения: 16.04.2021).

8. Рахматуллин М. Т. Современное естественно-научное образование и перспектива его развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11969 (дата обращения 13.04.2021).

9. Стариков С. В. и [др.]. Развитие высшего профессионального образования в Республике Марий Эл. 80 лет МГПИ -МарГУ. 1931-2011: коллективная монография / Йошкар-Ола : Стринг, 2011. 312 с.

10. Старостина С. Е. Естественнонаучное образование: содержание и стратегические ориентиры развития // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 1. С. 54-60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-soderzhanie-i-strategicheskie-orientiry-razvitiya (дата обращения: 20.04.2021).

11. Хлебников Е. А. С чего начинался Марийский государственный университет // Вестник Марийского государственного университета. 2007. № 1. С. 7-10.

Статья поступила в редакцию 11.05.2021; одобрена после рецензирования 29.06.2021; принята к публикации 15.07.2021. Об авторах

Воскресенская Ольга Леонидовна

доктор биологических наук, профессор, директор института естественных наук и фармации, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4710-6641, [email protected]

Алябышева Елена Александровна

кандидат биологических наук, доцент, институт естественных наук и фармации, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8101-7941, [email protected]

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Aiplatov G. N. Mariiskomu gosudarstvennomu universitetu - 25 let [Mari State University is 25 years old]. Mariiskii arkheo-graficheskii vestnik = Mari Archaeographic Bulletin, Yoshkar-Ola, 1997, no. 7, pp. 7-13. (In Russ.).

2. Afonina R. N. Osnovnye aspekty sovershenstvovaniya i estestvennonauchnogo obrazovaniya v gumanitamom vuze [The main aspects of improving and natural science education in a humanitarian university]. Elektronnyi nauchno-obrazovatel'nyi zhurnal. Zdo-rov'e i obrazovanie v XXI veke = On-line Scientific and Educational Bulletin. Health and Education Millennium, 2017, volume 19 [10]. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=30459884& (accessed 22.04.2021). (In Russ.).

3. Baranova A. N., Ogorodnikov E. V., Voskresenskaya O. L. Monitoring sostoyaniya ekologicheskogo obrazovaniya uchash-chikhsya sredstvami komp'yuternykh tekhnologii: monografiya [Monitoring of the state of environmental education of students by means of computer technologies: monograph]. Yoshkar-Ola, 2006, 122 p. (In Russ.).

4. Bozhyevolina I. M. Ekologo-pedagogicheskaya podgotovka studentov v usloviyakh klassicheskogo universiteta: monografiya [Ecological and pedagogical training of students in the conditions of a classical university: monograph]. Yoshkar-Ola, 2007, 186 p. (In Russ.).

5. Busygin A. G., Levina S. V., Alexandrova A. A. Estestvennonauchnoe obrazovanie v vysshei pedagogicheskoi shkole: poisk novykh podkhodov [Natural science education in higher pedagogical school: search for new approaches]. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki = Izvestiya of the Samara Science Center of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, 2019, vol. 21, no. 69, pp. 16-21. Available at: http://www. ssc.smr.ru/media/journals/izvestia_hum/2019/2019_6_16_21.pdf (accessed 20.04.2021). (In Russ.).

6. Kolycheva Z. I., Surtayeva N. N., Margolina Zh. B. Estestvennonauchnoe obrazovanie v Rossii: problemy razvitiya [Natural science education in Russia: problems of development]. Chelovek i obrazovanie = Man and Education, 2017, no. 2 (51), pp. 38-42. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-v-rossii-problemy-razvitiya (accessed 21.04.2021). (In Russ.).

7. Odintsova N. I. Formirovanie estestvennonauchnoi kartiny mira u studentov i shkol'nikov [The formation of a natural science picture of the world among students and schoolchildren]. Fizika v shkole = Physics at school, 2018, no. 2, pp. 100-103. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32577434 (accessed 16.04.2021) (In Russ.).

8. Rakhmatullin M. T. Sovremennoe estestvennonauchnoe obrazovanie i perspektiva ego razvitiya [Modern natural and scientific education and its development prospects]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 1. Available at: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11969 (accessed 13.04.2021). (In Russ.).

9. Starikov S. V. et al. Razvitie vysshego professional'nogo obrazovaniya v Respublike Marii El. 80 let MGPI - MarGU. 1931-2011: kollektivnaya monografiya [Development of higher professional education in the Republic of Mari El. 80 years of MSPI - MarSU. 1931-2011: collective monograph]. Yoshkar-Ola, String Publ., 2011, 312 p. (In Russ.).

10. Starostina S. E. Estestvennonauchnoe obrazovanie: soderzhanie i strategicheskie orientiry razvitiya [Natural science education: content and strategic orientations of development]. Gumanitarnyi vektor = Humanitarian Vector, 2010, no. 1, pp. 54-60. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/estestvennonauchnoe-obrazovanie-soderzhanie-i-strategicheskie-orientiry-razvitiya (accessed 20.04.2021). (In Russ.).

11. Khlebnikov E. A. S chego nachinalsya Mariiskii gosudarstvennyi universitet [What was the beginning of the Mari State University]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2007, no. 1, pp. 7-10. (In Russ.).

The article was submitted 11.05.2021; approved after reviewing 29.06.2021; accepted for publication 15.07.2021.

About the authors Olga L. Voskresenskaya

Dr. Sci. (Biology), Professor, Director of the Institute of Natural Sciences and Pharmacy, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4710-6641, [email protected]

Elena A. Alyabysheva

Ph. D. (Biology), Associate Professor, Institute of Natural Sciences and Pharmacy, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8101-7941,

e_alab@mail. ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.