Научная статья на тему 'Учитель иностранного языка: социальный портрет на фоне изменений в школьном образовании'

Учитель иностранного языка: социальный портрет на фоне изменений в школьном образовании Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный портрет / учитель иностранного языка / вторичная занятость учителей иностранных языков / репетиторство / social portrait / foreign language teacher / secondary employment of foreign language teachers / tutoring

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ю А. Смирнова

В статье на основе данных социологических исследований и официальной статистики создается социальный портрет современного учителя иностранного языка. На фоне изменений, происходящих в сфере школьного образования в период 2021–2024 годы, проанализированы основные социально-демографические характеристики, особенности профессиональной деятельности, социального статуса и социальной роли школьного учителя, а также основные проблемы и вызовы его педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ю А. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Portrait of a Foreign Language Teacher in the Context of Changing School Education

The article describes the social portrait of a modern foreign language teacher based on data of sociological research and official statistics. In the context of changes in school education in 2021– 2024, the main socio-demographic characteristics, features of professional activity, social status and social role of a school teacher, as well as the main problems and challenges of his pedagogical activity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Учитель иностранного языка: социальный портрет на фоне изменений в школьном образовании»

Научная статья

УДК 316.662.23; 316.74:80

Учитель иностранного языка: социальный портрет на фоне изменений в школьном образовании

Ю. А. Смирнова

Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия, novyuliaalex@yandex.ru

Аннотация.

Ключевые слова:

Благодарности:

В статье на основе данных социологических исследований и официальной статистики создается социальный портрет современного учителя иностранного языка. На фоне изменений, происходящих в сфере школьного образования в период 2021-2024 годы, проанализированы основные социально-демографические характеристики, особенности профессиональной деятельности, социального статуса и социальной роли школьного учителя, а также основные проблемы и вызовы его педагогической деятельности.

социальный портрет, учитель иностранного языка, вторичная занятость учителей иностранных языков, репетиторство

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Лингвистические услуги как социальный феномен в условиях современных политических, экономических и культурных реалий развития России» государственного задания Минобрнауки России, регистрационный номер НИОКТР 124012200217-0.

Для цитирования: Смирнова Ю. А. Учитель иностранного языка: социальный портрет на фоне изменений в школьном образовании // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2024. Вып. 3 (856). С. 128-136.

Original article

Social Portrait of a Foreign Language Teacher in the Context of Changing School Education

Yulia A. Smirnova

Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia novyuliaalex@yandex.ru

Abstract. The article describes the social portrait of a modern foreign language teacher based on data of

sociological research and official statistics. In the context of changes in school education in 20212024, the main socio-demographic characteristics, features of professional activity, social status and social role of a school teacher, as well as the main problems and challenges of his pedagogical activity are analyzed.

Keywords: social portrait, foreign language teacher, secondary employment of foreign language teachers, tutoring

Acknowledgements: The article was prepared as part of the project "Linguistic services as a social phenomenon in the context of modern political, economic and cultural realities of Russia's development" of state assignment of the Ministry of Science and Higher Education of Russia, R&D registration number 124012200217-0.

For citation: Smirnova, Yu. A. (2024). Social portrait of a foreign language teacher in the context of changing

school education. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 3(856), 128-136. (In Russ.)

ВВЕДЕНИЕ

Изменение роли иностранного языка в обществе на протяжении последних десятилетий отмечается большинством исследователей. «Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности» [Войтович, 2012, с. 7]. Увеличение роли иностранного языка в современной системе образования обусловлено тем, что иностранный язык является «механизмом межкультурной коммуникации, средством взаимопонимания и толерантности народов, саморазвития и обогащения внутреннего мира личности, непосредственного знакомства с достижениями зарубежной литературы, культуры и техники» [Трубина, 2017, с. 85].

В связи с этим возрастает роль учителя иностранного языка в современной общеобразовательной школе. Изучение школьниками иностранных языков является важной частью процесса их социализации, поскольку оно связано с формированием компетенций в области межкультурных коммуникаций и, в определенной мере, с формированием вторичной языковой личности.

Актуальность создания социального портрета современного учителя иностранного языка, с одной стороны, как уже отмечалось выше, обусловлена выполняемой им важной ролью в процессе образования и воспитания подрастающего поколения, а, с другой стороны, проблемами, снижающими уровень его удовлетворенности работой в школе. Среди них: низкая заработная плата в целом ряде регионов, увеличенная учебная нагрузка, наличие обязанностей, не связанных напрямую с преподаванием, недостаточная техническая оснащенность учебных классов, снижение мотивация учеников и т. д. Подобные проблемы способствуют включению учителей в отвлекающую их от основной деятельности вторичную трудовую занятость, зачастую носящую неформальный характер - например, в виде репетиторства.

Данная проблематика находится в исследовательском фокусе, ей посвящен целый ряд работ: в частности, по вопросам «учительства как социально-профессиональной общности» [Засып-кин, Зборовский, Шуклина, 2015]; «профессионально-коммуникативным компетенциям учителей иностранных языков» [Коренев, Михайлова, 2019; Черничкина, Подгорская, Резник, 2019]; развитию в процессе обучения «вторичной языковой личности» [Образцов, Половнев, 2022; Флеров, Алямкина, 2018] и др.

Задачей данной статьи является создание социального портрета современного учителя

иностранных языков, включающего его профессиональную деятельность, личностные характеристики и социальный статус. Кроме того, в статье осуществлен сравнительный анализ динамики компонентов социального портрета учителей за период 2021-2024 годы.

Методы. При подготовке материала использованы результаты:

1) авторского исследования «Оценка форм и мотивов вовлеченности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (октябрь-декабрь 2021 года), онлайн-анкетиро-вание путем адресной имейл-рассылки среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=880, Д=±3,3%);

2) исследования «Удовлетворенность трудом и степень включенности учителей иностранных языков во вторичную прекарную занятость» (апрель-май 2024 года), проведенного Аналитическим центром НАФИ по заказу Социологической лаборатории МГЛУ, онлайн-анкетирование среди учителей иностранных языков общеобразовательных учреждений Российской Федерации (N=400, Д=±4,9%);

3) вторичного анализа данных социологических и междисциплинарных исследований, в том числе, исследования «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенного Институтом образования НИУ ВШЭ совместно с онлайн-школами Фоксфорд, Skyeng, (апрель 2022 года).

Результаты. Социальный портрет современного учителя иностранного языка будет рассмотрен по его социально-демографическим характеристикам, особенностям профессиональной деятельности, социального статуса и социальной роли школьного учителя, а также основным проблемам и вызовам его педагогической деятельности.

Социально-демографические характеристики. Согласно официальным статистическим данным Министерства просвещения Российской Федера-ции1, начиная с 2021 года, наблюдается снижение численности учителей иностранных языков (рис. 1).

Так, на начало учебного года 2023 / 2024 в школах насчитывалось 119,2 тыс. учителей иностранных языков. При этом численность обучающихся, которым преподается иностранный язык, наоборот, демонстрирует тенденцию к росту. Таким образом, на одного учителя с каждым годом

1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs. edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024).

Рис. 1. Динамика численности учителей иностранных языков и обучающихся, которым преподается иностранный язык (2017-2023)

Рис. 2. Динамика численности учителей иностранных языков по возрастным группам (2017-2023), % от общего числа учителей иностранных языков

приходится все больше учеников, а для учителей иностранных языков проблема увеличения численности языковых групп непосредственно связана со снижением качества обучения.

Подобная динамика численности учителей иностранных языков связана, в том числе, с изменениями ФГОС основного общего образования, согласно которым с 2021 года второй иностранный язык перестал быть обязательным для изучения.

Возрастная структура численности педагогов по иностранным языкам характеризуется старением кадрового состава и дефицитом молодых специалистов (рис. 2).

Так, доля молодых учителей в возрасте до 34 лет включительно за последние несколько лет снизилась с 38 % в 2017/2018 учебном году до 30 % в 2023/2024. Средний возраст учителя вырос с 41,5 до 42,4 лет, соответственно.

По словам президента Российской академии образования Ольги Васильевой в настоящее время

проблема нехватки школьных педагогов сохраняется. К 2029 году прогнозируется не более 6 % учителей в возрасте до 30 лет. Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога - выпускника вуза в школу. По статистике, только 30 % от общего числа поступивших на педагогические направления подготовки, доходит до школ и останется в них работать. «Заметим, что основная причина нехватки учителей, очевидно, связана не с нехваткой бюджетных мест, выделяемых в вузах по направлению подготовки "Образование и педагогические науки", - их немало. <...> Главная беда как раз в том, что выпускники не идут работать в школу. А это очевидным образом связано с непривлекательностью условий»1. Исследование НИУ ВШЭ показывает, что именно молодые педагоги чаще сталкиваются

1Остро стоит вопрос, как привести молодого педагога в школу. URL:https://skillbox.ru/media/education/tsitata-nedeli-ostro-stoit -vopros-kak-privesti-molodogo-pedagoga-v-shkolu/

с выгоранием [Заир-Бек, Анчиков, 2022]. Среди учителей со стажем менее пяти лет доля тех, кто считает, что ошиблись с выбором профессии, выше, нежели среди более опытных педагогов (рис. 3).

Самооценка материального положения учителей сохраняется на среднем уровне: по данным на 2024 года 41 % учителей иностранных языков могут без труда купить крупную бытовую технику, но не могли бы купить автомобиль; 28 % педагогов денег хватает на продукты и одежду, но покупка телевизора, стиральной машины, мебели является проблемой. Еще 20 % учителей оценивают свое материальное положение выше среднего, а 6 % «еле сводят концы с концами». Чем выше возраст педагога, тем выше он оценивает свое материальное положение.

Неслучайно поэтому 26 % педагогов совмещает основную работу в школе с различными формами вторичной занятости: из них 74 % занимаются самостоятельным репетиторством по иностранным языкам, 19 % работают в частной языковой школе / на языковых курсах, еще 14 % трудоустроены по совместительству в другом образовательном государственном / негосударственном

учреждении по преподаванию иностранных языков и т. д.

Профессиональная деятельность и социальный статус. Данная группа показателей будет рассмотрена с точки зрения образовательного капитала учителей иностранных языков, педагогического стажа, опыта работы, а также удовлетворенности трудом.

Итак, 93 % учителей иностранных языков имеют высшее профильное образование: 51 % - уровня специалитета и по 21 % - бакалавриата и магистратуры, соответственно. Порядка 43 % современных учителей имеют действующие сертификаты о сдаче каких-либо международных экзаменов для определения / подтверждения уровня владения иностранным языком.

Около 40 % учителей имеют более 20 лет педагогического стажа, при этом молодых учителей со стажем менее 3 лет всего 12 %.

Заметна тенденция к сокращению числа преподаваемых в школах иностранных языков - в 54 % школ, согласно данным опроса учителей, сейчас преподается только один иностранный язык - преимущественно, английский (рис. 4).

[гок] 118% 1

128%]

1 39% | НБ4%~Н

2021 2024

■ Один ■ Два Три и более

Рис. 3. Отношение к выбранной профессии учителей школ в разрезе величины педагогического стажа (в % от численности ответивших)

В: "Как Вы относитесь к следующему утверждению: "Я обнаружил(а), что сделал (а) ошибку, став учителем"?"

До 5 лет

5-20 лет

Более 20 лет

Щ 40.; Щ 0 Щ 12,2 [бТ|

| 45.3 | |збТ| Щ | |Тб|

1,8

Я | 60.9 | 1 ¿0,4 Щ [м]

I Полностью не согласен (-на) Скорее согласен (-на)

I Скорее не согласен (-на) Полностью согласен (-на)

Рис. 4. Число иностранных языков, преподаваемых в школе (в % от общего числа ответивших)

Таблица 1

ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИЗУЧАЮЩИХ 2-й, 3-й И БОЛЕЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Учебный год Иностранные языки

Английский Французский Немецкий Другие

2019/2020 650 918 541 508 1 706 017 186 002

2021/2022 589 451 548 979 1 778 090 197 509

2023/2024 216 063 229 508 601 311 113 651

Данная тенденция подтверждается и данными Росстата1 (см. табл. 1), отражающими значительное сокращение обучающихся, которым преподается второй и третий иностранные языки в школе.

Профессиональная деятельность педагогов характеризуется также чрезмерной нагрузкой - около 44 % учителей работает от 19 до 27 часов еженедельно, еще 40 % более 28 часов, что значительно превосходит 18-часовую нормативную нагрузку. По данным исследования ВШЭ, школьные учителя, в среднем, работают на 1,5 ставки (27 часов)2.

Учителя в большинстве своем совмещают преподавание иностранных языков с классным руководством (44 %), ведением внеклассной работы (кружки, конкурсы, вечера и т. п.) (40 %), ведением платных групповых занятий по иностранному языку в школе (16 %). Кроме того, по данным проведенных исследований, около 26 % учителей иностранных языков вовлечены во вторичную занятость. Более 70 % из них занимаются самостоятельным репетиторством, зачастую в прекарных формах. Педагоги, вовлеченные во вторичную занятость (частное репетиторство, подработка на он-лайн-платформе), имеют нагрузку более 40 часов в неделю.

Данная группа педагогов в значительной степени подвержена риску профессионального выгорания, - подтверждает главный научный сотрудник Института образования, профессор И. В. Абанкина: «Это связано с тем, что главное дело учителя - это его ученики, а не его предмет. Педагог сегодня

1Сведения по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования». URL: https://docs.edu.gov.ru/#activity=8 (дата обращения: 30.05.2024). Исследование «Карьерные пути педагога: нагрузка, вознаграждение и перспективы», проведенное Институтом образования Высшей школы экономики совместно с онлайн-школами Фоксфорд и Skyeng, апрель 2022 г. URL: https://docs.googte.com/presentation/d/1xzTs-R3pUA9qlk1u-Wp9Y3HQ1AeSWQkD3/edit#slide=id.p1

вынужден совмещать в своей работе в дополнение к педагогической деятельности и роль воспитателя, и классного руководителя, и роль тьютора, и роль консультанта для родителей. И все это в условиях возрастания бюрократической нагрузки и отчетности. Значительная часть педагогов, имеющая большой опыт работы и стаж, находится в стадии профессионального выгорания»3.

Однако большинство учителей иностранных языков (68 %) не готовы полностью оставить свое основное место работы, обеспечивающее определенную стабильность и социальные гарантии, ради частной практики репетиторства или преподавания на онлайн-платформе (см. рис. 5).

Почти половина педагогов потенциально могут стать «комбинаторами», совмещающими занятость в школе, преподавание на онлайн-платформах и прекарную занятость в формате репетиторства.

Удовлетворенность учителей работой в школе в период 2021-2024 годовповысилась (рис. 6): так, общий индекс удовлетворенности работой в школе4 увеличился с 0,25 в 2021 году до 0,45 в 2024 году. Наибольший рост индексов удовлетворенности наблюдается по таким аспектам трудовой занятости педагогов, как: соотношение между временем на работу и другими сторонами жизни (+0,37), условия труда (+0,36) и - Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школепродолжительность рабочего дня (+0,32). Рост индексов может быть связан как с реальными улучшениями условий педагогической деятельности, так и с тем фактом, что первая волна (2021) исследования проводилась в условиях работы подавляющего большинства педагогов в дистанционном

3Нагрузка учителей онлайном прирастать будет - только 16 % преподавателей готовы продолжать работать в школе без подработок. URL: https://ioe.hse.ru/news/606138911.html

4Индекс рассчитан как среднее по порядковой шкале и измеряется в границах от -1 до +1, где +1 - это максимальная, -1 - минимальная удовлетворенность аспектами трудовой занятости.

Рис. 5. Где видят свою работу в будущем преподаватели иностранных языков (доля в % по группе)

Работой в школе в целом

Соотношением между 0,45 временем на работу и а. другими сторонами $ У/Оч Условиями труда 0,38

Графиком работы 0,39 ц • у^ОБ Оплатой труда

\| 0,15

Соответствием работы 0 52 уровню квалификации 0»35 Возможностями для профессионального роста

Продолжительностью рабочего дня

—•—2021 —♦—2024

Рис. 6. Удовлетворенность учителей иностранных языков аспектами трудовой занятости в школе

формате, связанным с пандемией COVID-19 и выступающим в качестве мощного стресс-фактора.

Наиболее значимыми для учителей иностранных языков факторами работы в школе по-прежнему остаются:

1) материальные факторы: уровень оплаты труда (9,1); необходимость материального обеспечения своей семьи (8,9); техническая оснащенность рабочего места (8,5);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) социально-значимые: возможность заниматься любимым делом (9,1); возможности для личностного развития, самореализации (8,6); возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми (8,6), а также хороший коллектив коллег-единомышленников и благоприятная морально-психологическая атмосфера (9,0).

Личностные характеристики и социальная роль. Наиболее значимыми личностными и профессиональными качествами, составляющими образ идеального учителя, по мнению самих

педагогов, являются: хорошее знание предмета, умение доступно излагать материал, педагогический такт и мастерство, стрессоустойчивость и знание методик ведения деятельности (см. рис. 7).

Таким образом, социальная роль учителя иностранных языков многообразна и включает следующие аспекты:

• образование, воспитание и развитие: учитель по-прежнему является одним из ключевых субъектов в образовательном процессе;

• трансляция культуры и межкультурная коммуникация: учитель иностранного языка формирует вторичную языковую личность у обучающихся, помогая мм не только освоить язык, но и понять иностранную культуру, традиции и обычаи;

• развитие коммуникативных навыков: социальная роль учителя иностранных языков важна для формирования лингвистической компетенции учеников и подготовки к межкультурному общению;

61%

Умение доступно излагать материал 1

Педагогический такт и мастерство 1 50%

Стрессоустойчивостъ 1 38%

Знание методик ведения деятельности | 33%

Уравновешенность, терпеливость 31%

Чувство юмора 30%

Ответственность | 29%

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%

Рис. 7. Топ наиболее значимых личностных и профессиональных качеств, составляющих образ идеального учителя, по мнению педагогов по иностранным языкам (в % от количества ответивших)

• мотивация и поддержка: учитель может играть роль мотиватора, вдохновляя учеников к изучению иностранного языка. Он также поддерживает учеников в процессе обучения, помогая им преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Проблемы и вызовы. По мнению учителей иностранных языков, наиболее актуальными проблемами, с которыми они и их коллеги сталкиваются

в школе, - это, в первую очередь, низкая мотивация школьников к изучению иностранных языков (которая в то же время стимулирует родителей обращаться к дополнительным услугам репетиторов и онлайн-школ), низкий уровень оплаты труда педагогов, высокий уровень загруженности их дополнительной работой, а также несоответствие учебных программ современным требованиям (см. табл. 2).

Таблица 2

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ШКОЛЕ, ПО МНЕНИЮ ПЕДАГОГОВ, ТОП-2 ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ (% тех, кто отметил, что проблема «очень актуальная» и «скорее актуальная»)

Проблемы обучения иностранным языкам в школе

2021 г., в %

2024 г., в %

Низкая / недостаточная мотивация школьников к изучению иностранных языков

Низкий / недостаточный уровень оплаты труда педагогов, преподающих иностранные языки в школе

Высокий уровень загруженности педагогов дополнительной работой, не связанной с преподаванием иностранных языков

Учебные программы по иностранным языкам не отвечают современным требованиям (в т. ч. недостаточно учитывают изменения в контингенте обучающихся)

Отсутствие / недостаточная оснащенность специализированных аудиторий для изучения иностранных языков в школе

Низкое качество учебных и учебно-методических материалов литературы для преподавания иностранных языков

Отсутствие / дефицит необходимой современной учебной и учебно-методической литературы для преподавания иностранных языков

Низкий / недостаточный статус учителя иностранного языка в школе

Небольшой спектр / сокращение числа иностранных языков, изучаемых в школе

Недостаточное количество некомплект учителей иностранного языка в школе

Отмена / приостановка введения обязательного характера ОГЭ и ЕГЭ по иностранному языку

Отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка

Отсутствие централизованной платформы для сбора домашних заданий

Недостаточный уровень квалификации педагогов, преподающих иностранные языки в школе

87 83

81 75 78 68 57

74 ▼ 73 ▼

71 ▼ 63 ▼ 57 ▼ 55 ▼ 52 ▼

Обозначения: Д - стабильное состояние без изменений (в пределах ошибки выборки);

▼ - снижение; ▲ - повышение значений актуальности

Снижение остроты ряда проблем может быть связано как с улучшением условий педагогического труда, так и с различиями ситуаций преподавания в дистанционном и очном формате.

Многие проблемы, тем не менее, сохраняют свою актуальность. При этом обостряются проблемы, связанные с сокращением числа иностранных языков, изучаемых в школе. Как следствие изменений в статусе и роли иностранных языков в системе школьного образования заявляет о себе отказ от планировавшегося обязательного характера сдачи ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам, отмена обязательного изучения в школе второго иностранного языка и, таким образом, утрата языкового многообразия.

Все перечисленные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются учителя иностранных языков, неизбежно приводят работников к выгоранию и все большему вовлечению во вторичную

занятость, которая зачастую реализуется в формате прекарной занятости в виде самостоятельного репетиторства по иностранным языкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, социальный портрет учителя иностранных языков представляет собой комплексный образ профессионала, который обладает глубокими знаниями, высокими коммуникативными и педагогическими навыками, а также играет важную роль в образовательном и культурном развитии общества. Государству важно осуществлять меры поддержки данной общественно значимой категории работников для сохранения высокого социального статуса учительствав смысле не только в престижа и признания данной профессии, но также вдостой-ного материального обеспечения и организации комфортных условий трудовой деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Войтович И. К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / под ред. Т. И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012.

2. Трубина Г. Ф. Иностранный язык как социальный ориентир в образовании современной школы // Наука и перспективы. 2017. № 3. С. 82-87.

3. Засыпкин В. П., Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Учительство как социально-профессиональная общность // Социологические исследования. 2015. № 2 (370). С. 113-122.

4. Коренев А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. 2019. № 3. С. 16-28.

5. Черничкина Е. К., Подгорская О. Н., Резник Т. П. Интегративная модель иноязычной коммуникативной компетенции учителя иностранного языка // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 6 (139). С. 14-17.

6. Образцов И. В., Половнев А. В. Вовлеченность школьников в дополнительное образование и занятия иностранным языком // Социологические исследования. 2022. № 6. С. 101-113.

7. Флеров О. В., Алямкина Е. А. Вторичная языковая личность и её развитие в учебном процессе // Психология и Психотехника. 2018. № 3. С. 138-153.

8. Заир-Бек С. И., Анчиков К. М. Школьные учителя в изменяющихся условиях: адаптивность и готовность к инновациям: информационный бюллетень. М.: НИУ ВШЭ, 2022. Мониторинг экономики образования. № 15 (32).

REFERENCES

1. Voitovich, I. K. (2012). Inostrannye yazyki v kontekste nepreryvnogo obrazovaniya = Foreign languages in the context of continuing education: monograph. Ed. by T. I. Zelenina. Izhevsk: Publishing house "Udmurt University". (In Russ.)

2. Trubina, G. F. (2017).Foreign language as a social guideline in the education of a modern school. Science and Prospects, 3, 82-87. (In Russ.)

3. Zasypkin, V. P., Zborovsky, G. E., Shuklina, E. A. (2015). Teaching as a socio-professional community. SociologicalStudies, 2(370), 113-122. (In Russ.)

4. Korenev, A. A., Mikhailova, A. M. (2019). Professional'no-kommunikativnaya kompetenciya uchitelya anglijskogo yazyka v klasse: opisanie i razvitie = Professional and communicative competence of an English teacher in the classroom: description and development. Inostrannye yazyki v shkole, 3, 16-28. (In Russ.)

5. Chernichkina, E. K., Podgorskaya, O. N., Reznik, T. P. (2019). Integrativnaya model' inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii uchitelya inostrannogo yazyka = Integrative model of foreign language communicative competence of a foreign language teacher. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6(139), 14-17. (In Russ.)

6. Obraztsov, I. V., Polovnev, A. V. (2022). Involvement of schoolchildren in additional education and foreign language classes. Sociological research Studies, 6, 101-113. (In Russ.)

7. Flerov, O. V., Alyamkina, E. A. (2018). Secondary linguistic personality and its development in the educational process. Psychology and Psychotechnics, 3, 138-153. (In Russ.)

8. Zair-Bek, S. I., Anchikov, K. M. (2022). Shkol'nye uchitelya v izmenyayushchihsya usloviyah: adaptivnost' i gotovnost' k innovaciyam: informacionnyj byulleten' = School teachers in changing conditions: adaptability and readiness for innovation: newsletter. Monitoring the Economics of education, 15 (32). (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнова Юлия Александровна

кандидат социологических наук

старший научный сотрудник Социологической лаборатории Московского государственного лингвистического университета

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Smirnova Yulia Alexandrovna

PhD (Sociological Sciences)

senior researcher at the Sociological laboratory

Moscow State Linguistic University

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

05.06.2024 05.07.2024 06.07.2024

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.