Научная статья УДК 316.74
DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_136
Школьные учителя-полупрекарии: типология на примере педагогов-лингвистов
Ю. а. Смирнова
Московский государственный лингвистический университет, Москва, Россия [email protected]
Аннотация.
Ключевые слова:
Благодарности:
Для цитирования:
В статье рассматриваются мотивы прекаризации труда учителей иностранных языков. На основе данных, полученных в ходе исследования, разработана типология педагогов по степени их включенности в различные формы вторичной занятости, в том числе прекарной и представлен их социальный портрет. Рассмотрены факторы удовлетворенности учителей-полупрекариев работой в школе и другими формами занятости.
прекарная занятость, вторичная занятость, учителя иностранных языков, типология, лингвистические образовательные услуги
Исследование выполнено в рамках реализации проекта № 075-03-220-013 «Полимодальный анализ коммуникативного поведения» государственного задания Минобрнауки России, рег. номер ААА-А20-120071690041-3.
Смирнова Ю. А. Школьные учителя-полупрекарии: типология на примере педагогов-лингвистов // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2022. Вып. 1(846). С. 136-143. DOI 10.52070/2500-347Х_2022_1_846_136
Original article
School Teachers-Semiprecariat:
Typology on the Example of Linguist Teachers
Y. A. Smirnova
Moscow State Linguistic University, Moscow, Russia [email protected]
Abstract. The article concerns the reasons of precarisation of the labor among foreign languages teachers.
Based on the conducted research, the author has been developed a typology of teachers according to the degree of their involvement in various forms of secondary employment, including precarious, and described a social portrait of each type of teacher. The emphasis is made on the degree of satisfaction of teachers-semiprecariat with work at school and other forms of employment.
Keywords: precarious employment, secondary employment, foreign language teachers, typology, linguistic
educational services.
Acknowledgments: The study was carried out within the framework of the project № 075-03-220-013 «Polymodal analysis of communicative behavior» of the state assignment of the Ministry of Education and Science of Russia, reg. number AAA-A20-120071690041-3.
For citation: Smirnova, Y. A. (2022). School teachers-semiprecariat: typology on the example of linguist teachers.
Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social Sciences, 1(846), 136-143. 10.52070/2500-347X_2022_1_846_136
ВВЕДЕНИЕ
Динамика изменений форм трудовой занятости, в том числе прекарной, в последнее десятилетие стала предметом многих социологических и экономических исследований, в которых, в частности, было отмечено, что прекарность как форма скрытой, неофициальной занятости пронизывает всё новые сферы трудовых отношений и виды профессиональной деятельности, уже не ограничиваясь только сферой низкоквалифицированного труда. Не стала исключением и сфера образования [Прекарная занятость: истоки, критерии ... 2021]. Особый исследовательский интерес здесь представляет проблема растущего спроса на дополнительные лингвистические образовательные услуги (исследования онлайн-школы Skyeng1), с одной стороны, обусловленного отменой обязательного ЕГЭ по иностранному языку, исключением из программы средней школы обязательного второго иностранного языка, ростом интереса школьников и их родителей к приобретению дополнительных лингвистических компетенций, в частности, в негосударственном секторе школьного образования [Готлиб, 2009; Примаков, 2021]. Последний же характеризуется значительной региональной дифференциацией: «в настоящее время распределение негосударственных школ по территории России имеет ярко выраженную концентрацию в столичной зоне, [где] расположены 30 % всех частных школ» [Колосова 2021, с. 193]. С другой стороны, вовлеченности школьных педагогов-лингвистов в различные, в том числе в прекарные, формы вторичной занятости способствуют как материально-прагматические (обусловленные получением дополнительного источника доходов), так альтруистические мотивы, связанные с самореализацией в профессии, личностным интеллектуальным и профессиональным развитием, любовью к педагогической деятельности, возможностями самостоятельного выбора контингента обучаемых и др.
Эти и другие тенденции были зафиксированы в ходе авторского исследования2, позволившего не только выявить типологию педагогов, исходя из степени их вовлеченности в различные виды вторичной занятости, но и дать
1Базовая кафедра Skyeng. URL: https://ioe.hse.ru/skyeng/
Исследование проведено методом онлайн-анкетирования на платформе Oprosso путем адресной e-mail рассылки среди учителей иностранных языков средней школы по России, ^чителей= 840. Выборка многоступенчатая, ошибка выборки 3,5 % (при доверительной вероятности у = 0,95). Обработка и статистический анализ собранных данных осуществлялся с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics
характеристику социального портрета каждого из типов учителей.
мотивы ВКЛЮЧЕННОСТИ В ФОРМЫ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ
Согласно данным проведенного исследования, педагоги средней школы в целом удовлетворены работой в школе и соответствием своей работы имеющемуся уровню квалификации (см. рис. 1). При этом неудовлетворенность оплатой труда и продолжительностью рабочего дня в соотношении с другими сферами жизни, являются мотивами, которые способствуют поиску альтернативных, дополнительных источников дохода и форм занятости. Около 90 % учителей иностранного языка (ИЯ) имеют еженедельную нагрузку по основному месту работы более 19 часов, зачастую доходящую до 28 часов и более (при норме еженедельной учебной нагрузки 18 часов на ставку). Более того, большая часть педагогов, имеющих помимо первичной занятости по основному месту работы, имеют еще и вторичную занятость в виде работы по совместительству, временной работы по срочному контракту, трудовому соглашению, договору гражданско-правового характера (ГПХ) или прекарной работы без юридического оформления и работают более 8 часов ежедневно.
Однако не только перегруженность дополнительными «часами» и обязанностями, не связанными с преподаванием иностранных языков, дестабилизируют работу педагогов и побуждают их обращаться к различным формам вторичной занятости. Есть ряд проблем обучения иностранным языкам, которые, по мнению учителей требуют оперативного решения органами управления образованием (см. табл. 1). К ним, в частности, относятся кадровые (связанные с недостаточным уровнем квалификации педагогов и недоукомплектованностью штата учителей ИЯ) и методические проблемы (обусловленные устаревшими учебными программами и учебно-методическими материалами). Также учителя отмечают низкую / недостаточную мотивацию школьников к изучению иностранных языков, что, скорее всего, стимулирует родителей обращаться к дополнительному обучению детей в рамках платных занятий в школе, в частной языковой школе (в очном или онлайн-формате), в виде индивидуальных занятий с репетитором.
В преимуществах самостоятельного репетиторства отражаются проблемы, с которыми сталкивается педагог в рамках своей повседневной работы по месту основной занятости в школе.
Рис. 1. Удовлетворенность учителей ИЯ различными сторонами трудовой деятельности в школе
Таблица 1
проблемы обучения иностранным языкам в школе, в %
очень актуальная скорее актуальная скорее не актуальная совсем не актуальная
Недостаточный уровень квалификации педагогов, преподающих иностранные языки в школе 58 23 13 4
Неукомплектованность штата учителей иностранного языка в школе 49 33 11 3
Учебные программы по ИЯ не отвечают современным требованиям (в том числе недостаточно учитывают изменения в контингенте обучающихся) 48 39 10 3
Низкое качество учебных и учебно-методических материалов для преподавания иностранных языков 42 36 17 3
Отсутствие / дефицит необходимой современной учебной и учебно-методической литературы для преподавания 34 32 24 8
Низкая / недостаточная мотивация школьников к изучению иностранных языков 32 44 17 4
Отсутствие централизованной платформы для сбора домашних заданий 30 28 24 14
Низкий / недостаточный уровень оплаты труда педагогов, преподающих ИЯ в школе 30 39 23 7
Отмена / приостановка введения обязательного характера ОГЭ и ЕГЭ по ИЯ 23 34 30 11
очень скорее скорее не совсем не
актуальная актуальная актуальная актуальная
Отмена обязательного изучения в школе второго ИЯ 23 19 29 23
Высокий уровень загруженности педагогов дополнительной работой, не связанной с преподаванием ИЯ 22 21 24 23
Небольшой спектр / сокращение числа ИЯ, изучаемых 17 34 32 10
в школе
Низкий / недостаточный статус учителя ИЯ в школе 15 27 36 14
Отсутствие / недостаточная оснащенность специализированных аудиторий для изучения ИЯ в школе 12 23 38 18
Занимаясь частным дополнительным обучением, учитель имеет возможность самостоятельного выбирать программу и методику обучения, работать один-на-один с учеником, реализуя индивидуальный образовательный подход и иметь гибкий график. При этом учителя, совмещающие работу в школе с репетиторством, не готовы оставить основное место занятости, поскольку частная практика имеет все черты прекарности: не дает стабильности, подвержена факторам сезонности, не обеспечивает работника социальными гарантиями.
Различный опыт сочетания основной занятости в средней общеобразовательной школе или гимназии с вторичной занятостью, в том числе прекарной, позволяет нам типологизировать учителей ИЯ в зависимости от сочетаемых ими форм занятости.
типология учителей иностранных языков в зависимости от степени их вовлеченности в прекарную занятость
В основу построения типологии учителей ИЯ в зависимости от степени их вовлеченности в прекрар-ную занятость положены следующие критерии:
- работа по совместительству (по основному месту работы или в другом образовательном учреждении);
- прежний опыт оказания лингвистических услуг в рамках вторичной занятости;
- вовлеченность в прекарную занятость на текущий момент (неофициальная работа без юридического оформления или в статусе самозанятого, в том числе фиктивного) (см. рис. 2).
Таким образом, можно выделить пять основных типов учителей иностранных языков в зависимости от характера и степени их вовлеченности в прекарную занятость: 1) «официалы», 2) «совместители», 3) «полупрекарии», 4) «комбинаторы», 5) «полупрекарии в прошлом» (см. табл. 2).
Далее попробуем обрисовать социальный портрет, как совокупность определенных характеристик каждого из выявленных типов.
совместители. Педагоги, в настоящее время вовлеченные в официальную занятость, помимо основного места работы в школе: работа по совместительству в другом образовательном государственном учреждении по преподаванию ИЯ, в частной языковой школе, на языковых курсах или самостоятельное репетиторство по ИЯ. В рамках основной занятости чаще выполняют методические функции, преподают другие предметы в школе или заведуют научной / учебно-воспитательной работой. Для них важна возможность личностного развития и самореализации. В целом совместители ниже других типов учителей оценивают значимость всех факторов работы в школе. В большей степени они не удовлетворены возможностями профессионального роста, оплатой труда и продолжительностью рабочего дня.
Рис. 2. Концептуальная модель занятости учителей иностранных языков
о
Таблица 2
Полупрекарии
Официалы Совместители Полупрекарии Комбинаторы в прошлом
ш
О)
0 -н
1 *
3
о 0\ £
го 0) I I
о; ш
I
к> о к> к>
Общая характеристика Имеют ТОЛЬКО одно место работы школе и не имеют опыта подработки Официально совмещают основную работу в школе с трудоустройством своей или в другой организации Основную работу в школе совмещают с прекарной занятостью Основную работу в школе совмещают как с официальным дополнительным трудоустройством,так и с прекарной занятостью Имеют только основное место работы в школе, ранее был опыт прекарной занятости
Доля в общей численности педагогов ИЯ 33 % 8 % 20 % 12 % 28 %
Профессиональные характеристики
Формат вторичной занятости Не имеют Официальная занятость по совместительству по основному месту работы - 53 %; официальная занятость по совместительству в другом образовательном учреждении - 47 % Неофициальная занятость: в формате самостоятельного репетиторства по ИЯ - 90%; переводческие услуги - 31%; преподавание ИЯ - 15% Официальная занятость по совместительству по основному месту работы и неофициальная занятость - 27%; официальная занятость по совместительству в другом образовательном учреждении и неофициальная занятость - 73%; большинство ведет классное руководство, а также внеклассную работу и платные занятия по ИЯ в школе Не имеют
Наличие обязанностей в школе помимо проведения уроков большинство ведет классное руководство, а также внеклассную работу помимо классного руководства, ведут другие предметы и имеют административные обязанности менее других вовлечены в дополнительную деятельность в школе большинство ведет классное руководство, а также внеклассную работу и платные занятия по ИЯ в школе большинство ведет классное руководство, а также внеклассную работу и платные занятия по ИЯ в школе
Ценностно-мотивационные характеристики
Значимость факторов работы в школе -ТОП-3 1) хороший коллектив колле 2) уровень оплаты труда; 3) техническая (в том числе цифровая) оснащенность рабочего места г-единомышленников, благоприятная м 2) желание работать по полученной в вузе специальности; 3) возможности для личностного развития, самореализации эрально-психологическая атмосфера 2) уровень оплаты труда; 3) возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми 2) уровень оплаты труда; 3) возможности для личностного развития, самореализации 2) уровень оплаты труда; 3) возможности для личностного развития, самореализации
СО о о
о^
о сд
о' ш_
со о
а>' з о ф ел
Продолжение таблицы 2
со с
со о
со о
к> к>
Значимость факторов работы в школе -показатели выше средних 1) техническая (в т. ч. цифровая) оснащенность рабочего места; 2) контингент учеников школы 1) желание работать по полученной в вузе специальности; 2) контингент учеников школы 1) уровень оплаты труда; 2) возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми; 3) удобство расположения школы, близость к месту жительства; 4) возможность заниматься подработками (репетиторством) используя статус учителя ИЯ 1) уровень оплаты труда; 2) возможности для личностного развития, самореализации; 3) техническая (в т. ч. цифровая) оснащенность рабочего места; 4) возможность заниматься подработками (репетиторством), используя статус учителя ИЯ; 5) приобретение необходимого опыта и квалификации для последующей деятельности или вторичной занятости 1) возможности для личностного развития, самореализации; 2) желание работать по полученной в вузе специальности; 3) социальные льготы и гарантии, предоставляемые образовательным учреждением
Характер удовлетворенности различными сторонами педагогической деятельности более удовлетворены работой в школе в целом и возможностями профессионального роста более удовлетворены работой в школе в целом. Менее удовлетворены возможностями профессионального роста, оплатой труда, продолжительностью рабочего дня менее удовлетворены условиями и оплатой труда, возможностями профессионального роста, продолжительностью рабочего дня менее удовлетворены работой в школе, оплатой труда, продолжительностью рабочего ДНЯ менее удовлетворены оплатой труда
Качества идеального учителя 1) хорошее знание пре; 2) педагогический такт и мастерство 3) умение доступно излагать материал 4) стрессоустойчивость 5) ответственность 1мета 2) умение доступно излагать материал 3) знание методик ведения деятельности 4) педагогический такт и мастерство 5) чувство юмора 2) умение доступно излагать материал 3) педагогический такт и мастерство 4) стрессоустойчивость 5) уравновешенность, терпеливость 2) умение доступно излагать материал 3) педагогический такт и мастерство 4) знание методик ведения деятельности 5) стрессоустойчивость 2) умение доступно излагать материал 3) педагогический такт и мастерство 4) знание методик ведения деятельности 5) стрессоустойчивость
Самооценка материального положения (шкала от 1 до 6) ниже среднего (3,24) ниже среднего (3,36) ниже среднего (3,36) среднее (3,59) ниже среднего (3,29)
Наличие кредитных обязательств 41 % 25 % 57% 57% 51 %
Социально-демографические характеристики
Средний возраст, лет 46 50 42 41 45
До 25 лет 1 % 3 % 3 % 1 % 2 %
25-35 лет 16 % 5 % 28 % 27% 20 %
36-45 лет 31 % 22 % 34% 44% 35 %
Старше 60 лет 8 % 17 % 9 % 0 % 10 %
Среднее число детей 1,2 1,1 1,0 1,1 1,2
о
о ^
о ь о
-С
ф
о ф
Т.
ш
7ч
полупрекарии. Вовлечены в прекарную занятость, чаще всего в формате самостоятельного репетиторства по иностранным языкам без юридического оформления данного типа занятости. Доход от вторичной занятости не приносит им основного заработка, составляя менее 30 % совокупного дохода. По этой причине полупрекарии не намерены оставлять основное место работы. В школе, помимо преподавания ИЯ, они чаще выполняют административные обязанности, а также функции тьюторства / наставничества / кураторства. Наиболее значимыми факторами работы в школе для них выступают: хороший коллектив коллег-единомышленников, благоприятная морально-психологическая атмосфера, уровень оплаты труда, а также возможность заниматься педагогической деятельностью, работать с детьми. Кроме того, значимыми факторами также являются: желание работать по полученной в вузе специальности и удобство расположения школы, близость к месту жительства. К качествам идеального учителя полуперкарии относят в числе прочих стрессоустойчивость, уравновешенность и терпеливость. Около 60 % данного типа учителей находятся в возрасте от 25 до 45 лет. Среди коллег они чаще имеют кредитные обязательства, что скорее всего является одной из причин активной вовлеченности педагогов в прекарную занятость, где стоимость одного часа работы обычно выше, чем в школе.
Комбинаторы. Данный тип учителей ИЯ выделен отдельно, так как такие педагоги совмещают основную занятость в школе с официальным трудоустройством по совместительству, при этом занимаясь еще и самостоятельным репетиторством по иностранным языкам. Это наиболее молодая группа учителей - в основном в возрасте 25-45 лет. Их совокупный доход от вторичной занятости составляет более 30 %. В отличие от других групп педагогов, оценивающих свое материальное положение ниже среднего, данный тип учителей имеет самооценку на уровне «среднего». При этом большинство комбинаторов, как и полупрекарии, имеют кредитные обязательства. Помимо уровня оплаты труда, возможностей для личностного развития, самореализации, для них также важна техническая оснащенность рабочего места.
полупрекарии в прошлом. Тип учителей ИЯ, которые имеют опыт оказания лингвистических услуг в рамках вторичной занятости, но в настоящее время трудоустроены и ведут профессиональную деятельность только в школе. Чаще ведут платные занятия по ИЯ в школе, а также состоят в методических объединениях. Для них важна возможность личностного развития и самореализации. Кроме этого,
важными факторами выступают: желание работать по полученной в вузе специальности, социальные льготы и гарантии, предоставляемые образовательным учреждением. Данный тип педагогов не удовлетворен своим материальным положением и, соответственно, менее удовлетворен условиями труда в школе. К качествам образцового учителя, помимо хорошего знания предмета, умения доступно излагать материал и педагогического мастерства, полу-прекарии в прошлом относят знание методик ведения педагогической деятельности.
Таким образом, в настоящее время около 40 % учителей иностранных языков, работающих в школе, вовлечены во вторичную занятость, в том числе 80 % из них - в прекарной форме. Подобные тенденции на рынке образовательных услуг, являющиеся следствием изъянов в государственной политике, осуществляемой в сфере образования и труда, размывают социально-профессиональный статус учительства, прекаризируют труд педагогов, а также являются факторами социальной дифференциации не только обучающих, но и обучаемых - формирования образовательного лингвистического неравенства, носящего преимущественно региональный характер.
заключение
Можно констатировать наличие в современной российской школе учителей-полупрекариев: действующих (полупрекалиев и комбинаторов), бывших (полупрекариев в прошлом) и потенциальных (официалов и совместителей - при определенных обстоятельствах способных пополнить их ряды). С одной стороны, это отражает тенденцию к коммерциализации образовательных лингвистических услуг, когда учителя, используя свой профессиональный статус и уровень профессиональной подготовки, могут удовлетворить существующий спрос на частные дополнительные занятия по иностранным языкам и повысить совокупный доход своих семей. С другой - вовлеченность учителей ИЯ во вторичную занятость отражает неудовлетворенность данной социально-профессиональной группы, как уровнем оплаты их труда, так и возможностями для полной профессиональной и личностной самореализации в стенах школы.
При этом подавляющее большинство учителей, в настоящий момент не готовы стать полными прекариями, оставив основное место работы в школе, дающее им стабильность и социальные гарантии, а также относительно привилегированный социальный статус. Данная профессиональная группа по-прежнему продолжает ценить
и верить в возможности для самореализации и развития в процессе педагогической деятельности в государственных образовательных учреждениях. В дальнейшем рост или снижение в их среде числа полупрекариев напрямую будет связано с тем, станет или не станет учитель центральной фигурой в школе по итогам
завершения в нашей стране процесса реформирования системы общего среднего образования. А степень обоснованности предложенной нами типологии учителей-лингвистов можно проверить и на других школьных педагогах-предметниках, прежде всего тех, чьи услуги также востребованы на рынке.
СПИСОКИСТОЧНИКОВ
1. Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : Весь Мир, 2021.
2. Воробьева И. В. Российские ученые в условиях прекарной занятости // Вопросы управления. 2021. № 1. С. 131-142.
3. Тощенко Ж. Т. Прекарная занятость - феномен современной экономики // Социологические исследования. 2020. № 8. С. 3-13.
4. Готлиб Р. А. Социальная востребованность знания иностранного языка // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 122-127.
5. Примаков В. Л. Лингвистическое образовательное неравенство: постановка проблемы и анализ последствий // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. Вып. 2(843). С. 326-345.
6. Колосова Е. А. Проблемы занятости в сфере общего (школьного) образования // Прекарная занятость: истоки, критерии, особенности / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : Весь Мир, 2021. С. 182-198.
references
1. Toshchenko, Zh. T. (Ed.). (2021). Prekarnaja zanjatost': istoki, kriterii, osobennosti. Moscow: Ves' Mir. (In Russ).
2. Vorob'eva, I. V. (2021). Rossijskie uchenye v usloviyah prekarnoj zanyatosti = Precarious employment or Russian scientists. Management issues, 1, 131-142. (In Russ.)
3. Toshchenko, Zh. T. (2020). Prekarnaya zanyatost' - fenomen sovremennoj ekonomiki = Precarious employment as a phenomenon of modern economy. Sotsiologicheskie Issledovaniia, 8, 3-13. (In Russ.)
4. Gotlib, R. A. (2009). Social'naya vostrebovannost' znaniya inostrannogo yazyka = Social demand for foreign language knowledge. Sotsiologicheskie Issledovaniia, 2, 122-127. (In Russ.)
5. Primakov, V. L. (2021). Linguistic educational inequality: problem statement and analysis of consequences. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Social sciences, 2(843), 326-345. (In Russ.)
6. Kolosova, E. A. (2021). Problemy zanyatosti v sfere obshchego (shkol'nogo) obrazovaniya (pp. 182-198) = Problems of employment in the field of general (school) education. In Zh.T. Toshchenko (ed.), Prekarnaya zanyatost': istoki, kriterii, osobennosti. Moscow: Ves' Mir. (In Russ.)
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
смирнова юлия александровна
преподаватель кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук Московского государственного лингвистического университета
information about the author
Smirnova Julija Aleksandrovna
Lecturer of the Department of Sociology, Institute of International Relations and Social and Political Sciences (Faculty), Moscow State Linguistic University
Статья поступила в редакцию 11.01.2022 одобрена после рецензирования 27.01.2022 принята к публикации 04.02.2022
The article was submitted 11.01.2022 approved after reviewing 27.01.2022 accepted for publication 04.02.2022