Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 14-18. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 4. P. 14-18.
Научная статья
УДК 316.4:331.526-057.875
https://doi.org/10.24158/tipor.2022.4.1
Ориентации студентов на прекарную занятость Наталья Леонидовна Антонова1, Евгений Леонидович Бахтин2
12Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия,
1n-tata@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2063-4970 2e.l.bakhtin@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2688-3238
Аннотация. В статье рассмотрены ориентации студентов крупного промышленного города Екатеринбурга на прекарную занятость. Согласно материалам эмпирико-социологического исследования, проведенного в 2021 г., объектом которого выступили студенты (n = 716) и молодежь, включенная в нетипичные виды занятости (n = 20), вторичная занятость студентов становится драйвером рекрутинга в класс прекари-ата. Нетипичная трудовая занятость привлекает студенческую молодежь возможностью иметь собственные финансовые средства, сохраняя связь с родительской семьей и рассматривая ее как необходимый ресурс (материальный и моральный) в своей жизнедеятельности и после окончания университета. Ориентация на высокую заработную плату, а также гибкий график труда (ненормированный/неполный рабочий день, проектная деятельность) выступают лидирующими факторами выбора будущего места работы.
Ключевые слова: прекариат, прекарная трудовая деятельность, нетипичная занятость, вторичная занятость студентов
Для цитирования: Антонова Н.Л., Бахтин Е.Л. Ориентации студентов на прекарную занятость // Теория и практика общественного развития. 2022. № 4. С. 14-18. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.4.1.
Original article
Orientation of students to precarious employment Natalya L. Antonova1, Evgeny L. Bakhtin2
Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia, 1n-tata@mail.ru, http://orcid.org/0000-0002-2063-4970 2e.l.bakhtin@urfu.ru, https://orcid.org/0000-0003-2688-3238
Abstract. The article describes the orientations of students of a large industrial city of Ekaterinburg to precarious employment. The study is based on the materials of empirical and sociological research which was conducted in 2021. The objects of the research were students (n = 716) and young people involved in atypical employment (n = 20). We argue that secondary employment of students becomes a driver of "recruitment" to the precarious class. Atypical employment attracts student youths by the possibility of having their own financial funds, maintaining a bond with their parents, and seeing it as a necessary resource (material and moral) in their life after graduation. Orientation to high wages as well as flexible working hours (irregular/ part-time work, project activities) are the leading factors in choosing a future job.
Keywords: precarious work, precarious employment, atypical employment, secondary employment of students
For citation: Antonova, N.L. & Bakhtin, E.L. (2022) Orientation of students to precarious employment. Theory and Practice of Social Development. (4), 14-18. Available from: doi:10.24158/tipor.2022.4.1 (In Russian).
Рынок труда в современном российском обществе претерпевает значительные трансформации. К числу факторов, обусловливающих изменения, отнесем, прежде всего, цифровизацию, охватывающую практически все сферы общественной жизни, пандемию как источник и результат становления «новой нормальности», нарастающую турбулентность, снижающую эффективность традиционных социальных механизмов противодействия рискам. Эти факторы определяют становление и развитие нового класса - прекариата, который Г. Стэндинг определил как новый опасный класс (Стэндинг, 2014).
Для прекарной деятельности, как правило, характерны нерегламентированный рабочий день, отсутствие социальных гарантий, ограниченность во времени. К числу типичных представителей прекарной занятости (при условии соответствия характеристикам, представленным
© Антонова Н.Л., Бахтин Е.Л., 2022
выше) можно отнести дизайнеров/художников, репетиторов, строителей, сиделок, фотографов, водителей и т. п. Важно отметить, что когда мы говорим о прекарной занятости, то несколько видов трудовой деятельности могут сочетаться и быть совершенно из разных сфер. Например, репетитор может одновременно оказывать услуги няни, разработчик программ осуществлять продажу своего продукта.
Осенью 2021 г. нами было проведено эмпирико-социологическое исследование профессионально-трудовых ориентаций студентов крупного промышленного города Екатеринбурга. Всего методом анкетирования опрошено 716 студентов. Опрос проводился в онлайн- и офлайн-фор-матах, т. е одна часть анкет была собрана в бумажном виде с помощью очных опросов студентов, другая - с помощью распространения ссылки на опрос среди студенческих групп в социальных сетях. В опросе приняли участие студенты Уральского федерального университета (60 %), Уральского государственного университета путей сообщения (13 %), Уральского государственного юридического института (7 %), Уральского государственного экономического университета (6 %), Уральского государственного горного университета (5 %) и других высших учебных заведений Екатеринбурга. Из всех опрошенных респондентов 39 % обучаются на социогуманитарных направлениях и специальностях, 31 % - на естественно-научных, 30 % - на технических. 36 % опрошенных имели опыт работы во время обучения в вузе. Распределение опыта работы в зависимости от курса обучения представлено на рисунке 1.
На 1 курсе бакалавриата _18% _|_82%_
На 2 курсе бакалавриата _28% | 72%_
На 3 курсе бакалавриата 38% | 52%
На 4 курсе бакалавриата 52% | 48%
На 1 курсе магистратуры 51% | 39%
На 2 курсе магистратуры 55% | 44%
□ Была оплачиваемая работа во время обучения
□ Не было оплачиваемой работы во время обучения
Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос «Была ли у Вас оплачиваемая работа во время обучения?», %
Материалы исследования показали, что во вторичную занятость включены 38 % обучающихся на социогуманитарных направлениях, 27 % - на естественно-научных и 42 % - на технических специальностях. Доли работающих студентов по полу примерно равны.
Мы также использовали метод полуформализованных интервью с молодежью, занятой прекарной трудовой деятельностью. Всего опрошено 20 информантов, из них 12 - женщины и 8 - мужчины в возрасте от 19 до 34 лет (средний возраст информантов составил 24 года).
При относительно однородной структуре работающих студентов, большая часть которых является наемными работниками в коммерческих организациях (73 % респондентов), некоторые из них тем не менее работают фрилансерами, являются предпринимателями или самозанятыми, совмещают несколько видов профессиональной занятости, т. е. студенты уже включены в нетипичную трудовую деятельность. Соответственно, имея подобный опыт, выпускники вузов на рынке труда становятся потенциальным ресурсом для пополнения прекариата. Согласно позиции Ж.Т. Тощенко, в прекариат вовлекается часть студенчества, находящаяся «в состоянии неопределенности, соглашаясь на случайные и непостоянные виды занятости, часто ниже своих возможностей и оправданных претензий на достойное место в жизни» (Тощенко, 2015: 5).
Долю студентов, занятых нетипичной трудовой деятельностью, мы определяли с помощью открытого вопроса в анкете, в котором просили респондентов отметить, кем они работают, описать свою трудовую деятельность. Среди нетипичных форм вторичной занятости студентов можно выделить самозанятость (продажа нижнего белья, помощь в учебе, эскорт, написание статей, составление сайтов, изготовление пищевой продукции, графический дизайн, маникюр на дому), фриланс (SMM, копирайтинг, переводы, интернет-маркетинг, веб-дизайн для сайтов, монтаж роликов для YouTube).
Часто студенты совмещают несколько видов занятости: переводы и преподавание языков; администрирование и копирайтинг в медиа; проведение научных программ для детей и решение тестов по английскому; веб-разработка и преподавание; ремонт и перепродажа авто; веб-дизайн и копирайтинг; курьерская доставка и проведение праздников. 46 % студентов признались, что вторичная занятость не соответствует получаемой специальности / направлению подготовки. Согласно исследованию Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, на конец 2020 г. на учет в налоговом органе в качестве самозанятых встали более 1,5 млн чел.1 Для 71 % самозанятых данная деятельность является основной, и лидирующие позиции в сферах самозанятости принадлежат моде и красоте (28,3 %), торговле (18,5 %), строительству и ремонту (8,5 %).
Мотивация обращения к вторичной занятости во время обучения в нашем исследовании связана со стремлением стать независимым (64 %), необходимостью получить опыт трудовой деятельности (42 %) и улучшить свое финансовое положение (38 %). Материалы опроса показывают ориентацию на индивидуалистические ценности современного российского студента. Наши данные коррелируют с материалами исследования, проведенного в Казахстане: среди личностных качеств «молодые казахстанцы в возрасте от 19 до 23 лет отдают наибольшее предпочтение персональным, индивидуальным чертам характера, таким как уверенность в себе, целеустремленность и независимость...» (Ростовская, Калиев, 2019: 133).
Вместе с тем, как отмечают А.А. Долгова и Е.С. Митрофанова, наблюдается «тенденция повышения возраста отделения от родительской семьи» в России, т. е. «современная молодежь не спешит начинать жить самостоятельно рано» (Долгова, Митрофанова, 2015). Студенты ориентированы на финансовую независимость от родителей, однако не хотят «покидать» родительскую семью. Опрос студенческой молодежи, проведенный в 2017 г. (n = 200), показал, что родственные связи являются барьером территориальной мобильности молодежи (Абрамова, Антонова, Пименова, 2019). В нашем исследовании каждый четвертый опрошенный отметил, что получал доход во время «подработки» в среднем 10 000 руб. Этой суммы явно недостаточно для самостоятельного проживания и удовлетворения базовых потребностей. На 2021 г. минимальный прожиточный минимум в Свердловской области составил 11 206 руб.2, а минимальный размер оплаты труда в России - 12 792 руб.3
В рамках интервью мы просили информантов уточнить, каким образом они оказались включенными в прекарную занятость и охарактеризовать мотивацию выбора. Более половины опрошенных отметили, что начали заниматься этой деятельностью еще во времена студенчества и сейчас продолжают воспроизводить ставшие типичными и рутинизированными прекарные практики: «начала заниматься репетиторством в студенчестве. собираюсь продолжать заниматься репетиторством после устройства на работу на полный день» (жен., 23 года); «[после окончания вуза] частично сохранила удаленную занятость по маркетингу и копирайтингу» (жен., 34 года); «по возможности постараюсь совмещать новую с текущими моими работами, так как график у меня по факту плавающий» (муж., 26 лет); «подработку по выполнению домашних работ могу совмещать с любой работой, буду смотреть по ситуации и деньгам» (жен., 23 года).
Материалы интервью свидетельствуют, что рекрутинг в класс прекариата начинается со студенческой скамьи: чем старше курс, тем больше студентов работают, выбирая нетипичные виды занятости, позволяющие совмещать образовательный процесс с трудовой деятельностью. Опираясь на материалы опроса, можно утверждать, что каждый десятый респондент является самозанятым (4 % формализовали свою позицию, 7 % не зарегистрировали статус самозанятого).
Ответы на вопрос о профессионально-трудовых планах после окончания вуза показали, что 21 % студентов ориентированы на ненормированный рабочий график, 9 % - выразили желание работать неполный рабочий день или заниматься проектной деятельностью. 43 % опрошенных хотели бы стать самозанятыми либо начать предпринимательскую деятельность, это связано с возможностью распределять свое время в соответствии с собственными представлениями о работе, высвобождая часть времени (утро/день/вечер) для удовлетворения конкретных текущих потребностей и интересов. Полагаем, что, выбирая прекарную занятость, молодое поколение, стремится к балансу между профессионально-трудовой и личной жизнью, но перераспределяет суточное время в соответствии с собственными нуждами и запросами. Эта позиция закрепляет утверждение Р. Инглхарта о ценностном сдвиге в обществе постмодерна: от получения максимального дохода и экономической состоятельности к самовыражению и индивидуальному выбору (Инглхарт, 1997).
1 Рынок услуг самозанятых граждан [Электронный ресурс] / Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/442787036.pdf (дата обращения: 09.02.2022).
2 Прожиточный минимум [Электронный ресурс] // Министерство социальной политики Свердловской области : сайт. URL: https://msp.midural.ru/deyatelnost/projitochnyy-minimum.html (дата обращения: 09.02.2022).
3 МРОТ 2021 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Несмотря на тот факт, что 91 % студентов при выборе места работы после окончания вуза будут ориентироваться прежде всего на высокую заработную плату, для каждого второго опрошенного значимым фактором выбора выступает график работы. Высокая оплата труда и гибкий график работы как значимые факторы выбора подтверждаются и другими данными. Так, например, в исследовании, проведенном Hays в 2019 г., объектом которого выступила молодежь от 18 до 25 лет (n = 2 217), для 84 % опрошенных критерием выбора работодателя становится уровень заработной платы, а для 45 % молодежи - гибкий график работы (возможность выбирать часы прихода и ухода)1. Онлайн-опрос российских соискателей, проведенный весной 2015 г. (n = 20 073), показал, что респонденты обращают внимание на размер заработной платы (82 %) и предлагаемый работодателем график работы (56 %)2. Опрос, проведенный среди студентов Рязанского государственного университета зимой 2020 г. (n = 600), также демонстрирует привлекательность высокой заработной платы (69,6 %) при выборе места работы, но интерес к гибкому графику работы чуть ниже, чем в нашем исследовании и в исследованиях коллег, - 25,1 % (Ани-сина, Василенкова, Проноза, 2020).
Какие ресурсы планируют использовать студенты после окончания вуза для реализации своих профессионально-трудовых намерений? 62 % опрошенных рассчитывают исключительно на собственные личностные качества (умение рисковать и адаптироваться к текущей ситуации через самообразование); 54 % респондентов уже имеют накопленные сбережения, формирующие чувство безопасности; 49 % студентов полагают, что их специальность будет востребована на рынке труда, а 44 % - определили высокий статус университета, окончив который они смогут занять успешные позиции в рыночной экономической модели региона.
Роль родителей, по оценкам студентов, заключается в моральной и материальной поддержке, в том числе при выборе вуза и специальности (66 %), а также обеспечении повседневных запросов (58 %). Опираясь на концепцию З. Баумана, российский исследователь А.Л. Янак полагает, что родительство и родство в современных общественных системах приобретают свойство номинальности и факультативности. Однако, по оценкам студентов, родительская семья является главным источником помощи в процессе «становления на ноги»: если к друзьям за поддержкой готовы обратиться только 15 % студентов, то к родителям - 47 %.
Материалы исследования позволили сделать ряд выводов. Для современной студенческой молодежи прекарная занятость представляет особый интерес, поскольку позволяет, оставаясь в родительской семье, чувствовать себя независимо и свободно, высвобождая время для реализации широкого спектра потребностей. Пракризации трудовой деятельности способствуют ориентации студентов на гибкий график работы (ненормированный рабочий график, неполный рабочий день, проектная деятельность). Можно предположить, что в условиях турбулентности ориентации молодежи на прекарную занятость будут возрастать, и в этом случае требуются усилия государства для регулирования рынка труда и занятости молодежи, развития социальных гарантий в наступающую эру «новой нормальности».
Список источников:
Абрамова С.Б., Антонова Н.Л., Пименова О.И. Привлекательность города как фактор территориальной мобильности в оценках студентов (на примере города Екатеринбурга) // Образование и наука. 2019. Т. 21, №. 1. С. 97-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1 -97-123.
Анисина Е.А., Василенкова О.В., Проноза А.В. Предпочтения студенческой молодежи при выборе работодателя (по результатам социологического исследования в г. Рязани) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 5. C. 21-29.
Долгова А.А., Митрофанова Е.С. Начало самостоятельной жизни россиянами: межпоколенческий аспект // Демоскоп Weekly. 2015. № 625-626.
Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. Политические исследования. 1997. № 4. С. 6-32.
Ростовская Т.К., Калиев Т.Б. Ценностные ориентиры современной молодежи: особенности и тенденции : моногр. М., 2019. 228с.
Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс: The Precariat: The New Dangerous Class / пер. с англ. Н. Усовой. М., 2014. 328 с.
Тощенко Ж. Т. Прекариат - новый социальный класс // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 3-13.
1 Поколение Z и рынок труда в России [Электронный ресурс] // Hays : сайт. URL: https://hays.ru/research/genz/ (дата обращения: 09.02.2022).
2 На что обращают внимание соискатели в России при выборе работодателей? [Электронный ресурс] // HeadHunter : сайт. URL: https://sevastopol.hh.ru/article/16981 (дата обращения: 09.02.2022).
References:
Abramova, S.B., Antonova, N.L. & Pimenova, O.I. (2019) Attractiveness of a City as a Factor of Territorial Mobility in Student Estimates (on the Example of Ekaterinburg). The Education and Science Journal. 21 (1), 97-123. Available from: doi:10.17853/1994-5639-2019-1 -97-123 (In Russian)
Anisina, E.A., Vasilenkova, O.V. & Pronoza A.V. (2020) Preferences of Students when Choosing an Employer (Based on the Results of a Sociological Study in Ryazan). Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 5, 21-29. (In Russian)
Dolgova, A.A. & Mitrofanova, E.S. (2015) Nachalo samostoyatelnoj zhizni rossiyanami: mezhpokolencheskij aspect [Beginning of Independent Life by Russians: An Intergenerational Aspect]. Demoskop Weekly. (625-626). (In Russian)
Inglehart, R. (1997) Postmodemity: Changing Values and Changing Societies. Polis. Political Studies. (4), 6-32. (In Russian) Rostovskaya, T.K. & Kaliev, T.B. (2019) Cennostnye orientiry sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendencii [Value Orientations of Modern Youth: Features and Trends]. Moscow, Rusajns. (In Russian)
Stending, G. (2014) Prekariat: novyj opasnyjklass [The Precariat: The New Dangerous Class]. Moscow, Ad Marginem Press. (In Russian)
Toshchenko, Zh.T. (2015) Precariat - a New Social Class. Sociological Studies. (6), 3-13. (In Russian)
Информация об авторах Н.Л. Антонова - доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=135864.
Е.Л. Бахтин - аспирант кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954559.
Information about the authors N.L. Antonova - D.Phil. in Social Science, Professor, Department of Applied Sociology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=135864.
E.L. Bakhtin - PhD student, Department of Applied Sociology, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N.Yeltsin, Ekaterinburg, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=954559.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.01.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.02.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 05.04.2022.