YAK 316.74:37 ББК 60.561.9
Б.В. КУПРИЯНОВ, С.Г. КОСАРЕЦКИЙ
B.V. KUPRIYANOV, S.G. KOSARECKIY
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕИ: ШТРИХИ К СОПИААЬНО-ПРОФЕССИОНААЬНОМУ ПОРТРЕТУ
THE TEACHING STAFF OF INSTITUTIONS
ADDITIONAL EDUCATION: STROKES TO THE SOCIO-PROFESSIONAL PORTRAIT
Рассматриваются результаты опроса педагогов и руководителей учреждений дополнительного образования детей, проведённого в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. Представлены характеристики различные аспекты нагрузки, распределение видов деятельности внутри учреждения и структуры занятости педагогов УДОД, участия в повышении квалификации.
Discusses the results of a survey of teachers and heads of institutions of additional education of children, held in the framework of the Monitoring of the Economics of education HSE. Presents the characteristics of the different aspects of load, the distribution activities within the institution and structure of employment of teachers, participation in training.
Ключевые слова: условия труда педагога, структура трудовой деятельности, повышение квалификации педагогов.
Key words: conditions of work of the teacher, the structure of employment, improvement of professional skill of teachers.
Новым этапом в развитии системы дополнительного образования детей в России стал 2013-й - год 95-летия отечественного внешкольного воспитания (дополнительного образования). На федеральном уровне и в регионах активно обсуждались задачи и механизмы её модернизации, обеспечивающие повышение охвата детей программами дополнительного образования и рост качества услуг. Во всех дискуссиях признавалось, что центральной фигурой любых преобразований является педагог (педагогический работник). Однако, как признают эксперты, многие аспекты труда педагогов - внешкольников представляются недостаточно ясно.
В целом проблематику педагогических кадров дополнительного образования детей нельзя назвать новой или малоизученной. В конце ХХ -начале XXI века выполнено значительное число педагогических и психологических исследований, затрагивающих вопросы профессиональной деятельности, развития и установок педагогов дополнительного образования: повышение квалификации (М.Н. Бученкова, В.А. Гуров, И.В. Калиш, Л.Ю. Круглова, О.А. Черепанова, И.И. Фришман, Д.Е. Яковлев и др.), формирование профессиональных компетенций, компетентностей и различных элементов профессиональной культуры педагогов (С.В. Ерёмина, Р.И. Латыпова, С.Б. Серякова, Н.С. Толстоухова, А.А. Усов, С.Н. Шапошникова). В начале XXI века отмечается некоторый рост интереса к проведению социологических исследований педагогов дополнительного образования (исследования И.В. Чендеевой (2002), В.В. Федотовой (2003), Б.В. Куприянова (2009).
Однако число исследований социально-профессиональной ситуации педагогов дополнительного образования остаётся незначительным, что сужает информационную базу для принятия управленческих решений и выстраивания образовательной политики в данной сфере.
Есть основания считать, что при учёте выраженных особенностей профессиональной деятельности педагогических работников учреждений дополнительного образования в обследовании данной социально-профессиональной
группы могут быть использованы общие подходы, апробированные ранее в обследованиях педагогов учреждений общего и дошкольного образования в рамках Мониторинга экономики образования (2006-2012 г.).
В 2013 г. в ежегодном мониторинге экономики образования ВШЭ исследование учреждений дополнительного образования детей (УДОД) впервые стало комплексным: наряду с опросом руководителей учреждений (впервые в 2012 г.), в мониторинг включены опросы педагогов, работающих в УДОД.
Опрос руководителей проведён в 1015 учреждениях, различной ведомственной принадлежности и вида собственности: муниципальные и государственные учреждения различной («образование» - 580, «культура» - 173, «спорт» - 133, без определения ведомственной подчинённости (56), негосударственные учреждения (55), учреждения, созданные общественными организациями или общественные организации, реализующие программы дополнительного образования (18). Опрос проводился в 60 субъектах Российской Федерации, в различных типах поселениях (Москва, города с населением свыше 1 млн жителей, с населением от 100 тыс. до 1 млн жителей, до 100 тыс. жителей, посёлки городского типа и села).
Опрос педагогов проведён в 529 УДОД, опрошено всего 5176 педагогов. Из них в государственных и муниципальных учреждениях, подведомственных органам управления образования - 3278 человек, органам управления культурой - 830 человек, органам управления в сфере физической культуры и спорта - 560 педагогов. 100 педагогов, трудятся в муниципальных учреждениях, ведомственная принадлежность которых не определена, 98 человек являются педагогами дополнительного образования в общественных организациях, а 310 педагогов работают в негосударственных организациях дополнительного образования. Опрос проводился в 56 субъектах Российской Федерации, в различных типах поселениях (Москва, города с населением свыше 1 млн жителей, с населением от 100 тыс. до 1 млн жителей, до 100 тыс. жителей, посёлки городского типа и села).
В данной статье остановимся на результатах обследования, освещающих условия труда педагогических работников в учреждениях дополнительного образования, включающие объем нагрузки, распределение видов деятельности в рамках организации, а также вовлечённость этой категории работников в различные виды занятости.
Нагрузка. Результаты обследования показали, что около половины (46,1%) педагогов работают более чем на 1 ставку (1,25 ставки; 1,5 ставки; 1,75 ставки и более), треть педагогов (33,6%) работает на ставку (рис. 1). Причинами, по которым существенная часть педагогов имеет нагрузку, превышающую ставку видимо является недостаточный уровень оплаты труда.
Рис. 1. Структура нагрузки педагогов в учреждениях дополнительного образования детей (ответы педагогов УДОД, 2013 г., %)
Обратимся к анализу структуры нагрузки педагогов в учреждениях различного вида собственности. При этом, примем в качестве гипотезы утверждение о том, что необходимость экономически эффективно функционировать приводит негосударственные учреждения к оптимальному распределению в них нагрузки между педагогическими работниками. В этом случае следует признать неоптимальной ситуацию, когда в организации преобладают педагоги, работающие на более чем 1 ставку (в муниципальных учреждениях -49,4%, государственных учреждениях - 43,7%, что 2,5-3 раза больше, чем в негосударственных организациях). Бюджетным (муниципальным или государственным) учреждениям привлечение по договору подряда или на условиях почасовой оплаты осуществить довольно трудно - эти деньги проходят по статье «прочие расходы», в случае заметной суммы требуют организации конкурсной процедуры, отчёта, приёмки отчёта и т. д. Поэтому 3-5% средств, передаваемых на условиях договоров подряда в УДОД этого типа можно признать разумным. На порядок более высокая доля в негосударственном секторе означает более свободное распоряжение ресурсами и минимизацию ответственности перед работниками - в частности, отпускные, больничные и т. д. Для педагогов это менее выгодная ситуация, в социальном плане они являются менее защищёнными (рис. 2).
негосударсгвен ное
ыуннцнпальное
государственно
16,8 15,6 30.5
49,4 33.7 11.8
43,7 34.1 1" У
2,5
0."
■ Более одной ставки (1,25.1,5 и т.д.) Полная ставка
■ Неполная ставка (0. 75; 0,5 - полставки. 0,25 четверть ставки) □ По договору подряда плипочасовая оплата
Другое
Рис. 2. Размер нагрузки педагогов в учреждениях дополнительного образования детей: распределение по видам собственности учреждений (ответы педагогов УДОД, 2013 г., %)
Весьма интересная тенденция просматривается в размере нагрузки педагогов УДОД, имеющих различный стаж работы: чем больше стаж, тем больше у педагогов нагрузка (доли работников с нагрузкой 1 ставка и более -64,8% - 72% - 76,6% - 83,2%). Другими словами, чем дольше работает педагог в УДОД, тем большую нагрузку он выполняет (рис. 3).
1ВШ1С 1и
лет
отЗ до 10 лет
от года до 3 лет
менее года
30,2
11
0,4
35,4 40,2 15 м
32,7 39.3 18,5 7,1
28,9 35.9 25 |
0,3
1,6
■ Более одной ставки (1,25,1.5 ит.д,) Полная ставка
□ Неполная ставка (0, 75; 0.5 - полставки, 0,25 четверть ставки)
□ По договору подряда или почасовая оплата
■ Другое
Другое
Рис. 3. Размер нагрузки педагогов в учреждениях дополнительного образования детей: распределение стажу педагогов (ответы педагогов УДОД, 2013 г., %)
Виды профессиональной деятельности внутри учреждения. Для
изучения структуры работ педагогов в УДОД были использованы вопросы двух видов («Какими из следующих видов деятельности вы занимались в данном учреждении во второй половине прошлого учебного года (январь-июнь 2013 года)?» и «Сколько в среднем часов в неделю (астрономических) занимали у вас каждый из этих видов деятельности в данном учреждении в январе-июне 2013 года?»). Структура деятельности педагогических работников УДОД определяются:
- распространённостью - отношение удельных весов численности педагогов, выбравших, тот или иной вид деятельности, которым они занимались в УДОД к удельному весу численности педагогов, выбравших «занятия детьми» (за единицу взят самый распространённый вариант);
- длительностью - отношение среднего значения (астрономических) часов в неделю, которые занимал у педагогов тот или иной вид деятельности к среднему значению времени, потраченного на «занятия детьми», (за единицу взят самый длительный вариант).
Для подавляющего большинства (95,1%) педагогов основным видом работ являются занятия с детьми, длительность этого вида работы составляет в среднем 23 часа в неделю. Наиболее типичны (0,68 и 0,65 единиц) также такие виды как «подготовка к занятиям» и «ведение документации», их длительность в среднем соответственно 5,5 и 3,4 часов в неделю (рис. 4). Обращают на себя внимание достаточно скромные временные затраты педагогов на работу с родителями и мониторинг образовательных результатов, такая ситуация создаёт риски недостаточного внимания к родительскому запросу и отслеживанию результативности. Небольшая длительность работы педагогов УДОД по ведению документации, отмеченная в опросе, не согласуется с данными опроса по избыточной документации как ведущему демотивирую-щему фактору.
Рис. 4. Соотношение распространённости и длительности видов трудовой деятельности педагогических работников в учреждении дополнительного образования (ответы педагогов УДОД, 2013 г., в ед.)
В негосударственных организациях разительно меньше педагогов (чем в государственных и муниципальных УДОД) вовлечены в отдельные виды деятельности: административная работа, ведение документации, мониторинг образовательных результатов. Можно предположить, что в негосударственных организациях лучше распределены обязанности, выше дифференциация работы, меньше дублирования. Кроме того, педагоги негосударственных УДОД меньше тратят время на организацию и проведение мероприятий, на административную работу (табл. 1). Если исходить из положения о том, что специфика функционирования негосударственных организаций задаёт более оптимальные и прагматичные образовательные и управленческие практики, тогда возникает предположение о том, что в государственных и муниципальных количество мероприятий, объёмы административной работы и деятельности по повышению квалификации являются избыточными.
Таблица 1
Сравнение распространённости и длительности видов трудовой деятельности педагогов в УДОД: распределение по виду собственности организации
(ответы педагогов УДОД, 2013 г. - отношение показателей отдельных видов деятельности к показателям «занятий с детьми»)
Государственное Муниципальное Негосударственное
распространённость длительность распространённость длительность распространённость длительность
Занятия с детьми 1 1 1 1 1 1
Подготовка к занятиям 0,7 0,3 0,7 0,2 0,6 0,2
Индивидуальная работа с детьми 0,5 0,3 0,5 0,4 0,5 0,3
Административная работа 0,2 0,5 0,2 0,4 0,1 0,3
Ведение документации 0,7 0,2 0,7 0,1 0,4 0,1
Работа с родителями 0,6 0,1 0,6 0,1 0,4 0,1
Мониторинг образовательных результатов 0,4 0,1 0,3 0,1 0,2 0,1
Организация и проведение мероприятий 0,6 0,2 0,5 0,2 0,4 0,1
Повышение квалификации, самообразование 0,5 0,2 0,5 0,2 0,3 0,1
Другие виды работы 0,04 0,3 0,4 0,3 0,01 2
Анализ затрат времени педагогов УДОД на выполнение различных видов работ показывает преобладание занятий с детьми (23 часа в неделю) и подготовки к занятиям (5,5 часов). Для сравнения у учителей общеобразовательных школ по данным Я.М. Рощиной, Т.Н. Филипповой на аудиторные занятия приходится 21-22 часа в неделю, а на подготовку к ним 13,8 часа [4, с. 19].
Как видно из таблицы, затраты времени на работу в учреждении растут по мере увеличения стажа работы педагога (от 54,4 часов - до 71,5 часов) -получается при 6 дневной рабочей неделе рабочий день педагога составляет от 9 до 12 часов. К этим значениям трудозатрат следует отнестись критически, даже при нагрузке 1,5 ставки, ситуация когда педагог работает 12 часов в день - вряд ли соответствует действительности. Кроме того, а как уже указывалось, среди педагогов со стажем свыше 10 лет всего 53% работает с нагрузкой свыше 1 ставки. Можно с определённой уверенностью утверждать, что педагоги, скорее всего, несознательно преувеличивают свои трудозатраты как минимум на 20-30%.
Структура занятости педагогов, проработавших различное время такова: опытные педагогические работники (стаж более 10 лет) в большей степени заняты образовательным процессом («занятия с детьми», «индивидуальная работа с детьми»), занимаются административной работой, зато меньше организацией и проведением мероприятий, повышением квалификации, самообразованием (табл. 2).
Таблица 2
Структура занятости педагогов по видам работ в УДОД: распределение по стажу работы педагогов
(ответы педагогов УДОД, 2013 г., объем нагрузки, час)
Стаж работы педагога
менее от года от 3 свыше
года до 3 лет до 10 лет 10 лет
N=128 N=394 N=1279 N=3277
Занятия с детьми 17,5 20,5 22,1 23,8
Подготовка к занятиям 5,3 5,3 5,5 5,6
Индивидуальная работа с детьми 3,9 5,3 6,7 8,3
Административная работа 5,3 7,5 6,7 10,1
Ведение документации 3,2 3,8 3,5 3,3
Работа с родителями 1,8 2,1 2,7 2,1
Мониторинг образовательных результатов 1,7 2,5 2,2 2
Организация и проведение мероприятий 4,9 4,5 4,4 3,8
Повышение квалификации, самообразование 7 6,8 4,3 4,3
Другие виды работы 3,8 2,4 8 8,2
Всего 54,4 60,7 66,1 71,5
Труд и занятость педагогов УДОД. В экспертном сообществе существует предположение о том, что гибкий трудовой график педагога УДОД позволяет сочетать педагогическую деятельность в учреждении дополнительного образования с другими видами занятости. Опрос свидетельствует о наличии трёх относительно распространённых вариантов дополнительной занятости: творческая, производственная, спортивная деятельность (13,6%), работа в других образовательных учреждениях (7,7%), частные уроки, репетиторство (7,1%) (рис. 5).
Работав данном учреждении
Творческая, производственная, спортивная деятельность
Основная работа (если вы не являетесь штатным сотрудником данного учреждения дополнительного образования)
Работав других учреждениях образования (кроме указанной в предыдущем пункте)
Частные уроки, репетиторство Другие впдьг работы
13.6
7,7 2.7
Рис. 5. Занятость педагогов УДОД (ответы педагогов УДОД, 2013 г., %, опрошенные могли выбирать все подходящие варианты ответов)
Для сравнения: у школьных учителей самым распространённым видов дополнительной занятости является репетиторство им занимаются 21,5% преподавателей общеобразовательных школ [4, с. 8]; у преподавателей учреждений среднего профессионального образования кроме репетиторства (11-12%) в дополнительной занятости важное место занимает преподавание в других образовательных учреждениях (также 11-12%) [4, с. 9].
Проанализируем структуру занятости педагогических работников учреждений различных видов собственности. При наличии сходства по основным параметрам обращают на себя внимание выявленные по результатам обследования отличия негосударственных учреждений от государственных и муниципальных УДОД:
- вдвое больше совместителей, чем в (17,8% - против соответственно 8,8% и 7,2%);
- большая доля педагогов занимается репетиторством (даёт частные
уроки);
- значительно меньшая доля педагогов включается в творческую, производственную, спортивную деятельность (7,8% - против 14,3% и 13%). Стоит обратить внимание на учреждения, подчинённые органам управления в сфере культуры, где доля репетиторства приближается к значениям школьных учителей. Данный факт указывает на сходство в социально-трудовом и профессиональном плане преподавателей детских школ искусств (музыкальных, художественных и т. д. школ) и школьных учителей (табл. 3).
Таблица 3
Занятость педагогов УДОД: распределение по учреждениям различных видов собственности и ведомственной принадлежности
(ответы педагогов УДОД, 2013 г., %, опрошенные могли выбирать все подходящие варианты ответов)
Виды трудовой занятости Государственное Муниципальное Негосударственное Отдел, управление, департамент, комитет, министерство и т. п.
образования культуры спорта
Работа в данном учреждении 90,1 92,2 89,7 91,8 93 90,4
Основная работа (если вы не являетесь штатным сотрудником данного учреждения дополнительного образования) 8,8 7,2 17,8 7,7 7 7
Работа в других учреждениях образования (кроме указанной в предыдущем пункте) 6,6 7,5 7,2 7,8 8,6 4,1
Творческая, производственная, спортивная деятельность 14,3 13 7,8 13,5 13 12,1
Частные уроки, репетиторство 6,4 6,6 10,3 6,3 11,1 3,8
Другие виды работы 2,5 2,6 2,5 2,8 2,3 1,8
Как показывают результаты обследования, работа штатного педагога в УДОД занимает в среднем 30 часов в неделю, у педагогов-совместителей основная работа занимает 27,8 часов, а, следовательно, их общая нагрузка (основное место работы плюс совместительство в УДОД) также весьма значительна.
На творческую, производственную, спортивную деятельность у педагогов дополнительного образования приходится в неделю 11 часов. Самое скромное место (6,6 часа в неделю) у педагогов УДОД занимают частные уроки и репетиторство (рис. 6).
работав данном учреждении
основная работа (только для совместителей)
работав других учреждениях образования
другие виды работы
творческая, производственная, спортивная деятельность
частные уроки, репетиторство
Рис. 6. Средние расходы времени в неделю педагогических работников учреждений дополнительного образования (ответы педагогов УДОД, 2013 г., час)
Анализ структуры трудовой занятости педагогов, работающих в учреждениях дополнительного образования различной ведомственной подчинённости, позволяет выявить следующие специфические черты. Педагоги в учреждениях культуры и спорта имеют самую большую нагрузку (32,532,7 часа): приблизительно 5-6 занятий в день при 6 дневной неделе. Педагоги из учреждений, подведомственных органам управления культурой, больше других имеют внешнюю занятость в других образовательных учреждениях, а их коллеги из учреждений спортивного ведомства тратят больше времени на занятия творческой, производственной, спортивной деятельностью (табл. 4).
Таблица 4
Структура занятости педагогических работников УДОД: распределение по ведомственной подчинённости
(ответы педагогов УДОД, 2013 г., час)
Учреждения, подведомственные органам управления Объем нагрузки (в час)
образованием культурой физкультурой и спортом
Работа в данном учреждении 29,2 32,7 32,5
Основная работа 27,6 29,3 26,9
Работа в других учреждениях образования 12,2 15,1 14,3
Творческая, производственная, спортивная деятельность 9,9 11,2 16,2
Частные уроки, репетиторство 6,4 6,8 8,1
Другие виды работы 12,6 11,3 11,7
Полученные данные свидетельствуют, что наибольший объем труда (73,9 часов) приходится на период «от года до трёх». Видимо в это время педагог осуществляет социально-профессиональные пробы, активно ищет при-
ложение своим возможностям, определяется с наиболее субъективно значимыми видами деятельности. Этапом активных проб для педагога дополнительного образования является и период работы в учреждении от 3 до 10 лет, хотя интенсивность по отдельным видам трудовой занятости несколько падает. Интерпретация данных позволяет, предположить, что на определённом этапе трудовой деятельности, происходит постепенный рост доли педагогов, работающих по совместительству в других образовательных учреждениях. Возможно, по мере накопления опыта работник становится все более и более востребованным в различных внешкольных организациях, в то же время на следующем этапе профессиональной деятельности (свыше 10 лет), педагоги со значительным стажем сосредотачиваются на работе в одном учреждении (табл. 5).
Таблица 5
Структура занятости педагогических работников УДОД: распределение стажу педагогов
(ответы педагогов УДОД, 2013 г., час)
Менее От года От 3 Свыше
года до 3 лет до 10 лет 10 лет
Работа в данном учреждении 24,4 25,4 28,7 31,1
Основная работа (для совместителей) 27,5 29,4 25,9 28,5
Работа в других учреждениях образования (кроме указанной в предыду- 0 16,8 12,8 13,5
щем пункте)
Творческая, производственная, спортивная деятельность 12,6 13,3 11,5 10,5
Частные уроки, репетиторство 7,6 7,9 6,6 6,4
Другие виды работ 27,3 10,5 13,1 11,3
Всего (штатные работники, кроме пункта 2) 71,9 73,9 72,7 72,8
Повышение квалификации педагогов УДОД. Руководители УДОД фиксируют годовой охват педагогов своих организаций программами повышения квалификации в объёме 26% от общей численности педагогических работников (аналогичные данные получены и при обследовании педагогов).
Обследование педагогов позволяет конкретизировать характер их участия в программах профессионального развития: 60,3% педагогов за последние три года проходили курсы повышения квалификации, а 43,8% отдельные мастер-классы. Заметную роль в практике повышения квалификации данной категории педагогических работников играют конкурсы профессионального мастерства - 16,7%. Более сложные формы профессионального развития (профессиональная переподготовка, второе высшее образование, магистратура, аспирантура) даже в сумме (13,8%) уступают вышеперечисленным формам (рис. 7).
Следует остановиться на субъективной оценке педагогами возможностей существующей инфраструктуры повышения квалификации (вопрос: Можете ли вы найти возможности повышения квалификации, профессионального развития в данном учреждении, в том населённом пункте, где Вы проживаете? и т. д.). Самые большие группы педагогических работников 36,1% и 30,6% видят такие возможности непосредственно по месту жительства или даже по месту работы. 19,1% считают, что необходимые условия имеются на региональном уровне. На возможности использования для повышения квалификации ресурсов за пределами своего региона обращают внимание в общей сложности 9,4% (рис. 8).
Курсы повышения квалификации Отдельныемастер-классы Ничего из перечисленного Конкурсы профессионального мастерства Пр офесы юнальная nq> еподготовка Стажировки
Второе (третье и т.д.) высшее образование
Обучение на ма гистер ских программах, в аспирантуре. Ph.D. и т.д.
60.5
18.3 16,8
S.1
5,5
3,8
2
43.9
Рис. 7. Формы повышения квалификации педагогических работников УДОД (ответы педагогов УДОД, 2013 г., % респондентам разрешалось выбирать несколько вариантов подходящих ответов)
Рис. 8. Возможности площадок повышения квалификации, профессионального развития (ответы педагогов УДОД, 2013 г., %)
Анализ данных, освещающих субъективные представления педагогов УДОД о потенциале различных площадок для повышения квалификации, профессионального развития в территориальном разрезе показывает, чем крупнее населённый пункт, тем в большей степени педагоги высоко оценивают возможности пространств профессионального развития, находящихся в непосредственной близости (в учреждении по месту работы и в населённом пункте по месту жительства). Так, в Москве так считают 86%; в крупнейших городах с миллионным населением - 81%; а в пгт и сёлах - всего 29%. Педагоги, проживающие в населённых пунктах двух последних типов, наибольшие возможности повышения квалификации и профессионального развития видят в площадках, расположенных на региональном уровне (в том субъекте Федерации, где проживает педагог): соответственно 48% в средних и малых городах и 64% в пгт и сёлах). Чем меньше город, тем выше оценивается привлекательность площадок регионов и федерального центра. Однако в посёлках и сёлах педагогов, фиксирующих приоритет площадок повышения
квалификации в других регионах и на уровне Федерации меньше. Примечательно, что среди московских педагогов минимальная доля тех, кто отметил доступность данного типа площадок. Можно констатировать, что оценка педагогами возможностей повышения квалификации в том или ином месте обусловлена, как объективно сложившемся распределением ресурсов соответствующих организаций (крупных методических центров, институтов повышения квалификации или педагогических вузов), так и субъективными факторами (информированность о программах повышения квалификации, традиционные связи с региональными центрами, не желанием ряда педагогов уезжать для повышения квалификации далеко и на долго).
Таблица 6
Возможности площадок повышения квалификации,
профессионального развития педагогов УДОД: распределение по месту расположения учреждения
(ответы педагогов УДОД, 2013 г., %)
Тип населённого пункта Москва Город с населением свыше 1 млн жителей Город с населением от 100 тыс. до 1 млн жителей Город с населением до 100 тыс. жителей Посёлок городского типа + Село
Число респондентов 345 1399 2713 460 259
Площадки повышения квалификации и профессионального развития
В учреждении по месту работы 49 36 30 23 16
В населённом пункте, по месту жительства педагога 37 45 39 14 13
В сумме в непосредственной близости от места работы и проживания 86 81 69 37 29
На региональном уровне (в том субъекте федерации, где проживает педагог) 6 10 17 48 64
В других регионах 1 2 4 6 5
На федеральном уровне 3 4 7 6 1
В сумме на значительном удалении от места работы и проживания 9 16 31 60 70
Педагог не видит для себя возможностей профессионального развития в России 2 2 2 3 1
Другое 2 1 1 0 0
Результаты обследования позволяют сформулировать следующие основные характеристики условий труда педагогов в учреждениях дополнительного образования детей.
Нагрузка. Около половины педагогов УДОД работают более чем на 1 ставку, что негативно влияет на качество дополнительного образования. Диверсификация форм занятости педагогических работников УДОД заметно выше в негосударственных образовательных организациях:
- в 2,5-3 раза меньше работников, имеющих нагрузку более 1 ставки, что создаёт условия для более высокого качества образования;
- больше педагогов, работающих на условиях почасовой оплаты и по договору, что свидетельствует о более гибкой организации труда, но ставит работника в менее социально защищённое положение.
В структуре профессиональной деятельности педагогов УДОД внутри учреждения ведущую роль играют занятия с детьми (95,1% педагогов, в среднем 23 часа в неделю), по распространённости выделяются «подготовка к занятиям» и «ведение документации». Специфика профессиональной деятельности педагогов УДОД состоит в том, что на подготовку к занятиям тратится 2,5 раза меньше времени, чем школьными учителями. Полученные данные позволяют предположить, что привлечение педагогов к административной работе, к ведению документации, к мониторингу образовательных результатов в муниципальных и государственных организациях может квалифицироваться избыточное, так же избыточными можно считать расходы времени педагогов на организацию и проведение мероприятий, на административную работу в муниципальных и государственных УДОД.
Труд и занятость педагогов УДОД. Работа штатного педагога в УДОД занимает в среднем 30 часов в неделю. Кроме своей основной работы в учреждении дополнительного образования детей педагоги параллельно работают в других образовательных учреждениях (как преподаватели сузов), занимаются репетиторством (как преподаватели сузов и школьные учителя), но специфика занятости педагогов УДОД определяется наличием такого вида дополнительных занятий как творческая, производственная, спортивная деятельность. При этом репетиторством основная масса педагогов УДОД занимаются в 3 раза реже, чем школьные учителя (кроме педагогов учреждений, подведомственных органам по управлению культурой, где доля занятий репетиторством приближается к аналогичным показателям общеобразовательной школы).
Наибольший объём труда педагогов УДОД приходится на период «от года до трёх», когда осуществляются социально-профессиональные пробы, идёт активный поиск сферы приложения своих возможностей. На первых этапах трудовой деятельности, происходит постепенный рост доли педагогов, работающих по совместительству в других образовательных учреждениях, однако после 10 лет стажа, педагоги сосредотачиваются на работе в одном учреждении.
Повышение квалификации педагогов УДОД. Ежегодно четверть педагогов УДОД включаются в различные формы повышения квалификации, при этом наиболее распространённой формой являются курсы повышения квалификации (60,3% педагогов, более сложные формы профессионального развития (профессиональная переподготовка, второе высшее образование, магистратура, аспирантура) даже в сумме занимают скромное место (13,8%).
Оценка педагогами возможностей повышения квалификации на тех или иных площадках обусловлена, как объективно сложившемся распределением ресурсов соответствующих организаций, так и их степенью информированности, сложившимися стереотипами, территориальными барьерами.
Литература
1. Куприянов, Б.В. Результаты исследования кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей [Текст] / Б.В. Куприянов, С.Г. Ко-сарецкий // Экономика образования. - 2013. - № 3. - С. 55-63.
2. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей, 2012. Информационный бюллетень. - М. : НИУ ВШЭ, 2013. - 72 с.
3. Преподаватели образовательных учреждений: трудовые практики и мотивация труда. Информационный бюллетень. - М. : ГУ-ВШЭ, 2010. - 41 с.
4. Рощина, Я.М. Профессиональная практика учителей государственных и частных школ: цифры и факты [Текст] / Я.М. Рощина, Т.Н. Филиппова // Народное образование. - 2012. - № 10. - С. 61-65.
5. Учителя и воспитатели на рынке труда: частные и государственные школы и ДОУ в 2006-2011 гг. Информационный бюллетень. - М. : НИУ ВШЭ, 2012. - 36 с.
6. Федотова, В.В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития. Социологический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / В.В. Федотова. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.
7. Чендева, И.В. Педагоги дополнительного образования как социально-профессиональная группа [Текст] : автореф. дис. ... канд. социол. наук / И.В. Чендева. - Екатеринбург : Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2002. - 19 с.