Научная статья на тему 'Учитель и экологическое образование учащихся'

Учитель и экологическое образование учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1273
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / УЧИТЕЛЬ / ПРИРОДА / ЛИЧНОСТЬ / ECOLOGY / ENVIRONMENT / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL AWARENESS / ENVIRONMENTAL ACTIVITIES / STUDENTS / TEACHERS / NATURE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобоева З.С.

В статье подвергнута исследованию проблема экологичекого образования учащихся и роль учителя в этой деятельности. Раскрываются важность, значимость и особенности экологического образования школьников в современных условиях Подчеркивается, что процесс формирования экологического сознания требует интегрированного подхода к явлениям окружающей действительности, к процессу взаимодействия общества и природы. Сделан вывод, что задача учителя не просто дать знания учащимся по экологии, но и сформировать новое профессиональное отношоние к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобоева З.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher and environmental education of students

In the scientific article subjected to the study of the problem ekologichekogo education students and the teacher's role in this activity, revealed the importance, significance and characteristics of ecological education of schoolboys in modern conditions. The article emphasizes that the process formiro-vaniya environmental awareness requires an integrated approach to yavleni-yam reality, the process of interaction between society and nature.

Текст научной работы на тему «Учитель и экологическое образование учащихся»

УДК 57.026 З.С.БОБОЕВА

ББК 28.081

УЧИТЕЛЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Проблема экологии, охраны окружающей среды и рационального природопользования -одна из самых актуальных проблем современности глобального масштаба. Человечество живет в условиях экологической опасности, вызванной загрязнением окружающей среды, опустыниванием, обеднением видового разнообразия. В наши дни масштабы и острота данной проблемы необычайно возросли: под влиянием производственной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания живых организмов, пагубно влияющие на здоровье людей, таящие угрозу самой жизни будущих поколений. Задача экологического образования и воспитания школьников требует постановки вопросов подготовки учителя в данном направлении, разработка которых пока еще не нашла должного освещения в психолого-педагогических исследованиях.

Управление природоохранной деятельностью учащихся предполагает определение способов регулирования и контроля их действий в зависимости от целей деятельности, специфики ее предметного содержания и форм организации.

Осуществляя экологическую деятельность, наблюдая за изменениями, происходящими в окружающем мире, учителю очень важно не торопиться делать выводы. Активность учащихся в экологической деятельности напрямую зависит от того, как работает с ним учитель, они должны осознанно видеть, что помощь нужна.

Можно ли сказать, что школа и педагогическая наука делают все, чтобы обеспечить подготовку экологически образованных и воспитанных молодых людей? На этот вопрос И.Д. Зверев отвечает: "Пока нельзя ответить на этот вопрос утвердительно, особенно нельзя говорить о системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Только отдельные энтузиасты-педагоги смело вводят в учебно-воспитательный процесс содержательную трактовку современных комплексных проблем экологии"(6,с.8). По нашему мнению, экологическим образованием школьников должны быть охвачены все предметники-учителя. Мы полагаем также, что экологизация каждой науки, в том числе учебных предметов, может принести большую образовательную пользу, но вряд ли сможет разрешить проблему нравственной подготовки каждого человека к охране окружающей среды.

Поэтому так важно, чтобы в этот период рядом с подрастающим поколением был мудрый, духовно богатый и терпеливый помощник - учитель. Задача учителя не только ввести ученика в конкретную область научного знания, обучить языку своего предмета и научить им пользоваться в жизни, но и развить лучшие качества личности, помочь осознанно подойти к выбору будущей профессии, заложить стремление познавать и улучшать мир, в котором мы живем.

Поэтому предназначение учителя в значительной степени должно меняться, недастаточно быть только предметником и школьным воспитателем. Сегодня учитель должен стать проводником нового мышления - экологического, возможного лишь при условии высочайшей нравственности, образованности, культуры и профессионализма. У каждого выпускника учебного заведения должно быть сформировано экологическое мышление, выражающееся в воспитанной в нем привычке оценивать свои действия с точки зрения последствий, которые могут произойти в окружающей среде.

Какие же трудности предстоит преодолеть учителю при решении проблем экологического образования школьников? Главное - изменить собственное мировоззрение, осознать свою ответственность (человеческую и профессиональную) за подготовку экологически образованного и воспитанного подрастающего поколения к жизни. Важным образовательным и практическим результатом экологического образования школьников должно стать формирование личности, готовой принять идеологию здорового образа жизни:

в приоритете духовных потребностей по сравнению с материальными, забота о сохранении своего физического здоровья.

Будущий учитель должен быть готов использовать все возможности обучения и воспитания для развития экологического мышления, экологического мировоззрения. Ему необходимо учитывать влияние того, что окружает школьников в действительности, которое в той или иной степени влияет на процесс обучения и воспитания подрастающего поколения.

Л.В. Новиков пишет: "Дело в том, что среда человека - это не просто окружение, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует"(7,с.30). Результатом такого взаимодействия является социализация каждого отдельного человека, под которым понимается "усвоение и дальнейшее развитие индивидом социально-культурного опыта..., а его средствами передачи являются и опредмеченные результаты человеческой деятельности..."(7,с.45). Выявление воспитывающего потенциала на прилегающей к школе территории, использование его в реальной практике - залог успешной деятельности школы. "Если школьное обучение не связано реально с окружающей средой местности, то нельзя утверждать, что такая школа воспитывает или участвует в жизни того общества, которое оно обслуживает", - считает Арвид Бентсон (1, 215).

На практике, у городских учителей и школьников преобладает тревожное отношение к ней, а опыт экологической деятельности, как правило, примитивен. Главные причины такого положения в том, что отсутствуют крупные экологические акции, нет внимания экологов к школьникам как проводникам экологических ценностей, а также и в том, что школа в целом недостаточно повернута к экологическим проблемам. Данные, характерные для массовой школы, контрастируют с постановкой экологического обучения, воспитания школьников, занимающихся в специальных школах ("Зеленые колледжи"). Их знания об экологии не только более обширны, но и системны, отношение к экологическим проблемам более осознанно и окрашено в разнообразные тона - от безысходности до оптимизма. Направленность экологической деятельности этих учащихся более созидательная и социально-значимая: опытничество, мониторинг воды и воздуха, охрана животных и растений, активное участие в движении "зеленых", исследовательская работа и т.д. Поэтому на учителя возложена большая ответственность и от состояния его готовности к образовательной деятельности и природоохранительной работе во многом зависит развитие личности школьников.

Экологическая ситуация, сложившаяся сегодня, ставит вопрос об ответственности за последствия взаимоотношения с природой, по существу, перед каждым человеком. Усиление внимания к экологическим проблемам ставит вопрос образования субъекта экологической ответственности. Проблема эта включает в себя, прежде всего, выработку чувства ответственности у каждого человека. Знание научного природопользования должно формировать познавательную ответственность, прежде всего, обеспечивающую гуманизацию отношения человека и природы. Какой бы аспект экологических проблем не изучался, нужно рассматривать методологическую основу взаимоотношений "человек-природа", сущностное единство человека и окружающей его природной среды, необходимость познания экологических законов и их условий развития общества. Философское осмысление законов экологии способствует развитию экологического мышления на различных уровнях практической деятельности. Задача учителя не просто дать знания учащимся по экологии, но и сформировать новое профессиональное экологическое мышление и отношение к окружающей среде.

Наряду с экологическими проблемами глобального характера, будущий учитель должен владеть конкретными, региональными экологическими ситуациями: хорошо знать местную природу, ее состояние, позитивные и негативные антропогенные воздействия на нее, а также вместе с учащимися вести посильную работу по улучшению экологической обстановки своего местожительства.

При исследовании проблемы взаимодействий общества и природы необходимо исходить из того, что существует физическая зависимость человека от земных условий, все историческое развитие общества, человечества, его будущее необходимо рассматривать в неразрывном единстве с развитием с будущим природы нашей планеты, ее биосферы.

Поэтому процесс формирования экологического сознания требует интегрированного подхода к явлениям окружающей действительности, к процессу взаимодействия общества и природы. При этом велика роль мировоззренческой ориентации личности учителя в сложном комплексе экологических проблем. Экологическое образование и воспитание в системе современных знаний выполняет интегрирование знания в формировании у учащихся целостной картины мира. В этих условиях все более очевидной становится необходимость обоснованного формирования готовности будущих учителей к экологическому образованию школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бентсон, Арвид. Детские игры: не только средство физического воспитания. / А. Бентсон. -Москва: Перспективы, 1982. -№1- С. 211-219.

2. Глобальный форум по проблемам окружающей среды и развитию в целях выживания // Зеленый мир. - 1990 - 20 января.

3. Государственная комплексная программа развития экологического воспитания и образования населения Республики Таджикистан на период до 2020 года. -Душанбе, 2015.

4. Закон Республики Таджикистан «Об охране природы» (в редакции Закона от 13 июня 2007г. №284). -Душанбе, 2007.

5. Закон Республики Таджикистан «Об охране окружающей среды». -Душанбе, 2011.

6. Зверев, И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики /И.Д.Зверев.// Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. - Таллин,1980. - С. 5-10.

7. Новиков, Л.В. Школа и среда. / Л.В. Новиков - М.: Знание, 1985. - 80с.

REFERENCES:

1. Bentson, Arvid. Kids Games: not only a means of physical PLAY-Tania. / A. Bentson. -Moscow: Perspectives - 1982. -№1- P 211-219.

2. The Global Forum on Environment and Development in tse-lyah survival // Green world. - 1990

- January 20.

3. Comprehensive State Program of Environmental Education of the Republic of Tajikistan for the period up to 2020. -Dushanbe, 2015.

4. Law of the Republic of Tajikistan "On Environmental Protection" (Law of 13 June 2007. №284).-Dushanbe,2007.

5. The Law of the Republic of Tajikistan "On Environmental Protection". -Dushanbe, 2011.

6. Zverev, I.D Environmental education and training as a new domain of-school educational theory and practice. /I.D.Zverev.// Problems of environmental education in high school. - Tallinn, 1980.

- P. 5-10.

7. Novikov, L.V The school and the environment / L.V. Novikov. - M .: Knowledge, 1985. - 80c.

Учитель и экологическое образование учащихся

Ключевые слова: экология, охрана окружающей среды, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое сознание, природоохранная деятельность, учащиеся, учитель, природа, личность.

В статье подвергнута исследованию проблема экологичекого образования учащихся и роль учителя в этой деятельности. Раскрываются важность, значимость и особенности экологического образования школьников в современных условиях Подчеркивается, что процесс формирования экологического сознания требует интегрированного подхода к явлениям окружающей действительности, к процессу взаимодействия общества и природы.

Сделан вывод, что задача учителя - не просто дать знания учащимся по экологии, но и сформировать новое профессиональное отношоние к окружающей среде.

Teacher and environmental education of students

Keywords: ecology, environment, environmental education, environmental education, environmental awareness, environmental activities, students, teachers, nature, personality.

In the scientific article subjected to the study of the problem ekologichekogo education students and the teacher's role in this activity, revealed the importance, significance and characteristics of ecological education of schoolboys in modern conditions. The article emphasizes that the process formiro—vaniya environmental awareness requires an integrated approach to yavleni—yam reality, the process of interaction between society and nature.

Сведения об авторе:

Бобоева Зебо Субхоновна, соискатель Института развития образования Академии образования Таджикистана (Республика Таджикистан. г.Душанбе), E-mail:boboeva. z84@mail. ru

Information about the author:

Boboeva Zebo Subhonоvna, a researcher Institute Education Development of the Academy of Education of Tajikistan (Tajikistan. Dushanb),E-mail:boboeva.z84@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.