Научная статья на тему 'Учимся быстро и легко задавать любой вопрос на английском языке: "сильные" / "слабые" глаголы'

Учимся быстро и легко задавать любой вопрос на английском языке: "сильные" / "слабые" глаголы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
456
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ / FORMATION OF GRAMMAR AND SPEECH SKILLS / ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ / INTERROGATIVE SENTENCES / МЕТОД "СИЛЬНЫЙ СЛАБЫЙ" ГЛАГОЛ / THE METHOD OF "STRONG" "WEAK" VERB

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Назаренко Надежда Валентиновна

Одними из современных направлений в методике обучения английскому языку являются когнитивный и коммуникативно-ориентированный подходы, которые предполагают формирование грамматических навыков, готовят студентов к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни. В данной статье автор делится своей простой для понимания «находкой» построения вопросительных предложений («сильный слабый» глагол), которая позволяет студенту легко запомнить и использовать приёмы построения вопросов любого типа (всего 6), что значительно облегчает процесс коммуникации, поскольку наше общение состоит в основном из вопросов и ответов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How Rapidly and Easily to Ask Any Question in English: “Strong” and “Weak” Verbs

One of the modern trends in the methods of teaching English are the cognitive and communicative oriented approaches, which involve the formation of grammatical skills, preparing students to the use of speech grammatical structures in real life. In this article, the author shares his easy-to-understand "discovery" of building interrogative sentences ("strong weak" verb), which allows students to remember easily and use the techniques of constructing issues of any type (of 6), which greatly facilitates the communication process, because our communication consists mainly of questions and answers.

Текст научной работы на тему «Учимся быстро и легко задавать любой вопрос на английском языке: "сильные" / "слабые" глаголы»

стного подхода // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. - Курск: Юго-Западный государственный университет (Курск). -2012. - № 2. - С. 242-247.

3. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение // Образование и наука. -2007. - № 6 (48). - С. 32-41.

4. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.

5. Реутова Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). - Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. - 58 с.

Ж

Н. В. Назаренко

УДК 378

УЧИМСЯ БЫСТРО И ЛЕГКО ЗАДАВАТЬ ЛЮБОЙ ВОПРОС НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: «СИЛЬНЫЕ» / «СЛАБЫЕ» ГЛАГОЛЫ

С

» тремительное вхождение России в мировое сообщество, интеграционные процессы в различных сферах политики, экономики, культуры, идеологии, смешение и перемещение народов и языков поднимают проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к раз-

ным культурам. Все это не может не отразиться на методике обучения английскому языку, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания английского языка.

Чтобы научиться говорить на английском языке, необходима определенная система или, как ее чаще называют, методика обучения английскому языку, которая позволила бы приобрести навыки чтения, понимания речи на слух, говорения и письма на изучаемом языке.

В классической методике преподавания иностранных языков примерно 90% времени уделялось теории иностранного языка, когда студенты изучали новую лексику, синтаксические конструкции, обсуждали правила, а также читали и переводили тексты, делали письменные задания и иногда слушали аудиозаписи. На развитие разговорных навыков уходило всего 10% времени от занятия, в результате обучающийся понимал тексты на английском языке и знал грамматические правила, но не мог говорить. На смену этой методике пришли более современные методики, позволяющие овладеть навыками устной речи и общаться с носителями иностранного языка. К таким методикам можно отнести коммуникативную, проектную, методику тренингов. Появились и новые, более активные, методы и приёмы обучения английскому языку, такие как круглый стол, мозговой штурм, деловая игра, презентация, игровая методика изучения английского языка для детей.

Главной целью обучения иностранному языку является свободное общение, включающее в себя грамотную устную речь. Грамотная устная речь подразумевает знание грамматики, т.е. грамматически правильное оформление устно-речевых высказываний.

В настоящее время обучение грамматике является не целью, а одним из важных средств обучения иностранному языку. Однако, как известно, студентам больше всего не нравится заниматься на уроках иностранного языка именно грамматикой, в результате чего и возникают большие затруднения при ее

20/?//

изучении, хотя можно с уверенностью сказать, что грамотная устная речь зависит от сформированное™ грамматических навыков студентов. [2].

Образное сравнение М. А. Пфейфер позволяет легко понять, что язык нельзя сводить к лексике; она является лишь материалом, из которого с помощью логической системы -грамматических и синтаксических конструкций - строится высказывание, то есть выражается мысль. Грамматические категории в английском языке в отличие от лексического материала весьма ограничены и, что особенно важно, неизменны в течение столетий. М. А. Пфейфер подчёркивает, что они-то и составляют так называемый «скелет», «опорно-двигательный аппарат» языка. Без этого «скелета» язык - россыпь разнородных элементов. Именно этот аппарат придаёт «лицо» языку, характер, отличающий его от других языков. Чтобы перевести с одного языка на другой, нужны не только другие слова, но и другая логика построения высказывания, другие взаимосвязи, знание другой культуры. Этой-то логике и следует обучать [5].

Как и А. А. Леонтьев, мы уверены в том, что «употребление каждого грамматического явления, должно быть доведено до уровня навыка. Автоматизм достигается в том случае, если форма усваивается вместе с функцией. Заучивание формы, изолированной от ее функции, не гарантирует его последующего правильного употребления. И действительно ученик может наизусть выучить парадигму спряжения глаголов, может без запинки воспроизводить основные формы глаголов, но при этом оказывается часто не в состоянии выразить самую простую мысль. Поэтому золотое правило при обучении грамматической стороне речи - учить усваивать грамматическую форму в процессе ее употребления. Только в этом случае формируется навык ее использования. Ведь в речевой практике человек говорит что-либо не потому, что ему хочется употребить то или иное грамматическое явление, а чтобы выразить свое согласие или несогласие, уверенность и так далее». Следовательно, упражнения должны носить

коммуникативный характер, они делятся на подготовительные, направленные на формирование грамматического навыка, и речевые, отвечающие за развитие умений устного высказывания. А. А. Леонтьев отмечает, что для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков, необходимы речевые умения. Умения предполагают творческую деятельность. Она связана с мышлением, воображением, эмоциями [1].

Новизна предлагаемого метода построения сразу всех типов вопросительных предложений заключается в том, что приём условного деления всех глаголов на «сильные» и «слабые» позволяет быстро и легко определить, какой глагол должен стоять на первом месте в вопросительном предложении любого типа. Учитывая то, что английское предложение имеет твёрдый порядок слов, совсем не сложно расставить по своим местам все члены предложения согласно известной схеме.

Свой метод мы выстраиваем на основе когнитивного и коммуникативно-ориентированного подходов. Предлагается пошаговая презентация построения вопросительного предложения:

1. Порядок слов утвердительного предложения.

2. Порядок слов вопросительного предложения.

3. Выявление глагола, который должен занимать первое место в вопросительном предложении. Условное деление всех глаголов на две группы «сильные» и «слабые»;

4. Вывод о том, какой глагол «имеет право» стоять на первом месте в вопросительном предложении (только «сильный» или вспомогательный);

5. Согласно схеме «порядок слов вопросительного предложения» выстраиваются все типы вопросов в два этапа:

5.1. Сначала все типы вопросов с «сильными» глаголами (на примере Present Simple) в логическом порядке по степени сложности их построения: общий, альтернативный, специальный, вопрос к подлежащему, разделительный, вопрос, выражающий удивление (разве? неужели?).

Затем следует закрепление материала на упражнениях, сначала на закрепление грамматических навыков, затем - на закрепление речевых навыков.

5.2. После «сильных» глаголов переходим к «слабым» глаголам. В той же логике выстраиваем все типы вопросов со «слабыми» глаголами (так же в Present Simple). В результате студенты повторно выстраивают все типы вопросов (всего шесть), меняя «сильный» глагол на «вспомогательный» Do (если в предложении сказуемое выражено «слабым» глаголом, то ему нужен «помощник», чтобы сохранить обратный порядок слов вопросительного предложения, т.е. вспомогательный глагол). В результате студенты легко делают вывод, что на первом месте может стоять только «сильный» или вспомогательный глаголы.

После этой работы выполняются упражнения на закрепление грамматических и речевых навыков. Покажем на примере:

Шаг I: The word order of an English affirmative sentence

(Порядок слов английского утвердительного предложения) - прямой порядок слов. 1 2 3 4

подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство

Ex.: I often send letters by e-mail.

Шаг II: The word order of an English interrogative sentence

(Порядок слов английского вопросительного предложения) - обратный порядок слов

1 2 3 4 5

глагол + подлежащее + оставшаяся часть сказуемого + дополн. + обстоят.

В вопросительном предложении на первом месте всегда стоит глагол, но какой? Выясним:

Шаг III: Выявляем глагол, который должен занимать первое место в вопросительном предложении. Для этого делим все глаголы на две условные группы «сильные» и «слабые»:

Глаголы

«Сильные» «Слабые» - все остальные

1. to be

2. to have got

3. can

4. must

5. may

6. shall

7. will

Do / does -

вспомогатель-ный глагол, который помо-гает «слабым» глаголам по строить вопросительные и отрицательные предложения. Не переводится на русский язык

Шаг IV: Вывод: если в предложении сказуемым является «сильный» глагол, то он и занимает первое место в вопросительном предложении. Если в предложении сказуемое выражено «слабым» глаголом (работать, учиться, любить, знать, видеть и т. д.), то на первом месте должен стоять «помощник», т.е. вспомогательный глагол, который не переводится на русский язык, а только помогает выстроить структуру вопросительного предложения. В Present Simple - это глагол Do и его форма Does. Таким образом, на первом месте вопросительного предложения может стоять только «сильный» или вспомогательный глагол.

You can speak We live in Moscow.

English Do we live in

Can you speak Moscow?

English? We don't live in

You cannot speak Moscow.

English.

His sister is a good You look like your

doctor. mother.

Is his sister a good Do you look like

doctor? your mother?

His sister isn't a You don't look like

good doctor. your mother.

They have got a She likes traveling.

large flat. Does she like

Have they got a traveling?

large flat? She doesn't like

They haven't got a traveling.

large flat.

Шаг V.1: Все типы вопросов с «сильными» глаголами (Present Simple)

К утвердительному предложению, в котором сказуемое выражено «сильным» глаголом (are) задаём все типы вопросов в указанном порядке:

"Your parents are famous businessmen"

1. Общий:

2. Альтернативный:

3. Специальный:

Вопросительные слова:

What+сущ. - какой? What+глаг. - что? What colour of+ сущ. -какой? (о цвете) What kind of+ сущ. -какой? (о качестве)

How long / far / fast / many / much - как долго / далеко / быстро / сколько?

Are your parents famous businessmen? Are your parents famous businessmen or doctors?

What businessmen are

your parents?

Where - где? куда? When - когда? Why - почему? How - как?

4. К подлежащему: к его определению:

Вопросительные слова:

5. Разделительный:

6. Удивление: (разве...? неужели ...?)

Отриц. предложение:

Who are famous businessmen? Whose parents are

famous businessmen?

Who - кто? What - что? Which of you / us / them - кто из вас / нас / них?

What+подлежащее -какой ...?

Whose+подлежащее -чей .?

Your parents are famous businessmen, aren't they? Aren't your parents famous businessmen? Your parents are not famous businessmen.

PRACTICE

Сначала предлагается выполнить подготовительные упражнения, направленные на формирование грамматического навыка:

Ex 1. Put as many questions on the following sentences as possible.

1. My boss can speak English and German very well.

2. He must do a lot of routine at his office every day.

3. She is the best manager in the company.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. My sister has got two children Kate and Alex.

5.

6. 7.

England.

Ex. 2. Make up questions using the following word combinations:

. My daughter may go to disco on Sundays. . They are at the sales conference now. General director is on business in

modern designer the computer any children a doctor or a teacher business trips

natural or artificial silk a daughter or a son at school at work too much work

Ex. 3. Hiroshi Tanaka is in the gift store in the lobby of the Columbia Towers Hotel. Complete the dialogue using the verbs in brackets.

Gift Store

Conversation A

Hiroshi: How much............( be ) this?

Salesperson: The baseball cap? It's $15,50.

Hiroshi: What size..........( be ) it?

Salesperson: They are all the same. One size fits all.

Hiroshi: That's OK.

Conversation B

Hiroshi: How much......( be ) these T-shirts?

Salesperson: Which ones? Hiroshi: The dark blue ones. Salesperson: They are eighteen dollars each. Hiroshi: What size do you have? Salesperson: Small, medium, large, and

extra large..........( be ) it for you?

Hiroshi: No, It's for my son.

Salesperson: How old..........( be ) he?

Hiroshi: Thirteen.

Salesperson: I suppose medium, then.

Conversation C Hiroshi:

OK. The cap and the T-shirt, then.

Salesperson: That's thirty- three fifty together. Hiroshi: Thirty-five ten with the tax. Do you take travelers checks?

Salesperson: Sure. Just sign and date it. I have a stamp with the store name.

Hiroshi: There you go

На втором этапе усвоения материала предлагается выполнить речевые упражнения творческого характера, отвечающие за развитие умений устного высказывания. Преподаватель предлагает различные творческие задания, используя такие методы и приёмы, как:

- работа в парах;

- работа в группах;

- составить короткий диалог на заданную тему;

- преподаватель показывает или называет предмет, студенты задают все типы вопросов об этом предмете;

- один студент загадывает слово остальные студенты, задавая вопросы, пытаются отгадать задуманный предмет и т.д.

Шаг V.2: Все типы вопросов со слабыми глаголами (Present Simple )

"Our new computers work very well"

1) всп. гл. 2) подл.3) ост.часть сказ.

1. Общий: Do our new computers work very well?

2. Альтернативный: Do our new computers work very well or badly?

0) вопр. сл.1) глаг. 2) подл. 3) остав. часть сказ.

3. Специальный: How well do our new computers work?

4. К подлежащему: What worksvery особенности: well? (What - услов-

а) нет вспомогат. но принято считать глагола, за подлежащее в 3-м

в) сказуемое + -s лице единственного числа, поэтому к сказуемому прибавляем суффикс -s).

К определению Whose computers work very well?

подлежащего:What computers work very well?

5. Разделительный: Our new computers work very well, don't they?

6. Удивление: Don't our new computers work very well?

(Paзве? Неужели?)

Отрицательное предложение: Our new

computers don't work very well.

Нужно помнить! Если сказуемое в предложении выражено «слабым» глаголом, то, как в вопросительных, так и в отрицательных предложениях используется вспомогательный глагол. В Present Simple - это Do или Does.

PRACTICE

Закрепление теоретического материала построения вопросов со «слабыми» глаголами проводится в той же последовательности, что и с «сильными» глаголами: сначала выполняются подготовительные упражнения, направленные на формирование грамматического навыка, затем - речевые, творческие, отвечающие за развитие умений устной речи.

Ex 1. Put as many questions on the following sentences as possible.

1. I come from the United States of America.

2. I'm a software engineer. I work for Siemens.

3. I often travel to England, Finland and Japan.

4. Mr. Black's children study in New Zealand.

5. We often tell funny stories to each other when we are at our friend's birthday party.

Ex. 2. Make up questions using the following word combinations.

live in Khabarovsk visit exhibitions or Moscow

spend free time write foreign partners foreign delegations meet interesting people go on business trips produce some goods / services

2а//// -

Ex. 3. Interview the partner and complete the questionnaire.

1 Questionnaire

D a telephone D a car phone

□ a modem D a video phone D a pay phone D an answering machine

2 How many extensions are there

□ at home? □ at work ?

3 How often do you use th

D a fax modem П a phone card П a mobile phone □ a fax machine 0 a caller display

very

often

■ twn

[ dav

D not every day D occasionally

once □ often

4 When you hear an answering machine, what do you do?

G always leave a message П sometimes leave a message П never leave a message

5 When you don't know a number, what do you prefer to do?

П look in a phone directory

D call Directory Assistance

[Упражнение заимствовано,4]

Речевые творческие задания, например:

- диалог на заданную тему: «спорт», «погода», «мой университет» и т.д.;

- ролевая игра на заданную тему: «знакомство двух студентов», «преподаватель -студент на экзамене», «продавец - покупатель в магазине», «турист - прохожий» и т.д.);

- круглый стол «Культурные особенности студенческой жизни разных стран» и т.д.

После овладения студентами умением задавать вопросы считаем целесообразным переходить к более детальному знакомству с видо-временными формами английского глагола, начиная с Present Simple Active. При презентации построения всех типов вопросительных предложений в Present Simple преподавателю рекомендуем использовать предложение, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением в третьем

лице единственного числа с тем, чтобы указать на особенности этой категории. Например: My friend studies in Moscow.

Таким образом, студенты строят все типы вопросительных предложений уже в третий раз, учитывая при этом грамматические особенности английского языка, например: употребление суффикса -(e)s или вспомогательного глагола Does, если подлежащим является местоимение или существительное в третьем лице единственного числа.

Шаг VI. Все типы вопросов со слабыми глаголами (подлежащее в 3 лице ед. числа.)

"Water boils at 100 degrees Celsius."

1. Общий: Does water boil at 100 degrees Celsius?

2. Альтернативный: Does water boil at 100 or 80 degrees Celsius?

3. Специальный: What temperature does water boil at?

4. К подлежащему: What boils at 100 degrees Celsius?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Разделительный: Water boils at 100 degrees Celsius, doesn't it?

6. Удивление: Doesn't water boil at 100 degrees Celsius?

Отрицательное предложение: Water doesn't boil at 80 degrees Celsius.

Наречия времени: sometimes, always,

usually, seldom, often, never,

(слова - сигналы) every day /month /year...

Does water boils at 100 or 80 degrees Celsius? (К сказуемому не добавляется -s).

Water doesn't boils-at 80 degrees Celsius (К сказуемому не добавляется -s).

3 лицо ед. число, т.е., суффикс -(e)s, в вопросительном и отрицательном предложениях употребляется только одинра

I read I do not/don't Do I read? read

You read You do not/don't Do you read? read

He/she/it He/she /it doesn't Does he/she / reads read it read?

We read We do not/ Do we read?

don't read

They read They do Do they read?

not/don't read

PRACTICE

Ex. 1. Complete the sentences using one of the following verbs and then make these sentences interrogative:

know(s) close(s) drink(s) cause(s) live(s) take(s) place open(s)

1. Nick..............English very well.

2. He never...............coffee.

3. My friend............in a large flat.

4. The elections in the USA...........every

4 years.

5. Bad driving.............many accidents.

6. The shop next to my house ...... at 8

o'clock a.m. and......at 10 o'clock p.m.

Ex. 2. Put the verbs into the correct form.

1. Margaret......( not / drink ) coffee very

often.

2. What......( you / do )? "I'm a teacher."

3. What time ...... ( shop / close ) in your

town?

4. Where......( Jane / come ) from?

5. How long......( it / take ) you to get to

your office?

6. My daughter...... ( play ) the piano but

she......( not / play ) very well.

Ex. 3. Ask Jane questions about herself and her family.

1. You know that Jane plays tennis. You want to know how often. Ask her.

How often do you play tennis?

2. Perhaps Jane's sister plays tennis too. You want to know. Ask Jane.

......your sister.....................................?

3. You know that Jane reads a newspaper every day. You want to know which one.

Ask her........................................?

4. You know that Jane's brother works. You

want to know what he does. Ask Jane.

.......................................................?

5. You know that Jane goes to the cinema a

lot. You want to know how often. Ask her.

......................................................?

6.You don't know where Jane's mother lives. Ask Jane.............................? [6]

Ex. 4. Complete the dialogue by putting the verbs in brackets into the correct form. See the example.

Brian: I need to speak to Gina about this new publicity brochure. Do you know (you / know ) where she is?

Diana: She ........... ( not / work ) on

Fridays. She gave up her full-time job and now she ( work ) part-time.

Brian: Right. When.............( she / come

) to the office?

Diana: Well, she ............... ( come ) in

from Monday to Thursday, but she.........

( not / stay ) all day. She usually......( start

) at 9.00 and......( go ) home at about 2.15

Ex. 5. Write true sentences with never, sometimes, often.

1. I ... use a fax machine.

2. I ... use a telephone.

3. I . use a videophone.

4. I . use an answering machine.

5. I . use a mobile phone.

Ex. 6. Ask your friend questions with "How often?"

1. (call directory assistance) How often do you call directory assistance?

2. (receive messages).......................?

3. (send faxes) ........... ?

4. (use a pay phone) ........ ?

5. (phone home).............................?

Ex. 7. Put these words and expressions in the order of frequency and use them in your own questions:

□ always □ twice a week

□ never □ twice a day

□ often □ once every two days

□ occasionally □ not every week

□ very often □ once a day

□ hardly ever □ once a week

На следующем этапе можно предложить студентам выполнить речевые творческие задания, например:

- диалог на заданную тему: «спорт», «погода», «мой университет» и т.д.;

- ролевая игра на заданную тему: «знакомство двух студентов», «преподаватель -студент на экзамене», «продавец - покупатель в магазине», «турист - прохожий» и т.д.);

20/7//

- круглый стол «Культурные особенности студенческой жизни разных стран» и т.д.

Отметим, что данная методика построения вопросительных предложений легко адаптируется ко всем видовременным формам английского глагола.

Описываемую методику можно применять не только для обучения студентов университета, но и школьников среднего и старшего звена, т.е. тех учащихся, которые уже овладели знаниями по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Практика показывает, что используя методику «сильные - слабые глаголы» студенты быстро и легко овладевают навыками построения вопросительных предложений и используют их в устной речи.

АННОТАЦИЯ

Одними из современных направлений в методике обучения английскому языку являются когнитивный и коммуникативно-ориентированный подходы, которые предполагают формирование грамматических навыков, готовят студентов к использованию речевых грамматических структур в реальной жизни. В данной статье автор делится своей простой для понимания «находкой» построения вопросительных предложений («сильный - слабый» глагол), которая позволяет студенту легко запомнить и использовать приёмы построения вопросов любого типа (всего 6), что значительно облегчает процесс коммуникации, поскольку наше общение состоит в основном из вопросов и ответов.

Ключевые слова: формирование грамматических и речевых навыков, вопросительные предложения, метод «сильный - слабый» глагол.

SUMMARY

One of the modern trends in the methods of teaching English are the cognitive and communicative oriented approaches, which involve the formation of grammatical skills, preparing students to the use of speech grammatical structures in real life. In this article, the author shares his easy-to-understand "discovery" of building interrogative sentences ("strong - weak" verb), which allows students to remember easily and use the techniques of

constructing issues of any type (of 6), which greatly facilitates the communication process, because our communication consists mainly of questions and answers.

Key words: formation of grammar and speech skills, interrogative sentences, the method of "strong" - "weak" verb.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.

2. Методика обучения грамматике на уроках английского языка [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bestreferat.ru/referat-270258. html (дата обращения: 01.02.2017).

3. Назаренко Н. В. Грамматика англий ского языка для делового общения за 40 часов: учеб. пособие / сост. Н. В. Назаренко. -Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2008. - 136 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Peter Viney. Basic Survival. International Communication for Professional People. - Hi-neman, 1996.

5. Пфейфер М. А. Использование опор на этапе введения и тренировки видовременной системы английского языка. - Издательский дом ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. - English, № 6 (16-31 March), 2008. - 49 с.

6. Raumond Murphy. English Grammar in Use. - Cambridge University Press. - Cambridge, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.