ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ
УДК 657.1.012.1
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ»
З. Ш. БАБАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: babaevazoia@rambler. ru Дагестанский государственный университет
В статье исследуются вопросы формирования и изменения учетной политики организации в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Также рассматриваются обоснование учетной политики и основные требования и допущения, которые должны соблюдаться при формировании и раскрытии учетной политики.
Ключевые слова: учетная политика, новый Федеральный закон «О бухгалтерском учете», формирование учетной политики.
Учетная политика организации является важным документом, в котором должны быть раскрыты все особенности ведения бухгалтерского учета в организации. В действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика организации является документом IV уровня и относится к рабочим документам организации.
Принятая организацией учетная политика должна применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения приказа или распоряжения по учетной политике организации. Например, приказ по учетной политике организации
на 2012 г. должен быть датирован не позднее 31.12.2011.
В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) организации, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (п. 3 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые
формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2013, учетная политика—это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ).
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности. В случае если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ разрабатывается самостоятельно (п. 4 ст. 8 Закона № 402-ФЗ).
Помимо специфики деятельности организации, на выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:
• организационно-правовая форма;
• виды и масштабы деятельности организации;
• стратегия финансово-хозяйственного развития (долгосрочные перспективы развития организации, инвестиционные перспективы и т. п.);
• уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т. п.);
• масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
• уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.
Основным моментом при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета является обоснованный выбор одного способа из нескольких способов организации и ведения бухгалтерского учета, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из положений по бухгалтерскому учету.
Методологические основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008).
Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 распространяется:
• в части формирования учетной политики — на все организации;
• в части раскрытия учетной политики — на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация оформляет свою учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь
созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица.
При формировании и раскрытии учетной политики должны соблюдаться основные требования и допущения, установленные нормами ПБУ 1/2008.
В частности, при формировании учетной политики должны обеспечиваться требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, рациональности, а также должны предусматриваться допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Одновременно с утверждением учетной политики организация должна разрабатывать и утверждать в виде приложений к приказу по учетной политике следующие рабочие документы:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• способы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями (п. 4 ПБУ 1/2008).
Формы первичных документов утверждаются руководителем организации. Их соответствие утвержденным унифицированным формам в соответствии с Законом № 402-ФЗ не требуется.
При этом необходимо, чтобы первичный документ содержал перечень обязательных реквизитов.
Кроме того, теперь первичные документы могут быть составлены не только на бумажном
носителе, но и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Формы бухгалтерских регистров утверждает руководитель. Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
— наименование регистра;
— название организации;
— даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который он составлен;
— хронологическую и (или) систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
— величину денежного измерения объектов учета с указанием единицы измерения;
— наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
— подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих граждан.
Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 требует отражения в учетной политике принятого порядка проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Как правило, данный порядок определяет формы и сроки проведения плановых и внеплановых инвентаризаций, а также перечень имущества и финансовых обязательств организации, подлежащих инвентаризации.
С 01.01.2013 организация определяет указанный порядок уже в соответствии с требованиями Закона № 402-ФЗ и Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (в редакции от 08.11.2010).
Правила документооборота, утверждаемые главным бухгалтером, служат основой организации первичного учета документов организации.
Эти правила устанавливают график прохождения документов от момента их выписки до сдачи на хранение в архив. В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указывается порядок и время прохождения документов с момента составления до сдачи в архив.
Принятая организацией учетная политика должна применяться последовательно от одного отчетного года к другому, т. е. должна соблюдаться
неизменность учетной политики как в течение отчетного года, так и в течение нескольких последующих отчетных периодов. Это позволяет создать определенную стабильность в ведении бухгалтерского учета.
Изменение учетной политики организации должно быть обоснованным и может производиться в случаях:
• изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
• разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
• существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией организации, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики также подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами или распоряжениями руководителя организации).
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении.
Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на
основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законом или нормативным актом.
Если соответствующий закон или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в следующем порядке.
Последствия изменения учетной политики, способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, отражаются в бухгалтерской отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за 2 года. Исключение составляют случаи, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью.
При соблюдении указанного требования отражения последствий изменения учетной политики следует исходить из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с первого момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за периоды, предшествующие отчетному периоду. Указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется к соответствующим фактам хозяйственной деятельности, свершившимся только после введения такого способа.
Информация об изменениях учетной политики организации на год, следующий за отчетным годом, должна быть отражена в виде отдельного раздела в пояснительной записке.
В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:
— причину изменения учетной политики;
— содержание изменения учетной политики;
— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
В случае если раскрытие информации, предусмотренной п. 21 ПБУ 1/2008, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.
В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
3. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
4. Филипов М. Новое ПБУ «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) . Что изменилось? [Электронный ресурс] . URL: http://www. klerk. ru/glossary/125125/.
«Поддерживай рекламу, и 1 5 * м
реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар Ж^яЩ.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ
ВСЕГО В 2 950 РУБ. ш
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail:[email protected] Ш