УДК 657 (075.8)
Л. И. Воронина
доцент, магистр экономики, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ИПЭУ МГЛУ e-mail: voroninalarisa@rambler.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТУРБУЛЕНТНОСТИ
Автор подробно рассматривает сущность, нормативную базу и принципы формирования учетной политики коммерческих организаций. В статье раскрыты особенности учетной политики субъектов малого предпринимательства. Разработана сводная классификация элементов организационно-технического аспекта учетной политики, рассмотрены основные элементы методического аспекта.
Ключевые слова: коммерческая организация; принципы формирования; учетная политика; бухгалтерский учет; субъект малого предпринимательства; глобальная турбулентность; организационно-технический аспект; методический аспект.
Voronina L. I.
Master of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, MSLU e-mail: voroninalarisa@rambler.ru
THE THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS OF FORMING ACCOUNTING POLICIES FOR SMALL ENTITIES IN THE PRESENCE OF GLOBAL TURBULENCE
Substance, regulatory base and principles of forming accounting policies in commercial organizations are considered. Specific features of policies developing by small-sized entities are put to analysis. Organizational and technical elements of accounting policies are classified and basic methods of research are described.
Key words: commercial organization; forming principles; accounting policies; accounting; small entity; global turbulence; organizational and technical aspect; methods of analysis.
Обоснование актуальности
Сегодня в Российской Федерации активно работает не менее десяти тысяч малых и средних только инновационно активных предприятий.
Однако, кроме двух-трех отдельных малобюджетных фондов, молодым предпринимателям и малым предприятиям никто по существу не помогает. Проблема малого бизнеса в нашей стране решается крайне неэффективно, хотя правительство выделило средства на эти нужды.
Особенно ухудшилось состояние малого бизнеса в последние годы в условиях глобальной турбулентности. Причины, вызвавшие нынешнее состояние мировой и отечественной экономической системы, порождены тем, что:
1) наиболее экономически развитые страны не смогли преодолеть последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., что сказывается на всей мировой экономике;
2) продолжается формирование новых мировых центров экономического развития (Китай, Россия и др.), что вызывает «перезагрузку» всей системы глобальных экономических отношений и обостряет конкурентную борьбу за рынки сбыта;
3) против России осуществляется политика сдерживания в виде экономических санкций;
4) в нашей стране происходит переход к новому технологическому укладу, сопровождающийся глубокой структурной перестройкой экономики, и соответственно порождающий ряд кризисных явлений.
Наложение этих процессов породило явление под названием «турбулентность глобальной экономики».
Учитывая, что более 95 % компаний в мире являются малыми и средними предприятиями и планируют в дальнейшем расширять свою торговую, производственную или другую деятельность, роль выживания и даже развития в условиях глобальной турбулентности неразрывно связана с правильной организацией и эффективным ведением учета такими предприятиями.
Тем не менее автору этой статьи при чтении цикла лекций в 2014 г. по дисциплине «Учет на предприятиях малого бизнеса» пришлось столкнуться с отсутствием:
• необходимой учебной литературы (учебников, монографий) по данному курсу;
• квалифицированных научных и методических материалов (научных статей, учебных и методических пособий), позволяющих на базе их изучения эффективно организовать учетный процесс на малых предприятиях.
Кроме выделенных внешних причин существуют и внутренние причины (риски) неэффективной организации и ведения учета малым бизнесом. Как отмечено Н. Н. Парасоцкой в статье «Методика организации аудита малых предприятий» [4], учет и аудит в субъектах малого предпринимательства подвержен «специфическим факторам рисков:
- учетные записи могут вестись нерегулярно, без последовательного соблюдения формальных требований и не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;
- руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;
- по объективным причинам вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;
- в условиях малых экономических субъектов возможна ситуация, когда сотрудники, ведущие бухгалтерский учет, одновременно имеют доступ к таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;
- если малый экономический субъект осуществляет большое количество операций за наличные деньги; возможна ситуация, когда выручка не фиксируется или занижается (с целью нарушения требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);
- при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности» [4, с. 32].
В этих условиях первоочередной задачей научного сообщества является разработка и предложение к использованию такой экономической, и в том числе учетной политики малого бизнеса, которая направлена на стратегические перспективы его развития.
Правильно сформированная учетная политика регулирует все существенные элементы организации и ведения бухгалтерского и налогового учета и способствует эффективному контролю со стороны
как внутренних ревизоров, так и внешних независимых проверяющих (аудиторов).
Как показывает практика аудиторских проверок, формирование учетной политики коммерческими организациями, особенно субъектами малого предпринимательства (СМП), связано с определенным кругом проблем:
1) незнание регулирующей учетную политику нормативной базы;
2) недопонимание сущности и назначения учетной политики;
3) нарушение принципов и этапов разработки учетной политики;
4) незнание условий и порядка раскрытия и изменения учетной политики;
5) нарушение структуры учетной политики;
6) нарушение содержания учетной политики, заключающееся в неправильном (неэффективном) либо неполном выборе способов организации и ведения учета малыми предприятиями.
На все эти проблемы автором статьи даются обоснованные решения.
1. Нормативная база по учетной политике
Учетную политику субъекта малого предпринимательства (малого предприятия) регулируют следующие основные законодательные и нормативные документы:
• Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (МСФО 8)1;
• Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)2;
• Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон № 402-ФЗ);
• Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Положение № 34н)3;
• ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)4;
• ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01)5;
1 Введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н.
2 Часть 1. Принята Государственной Думой 16 июля 1998 г. Часть 2. Принята Государственной Думой 19 июля 2000 г.
3 Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
4 Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
5 Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
• ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (ПБУ 6/01)1;
• ПБУ 9/99 «Доходы организации» (ПБУ 9/99) 2;
• ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)3;
• Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (Положение № 105)4;
• Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Методические указания № 49)5;
• Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Методические указания № 119н)6;
• Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Методические указания № 135н)7;
• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (План счетов)8;
• Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Приказ № 66н);
• Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Типовые рекомендации для СМП)9;
• Письмо Минфина России от 19.03.2014 № 03-11-11/11952.
Организации, являющиеся СМП, должны вести бухучет, соблюдая требования не только вышеперечисленных актов, но и ряда иных документов, таких как:
1) федеральные и отраслевые стандарты;
2) ПБУ;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты самой организации (экономического субъекта);
5) другие документы в области регулирования бухгалтерского учета.
1 Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
2 Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
3 Утверждено Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 26н.
4 Утверждено Приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.
5 Утверждены Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.
6 Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.
7 Утверждены Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н.
8 Утвержден Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
9 Утверждены Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
При этом субъекты малого предпринимательства, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе не следовать:
• ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
• ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
• ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
• ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».
Организации, не публикующие бухгалтерскую отчетность, могут не применять еще и ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах».
2. Понятие, сущность и общая структура учетной политики организации
Основные положения по формированию и раскрытию учетной политики приведены в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и МСФО 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
Из п. 2 ПБУ 1/2008 следует, что учетная политика организации -это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Данное определение позволяет говорить об учетной политике в широком смысле слова как о системе ведения бухгалтерского учета в конкретной организации. Тот же подход к учетной политике заложен в международном стандарте финансовой отчетности - МСФО 8. В соответствии с п. 5 МСФО 8 учетная политика - это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности.
Учетная политика может рассматриваться также в более узком смысле, как документ системы ведения бухгалтерского учета, отражающий отдельные способы бухгалтерского учета, применяемые конкретной организацией. В своей книге «Учетная политика организации на 2011 г.» В. В. Брызгалин понимает под учетной политикой организации «обязательный документ, принимаемый организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским законодательством закрепляются внутренние правила ведения бухгалтерского учета» [2, с. 4].
В учебном пособии Ю. А. Бабаева «Теория бухгалтерского учета» под учетной политикой понимается «уникальное средство, с помощью
которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета, во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами» [1, с. 144]. По-нашему мнению, данное понятие объединяет в себе два подхода к учетной политике в один и наилучшим образом отражает сущность учетной политики во всех аспектах.
ПБУ 1/2008 - основополагающий, но не единственный нормативный документ, которым следует руководствоваться организации при формировании и раскрытии учетной политики. Нормы в отношении учетной политики содержатся в документах всех уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ: на законодательном, нормативном, методическом и организационном (внутреннем) уровнях.
В соответствии с положениями ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Таким образом, в учетной политике коммерческой организации рекомендуется четко выделить два основных раздела:
1) учетная политика для целей бухгалтерского учета;
2) учетная политика для целей налогообложения.
В ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.
В Приказе № 66н приведена форма «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» (форма 0710023 с. 4).
На основании п. 2 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь при этом законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Учетная политика организации-СМП должна полностью соответствовать нормативно - правовым документам.
3. Принципы и этапы формирования учетной политики в коммерческих организациях
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации либо иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, что следует из п. 4 ПБУ 1/2008. При этом необходимо утвердить ряд положений:
• рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
• способы оценки активов и обязательств;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Из п. 1 ПБУ 1/2008 следует, что процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации состоит из двух этапов: формирование (выбор или разработка) и раскрытие учетной политики. Данные этапы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Этапы формирования учетной политики организации
№ этапа Название этапа Содержание этапа
1 Формирование (выбор или разработка) учетной политики Этап обязателен для всех организаций, имеющих статус юридического лица. Исключение сделано для кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений и для филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ, которые могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат МСФО
2 Раскрытие учетной политики Раскрывать учетную политику обязаны только организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе
Согласно п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна отвечать следующим принципам-требованиям:
• требование полноты - выбранный организацией вариант учетной политики должен обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (ФХД);
• требование своевременности - ФХД организации должны находить своевременное отражение в бухгалтерском учете и отчетности;
• требование осмотрительности - применяемые способы должны обеспечивать большую готовность к отражению в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская скрытых резервов, т. е. к учету принимаются такие доходы, которые уже получены или существует твердая гарантия их получения;
• требование приоритета содержания перед формой - при отражении в бухгалтерском учете ФХД организация должна исходить не столько из правовой основы этих фактов, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
• требование непротиворечивости - выбранные способы учета должны обеспечивать тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
• требование рациональности - учетная политика должна строиться таким образом, чтобы обеспечить рациональное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из ее величины и условий хозяйственной деятельности.
Согласно п. 5 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики учитываются четыре принципа-допущения:
1) допущение имущественной обособленности - активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
2) допущение непрерывности деятельности - организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
3) допущение последовательности применения учетной политики - принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - ФХД организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Согласно п. 7 ПБУ 1/2008, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО. При этом иные ПБУ применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных ФХД, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Способы ведения бухгалтерского учета, выбранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа, как отмечено в п. 9 ПБУ 1/2008. Они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008 не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Учетная политика, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
4. Условия и порядок раскрытия и изменения учетной политики
Согласно п. 17 ПБУ 1/2008 раскрывать в отчетности надо способы ведения учета, принятые при формировании учетной политики (т. е. выбранные данной организацией из допустимых вариантов и закрепленные в ее учетной политике), которые существенно влияют на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых пользователи бухгалтерской отчетности не могут достоверно оценить финансовое положение организации (п. 17 ПБУ 1/2008) и соответственно принять важные финансовые решения, например стоит ли приобретать или продавать акции, облигации и иные ценные бумаги данной организации, предоставлять ли ей кредит.
Схема 1
Случаи внесения изменений в учетную политику организации
В п. 11 ПБУ 1/2008 отмечено, что изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.).
Порядок изменения учетной политики строго регламентирован. Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 организации имеют право изменять учетную политику только в ряде случаев (Схема 1).
Согласно п. 12 ПБУ 1/2008 новые (измененные) правила вводятся с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной изменения.
Согласно п. 13-16 ПБУ 1/2008 организация должна отразить результаты изменения учетной политики ретроспективно, т. е.
пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что в этих периодах применялась новая (измененная) учетная политика. Ретроспективная фиксация последствий изменений в учетной политике заключается в корректировке:
1) входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период;
2) значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.
Такая корректировка делается для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлого периодов.
СМП, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно.
Изменения учетной политики также должны быть раскрыты. Согласно п. 25 ПБУ 1/2008 изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. Как отмечено в п. 21 ПБУ 1/2008, в таких случаях в пояснительной записке надо привести следующую информацию:
• причину изменения учетной политики;
• содержание изменения учетной политики;
• порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
• суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
• сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, до той степени, до которой это практически возможно;
• если изменение учетной политики обусловлено изменением нормативного правового акта или применением нормативного правового акта впервые, необходимо также раскрыть факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Так, согласно п. 23 ПБУ 1/2008 организация должна раскрыть факт неприменения утвержденного и опубликованного, но еще не вступившего в силу нормативно-правового акта по бухгалтерскому учету, а также дать возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, с которого начнется применение.
5. Содержание учетной политики.
Организационно-технический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учета
Учетная политика организации должна охватывать все аспекты учетного процесса: организационный, технический и методический, чтобы обеспечить целостность систем бухгалтерского и налогового учета. На сегодняшний день единой методики составления этих разделов учетной политики нет. Каждая организация вправе самостоятельно разрабатывать ее положения, основываясь на рекомендациях ПБУ 1/2008 и Федерального закона № 402-ФЗ, а также на других нормативных актах по бухгалтерскому учету.
Организационно-технический аспект учетной политики - это способы организации технологического процесса функционирования бухгалтерской службы, т. е. реализация способов ведения бухгалтерского учета с точки зрения:
• построения бухгалтерской службы и ее места в системе управления;
• взаимосвязи и взаимодействия бухгалтерии с другими элементами и звеньями системы управления;
• взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации;
• распределения функциональных обязанностей в бухгалтерии и их применение в учетных регистрах, схемах отражения на счетах бухгалтерского учета.
Организационно-технический аспект учетной политики и его составляющие элементы были сведены воедино в таблице 2.
Таблица 2
Элементы организационно-технического аспекта учетной политики организации
№ п/п Элемент организационно-технического аспекта Вариант постановки бухгалтерского учета
1 Организационная форма ведения учета а) структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером
б) должность бухгалтера в штате
в) на договорных началах со специализированной организацией
г) руководитель ведет учет
2 Форма бухгалтерского а) единая журнально-ордерная
учета б) мемориально-ордерная
в) упрощенная (для малых предприятий)
г) компьютеризированная
3 Рабочий план счетов а) единый План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, с добавлением дополнительных субсчетов
б) собственный план счетов, разработанный на основании сокращенного плана счетов (для малых предприятий)
4 Правила документооборота и технологии а) утверждение перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов
обработки учетной информации б) утверждение графика документооборота
в) разработка номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов
г) определение лиц, ответственных за хранение документов
5 Оценка имущества а) приобретенного за плату путем суммирования производственных затрат на покупку, доставку и др.
б) полученного безвозмездно по рыночной стоимости на дату оприходования
в) другая оценка
№ п/п Элемент организационно-технического аспекта Вариант постановки бухгалтерского учета
6 Порядок проведения инвентаризации а) установление сроков проведения
б) создание постоянно действующей комиссии
в) подготовка приказа о проведении инвентаризации
7 Объем, сроки и адреса представления отчетности а) составление отчетности в объеме и в сроки, установленные внутренними документами самой организации
б) представление годовой бухгалтерской отчетности
8 Утверждение состава постоянно действующей инвентаризационной комиссии а) для установления сроков полезного использования нематериальных активов и основных средств
б) для определения годности объектов основных средств и целесообразности их списания
9 Наличие службы внутреннего контроля а) службы внутреннего аудита (ревизии)
б) периодические ревизионные проверки
в) специалист (ревизор)
Кратко рассмотрим содержание каждого элемента организационно-технического аспекта учетной политики организации.
5.1. Организационная форма ведения бухгалтерского учета
Организация имеет право выбрать один из возможных способов постановки бухгалтерского учета, однако ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель экономического субъекта, согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона № 402-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 7 этого же закона вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства. Руководители организаций, не являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, обязаны возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
5.2. Форма бухгалтерского учета
Форма бухгалтерского учета - это совокупность учетных регистров, используемых организацией для отражения ФХД. Существующие формы бухгалтерского учета отличаются набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Формы бухгалтерского учета объединяет то, что все ФХД подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов согласно ст. 10 Федерального закона № 402-ФЗ.
Единая журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает систематизацию учетных данных в специальных регистрах - журналах-ордерах, которые ведутся по кредиту счетов бухгалтерского учета и вспомогательных к ним ведомостях, составленных по дебету счетов. При этой форме учета исключается многократность записей и происходит объединение синтетического и аналитического учетов.
Применение данной формы бухгалтерского учета возможно и в условиях малых предприятий и широко используется в программных продуктах. Однако данная форма является достаточно сложной, поэтому ее применение оправдано не на всех малых предприятиях.
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает ведение регистрационного журнала для регистрации в хронологическом порядке бухгалтерских проводок - мемориальных ордеров, содержащих указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов. В условиях повсеместной компьютеризации и повышенных требований к эффективности организации бухгалтерского учета на малых предприятиях она является устаревшей, очень трудоемкой и почти не находит применения на практике.
Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий предусматривает две формы учета:
1) простую форму, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом
предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства;
2) форма бухгалтерского учета, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций и событий по одному из используемых счетов.
Упрощенную форму учета рекомендуется применять малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим незначительное количество ФХД (не более ста в месяц). Причем, субъекты малого предпринимательства вправе самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы. В частности, для ведения бухгалтерского учета СМП, включая микропредприятия, вправе использовать Книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (ф. № К-1).
Об упрощенной системе бухгалтерского учета, осуществляемой субъектами малого предпринимательства, Минфин России выпустил соответствующую Информацию № ПЗ-3/2012 (Информация Минфина России).
В ней он указал, что при организации бухгалтерского учета СМП должен исходить из требования рациональности, т. е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Так, при формировании учетной политики микропредприятие вправе предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).
Для ведения бухгалтерского учета СМП может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с единым Планом счетов. Для этого в учетной политике необходимо предусмотреть, что малое предприятие использует упрощенную систему ведения бухгалтерского учета.
Субъект малого предпринимательства может открыть следующие счета для обобщения информации:
а) о производственных запасах - счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме»);
б) затратах, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), - счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»), 44 «Расходы на продажу»;
в) готовой продукции и товарах - счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 «Товары» и 43 «Готовая продукция»);
г) дебиторской и кредиторской задолженности - счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 79 «Внутрихозяйственные расчеты»).
Субъект малого предпринимательства может предусмотреть в рабочем плане счетов бухгалтерского учета:
а) для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»);
б) для учета капитала счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80 «Уставный капитал», 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»);
в) для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»).
Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает применение компьютеров. На сегодняшний день большинство организаций выбирают именно эту форму учета, так как она имеет следующие преимущества: однократный ввод учетных данных; автоматическое создание регистров аналитического и синтетического учета; автоматическое получение информации об отклонениях от установленных нормативов и норм; автоматическое формирование всех учетных регистров и форм бухгалтерского учета.
5.3. Рабочий план счетов
При формировании учетной политики организация самостоятельно разрабатывает и утверждает рабочий план счетов, взяв за основу типовой (единый) План счетов.
В рабочий план счетов включаются только те синтетические счета, которые необходимы для отражения ФХД, совершаемых данной организацией. Например, торговая организация при формировании рабочего плана счетов может не включать в него счета 20-39 раздела «Затраты на производство» типового Плана счетов.
Малые предприятия при формировании своей учетной политики могут сократить количество применяемых синтетических счетов и использовать данный Минфином России в Типовых рекомендациях сокращенный План счетов.
При формировании аналитического учета СМП может использовать субсчета, предусмотренные типовым Планом счетов, а может разработать свою собственную систему субсчетов.
5.4. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации
В данном разделе учетной политики организация должна закрепить используемые ею формы первичных документов, утвердить перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утвердить график документооборота, разработать номенклатуры дел бухгалтерской службы с учетом сроков хранения документов, определить перечень лиц, ответственных за хранение документов.
Федеральный закон № 402-ФЗ не содержит требования об обязательном применении унифицированных форм. Малое предприятие может самостоятельно разработать формы всех применяемых первичных учетных документов, но в них должны присутствовать обязательные реквизиты, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ.
График документооборота представляет собой документ, закрепляющий оптимальный режим (сроки и очередность) обработки бухгалтерской документации, поступающей в организацию. При разработке системы документооборота организации до сих пор используют рекомендации, изложенные в Положении № 105, так как Минфин России соответствующих рекомендаций по его разработке пока не установил.
Положением № 105 определено, что работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер организации. Оформить график можно в виде таблицы, схемы либо в виде перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых
каждым подразделением организации, с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Обычно организации используют табличный вариант графика документооборота1.
5.5. Оценка имущества
Оценка имущества организации для целей налогового учета регулируется НК РФ, а для целей бухгалтерского учета - соответствующими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Например, порядок учета основных средств и проведение их переоценки изложен в ПБУ 6/01. Объекты основных средств принимаются к учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой зависит от способа их поступления в организацию.
Так, согласно п. 8 ПБУ 6/01 стоимостью имущества, приобретенного за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, доставку и др.
Из п. 10 ПБУ 6/01 следует, что стоимостью имущества, полученного организацией по договору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету.
Согласно п. 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью имущества, внесенного в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, признается его денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Из п. 11 ПБУ 6/01 следует, что стоимостью имущества, полученного по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией, которая устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных ценностей.
Не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) организация имеет право переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Но СМП могут не проводить переоценок.
1 Примерная форма такого документооборота предложена Положением № 105, а также дана в учебнике: Л. И. Воронина. Бухгалтерский учет [3, с. 171-172].
5.6. Порядок проведения инвентаризации
В Федеральном законе № 402-ФЗ инвентаризации посвящена ст. 1, устанавливающая обязательность проведения инвентаризации активов и обязательств организации. При этом под инвентаризацией понимается процедура выявления фактического наличия соответствующих объектов учета, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Из общего правила, установленного п. 3 ст. 11 данного Федерального закона, следует, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих ревизии, определяются экономическим субъектом. Исключение касается лишь случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
В п. 27 Положения № 34н сказано, что порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них и т. д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Порядок проведения обязательных инвентаризаций и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями № 49.
Для проведения инвентаризаций в организации обычно создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации, бухгалтерии, другие специалисты, в том числе представители службы внутреннего аудита (ревизии) или независимых аудиторов. Перед проведением инвентаризации руководитель организации издает приказ о ее проведении (формы № ИНВ-22), в котором указывается состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения инвентаризации, причина по которой она производится, а также в какие сроки результаты инвентаризации должны быть сданы в бухгалтерскую службу.
5.7. Объем, сроки и адреса представления отчетности
Согласно ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ экономические субъекты (за исключением организаций государственного сектора и ЦБ РФ) обязаны представлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности только одному пользователю - органу государственной статистики. Обязательный экземпляр составленной
годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (года).
СМП, включая микропредприятия, предоставляется право составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность. Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом № 66н.
5.8. Утверждение состава постоянно действующей комиссии
В учетной политике следует утвердить состав постоянно действующей комиссии для установления сроков полезного использования нематериальных активов и основных средств, а также для определения годности этих объектов и целесообразности их списания.
5.9. Наличие службы внутреннего контроля
Согласно ст. 19 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых ФХД. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчетность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).
Служба внутреннего контроля может быть представлена отдельным структурным подразделением или должностным лицом. Перечень функций и задач, возлагаемых на службу, определяется в локально-нормативном документе организации, например в положении или внутренней процедуре. Также можно заключить соответствующий договор с контрагентом, который специализируется на оказании услуг внутреннего контроля. Обычно функции контролера малого предприятия выполняет внутренний ревизор.
6. Содержание учетной политики. Методический аспект учетной политики для целей бухгалтерского учета
Методический аспект учетной политики малого предприятия должен отражать выбранные способы ведения бухгалтерского учета, которые организация должна утвердить в своей учетной политике, например это способы:
1) отнесения активов в состав основных средств;
2) установления срока полезного использования основных средств;
3) амортизации основных средств;
4) амортизации нематериальных активов;
5) переоценки основных средств и нематериальных активов;
6) оценки материально-производственных запасов (МПЗ) при их поступлении;
7) оценки товаров для организаций розничной торговли;
8) учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) в организациях торговли;
9) оценки материально-производственных запасов при их продаже (отпуске);
10) формирования резерва под снижение стоимости МПЗ;
11) учета специальной одежды и специальной оснастки;
12) учета доходов и расходов.
Кратко рассмотрим эти способы, но организация вправе предусмотреть в учетной политике и другие методические аспекты бухгалтерского учета.
6.1. Критерий отнесения активов в состав основных средств
По общему правилу все объекты, удовлетворяющие п. 4 ПБУ 6/01, учитываются в составе основных средств (счет 01), независимо от их стоимости. Соответственно отсутствие в учетной политике условия об установлении стоимостного критерия предполагает, что все объекты основных средств, независимо от их стоимости, учитываются организацией на счете 01 (03) в зависимости от их предназначения (предполагаемого использования).
Организация имеет право в учетной политике установить лимит отнесения имущества к основным средствам. Согласно п. 5 ПБУ 6/01 максимальный стоимостной предел отнесения объектов к МПЗ составляет 40 тыс. руб. за единицу.
Если малым предприятием лимит установлен, то объекты, стоимостью в пределах установленного в учетной политике лимита, учитываются не на счете 01 (03), а на счете 10 «Материалы» (на отдельном субсчете).
Установление в бухгалтерском учете лимита отнесения активов к МПЗ в размере 40 тыс. руб. позволяет:
1) вывести все активы стоимостью не более 40 тыс. руб. из-под обложения налогом на имущество;
2) максимально сблизить данные бухгалтерского и налогового учета, поскольку в налоговом учете действует такой же лимит.
Таким образом, установление в бухгалтерском учете какого-либо иного лимита возможно, но нецелесообразно.
6.2. Срок полезного использования основных средств
Срок полезного использования объектов основных средств определяется исходя из:
• ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
• ожидаемого физического износа;
• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
• постановления Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (Классификация № 1)1.
В большинстве случаев СМП срок полезного использования устанавливают на основании Классификации № 1. Она может использоваться для целей как налогового, так и бухгалтерского учета. В этом классификаторе основные средства подразделены на 10 групп, где каждой группе соответствует свой срок полезного использования.
6.3. Способ амортизации основных средств
В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости (первоначальной или восстановительной стоимости за минусом начисленной амортизации за весь период использования объекта). Амортизация основных средств может начисляться:
• линейным способом;
• способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
• способом уменьшаемого остатка;
• способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.
Малым предприятиям рекомендуется выбирать линейный способ учета как более легкий для обоснования выбора и проведения расчетов.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (в ред. от 10.12.2010 № 1011).
6.4. Способ амортизации нематериальных активов (НМА)
Согласно ПБУ 14/2007 нематериальные активы аналогично основным средствам принимаются к учету по фактическим затратам, образующим их первоначальную стоимость. При принятии объекта НМА к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования.
Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования. Способами начисления амортизации являются:
• линейный способ исходя из норм, исчисленных организацией на основе срока их полезного использования;
• способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг);
• способ уменьшаемого остатка.
В бухгалтерском балансе такие нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости.
По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.
Из ПБУ 14/2007 следует, что способ амортизации НМА должен быть выбран с учетом ожидаемых экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от его возможной продажи. Если результаты такого расчета нельзя считать надежными, то применяется линейный способ. Обычно малые предприятия выбирают линейный способ, срок полезного использования НМА устанавливают в месяцах, а сумму амортизации рассчитывают отдельно за каждый месяц.
6.5. Переоценка основных средств и нематериальных активов
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Согласно п. 17 ПБУ 14/2007 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных нематериальных активов по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных НМА. При принятии решения о переоценке НМА, входящих в однородную группу, следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости.
Субъекты малого предпринимательства могут избежать таких проблем, поскольку имеют право принять решение не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов в бухгалтерском учете.
6.6. Оценка материально-производственных запасов (МПЗ) при их поступлении
Согласно п. 5 ПБУ 5/01 при поступлении в организацию МПЗ, в том числе товаров, они принимаются к учету по фактической себестоимости, порядок определения которой зависит от способа их поступления (приобретение за плату, изготовление самой организацией, внесение в уставный капитал и т. д.).
В учетной политике организации следует отразить, как именно будут учитываться материалы и товары при их поступлении (метод формирования их себестоимости):
• с использование счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;
• без использования счетов 15 и 16.
6.7. Оценка товаров для организаций розничной торговли
Согласно п. 13 ПБУ 5/01 для организаций, торгующих в розницу, предусмотрен вариант учета товара не по покупной цене, а по продажной с отдельным учетом наценок (скидок). В этом случае торговые наценки учитываются по кредиту счета 42 «Торговая наценка» в корреспонденции с дебетом счета 41 «Товары». Выбранный вариант оценки товаров должен быть отражен в учетной политике организации.
Выбор этого варианта учета товаров на счете 41 скорее всего приведет к расхождению данных бухгалтерского и налогового учета
крупной и средней коммерческом организации, так как учет товаров по продажным ценам в целях исчисления налога на прибыль не предусмотрен.
Но организация-СМП может учитывать товары по продажным ценам и отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода, поскольку ей разрешено не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»1.
6.8. Порядок учета транспортно-заготовительных расходов в организациях торговли
В учетной политике торговой организации следует закрепить метод учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), производимых до центральных складов. Согласно п. 13 ПБУ 5/01 расходы, производимые до момента передачи товаров в продажу (при поставке товара от поставщиков до собственного склада) в бухгалтерском учете могут отражаться двумя способами:
• ТЗР включаются в стоимость приобретения товаров;
• ТЗР включаются в состав расходов на продажу (счет 44).
В учетной политике малого предприятия нужно привести перечень расходов, учитываемых в качестве ТЗР, и выбранный способ учета.
6.9. Оценка материально-производственных запасов при их продаже (отпуске)
Существует три способа оценки отпускаемых на разные нужды запасов (товаров), в том числе и при их реализации, один из которых должен быть закреплен в учетной политике:
1) по себестоимости каждой единицы;
2) по средней себестоимости;
3) по способу ФИФО (по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ).
По каждой группе (виду) МПЗ в течение отчетного года применяется один способ оценки.
При методе списания ФИФО в остатке на конец месяца, как правило, остаются самые дорогие материалы и (или) товары, приобретенные в конце отчетного периода. Обычно малые предприятия выбирают традиционно используемый отечественными организациями второй способ.
1 Утверждено Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
6.10. Формирование резерва под снижение стоимости МПЗ
Согласно п. 20 Методических указаний № 119н снижение стоимости МПЗ отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва. Организация может выбрать и закрепить в учетной политике один из двух способов создания резерва под снижение стоимости МПЗ:
1) резерв создается по каждой единице МПЗ, принятой в бухгалтерском учете;
2) резерв создается по отдельным видам (группам) аналогичных или связанных МПЗ.
Из п. 25 ПБУ 5/01 следует, что резерв под снижение стоимости МПЗ образуется за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости.
6.11. Порядок учета специальной одежды и специальной оснастки
Организации вправе самостоятельно выбирать один из двух способов бухгалтерского учета специальной одежды и специальной оснастки по правилам, установленным:
1) Методическими указаниями № 135н;
2) ПБУ 6/01.
При первом способе учет ведется на счете 10 «Материалы» на двух специально открываемых для этих целей субсчетах: 10/10 «Спецодежда на складе» и 10/11 «Спецодежда в эксплуатации».
Учет спецодежды вторым способом, означает, что бухгалтеру при отражении операций со спецодеждой нужно руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета основных средств.
Выбранный способ должен найти свое отражение в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Учет спецодежды и спецоснастки в целях налогового учета ведется по общим правилам, установленным для имущества, используемого в качестве средств труда. Для сближения бухгалтерского и налогового учета бухгалтерский учет спецодежды и спецоснастки малым предприятиям рекомендуется вести вторым способом.
Существуют два варианта списания стоимости такой спецодежды на расходы в бухгалтерском учете:
1) линейным способом в течение срока полезного использования, который определяется в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
2) единовременно в момент выдачи работнику.
Выбранный вариант списания стоимости спецодежды на расходы должен быть закреплен в учетной политике организации.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ в целях налогообложения прибыли стоимость спецодежды, имеющей срок полезного использования меньше 12 месяцев, списывается на расходы единовременно в момент передачи в эксплуатацию. Таким образом, для максимального сближения данных бухгалтерского и налогового учета СМП рекомендуется закрепить в бухгалтерской учетной политике второй вариант списания.
Из п. 24 Методических указаний № 135н следует, что стоимость специальной оснастки погашается одним из следующих способов:
1) способом списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
2) линейным способом.
Применение какого-либо из способов по группе однородных объектов спецоснастки производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу, и должно быть зафиксировано в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
6.12. Учет доходов и расходов
Согласно п. 12 ПБУ 9/99 СМП, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков). Для этого в учетной политике малого предприятия надо принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов. В этом случае и расходы признаются после осуществления погашения задолженности.
СМП может прописать в своей учетной политике и другие существенные способы бухгалтерского учета (оценки незавершенного производства, готовой продукции, последующей оценки финансовых вложений и пр.).
Таким образом, формирование учетной политики является сложным и многоаспектным процессом. Однако правильно разработанная
и эффективная учетная политика позволяет коммерческим организациям экономить на налогах и расходах на содержание бухгалтерии, тем самым снижать себестоимость и, как следствие, выживать в условиях конкурентной борьбы и глобальной турбулентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БабаевЮ. А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. - 4-е изд. -М. : Юнити-Дана, 2009. - 304 с.
2. Брызгалин В. В., Новикова О. А. Учетная политика организации на 2011 год. - М. : Эксмо, 2010. - 192 с.
3. Воронина Л. И. Бухгалтерский учет: учебник. - 5-е изд., перераб. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2013. - 480 с.
4. Парасоцкая Н. Н. Методика организации аудита малых предприятий // Все для бухгалтера. - 2013. - № 1. - С. 31-35.