Учет в некоммерческих организациях
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
О. В. КОТЛЯЧКОВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,
финансов и аудита Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Н. В. КОТЛЯЧКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и права Удмуртский государственный университет
Н. Л. ДЕНИСОВА, главный бухгалтер Некоммерческого партнерства «Удмуртский территориальный институт профессиональных бухгалтеров»
Формирование учетной политики экономического субъекта является одним из основных сложных вопросов организации бухгалтерского учета, в том числе и для некоммерческих организаций (НКО).
В современных условиях реформирования российского законодательства присутствует достаточная и полноценная нормативно-правовая база, определяющая существование НКО, в том числе порядок их регистрации, деятельности и ликвидации. Тем не менее нормативное регулирование бухгалтерского учета НКО несовершенно. Эта проблема поднимается достаточно давно. Так, Н. Т. Лабынцев и Л. В. Егорова [3] писали, что все положения по бухгалтерскому учету раз-
работаны только для коммерческих организаций и практически стопроцентно не подходят для НКО. По мнению авторов, данное высказывание не совсем верно.
В настоящее время бухгалтер НКО при формировании учетной политики должен ориентироваться на следующие документы:
— Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете);
— Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н);
— Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н);
— Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (утвержден приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н).
При этом необходимо помнить, что Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, ПБУ 1/2008 и МСФО (IAS) 8 предназначены в большей степени для формирования учетной политики коммерческих организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ не содержится определения учетной политики, однако присутствует ее упоминание.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 трактует учетную политику как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практику, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности.
Согласно п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета:
— первичного наблюдения;
— стоимостного измерения;
— текущей группировки;
— итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
В табл. 1 представлен анализ понятия «учетная политика организации» в нормативных документах, проведенный Т. Ю. Дружиловской и Т. Н. Коршуновой [2].
Как отмечают Т. Ю. Дружиловская и Т. Н. Коршунова, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ включает перечень способов, которые должны быть утверждены при принятии организацией учетной политики:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые в организации счета, необходимые для ведения синтетического и аналитического учета;
— формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также
Таблица 1
Определение понятия «учетная политика» в российских бухгалтерских стандартах [28]
№ п/п Название нормативного документа Определение понятия «учетная политика»
1 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Определяет понятие «учетная политика» через понятие «способы ведения бухгалтерского учета», но не раскрывает экономического содержания способов
2 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Не содержит определения понятия «учетная политика», но включает перечень тех аспектов, которые должны утверждаться при принятии учетной политики
3 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Определяет понятие «учетная политика» через понятие «способы ведения бухгалтерского учета», но перечень раскрываемых способов не является исчерпывающим и отличается от перечня Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ
4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности», ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» Включают понятие «учетная политика», но не приводят его определения
формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета [2].
К способам ведения бухгалтерского учета в ПБУ 1/2008 относятся способы:
— группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
— погашения стоимости активов;
— организации документооборота;
— инвентаризации;
— применения счетов бухгалтерского учета;
— организации регистров бухгалтерского учета;
— обработки информации.
Таким образом, в отличие от Закона о бухгалтерском учете в ПБУ 1/2008 не только приводится определение понятия «учетная политика» через понятие «способы ведения бухгалтерского учета», но раскрываются и сами эти способы. Сравнивая приведенный в ПБУ 1/2008 перечень способов ведения бухгалтерского учета с тем перечнем, который должен утверждаться при формировании учетной политики согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, нельзя не признать, что эти перечни не совпадают. Оценивая оба перечня, следует обратить внимание, что ни тот, ни другой не охватывают всех аспектов ведения учета, которые должны включаться в учетную политику [2].
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 не раскрывает содержания принципов, основ, соглашений, правил и практики, которые следует отразить в составе учетной политики. Вместе с тем п. 7 МСФО (IAS) 8 регламентирует, что «когда конкретный МСФО применяется к операции, прочему событию или условию, учетная политика или ее положения, применяемые к этой статье, должны быть определены путем применения настоящего МСФО» [2].
Таким образом, при формировании учетной политики экономического субъекта, в том числе и НКО, лицо, ответственное за ее формирование, должно исходить из своего профессионального суждения и видения основ некоммерческой деятель-
ности. Так, по мнению авторов, верно следующее утверждение Н. Т. Лабынцева и Л. В. Егоровой: «Выбранные бухгалтером некоммерческой организации способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать уставную и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности» [3].
В настоящее время в экономической литературе различными авторами предлагается большое количество разнообразных вариантов по составлению учетной политики экономических субъектов, в том числе и НКО. Стоит отметить, что до сих пор нет единой методики, поэтому каждый экономический субъект волен самостоятельно разработать положения, включаемые в учетную политику организации.
Кроме того, нет и однозначного понимания, что такое учетная политика для экономического субъекта. — Один нормативно-правовой документ или совокупность документов, объединяемых под общим названием «учетная политика экономического субъекта», т. е. совокупность внутренних для экономического субъекта стандартов ведения бухгалтерского учета? По нашему мнению, учетная политика — это совокупность внутренних стандартов ведения бухгалтерского учета, в которых подробно рассмотрены и обоснованы способы и методы ведения бухгалтерского учета.
Однако, применяя для формирования учетной политики принцип экономности, необходимо отметить, что для экономических субъектов, имеющих малые размеры (критерии отнесения экономических субъектов к субъектам, имеющим малые размеры, не определяются в данной статье, так как это требует дальнейших исследований), разработка нескольких нормативных документов может быть необоснованной. Поэтому для такого рода субъектов учетная политика может быть представлена исключительно одним документом, как это и делается в практике большинства организаций, в том числе и НКО. В дальнейшем как под одним документом, так и комплексом документов, определяющих выбранные НКО способы ведения бухгалтерского учета, будем использовать понятие «учетная политика».
Учетная политика НКО утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, при этом утверждаются следующие ее разделы:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета;
— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— способы оценки активов и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Последовательность изложения указанных разделов устанавливается НКО самостоятельно исходя из логического представления нормативного документа (документов) и профессионального мнения лица, ответственного за составление учетной политики.
Заслуживает внимания последовательность составления учетной политики, которая изложена Н. Т. Лабынцевым и Л. В. Егоровой [3], предпринявшими попытку составить собственную методику, опираясь на результаты работы других экономистов. Данная методика приведена в табл. 2 (с учетом на-
Таблица 2
Методика составления учетной политики некоммерческой организации [30]
№ п/п Составляющая часть учетной политики Содержание
1 Организационная часть Общая информация об организации, включающая указание ее формы, вида и целей уставной деятельности, наличие структурных подразделений и дочерних организаций. Структура управления организацией. Механизм контроля за результатами ее уставной деятельности. Методика распределения косвенных затрат. Источники финансирования. Структура доходов. Структура расходов. Оценка деятельности. Изменения политики
2 Часть, определяющая бухгалтерские стандарты некоммерческой организации Рабочий план счетов. Формы первичных учетных документов. Методика ведения раздельного учета. Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Методы оценки активов и обязательств. Правила документооборота. Порядок контроля за хозяйственными операциями. Порядок учета основных средств и нематериальных активов. Методики износа основных средств и нематериальных активов. Учет продаж. Учет оказанных услуг в рамках уставной деятельности. Учет оплаты труда. Расчеты с подотчетными лицами. Нормы командировочных расходов. Ведение кассовых операций. Учет банковских операций. Учет членских, вступительных, спонсорских взносов и других целевых средств. Учет пожертвований (анонимных и личных). Направления распределения прибыли. Учет коммерческих доходов и расходов. Исчисление себестоимости. Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета
3 Часть, определяющая учет для целей налогообложения некоммерческой организации Порядок формирования сумм доходов и расходов. Порядок определения доли расходов в текущем периоде. Порядок создания резервов. Суммы задолженностей бюджету по налогу на прибыль организаций. Перечень лиц, ответственных за ведение налогового учета, за его организацию, за график документооборота. Формы первичных документов. Регистры налогового учета
шей авторской переработки в соответствии с действующими в настоящее время законодательными и нормативными документами).
Представленная методика достаточно полно отражает специфику формирования учетной политики НКО и может успешно ими применяться.
При формировании учетной политики НКО необходимо учитывать, что отдельные положения
по бухгалтерскому учету могут не применяться для целей ведения бухгалтерского учета. В табл. 3 представлена характеристика возможности применения положений по бухгалтерскому учету в НКО.
Отдельные пункты положений по бухгалтерскому учету, предназначенные для коммерческих организаций, в том случае если последние не противоречат специфике деятельности неком-
Таблица 3
Характеристика применения положений по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях
№ п/п Наименование положения по бухгалтерскому учету Возможность применения Характеристика пункта
1 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» Применяется для формирования учетной политики некоммерческими организациями Пункт 3. Распространяется в части формирования учетной политики на все типы организаций
2 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» В учетной политике социально ориентированным некоммерческим организациям необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ Пункт 2.1. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями
3 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
4 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» Применяется для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций Пункт 3. Положение применяется Минфином России при установлении упрощенного порядка формирования бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций
5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Предусмотрена специфика применения ПБУ в некоммерческих организациях Пункт 4. Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в подп. «б» и «в» настоящего пункта (подп. «б» — объект предназначен для использования в течение длительного времени, т. е. срока продолжительностью свыше 12 мес. или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес., подп. «в» — организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта). Пункт 17. По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом
Продолжение табл. 3
№ п/п Наименование положения по бухгалтерскому учету Возможность применения Характеристика пункта
7 ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, событий после отчетной даты
8 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» В учетной политике социально ориентированным некоммерческим организациям необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ Пункт 3. ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства — эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированными некоммерческими организациями
9 ПБУ 9/99 «Доходы организации» Применяется в части «предпринимательской деятельности и иной деятельности», что необходимо отразить в учетной политике, в том числе и операции, относимые к «предпринимательской деятельности и иной деятельности» Пункт 1. Применительно к ПБУ некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают доходы от предпринимательской и иной деятельности
10 ПБУ 10/99 «Расходы организации» Применяется в части «предпринимательской деятельности и иной деятельности», что необходимо отразить в учетной политике, в том числе и операции, относимые к «предпринимательской деятельности и иной деятельности» Пункт 1. Применительно к ПБУ некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности
11 ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, за исключением кредитных организаций (организаций, составляющих бухгалтерскую отчетность)
12 ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. ПБУ устанавливает правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ
13 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. ПБУ устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)
14 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
15 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
Окончание табл. 3
№ п/п Наименование положения по бухгалтерскому учету Возможность применения Характеристика пункта
16 ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. ПБУ устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ
17 ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
18 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» В учетной политике некоммерческих организаций необходимо закрепить возможность применения (неприменения) данного ПБУ, в случае если организация является плательщиком налога на прибыль организаций Пункт 2. Положение может не применяться субъектами малого предпринимательства и некоммерческими организациями
19 ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
20 ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» Не применяется некоммерческими организациями Пункт 1. Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ
21 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
22 ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
23 ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями, однако формы бухгалтерской отчетности социально ориентированных некоммерческих организаций не содержат данной формы отчетности
24 ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» Не содержит ограничений в части применения некоммерческими организациями
мерческого сектора, могут быть использованы в учетной политике НКО и обязательно прописаны в ней. Кроме этого, учетная политика НКО должна содержать раздел, который отражает порядок учета фактов хозяйственной деятельности в части предпринимательской деятельности. При этом принципы учета фактов предпринимательской деятельности НКО должны соответствовать тре-
бованиям учета в коммерческом секторе экономики. Указанные требования формируются НКО самостоятельно.
По нашему мнению, помимо специфики деятельности НКО на выбор и обоснование учетной политики влияние оказывают следующие факторы:
— организационно-правовая форма;
— виды и масштабы деятельности организации;
— стратегия развития (долгосрочные перспективы развития организации и т. п.);
— уровень материальной базы и информационного обеспечения (наличие и уровень компьютерной техники и оргтехники, программного обеспечения, баз данных и т. п.);
— масштабы управленческой структуры организации (в целом) и бухгалтерии (в частности);
— уровень квалификации руководства организации, бухгалтерских и экономических кадров.
Для НКО особое значение имеет организация раздельного учета расходов и доходов. Под раздельным учетом доходов и расходов понимается раздельный учет формирования источников финансирования текущей деятельности и формирование доходов от предпринимательской деятельности НКО и расходов, связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Учет целевых доходов и расходов относится к наиболее спорным и сложным проблемам в учете НКО. Много вопросов и споров возникает и при отражении в учете операций по использованию средств целевого финансирования [1]. Какие-либо положения по указанному вопросу не разработаны. Как отмечает в своей статье Л. В. Гусарова, неоднократно предпринимались попытки создания стандартов для НКО [1]. В этой связи необходимо отметить, что реализовать какие-либо рекомендации данного участка учета возможно только в учетной политике НКО, учитывая специфику разработок ведущих экономистов и ученых. Данная область (объект) бухгалтерского учета НКО требует дальнейшей проработки.
Для формирования раздела учета доходов и расходов по предпринимательской деятельности, по нашему мнению, необходимо руководствоваться ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации». Аналогичной позиции придерживается и Л. В. Гусарова [1].
Грамотное разделение учета в учетной политике позволит формировать достоверную информацию как для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, так и для целей налогообложения.
Таким образом, учетная политика для НКО должна представлять собой совокупность принципов, методов, способов, приемов учета, которые могут варьироваться, отражая специфику деятельности конкретной НКО. Формирование учетной политики НКО имеет свою специфику, так как наряду с основ-
ной некоммерческой деятельностью она включает и коммерческую (предпринимательскую, приносящую доход деятельность). Все это следует грамотно, с учетом принципа профессиональной компетентности раскрывать в учетной политике НКО.
Список литературы
1. Гусарова Л. В. Целевое финансирование и целевые поступления: методология учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 20.
2. Дружиловская Т. Ю., Коршунова Т.Н. Концептуальные основы формирования учетной политики в системах российских и международных стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 46.
3. ЛабынцевН. Т., Егорова Л. В. Проблемы формирования учетной политики для некоммерческих организаций // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2007. № 7.
4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.
5. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2012 № 402-ФЗ.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): приказ Минфина России от 06.07.1999 №43н.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
8. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
9. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008): приказ Минфина России от 29.04.2008 № 48н.
10. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03): приказ Минфина России от 24.11.2003 № 105н.
11. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02): приказ Минфина России от 02.07.2002 № 66н.
12. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ
12/2010): приказ Минфина России от 08.11.2010 № 143н.
13. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010): приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н.
14. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011): приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н.
15. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): приказ Минфина России от 13.12.2010 № 167н.
16. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99): приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
17. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98): приказ Минфина России от 25.11.1998 № 56н.
18. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006): приказ Минфина России от 27.11.2006 № 154н.
19. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000): приказ Минфина России от 16.10.2000 № 92н.
20. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008): приказ Минфина России от 24.10.2008 № 116н.
21. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет затрат на освоение природных ресурсов» (ПБУ 24/2011): приказ Минфина России от 06.10.2011 № 125н.
22. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01): приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н.
23. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.
24. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01): приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
25. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02): приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н.
26. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02): приказ Минфина России от 19.11.2002 № 115н.
27. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 107н.
28. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02): приказ Минфина России от 10.12.2002 № 126н.
29. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008):приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
30. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 09.07.1998 № 34н.
31. ТрушицынаА. Ю. Формирование, изменение и раскрытие учетной политики // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2012. № 7.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru
й?