Учет в некоммерческих организациях
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОИ ПОЛИТИКИ В АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Г. Г. ЯГУДИНА, кандидат экономических наук, доцент Бугульминский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)
Учетная политика организации призвана создавать условия для получения достоверных данных финансовой отчетности, минимизации затрат, связанных с получением первичной информации, ее обработкой и составлением отчетности, обеспечением рационального использования бухгалтерских кадров. Рассмотрим особенности формирования учетной политики в автономных учреждениях.
По мнению ученого-экономиста Я. В. Соколова, учетная политика образуется при пересечении норм и правил, регулирующих ведение учета для внешних пользователей информации и норм и правил, регулирующих ведение учета внутренних потребностей организации, ее менеджмента *.
Существует множество видов некоммерческих организаций. Все они сталкиваются с разнообразными ситуациями. Однако выбранные бухгалтером некоммерческой организации способы ведения учета должны отвечать общепринятым правилам и максимально точно отражать основную (уставную) и предпринимательскую деятельность организаций, предоставляя полную, объективную и достоверную информацию об их деятельности.
Общая норма законодательства требует, чтобы учетная политика составлялась в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным
1 Соколов Я. В. Профессиональное суждение — новый инструментарий современной бухгалтерии // Бухгалтерский учет. 2005. № 21. С. 45.
приказом Минфина России от 06.10.2008 N° 106н. В первую очередь этот документ определяет бухгалтерский учет коммерческой деятельности, а вот нормативного документа, регламентирующего порядок формирования учетной политики для организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях при отсутствии коммерческой деятельности, пока нет. Поэтому различные неурегулированные вопросы некоммерческие организации решают самостоятельно, фиксируя принятые решения в учетной политике. Арбитражные суды при решении спорных вопросов принимают во внимание выбор, сделанный некоммерческой организацией в приказе об учетной политике.
При формировании учетной политики надо исходить из следующих условий:
— организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
— принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
— факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактичес-
кого времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
При составлении учетной политики допускаются четыре предположения, от которых отталкиваются при описании системы учета (п. 5 ПБУ 1/2008) в организации:
— полнота отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
— тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
— рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).
Структура учетной политики некоммерческих организаций включает те же разделы, что и учетная политика любой коммерческой организации — общие положения, организационные, технические и методические вопросы. Содержание первых трех разделов определяется особенностями хозяйственной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов независимо от принадлежности к коммерческому или некоммерческому сектору экономики. Основное отличие от коммерческих организаций, по мнению автора, заключается в содержании методического раздела учетной политики — основного раздела, который предопределяет всю систему формирования показателей некоммерческой организации.
Рассмотрим формирование учетной политики автономного учреждения. Специфика учетной политики автономного учреждения определяется правовым статусом данной организации, которая в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) признается некоммерческой организацией.
В соответствии со ст. 2 Закона № 174-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008 в составе учетной политики автономных учреждений следует утвердить:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации и способы оценки видов имущества и обязательств;
— правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников автономных учреждений. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком.
Для организации бухгалтерского учета и его ведения в автономных учреждениях необходимо решить вопрос о том, что будет выступать объектом учета. К таким объектам следует отнести источники целевого финансирования и целевых поступлений, отдельные проекты и др. Этот выбор крайне важен для автономных учреждений, так как от него зависит структура построения и организация учета синтетического и аналитического учета.
Для отражения в учетной политике автономных учреждений целевых средств необходимо определить, какие поступления могут быть отнесены к ним. Основными источниками покрытия текущих и капитальных расходов являются:
— целевое финансирование автономных учреждений, включающее финансовое обеспечение в виде субсидий на возмещение нормативных затрат учреждения при оказании им социальных услуг в соответствии с заданием учредителя;
— добровольные имущественные взносы и пожертвования, получаемые от различных фондов, юридических и физических лиц;
— гранты;
— другие не запрещенные законом источники целевых поступлений.
Средства от оказания платных услуг, направляемые на ведение основной (уставной) деятельности и развитие учреждения, также являются одним из источников финансирования расходов учреждения. Для того чтобы квалифицировать поступления,
т. е. признать их как средства целевого финансирования, и учитывать их на счете 86 «Целевое финансирование», необходимо соблюдение целого ряда условий:
— должна быть связь поступлений с уставной деятельностью;
— поступления должны быть безвозмездными и безвозвратными;
— поступления должны быть израсходованы по целевому назначению.
Следовательно, все средства, поступающие на счета автономной некоммерческой организации и удовлетворяющие этим условиям, будут являться целевыми.
Таким образом, для учета целевых средств счет 86 «Целевое финансирование» является основным. По мнению автора, к счету 86 «Целевое финансирование» целесообразно открывать субсчета второго и третьего порядка исходя из осуществления организацией основной деятельности и особенностей документооборота. При этом субсчета одного уровня предназначены для детализации поступивших сумм по источникам поступления, а другого уровня — для отражения операций по списанию сумм целевого финансирования в соответствии с выполненными программами и мероприятиями.
Следующий вопрос, который должен быть отражен в учетной политике, имеет отношение к учету основных средств. Автономным учреждениям при разработке данного раздела следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
Автономное учреждение наделяется имуществом на праве оперативного управления и отражает его на балансовых счетах учета внеоборотных активов. Пункт 5 ст. 3 Закона № 174-ФЗ требует обособленного учета недвижимого имущества, закрепленного за автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящегося у автономного учреждения особо ценного движимого имущества. При этом следует организовать раздельный учет имущества, выделенного учредителем, приобретенного за счет целевых поступлений и за счет доходов и предпринимательской деятельности.
При формировании учетной политики в части нематериальных активов следует использовать Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное
приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н. По мнению автора, построение бухгалтерского учета нематериальных активов некоммерческих организаций наиболее оправданно по аналогии с учетом основных средств в коммерческих организациях.
В отношении материально-производственных запасов для некоммерческих организаций в Положении по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденном приказом Минфина России от
09.06.2001 № 44н, не содержится отдельных предписаний, указывающих на то, что данный документ используется только коммерческими фирмами. Для организации надлежащего контроля за движением и сохранностью материально-производственных запасов до передачи в эксплуатацию автономные учреждения отражают материалы на счетах учета материально-производственных запасов. В учетной политике некоммерческой организации по материально-производственным запасам должна быть раскрыта следующая информация:
— определение единицы материалов (номенклатурный номер или партия и т. д.);
— оценка поступающих материалов;
— учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
— создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Автономные учреждения, которые наравне с некоммерческой деятельностью, не связанной с реализацией товаров (оказанием услуг, выполнением работ), занимаются оказанием платных услуг, в рабочем плане счетов должны определить счета, используемые для учета доходов и расходов от предпринимательской деятельности. Применительно к таким поступлениям и выплатам автономные учреждения могут руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, а также Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
Это означает, что автономным учреждениям следует определиться с классификацией коммерческих поступлений и соответствующих расходов: какие из них учитывать в составе выручки (затрат) по обычным видам предпринимательской деятельности, а какие в составе прочих доходов (расходов) организации. Действующие бухгалтерские стандарты предоставляют в этом вопро-
се право выбора. Чтобы его правильно сделать, автономным учреждениям нужно учитывать характер своей предпринимательской деятельности, виды доходов (расходов) и условия их получения (выплаты).
Подводя итог, определим, какая информация по учету расходов должна быть раскрыта в учетной политике:
— классификация (группировка) расходов;
— порядок учета расходов на счетах бухгалтерского учета (синтетических, аналитических);
— порядок распределения расходов в автономных учреждениях.
По мнению автора, создание грамотной и в должной мере раскрытой учетной политики позволяет автономным учреждениям достичь следующих результатов:
— целостность учетного процесса;
— методическую правильность ведения бухгалтерского учета;
— оперативное представление информации о текущем состоянии материальных и финансовых потоков, сведений о дебиторах и кредиторах;
— полное соответствие бухгалтерского учета современным требованиям и возможность его адаптации к международным стандартам.
Учетная политика, принятая некоммерческой организацией, должна в полной мере восполнять пробелы в законодательной базе по бухгалтерскому учету в некоммерческих организациях путем разработки и обоснования принятых способов и методов учета. Технология обработки получаемой информации, отраженная в учетной политике, дает
возможность сформировать бухгалтерскую отчетность, которая позволит заинтересованным пользователям провести достоверную оценку освоения финансовых ресурсов, движения денежных средств и, в конечном счете, результатов деятельности некоммерческой организации.
Список литературы
1. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
2. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
3. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 32н.
4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: приказ Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
5. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01: приказ Минфина России от
09.06.2001 № 44н.
6. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): приказ Минфина России от 27.12.2007 № 153н.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: приказ Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
8. Соколов Я. В. Профессиональное суждение — новый инструментарий современной бухгалтерии // Бухгалтерский учет. 2005. № 21. С. 45.