Проблемы учета
ФОРМИРОВАНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСКРЫТИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
А. Ю. ТРУШИЦЫНА, аудитор ООО «АЭЛИТА-сервис»
I. Формирование учетной политики
Учетная политика является одним из важнейших документов для любой организации. Обязанность формировать учетную политику установлена п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.11.1996 N° 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). Учетная политика формируется организацией самостоятельно, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, исходя из своей структуры, видов экономической деятельности и других особенностей.
Правила формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
В соответствии с п. 2 ПБУ 1/2008 под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся следующие:
— группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности;
— погашения стоимости активов;
— организации документооборота;
— инвентаризации;
— применения счетов бухгалтерского учета;
— организации регистров бухгалтерского учета;
— обработки информации.
Обратите внимание, список закрытый.
Организации, формирующие и раскрывающие учетную политику. Формировать учетную политику должны все организации, которые являются юридическими лицами по законодательству РФ, в том числе филиалы и представительства иностранных организаций, находящихся на территории РФ.
Исключение составляют:
— кредитные организации;
— государственные (муниципальные) учреждения.
Что касается филиалов и представительств иностранных организаций, находящихся на территории РФ, то они могут формировать учетную политику одним из двух способов:
— в соответствии с ПБУ 1/2008;
— исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Раскрывать учетную политику в отличие от формирования должны не все организации, а только те, которые согласно законодательству РФ публикуют свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично.
Порядок формирования и утверждения учетной политики. В зависимости от назначенного руководителем организации лица, ведущего бухгалтерский учет, п. 4 ПБУ 1/2008 обязанность по формированию учетной политики возлагается на:
— главного бухгалтера;
— иное лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации.
Учетная политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации, в том числе утверждаются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— способы оценки активов и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации;
— порядок контроля за хозяйственными операциями;
— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
При формировании учетной политики должны соблюдаться следующие допущения, установленные п. 5 ПБУ 1/2008:
— имущественной обособленности — активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
— непрерывности деятельности — организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
— последовательности применения учетной политики — принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
— временной определенности фактов хозяйственной деятельности — факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.
Кроме того, учетная политика организации должна обеспечивать выполнение следующих требований, предъявляемых к ней:
— полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
— своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
— большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
— отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
—тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
— рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.
При формировании учетной политики выбор одного из способов организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется исходя из нескольких допускаемых способов законодательством РФ и/или нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
В случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организацией осуществляется разработка соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008, иных положений по бухгалтерскому учету или МСФО.
Учетная политика организации применяется с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом она применяется всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.
Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица.
Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.
Структура учетной политики. Структура учетной политики любой организации состоит из двух разделов:
— организационно-технического;
— методологического.
В первом разделе отражаются общие положения бухгалтерского учета:
— сведения об организации, в том числе о специфике вида экономической деятельности организации;
— сведения об используемой нормативной базе;
— сведения об основных принципах ведения бухгалтерского учета, случаях отступления от них;
— сведения о структуре бухгалтерской службы;
— сведения о составе бухгалтерской (финансовой) отчетности;
— рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки обмена документами с обособленными подразделениями;
— порядок контроля за хозяйственными операциями и др.
Во втором разделе устанавливается порядок учета отдельных хозяйственных операций — способов оценки активов и обязательств организации. Причем в учетной политике отражаются лишь те способы учета активов и обязательств, которые имеют место в хозяйственной деятельности организации и для которых предусмотрен выбор способа учета, либо данный способ нужно разработать самостоятельно. Например, если организация не осуществляет оптовой или розничной торговой деятельности, то нет необходимости рассматривать в учетной политике оценку поступающих товаров для перепродажи, выбор синтетических счетов для их движения, метод списания товаров при продаже и ином выбытии и т. д.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета. Основанием для разработки рабочего плана счетов организации является типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, приводится в приложении к учетной политике.
Формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 организация должна утвердить в учетной политике формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского
учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Что касается утверждения унифицированных форм первичных документов, то в учетной политике достаточно привести их перечень, а также нормативные акты, которыми они утверждены. Если в унифицированные формы первичных учетных документов организацией внесены изменения, касающиеся добавления реквизитов, строк, граф и т. п., то эти формы нужно утвердить и привести в приложении к учетной политике. Если организации потребуется применить дополнительные первичные документы, формы которых не утверждены, их нужно утвердить и в приложении к учетной политике привести их формы и порядок заполнения. Эти формы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Кроме того, в состав учетной политики целесообразно включить документ, в котором руководитель утверждает перечень работников, которым предоставлено право подписи применяемых организацией первичных учетных документов (п. 3 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 организация должна утвердить формы регистров бухгалтерского учета.
Наиболее распространенными вариантами форм ведения бухгалтерского учета в настоящее время являются:
— мемориально-ордерная форма — обычно используется в бюджетных организациях;
— журнально-ордерная форма, утвержденная письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» (применяется с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59);
— упрощенная форма — утверждена приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
— автоматизированная форма — применяется во всех организациях, ведущих учет с помощью программных средств обеспечения.
Субъектам малого предпринимательства необходимо принять к сведению информацию Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства» (далее — Информация № ПЗ-3/2010), в которой установлено, что субъект малого предприниматель-
ства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
Для систематизации и накопления информации субъект малого предпринимательства может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.
Таким образом, организации в учетной политике достаточно будет привести один из вариантов форм ведения бухгалтерского учета, а также перечень регистров бухгалтерского учета, предлагаемых тем или иным вариантом форм ведения бухгалтерского учета, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Руководитель организации обязан обеспечить правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета путем возложения ответственности на лиц, составивших и подписавших эти регистры.
Если в организации возникает необходимость применения документов внутренней отчетности, формы этих документов, а также порядок их заполнения должны быть разработаны в соответствии с требованиями законодательства РФ, приложены к учетной политике и утверждены руководителем организации.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Он состоит в утверждении в учетной политике организации:
— количества инвентаризаций в отчетном году;
— дат проведения инвентаризаций;
— перечня имущества и обязательств, проверяемых при каждой из инвентаризаций, и т. д.
Целесообразно в учетной политике привести график проведения инвентаризации активов и обязательств организации в приложении к учетной политике.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается Законом № 129-ФЗ.
Инвентаризация проводится в соответствии с требованиями приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Для проведения инвентаризации приказом руководителя организации назначается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.
Документооборот и технология обработки учетной информации. Основанием для разработки правил документооборота является Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29.07.1983 № 105 (далее — Положение о документообороте).
Согласно Положению о документообороте организация организует документооборот, характеризующий движение документов в учетном процессе от момента их создания до сдачи в архив, который включает:
1) движение первичных документов:
— создание или получение от других организаций первичных документов;
— принятие к учету первичных документов;
— обработку первичных документов;
— передачу в архив принятых к учету и обработанных документов;
2) движение учетных регистров от их составления до передачи их в архив;
3) движение форм бухгалтерской отчетности (внутренней и внешней) от их составления, передачи внешним пользователям и до передачи их в архив;
4) движение форм налоговой отчетности от их составления, представления пользователям до сдачи в архив;
5) движение форм статистической отчетности от их составления, представления пользователям до сдачи в архив.
Движение первичных документов в бухгалтерском учете, регистров бухгалтерского учета, форм бухгалтерской отчетности (внутренней и внешней), налоговой и статической отчетности регламентируется графиком документооборота.
Правила документооборота. Порядок организации документооборота состоит в следующем:
1) составление графика документооборота организует главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с учетной политикой возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета в организации;
2) график документооборота утверждается приказом руководителя организации.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. График документооборота приводится в приложении к учетной политике;
3) работникам организации (начальникам цехов, мастерам, табельщикам, работникам планово-экономического, финансового отделов, отделов труда и заработной платы, снабжения, кладовщикам, подотчетным лицам, работникам бухгалтерии и другим), которые создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, вручаются выписки из графика, регламентирующие их обязанности;
4) ответственность за соблюдение графика документооборота, а также ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы;
5) контроль за соблюдением исполнителями графика документооборота по предприятию, учреждению осуществляет главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с учетной политикой возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета в организации.
Правила хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Правила хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета состоят в следующем:
1) первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив;
2) первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером;
3) бланки строгой отчетности должны храниться в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность;
4) порядок хранения первичных и выходных документов на машиночитаемых носителях определен в соответствующих нормативных документах,
регламентирующих ведение бухгалтерского учета в условиях его механизации (автоматизации);
5) обработанные вручную первичные документы текущего месяца, относящиеся к определенному учетному регистру, комплектуются в хронологическом порядке и переплетены.
Отдельные виды документов (наряды на работу, сменные рапорты) могут храниться не переплетенными, но подшитыми в папках во избежание их утери или злоупотреблений;
6) сроки хранения документов, которые образуются в хозяйственной деятельности организации, в архиве организации приводятся в приложении к учетной политике. Сроки хранения документов установлены:
— приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения;
— Налоговым кодексом РФ;
— Законом № 129-ФЗ;
7) сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер предприятия, учреждения.
Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива организации работникам других структурных подразделений может производиться только по распоряжению главного бухгалтера;
8) изъятие первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов у организации может производиться только органами дознания, предварительного следствия прокуратуры и судами на основании постановления, предварительного следствия прокуратуры и судами на основании постановления этих органов в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством РФ. Изъятие оформляется протоколом, копия которого вручается под расписку соответствующему должностному лицу предприятия, учреждения.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, соответствующие должностные лица организации могут снять копии с изымаемых документов с указанием оснований и даты их изъятия;
9) в случае пропажи или гибели первичных документов руководитель организации назначает
приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государственного пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем организации;
10) по истечении установленных сроков хранения документы уничтожаются в соответствии с актом о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению. Форма акта приводится в приложении к учетной политике.
Документы можно разорвать, отправить в бу-магоуничтожитель, передать в котельную для сжигания, сдать в специализированную организацию по переработке вторсырья. По факту физического уничтожения документов экспертная комиссия составляет еще один акт, форма которого приводится в приложении к учетной политике.
Порядок контроля за хозяйственными операциями. Система внутреннего контроля в организации представляет собой процесс, организованный и осуществляемый представителями собственника. руководством, а также другими сотрудниками организации, для того чтобы обеспечить:
— надежность финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— эффективность и результативность хозяйственных операций;
— соответствие деятельности организации нормативным правовым актам.
Цели организации внутреннего контроля непосредственно связаны с финансовой (бухгалтерской) отчетностью, хозяйственными операциями и соблюдением законодательства РФ.
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
— контрольную среду;
— процесс оценки рисков;
— информационную систему, в том числе связанную с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
— контрольные действия;
— мониторинг средств контроля.
Порядок организации и функционирования
системы внутреннего контроля зависит от размеров и сложности структуры организации.
Этот раздел учетной политики актуален для крупных и средних предприятий, особенно име-
ющих филиалы и иные обособленные подразделения.
Субъекты малого предпринимательства могут использовать в меньшей степени формализованные средства контроля, заменяя их более простыми процессами и процедурами для достижения своих целей. При разработке порядка контроля за хозяйственными операциями они могут воспользоваться теми материалами, которые приведены в законодательных и нормативных актах по бухгалтерскому учету.
Порядок контроля за хозяйственными операциями приводится в приложении к учетной политике.
Состав бухгалтерской отчетности организаций. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:
— бухгалтерского баланса (оформляется по утвержденной форме);
— отчета о прибылях и убытках (оформляется по утвержденной форме);
— отчета об изменениях капитала (оформляется по утвержденной форме);
— отчета о движении денежных средств (оформляется по утвержденной форме);
— отчета о целевом использовании полученных средств (оформляется по утвержденной форме);
— пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (оформляются в табличной и (или) текстовой форме);
— аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии.
Организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года.
Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.
Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов
по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:
— бухгалтерский баланс (оформляется по утвержденной форме);
— отчет о прибылях и убытках (оформляется по утвержденной форме);
— пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (оформляются в табличной и (или) текстовой форме);
— отчет о целевом использовании полученных средств (оформляется по утвержденной форме).
Субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность:
— по упрощенной системе;
— по формам, установленным для бухгалтерской отчетности организаций, приведенным выше.
При формировании бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе:
— в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
— в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Вопросы применения упрощенной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства отражены в новом документе — Информация № ПЗ-3/2010.
Предоставление организацией бухгалтерской отчетности пользователю осуществляется:
— непосредственно;
— через ее представителя;
— в виде почтового отправления с описью вложения;
— по телекоммуникационным каналам связи.
Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается:
— дата отправки почтового отправления с описью вложения;
— дата отправки по телекоммуникационным каналам связи;
— дата фактической передачи по принадлежности.
Формы бухгалтерской отчетности и форма пояснительной записки, разработанные в организации и утвержденные руководителем, приводятся в приложении к учетной политике.
II. Изменение учетной политики
Случаи изменения учетной политики. Учетная политика изменяется (п. 10 ПБУ 1/2008) в случаях:
— изменения законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
— разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета.
Причем новые способы должны давать:
— более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности организации;
— меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности;
— существенные изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.).
Не считается изменением учетной политики:
— утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее;
— факты хозяйственной деятельности, которые возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией.
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Последствия изменения учетной политики. Ретроспективное отражение изменений учетной политики. Отражение корректировки в связи с изменением учетной политики. Существенные последствия изменений учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности организаций ретроспективно по правилам, установленным в пп. 13—16 ПБУ 1/2008 в денежном выражении. Оценка последствий изменения в учетной политике производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Общее правило отражения результатов изменения учетной политики ретроспективно состоит в том, что организация должна пересчитать данные бухгалтерской отчетности предыдущих периодов исходя из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. При этом корректируется входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской
отчетности период, а также значения связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период.
В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).
Так до каких же пор нужно производить перерасчеты? Видимо, до тех пор пока у организации имеются необходимые данные. Поскольку максимальная продолжительность такого периода регламентируется 5 годами (п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ1), перерасчет следует производить за пять периодов.
Если последствия изменений учетной политики вызваны изменением законодательства РФ или нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, то они отражаются в бухгалтерской отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством РФ или нормативным актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не устанавливает порядка отражения последствий изменения, то они отражаются в бухгалтерской отчетности по общему правилу — ретроспективно.
Отражение изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства. В п. 5.1 ПБУ 1/2008 субъектам малого предпринимательства (кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) разрешено осуществить выбор одного из двух способов отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности:
— ретроспективно;
— перспективно.
Эти способы отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности применяются, за исключением случаев, когда иной порядок изменений учетной политики субъектами малого предпринимательства установлен законодательством РФ или нормативно-правовым актом по бухгалтерскому учету.
1 Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет.
III. Раскрытие учетной политики
В соответствии с требованиями действующего законодательства организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учредительным документам либо по собственной инициативе, обязаны раскрывать свою учетную политику в бухгалтерской отчетности, а именно в пояснительной записке.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 129-ФЗ организация должна раскрывать в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности информацию:
— об организации;
— о финансовом положении;
— о сопоставимости данных за отчетный и предшествующие ему годы;
— о методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности;
— о сведениях, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ПБУ 1/2008 организация должна раскрыть в пояснительной записке:
1) способы ведения бухгалтерского учета, существенно2 влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным;
2) отличные от установленных ПБУ 1/2008 допущения, принятые организацией при формировании учетной политики, и причины их применения;
3) значительную неопределенность в отношении событий и условий, порождающую существенные сомнения в применимости допущения
2 Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств (п. 17 ПБУ 1/2008).
непрерывности деятельности, описание этой неопределенности, а также с чем она связана;
4) факты неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием;
5) изменения учетной политики организации, в том числе:
— причину изменения учетной политики;
— содержание изменения учетной политики;
— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
— суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
— сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом;
6) факт невозможности раскрытия изменения учетной политики по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными;
7) факт неприменения утвержденного и опубликованного нормативного правового акта по бухгалтерскому учету, который не вступил в силу, а также оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
2. О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях: письмо Минфина СССР от 08.03.1960 № 63.
3. Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства: информация Минфина России от 19.07.2011 № ПЗ-3/2010.
4. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: приказ Минфина России от 13.06.1995 № 49.
5. Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»: приказ Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
6. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н.
7. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.