ТИПОВАЯ УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам
Налоговый режим, в соответствии с которым организация уплачивает налоги в бюджет, имеет определяющее значение в основном для налоговой учетной политики организации, так как от ведения бухгалтерского учета фирма не освобождается. Тем не менее в силу того, что компании, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), могут не вести бухгалтерский учет в полном объеме, их бухгалтерская учетная политика имеет свои особенности — при ее формировании они вправе ограничиться правилами бухгалтерского учета, избранными в отношении учета основных средств и нематериальных активов.
Следует напомнить, что в соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) организации, использующие такой специальный налоговый режим, как УСН, освобождены от ведения бухгалтерского учета в полном объеме. В обязательном порядке они должны вести только бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов.
Правда, по мнению автора, такое право является формальным. Ведь, несмотря на то, что бухгалтерское законодательство и предоставляет фирмам, применяющим УСН, возможность не вести бухгалтерский учет в полном объеме, воспользоваться ею могут далеко не все.
Во-первых, при принятии решения не вести бухгалтерский учет фирме необходимо учитывать требования иных федеральных законов об организациях различных организационно-правовых фирм.
Как известно, подавляющее число российских коммерческих организаций представлено либо акционерными обществами, либо обществами с ограниченной ответственностью. Помимо норм гражданского законодательства деятельность первых юридических лиц регулируется нормами Федерального закона от26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-
ФЗ), вторых — нормами Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществахс ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ). В соответствии с указанными федеральными законами и те, и другие обязаны утверждать свои годовые отчеты и бухгалтерские балансы высшим органом управления организации, на это указывает ст. 48 Закона № 208-ФЗ, атакже с. т. 33 Закона № 14-ФЗ. Во-вторых, указанные законы обязывают компании сопоставлять свои чистые активы (определяемые исключительно по данным бухгалтерского учета) с размерами своего уставного капитала.
Не последнее место при решении вопроса о ведении бухгалтерского учета занимает и возможность выплаты дивидендов или распределения чистой прибыли организации, которые, как известно, выплачиваются из чистой прибыли, определяемой по данным бухгалтерской отчетности. Кроме того, фирма-упрощенец может просто утратить право на применение данного специального налогового режима, и тогда вопрос восстановления бухгалтерского учета в организации может стоить очень дорого!
Учитывая изложенное, можно сказать, что возможность отказа от ведения бухгалтерского учета для организаций, использующих УСН, существует фактически только на бумаге. Поэтому на практике подавляющее число фирм, применяющих УСН, ведут «для себя» бухгалтерский учет в полном объеме, но при этом не предоставляют бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
Приведем пример типовой учетной политики для организации, находящейся на УСН. При этом отметим, что понятие «типовой» учетной политики используется достаточно условно, так как учетная политика любой организации носит индивидуальный характер. Термин «типовой» учетной политики применяется автором лишь в том смысле, что этот документ основан на совокупности хозяйственных операций, характерныхдля любой организации.
ПРИКАЗ №_ОБ УЧЕТНОЙ
ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «А», г._«_»__г.
На основании Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон №129-ФЗ), Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от29.07.1998 № 34н, Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, положений Налогового кодекса РФ, а также учитывая изменения законодательства РФ в сфере бухгалтерского и налогового учета, вступающие в силу с 01.01.2010, утвердить Положение об учетной политике организации на2010г. (см. приложение).
Генеральный директор_
Приложение
к приказу №_
от 31.12.2009.
ПОЛОЖЕНИЕ «ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ НА 2010 г. ».
Руководствуясь нормами ст. 91 Гражданского кодекса РФ, ст. 4 Закона № 129-ФЗ, ст. 33 Закона № 14-ФЗ, организация «А», применяющая упрощенную систему налогообложения, ведет бухгалтерский учет в полном объеме.
У организации отсутствует обязанность по представлению своей бухгалтерской отчетности в налоговые органы.
Бухгалтерская отчетность организации формируется в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса (форма №1) и статьям Отчета о прибылях и убытках (форма № 2) без дополнительных расшифровок в указанных формах.
При формировании своей бухгалтерской отчетности организация соблюдает общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденном приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1.1. Отчетный год.
Отчетным годом организации признается календарный год, под которым понимается период времени с 1 января по31 декабря включительно.
1.2. Организация бухгалтерского учета.
В соответствии со ст. 6 Закона № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет ее руководитель.
Бухгалтерский учет в организации ведется штатным бухгалтером в одном лице.
1.3. Рабочий план счетов.
Бухгалтерский учет в организации ведется в
соответствии с рабочим планом счетов, разработанным на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета, рекомендуемого организациям к использованию приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».
Рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических счетов приведен в приложении 1 к настоящему Положению об учетной политике.
1.4.Формы первичных учетных документов,
регистров бухгалтерского учета,
а также документов для внутренней
бухгалтерской отчетности.
Для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности организации применяются унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Госкомстатом России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России:
— постановлением Госкомстата России от
30.10.1997 года № 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве»;
— постановлением Госкомстата России от 21.01.2003№7«0б утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»;
— постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»;
— постановлением Госкомстата России от
18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»;
— постановлением Госкомстата России от
27.03.2000 № 26 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № ИНВ-26 «Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией»;
— постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения»;
— постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций»;
— постановлением Госкомстата России от
06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»;
— протоколом заседания ГМЭК от 12.09.2003 № 3/75-2003 «О решениях государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам» (вместе с Альбомом унифицированных форм первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском автомобильном транспорте междугородного сообщения);
— постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 № 55 «Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации № АО-1 «Авансовый отчет»;
— постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».
В случае отсутствия унифицированного аналога применяются самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие требованиям ст. 2 Закона № 129-ФЗ. Самостоятельно разработанные формы первичной учетной документации, в том числе акт на оказание услуг и бухгалтерская справка, приведены в приложении 2 к настоящему Положению об учетной политике.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утвержденный руководителем организации по согласованию с бухгалтером, приведен в приложении № 3 к настоящему Положению об учетной политике.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистрами бухгалтерского учета организации
являются:
— журналы-ордера и ведомости по счетам;
— оборотно-сальдовая ведомость;
— анализ счетов;
— прочие регистры.
Регистры бухгалтерского учета ведутся на машинных носителях информации по формам, принятым для журнально-ордерной формы учета, а также предусмотренным автоматизированной системой ведения бухгалтерского учета «1С: Бухгалтерия 8.1».
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.
1.5. Правиладокументооборота и технология
обработки учетной информации.
В целях обеспечения необходимого качества ведения бухгалтерского учета организация ведет документооборот в соответствии с графиком, утвержденным руководителем. График документооборота, применяемый в организации, приведен в приложении 4 к настоящему Положению об учетной политике.
Обработка учетной информации осуществляется в организации автоматизированным способом с помощью бухгалтерской программы (лицензия №_) «1С: Бухгалтерия 8.1».
1.6. Порядокпроведения инвентаризации
активов и обязательств организации.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организация проводит инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Помимо случаев обязательного проведения инвентаризации, перечисленных в ст. 12 Закона № 129-ФЗ, организация ежеквартально проводит инвентаризацию кассы и выборочные инвентаризации материальных ценностей по местам их хранения. Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации приведен в приложении 5 к настоящему Положению об учетной политике.
Состав инвентаризационной комиссии, сроки и порядок ее деятельности определяются приказом руководителя.
1.7. Способы оценки активов и обязательств.
В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от29.07.1998 № 34н, организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.
1.8. Выдачаденежных средств под отчет.
Денежные средства на хозяйственные нужды
организации выдаются на срок 30 календарных дней. Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении указанного срока предъявить в бухгалтерию организации авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет, приведен в приложении 6 к настоящему Положению об учетной политике.
Лица, получившие деньги под отчет на командировочные расходы, обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
1.9. Критерий существенности.
При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации устанавливается уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.
Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.
Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 % (пяти процентов).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
1. Учет основных средств (ОС).
1.1. Критерии отнесения активов
в состав основных средств.
Критериями отнесения имущества в состав ОС являются условия, перечисленные в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01», утвержденного приказом Минфина Российской Федерации от 30.03.2001 № 26н (далее - ПБУ 6/01).
Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, стоимость которых за единицу не превышает 20 000 руб., учитываются организацией в качестве материально-производственных запасов.
В целях обеспечения сохранности малоценных ОС первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) офор-
мляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.
Приобретенные книги, брошюры и аналогичные издания учитываются в составе материально-производственных запасов и списываются на затраты по мере отпуска их в производство.
В целях обеспечения сохранности указанных активов первичные учетные документы по движению (приему, выдаче, перемещению и списанию) оформляются в порядке, предусмотренном для учета материально-производственных запасов.
1.2. Состав инвентарного объекта.
Единицей бухгалтерского учета ОС является
инвентарный объект.
Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями.
Если сроки полезного использования составных частей объекта ОС существенно различаются, то составные части объекта ОС учитываются как самостоятельные инвентарные объекты.
Объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и фактически эксплуатируемые, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве ОС с выделением на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства».
1.3. Срок полезного использования ОС.
Срок полезного использования ОС определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя, при принятии объекта к бухгалтерскому учету с учетом классификации ОС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
Определение конкретного срока полезного использования объекта ОС производится исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например срок аренды).
В случае приобретения ОС, бывших в употреблении, организация определяет норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.
В том случае если предмет невозможно отнести ни к одной амортизационной группе, организация самостоятельно определяет срок его полезного использования на основании приказа руководителя.
1.4. Амортизация объектов ОС.
Амортизация по всем группам однородных
объектов ОС начисляется линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта.
Начисление амортизации приостанавливается в случаях перевода объектов на консервацию на срок более 3 мес., атакже в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 мес. Приостановление начисления амортизации оформляется приказом руководителя организации.
1.5. Переоценка объектов ОС.
Организация не осуществляет переоценки
объектов ОС.
1.6. Восстановление объектов ОС.
Восстановление ОС осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.
При определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» организация, учитывая разъяснения Минфина России, приведенные в письме от23.11.2006 № 03-03-04/1/794, руководствуется:
— Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
— Ведомственными строительными нормативами (ВСН) №58-88 (Р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от23.11.1988 № 312.
— письмом Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
В случае реконструкции или модернизации ОС сроки полезного использования ОС не пересматриваются.
Ремонт ОС осуществляется без создания резерва на ремонт ОС.
Фактические затраты на ремонт ОС включаются в себестоимость услуг по мере выполнения ремонтных работ в том периоде, в котором они были осуществлены, без отражения затрат в составе расходов будущих периодов.
2. Учет нематериальных активов (НМА).
2.1. Критерии отнесения активов в состав НМА.
При отнесении объектов в состав НМА организация руководствуется критериями, перечисленными в п. 3 ПБУ14/2007 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», утвержденного приказом Минфина России от27.12.2007 № 153н.
2.2. Состав инвентарного объекта.
Единицей бухгалтерского учета НМА является
инвентарный объект, под которым понимается совокупность прав, возникающих из одного охранного или иного документа, предназначенных для определенных самостоятельных функций.
2.3.0пределение срока полезного
использования НМА.
Срок полезного использования НМА определяется комиссией, назначаемой приказом руководителя организации при принятии НМА к учету. Определение срока полезного использования производится исходя из:
— срокадействия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля за активом;
— ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.
2.4. Амортизация НМА.
Амортизация нематериальных активов с определенным сроком полезного использования производится линейным методом.
2.5. Переоценка и обесценение объектов НМА.
Организация не осуществляет переоценки
объектов НМА и не проводит проверки на обесценение НМА.
3. Учет материально-производственных
запасов (МПЗ).
3.1. Критерии отнесения имущества
в состав МПЗ.
В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01», утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (далее — ПБУ 5/01), к бухгалтерскому учету в качестве МПЗ принимаются активы:
— используемые в качестве материалов при оказании услуг;
— предназначенные для продажи;
— используемые для управленческих нужд организации.
3.2. Единица учета МПЗ.
На основании п. ПБУ 5/01 учет МПЗ в организации ведется по номенклатурным номерам.
З.З.Оценка МПЗ и порядок принятия их к учету.
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, формирование которой осуществляется без применения счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».
Расходы по доставке материалов включаются в их стоимость. Транспортно-заготовительные расходы организации принимаются к учету путем непосредственного прямого включения их в фактическую стоимость материалов. При этом транс-портно-заготовительные расходы присоединяются к договорной цене материалов пропорционально их стоимости.
3.4. Метод оценки при списании МПЗ в производство и ином выбытии. На основании п. 16 ПБУ 5/01 отпуск МПЗ в производство осуществляется по себестоимости каждой единицы.
4. Учет финансовых вложений.
4.1. Единица бухгалтерского учета финансовых вложений.
Единицей учета финансовых вложений является серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений.
Аналитический учет финансовых вложений ведется на счете 58 «Финансовые вложения» по организациям, в которые осуществлены эти вложения. Учет по единице бухгалтерского учета ведется в отдельном журнале.
4.2. Порядок учета затрат
на приобретение ценных бумаг. На основании п. 11 ПБУ 19/02 не существенные по сравнению с договорной стоимостью ценных бумаг затраты на их приобретение включаются в состав расходов организации в том отчетном периоде, когда ценные бумаги приняты к учету.
4.3. Периодичность проведения корректировки оценки финансовых вложений, по которым определяется рыночная стоимость. В соответствии с п. 20 ПБУ 19/02 указанная
корректировка финансовых вложений производится организацией ежеквартально.
4.4.Возможность равномерного доведения первоначальной стоимости ценных бумаг,
по которым не определяется рыночная стоимость до их номинальной стоимости. На основании п. 22 ПБУ 19/02 по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разница между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения относится на финансовые результаты по мере при-
читающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода.
4.5. Способ оценки финансовых вложений
при их выбытии.
В соответствии с п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организацией оценка финансовых вложений производится по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.
4.6. Периодичность проведения проверки
наличия устойчивого снижения стоимости
финансовых вложений.
На основании п. 38 ПБУ 19/02 организация проводит указанную проверку один раз в год по состоянию на31 декабря отчетного года.
5. Организация учета расходов.
Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств. Расходы подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
5.1. Расходы по обычным видам деятельности.
Расходами по обычным видам деятельности
являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.
Обычным видом деятельности для организации является оказание услуг связи.
Бухгалтерский учет расходов ведется с использованием счетов:
— 20 «Основное производство»;
— 26 «Общехозяйственные расходы».
Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежном выражении или иной форме или величине кредиторской задолженности.
5.2. Учет затрат на производство.
По способу включения в себестоимость услуг затраты для целей бухгалтерского учета группируются в прямые и косвенные.
Прямые расходы, связанные с оказанием услуг связи, отражаются по дебету счета 20 «Основное производство». К ним относятся:
— материальные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, на обязательное социальное страхование на случай временной нетру-
доспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по ОС, используемым при оказании услуг.
Обобщение информации о косвенных расходах производится на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В их составе учитываются:
— административно-управленческие и общехозяйственные расходы;
— затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала;
— отчисления на социальные нужды с заработной платы административно-управленческого и общехозяйственного персонала во внебюджетные фонды;
— амортизационные отчисления и расходы на ремонт, содержание и обслуживание ОС административно-управленческого и общехозяйственного назначения;
— арендная плата за объекты административно-управленческого и общехозяйственного назначения;
— расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных, юридических и прочих услуг;
— расходы на подготовку и переподготовку кадров, расходы на охрану труда;
— расходы на содержание служебного транспорта;
— расходы на содержание охраны;
— другие аналогичные по назначению расходы.
Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются в конце каждого месяца в дебет счета 20 «Основное производство».
5.3.Учет расходов будущих периодов
(далее — РБП).
В составе РБП учитываются расходы, произведенные в отчетном периоде, которые обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов.
Расходы будущих периодов подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся.
Сроки списания РБП регулируются организацией самостоятельно (устанавливаются приказом руководителя), если иное не следует из законодательных или иных нормативных актов, относящихся к данному объекту учета.
К расходам будущих периодов относятся следующие виды расходов:
— расходы на страхование;
— отпускные;
— лицензии;
— расходы на приобретение программного обеспечения без передачи исключительных прав на программы;
— прочие расходы, относящиеся к будущим периодам.
5.4.Формирование резервов в целях бухгалтерского учета.
Организация не создает резерва по сомнительным долгам и не производит резервирования сумм предстоящих расходов и платежей.
6. Учет расходов по займам и кредитам.
6.1. Учет процентов, причитающихся
к оплате заимодавцу.
Проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов исходя из условий предоставления займа (кредита).
6.2. Порядок признания дополнительных
затрат по займам.
В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ15/2008), утвержденного приказом Минфина России ot06.10.2008 № 107н (далее - ПБУ 15/2008), дополнительные затраты по займам включаются в состав прочих расходов единовременно.
7. Учет активов и обязательств, стоимость
которых выражена в иностранной валюте.
На основании п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006)», утвержденного приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, организация не производит пересчета стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на банковских счетах (банковских вкладах), выраженной в иностранной валюте на дату изменения курса.
8. Организация учета доходов.
Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности организации подразделяются на:
— доходы от обычных видов деятельности;
— прочие доходы.
8.1. Учет доходов от обычных видов
деятельности организации.
Доходами от обычных видов деятельности является выручка от оказания услуг связи.
Выручка от оказания услуг связи признается в учете при выполнении всех условий, перечисленных в п. 12 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н, одним из которых является факт оказания услуги.
Выручка от оказания услуг связи признается в том отчетном периоде, в котором организация признает задолженность абонента за оказанные услуги в соответствии с договором на оказание услуг связи.
Датой признания выручки от оказания услуг считается последнее число каждого месяца. Основанием для отражения выручки в учете являются итоговые данные отчета, в котором содержится информация о количестве и стоимости времени, использованного абонентами.
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
8.2. Прочие доходы.
Доходы, отличные от оказания услуг связи, считаются прочими поступлениями организации. Информация о прочих доходах организации отражается на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧАСТИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА.
1. Применение упрощенной системы
налогообложения.
Организация является плательщиком единого налога, взимаемого в связи с применением УСН, вплоть до утраты права на применение УСН либо до добровольного отказа от ее применения в соответствии с положениями гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.
2. Организация налогового учета.
Ведение налогового учета осуществляется силами штатного бухгалтера в одном лице. Налоговый учет доходов и расходов ведется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, форма которой утверждена приказом Минфина России от 31.12.2008г№ 154н.
Книга учета доходов и расходов ведется налогоплательщиком в электронном виде, посредством
использования автоматизированной программы «1С: Бухгалтерия 8.1». По окончании налогового периода Книга доходов и расходов выводится на печать, распечатанный вариант книги заверяется в налоговом органе после окончания налогового периода по УСН.
На каждый очередной налоговый период открывается новая книга учета доходов и расходов.
3. Объект налогообложения.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения организации признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Смена объекта налогообложения возможна только с начала очередного налогового периода. При смене объекта налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом свой налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
4. Налогооблагаемые доходы.
Налогооблагаемые доходы организации подразделяются надве категории:
—доходы от реализации услуг, в составе которых учитывается выручка от оказания услуг связи;
— внереализационные доходы; к ним относятся доходы, перечисленные в ст. 250 НК РФ.
При получении доходов, которые не могут быть однозначно отнесены к тем или иным доходам, данные доходы учитываются в составе доходов от реализации.
Датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Документальным подтверждением доходов выступают первичные документы бухгалтерского учета, в том числе и самостоятельно разработанная форма акта на оказание услуг связи, форма которого закреплена в приложении 2 к настоящему Положению об учетной политике.
5. Организация учета расходов.
Под налогооблагаемыми расходами организации понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они связаны с получением дохода.
Перечень налогооблагаемых расходов закреп-ленвп. 1 ст. 346.16 НК РФ.
С 01.01.2010 в составе налогооблагаемых расходов организация признает страховые взносы на обя-
зательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ.
6. Порядок оценки МПЗ.
Стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.
Материальные расходы признаются в составе расходов на дату их оплаты — в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.
7. Порядок признания расходов в виде
процентов по долговым обязательствам.
Нормирование процентов налогоплательщик производит исходя из ставки рефинан-
сирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза по долговым обязательствам в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Список приложений к настоящему Положению об учетной политике организации: приложение 1 — рабочий план счетов; приложение 2 — самостоятельно разработанные формы первичных документов, применяемые организацией;
приложение 3 — перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
приложение 4 — график документооборота; приложение 5 — Порядок проведения ежеквартальной инвентаризации;
приложение 6 — перечень лиц, имеющих право получать денежные средства под отчет.
Список литературы
1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от21.11.1996 № 129-ФЗ.
2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от26.12.1995 № 208-ФЗ.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
❖ ❖ ❖