ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА2011 ГОД: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В. В. СЕМЕНИХИН, руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Руководство организации (фирмы), приступая к формированию своей учетной политики, которая будет применяться ею в течение следующего финансового года, должно самостоятельно формировать учетную политику как внутренний документ, исходя из своей структуры, масштабов, специфики деятельности и иных условий. При этом она основывается на положениях действующих нормативных документов бухгалтерского учета. В частности, с 01.01.2009 при формировании своей учетной политики организации обязаны руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н. Именно этот бухгалтерский стандарт обязывает все российские фирмы формировать свою учетную политику для бухгалтерского учета. Исключение касается лишь кредитных организаций, государственных и муниципальных учреждений, на которые в силу п. 1 ПБУ 1/2008, положения указанного бухгалтерского правового акта не распространяются.
Представительства иностранных компаний и их филиалы, находящиеся на российской территории, также обязаны формировать свою учетную политику, причем для этих целей они могут использовать либо положения ПБУ 1/2008, либо свои национальные стандарты. При этом второй вариант может использоваться указанными хозяйствующими субъектами при условии, что национальные правила не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).
Следует иметь в виду, что при формировании учетной политики нормами ПБУ 1/2008 обязаны руководствоваться абсолютно все организации, а в части ее раскрытия — компании, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно:
• законодательству Российской Федерации;
• учредительным документам;
• по собственной инициативе.
Следует напомнить, что в соответствии с положениями ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995
№ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» всю свою годовую отчетность обязаны раскрывать открытые акционерные общества. Аналогичное правило касается и обществ с ограниченной ответственностью, если они публично размещают облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, на что указывает п. 2 ст. 49 Федерального законаот08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
По мнению автора, несмотря на то, что ПБУ 1/2008 действует с 01.01.2009, нелишне напомнить его основные положения, чтобы в процессе подготовки бухгалтерского документа внутреннего использования у компании не возникло каких-либо проблем.
В бухгалтерском учете под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Причем ПБУ 1/2008 к способам ведения бухгалтерского учета относит способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета и обработки информации.
Перечень способов ведения бухгалтерского учета является исчерпывающим, в силу чего иные способы или методы в учетной политике освещать нет необходимости.
Сегодня учетную политику компании вправе формировать не только ее главный бухгалтер, но и иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Закон № 129-ФЗ) руководитель организации может в зависимости от объема учетной работы: • учредить собственную бухгалтерскую службу
организации как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
• ввести в штат должность бухгалтера;
• передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
• вести бухгалтерский учет лично.
Затем подготовленный проект учетной политики, сформированной на основе ПБУ 1/2008, утверждается руководителем фирмы. При этом, как следует из п. 8 ПБУ 1/2008, принятая организацией учетная политика оформляется в виде соответствующего организационно-распорядительного документа (обычно, приказом по организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Следовательно, учетная политика организация на очередной год должна быть утверждена не позднее 31 декабря предыдущего года. Исключение установлено лишь для вновь созданных компаний, в том числе посредством реорганизации — такие организации обязаны утвердить свою учетную политику не позднее 90 дней со дня своей государственной регистрации в качестве юридического лица. В этом случае учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации фирмы.
Для формирования учетной политики необходимо утверждение:
• рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
• форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• порядка проведения инвентаризации активов и обязательств компании;
• способов оценки активов и обязательств;
• правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
• порядка контроля за хозяйственными операциями, других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета.
При этом нормы ПБУ 1/2008 предписывают организациям закреплять в учетной политике не только самостоятельно разработанные формы используемой «первички», а все формы первичных учетных документов, используемые для документального подтверждения совершенных хозяйственных операций.
Следует иметь в виду, что обязательное применение унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных еще Госкомстатом
Российской Федерации (ныне Росстат), никто не отменял! В силу этого в организационном разделе бухгалтерской учетной политики следует указать, что организация производит документальное подтверждение фактов своей хозяйственной деятельности, оформляя унифицированные формы первичной учетной документации, а в случае отсутствия таковых применяет самостоятельно разработанные формы документов, отвечающие всем требованиям п. 2ст. 9 Закона № 129-ФЗ. Самостоятельно разработанные формы первичных документов рекомендуется оформлять в виде приложения к учетной политике.
Большинство организаций ведет учет с помощью специализированных бухгалтерских программ, поэтому, по мнению автора, в данном разделе учетной политики следует указать, какая лицензионная программа используется для ведения учета, а также закрепить состав используемых бухгалтерских регистров, не «зашитых» в алгоритм компьютерной программы.
Перечень допущений и требований бухгалтерского учета, которыми следует руководствоваться при формировании учетной политики, остался прежним. На это указывает п. 6 ПБУ 1/2008. Таковыми являются допущения:
• имущественной обособленности;
• непрерывностидеятельности организации;
• последовательности применения учетной политики;
• временной определенности фактов хозяйственной деятельности.
Причем если учетная политика компании сформирована из этих допущений, то их раскрытие в бухгалтерской отчетности не является обязательным. При использовании любых иных допущений их перечень вместе с причинами их применения подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности. Этоготребуетп. 19 ПБУ 1/2008.
Организации должны обеспечивать требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.
В соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 при формировании учетной политики по конкретному вопросу в части организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых российским законодательством и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. При отсутствии законодательно установленных способов фирма разрабатывает собственную методику отражения конкретных операций.
Как известно, с 01.01.2009 гл. 21 Налогового
кодекса Российской Федерации (НК РФ) разрешает покупателям товаров (работ, услуг) применять налоговый вычет по НДС по сумме авансового платежа, перечисленного поставщику под будущую поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). Порядок отражения в бухгалтерском учете подобного вычета по НДС действующим бухгалтерским законодательством не предусмотрен. Значит, на основании п. 7 ПБУ 1/2008 методику данной операции в бухгалтерском учете организация должна разработать сама и закрепить ее как элемент учетной политики.
Пунктом 6 ПБУ 1/2008 определено, что учетная политика организации применятся последовательно из года в год, следовательно, утверждать ее ежегодно нет необходимости. Достаточно внести в действующий документ требуемые изменения. При этом п. 10 ПБУ 1/2008 предусмотрены как обязательные случаи внесения изменений в учетную политику, так и добровольные.
Обязательным случаем внесения изменений в учетную политику признается внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и в нормативно-правовые акты бухгалтерского учета.
Добровольным внесением изменений считается:
• разработка компанией новых способов ведения бухгалтерского учета, предполагающих более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности фирмы или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
• существенные изменения условий хозяйствования. В качестве таковых могут выступать реорганизация, изменение видов деятельности ит. д.
Обратите внимание! Утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от тех, что имели место ранее, или возникли впервые в деятельности организации, не считается изменением учетной политики.
По общему правилу, вытекающему из п. 11 ПБУ 1/2008, внесение изменений в учетную политику производится с начала отчетного года, т. е. с 1 января. Причем в пояснительной записке, представляемой вместе с годовым отчетом, необходимо отразить те изменения учетной политики, которые будут применяться организацией в следующем финансовом году, согласно требованию п. 25 ПБУ 1/2008.
При необходимости п. И ПБУ 1/2008 допускает внесение изменений в учетную политику и в
течение финансового года. По мнению автора, это в полной мере может распространяться на обязательное внесение изменений в учетную политику компании.
Особо следует обратить внимание на то, что все изменения, вносимые в регламент, используемый для ведения бухгалтерского учета, должны иметь соответствующее обоснование и оформляться, как и сама учетная политика, приказом руководителя.
Изменения, вносимые в учетную политику компании, не могут не сказываться на ее финансовом положении. Поэтому изменения, способные привести к существенным изменениям, нужно оценить в денежном выражении. Этого требует п.13 ПБУ 1/2008. Причем оценка таких последствий производится на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.
Положение о бухгалтерском учете 1/2008 допускает два возможных способа отражения последствий изменения учетной политики:
• ретроспективный;
• перспективный.
Ретроспективный метод основан на предположении, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Фактически он заключается в корректировке входящего сальдо по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений, связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период. Корректировка нераспределенной прибыли обусловлена соблюдением принципа сопоставимости данных бухгалтерской отчетности.
Ретроспективный метод, по общему правилу, применяется как в отношении обязательного внесения изменений в учетную политику, так и в отношении добровольного.
Исключение касается лишь случаев, когда:
• соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики;
• денежная оценка последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному периоду, не может быть произведена с достаточной надежностью.
В этих случаях корректировка нераспределенной прибыли не производится, а используется перспективный метод, в основе которого лежит предположе-
ние, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа.
Обратите внимание! Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Аналогичное требование вытекает и из п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 №43н, а также из п. 35 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н. ПБУ 1/2008 требует от организаций раскрытия принятых при формировании учетной политики способов ведения бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, т. е. без знания которых невозможно достоверно оценить финансовое положение организации, результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств.
Состав и содержание информации об учетной политике, подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности по конкретным вопросам бухгалтерского учета, устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Если компания публикует свою отчетность не в полном объеме, то информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.
Следует заметить, что п. 20 ПБУ 1/2008 требует раскрытия в бухгалтерской отчетности наличия существенной неопределенности, связанной с условиями или событиями, вызывающими значительные сомнения в способности организации
продолжать свою деятельность далее. Поэтому при наличии таких фактов в пояснительной записке организация должна указать на такую неопределенность и однозначно указать ее причины.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики раскрываются в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. Причем в обязательном порядке приводится не только причина изменения учетной политики, но и содержание таких изменений, а именно:
• порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
• суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период;
• суммы соответствующей корректировки за предшествующие отчетные периоды.
Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, в пояснительной записке раскрытию подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.
Обратите внимание! В том случае если нормативный бухгалтерский документ утвержден и опубликован, но не вступил в силу, в пояснительной записке приводится оценка его влияния на показатели бухгалтерской отчетности с момента его применения. На это указывает п. 23 ПБУ 1/2008.
Список литературы
1. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08. 02.1998 № 14-ФЗ.
2. Об акционерных обществах: Федеральный закон от26.12.1995 № 208-ФЗ.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06. 10. 2008 № 106н.
❖ ❖ ❖