ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
В. А. ТЕРЕХОВА, заслуженныйработник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
С 01.01.2009 введено новое Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (далее
— ПБУ 1/2008). В соответствии с этим приказом Минфина России утратил силу прежний приказ от 09.12.1998 № 80н по учетной политике (ПБУ 1/1998), что отражает современный подход к формированию содержательной части этого документа.
Однако определение учетной политики в новой редакции ПБУ 1/2008 сохраняется, т. е. под учетной политикой организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая организацией: способы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008).
Сохранились также допущения и требования, принятые в прежней редакции, а именно:
—допущения имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 5 ПБУ 1/2008);
— требования полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008).
Порядок формирования учетной политики, как и прежде, включает утверждение рабочего плана счетов; форм первичных учетных документов; документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядка проведения инвентаризации активов и обязательств и способов их оценки; правил документооборота и технологии обработки учетной
информации; порядка контроля за хозяйственными операциями и других решений по организации бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008).
Если раньше право формирования учетной политики предоставлялось только главному бухгалтеру или бухгалтеру организации, то в новой редакции такое право может быть предоставлено руководителю организации, если на него по приказу возложено ведение бухгалтерского учета, или представителю организации, которая на основе договора об оказании бухгалтерских услуг осуществляет ведение бухгалтерского учета (п. 2 ст. 6 Федерального закона 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
Важную роль в организации бухгалтерского учета играет первичная документация как элемент метода бухгалтерского учета. В отличие от прежнего положения в ПБУ 1/2008 организация может разработать и утвердить в составе учетной политики новые формы первичных учетных документов при отсутствии типовых форм, а также любые формы первичных документов по тем операциям, по которым уже утверждены унифицированные формы. В последнем случае это должно быть обосновано в учетной политике.
Для систематизации и накопления информации, содержащейся в первичных документах, используются различные регистры бухгалтерского учета — журналы регистрации хозяйственных операций, журналы-ордера, вспомогательные ведомости, шахматные ведомости, оборотно-сальдовые ведомости, Главная книга и др.
В современных условиях все они формируются с помощью компьютерных программ, но при формировании учетной политики организациям необходимо составлять перечень применяемых бухгалтерских
регистров. При этом организации не могут самостоятельно разрабатывать формы этих регистров (п. 3 ст. 6 Федеральногозакона№ 129-ФЗ).
Учетная политика утверждается так же, как и в прежнем положении, приказом (распоряжением) руководителя организации и применяется с 1 января следующего года. При этом формирование учетной политики 2009 г. осуществлено по прежним правилам, т. е. в соответствии с ПБУ 1/1998.
По вновь созданным организациям учетная политика утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации, а применяется — со дня государственной регистрации. Следует отметить, что положения учетной политики распространяются на все филиалы и представительства организации (п. 9 ПБУ 1/2008).
При выборе способа ведения бухгалтерского учета, зафиксированного в учетной политике, организация должна исходить из тех способов, которые допускаются нормативными актами по бухгалтерскому учету. В противном случае организации должны разрабатывать собственные способы ведения бухгалтерского учета в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету, но с учетом положений международных стандартов финансовой отчетности в части определения понятий, условий признания, порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
По реорганизованным компаниям, созданным путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, возникают новые юридические лица, которые действуют с момента государственной регистрации. Исключение составляют компании, созданные в результате присоединения.
В соответствии с ПБУ 1/2008 такие реорганизованные компании должны в течение 90 дней со дня государственной регистрации утвердить учетную политику и применять ее с момента государственной регистрации.
Согласно действующим нормам учетная политика должна применяться организацией последовательно из года в год. Внесение изменений допускается только в следующих случаях:
— при изменении законодательства РФ или нормативных актов Минфина России;
— при разработке организацией новых способов ведения учета, позволяющих уменьшить трудоемкость учетного процесса или более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности в учете и отчетности;
— при существенном изменении условий деятельности организации.
Во всех перечисленных случаях изменения в учетной политике связаны с реорганизацией пред-
приятия (компании). Однако смена собственника или изменение способа ведения бухгалтерского учета по операциям, которые впервые возникли в деятельности организации, не являются изменением учетной политики.
Вместе с тем изменения учетной политики могут оказывать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств, финансовые результаты деятельности организации, а потому должны быть оценены в денежном выражении.
Именно поэтому в новой редакции ПБУ 1/2008 использовано понятие «ретроспективное отражение» последствий учетной политики, которое полностью соответствует международной практике, в частности МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки», где дано следующее определение ретроспективному применению
— это такое применение новой учетной политики, как если бы она применялась всегда, а не только с момента включения в учетную политику.
В пункте 16 ПБУ 1/2008 определен порядок корректировки данных бухгалтерской отчетности при ретроспективном отражении в отчетности последствий изменения учетной политики. Организация должна изменить, в частности:
— входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности. Именно поэтому данные графы бухгалтерской отчетности «За соответствующие периоды прошлых лет» должны соответствовать изменениям, которые произошли в учетной политике с начала отчетного года. Такая корректировка необходима для соблюдения принципа сопоставимости отчетных данных текущего и прошлых периодов. При этом никаких записей в бухгалтерском учете делать не следует;
— значения связанных статей бухгалтерской отчетности.
Следует иметь в виду, что последствия учетной политики, которые не могут быть оценены с достаточной надежностью в денежном выражении, в бухгалтерской отчетности не отражаются.
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года (с 1 января по 31 декабря включительно, а для вновь созданных организаций—с даты их государственной регистрации по31 декабря).
Для организаций, созданных после 1 октября, отчетным годом является 31 декабря следующего года, т. е. они могут изменять учетную политику только по окончании первого отчетного года.
В соответствии с ПБУ 1/2008 организации должны раскрывать в учетной политике существенные способы ведения бухгалтерского учета, например, способы амортизации основных средств
и нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие существенные способы, без знания о применении которых невозможна оценка финансового положения организации.
Все перечисленные способы ведения бухгалтерского учета должны быть отражены в пояснительной записке, в которой раскрывается не только причина изменения учетной политики, но и содержание изменения, а именно:
— порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
— суммы корректировок в связи с изменением учетной политики по каждой статье отчетности за каждый отчетный период;
— суммы корректировок за предшествующие отчетные периоды.
В новой редакции п. 24 ПБУ1/2008 установлен порядок раскрытия информации в случае принятия новых законодательных актов.
Например, если законодательный акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован,но не вступил в силу, то в пояснительной записке необходимо дать оценку влияния этого акта на показатели бухгалтерской отчетности с момента его применения (п. 24 ПБУ 1/2008). В пояснительной записке необходимо также отразить те изменения учетной политики, которые будут применяться в следующем за отчетным годом (п. 25 ПБУ 1/2008).
Разработка нового Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» позволяет отразить изменения в организации бухгалтерского учета за последнее десятилетие в направлении расширения хозяйственной самостоятельности организаций, но при соблюдении законодательных и нормативных актов.
Список литературы
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): Приказ МинфинаРоссии от06.10.2008 № 106н.
2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.