УДК 631.162:657.22:637
Осипова И.В., к. т. н.
профессор
департамент аудита и корпоративной отчетности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
Гогина А. Д. студент финансовый факультет направление «Государственный финансовый контроль»
член НСО
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ: ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассмотрено, что представляет собой учетная политика согласно современному нормативно -законодательному регулированию в России и за рубежом, какова ее структура, значение учетной политики для управления финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, особенности и проблемы формирования учётной политики в целях бухгалтерского и налогового учета в условиях внедрения инноваций в области учета и цифровизации.
Ключевые слова: нормативно-законодательное регулирование учетной политики, проблемы формирования учетной политики в целяхбухгалтерского и налогового учета, инновации и цифровизация в учете.
Osipova I. V., Ph.D.
professor
department of audit and corporate reporting Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Gogina A.D. financial student
direction "State financial control", member of the NSO Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"
ACCOUNTING POLICY OF ECONOMIC ENTITIES: FEATURES AND PROBLEMS OF FORMATION IN THE CONTEXT OF
DIGITALIZATION
Annotation: The article considers what constitutes an accounting policy in accordance with modern regulatory and legislative regulation in Russia and abroad, what is its structure, the importance of accounting policy for managing the financial and economic activities of economic entities, the features and problems of forming an accounting policy for the purposes of accounting and tax accounting in conditions for introducing innovations in the field of accounting and digitalization.
Keywords: regulatory and legislative regulation of accounting policy, problems of formation of accounting policy for the purposes of accounting and tax accounting, innovation and digitalization in accounting.
Введение
Самой важной и ключевой задачей бухгалтерского учета является формирование достоверных и полных сведений, на основе которых становится возможным исполнение главных функций, о хозяйственной деятельности организации, ее доходах и расходах, имуществе, обязательствах и так далее. Несомненно, что бухгалтерский учет должен производиться по единым определенным правилам, которые бы позволили достичь максимального эффекта от ведения этого учета, то есть своевременно поступала бы и формировалась достоверная и полезная информация об организации. Именно в выборе и установке этих правил и заключается формирование учетной политики организации, которая в дальнейшем оказывает существенное влияние на финансовый результат деятельности организации.
Цель исследования: изучение современного нормативно -законодательного регулирования и проблем формирования учетной политики экономических субъектов
Задачи исследования: изучение сущности учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета и ее структуры; анализ формирования учетной политики в России и за рубежом; выявление особенностей и проблем ее формирования в современных условиях цифровизации.
Материалы, методы и условия проведения исследований.
Изучены нормативные акты, а также научные труды отечественных ученых и специалистов в области учета, анализа и аудита.
Одним из важнейших документов коммерческих организаций (фирм, компаний), позволяющих установить финансовые и налоговые правила ведения учета, является учетная политика. От формирования учетной политики зависят стратегия и тактика организации (компании, фирмы). Она должна содержать рациональные и экономически обоснованные правила ведения учета, так как эти правила в дальнейшем непосредственно будут влиять на эффективность использования всех ресурсов организации, собственного капитала, расширение бизнеса. Благодаря учетной политике
внешние и внутренние пользователи анализируют полноту и достоверность формирования показателей отчетности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта за конкретный период времени, оценку бизнеса в целом.
Для начала финансово-экономической деятельности экономического субъекта необходимо сформировать учетную политику организации. Основы формирования и раскрытия учетной политики экономического субъекта установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (приказ Минфина РФ от 06.10.2008 года № 106н).
В ПБУ 1/2008 приведено определение учетной политики, а именно «учетная политика организации - принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности». Однако в важнейшем документе по организации и ведению бухгалтерского учета, а именно в Федеральном законе от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», «учетной политикой признается совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета». Расхождения в определении учетной политики очевидны. Но, с нашей точки зрения оба определения не дают исчерпывающего понимания учетной политики. Учетная политика, мы считаем, - «это совокупность принципов, методов, способов, приемов учета, выбранных организацией из перечня допустимых, которые регламентируются нормативными документами по бухгалтерскому учету или разработаны организацией самостоятельно, в случае отсутствия необходимых регламентаций, в целях формирования достоверной информации об объектах бухгалтерского учета и эффективности деятельности экономического субъекта, а также в целях наиболее полного раскрытия этой информации в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности». В этом определении более широко раскрыты инструменты, цели и задачи учетной политики для любых организационно-правовых и организационно-хозяйственных форм.
Согласно ПБУ 34н учетная политика при ее формировании должна соответствовать базовым принципам и принципам-требованиям. Базовые принципы предполагают имущественную обособленность, непрерывность деятельности организации (компании, предприятия), последовательность применения учетной политики, временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Эти базовые (основные) принципы должны соблюдаться всеми экономическими субъектами обязательно в полном объеме. Принципы-требования, к которым относятся принципы полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, принцип раздельного учета текущих и капитальных затрат, непротиворечивости, рациональности, могут учитываться не в полном объеме, так как на их
выбор влияет специфика деятельности организации (компании, предприятия). Не соблюдение принципов часто возникает из-за использования шаблонов учетной политики.
Грамотно составленная учетная политика имеет важное значение, так как обеспечивает эффективную тактику и стратегию деятельности организации (компании, предприятия).
Поэтому перед главным бухгалтером стоит важная и сложная задача - грамотно, профессионально сформировать учетную политику организации (предприятия, фирмы). От выбранных способов формирования затрат зависит, например, величина показателей себестоимости готовой продукции, товаров, работ и услуг, размер ожидаемой и получаемой прибыли, начисление налогов, показатели финансового состояния экономического субъекта и др. В случае допущения ошибок при формировании учетной политики возникают негативные последствия, а именно:
^ противоречивый учетный процесс; ^ отсутствие оперативности в учете; ^ неполнота отражения объектов учета; ^ отсутствие упорядоченного документооборота и др. Безусловно, это приводит к искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности, делая ее недостоверной и неполной, что снижает доверие различных пользователей к этой учетной информации, ухудшает конкурентные преимущества экономического субъекта, уменьшает возможности его инвестирования.
Поэтому каждая организация должна грамотно и серьезно подходить к формированию своей учетной политики, учитывая современное нормативно-законодательное регулирование.
Согласно законодательству, организация должна самостоятельно формировать свою учетную политику с учетом специфики и масштаба деятельности. Для этого главный бухгалтер экономического субъекта должен в течение девяноста дней со дня создания организации (предприятия, фирмы), сформировать свою учетную политику и поддерживать ее в актуальном состоянии в процессе финансово -хозяйственной деятельности.
При этом учетная политика должна применяться из года в год в неизменном виде согласно законодательству. Однако изменения учетной политики возможно, согласно нормативам, в следующих случаях:
• если произошли изменения российских нормативно -законодательных требований;
• при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого будет обеспечивать повышение качества информации об объекте;
• при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта» [2].
Следует отметить, что существует две группы факторов, влияющих на формирование учетной политики - это факторы, зависящие от хозяйствующего субъекта и не зависящие от него. К первой группе могут относиться налоговый режим, сфера деятельности организации, ее величина и правовой статус, организационные и технологические особенности, материальная база, долгосрочность целей или квалификация персонала и др. К независящим факторам относят экономическую, налоговую и валютную политики, проводимые в России, наличие каких-либо льгот или ограничений, порядок ценообразования, экономический кризис и другие форс-мажорные обстоятельства.
Таким образом, основное назначение разрабатываемой учетной политики заключается в том, чтобы максимально полно и достоверно раскрывать информацию в учете и отчетности об объектах бухгалтерского учета, эффективности деятельности конкретного экономического субъекта. Но формирование учетной политики требует соблюдения структуры и принципов, определенных стандартами. Для главных бухгалтеров формирование учетной политики связано с большими трудозатратами, окупаемость которых сомнительна для учетного работника.
Учетная политика имеет определенную структуру. На рисунке 1 представлена схема составляющих учетной политики экономического субъекта.
Аспекты учетной политики
Методический Организационный Технический
Методы учета
объектов бухгалтерского наблюдения
Ор га низ а цио нная структура компании
Автоматизированная учетная система и регистры учета
Рисунок 1. Структура разделов учетной политики
Рассмотрим содержание разделов учетной политики. Так, организационно-технический аспект представляет собой способы построения учетного процесса для того, чтобы получать полную, достоверную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации, компании, предприятия) и осуществлять контроль за движением ресурсов, товаров, готовой продукции (работ, услуг), рациональным использованием ресурсов в производстве. Этот аспект включает организацию бухгалтерской службы (бухгалтерская служба, как структурное подразделение; штатный бухгалтер; централизованная бухгалтерия; специализированная организация; бухгалтер-специалист, работающий по договору), позволяющий систематизировать информацию с помощью бухгалтерских документов и бухгалтерской (финансовой) отчетности. На этом этапе предусматривается организация документооборота, организация контроля и инвентаризаций для проверки соответствия данных учета фактическим данным, формирование рабочего плана счетов с дополнением аналитических счетов с учетом специфики деятельности, способ организации регистров бухгалтерского учета (мемориально-ордерная форма; журнально-ордерная форма; упрощенная форма бухгалтерского учета, установленная для малых предприятий; простая форма; форма с использованием регистров бухгалтерского учета и имущества малого предприятия) и др.
Существенное влияние методический аспект учетной политики оказывает на порядок формирования финансовых результатов хозяйственной деятельности организации (компании, предприятия) и на оценку состояния имущества. Этот аспект учетной политики отражает информацию о выбранных методах учета объектов бухгалтерского наблюдения и финансовых результатах деятельности экономического субъекта. Этот аспект учетной политики также включает:
^ оценку активов и обязательств (основных средств; нематериальных активов; финансовых вложений; материальных оборотных средств);
^ способы учета выпуска продукции (учет и оценка готовой продукции; списание косвенных затрат);
^ способы группировки и списания затрат на производство (учет затрат; способы учета прямых, общепроизводственных и общехозяйственных затрат);
^ способы начисления амортизации амортизируемых объектов (основных средств и нематериальных активов);
^ способы формирования финансовых результатов от реализации готовой продукции (работ, услуг);
^ способы формирования финансовых результатов от прочих видов деятельности и др.
Главный бухгалтер (бухгалтер), формирующий учетную политику, обязан предусматривать развитие финансово-хозяйственной деятельности, понимать, как может повлиять конкретный выбранный метод учета на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, а для этого требуется высокая квалификация специалиста.
При формировании всех аспектов учетной политики главный бухгалтер (бухгалтер) должен опираться на все нормативные акты (ПБУ, ФСБУ, методические рекомендации, инструкции, План счетов и мн. др.), поэтому этот процесс требует больших затрат времени и сил учетного работника, как это уже отмечалось.
Процесс формирования учетной политики носит вариативный характер, обеспечивающий объем учетной работы и обрабатываемых документов, ведение учетных процессов, работу и ответственность структурных подразделений, построение системы внутреннего контроля.
Учетная политика после завершения ее формирования, подлежит обязательному утверждению руководителем организации (компании, предприятия).
Однако при формировании учетной политики возникает множество проблем, которые необходимо проанализировать. Например, главный бухгалтер в целях экономии времени при формировании учетной политики может использовать готовые шаблоны, которые не могут учитывать особенности и специфику деятельности экономического субъекта. Проблемы также могут возникать при согласовании поставленных целей для принятия решений по выбору способов оценки имущества, способам ведения учета и др. и целями руководства организации в отношении формирования учетной политики.
Существование таких проблем может искажать реальную картину деятельности экономического субъекта, ограничивать возможности использования информации для управленческих и иных целей.
Следует отметить, что роль учетной политики в разных странах различна. Так, для Нидерландов или Великобритании она важна для инвесторов или кредиторов, а в России она важна не только для инвесторов и кредиторов, но и для руководства организации (компании, предприятия), что позволяет упрощать руководителям процесс принятия управленческих решений, формировать перспективы дальнейшего развития. В Германии учетная политика предназначена, в первую очередь, для защиты интересов банков.
В настоящее время происходят большие перемены в мировой экономике, в том числе и в российской экономике. На данном этапе главным экономическим фактором развития различных экономик является информация, которая приобретает различные формы, выступая в виде этапов инновационных преобразований, цифровизации, результатом чего стало появление электронного документооборота, электронных банков,
интернет-магазинов, облачных сервисов, новых технологий в области ведения бухгалтерского и налогового учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и др. Так как рыночная экономика - это открытая экономика, то возникает необходимость единообразного учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с этим в России формируются нормативно-законодательные акты на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Поэтому в новом стандарте по учетной политике ПБУ 1/2008 учитывались принципы и требования российских и международных стандартов. Однако полное сближение стандартов отсутствует из-за разницы в экономическом развитии России и западных стран.
Но, те организации (компании, предприятия), которые должны формировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с МСФО, при формировании учетной политики должны предусматривать максимальное сближение учетных норм и принципов с МСФО.
Следует отметить, что учетная политика, сформированная по российским стандартам, более жестко регламентирована. Так, например, в МСФО имеет место профессиональное суждение, дающее учетным работникам большую свободу действий, в российских же стандартах таких действий не предусмотрено.
Процесс реформирования безусловно не может не влиять на характер финансово-хозяйственной деятельности, развитие новых форм ведения бухгалтерского учета и формирование учетной политики экономических субъектов. С внедрением новых современных технологий и внедрением инноваций, цифровых технологий в бухгалтерский учет появляются новые возможности в формировании новых способов, методов, приемов для их закрепления вучетной политике на современном этапе. Так, закрепление в учетной политике современной автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета позволяет сокращать трудоемкость ведения учетных и аналитических работ, формирования отчетности и осуществлять ее сдачу в электронном виде в ФНС. Облачные сервисы помогают накапливать и защищать учетную информацию. Инновации, внедряемые в бухгалтерский учет, позволяют обеспечивать полноту и достоверность учетной информации, существенно сокращать трудоемкость учетных работ, обеспечивать оперативность учетных и аналитических процедур, экономить финансовые ресурсы и высвобождать избыточные кадры. Закрепленный учетной политикой электронный документооборот позволяет сокращать время по подаче, обмену документами не только со структурами внутри организации, но и с различными контрагентами вне ее, электронной подписью подписывать документы и отчетность.
Однако применение новых технологий учетных процедур требует привлечения высококвалифицированных кадров и не только в области бухгалтерского и налогового учета, но и в области информационных
технологий. При отсутствии таких подготовленных, профессиональных кадров у организаций возникают существенные трудности, ошибки в учете, формировании отчетности, во введении в заблуждение различных пользователей.
Нельзя не отметить, что в России существует подчиненность бухгалтерского учета целям налогового учета, что зачастую искажает формирование информации для бухгалтерской (финансовой) отчетности, ограничивая ее для использования в управленческих целях.
Раздельная учетная политика организаций формируется для целей бухгалтерского и налогового учета в случае серьезных расхождений требований бухгалтерского учета с налоговым. Поэтому учетная политика регулирует порядок налогообложения организации и формирование налоговых регистров, а также раскрывает все особенности налогообложения, особенно в части, по которым законодательство противоречиво или отсутствуют законодательно установленные правила (совмещение нескольких налоговых режимов).
Многие экономические субъекты стремятся сблизить бухгалтерский и налоговый учет для снижения трудозатрат, снижения возможных ошибок и корректировок, упрощения внутреннего контроля, однако это не всегда бывает эффективно. Так при начислении амортизации по основным средствам линейным способом, т. е. методом, который совпадает с бухгалтерским и налоговым учетом, обновление основных средств будет затормаживаться.
Учетная политика в целях налогового учета необходима для своевременного начисления и перечисления полагающихся налогов, защиты интересов экономического субъекта перед налоговой инспекцией. Основные факторы, влияющие на формирование учетной политики в целях налогообложения: отраслевая принадлежность; особенности деятельности и ее масштабы; система налогообложения; численность работающих и др.
Учетная политика в целях налогового учета состоит из трех разделов: первый раздел- организационно-технический (система налоговых регистров; система документооборота и др.); второй раздел -выбор методов ведения налогового учета; третий раздел - определение порядка начисления налогов, по которым нормы права отсутствуют.
Главной задачей учетной политики в целях налогового учета является минимизация налоговой нагрузки, своевременнее формирование полной и достоверной отчетности, оптимизация бизнеса.
При этом следует отметить, что при формировании учетной политики экономического субъекта сближение бухгалтерского и налогового учета, а также международных стандартов задача достаточно сложная.
Как уже отмечалось, в учетной политике закрепляется порядок определения стоимости активов, обязательств, порядок налогообложения,
характер ценовой политики организации (компании, предприятия). Поэтому без изучения учетной политики нельзя осуществлять анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, ресурсов развития экономического субъекта.
Динамичное развитие инноваций и цифровой экономики в ближайшее время может привести к внедрению в учетный процесс искусственного интеллекта. Искусственный интеллект, как ожидается и прогнозируется специалистами, должен обеспечить более эффективное управление экономическим субъектом, упрощенное ведение бухгалтерского и налогового учета, возможности организации и самостоятельного ведения учета непосредственно руководителем предприятия, компании, не толькомалого бизнеса, но и среднего, и крупного.
Но для таких нововведений нужна соответствующая готовность управленческих кадров, которая в настоящее время отсутствует, поэтому ожидания общественности, что будут упразднены учетные специальности и специалисты в области учета преждевременны.
Учетная политика во многом зависит от организационно-правовой формы. Давайте рассмотрим некоторые проблемы учета и ее формирования на примере торговой организации и в связи с введением нового российского стандарта ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Торговая организация - это экономический субъект, действующий на коммерческой основе и осуществляющий товарообмен, куплю-продажу экономических благ, а также обслуживающий покупателей в процессе продажи. Выделяется два вида торговли: оптовая и розничная. В некоторых организациях иногда присутствует и смешанная форма (оптово -розничная). Розничной торговлей называется деятельность по продаже товаров и услуг конечным потребителям для их личного использования без цели извлечения прибыли. Продажа оптом - это продажа лицам, которые приобретают товар или услугу обычно большими партиями для дальнейшей перепродажи или другого профессионального использования. При формировании учетной политики торговых организаций имеет вид торговли, так как возникают свои особенности при ведении бухгалтерского учета. Давайте рассмотрим некоторые из них.
При оптовой торговле бухгалтерский учет включает в себя фиксацию трех фактов: поступление товара, его внутреннее движение и конечную реализацию покупателю для дальнейшего профессионального использования или перепродажи.
Поступление товаров в организацию сопровождается следующими хозяйственными операциями:
Д 41 К60 - поступление товаров от поставщиков;
Д 19 К60 - начислен НДС.
Если учет ведется по учетным ценам, то будут в учетной политике закреплены счета 15 и 16, и тогда при поступлении товаров будут сделаны следующие бухгалтерские записи:
Д 15 К60 - поступление товаров от поставщиков;
Д 19 К60 - начислен НДС, а затем
Д 41 К15 - принятие товаров к учету по учетным ценам;
Д 15 (16) К 16 (15) - списание отклонение от учетных цен.
Приобретение товаров у поставщиков оформляется накладной по форме ТОРГ-12 и счетом-фактурой.
Согласно пункту 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость товаров должны включаться все прямые расходы, связанные с их приобретением, к которым относятся:
«а) уплаченные и (или) подлежащие уплате организацией поставщику (продавцу, подрядчику) при приобретении (создании) запасов суммы, определяемые с учетом пунктов 12, 13 настоящего Стандарта;
б) затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования);
в) затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Данные затраты включают затраты организации по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик запасов;
г) величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды;
д) связанные с приобретением (созданием) запасов проценты, которые подлежат включению в стоимость инвестиционного актива;
е) иные затраты, связанные с приобретением (созданием) запасов»
[3].
В фактические затраты не должны включаться возмещаемые налоги и другие общехозяйственные расходы, которые непосредственно прямо не могут быть отнесены на эти затраты. Следует обратить внимание на то, что в новом стандарте вводится новая стоимость - «справедливая стоимость». Так, согласно в п.14 ФСБУ 5/2019 указывается следующее «при приобретении запасов по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) полностью или частично неденежными средствами, затратами, включаемыми в фактическую себестоимость запасов (в части оплаты неденежными средствами), считается справедливая стоимость передаваемого имущества, имущественных прав, работ, услуг».
При этом в стандарте не указывается что же собой представляет справедливая стоимость. Более того, справедливая стоимость может применяться и в других случаях при оценке активов. Кроме того, есть и другие новшества в стандарте, которые требуют методических рекомендаций Минфина России, которые должны разъяснить раздельный
порядок учета косвенных и прямых затрат, а также особый порядок формирования и списания общехозяйственных расходов, так как ранее действовавшие методические рекомендации упразднены в связи с введением нового нормативно-законодательного акта. Эти нововведения серьезно затруднят формирование (обновление) учетной политики при выборе оценок активов любых организаций (компаний, предприятий).
Рассматривая оптовые, розничные, оптово-розничные торговые организации, можно сделать вывод о том, что эти организации обязаны обновить свою учетную политику, решив вопрос об оценке активов, приобретаемых из разных источников и при их реализации. Таким образом, при формировании учетной политики торговых организации необходимо учитывать их особенности и вид торговли, так как оптовые и розничные предприятия имеют свои существенные различия при ведении бухгалтерского и налогового учета.
Учетная политика организации, оптимально сформированная, позволяет экономить экономические ресурсы и обеспечивать эффективные управленческие решения. Следовательно, учетная политика оказывает влияние на принимаемые управленческие решения руководящих лиц, заинтересованных в деятельности компании.
Развитие рыночных отношений в России сопровождается кризисными явлениями, что предполагает поиск эффективных управленческих решений организациями (компаниями, предприятиями). Любое управленческое решение и оптимизация финансово-хозяйственной деятельности зависят от принятой учетной политики организации, функционирования и методологии бухгалтерского и управленческого учета.
В системе управленческого учета формируется информация о затратах, расходах, доходах и результатах деятельности в аналитических разрезах в целях принятия управленческих решений. Руководство экономического субъекта решает в каких разрезах отражать объекты управления.
Благодаря управленческому учету, можно улучшить учетную политику организации (компании, предприятия), повысить эффективность финансово-хозяйственной деятельности, сформировать налоговое планирование, улучшить ценовую политику.
На учетную политику опирается не только бухгалтерский, налоговый учет, но и финансовый менеджмент компании (организации, предприятия).
Таким образом, учетная политика является одним из главных элементов стратегии и тактики финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. Она имеет определенную структуру и состоит из: методического, организационного и технического разделов, обеспечивающих необходимый контроль и организацию. Учетная политика влияет на эффективность деятельности, рациональное ведение
учета, оперативность составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, налогообложения. Она влияет на самые насущные аспекты учетных и налоговых процедур, на управленческую деятельность, оптимальные решения администрации, оставаясь основополагающим нормативным документом для организации (компании, предприятия). Однако формирование учетной политики является сложным процессом, требующим наличия квалифицированных специалистов, современных технических, а также финансовых возможностей.
В связи с динамичным инновационным развитием и цифровизацией экономики происходят серьезные изменения в формах, способах, технике ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Эти процессы отражаются в способах формирования учетной политики, повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности, упрощении учетных процессов, но требуют освоения.
С учетом изложенного можно выделить основные ошибки при формировании учетной политики: использование готовых шаблонов для формирования учетной политики; отсутствие профессиональных кадров; проблемы с разработкой способов, необходимых для оценки активов или обязательств, не предусмотренных законодательством; отсутствие методических рекомендаций по применению новых стандартов.
Использованные источники:
1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 №106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (ред. От 07.02.2020). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_81164/63f323ff9ca7 29d1ef59396bc5b0c4e02d42f2eb/ (дата обращения: 19.11.2021)
2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020). ст.8. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/7ca86c11e23 a1a4640f2af9cfd94653e13a4f028/#dst100067 (дата обращения: 16.11.2021)
3. Федеральный стандарт бухгалтерского учета. ФСБУ 5/2019 «Запасы» от 15.11.2019. №180н. URL: https://minfin.gov.ru/ra/document/?id_4=133539-federalnyi_standart_bukhgalterskogo_ucheta_fsbu_52019_zapasy (дата обращения: 12.12.2021)
List of literature used:
1. Accounting Regulation "Accounting Policy of the Organization" (PBU 1/2008): Order of the Ministry of Finance of Russia dated 06.10.2008 No. 106n "On Approval of Accounting Regulations" (ed. From 07.02.2020). URL:http://www.consultant.ru/documen^ons_doc_LAW_81164/63f323ff9ca7 29d1ef59396bc5b0c4e02d42f2eb/ (circulation date: 19.11.2021)
2. Federal Law of 06.12.2011 N 402-FZ (ed. From 26.07.2019) "On Accounting" (with amendments and addendum, statement. in force with 01.01.2020). Article 8.
URL:http://www.consultant.ra/document/cons_doc_LAW_122855/7ca86c11e23 a1a4640f2af9cfd94653e13a4f028/#dst100067 (circulation date: 16.11.2021) 3. Federal Accounting Standard. FSBU 5/2019 "Reserves" from 15.11.2019. No. 180n. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133539-
federalnyi_standart_bukhgalterskogo_ucheta_fsbu_52019_zapasy (дата
обращения: 12.12.2021)