УДК 657.1
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА -ЧАСТНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ*
С. М. БЫЧКОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономического анализа и финансов E-mail: smbychkova@mail. ru Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Н. Н. МАКАРОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и аудита E-mail: yamg@mail. ru Волгоградский кооперативный институт Российского университета кооперации
Мировая практика показывает, что государство не ставит перед собой задачу по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов как институциональных единиц. Оно только создает условия для нормативно-правового, информационного, научного и иного обеспечения деятельности институциональных единиц, экономической безопасности их органов, снижения уровня внешних угроз и рисков. Проблемы становления управления обеспечением экономической безопасности на микроуровне методологически недостаточно разработаны.
В настоящее время формирование системы экономической безопасности институциональной единицы осуществляется в познании экономической сущности хозяйственных процессов. В свою очередь президент Российской Федерации Д. А. Медведев в послании Федеральному Собра-
* Статья подготовлена по материалам журнала «Международный бухгалтерский учет». 2012. № 15 (213).
нию Российской Федерации 05.11.2008 подчеркнул: «Наши действия в экономике будут базироваться на уже заявленной концепции четырех «И» - Институты, Инвестиции, Инфраструктура, Инновации»1.
Экономические институты определяются как «общественно признаваемые функционально-организационные формы коллективной экономической деятельности, через которые реализуются системные функции экономики»2. В современных условиях хозяйствования институциональная единица принадлежит к самоорганизующейся социально ориентированной системе, поэтому экономическая безопасность в конкурентной среде рыночных отношений лежит в основе всех уровней управления и способна обеспечить его успешную деятельность.
1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008 / КонсультантПлюс.
2 Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования российской экономики // Экономическая наука современной России. 1999. № 1. С. 10.
м
1
2
3
м
м
V
6
Развитие формальной структуры любой институциональной единицы предрасположено к влиянию организационной обстановки, в которую она институционально вовлечена. Экономическая безопасность хозяйствующего субъекта является внутрифирменным экономическим институтом.
Институциональное проектирование системы экономической безопасности направлено в первую очередь на создание экономической среды, ограничивающей влияние негативных внешних и внутренних эффектов, которые приводят к возникновению рискообразую-щих факторов.
Для преодоления характеризующих проблемные ситуации факторов в хозяйствующем субъекте многократно повторяются определенные взаимодействия, что позволяет организовать деятельность работников в рамках определенных правил. При локализации особой формы взаимодействия выделяется круг объектов этого хозяйственного взаимодействия, и закрепляются ограничивающие данную систему правила и нормы, которые способствуют достижению цели наиболее эффективными способами.
Институционализация экономической безопасности хозяйствующего субъекта способствует созданию структурированной внутренней организации в соответствии с нормами и правилами и представляет собой многоуровневый процесс (рис. 1).
Сформированный институт призван эффективно решать проблемы, для преодоления которых он предназначен. Безусловно, способы, нормы и правила оформляются, а для их реализации требуются определенные структуры. Одной из таких структур является учетная политика хозяйствующего субъекта как частный регламент обеспечения экономической безопасности (рис. 2).
Экономическая безопасность, по мнению Л. П. Гончаренко, - «это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия»3.
Определение потребности, удовлетворение которой требует многократной повторяемости совместных организованных действий
Разработка целей, достижение которых является результатом согласованного взаимодействия
Формирование неформальных экономических отношений во внутрифирменном пространстве
* Выработка норм и правил, процедур при самопроизводстве взаимодействий в плоскости неформальных экономических отношений
Установление системы ответственности и мер воздействия для поддержания норм и правил
Структурно-функциональное утверждение неформальных экономических отношений
Рис. 1. Процесс институционального проектирования экономической безопасности
В государственном стандарте ГОСТ Р 518982002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» безопасность определяется как «отсутствие недопустимого риска». В том же стандарте далее прописано, что «безопасность достигается путем снижения уровня риска до допустимого, определенного в настоящем стандарте как допустимый риск».
Следовательно, управление риском (снижение уровня риска) можно рассматривать как инструмент обеспечения безопасности путем системно организованных процедур (процессов) по минимизации величины риска до определенного предела.
Внутрифирменный институт экономической безопасности не занимается техническими и силовыми вопросами, а обеспечивает снижение рисков и безопасность путем реализации таких своих основных функций, как планирование, организация, учет, контроль и анализ.
Качественная реализация этих функций ведет к достижению экономической безопасности (к достижению допустимого риска) в конкретный момент времени.
При рассмотрении экономической безопасности существуют различные воззрения, которые характеризуются распространенными подходами к видовой классификации: уровневыми и функциональными.
Уровневый подход заключается в выделении экономической безопасности организации, региона и национальной экономической безопасности в целом4.
3 Гончаренко Л. П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2005. № 2. С. 14.
4 Гончаренко Л. П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2005. № 2; Кирьянов А. Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном
Рис. 2. Учетная политика в обеспечении экономической безопасности
Функциональный подход строится на основе признака сферы действия, при этом выделяются такие виды экономической безопасности, как продовольственная безопасность, экономическая безопасность производства, безопасность банковской сферы и т. п.5.
Основными функциональными составляющими экономической безопасности хозяйствующего субъекта являются: финансовая и правовая составляющие, обуславливаемые уровнем организации учетного процесса и качеством фиксации всех сторон финансово-хозяйственной деятельности.
Система учета создает информационную базу для непрерывного мониторинга диагностики состояния бизнеса в целях управления его экономической безопасностью.
Учетная политика, являясь самодостаточным документом, способствует повышению экономической безопасности хозяйствующих субъектов на основе предопределения, контроля и комплексного решения их проблем в области бухгалтерского
Российском государстве // Адвокатская практика. 2006. № 1; Хунтуа З. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. № 2.
5 Лысоченко А. А. Теоретический аспект концепции обеспечения продовольственной безопасности // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 3.
финансового и налогового учета для обеспечения устойчивости бизнеса и доверия к нему со стороны контрагентов и государства, собственников и персонала.
В целях обеспечения экономической безопасности бизнеса и управления риском при выборе того или иного способа ведения бухгалтерского и налогового учета экономический субъект должен принимать во внимание влияние каждого способа на формирование финансовых результатов финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и на налогообложение.
В настоящее время формирование учетной политики осуществляется по следующим направлениям.
Первое направление - учетная политика для целей финансовой внешней отчетности - предполагает принятие решения о способах ведения бухгалтерского учета.
Учетная политика хозяйствующего субъекта оказывает непосредственное влияние на показатели финансовой отчетности, которые представляют собой информационную базу для принятия решений в системе управления риском, а также реальными и потенциальными инвесторами. От принципов формирования учетной политики и выбранных способов учета зависит финансовая
безопасность хозяйствующего субъекта (платежеспособность).
Платежеспособность и финансовая безопасность хозяйствующего субъекта прочно связаны между собой, взаимодополняя друг друга. Плате -жеспособность - это комплексное понятие, включающее важнейшие компоненты - ликвидность и финансовую устойчивость, являясь при этом необходимым, но недостаточным условием финансовой безопасности экономического субъекта. Если хозяйствующий субъект, обладающий финансовой безопасностью, действительно обладает платежеспособностью (состав, структура и движение финансовых ресурсов обеспечивают возможность рассчитаться по обязательствам при бесперебойном ведении финансово-хозяйственной деятельности), то обратное утверждение не будет справедливым.
Следовательно, при расчете коэффициентов платежеспособности хозяйствующего субъекта особое значение приобретают их уровни, так как для финансовой безопасности важен не абсолютный, а оптимальный и обоснованный уровень платежеспособности для конкретного хозяйствующего субъекта. Данные коэффициенты позволят оценить финансовое состояние экономического субъекта с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив.
Второе направление - учетная политика для целей налогообложения - предполагает принятие решения по выбору оптимального способа формирования налоговой базы по налогам и сочетанию методов оптимизации, предусмотренных налоговым законодательством, для хозяйствующего субъекта.
Налоговое законодательство в силу достаточно жесткой регламентации, а также предписания ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) по организации налогоплательщиками самостоятельно системы налогового учета не может охватить всего разнообразия и специфики учета множества фактов в финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. В учетной политике для целей налогообложения, помимо выбранных способов налогового учета, необходимо описывать процедуры, связанные с порядком формирования и признания расходов по конкретным видам и статьям. В ней отражаются правила учета запасов и расходов на их приобретение и хранение; применение методов калькуляционного учета затрат; выбранные правила и процедуры оценки незавершенного производства; списание брака и оформление затрат на брак в производстве, недостачи и порчи ценностей, прежде всего готовой продукции; описание процедур по учету
вспомогательных производств всех видов, порядок распределения по видам производимой продукции, работ или услуг косвенных расходов, возможность применения различных методов учета и т. д. Все описанные в учетной политике способы, правила и процедуры влияют на формирование базы по налогу на прибыль и, соответственно, на величину налогооблагаемой прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта.
Учетная политика для целей налогообложения влияет на использование (отток) денежных средств и, следовательно, на денежный поток, а также является одним из способов минимизации как налоговых рисков, так и финансовых рисков в налоговой сфере. В систему финансовой безопасности должна входить подсистема налоговой безопасности.
С целью объективной оценки уровня налоговых обязательств экономического субъекта необходимо проводить налоговый анализ его деятельности, исходя из анализа абсолютной и относительной налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект. Налоговый анализ позволяет оценить уровень налоговых обязательств и способствует принятию надлежащих мер по оптимизации налогообложения экономического субъекта.
Следствием анализа налоговых рисков является установление действий налогоплательщика при исчислении налогов, которые могут привести к доначислениям по результатам налоговой проверки, а также к выявлению налоговых запасов -. переплат.
В последнее время для анализа налоговых показателей используется метод коэффициентов.
Налоговая безопасность является комплексным направлением деятельности хозяйствующего субъекта и имеет экономические, организационные и правовые аспекты.
Третье направление - договорная политика -действующие нормы гражданского, налогового и бухгалтерского законодательства фактически формируют два аспекта договорной политики.
Первый аспект - экономическим субъектом реализуется возможность, не затрагивая непосредственно экономического содержания осуществляемых фактов хозяйственной жизни и связанных с ними рисков, влиять на показатели бухгалтерской и налоговой отчетности при изменении вида или конкретных условий заключаемых договоров.
Второй аспект - позволяет экономическим субъектам через изменение содержания договоров непосредственно влиять на фактическое содержание осуществляемых им фактов хозяйственной жизни, корректируя и их экономический характер,
и риски, связанные с их наличием в деятельности экономического субъекта. Именно данный аспект договорной политики с помощью условий заключаемых договоров может сделать работу экономического субъекта более эффективной и менее рисковой, снизить неоправданную экономической реальностью налоговую нагрузку, не выходя при этом за рамки действующего законодательства.
Значение договорной политики в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и, соответственно, в его экономической безопасности трудно переоценить, так как большинство положений действующего гражданского законодательства имеет диспозитивный характер. Следовательно, юридически грамотно оформленный договор является гарантией успешного достижения целей и задач, поставленных перед экономическим субъектом, и не влечет возникновения проблем в гражданско-правовом и налоговом плане.
При управлении финансовыми и налоговыми рисками следует также учитывать, что хозяйствующий субъект, осуществляющий бухгалтерский, финансовый и налоговый учет, оформляет ту документацию, которая через 3 года может стать предметом налоговой проверки.
Одной из задач управления является проведение регулярного систематического финансового экономического анализа с учетом результативности и эффективности учетной политики в соответствии с целями организации.
Самооценка хозяйствующего субъекта представляет собой всесторонний и систематический анализ финансово-хозяйственной деятельности и результатов в сравнении с запланированными показателями.
Организационно-технические вопросы учетной политики экономического субъекта следует рассматривать и применять как группу стандартов в контексте экономической безопасности.
Данная группа стандартов содержит документы, регламентирующие такие общесистемные вопросы учета, как:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета (с указанием содержания синтетических и аналитических счетов). Организация информации о фактах хозяйственной жизни выражается в виде плана счетов. Рабочий план счетов бухгалтерского учета должен заключать в себе такие синтетические и аналитические счета, которые необходимы для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов (в случае невозможности применения унифицированных форм), регистры бухгалтерского учета, формы регистров налогового учета с реквизитами, приведенными в ст. 313 НК РФ, а также документы для внутренней бухгалтерской отчетности.
Каждый факт хозяйственной жизни, проводимый экономическим субъектом, сопровождается оформлением взаимосвязанных документов. Основная часть документальных данных приходится на документы учета (финансового и налогового).
Документ может иметь юридическую и материальную силу. Для того чтобы документ обладал юридической силой, необходима полная характеристика совершаемых фактов хозяйственной жизни, т. е. наличие обязательного перечня реквизитов. Для придания материальной силы документу необходимо отразить информацию о вещественной (физической) сущности совершаемых фактов хозяйственной жизни в пространстве и времени.
При классификации документов по качественным признакам (на доброкачественные (достоверные) и недоброкачественные (недостоверные)) используются следующие критерии: формальности, законности, действительности, реальности совершенных фактов хозяйственной жизни. Одним из наиболее серьезных нарушений является инверсия (формирование взаимосвязанных документов в обратной последовательности), негативно влияющая на защитные функции системы учета.
Первичные документы, признанные доброкачественными, должны быть приняты к учету, а также могут быть использованы в судебно-следс-твенной деятельности в качестве письменных вещественных доказательств. Отсутствие подписи на документах или неправильное недостоверное оформление документов напрямую влияют на работу и экономическую безопасность экономического субъекта;
- документооборот. Ведение учета сопряжено с достаточно большим объемом документов, которые создаются внутри экономического субъекта или получают от других субъектов гражданско-правовых отношений, принимаются к исполнению, обрабатываются и передаются в архив. Для своевременного прохождения документа устанавливается определенный регламент в соответствии с принципом рациональности. Порядок документооборота, технологию сбора и обработки информации следует определять для всех учетных систем. Правильно выстроенная система документооборота обеспечивает защиту и конфиденциальность информации, а также эффективность внутренних бизнес-процессов;
- технология обработки учетной информации. Информационная система включает: планирование, организацию и непрерывный контроль как за составлением документов, так и за текущими учетными записями. Это обусловлено тем, что современное программное обеспечение автоматизированной обработки информации имеет свою внутреннюю структуру и встроенные алгоритмы, определяет правила учета, бизнес-процессы увязывает в стройную систему. Практический результат для экономического субъекта - уменьшение вероятности как случайных, так и преднамеренных ошибок6;
- порядок внутреннего контроля за фактами хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля экономического субъекта претворяет защитную функцию. Посредством данной функции обеспечиваются финансовая безопасность экономического субъекта и достижение поставленных ориентиров, а также оперативных и стратегических целей ее деятельности с позиций законности, целесообразности, соответствия принципам, нормам и правилам бухгалтерского и налогового учета с выделением центров контроля за всеми уровнями технологического процесса обработки учетной информации.
Таким образом, комплекс методологических и организационно-технологических вопросов учетной политики способствует системному формированию информации о своей среде, что позволяет расширить пространство возможных решений и повысить уровень экономической безопасности экономического субъекта.
Список литературы 1. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. ГОСТ Р 51898-2002: постановление Госстандарта России от 05.06.2002 № 228-ст.
6 Бычкова С.М. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Н. Н. Макарова; под ред. С. М. Бычковой. М.: Эксмо, 2008. С. 136.
2. Буянов В. П. Управление рисками (риско-логия) / В. П. Буянов, К. А. Кирсанов, Л. А. Михайлов. М.: Экзамен, 2002.
3. Бычкова С.М. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / С. М. Бычкова, Н. Н. Макарова; под ред. С. М. Бычковой. М.: Эксмо, 2008.
4. Гончаренко Л. П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2005. № 2. С. 14-18.
5. Зотов В. В., Пресняков В. Ф., Розенталь В. О. Институциональные проблемы функционирования и преобразования российской экономики // Экономическая наука современной России. 1999. № 1. С. 7-21.
6. Киров А. В. Финансовая безопасность как условие финансовой устойчивости фирмы // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 6. С. 23-27.
7. Кирьянов А. Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном Российском государстве // Адвокатская практика. 2006. № 1. С.51-57.
8. Лысоченко А. А. Теоретический аспект концепции обеспечения продовольственной безопасности // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 3. С. 64-68.
9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
10. Об утверждении положений по бухгалтерскому учету: приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 05.11.2008.
12. Тамбовцев В. Л. Основы институционального проектирования: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М., 2008.
13. Хунтуа З. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. № 2. С. 69-85.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected]