Научная статья на тему 'Учетная модель издержек как одна из предпосылок эффективного менеджмента предприятия'

Учетная модель издержек как одна из предпосылок эффективного менеджмента предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н. Г. Тарасова

Рассматриваются вопросы совершенствования информационного обеспечения менеджмента на основе развития учетной модели издержек предприятия. Обосновывается необходимость многовариантной классификации издержек с целью удовлетворения информационных потребностей разных субъектов управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учетная модель издержек как одна из предпосылок эффективного менеджмента предприятия»

характеристик элементов системы при использовании комплекса моделей (см. рис. 1), что позволяет более точно определить величину материалопотоков нефти и нефтепродуктов, оптимальным образом планировать объемы перевозок, принимать решения о составе и количестве предприятий, способных оперативно реагировать на изменения основных параметров системы при наименьших издержках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе. -М.: ИНФРА-М, 2001. -608 с.

2. Бусленко Н.П., Калашников В В., Коваленко И.Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Советское радио, 1973. - 440 с.

3. И.А. Лапкина, Т.Н. Шутенко. Формирование логистической системы доставки нефти и нефтепродуктов // Вюник Одеського державного морського ужверситету. Вип. 7. -Одеса: НВФ Астропринт, 2001. - С.228-236.

4. Сложные системы. Оптимизация структуры и функционирования. - М.: Институт проблем управления, 1988. - 72 с.

5. Цвиркун А.Д. Основы синтеза структуры сложных систем. - М.: Наука, 1982. - 250 с.

Стаття над|йшла до редакцн 21.10.2002 р.

УДК 657.471:658.5012.7

Н.Г. Тарасова

УЧЕТНАЯ МОДЕЛЬ ИЗДЕРЖЕК КАК ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассматриваются вопросы совершенствования информационного обеспечения менеджмента на основе развития учетной модели издержек предприятия. Обосновывается необходимость многовариантной классификации издержек с целью удовлетворения информационных потребностей разных субъектов управления. Рис.2, ист.2.

Существуют разные определения менеджмента, суть которых, на наш взгляд, сводится к тому, что менеджмент - это деятельность управленческого аппарата, направленная на достижение целей предприятия. Феномен менеджмента состоит в том, что он рассматривает объекты управления в рыночной ориентации, учитывая динамику потребностей рынка и внутренней производственной ситуации. В этом смысле менеджмент ни в коем случае не является синонимом управления, которое может, как известно, строиться, например, и на основе административно-командной системы, которая, как показывает опыт, не приносит нужных результатов в условиях рынка. Таким образом менеджмент предприятия - это определенная система управления бизнесом. Как отмечают теоретики менеджмента, ключевым моментом его философии является отказ от влияния управления только на внутренние факторы деятельности предприятия. Главными предпосылками успеха предприятия являются факторы, находящиеся во внешней среде. Предприятие как производственная система должно выработать способность приспосабливаться к внешней среде [1, с. 56]. Эффективность менеджмента в конечном счете определяется показателями эффективности производства, в частности, показателями конкурентоспособности и прибыльности.

В теории менеджмента считается практически бесспорным, что эффективный менеджмент возможен при одновременном использовании системного и ситуационного подходов. Системный подход предполагает единство и взаимодействие всех составных частей (элементов) объекта и субъекта управления. Системный подход предопределен тем обстоятельством, что современное предприятие представляет собой сложную экономико-производственную систему. Сложная управляемая система требует достаточно сложной системы управления, которая включает и развитую сеть менеджеров.

Ситуационный подход предусматривает учет конкретных обстоятельств, которые влияют на работу предприятия в конкретный момент времени

То есть системный подход способствует интеграции отдельных элементов системы (в качестве таких элементов на предприятии выступают отдельные подразделения, осуществляющие разные виды деятельности) в единый комплекс, призванный осуществлять глобальные, общие цели предприятия.

Ситуационный подход предусматривает корректировку поведения отдельных подсистем и элементов управляемой системы в зависимости от изменяющихся внешних условий, тем самым достигается адаптация предприятия к рыночной среде.

Взаимодействие субъектов и объектов управления между собой и с внешней средой должно строиться на принципах обратной связи. Это возможно при наличии адекватной информации, которая служит основой для принятия решений и корректировки управленческих действий. Значение информации для управленческой деятельности подчеркивается специалистами. В частности, по мнению A.B. Шегды, информация - это специфический объект управленческого труда [1, с. 66]. М.С. Пушкарь считает, что управление предприятием представляет собой вид деятельности, который направлен на регулирование хода производственного процесса в соответствии с поставленной целью на основе информации об этом процессе [2, с. 8]. Общеизвестно, поставщиком фактической информации об управляемом объекте является учет, однако его роль в осуществлении менеджмента, на наш взгляд, недооценивается. В лучшем случае его называют в числе основных функций менеджмента, таких, как целеполагание, планирование, организация, координирование, регулирование, мотивация, контроль, учет, анализ.

Между тем, без учетной информации невозможно выполнение всех без исключения основных функций менеджмента. Действительно, управленческая деятельность включает изучение среды посредством получения и использования информации о данной среде, на этой основе и осуществляется целеполагание, планирование и прогнозирование. Затем происходит анализ информации и выработка решений. Контроль принятия решений осуществляется посредством сбора и анализа результатной информации об изменениях в поведении предприятия. Реализация функций мотивации и организации также непосредственно связана с информационным обеспечением. Мотивация предусматривает последующее стимулирование работников. Для этого необходима оценка эффективности выполнения их обязанностей и их реального вклада в достижение общих целей, что достигается на основе учетной информации. Организация, которая представляет собой деятельность по формированию из отдельных исполнителей коллектива, способного реализовать общие цели, невозможна без рациональной структуризации предприятия как целостной системы и выделения центров ответственности, что в принципе связано с формированием информации, обеспечивающей ориентацию структурных подразделений и должностных лиц в окружающей среде, а также позволяющей оценить степень достижения ими собственных локальных целей.

При рассмотрении проблем информационного обеспечения менеджмента основной упор делается на информационную инфраструктуру, пронизывающую деятельность предприятия, наличие технических средств и каналов связи, обеспечивающих прямую и обратную связь объектов и субъектов управления, что безусловно является важным моментом. Однако недостаточное внимание уделяется содержательной стороне учетной информации. Работа с информацией весьма сложный процесс, так как приходится рассматривать многочисленные взаимодействующие элементы и факторы как внутренней, так и внешней среды предприятия, поэтому чрезвычайно важным представляется, с одной стороны, адекватность учетной модели управляемой системе и, с другой стороны, насколько она удовлетворяет потребностям менеджмента.

Ключевые вопросы информационного обеспечения, а именно: получение сведений о доходности и прибыльности предприятия, оборачиваемости оборотных средств, величине и приросте капитала, объеме продаж решаются на основе традиционного бухгалтерского учета. Информационная емкость учетной модели может быть значительно расширена посредством создания различных аналитических группировок информации. В связи с тем, что вся деятельность предприятия связана с формированием расходов, причем сам процесс извлечения дохода, как правило, сопряжен с определенными, необходимыми для реализации целей расходами, особый интерес с точки зрения потребностей управления представляет учетная модель издержек предприятия, которая аккумулирует практически все процессы.

Основой учетной группировки издержек является, по нашему мнению, их научно обоснованная классификация, позволяющая раскрыть все аспекты деятельности предприятия и формирования затрат. От полноты классификации зависит информационная емкость построенной на ее основе учетной модели. Вопросы классификации издержек постоянно являются объектом внимания ученых. В то же время они содержат определенные пробелы, что во многом объясняется тем, что формирование издержек является весьма многофакторным и сложным процессом. Поэтому классификация издержек остается важной методологической проблемой, которую необходимо решать при исследовании механизма управления предприятием.

С целью удовлетворения информационных потребностей разных пользователей на разных уровнях управления, на наш взгляд, следует рассматривать информацию об издержках в трех аспектах:

I - информация о затратах для оценки материально-производственных (товарных) запасов и достигнутого финансового результата;

II - информация о затратах для принятия управленческих решений;

III - информация о затратах для контроля, анализа и регулирования издержек.

Первый подход отражает экономическую сущность издержек и служит основой для построения общей модели учета ресурсов и издержек и формирования финансового результата.

Для оценки запасов и управления ресурсами и определения фактических финансовых результатов предприятия важно понимать отличие между исчерпанными и неисчерпанными затратами. Как известно, финансовый результат (прибыль или убыток) - это разница между доходами и затратами отчетного периода. Возникает вопрос, какие затраты относятся к отчетному периоду?

Исчерпанные (истекшие, потребленные) затраты - это затраченные ресурсы или возникшие обязательства, которые были необходимы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в будущем.

В свою очередь, неисчерпанные (входящие, непотребленные) затраты -средства или ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем, т.е. увеличение обязательств или уменьшение активов в процессе текущей деятельности для получения дохода или иной выгоды в будущих периодах.

Неисчерпанные затраты отражаются в активе баланса, а исчерпанные - в отчете о финансовых результатах (отчете о прибыли). В обобщенном виде концепция исчерпанных и неисчерпанных затрат показана на рис. 2.

На практике одни затраты имеют непосредственное отношение к товарам (на промышленных предприятиях - к продукции), другие - связаны с процессами функционирования предприятия. В производственной сфере к затратам на продукцию относятся затраты на ее производство.

Исчерпанные затраты могут не принести желаемого дохода, и в этом случае происходит обмен активов на убытки.

По роли в производственном процессе различаются основные и накладные расходы, то есть связанные непосредственно с производственной деятельностью и с процессами обслуживания и управления.

Основные затраты связаны с процессами формирования новой потребительной стоимости, то есть возникают в процессе производительного труда, и могут быть обусловлены непосредственно процессами реализации, маркетинга, управления. Труд, вложенный в эти процессы, является общественно необходимым, однако непроизводительным: он не создает новой потребительной стоимости. Поэтому сокращение этих затрат является одним из источников снижения цен на товары, роста накоплений. Такие издержки являются чистыми и, как правило, относятся к затратам периода, то есть не включаются в себестоимость запасов, а относятся непосредственно на финансовый результат (на уменьшение прибыли) того периода, в котором были осуществлены. С этой точки зрения затраты делятся на затраты, относящиеся к продукции, и затраты периода.

Важным моментом исследования процессов деятельности предприятия и формирования расходов является определение характера их связей с определенным объектом: продуктом, организационно-структурным подразделением и т.д. По характеру этой связи процессы и расходы подразделяются на прямые и непрямые. Отнесение затрат к прямым или непрямым (косвенным) зависит от того, что является объектом затрат. Например, зарплата уборщицы торгового зала является прямой по отношению к этому месту затрат, но непрямой по отношению к конкретным видам реализуемых товаров. Таким образом, одни и те же затраты могут одновременно по отношению к разным объектам быть прямыми и непрямыми. Такая классификация позволяет осуществить правильный выбор объектов управления и их оценку.

По отношению к процессам деятельности, проистекающим на предприятии, издержки классифицируются по сферам деятельности и целевым направлениям затрат, связанным с локальными видами деятельности в каждой сфере (снабжении, производстве, сбытовой деятельности).

Издержки представляют собой затраты разных видов ресурсов, поэтому их принято классифицировать по экономическому содержанию. В связи с этим традиционно выделяются следующие экономические элементы:

1. Материальные затраты.

2. Расходы на оплату труда.

3. Отчисления на социальные мероприятия.

4. Амортизация основных средств и нематериальных активов.

5. Прочие расходы.

Рассмотренная классификация является традиционной, она положена в основу современной концепции бухгалтерского учета и позволяет определить общий финансовый результат, оценить имеющиеся ресурсы, определить влияние отдельных процессов деятельности предприятия на достижение общих целей, оценить издержкоемкость продукции, окупаемость отдельных видов затрат. Глубокое понимание экономической сущности процессов формирования издержек, на наш взгляд, предопределяет и обоснованный подход к выделению конкретных объектов управления, целеполаганию, выбору рациональной организационной структуры управления, направленной на достижение локальных целей, выделенных в рамках глобальной цели предприятия.

Вместе с тем информационная емкость учетной модели издержек может быть существенно усилена выделением дополнительных группировок, необходимых непосредственно для целей контроля и регулирования расходов. Это направление классификации схематично представлено на рис. 1, рассмотрим некоторые направления такой группировки.

Рис.1. Классификация издержек для контроля, анализа и регулирования

По отношению к предприятию издержки можно классифицировать на зависимые и независимые от предприятия. К независимым, например, относятся расходы на социальные нужды и другие обязательные затраты, уровень которых определяется в законодательном порядке, простои и потери, обусловленные отключением энергии и т.п.

Так же можно классифицировать издержки по зависимости от конкретных должностных лиц. В связи с этим выделяются издержки разных центров ответственности. Так, например, за уровень расходов на приобретение товаров несут ответственность менеджеры сферы снабжения, но не продавцы. В зависимости от того, где конкретно возникли издержки, они классифицируются по местам (центрам) издержек. В торговле центрами издержек могут быть склады, торговые залы, торговые точки. Центры расходов могут находиться и за пределами предприятия (в пути, в местах ответственного хранения и т.п.).

С точки зрения возможности влияния менеджеров на конкретные объекты деятельности следует выделять центры контроля и соответственно контролируемые и неконтролируемые расходы.

Существуют также классификации издержек, используемые в так называемом управленческом учете. Он выходит за чисто учетные рамки и "Управл!'ння проектами та розвиток виробництва", 2002, № 2(5) 133

использует наряду с фактическими сведениями также прогнозируемые и альтернативные данные, которые позволяют оценить влияние рыночных тенденций и конкретно сложившуюся ситуацию, рассмотреть многовариантные управленческие решения с целью выбора наиболее оптимального с учетом заданных приоритетов. Основные признаки классификации издержек в управленческом учете показаны на рис. 2.

Рис. 2. Классификация издержек для анализа, прогнозирования и принятия управленческих решений

Для принятия управленческих решений важно различать релевантные и нерелевантные затраты. Релевантные - это затраты, которые могут быть изменены в результате принятия решения, а нерелевантные - затраты, не зависящие от принятия решения. То есть релевантные затраты могут быть разными для альтернативных решений. Затраты и доходы, уже имевшие место при выполнении каких-либо работ в прошлом, не могут быть изменены в результате принятия решения, варианты которого рассматриваются сегодня. Они являются нерелевантными.

Задача менеджера при принятии решения рассмотреть и проанализировать все факторы. Например, при решении простейшего вопроса о виде транспорта при поездке в командировку следует не только сравнивать стоимость проезда разными видами транспорта, длительность проезда (релевантные условия), но и погодные условия (нерелевантный фактор). Нужно учитывать, что недооценка этих факторов может привести к серьезным упущениям, в том числе и материальным.

Затраты, составляющие разницу между альтернативными решениями, называют дифференциальными. Величина дифференциальных затрат позволяет оценить преимущество того или иного решения, хотя, безусловно, при этом могут рассматриваться и другие критерии эффективности решения.

Затраты ведут себя по-разному по отношению к объему деятельности (в торговле - к объему товарооборота). Различают переменные и постоянные расходы. Переменные расходы изменяются пропорционально объему товарооборота. Зависимость издержек от объемов производства может быть достаточно сложной.

Общая величина постоянных затрат не изменяется при изменении объема деятельности, но сумма постоянных затрат на единицу продукции соответственно уменьшается в случае увеличения объема деятельности и увеличивается при его уменьшении. Смешанные затраты частично являются переменными и частично постоянными.

Следует учитывать, что даже в пределах релевантного диапазона постоянные затраты остаются неизменными только при определенных условиях, например, в результате инфляции плата за аренду помещения во втором квартале может быть выше, чем в предыдущем.

Деление расходов на переменные и постоянные является ключевым при определении точки безубыточности производства, а также при выборе оптимальных объемов продаж при заданной прибыли и цене товара, анализе влияния на прибыльность любого из факторов: цена, издержки, объем деятельности, то есть позволяют непосредственно связать внутренние и внешние факторы, влияющие на результат.

Кроме чисто экономической зависимости от разных факторов, любые издержки, в том числе и постоянные, подвержены зависимости от управленческих решений.

Исходя из этого, постоянные затраты делят на две группы: обязательные и дискреционные.

Обязательные затраты имеют тенденцию оставаться неизменными относительно изменения объема деятельности в пределах коротких периодов (квартал, год) (амортизация основных средств, зарплата обслуживающего персонала и т.д.).

Дискреционные - это затраты, размер которых определяется руководством предприятия и не имеет прямой связи с изменениями текущей деятельности.

Рассматривая различные альтернативные варианты решений, следует учитывать не только действительные (реальные) затраты, но и возможные потери. Действительные затраты - это затраты, которые требуют уплаты денег или расходования прочих активов, они отражаются в бухгалтерских регистрах по мере возникновения. Возможные потери - это утраченная выгода при выборе какого-либо одного альтернативного решения и, следовательно, отказе от других, каждое из которых имеет собственные преимущества.

Выделение трех классификаций издержек является, конечно, условным. Одни и те же затраты и процессы могут быть охарактеризованы набором признаков. Все классификации и признаки в той или иной мере взаимосвязаны. Эти взаимосвязи представляются весьма сложными и недостаточно исследованными.

Вместе с тем развитие учетной модели в рассмотренных направлениях позволяет глубоко познать суть происходящих на предприятии процессов и, на наш взгляд, создает реальные предпосылки для выделения управляемых объектов, создания организационных структур целевой ориентации, для принятия эффективных контролируемых управленческих решений на разных уровнях управления с учетом возможностей предприятия и сложившихся ситуаций, а также тенденций его развития и стратегических интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шегда A.B. Основы менеджмента. - К.: Товариство «Знания», КОО, 1998. - 512 с.

2. Пушкар М.С. Управлжський обл1к. - Тернополь, 1997. - 160 с.

Стаття над|йшла до редакцм 21.10.2002 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.