Научная статья на тему 'Учет возрастных особенностей студентов колледжа при формировании готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт'

Учет возрастных особенностей студентов колледжа при формировании готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1163
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ КОЛЛЕДЖА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СТУДЕНЧЕСТВО / COLLEGE STUDENTS / AGE PECULIARITIES / SENIOR SCHOOL AGE / STUDENTSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелова Р.А.

В статье приведены результаты анализа возрастных и социально-психологических особенностей студентов колледжа, на основе которых предложены методы формирования субъектного опыта обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Accounting for age characteristics of college students in formation of preparedness for occupational mobility through personal experience

The article presents the results of the analysis of the age and socio-psychological characteristics of college students on the basis of which the methods of formation of subjective experience of students are proposed.

Текст научной работы на тему «Учет возрастных особенностей студентов колледжа при формировании готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт»

Педагогические науки

УДК 36

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СУБЪЕКТНЫЙ ОПЫТ 1

Р. А. Карелова, Нижнетагильский горно-металлургический колледж имени Е.А и М.Е.Черепановых (Нижний Тагил, Россия).

Аннотация: В статье приведены результаты анализа возрастных и социально-психологических особенностей студентов колледжа, на основе которых предложены методы формирования субъектного опыта обучающихся.

Ключевые слова: студенты колледжа, возрастные особенности, старший школьный возраст, студенчество

В любом педагогическом исследовании необходимо учитывать социально-психологические и возрастные характеристики объекта педагогических воздействий, каким является обучаемый и воспитываемый человек. В нашем случае такой человек — это студент колледжа.

Студенчество в целом представляется особой социальной категорией, общностью людей, целенаправленно и систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, обладающих высоким уровнем познавательной мотивации и активным потреблением культуры [3,4].

Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые должны быть учтены при моделировании тех или иных педагогических процессов. В нашем случае это необходимо для выбора средств накопления субъектного опыта студентов, позволяющего формировать готовность будущих специалистов к профессиональной мобильности, сообразно возможностям обучающихся, то есть наиболее оптимальными способами.

Обучение по программам среднего профессионального образования осуществляется в среднем 3-4 года и проходит в возрастном периоде от 15-16 лет до 19-20 лет. Согласно возрастной периодизации, принятой в российской психологии и педагогике, этот период охватывает раннюю юность (старший школьный возраст) и позднюю юность (чаще всего относимую к студенчеству высших учебных заведений).

На основании анализа психологической литературы [1, 2, 4] можно кратко охарактеризовать особенности старшего школьного возраста следующим образом. В период с 15 до 18 лет основным фактором психологического развития и трансформации личности подростка является его личностное и профессиональное самоопределение. Основными признаками этого периода являются повышенная психоэмоциональная возбудимость, частая смена настроения, состояние тревоги, связанные с

11 Статья рекомендована доцентом, к. с.-х. наукМ.М. Подколзиным (Волжский), Россия.

физиологическими изменениями, происходящими в организме подростка. Особенности физического развития в это время обусловливают быструю утомляемость, частое состояние подавленности. Кроме того, в этот период начинает свое развитие качественно иная коммуникативная составляющая личности. Уровень и качество коммуникаций со сверстниками претерпевают изменения, становятся более осмысленными и разнообразными. Появляется групповое обособление по культурным, субкультурным, социальным и иным сообществам. Юноши и девушки, стремясь понять и осмыслить проблематику выбора дальнейшего пути развития и жизни, объединяются в группы с качественной иной формой коммуникации, нежели ранее, в период позднего детства.

Учет перечисленных особенностей должен найти свое отражение в особенностях организации процесса по содействию подросткам в накоплении элементов субъектного опыта, общих компетенций на первых порах, когда студенты только начинают свое обучение в колледже. Методы и формы, применяемые в образовательном процессе, должны быть направлены на стимулирование развития коммуникативных новообразований, учет особенностей психоэмоционального состояния подростков.

В старшем школьном возрасте подросток еще не способен к сознательному, адекватному профессиональному самоопределению. Этот этап наступает позже, к 18-20 годам, когда учащийся, например, получив среднее общее образование, поступает в вуз. По сути, перед подростком, окончившим 9-ый класс, стоит задача по выбору дальнейшего жизненного пути и, как важнейшей его составляющей, выбору будущей профессии.

Указанные особенности контингента учреждений среднего профессионального образования следует учесть при моделировании процесса формирования готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности. Со студентами-первокурсниками должна проводиться активная профориентационная работа и быть приложены максимальные усилия к переводу внешней мотивации учения во внутреннюю. Это, в свою очередь, может быть реализовано через использование профессионально-ориентированных примеров и заданий уже на первом году обучения.

Также в возрасте, соответствующем первокурсникам, существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 14-17 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Учет указанных особенностей может плодотворно сказаться на формировании опыта самостоятельной, активной, творческой деятельности при условии подбора соответствующих целям исследования форм и средств обучения.

Внимание и память в этом возрастном периоде характеризуется большим развиваемым потенциалом и высокой устойчивостью, наряду с большой избирательностью внимания. В значительной мере возрастает объем памяти, при этом не столько за счет качественного запоминания воспринятого материала, сколько за счет его эмоционального и логического осмысления. Мотивы личности подростка, связывающие его с потенциальным будущим, на фоне роста интеллектуального потенциала, памяти и внимания обеспечивают хорошую основу для усвоения и осознания важности учебно-профессиональной подготовки.

К 17-ти годам (чаше всего это возраст второкурсников), по мнению Б.Г.Ананьина, у человека создаются субъектные условия, способствующие формированию навыков самообразовательной деятельности. В этот период должна осуществляться активная работа по накоплению элементов самообразовательной деятельности студентов.

Несмотря на все указанные выше новообразования и противопоставление себя миру взрослых, для учащихся старшего школьного возраста авторитет взрослого является важным фактором в жизни. Это обусловлено отсутствием умений действовать самостоятельно, материальной зависимостью. Здесь появляется потребность в доверительном общении со взрослыми людьми, сотрудничестве со сверстниками. Поэтому на первых порах первокурсникам должна быть оказана максимальная помощь по адаптации к новой социальной среде, поддержка со стороны взрослых наставников-педагогов.

Второй возрастной период, который охватывают студенты среднего профессионального образования в процессе обучения, длится в среднем с 18 до 21 года.

Период так называемого позднего юношества характеризуется в первую очередь как этап формирования личности, в котором главным образом завершается предварительное самоопределение и происходит переход к практической самореализации и смене социального статуса (в отличие от периода раннего юношества, где социальный статус подростка мало чем отличается от детского).

Главными признаками позднего периода юношества становятся развитие личностной индивидуальности, построение и начало реализации жизненных планов, формирование социального и политического мировоззрения, рефлексия на социальные явления. Только в этом возрасте юноши становятся готовыми к определению в профессии.

В это время у юношей активно развивается теоретическое мышление, появляется выраженная тяга к обобщению полученной информации, поиску общих принципов и закономерностей, которые стоят за событиями и частными фактами.

В данном возрасте расширяется сфера общения молодежи, особым видом межличностных отношений и специфическим каналом информации становится общение со сверстниками. Позади остаются подростковые кризисы и на смену замкнутости и избирательности в общении приходит более открытая форма коммуникации, студент в значительной мере становится более открытым и готовым к разноплановому общению, установлению новых контактов. В юношеском возрасте возрастает потребность в совместной деятельности. Общаясь со взрослыми, состоявшимися в профессии людьми, студенты познают жизнь и деятельность взрослых.

На основании этого следует предусмотреть насыщенную коммуникацию со сверстниками, основанную на уважительном отношении, продуктивном диалоге, корректных дискуссиях, поддержку со стороны взрослых (преподавателей, психологов и т.д.), возможность самореализации в заданиях, высказывании, аргументации своего мнения.

В работе М.А Щукиной было доказано, что гендерная принадлежность подростков не влияет на развитие у них субъектности личности. Субъектность положительно коррелирует с возрастом, а подростковый период является наиболее благоприятным для ее развития

В целом, рассмотренный период входит в завершающий этап формирования личности и имеет большое значение для профессионализации [1], что, в свою очередь, оказывает влияние на формирование готовности к профессиональной мобильности через субъектный опыт в рамках образовательного процесса в колледже.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. - Вып. 2. - Л.: ЛГУ, 1974. - С. 3-15.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/ Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: уч. для студентов по пед. и психол. направ. и спец. - М.: Логос, 2000. - 384 с.

4. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Р/наД.: Феникс, 1997. - 784 с.

5. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте: дис. ... канд.псих.наук: 19.00.13/ Мария Алексеевна Щукина.- Тюмень, 2004.- 168 с.

0

Karelova R.A. Uchet vozrastnyh osobennostej studentov kolledzha pri formirovanii gotovnosti k professional'noj mobil'nosti cherez sub#ektnyj opyt / R.A. Karelova // Nauka. Mysl'. - № 4. - 2016.

© Р.А. Карелова, 2016. © «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article presents the results of the analysis of the age and socio-psychological characteristics of college students on the basis of which the methods of formation of subjective experience of students are proposed.

Keywords: College students, age peculiarities, senior school age, studentship

Сведения об авторе

Рия Александровна Карелова, Нижнетагильский горно-металлургический колледж

имени Е.А и М.Е.Черепановых, г. Нижний Тагил (Россия).

— • —

Подписано в печать 28.03.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.