Научная статья на тему 'Учет внеплановых работ при оценке статуса проекта по методу освоенного объема'

Учет внеплановых работ при оценке статуса проекта по методу освоенного объема Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EVA / МЕТОД ОСВОЕННОГО ОБЪЕМА / КОНТРОЛЬ СТОИМОСТИ ПРОЕКТА / УПРАВЛЕНИЕ СТОИМОСТЬЮ ПРОЕКТА / УЧЕТ ВНЕПЛАНОВЫХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котельников Иннокентий Константинович

В данной статье рассматривается инструмент по управлению стоимостью проекта EVA (Earned ValueAnalysis) или метод освоенного объема. По утверждению методологов от проектного менеджмента, он позволяет «в одном флаконе» контролировать стоимость и расписание проекта. В частности, в данной статье предлагается способ учета внеплановых работ, при применении метода освоенного объема.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учет внеплановых работ при оценке статуса проекта по методу освоенного объема»

Учет внеплановых работ при оценке статуса проекта по методу

освоенного объема Котельников И. К.

Котельников Иннокентий Константинович /Kotelnikov Innokenty Konstantinovich - студент,

кафедра финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается инструмент по управлению стоимостью проекта EVA (Earned Value Analysis) или метод освоенного объема. По утверждению методологов от проектного менеджмента, он позволяет «в одном флаконе» контролировать стоимость и расписание проекта. В частности, в данной статье предлагается способ учета внеплановых работ, при применении метода освоенного объема.

Ключевые слова: EVA, метод освоенного объема, контроль стоимости проекта, управление стоимостью проекта, учет внеплановых работ.

Часто при реализации проекта появляются дополнительные работы, которые не были запланированы. Помимо учета незавершенных работ, возникает вопрос: Как учитывать внеплановые работы? Ведь при расчете показателей EVA, связанных с фактическим или плановым объемом, учитываются только те работы, которые были прописаны в базовом плане [3]. Появление этих работ связано с такими факторами, как недостаток информации, изменение условий и т.д. Поэтому исключить вероятность их появления невозможно. Возникает необходимость во включении их в базовый план. В ином случае получается ситуация, когда фактически работы выполнены, а формально их нет. Следовательно, оценить их влияние на ход и стоимость проекта не представляется возможным. Учитывать такие работы нужно обязательно, так как если работа по объему и срокам имеет значительную долю в проекте, отсутствие ее в учете даст сильное искажение при мониторинге. Особенно значима такая погрешность будет в том случае, если незапланированные работы лежат на критическом пути.

Дело в том, что профессиональный стандарт по применению EVA не регламентирует учет внеплановых работ [1]. А весь учет и анализ строятся на основе сравнения фактического результата с плановым значением. Вообще, нужно отметить, что для получения релевантной информации, при использовании метода освоенного объема периодически необходимо переоценивать плановые значения. В ином случае если зафиксировать и не пересматривать плановые значения, с появлением внеплановых работ - учёт их невозможен, а, следовательно, нет доверия показателям. Остается вопрос способа корректировки, включения их в базовый план и учет завершенности согласно новому плану.

Таблица 1. План работ по проекту, пример расчета скорректированного освоенного

объема (ИУ)

Тик Budget Jan Feb Маг Арг Мау Jun Jul Aug Scp Oct Nov Овс

¡7 7

1 4

S ¡7 V 7

2 В

\ 7 Ь

3 А

7 \ 7

4 Z (В)

7 V 7

5 s

Ъ V

Б 4

V 30 2 4 2 2 4 г 4 г 2 2 г г

EV 2 Б В 10 14 16 20 22 24 26 2 S 30

36 2 4 2 2 4 2 4 4 4 4 2 2

EVitor 2 Б S 10 14 16 20 24 2S 32 34 36

Рассчитывать освоенный объем, после корректировки можно следующим образом:

AC/EAC*PV (ког) = EV (ког).

АС - фактические затраты.

EAC - бюджет по завершению.

PV (ког) - плановая стоимость с учетом включения внеплановых работ.

EV (ког) - переоцененный освоенный объем.

Для переоценки плановых значений и учета нужно вводить второй показатель Освоенного объема (EV), первый показатель будет определять значение в каждом периоде на момент оценки. Второй - Освоенный объем, скорректированный (EV(rar)), всегда будет соответствовать Освоенному объему текущего периода, в котором производится оценка, и переоценивать старый объем с учетом добавленных работ.

Актуальным всегда будет EV (kor), так как он рассчитывается с учетом внеплановых работ и руководитель проекта должен использовать именно скорректированный показатель. Освоенный объем (EV) будет являться исторической информацией, как корректный показатель на прошлые даты мониторинга, на основании которого можно сделать вывод насколько завершенность проекта переоценивалась в прошлом.

Литература

1. Practice Standard for Earned Value Management, Published by: Project Management Institute, Inc. Four Campus Boulevard, Newtown Square, Pennsylvania 19073-3299 USA.

2. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Пятое издание, Издатель: Project Management Institute, Inc. 14 Campus Boulevard, Newtown Square, Pennsylvania 19073-3299 USA.

3. Фурта С. Д. О проблемах использования метода освоенного объема для анализа статуса проекта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1146354-stanislav-íurta-o-problemah-ispolzovaniya-metoda-osvoennogo-obema-dlya-analiza-statusa-proekta/ (дата обращения: 25.05.2016).

Франчайзинг как форма организации в России Малачиханов Т. В.

Малачиханов Тимур Вильгельмович /Malachikhanov Tmur Vilgelmovich - студент

бакалавриата, факультет финансового менеджмента, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматривается форма организации предприятия по системе франчайзинга. Представлена история возникновения франчайзинга, дан большой объем статистических данных, а также выделены характерные особенности функционирования предприятия в России. Ключевые слова: франчайзинг, франшиза, экономика, прибыль.

Франчайзинг является распространенной формой организации торговли и предоставления услуг. В основе подобной деятельности лежит сотрудничество в рамках единого бренда (имеющего известность и признание на рынке) между франчайзером (собственником бренда) и франчайзи (компания, пользующаяся работать под данным брендом).

Подобная форма взаимодействия набирает все большую популярность, так как обеспечивает эффект, недоступный для традиционного малого предпринимательства.

Франчайзинг предусматривает передачу владельцем товарного знака или бренда лицензии (франшизы) малоизвестной компании на работу от своего имени, при этом франчайзи обязуется работать в рамках корпоративных стандартов, предусмотренных в компании держателе франшизы [1]. При этом договорными отношениями предусматривается определение не только сроков действия франшизы, но и территории, на которой разрешается осуществление подобной деятельности.

Статистика показывает, что наибольшее распространение франчайзинг получил в отраслях экономики, где представительство малого бизнеса наиболее внушительное. Например, на рынке фаст-фуда на условиях франшизы работает до 20% всех компаний, в розничной торговле и оказании услуг показатели составляют соответственно 15% и 12%. Несколько меньше доля подобных условий работы в транспортной сфере и строительстве, но и здесь на долю подобного рода взаимодействия приходится 8% и 7% рынка.

Если же брать франчайзинговые сети, то они в торговле формируют около половины всего общемирового рынка, а их доля в сегменте «быстрого питания» достигает 80%. То есть фактически, только одно из пяти заведений общепита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.