Научная статья на тему 'Учет требовании экономической безопасности при гармонизации политики развития государственной корпорации'

Учет требовании экономической безопасности при гармонизации политики развития государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / METHODOLOGY / HARMONIZATION / THE STATE CORPORATION / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухитов Н. М.

В статье рассмотрены основные аспекты гармонизации политики развития государственной корпорации с учетом экономической безопасности для сокращения взаимных ущербов, наносимых в процессе деятельности корпорации, источниками которых являются субъекты и объекты внешней и внутренней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACCOUNT OF REQUIREMENTS OF ECONOMIC SAFETY AT HARMONIZATION OF A POLICY OF DEVELOPMENT OF THE STATE CORPORATION

In article the basic aspects of harmonisation of a policy of development of the state corporation taking into account economic safety for reduction of the mutual damages put in the course of activity of corporation which sources are subjects and objects of the external and internal environment are considered.

Текст научной работы на тему «Учет требовании экономической безопасности при гармонизации политики развития государственной корпорации»

УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ГАРМОНИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Мухитов Н.М., к.э.н., докторант

В статье рассмотрены основные аспекты гармонизации политики развития государственной корпорации с учетом экономической безопасности для сокращения взаимных ущербов, наносимых в процессе деятельности корпорации, источниками которых являются субъекты и объекты внешней и внутренней среды.

Ключевые слова: методология, гармонизация, государственная корпорация, экономическая безопасность

THE ACCOUNT OF REQUIREMENTS OF ECONOMIC SAFETY AT HARMONIZATION OF A POLICY OF DEVELOPMENT OF THE STATE

CORPORATION

Muhitov N., Ph.D., doctorant

In article the basic aspects of harmonisation of a policy of development of the state corporation taking into account economic safety for reduction of the mutual damages put in the course of activity of corporation which sources are subjects and objects of the external and internal environment are considered.

Keywords: methodology, harmonization, the state corporation, economic safety

Проблема обеспечения принципов, инструментов и направлений обеспечения экономической безопасности государственных корпораций в настоящее время является достаточно важной по нескольким причинам. Прежде всего, по объективным причинам в государственных корпорациях в настоящее время сосредоточено достаточно большое количество заводов, научно-исследовательских институтов и коммерческих компаний, имеющих стратегическое значение для развития национального оборонно-промышленного комплекса. Также, достаточно важным фактом является то, что в государственных корпорациях преобладают субъекты, которые, как правило, были государственной собственностью, то есть государственный бюджет получал доходы от их функционирования.

Немаловажным фактором значимости и актуальности проблемы обеспечения экономической безопасности государственных корпораций можно считать наличие системы хозяйственных связей и инновационного потенциала, потеря которого приведет к существенному ухудшению позиций национальной экономики России в мировом хозяйстве. Попытки государства консолидировать имеющиеся интеллектуальные ресурсы и производственный потенциал в рамках государственных корпораций выглядят не совсем рыночными, но в сложившейся ситуации, скорее всего, наиболее приемлемыми промежуточными усилиями для нормализации инвестиционного климата в промышленности.

Многие эксперты отмечают, что вхождение в состав государственных корпораций дало многим предприятиям возможность, во-первых, снизить давление административной среды и заменить его на корпоративное влияние, во-вторых, получить доступ к относительно дешевым длинным ресурсам для обновления материально-технической базы, в-третьих, создать производственные контуры для реализации инновационных и инвестиционных проектов. Однако расширение возможностей влечет за собой изменение структуры рисков, поэтому в современных условиях разработка системы экономической безопасности для государственных корпораций является важной проблемой в масштабах макроэкономики.

Поскольку государственные корпорации представляют собой достаточно неоднозначное явление в современной экономике, их деятельность до настоящего времени остается мало исследованной. Такая ситуация только усугубляет проблемы обеспечения их экономической безопасности, так как до настоящего времени остаются недостаточно понятными внутренние противоречия, механизмы взаимосвязи основных участников государственных корпораций, их отношения с государственными заказчиками, а также способы альтернативного ресурсного обеспечения.

По нашему мнению, экономическая безопасность государственной корпорации является более сложной категорией, чем экономическая безопасность государства в целом. Это обусловлено тем, что к факторам обеспечения экономической безопасности государственной корпорации добавляются все факторы, обеспечивающие экономическую безопасность государства. То есть, государственная корпорация как локальный объект национальной экономики нуж-

дается в проведении мероприятий по обеспечению экономической безопасности не только на своем уровне, но и на уровне государства в целом. Такая ситуация обусловлена тем, что экономическая безопасность государства является необходимым условием обеспечения экономической безопасности отдельных субъектов. Иными словами, если экономическая безопасность государства в целом не обеспечена на должном уровне, то говорить об обеспечении экономической безопасности любого субъекта его национальной экономики невозможно.

В данных условиях концепция экономической безопасности государственной корпорации напрямую зависит от того, насколько успешно и планомерно осуществляются мероприятия по обеспечению экономической безопасности государства в целом. Если есть возможность говорить о наличии условий для обеспечения экономической безопасности государства, то имеет смысл разрабатывать концепцию экономической безопасности отдельной государственной корпорации.

По нашему мнению, экономическая безопасность государственной корпорации заключается, прежде всего, в возможности самостоятельно развиваться и обеспечивать выполнение государственных программ производства продукции и услуг. В условиях, когда эти условия не выполняются, вести речь о наличии факторов экономической безопасности конкретной государственной корпорации не имеет смысла. Таким образом, концепция экономической безопасности государственной корпорации заключается в обеспечении двух групп условий. Во-первых, должна быть обеспечена экономическая безопасность государства. Во-вторых, должны быть созданы условия, при которых обеспечивается экономическая безопасность конкретной государственной корпорации или целого класса подобных объектов.

В ходе разработки и гармонизации всех указанных политик развития государственная корпорация подвергается различным негативным воздействиям, результатом которых является прямой и косвенный ущерб ее деятельности. Для детализации угроз и негативных воздействий в исследовании проведена классификация направлений ущерба государственной корпорации и государству в целом.

1. Ресурсное направление наблюдается, когда дефицит ресурсов приводит к недостаточно качественной реализации какой-либо политики. Возникает угроза недостаточного ресурсного обеспечения конкретной политики, в том числе, из-за ошибок в распределении приоритетных ресурсов, что может привести, в конечном итоге, к существенным нарушениям нормального функционировании и недостижению поставленных государством целей и неправильному решению стоящих задач.

2. Репутационное направление включает угрозы репутации государственной корпорации, обусловленные отсутствием раскрытия информации о функционировании, непопулярными решениями высшего руководства государственной корпорации, низким качеством производимой продукции, ошибками в реализации политически значимых контрактов.

3. Структурное направление включает нересурсные конфликты руководителей подразделений, когда отдельные подразделения проводят дискредитацию других подразделений для получения материальных и нематериальных преференций в деятельности. Также в рамках данного направления учитываются конфликты между дочерними и зависимыми обществами государственной корпорации, а также между дивизионами и продуктовыми бизнесами.

4. Рыночное направление предполагает наличие угроз и возможных ущербов в результате негативного воздействия внешней среды, когда имеются просчеты в маркетинговой политике, при ценообразовании, а также при взаимодействии с ключевыми стей-кхолдерами.

5. Административное направление включает конфликты между государством и государственной корпорацией, в том числе, в случае недобросовестного поведения представителей государства как участников групп интересов.

6. Корпоративное направление рассматривает ситуации наличия конфликтов между государственными корпорациями за собственные политические и экономические интересы и преференции от государства.

В целях развития методологии гармонизации политики развития государственной корпорации автор счел необходимым сформулировать приоритетные направления развития теоретических положений управления обособленным классом хозяйствующих субъектов, которым являются государственные корпорации. Развитие теоретических положений позволяет создать необходимый фундамент для практической реализации рекомендаций в деятельности конкретных государственных корпораций.

С учетом указанных направлений ущерба разрабатывается стратегия экономической безопасности, позволяющая сократить возможные ущербы для реализации политик развития. Однако мероприятия экономической безопасности сами должны находиться в гармонии с реализуемыми политиками развития, поэтому при формировании единой комплексной политики развития необходимо учитывать экономическую безопасность государственной корпорации как один из инструментов гармонизации. В связи с этим гармонизация политики развития государственной корпорации напрямую зависит от программы управления экономической безопасностью.

Серьезной проблемой при разработке политики развития государственной корпорации является задача выявления и учета пороговых ограничений, которые состояние экономической безопасности накладывает процесс гармонизации политики развития государственной корпорации. Для этого необходимо учитывать условия макроэкономического окружения, в которых действует и будет действовать государственная корпорация. Также важную роль играют условия рыночного окружения, в том числе, условия проводимых сделок и стоимости основных ресурсов.

В рамках гармонизации политики развития государственных корпораций с учетом их экономической безопасности может использоваться система исходных данных, включающая следующие информационно-аналитические блоки: внешнеполитическая среда потенциальной сделки; конкурентные возможности экспортера по показателю «стоимость - эффективность» или «цена - качество»; экономический и военно-экономический потенциал импортера; военная доктрина, военно-техническая политика и система закупок вооружения для нужд вооруженных сил импортера; национальное законодательство в области торговли оружием, особенности властных институтов системы принятия решений, а также личностные и психологические портреты лиц, принимающих решения о закупках вооружения. Пороговые ограничения, которые состояние экономической безопасности накладывает на процесс гармонизации политики развития государственной корпорации можно охарактеризовать системой показателей, отражающих:

• предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;

• предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за рамками которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза утраты наиболее продук-

тивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;

• предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за рамками которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

По нашему мнению, отсутствие единого понимания задач экономической безопасности во многом определяется отсутствием единого понимания экономической безопасности как научной категории. В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «экономическая безопасность». В этой связи, уточнение данного понятия является одной из важных задач не только в процессе исследования безопасности, но в рамках ее обеспечения на различных уровнях.

Очевидно, что экономические отношения существуют только в человеческом обществе. Носителями этих отношений всегда выступают его субъекты - люди. Действия субъектов определяются экономическими интересами, вытекающими из их социально-экономического статуса. Для дальнейшего анализа важно подчеркнуть, что существуют экономические интересы собственников и наемного персонала. Для государственных корпораций государство рассматривается как собственник. Так как главным интересом собственника в рыночной социально-ориентированной системе производства, а соответственно и целью функционирования любой государственной корпорации является получение запланированного результата, то все, что препятствует его получению, представляет экономические угрозы.

Самая большая проблема и в то же время плюс - это возможность пользоваться тем бюджетным профицитом, который в настоящее время существует в экономике России. Федеральный бюджет верстается с профицитом; с другой стороны, к сожалению, при объединении хозяйствующих субъектов в корпорации эффективность этих хозяйствующих субъектов, объединенных в корпорацию, настолько разная, что проводить целенаправленную финансовую политику затруднительно. К сожалению, большинство проектов направлено не на развитие отрасли, а на искусственное поддержание платежеспособности предприятий, которые находятся в кризисе, и возникает существенная проблема в определении экономической целесообразности большинства принимаемых решений при создании и управлении корпорацией.

Государственные корпорации, создаваемы в России в настоящее время, скорее всего, будут преобразовываться в ФГУПы, так как государство зачастую не хочет отдавать многие отрасли в собственность, что является ограничением при создании публичных корпораций. К примеру, в США любая компания, которая не является закрытой, т. е. у которой нет ограниченного количества владельцев будет называться корпорацией, а государство имеет больше рычагов влияния, так как оно может регулировать деятельность этих корпораций через правовые и рыночные инструменты: через учетные ставки, поддержание фондового рынка.

По мнению экспертов, существуют два пути развития государственных корпораций: либо они превращаются в публичные корпорации, либо они станут ФГУПами, то есть унитарными предприятиями с одним собственником в лице государства. В настоящее время в экономике России создаются такие отрасли, контроль над которыми государство не хочет делегировать. Поэтому в данных отраслях создаются унитарные предприятия и отраслевые монополисты. Таким образом, можно констатировать, что чем больше эффективных отраслей будет функционировать в национальной экономике, тем больше отраслевых монополий будет создавать государство.

В связи с этим необходимо отметить, что государственный монополизм силен не только во внешней торговле, но и на внутреннем рынке в тех отраслях, которые в настоящее время в России наиболее эффективны. При этом государственные корпорации не контролируют ни внешнюю, ни внутреннюю торговлю, они просто позволяют контролировать государству финансовые потоки. К примеру, в результате анализа вклада различных отраслей в ВВП можно заключить, что 80% отраслей не являются рыночными, так как в них существует ярко выраженный государственный монополизм.

Важно отметить, что государство весьма активно участвовало

в создании крупных государственных компаний и в 2006 г. (в форме открытых акционерных обществ с полным участием государства), но тогда это не привлекало столь значительного внимания и не сопровождалось обилием критических комментариев. Реакцию же на создание государственных корпораций в 2007 г. можно охарактеризовать как скептически-настороженную. Такая реакция в значительной мере определялась следующими особенностями формирования государственных корпораций:

• закрытость процессов подготовки и предварительного обсуждения проектов создания государственных корпораций;

• динамичность («скоротечность») процессов обсуждения проектов законов о создании государственных корпораций;

• непривычность используемой организационно-правовой формы (государственная корпорация), нечеткость (рамочность) базовых норм;

• задействование в создании государственных корпораций высшего политического ресурса;

• большие объемы государственного имущества, выделенные для обеспечения деятельности корпораций;

• широкий и разнообразный набор полномочий, которыми наделены корпорации;

• крайне слабая аргументация перед обществом необходимости (целесообразности)

• создания государственных корпораций;

• неясность стратегических планов и принципов деятельности корпораций;

• шлейф предложений от различных сторон по созданию новых государственных корпораций.

Довольно широко обсуждались риски таких негативных последствий процесса создания государственных корпораций, как:

• усиление нерационального присутствия государства в экономике;

• неэффективность использования государственного имущества;

• непрозрачность функционирования и низкая подотчетность (подконтрольность) государственных корпораций.

Тем не менее, наибольшую озабоченность вызывал риск дальнейшего увеличения количества государственных корпораций, в том числе в силу предложений по законодательному определению возможностей создания государственных корпораций на уровне субъектов Российской Федерации. В этой ситуации при оценке государственной политики по созданию корпораций важно учитывать два аспекта:

• во-первых, насколько обоснованными являются задачи деятельности этих субъектов;

• во-вторых, в какой мере оправдан и обоснован выбор такого способа решения этих задач, как создание государственных корпораций (при наличии иных достаточно отработанных вариантов, например, формирование и реализация федеральных целевых программ, создание акционерных холдингов на основе использования государственного имущества).

Основные сомнения в отношении создания государственных корпораций были связаны, прежде всего, с выбором формы решения поставленных задач. Поэтому мы в большей мере сосредоточим свое внимание именно на институциональных аспектах создания государственных корпораций, а также на оценке открывающихся при этом возможностей и сопутствующих им рисках. В отношении государственной корпорации неоднократно указывалось, что данная организационно-правовая форма имеет существенные изъяны, в частности:

• нечеткость понятия «общественно полезные функции» и соответственно возможность расширительных трактовок при обосновании необходимости использования данной формы;

• безвозмездная передача государственного имущества в частные руки при создании государственной корпорации;

• отсутствие каких-либо принципов управления имуществом, порождающее дополнительные риски;

• отсутствие даже рамочного регулирования вопросов реорганизации и ликвидации государственной корпорации.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Курманов А.Т., доцент кафедры менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.т.н, доцент

Мухитов Н.М., к.э.н., докторант

В статье развита методология гармонизации политики развития государственной корпорации с учетом экономической безопасности, сформирована концепция исследования категории «политика развития государственной корпорации»

Ключевые слова: методология, гармонизация, государственная корпорация, экономическая безопасность

HARMONIZATION OF A POLICY OF DEVELOPMENT AS THE TOOL OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE CORPORATION

Kurmanov A., Associate Professor of Management University of Finance of the Russian Government, Ph.D., associate professor

Muhitov N., Ph.D., doctorant

In article the methodology of harmonization of a policy of development of the state corporation taking into account economic safety is developed, the concept of research of a category of «the politician of development of the state corporation» is generated

Keywords: methodology, harmonization, the state corporation, economic safety

По нашему мнению политика развития государственной корпорации позволяет трактовать данную категорию как совокупность манипуляций с иерархией групп интересов различного уровня, которые подчинены многофакторной реакции на разнонаправленные сигналы в реальных условиях экзогенных и эндогенных факторов и поступков представителей указанных групп, в том числе и неадекватных поступков субъектов внешней и внутренней среды государственной корпорации.

В узком смысле политика развития государственной корпорации представляет собой определенную часть, программу или направление указанных выше манипуляций, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определенных интересов для достижения определенных государством для каждой государственной корпорации целей в определенной среде функционирования. Под политикой развития нами понимается процесс принятия решений, а также поведение руководства государствен-

ной корпорации в общественно-политической обстановка, которая является источником различных угроз. В государственных корпорациях политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами интересов, как например, - в отношениях между государством и государственными корпорациями, между государственными корпорациями как субъектами экономической деятельности, а также между государственными корпорациями и представителями внешней и внутренней среды.

В рамках развития методологии гармонизации политики развития государственной корпорации автором сформулирован научный тезис о том, что гармонизация политик развития представляет собой построение такого качественного и количественного баланса политик, при котором все политики находятся в состоянии наименьшего ущерба, наносимого друг другу. В связи с этим, управление гармонизацией в качестве приоритетного критерия принятия решений использует максимальную гармонию политики развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.