Научная статья на тему 'Гармонизация политики развития как инструмент построения баланса интересов государственной корпорации'

Гармонизация политики развития как инструмент построения баланса интересов государственной корпорации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / METHODOLOGY / HARMONIZATION / THE STATE CORPORATION / ECONOMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курманов А. Т., Мухитов Н. М.

В статье развита методология гармонизации политики развития государственной корпорации с учетом экономической безопасности, сформирована концепция исследования категории «политика развития государственной корпорации»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF A POLICY OF DEVELOPMENT AS THE TOOL OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE CORPORATION

In article the methodology of harmonization of a policy of development of the state corporation taking into account economic safety is developed, the concept of research of a category of «the politician of development of the state corporation» is generated

Текст научной работы на тему «Гармонизация политики развития как инструмент построения баланса интересов государственной корпорации»

в создании крупных государственных компаний и в 2006 г. (в форме открытых акционерных обществ с полным участием государства), но тогда это не привлекало столь значительного внимания и не сопровождалось обилием критических комментариев. Реакцию же на создание государственных корпораций в 2007 г. можно охарактеризовать как скептически-настороженную. Такая реакция в значительной мере определялась следующими особенностями формирования государственных корпораций:

• закрытость процессов подготовки и предварительного обсуждения проектов создания государственных корпораций;

• динамичность («скоротечность») процессов обсуждения проектов законов о создании государственных корпораций;

• непривычность используемой организационно-правовой формы (государственная корпорация), нечеткость (рамочность) базовых норм;

• задействование в создании государственных корпораций высшего политического ресурса;

• большие объемы государственного имущества, выделенные для обеспечения деятельности корпораций;

• широкий и разнообразный набор полномочий, которыми наделены корпорации;

• крайне слабая аргументация перед обществом необходимости (целесообразности)

• создания государственных корпораций;

• неясность стратегических планов и принципов деятельности корпораций;

• шлейф предложений от различных сторон по созданию новых государственных корпораций.

Довольно широко обсуждались риски таких негативных последствий процесса создания государственных корпораций, как:

• усиление нерационального присутствия государства в экономике;

• неэффективность использования государственного имущества;

• непрозрачность функционирования и низкая подотчетность (подконтрольность) государственных корпораций.

Тем не менее, наибольшую озабоченность вызывал риск дальнейшего увеличения количества государственных корпораций, в том числе в силу предложений по законодательному определению возможностей создания государственных корпораций на уровне субъектов Российской Федерации. В этой ситуации при оценке государственной политики по созданию корпораций важно учитывать два аспекта:

• во-первых, насколько обоснованными являются задачи деятельности этих субъектов;

• во-вторых, в какой мере оправдан и обоснован выбор такого способа решения этих задач, как создание государственных корпораций (при наличии иных достаточно отработанных вариантов, например, формирование и реализация федеральных целевых программ, создание акционерных холдингов на основе использования государственного имущества).

Основные сомнения в отношении создания государственных корпораций были связаны, прежде всего, с выбором формы решения поставленных задач. Поэтому мы в большей мере сосредоточим свое внимание именно на институциональных аспектах создания государственных корпораций, а также на оценке открывающихся при этом возможностей и сопутствующих им рисках. В отношении государственной корпорации неоднократно указывалось, что данная организационно-правовая форма имеет существенные изъяны, в частности:

• нечеткость понятия «общественно полезные функции» и соответственно возможность расширительных трактовок при обосновании необходимости использования данной формы;

• безвозмездная передача государственного имущества в частные руки при создании государственной корпорации;

• отсутствие каких-либо принципов управления имуществом, порождающее дополнительные риски;

• отсутствие даже рамочного регулирования вопросов реорганизации и ликвидации государственной корпорации.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТРОЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОРПОРАЦИИ

Курманов А.Т., доцент кафедры менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.т.н, доцент

Мухитов Н.М., к.э.н., докторант

В статье развита методология гармонизации политики развития государственной корпорации с учетом экономической безопасности, сформирована концепция исследования категории «политика развития государственной корпорации»

Ключевые слова: методология, гармонизация, государственная корпорация, экономическая безопасность

HARMONIZATION OF A POLICY OF DEVELOPMENT AS THE TOOL OF CONSTRUCTION OF BALANCE OF INTERESTS OF THE STATE CORPORATION

Kurmanov A., Associate Professor of Management University of Finance of the Russian Government, Ph.D., associate professor

Muhitov N., Ph.D., doctorant

In article the methodology of harmonization of a policy of development of the state corporation taking into account economic safety is developed, the concept of research of a category of «the politician of development of the state corporation» is generated

Keywords: methodology, harmonization, the state corporation, economic safety

По нашему мнению политика развития государственной кор- ной корпорации в общественно-политической обстановка, которая

порации позволяет трактовать данную категорию как совокупность является источником различных угроз. В государственных корпо-

манипуляций с иерархией групп интересов различного уровня, ко- рациях политику можно наблюдать во взаимодействии между оп-

торые подчинены многофакторной реакции на разнонаправленные ределенными группами интересов, как например, - в отношениях

сигналы в реальных условиях экзогенных и эндогенных факторов между государством и государственными корпорациями, между

и поступков представителей указанных групп, в том числе и не- государственными корпорациями как субъектами экономической

адекватных поступков субъектов внешней и внутренней среды го- деятельности, а также между государственными корпорациями и

сударственной корпорации. представителями внешней и внутренней среды.

В узком смысле политика развития государственной корпора- В рамках развития методологии гармонизации политики раз-

ции представляет собой определенную часть, программу или на- вития государственной корпорации автором сформулирован науч-

правление указанных выше манипуляций, совокупность средств ный тезис о том, что гармонизация политик развития представляет

(инструментов) и методов (техник) для реализации определенных собой построение такого качественного и количественного балан-

интересов для достижения определенных государством для каж- са политик, при котором все политики находятся в состоянии наи-

дой государственной корпорации целей в определенной среде фун- меньшего ущерба, наносимого друг другу. В связи с этим, управле-

кционирования. Под политикой развития нами понимается процесс ние гармонизацией в качестве приоритетного критерия принятия

принятия решений, а также поведение руководства государствен- решений использует максимальную гармонию политики развития

(ГПР ), которая, в том числе, представляет собой критерий экономической безопасности государственной корпорации. Автором рассматриваются следующие политики развития государственной корпорации:

• социальная политика развития (охватывает социально-политическую ситуацию в глобальной системе миропорядка, экологоэкономические отношения, проблемы социальной стабильности в обществе, формирование человеческого капитала в государственной корпорации, социальную защиту работников и т. п.);

• организационная политика развития (регулирует отношения между хозяйствующими субъектами, входящими в государственную корпорацию, отношения собственности по производственным и нематериальным объектам, новые организационные структуры и диверсификацию бизнеса в рамках подразделений);

• маркетинговая политика развития (рассматривает новые рынки сбыта, новую продукцию, новые технологии продаж, новые каналы продвижения и логистики, проблемы всеобщего управления качеством);

• финансово-экономическая политика развития (охватывает проблемы формирования источников финансирования, оценки стоимости активов, ценообразования на продукцию, формирования себестоимости новых видов продукции, повышение производительности труда, интенсификацию производства и использование современных предметов труда);

• ресурсно-технологическая политика развития (рассматривает проблемы материально-технического обеспечения деятельности государственной корпорации, технологические улучшения, новые и перспективные виды ресурсов, взаимосвязь использования ресурсов и технических средств производства);

• инвестиционно-инновационная (учитывает современные технологические новшества, проблему коммерциализации инноваций, инвестиционные решения по новым и перспективным продуктам, технологиям и способам функционирования, позволяет внедрить в деятельность государственной корпорации парадигму экономики, основанной на знаниях).

Как показали исследования, зачастую в стратегическом планировании государственной корпорации возникает проблема конфликта политик, когда разрабатывая мероприятия в рамках одной из политик развития, руководство государственной корпорации не уделяет должного внимания другой политике. В этой связи, в диссертации сформулирована научная задача разработки критерия максимальной сбалансированности (максимальной гармонии) политик развития. Использование данного критерия должно давать возможность устанавливать направления гармонизации политик развития для минимизации совокупного ущерба государственной корпорации.

Поскольку на деятельность государственной корпорации оказывают влияние различные группы интересов, очень важно при разработке и гармонизации политики развития учитывать результаты самоанализа государственной корпорации, то есть те преимущества и недостатки, которыми наделена конкретная государственная корпорация в соответствии с нормативными актами, регулирующими процедуру ее создания, управления и текущей деятельности.

Также очень важным является вопрос о выборе конкретного типа государственной корпорации как среды гармонизации политики развития. В складывающихся экономических и правовых условиях определить уровень развития корпоративных отношений достаточно затруднительно. Существующие подходы к раскрытию информации пока далеки от стандартов лучшей практики и являются источником рыночного направления ущерба. Для этого целесообразно при гармонизации политики развития учитывать индивидуальные особенности конкретной государственной корпорации, которые обусловлены обычаями делового оборота в рамках вида экономической деятельности, приоритетного для государственной корпорации.

Гармонизация политики развития осуществляется с учетом различных факторов влияния. Поэтому в рамках каждой политики развития реализуется комплекс мероприятий для минимизации различных направлений ущерба. Для этого в рамках государственной корпорации должен быть сформирован комплекс задач для предотвращения или ослабления существующих внешних, внутренних угроз, направленный на эффективное использование корпоративных ресурсов и согласованность интересов государственной корпорации и субъектов внешней среды.

Поскольку гармонизация политики развития государственной корпорация не является единичным действием, а представляет собой итерационный процесс растянутый во времени, руководство государственной корпорации должно постоянно отслеживать изменения текущего состояния и тенденции трансформации внешней среды, в том числе, с учетом возможных угроз и негативных воздействий. Также при разработке управленческих решений необходимо учитывать вероятность проявления угроз и оценивать разнообразные риски деятельности. Для этого целесообразно использовать развернутую систему мониторинга текущего состояния реализации политик и их гармонизации.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности корпорации и обусловливающих ее недостаточное для акционеров развитие, ставит вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики развития корпорации с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.

Для минимизации влияния структурного направления ущерба, по мнению автора, экономическую безопасность государственной корпорации целесообразно рассматривать как компонент системы общественной экономической безопасности, обладающей комплексом связей с другими элементами данной системы. Состояние защищенности экономических интересов государственной корпорации, связанных с ее производственной, финансовой, инвестиционной, социальной и прочими видами деятельности, является целью системы обеспечения экономической безопасности государства, которое является инициатором создания и основным донором государственных корпораций.

В процессе гармонизации политики развития государственной корпорации наиболее сложной и ответственной частью процесса обеспечения безопасности является оценка вероятности реализации угроз и связанная с этим оценка возможного ущерба. От того, насколько, с одной стороны, достаточно полно выявлены реальные и прогнозируемые (потенциальные) угрозы, зависит в конечном итоге степень защищенности государственной корпорации. С другой стороны, сознательное превышение достаточности при учете тех угроз, влияние которых непосредственно на функционирование корпорации маловероятно или локализация которых невозможна, или малоэффективна, приведет к существенному завышению затрат на безопасность, и может существенно сказаться на балансе политик развития государственной корпорации и ее реально достигаемой экономической эффективности.

Влияние административного направления ущерба должно компенсироваться наравне с другими направлениями. Эффективное решение стоящих перед государственной корпорацией задач возможно только в результате согласованной целенаправленной деятельности всех государственных органов и неправительственных организаций, участвующих в этом процессе. По мнению автора, для эффективного решения стоящих перед каждой государственной корпорацией задач, а также для координации их деятельности на государственном уровне необходимо в Правительстве Российской Федерации создать Департамент корпоративного контроля государственных корпораций, который будет координировать деятельность Директоратов государственных корпораций.

На фоне наличия квалификационных или компетентностных проблем в сфере отраслевого и межотраслевого регулирования, целесообразно по нашему мнению, разобрать достоинства и недостатки создаваемых государственных корпораций. Основным аспектом является то, что корпорации создаются государством в рамках конкретных отраслей, т. е. в рамках конкретной отрасли собираются конкретных компании, имеющие долю государства, либо имеющие какую-то зависимость от государства; и они объединяются путем передачи пакета акций в новую компанию. Таким образом, создаются крупные корпорации, которые охватывают большее количество предприятий конкретной отрасли.

С одной стороны, это является очень эффективным методом на переходном этапе развития национальной экономики, с другой стороны, раз государство создает такую крупную структуру, то существует необходимость рассмотрения преимуществ данного хозяйствующего субъекта, эта структура будет получать. Зачастую корпорации создаются для того, чтобы совершенно четко диверсифицировать источники финансирования свой деятельности, включить большее количество проектов, в том числе инновационных, в портфель. Однако, создавая четкую структуру, подчиненную государству, само государство искусственно ограничит источники финан-

сирования, фактически отдавая на откуп финансирование деятельности корпорации за счет государственного бюджета; и, с другой стороны, плодит закрытость и отсутствие распространения корпоративной информации.

Создание государственных корпораций одной из своих целей преследует гармонизацию политики развития. В складывающихся экономических и правовых условиях определить уровень развития корпоративных отношений достаточно затруднительно. Государственные корпорации, в этой связи, могут стать наиболее публичными, так как они действуют в интересах всей экономики. Тем не менее, существующие подходы к раскрытию информации пока далеки от стандартов лучшей практики. Одним из достоверных признаков, на основании которого можно определить наиболее распространенную в национальной экономике модель управления государственными корпорациями, является структура и уровень концентрации акционерного капитала, обусловливающие формы реализации права контроля.

В результате комплексного рассмотрения большинства государственных корпораций можно заключить, что они существенно различаются по целям создания, отраслевой принадлежности и корпоративной структуре. Также разными являются приоритеты создания и функционирования. В отдельных случаях государство стремиться консолидировать отрасли, которые обеспечивают обороноспособность страны (например, ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация»), другим поводом для создания является желание приблизиться к мировым лидерам в сфере высоких технологий.

Наконец, опыт последнего времени свидетельствует о новой тенденции в создании государственных корпораций - решение конкретных государственных задач: ремонт дорог, реформирование ЖКХ, строительство олимпийских объектов. По нашему мнению, целесообразно ставить перед государственными корпорациями только стратегические цели. Подобная динамика дает основания утверждать, что государственные корпорации становятся заметным явлением в национальной экономике. В сложившихся условиях государственные корпорации как экономическая категория требуют не только теоретического обобщения, но и различных структурных и динамических исследований. Мы считаем, что как один из самостоятельных видов субъектов национальной экономики государственные корпорации можно классифицировать по следующим основным признакам:

• повод консолидации активов;

• цели создания;

• приоритеты государственного регулирования;

• сложность корпоративной структуры;

• механизм корпоративного контроля в рамках государственной корпорации.

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на государственные интересы при создании государственных корпораций, в них преобладают корпоративные институты управления. То есть, государственные корпорации представляют собой одну из форм реализации системы корпоративного управления в национальной экономике. В этой связи, государственные корпорации имеют как признаки классических корпораций, так и государственных унитарных предприятий. Тем не менее, по нашему мнению, государственные корпорации занимают промежуточное положение в этом ряду.

В этой связи, представляется целесообразным провести сравнительный анализ различных хозяйствующих субъектов, которые в той или иной степени можно отнести к государственным организациям. По нашему мнению, наиболее важно сравнить следующие типы организаций: государственные унитарные предприятия, государственные корпорации, акционерные общества с государственным контролем. В качестве признаков для сравнения мы предлагаем использовать следующие:

• характер деятельности;

• источники финансирования;

• стратегия и тактика поведения на рынке;

• ответственность государства по обязательствам организации;

• обособленность имущества.

Рассмотрим предлагаемые признаки подробнее. Характер деятельности определяет наиболее важные финансовые последствия деятельности организации. Анализ источников финансирования позволяет определить основную категорию инвесторов деятельности организации. Стратегия и тактика поведения на рынке показывают особенности маркетинговой активности. Ответственность

государства по обязательствам организации позволяет оценить степень вовлеченности государства в конкретный бизнес. Обособленность имущества иллюстрирует реальную автономию организации от государства.

Отсутствие единого понимания экономической безопасности корпорации может значительно снизить результативность узкофункционального подхода, то есть попросту обесценить ее, хотя такой подход в целом ряде случаев может принести ощутимую пользу. То есть, экономическую безопасность корпорации надлежит рассматривать как эволюционное развитие ситуационного подхода к управлению. Экономическая безопасность вызывает все большую заинтересованность корпораций, которые сталкиваются с трудностями при реализации принципиально новых подходов к управлению дочерними обществами, при организации корпоративного управления в рыночных условиях.

Также необходимо учитывать, что экономическая безопасность корпорации является комплексным понятием и связана не только с ее внутренним состоянием, но и с воздействием внешней среды, ее субъектов, с которыми корпорация вступает в экономические отношения. В связи с этим экономическая безопасность корпорации может рассматриваться как практическое воплощение положений теории ресурсной взаимозависимости, в соответствии с которой в своей деятельности корпорация должна принимать во внимание не только свои, но и различные интересы собственников, партнеров, круг которых может быть очень широким. Именно с точки зрения согласования интересов корпорации ее экономическую безопасность предлагается рассматривать как меру гармонизации во времени и пространстве экономических интересов корпорации с интересами связанных с ней субъектов внешней среды, действующих вне границ корпорации.

Система экономической безопасности корпорации призвана выполнять определенные функции, наиболее значимыми из них являются:

• корпоративный контроллинг дочерних обществ корпорации;

• мониторинг деятельности корпорации;

• прогнозирование, выявление, предотвращение или ослабление опасностей и угроз экономической безопасности корпорации;

• обеспечение защищенности деятельности корпорации и ее персонала;

• создание благоприятной конкурентной среды;

• ликвидация последствий нанесенного ущерба и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.